Лунная ночь. Болото
Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.
Вид Киева
датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.
В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И.
Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу.
Могила на Волге. Окрестности Ярославля
“Волга. Дали” (1870-ые годы), “На Волге” (1875).
Отдельно следует упомянуть такие работы:
“ Радуга ”,
- “Зимний пейзаж. Иней ” (1870-ые годы),
- “Вечер. Перелет птиц” (1874)
и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж “Закат”.
Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве.
Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер. Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на берегу озера” (1880-ые — 1890-ые годы) и
“ Оттепель ” (1887 год),
исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе “Грачей”.
Умер Саврасов в Москве 26 сентября 1897.
Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду
Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.
Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году“Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”. И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид.
В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы.
Описание картины Алексея Саврасова «Весна. Огороды»
Картина выдающегося мастера пейзажной живописи, А. К. Саврасова, написана в 1893 году и относится к несомненным шедеврам русского изобразительного искусства XIX века. Отличительной чертой манеры письма живописца являлось стремление к предельной реалистичности изображаемого.
Его полотна поражают искренностью, трепетной любовью к окружающему миру. Саврасов не стремится «раскрасить» полотно, чтобы понравиться зрителю, усладить яркими красками или занимательным сюжетом — ему дорога и близка родина без прикрас.
Картина «Весна. Огороды» полностью соответствует художественным принципам автора.
Полуразвалившийся под снежным напором плетень, несколько хилых деревцев и невысокие кустарники в низине приближены к зрителю и составляют передний план холста. В небольшом овражке еще не растаял снег, однако наступающее тепло уже образовало на поверхности небольшие лужицы талой воды.
На возвышенности снег сошел полностью, и влажная земля жадно подставляет подсыхающие поля первым весенним ветрам. Наступающему потеплению радуется домашняя живность — несколько кур деловито роются в оттаявшей земле на склонах пологого оврага, собираясь поживиться первой весенней добычей.
В центральной части полотна, в отдалении, художник изобразил крестьянский двор. От домика, сиротливо стоящего посреди пустующего пространства, видна только крыша. Из трубы идет жиденький дымок — видимо, запас дров закончился и обитателям приходится согревать жилище чем придется. Поблизости от жилья виднеется лесополоса — такой посадкой крестьяне защищали посевы от ветров.
В верхней части холста небо затянуто густыми серыми, плотно нависшими над землей облаками, однако вдали, по их краю робко пробиваются первые весенние лучи солнца. Грядущее обновление всего живого уже близко, темнота и стужа отступают, природа просыпается от зимней спячки. Совсем скоро придет долгожданное тепло и жизнь вновь засияет яркими красками.
- Показывая своим пейзажем малообитаемое большое пространство, Саврасов своей картиной подчеркнул необъятность родных российских просторов, их вольную ширь и бескрайность.
- Картину в исходном варианте можно увидеть в Государственной художественной галерее Перми.
- Год написания картины: 1893.
- Размеры картины: 105 x 154 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: масло.
- Жанр: пейзаж.
- Стиль: реализм.
- Галерея: Пермская государственная картинная галерея, Пермь, Россия.
Волга под Юрьевцем
- Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.
- Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине
-
“Грачи прилетели ” (1871).
Этюдная работа над “Грачами” шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, — все это слилось в образе удивительно проникновенном и лирическом.
Именно тут “настроение” — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А.
Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: “все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”.
Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова.
Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.
Незримо-зримая “душа”, особое символико-поэтическое настроение оживляет и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (“Дворик”, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (“Сухарева башня”, 1872; “Вид на Московский Кремль. Весна”, 1873).
Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина
“ Проселок ”, (1873).
- Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.
- Последующие работы позволяют судить насколько был велик творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжающей его вдохновлять. Сюда следует отнести — “Ивы у пруда” (1872),
-
“Весенний день ” (1873).
Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения (“Могила на Волге”, 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).
Получает свое продолжение волжская тема, прочно вошедшая в творчество Саврасова. Сюда следует отнести такие произведения: “Оттепель. Ярославль”, “Оттепель”, уже упоминавшаяся
Вечерний пейзаж
Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.
Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России.
Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства.
“Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.
Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки.
После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами.
Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.
Зимняя ночь
Найденный Саврасовым тип полужанрового пейзажа явился, по существу, лишь первым этапом его сложных творческих поисков. Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.
Уже в семидесятые годы русский реалистический пейзаж становится явлением исключительным среди пейзажной живописи других европейских школ и качественно отличается от художников барбизонской школы, создававших во Франции свободный от академических традиций национальный пейзаж.
Более широким и емким у русских пейзажистов окажется круг и разнообразие никем не использованных мотивов.
С подобными явлениями чаще всего приходится встречаться в многообразии и новизне саврасовских картин — “Вечер. Перелет птиц” (1874),