Вагнер, отто

Биография

Образование и начало карьеры

Отто Вагнер родился в семье преуспевающего придворного нотариуса в Пенцинге (сегодня — район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн), Рудольфа Симеона Вагнера. Отец умер, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать, Сюзанна фон Хелффенсторфер-Хюбер, сумела дать ему достойное образование. В 1857—1862 Вагнер обучался вначале в Венском политехникуме, затем в Академии изобразительных искусств. В 1862 году Вагнер устроился подмастерьем на фирму архитектора Генриха Фёрстера (сына Людвига Фёрстера, строителя Рингштрассе). В 1864 году Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу — руководство постройкой главного павильона, курсалона Хюбнера, в венском городском парке. В последующие два десятилетия Вагнер успешно строил чужие и собственные проекты в стиле поздней эклектики. На рубеже 1870-х — 1880-х годов Вагнер создал массу проектов; некоторые из них он реализовал как независимый застройщик, но в целом этот этап его творчества остаётся мало изученным. Первый печатный сборник его проектов вышел в 1890 году.

Эпоха модерна

В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма — к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта, Чарлз Ренни Макинтош, Л. Н. Кекушев — поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион, тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.

С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вена на юге и до Шенбрунна на западе) 1892—1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект — архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене. В 1900—1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплац — скромная постройка в духе 1960-х годов.

Особенности архитектуры Вагнера этого периода — стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма — белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь — тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра — была моментально растиражирована архитекторами модерна.

Поздний период

Наиболее заметные постройки Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана. В 1904—1906 он строит из бетона и алюминия, в 1904—1907 — церковь Am Steinhof. В те же годы Вагнер проектировал аналогичные общественные здания для Гааги, Сан-Франциско и других городов, а также Храм Мира в Вене (1918). Крупнейший реализованный проект тех лет — госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital (1906—1910-е).

Личная жизнь

В 1863 году по настоянию матери Отто женился в первый раз, и имел от этого брака двух дочерей. Одновременно с этим браком, он много лет сожительствовал с Софией Паупи (1840—1912), которая родила ему также двоих детей; Вагнер официально усыновил их в 1882 году, после развода. В 1884 он женился второй раз, в этом браке родились трое детей. Вторая жена Луиза Штифль была на 18 лет моложе Вагнера и умерла рано, в 1915 году.

Вагнер скончался 11 апреля 1918 года, незадолго до окончания Первой мировой войны, в своей квартире на Дёблергассе в Вене.

Похоронен на Хитцингском кладбище.

Публикации

Вагнер, Отто (1988). Современная архитектура: Путеводитель для учеников в этой области искусства. Пер. Гарри Ф. Маллгрейв. Санта-Моника: Центр истории искусства и гуманитарных наук Гетти. ISBN  0-226-86938-5..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}

Биография

Отто Вагнер родился в семье преуспевающего нотариуса канцелярии венгерского королевского двора, в Пенцинге (пригород, позднее район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн), Рудольфа Симеона Вагнера. Отец умер от болезни лёгких, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать, Сюзанна фон Хелферсторфер, урождённая Хюбер, сумела дать сыну достойное образование. С 1850 года Отто два года учился в Венской академической гимназии (Wiener Akademische Gymnasium), затем в Приюте бенедиктинцев (Stiftsgymnasium Kremsmünster) в Верхней Австрии и с 1857 по 1862 год в Венском политехническом институте (Polytechnisches Institut Wien), где изучал математику, физику, начертательную геометрию, технологию и рисунок.

По окончании учёбы в 1860 году Отто Вагнер отправился в Берлин и учился в 1860—1861 годах в Королевской строительной академии (Königlichen Bauakademie) у Карла Фердинанда Буссе, ученика Карла Фридриха Шинкеля, лидера немецкой школы неоклассической и неоготической архитектуры. В 1861—1862 годах — в Венской академии изобразительных искусств (Akademie der bildenden Künste). В 1862 году 21-летний Вагнер присоединился к архитектурной мастерской Людвига фон Фёрстера в Вене.

Начало архитектурной карьеры Отто Вагнера пришлось на период апогея строительной истории Вены. В 1858 году начался снос городских стен вокруг старого города, в 1865 году была открыта Венская улица Рингштрассе, на которой располагались многочисленные представительные здания. Складывался новый образ имперской столицы. Мастерская Фёрстера активно участвовала проектировании венской Рингштрассе. В дальнейшем возникло определение: «Стиль Рингштрассе» — ироничное название помпезного, претенциозного и эклектичного стиля престижных особняков и дорогих отелей, располагавшихся на главной улице Вены.

В 1864 году Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу — руководство постройкой главного павильона, курсалона Хюбнера, в венском городском парке. В последующие два десятилетия Вагнер успешно осуществлял многие собственные и иные проекты в стиле «классицизирующей эклектики» (определение О. Вагнера). В 1890 году вышел первый печатный сборник его проектов.

Отто Вагнер был эпикурейцем и вёл насыщенную личную жизнь. Он сожительствовал с дочерью пивовара Софии Паупи (1840—1912) и имел от неё двух сыновей: Отто (1864—1945) и Роберта (1865—1954), которых усыновил в 1882 году. Ранее, в 1867 году по настоянию матери он женился на Жозефине Домарт. С ней у него было две дочери: Сюзанна (1868—1937) и Маргарет (1869—1880). Вскоре после смерти матери в 1880 году Отто развёлся с Жозефиной. В 1884 году Вагнер женился на Луизе Штиффель. Супруги переехали в Будапешт и присоединились к унитарной церкви. В 1889 году, после смерти первой жены, Вагнер снова стал католиком. Со второй женой Луизой у него было трое детей: Штефан, Луиза и Кристина. Вторая жена была на восемнадцать лет младше его, но умерла рано, в 1915 году.

Во время Первой мировой войны Вагнер, привыкший жить на широкую ногу, отказывался покупать еду на чёрном рынке в дополнение к скудным продовольственным пайкам. Он заболел и умер 11 апреля 1918 года в возрасте 76 лет, не дождавшись окончания войны, в своей квартире в Вене, 7, Дёблергассе 4. Дом, в котором он скончался, был достроен в 1912 году по его проекту. Вагнер похоронен на Хитцингском кладбище в Вене, в почётной могиле (группа 13, номер 131). Он сам проектировал семейный склеп в 1881 году. В 1918 году, за два месяца до Вагнера, на этом кладбище был похоронен его современник, художник Густав Климт, который был на двадцать один год младше него.

Библиография [ править ]

  • Арнансон, Гарвард Х. «История современного искусства». Эд. Дэниел Уиллер. 3-е изд. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл, Инк, 1986. ISBN 978-0-13-390360-7 . 
  • Борси, Франко и Эцио Годоли. «Архитектура и дизайн Вены 1900 года». Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Rizzoli International Publications, Inc, 1986. ISBN 978-0-8478-0616-4 
  • «Архитектура Австрии ХХ и ХХI веков». Эд. Гудрун Хаузеггер. Базель, ЮАР: Birkhauser, 2006. ISBN 978-3-7643-7694-9 
  • Фар-Беккер, Габриэле (2015). L’Art Nouveau (на французском языке). HF Ullmann. ISBN 978-3-8480-0857-5.
  • Мецгер, Райнер (2018). Вена — des Années 1900 (на французском языке). Кельн: Taschen . ISBN 978-3-8365-6704-6.
  • О’Коннор, Энн-Мари (2012). Дама в золоте, Необыкновенная история шедевра Густава Климта, Портрет Адели Блох-Бауэр, Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк, ISBN 0-307-26564-1 . 
  • Катрин Ромберг (ред.): Маурицио Каттелан . Текст Франческо Бонами , Венский Сецессион, Вена. ISBN 3-900803-87-0 
  • Шорске, Карл Э. «Густав Климт: живопись и кризис либерального эго» в Fin-de-Siècle Вена: политика и культура . Винтажные книги, 1981. ISBN 978-0-394-74478-0 
  • Зарниц, август (2018). Отто Вагнер (на французском). Кельн: Taschen. ISBN 978-3-8365-6432-8.
  • Секлер, Эдуард Ф. «Йозеф Хоффманн. Архитектурное произведение». Принстон, Нью-Джерси: Princeton UP, 1985. ISBN 978-0-691-06572-4 
  • Топп, Лесли. «Архитектура и правда в Вене конца века». Кембридж, Великобритания: Cambridge UP, 2004. ISBN 978-0-521-82275-6 

Городское планирование и Венский Штадтбан (1894–1900)

В 1890-е годы Вагнер все больше интересовался градостроительством. Вена быстро росла; в 1898 году его население составляло 1 590 000 жителей. В 1890 году городское правительство решило расширить городскую транспортную систему на новые районы. В апреле 1894 года Вагнер был назначен художественным советником нового Stadtbahn и постепенно получил ответственность за проектирование мостов, виадуков и станций, включая лифты, знаки, освещение и украшение. Вагнер нанял семьдесят художников и дизайнеров для своих транзитных станций, в том числе двух молодых дизайнеров, которые позже стали очень известными в зарождении современной архитектуры, Йозефа Марии Ольбрих и Йозефа Хоффмана .

Правительственный комитет, отвечающий за проект, указал, что здания должны быть покрыты белой штукатуркой для единообразия и что стиль должен быть в стиле ренессанс, в том числе для единообразия. Следуя этим требованиям, Вагнер спроектировал станции и другие конструкции, которые сочетали в себе практичность, простоту и элегантность. Самой известной станцией, которую он спроектировал, была станция Карлсплац (1894-99). Он имел два отдельных павильона для двух направлений и был построен с металлическим каркасом и покрыт снаружи мраморными плитами и гипсовыми плитами внутри. Фасад был покрыт узорами в виде подсолнухов, которые продолжаются на полукруглом фасаде. Тщательно продуманная позолоченная отделка придает зданию замечательное сочетание функциональности и элегантности.

дальнейшее чтение

  • Маллгрейв (редактор), Гарри (1993). Отто Вагнер: Размышления об облачении современности. Санта-Моника: Центр истории искусства и гуманитарных наук Гетти. ISBN  0-89236-257-X.
  • Дункан Берри, Дж. (1993). «От историзма к архитектурному реализму: по некоторым источникам Вагнера». В Гарри Маллгрейв (ред.). Отто Вагнер: Размышления об облачении современности. Санта-Моника: Центр истории искусства и гуманитарных наук Гетти. С. 242–278. ISBN  0-89236-257-X.
  • Граф, Отто Антония (1994). Отто Вагнер: Das Werk des Architekten 1860–1918 (на немецком). Вена: Бёльхау. ISBN  3-205-98224-X.
  • Кольб, Гюнтер (1989). Otto Wagner Und Die Wiener Stadtbahn (на немецком). Мюнхен: Scaneg. ISBN  3-89235-029-9.
  • Шорске, Карл (1981). «Рингштрассе и рождение городского модернизма». Fin-De-Siècle Вена: политика и культура. Нью-Йорк: старинные книги. ISBN  0-394-74478-0.
  • Мюллер, Инес (1992). Синагога Отто Вагнера в Будапеште (на немецком). Вена: Лёкер. ISBN  978-3-85409-200-1.
  • Герецеггер, Хайнц (1979). Отто Вагнер, 1841–1989; Расширяющийся город; Начало современной архитектуры. Нью-Йорк: Риццоли. ISBN  0-8478-0217-5.

Карлскирхе в наши дни

Церковь святого Карло исследователи относят к периоду венского барокко, но тут смешались все стили. Центральный купол напоминает собор святого Петра в Ватикане, по бокам стоят древнеримские колонны, а еще тут есть портик из Древней Греции и барокковые павильоны. На колоннах и фронтоне нанесены аллегорические картины, над фронтоном стоят статуи ангелов, а в центре возвышается сам Карло Борромео.

Внутри Карлскирхе уже не церковь, а музей. Интерьер, в отличие от оформления фасада, более спокойный и сдержанный. Здесь тоже продолжается тема Карло Борромео, который возносится в рай на барельефе алтаря и появляется на стенах, сводах, плафонах. Помимо святого Карло здесь можно найти сюжеты о чувствах и принципах. Автор большинства росписей и фресок – Иоганн Ротмайр.

Формально, музей в здании один, посвященный, не удивляйтесь, Карло Борромео. Здесь вы увидите скульптуры святого, одежду и церковные атрибуты Карло. Но Карлскирхе сама по себе – настоящий музей с иконами, картинами и скульптурами. Внутри можно подняться на смотровую площадку с помощью лифта. Правда, вид отсюда портит защитная сетка, идущая по периметру площадки.

Если захотите посетить церковь, вам пригодится следующая полезная информация:

В Карлскирхе периодически даются концерты. Хотите послушать «Времена года» Вивальди в великолепных интерьерах. Купите билет на концерт онлайн.

Если будете на Карлсплац, то после знакомства с Карлскирхе грех не посмотреть и другие интересные места.

Церковь Святого Леопольда (1902–1907)

В Церковь Святого Леопольда был построен вместе с большой новой психиатрической больницей, построенной на окраине Вены. Он выполнил проектирование больницы, но получил заказ только на церковь. Вагнер ранее написал академическое исследование под названием Стиль модерн в церковном строительстве и это была его возможность применить свои идеи в здании.

Главная особенность церкви — купол, а фасад покрыт мраморными бляшками толщиной два сантиметра, закрепленными болтами с медной головкой. Такой же бело-золотой дизайн был сохранен в интерьере. Церковь могла вместить восемьсот прихожан, с местами для четырехсот, разделенных на отдельные секции для мужчин, женщин и персонала больницы. Потолок также был белым, разделенным на секции позолоченными линиями. Алтарь, центральная точка, был покрыт кружевным позолоченным куполом, совпадающим с куполом над головой. Пол был выложен белой и черной плиткой и имел небольшой уклон, так что находившимся в церкви был лучше виден алтарь. Большие витражи были спроектированы постоянным сотрудником Вагнера, Коломан Мозер. Это был один из первых и самых знаменитых образцов современной церковной архитектуры.

Церковь Святого Леопольда (1902–1907)

В Церковь Святого Леопольда был построен вместе с большой новой психиатрической больницей, построенной на окраине Вены. Он выполнил проектирование больницы, но получил заказ только на церковь. Вагнер ранее написал академическое исследование под названием Стиль модерн в церковном строительстве и это была его возможность применить свои идеи в здании.

Главная особенность церкви — купол, а фасад покрыт мраморными бляшками толщиной два сантиметра, закрепленными болтами с медной головкой. Такой же бело-золотой дизайн был сохранен в интерьере. Церковь могла вместить восемьсот прихожан, с местами для четырехсот, разделенных на отдельные секции для мужчин, женщин и персонала больницы. Потолок также был белым, разделенным на секции позолоченными линиями. Алтарь, центральная точка, был покрыт кружевным позолоченным куполом, совпадающим с куполом над головой. Пол был выложен белой и черной плиткой и имел небольшой уклон, так что находившимся в церкви был лучше виден алтарь. Большие витражи были спроектированы постоянным сотрудником Вагнера, Коломан Мозер. Это был один из первых и самых знаменитых образцов современной церковной архитектуры.

Примечания[ | код]

  1. August Sarnitz. Otto Wagner. — Taschen, 2018. — 96 с. — ISBN 978-3-8365-6433-5.
  2. Hall of Fame: Otto Koloman Wagner. TU alumni club. In: Website der Technischen Universität Wien, 28. —Dezember 2015
  3. . Дата обращения: 1 августа 2021.
  4. Шорске К. Э. Вена на рубеже веков. Политика и культура. — СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2001. — С. 53—79
  5. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 677—678
  6. Otto Wagner. Architektenlexikon Wien 1770—1945, abgerufen am 1. August 2021
  7. . Дата обращения: 1 августа 2021.
  8. Власов В. Г. Венский модерн // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 504—508
  9. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век. Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. Сост. А. В. Иконников. — М.: Искусство, 1972. — С. 71—72
  10. Гидион З. Пространство, время, архитектура. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 197
  11. Гидион З. Пространство, время, архитектура. — С. 198
  12. Берсенева А. А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. —С. 18—76
  13. Фёлькер А. Художественное творчество Йозефа Хоффмана. Орнамент и узор // Йозеф Хоффман. Каталог выставки произведений. — М.: Советский художник, 1991. — С. 9
  14. Берсенева А. А. Европейский модерн: Венская архитектурная школа. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1991. — С. 69

Венский Сецессион

В 1894 году он стал профессором архитектуры в Венской академии изящных искусств и все чаще заявлял о необходимости оставить позади исторические формы и романтизм и развивать архитектурный реализм , в котором форма определялась функцией здания. В 1896 году он опубликовал учебник « Современная архитектура», в котором выразил свои идеи о роли архитектора; он был основан на тексте его вступительной лекции 1894 года в Академии. Его стиль включал использование новых материалов и новых форм, чтобы отразить тот факт, что само общество менялось. В своем учебнике он утверждал, что «новые человеческие задачи и взгляды требуют изменения или воссоздания существующих форм». В своем манифесте о современной архитектуре он писал: «Искусство и художники обязаны и обязаны представлять свой период. Применение здесь и там всех предыдущих стилей, как мы видели в последние несколько десятилетий, не может быть будущим архитектуры. … Реализм нашего времени должен присутствовать в каждом новорожденном произведении искусства.

В 1897 году он присоединился к Венскому Сецессиону , движению, основанному 50 венскими художниками, формально известным как Ассоциация австрийских художников-пластиков. Среди ее учредителей были Густав Климт , ее первый президент, Йозеф Мария Ольбрих , Йозеф Хоффманн и Коломан Мозер . Сецессион объявил войну историцизму и реализму, установленным академиями художеств, и призвал к отмене границы между штрафами. искусство и декоративно-прикладное искусство. архитектуры и искусства. Его цель была провозглашена учеником Вагнера Ольбрихом: «Каждой эпохе — свое искусство, а каждому искусству — свою свободу». Самое известное архитектурное сооружение Сецессиона, Дом Сецессиона Ольбриха (1897–98), продемонстрировало влияние Вагнера. Однако после успеха Сецессиона на Парижской выставке 1900 года многие участники хотели производить мебель и другие дизайны Сецессиона в серии и оспаривали направление Сецессиона. Спор достиг апогея в 1905 году, когда один из выдающихся художников Сецессиона, Карл Молл , предложил Сецессиону приобрести известную Венскую картинную галерею в качестве выхода для художников Сецессиона. Этому противостояли более традиционные художники в группе. Он был поставлен на голосование членов Сецессиона, и позиция Климта была отклонена одним голосом. Климт, Вагнер, Мозер и Хоффманн незамедлительно вышли из Сецессиона.

Вагнер оказал сильное влияние на своих учеников в Академии художеств в Вене. В эту «школу Вагнера» входили Йозеф Хоффманн , Йозеф Мария Ольбрих , Карл Эн , Йоже Плечник и Макс Фабиани . Еще одним учеником Вагнера был Рудольф Шиндлер , который сказал: «Современная архитектура началась с Макинтоша в Шотландии, Отто Вагнера в Вене и Луи Салливана в Чикаго».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: