Юбилеи писателей

Календарь дат сентябрь 2022 года, памятные даты и знаменательные события, юбилеи знаменитостей

1 сентября — День знаний (Отмечается с 1984 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 г.)

2 сентября — вступила в силу Конвенция по правам ребёнка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.)

2 сентября — День патрульно-постовой службы полиции (Россия)

2 сентября — День нотариата в Украине

3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом (Установлен Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы России» от 21.07. 2005 г.)

3 сентября — 95 лет со дня рождения белорусского писателя, литературоведа Алеся Михайловича Адамовича (1927–1994)

4 сентября — День специалиста по ядерному обеспечению

5 сентября — Международный день благотворительности (Отмечается по решению ООН с 2013 г.)

5 сентября — 205 лет со дня рождения русского писателя Алексея Константиновича Толстого (1817–1875)

7 сентября — Международный день уничтожения военной игрушки (Отмечается с 1988 г. по инициативе Всемирной ассоциации помощи сиротам и детям, лишённым родительской опеки)

8 сентября — Международный день распространения грамотности (Отмечается с 1967 г. по решению ЮНЕСКО)

8 сентября — Международный день солидарности журналистов

8 сентября — День финансиста России

9 сентября — Всемирный день красоты (Инициатива проведения принадлежит Международному комитету эстетики и косметологии СИДЕСКО)

9 сентября — День тестировщика

9 сентября — День дизайнера-графика

10 сентября — 150 лет со дня рождения русского писателя, путешественника, этнографа Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872–1930)

11 сентября — 160 лет со дня рождения американского писателя О. Генри (1862–1910)

11 сентября — 140 лет со дня рождения русского писателя Бориса Степановича Житкова (1882–1938)

11 сентября — День специалиста органов воспитательной работы (Россия)

13 сентября — День программиста

13 сентября — День парикмахера

14 сентября — День мобилизационного работника Украины

15 сентября — День библиотек в Белоруссии

15 сентября — День образования санитарно-эпидемиологической службы РФ

17 сентября — 165 лет со дня рождения русского учёного, изобретателя, конструктора, мыслителя, писателя Константина Эдуардовича Циолковского (1857–1935)

17 сентября — День работника леса России

17 сентября — День спасателя Украины

19 сентября — День оружейника РФ

20 сентября — День таможенника в Белоруссии

20 сентября — День рекрутера

21 сентября — Международный день мира (Отмечается по решению ООН с 2002 г. как день отказа от насилия и прекращения огня)

21 сентября — 75 лет со дня рождения американского писателя Стивена Эдвина Кинга (1947)

23 сентября — 95 лет со дня рождения русской писательницы Майи Анатольевны Ганиной (1927–2005)

23 сентября — День создания информационных подразделений МВД РФ

24 сентября — Всемирный день моря (Отмечается с 1978 г. по инициативе ООН в последнюю неделю сентября. В России этот день празднуется 24 сентября)

24 сентября — День системного аналитика

24 сентября — Международный день караванщика
 

25 сентября — 230 лет со дня рождения русского писателя Ивана Ивановича Лажечникова (1792–1869)

26 сентября — 90 лет со дня рождения русского прозаика, поэта, драматурга Владимира Николаевича Войновича (1932–2018)

27 сентября — День создания Национального Центрального Бюро Интерпола в России

27 сентября — День воспитателя и всех дошкольных работников (Россия)

27 сентября — Всемирный день туризма

28 сентября — День работника атомной промышленности (Россия)

28 сентября — День работников атомной отрасли (Казахстан)

28 сентября — День генерального директора (Россия)
 

29 сентября (по другим данным, 9 октября) — 475 лет со дня рождения испанского писателя, поэта Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547–1616)

29 сентября — День отоларинголога

30 сентября — 155 лет со дня рождения русской детской писательницы Марии Львовны Толмачёвой (1867–1942)

30 сентября — Международный день переводчика

30 сентября — День работников органов юстиции (Казахстан)

30 сентября — Всеукраинский день библиотек 

Ниже вы ознакомитесь с днями рождения знаменитостей (известных людей) в 2022 году, календарем дат, то есть с «круглыми» датами их юбилеев, тех из них, кто как сейчас радует нас с вами своим творчеством, или же радовал ранее, а мы до сих пор пользуемся их наследием, за что и благодарны им, а значит не должны забывать об этих людях, а вспоминать их время от времени добрым словом, благодарить за то, что они сделали для нас. 

Рецепты из телятины, запеченная в духовке, сочные стейки

Рецепты из телятины здесь…

Рецепты из баранины, запеченная в фольге, сочный ягненок

Рецепты из баранины здесь…

Рецепты с минтаем, запеченный, жаренный, в кляре, котлетах

Рецепты с минтаем здесь…

Балет Большого театра: РАЙМОНДА (2019)

А 27 октября в 17:00 кинотеатр Forum Cinemas предоставит возможность в прямом эфире увидеть балет «Раймонда» в исполнении артистов Большого театра. «Раймонда» — один из самых красочных и зрелищных спектаклей, романтический сюжет которого навеян средневековыми легендами о девушке, ожидающей из рыцарского похода своего возлюбленного. Для композитора Александра Глазунова это был первый опыт обращения к жанру балета, оказавшийся впоследствии самым удачным в его творчестве. Спектакль подарит вам массу приятных впечатлений и надолго останется в памяти. Это снова история о любви, но сколько в ней колорита, событий, мистики и реальностей. Информация о сеансе и билеты здесь.

К слову, о реальных постановках, стоит заметить, что и «Раймонда», и «Турандот» входят в золотой репертуар Латвийской Национальной оперы. Если вам захочется увидеть постановку в исполнении наших артистов а, может даже, сравнить постановки на экране и на рижской сцене, то в октябре есть возможность посетить и их: «Турандот» (17-ое октября, четверг, 19:00); «Раймонда» (18-ое октября, пятница, 19:00).

Нас можно найти также:

Сорок лет без Романа

Жизнь Романа Суты закончилась трагически. Года два до войны он работал художником-постановщиком на Рижской киностудии, был главным художником первого в Советской Латвии игрового фильма «Каугурское восстание» («Каугуриеши»). В 1941-м немцы закрыли киностудию, Сута решил ехать на восток. Сначала оказался на Алма-Атинской студии, затем — на студии «Грузия-фильм». Его работы заметил Михаил Ромм и пригласил к себе, но художник не успел доехать до съемочной площадки. Он был арестован по обвинению в подделке хлебных карточек и 14 июля 1944 года расстрелян.
Александра пережила мужа почти на сорок лет. О судьбе Романа семье удалось узнать лишь через десятилетие после его гибели. Они многократно посылали запросы на «Грузия-фильм», им отвечали, что да, такой работает! И только когда стали открываться архивы и началась волна реабилитаций, пришло сообщение о расстреле. Реабилитирован Роман Сута был в 1959 году.
В послевоенную советскую художественную ситуацию Бельцова вписалась без особых сложностей. Она всегда тяготела к жанру портрета. И продолжила писать друзей — литераторов, режиссеров, артистов. Дочь Таня тогда начала танцевать в балете.
В 1945-м Александру приняли в Союз художников Латвийской ССР и затем не исключали (что произошло со многими из тех, кто пытался работать слишком независимо). Только поставили на вид за «формализм» и даже недостаточное владение техникой рисования! Человеку пенсионного возраста пришлось посещать студии, где рисовали с натуры. Но все это напоминало ей салоны в Париже, куда мог приходить любой желающий и работать с живой моделью, и она увлеченно там занималась. А затем с не меньшим удовольствием вернулась к своей колористической манере и к декоративной условности. В 60-70-е у нее прошли две персональные выставки в Риге, выставки в Тукумсе и Лиепае.

биография

Александра Belzowa родился в 1892 году в Surasch, Чернигове губернаторства в Российской империи , в крестьянской семье. Ее отец Митрофан Бельзов был удостоен награды за свои заслуги.

В 1912 г. Белзова закрыла женскую школу в Новозыбкове из России, с 1912 по 1917 г. посещала художественную школу в Пензе, а в последующие годы посещала дополнительные курсы в Государственных свободных художественных мастерских в мастерской художника Натана Альтмана (1889-1970) в Петрограде .

Во время своей первой выставки в Петрограде в 1919 году она познакомилась с художником и сценографом Романсом Сута (1896–1944), одним из своих бывших сокурсников из Пензы, который к тому времени поселился в Латвии. Они поженились в Риге в 1922 году и отправились в учебные поездки в Дрезден , Берлин и Париж , где в 1923 году родилась их дочь, балерина, искусствовед и основательница музея Татьяна Сута (1923–2004). Внучка Инга Сута посвятила себя музыке и теперь играет на виолончели .

Belzowa был членом художника группы Риги с 1920 по 1924 и принимал участие в различных выставках с 1920 года, в том числе с 1927 по 1931 году в групповых выставках объединения латвийских художников Green Crow ( Latvian Zaļā vārna ). Персональные выставки состоялись в Риге (1928, 1962, 1972), Тукуме (1963), Ленинграде (1972, 1973), Либау (1974) и Юрмале (1977). На Всемирной выставке в Париже в 1925 году она выиграла две золотые и одну бронзовую медали за фарфоровые произведения искусства группы Baltars . В 1945 году она стала членом Союза художников Латвии .

Александра Бельзова скончалась 1 февраля 1981 года в Риге и похоронена на местном лесном кладбище.

Посаженый отец — Райнис

Роман увлекался шахматами и рыбалкой, держал на ипподроме собственную лошадь. Он не был красавцем, но обладал мощной харизмой, был лидером по натуре, отличался экстравагантными манерами. О его похождениях писала пресса, сплетничало окружение.
Александру это тяготило, при всей своей интровертности человеком она была прямым, не любила интриг, всячески их избегала. В своих письмах из Риги Александра признавалась, что живя с таким экспансивным, вспыльчивым, эмоциональным человеком, как Роман, она нуждалась в поддержке друзей и подруг. В 1920-м она писала сестре, что никогда так много не плакала, как в тот год.
Отвечая на страстное чувство Романа, Александра все же сомневалась, что при таком несходстве характеров можно создать настоящую семью. «Все кончено, давай останемся друзьями, два художника не могут жить вместе, а роль компаньонки меня не устроит», — как-то написала она жениху.
В то же время Александра тоже не была домоседкой, а выезжая во Францию в компании новой подруги, публициста и писательницы Аустры Озолини-Краузе, регулярно наведывалась в казино Монте-Карло и Ниццы. Имелись у нее и другие приятельницы-эмансипе. Роману это было не по душе. Но в том и загадка их союза, что и вместе им было трудно, и расстаться насовсем они никак не могли.
А вот в рижскую культурную среду Бельцова вошла довольно легко. Здесь она снова встретила Казака, Тоне, Убана и других старых пензенских знакомых. И стала членом легендарной «Рижской группы художников» — единственной женщиной-живописцем, причем русской, в этом элитарном кругу. Александра быстро адаптируется еще и потому, что почти вся латышская интеллигенция получала образование в России и без труда общалась на русском. Бельцова внесла свою славянскую ноту в новое латышское искусство и через некоторое время стала неотъемлемой его частью. Это касалось и живописи, и графики, и росписи по фарфору в «Балтарсе», и акварелей, созданных в Южной Франции, и миниатюрных пастелей, и остроумных карикатур, публиковавшихся в 20-е годы в политико-сатирическом журнале «Хо-хо».
Татьяна Сута упоминает о непростых отношениях Александры с Натальей Сутой, матерью Романа, желавшей для сына-художника практичную жену.
Тем не менее, существует такая версия развития событий. Однажды к Роману примчался Екаб Казак и сообщил, что Отто Скулме пошел свататься к Александре. Сута бросился в квартиру, которую снимала Бельцова, и выпроводил соперника. Вскоре Наталия обнаружила в газете объявление о помолвке сына. И вот уже Александра пишет сестре, что Наталья ждет, когда же они с Романом наконец поженятся, и даже приготовила ей туфли к свадьбе.
Кстати, свидетелем на свадьбе стал Райнис, а свидетельницей — Аустра Озолиня-Краузе. Райнис был даже не просто свидетелем, а посаженым отцом, поскольку Александра осиротела еще в детстве. Аустра работала секретарем при Латышском комитете в Швейцарии, где до 1920 года находился в эмиграции и Райнис. Когда он вернулся в Латвию, Озолиня-Краузе попросила Бельцову написать его портрет. Так она и познакомила молодую приезжую художницу и великого латышского поэта. Портрет этот сейчас хранится в Музее литературы и музыки.
Трагедией большой семьи Бельцовой был туберкулез. От него погибали браться и сестры Александры, у нее самой болезнь открылась еще в детстве и всю жизнь то отступала, то обострялась. В момент очередного обострения пришлось отдать дочку бабушке, Наталии Суте, и несколько лет только писать Танюше нежные письма.
Врачи советовали Александре пожить на юге Франции, и она выбирает живописное курортное местечко Ванс, популярное среди писателей и художников. Лазурный берег, предгорье Альп. Бельцова пишет великолепные пейзажи — и общается с медиками. Те предлагают ей сложную и крайне рискованную для того времени экспериментальную операцию по удалению части пораженного легкого. Она соглашается. Поездку оплатила верная подруга Аустра Озолиня-Краузе, которая была рядом в этот сложный период. Операция прошла удачно, болезнь отступила.
В 1935-м вся семья собралась, наконец, в пятикомнатной квартире, на пятом этаже в доме на Элизабетес, 57а. И для Натальи, и для Александры и ее Тани она стала пристанищем до конца долгой жизни.

литература

  • Индулис Билзенс (ред.): Неожиданная встреча. Латвийский авангард 1910–1935 гг . Wienand, Кельн 1990, ISBN 3-87909-250-8 .
  • Ирена Бужинская : Бельцова Александра Митрофановна . В: Василий И. Ракитин (ред.): Энциклопедия русского авангарда . Москва 2013, ISBN 978-5-902801-10-8 , стр.65 .
  • Ирена Бужинская : Две женщины-художницы в Латвии. Александра Митрофановна Бельцова и Маргарита Лиепине-Скулме . В кн . : Георгий Ф. Коваленко (ред.): Амазонки авангарда . Москва 2004, ISBN 5-02-010251-2 , с.264-275 .
  • Скайдрите Целява (Ред.): Latviešu tēlotāja māksla. 1860-1940 гг . Рига 1986.
  • Янис Силиньш: Latvijas māksla. 1915-1940 гг . лента1 . Стокгольм 1988 г.

Горан Гора и биг-бенд Латвийского радио. Поднимайся

В пятницу, 25 октября,
в концертном зале «Спикери» (ул. Маскавас, 4к-1) в 19:00 пройдёт концерт
латвийского исполнителя Горан Гора в сопровождении бигбенда Латвийского радио.
О мероприятии рассказала Лаура Розенберга (тромбонистка):

«Программа этого концерта определённо рассчитана на аудиторию разных возрастов. Музыка Горан Гора и слова Кнута Скуениека создали замечательное, гармоничное объединение, которое оценит даже неподготовленный слушатель. Центральная тема – любовь. А, как нам известно, любовь не знает возраста

Сотрудничая с разными музыкантами, артистами, всегда важно отметить их индивидуальность, стиль и образы, через которые они обращаются к зрителю. Для этой программы специально написаны аранжировки, которые создали сами участники бигбенда

Это интересный опыт как для Горан Гора, так и для бигбенда, потому как мы попробовали войти в новую сферу – слияния жанров. Мелодичность музыки, слов, без лишней помпезности, даёт почувствовать себя счастливым здесь и сейчас и просто быть и…любить!» Купить билеты и узнать больше можно здесь.

Горан Гора и бигбенд Латвийского радио. Фото: bilesuparadize.lv

Вместе с Пикассо

Однако вернемся к началу истории. Первый парижский вояж Александры состоялся через три года после ее приезда в Ригу. Молодым латвийским художникам стали давать стипендии для поездок за границу, и Александра оказалась одной из таких счастливцев. На том момент Бельцова уже могла предъявить участие во многих заметных выставках и достаточно себя зарекомендовала в художественных кругах. Так в 1923 году они с Сутой очутились в Париже.
Путь туда лежал через Берлин, который считался европейской столицей авангарда. В Берлине пара сближается с русскими художниками Иваном Пуни и Ксенией Богуславской, общается с Карлисом Зале и латышским скульптором Арнольдом Дзиркалом, знакомится с молодыми немецкими живописцами и с французскими художниками-пуристами.
А вот их культурно-светская жизнь в Париже оказалась менее бурной. В путешествие Александра отправилась, будучи в интересном положении. Ее Танечка появилась на свет несколько раньше срока, и молодой маме пришлось провести немало времени в парижском госпитале. Тем не менее, Бельцова все же успела насладиться Парижем и увезти с собой незабываемые впечатления, которые отразились в ее работах.
Впоследствии художница выезжала во Францию часто. Благодаря контактам Романа, в 1925-м стало возможным участие пары в парижской выставке современного искусства L’Art d’Aujourd’ hui вместе с Пабло Пикассо, Фернаном Леже, Паулем Клее, Хуаном Миро. В том же году супруги участвовали в парижской международной выставке современного декоративного искусства Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes в рамках латвийской экспозиции. И созданные по их эскизам в мастерской «Балтарс» вазы и декоративные тарелки удостоились нескольких наград. А панно «Сукуб», написанное Александрой для одноименного рижского кафе и ставшее образцом латышского кубизма, как одну из самых удачных работ участников «Рижской группы» отметил теоретик посткубизма и основатель пуризма в живописи Амедео Озанфан.

Metropolitan Opera в прямом эфире: ТУРАНДОТ (2019)

12 октября в кинотеатре Forum Cinemas (ул. 13 Января, 8) в прямом эфире будет показана возобновлённая постановка «Турандот» в исполнении артистов Метрополитен-оперы. Красочная постановка Франко Дзеффирелли возвращается в кинотеатры! Турандот смело можно назвать самой известной китайской принцессой: Карло Гоцци в театре драматическом, а затем Джакомо Пуччини в театре музыкальном создали ей всемирную славу. Опера осталась незавершенной: смерть оборвала работу композитора над в 1924 году. Театральная практика, однако, не позволяет оставить историю незавершенной. Франко Альфано дописал финал, с которым «Турандот» исполняется почти на всех мировых сценах. «Турандот» объединяет в себе традицию итальянской мелодрамы и восточный колорит. Хэппиэнд неизбежен, и яркий праздничный мир, созданный Франко Дзеффирелли на сцене, тому подтверждение. Музыкальный руководитель Янник Незе-Сеген (канадский пианист и дирижёр) впервые дирижирует оперой Пуччини в «Мет».

Трейлер оперы

Как работают над оперой можно посмотреть здесь:

Подробности сеанса и продажа билетов на сайте кинотеатра.

Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

CHANEL №1

Этот спектакль будут играть в Рижском русском театре имени Михаила Чехова 23 и 24 октября, начало в 19:00.Камерный спектакль посвящён жизни и творчеству Коко Шанель, противоречивую сущность которой на сцене продемонстрируют Наталья Щеглова и Ирина Степанова, а мужские роли взял на себя молодой актёр Николай Шестак. Это совместная постановка в сотрудничестве с Рижским музеем моды (Наталья Музычкина, директор музея, создала сценографию к спектаклю), а консультантом по костюмам стал сам Александр Васильев, историк моды и страстный коллекционер нарядов разных эпох. Подробнее о постановке здесь.

Судьбоносная встреча

Бельцова писала сестре из Питера, как неожиданно столкнулась на улице со своим бывшим пензенским преподавателем. Узнав, что она устроилась чертежницей в Центральное управление шоссейных дорог, тот сильно расстроился — стоило ли ради этого оканчивать художественную школу? Он посоветовал талантливой ученице учиться дальше и думать о творческой карьере. Это ее воодушевило.
Но шел 1917 год. Набор в Академию художеств был отменен. Впрочем, как вскоре и сама Академия, которая превратилась во ВХУТЕМАС, систему творческих мастерских. В 1918 году Бельцова поступает в мастерскую Натана Альтмана — видного художника-авангардиста, конструктивиста, участвующего во многих больших проектах. Творчество Альтмана заметно повлияло на Бельцову, хотя общались они всего один учебный год.

Показ концерта в записи. Metallica & San Francisco Symphony: S&M2

9 октября с 20:00 до 21:30 в кинотеатре Splendid Palace по адресу ул. Элизабетес, 61 пройдёт показ концерта легендарной группы Metallica (состоявшийся 6-ого и 8-ого сентября) в сотрудничестве с симфоническим оркестром Сан Франциско в честь 20-тилетия альбома «S&M».

Поскольку в
знакомую программу вдохнули новую жизнь, название немножко дополнилось -«S&M2».
Насладитесь выступлением группы и оркестра под руководством легендарного дирижёра
Майкла Тилсона Томаса (Michael Tilson Thomas), для которого это последний сезон
с оркестром Сан Франциско. В концертной программе прозвучат как произведения из
вышеназванного альбома 1999 года, так и оркестровые версии новых песен, которые
позволят миллионам фанатов по всему миру затаить дыхание и насладиться
концертом с большого экрана кинотеатра.

Ограничение по возрасту:12+ Билеты и информация на сайте кинотеатра.

Рижские адреса

Роман Сута, между тем, возвращается в Ригу, но не может забыть свою Шурочку, пишет ей и зовет приехать. И вот в мае 1919-го она отправляется в Латвию.
Сестре Александра писала, что планирует остаться здесь лишь на каникулы, чтобы потом отправиться дальше, в Париж, куда в те годы стремились все. Правда, денег на такое путешествие не хватало, но Александра надеялась, что подкопит и обязательно увидит прекрасную Францию.
Квартира в доме на Элизабетес, где теперь музей, была не первым и не единственным рижским адресом творческой пары. Отправляясь в Европу, художник Язеп Гросвальд, друг Романа, оставил ему свою квартиру напротив Больших часов, в доме, где потом располагалась легендарная Рижская галерея. Но вскоре Бельцова пишет сестре, что ей с Романом очень непросто, уж слишком сложный у него характер. Она пытается жить отдельно, находит себе жилье на улице Ханзас, устраивается работать чертежницей.
Александра была из тех художников, которые всегда сомневались в своем таланте, своих достижениях. Чего не скажешь о Романе. Сута был абсолютно уверен в себе. А вот к возможностям женщины-художницы относился критически, о чем весьма категорично высказывался. Хотя и признавал, что женщина более чувствительна и способна какие-то вещи передавать тоньше.
Александра тоже в долгу не оставалась. О Романе, кроме всего прочего, успешно занимавшемся сценографией, она полушутя говорила: «Ну, сегодня идем в театр, смотреть работы нашего гения!»
Впрочем, Бельцова была настоящей аристократкой духа и женщиной с тонким чувством юмора. Как отмечает Наталья Евсеева, сложные отношения с любимым мужчиной только закаляли ее в творческом плане. Если судить по письмам молодой художницы, то в начале 20-х она очень нуждалась в критическом взгляде со стороны, а Сута блестяще разбирался в истории искусства и с легкостью мог рассуждать и о современности, и о прошлых веках. В итоге его мнение сыграло важную роль в ее творческом формировании.
«Эта нереальная красавица была очаровательной и стильной светской дамой. И в то же время человеком глубокой внутренней жизни, настоящим интровертом, — рассказывает Наталья Евсеева. — Меня, например, поразил один факт, о котором упоминает ее дочь Татьяна. В советское время семье пришлось «уплотниться» и они вынужденно делили квартиру с другими жильцами, весьма далекими от их интеллектуального уровня и интересов. И у Бельцовой за все эти годы не случилось ни единого конфликта с соседями, несмотря на все неудобства такого положения и весьма непростой характер тех людей».

Развестись, чтобы расписаться заново

На нынешней юбилейной выставке Бельцовой представлен портрет еще одного ее близкого друга. Александра познакомилась с ним уже после расставания с испанским архитектором. Звали его Минтаутс, он был намного младше ее. Судя по записям в дневнике Бельцовой, они познакомились на одной из вечеринок у поэтессы Люции Замайчи. Предлогом для первых встреч стало создание его портрета. Возникло чувство, только молодому человеку было непросто убедить ее в возможности какого-то совместного будущего. Перед войной Минтаутса депортировали в Сибирь, так что общались они чуть больше года.
Вообще 30-е годы были очень сложным периодом для Бельцовой. Они с Романом разводились, инициатива развода исходила от Суты, и процесс длился несколько лет, вплоть до 41-го. Александре хотелось, наконец, расставить все точки над «и», а Роман плел какие-то интриги, тянул время — ведь развод означал бы, что он должен тут же жениться на Бените. Для Александры все это было унизительно.
Наконец, развод состоялся. Однако перед войной они успели пожениться второй раз! Сута явился к бывшей жене и стал угрожать, что если она не распишется с ним заново, он покончит с собой. Ей на тот момент было все равно, требует Роман развестись или расписаться заново, весь этот разыгранный Сутой спектакль ее уже не волновал. Только в дневнике появляются слова о том, что вышла замуж, и жалобы на апатию. Она мало выставляется, а те две-три работы, которые время от времени показывает на выставках, рецензенты упоминают вскользь.
Надо отметить, у Бельцовой не было особых карьерных амбиций, чего нельзя сказать о Суте. В этом смысле, ей, может быть, было проще. Видно, что большую часть работ она создавала для себя. Ее интересовал сам процесс художественного поиска, эксперимент, внутренняя работа. Даже в самый тяжелый период своей жизни она создает вещи, ставшие классикой ее творчества. Например, знаменитый «Портрет Марии Лейко», актрисы театра и немого кино, другие портреты.

Александра Бельцова

Александра Митрофановна Бельцова (17 марта 1892, Черниговская губерния, Российская империя – 1 февраля 1981, Рига, Латвийская ССР) – художница.

Родилась будущая художница в
Украине, в Черниговской губернии, в семье поповны и крестьянина, возведенного
царским приказом во дворянство. Профессиональное образование Бельцова получала
в годы Первой мировой войны в Пензенском художественном училище, где в то время
учились молодые латышские художники Роман Сута, Конрад Убанс, Екабс Казакс,
Валдемар Тоне и др. Их самобытное искусство тронуло ее художественное
воображение, а Роман Сута тронул ее сердце.

Некоторое время Александра Бельцова жила в
Петрограде – в те годы увлеченные революцией художники искали новые живописные
формы, которые могли бы ярко и экспрессивно выразить идеи эпохи преобразований.
Знакомство со взглядами сторонников левых течений в искусстве, выступления
Владимира  Маяковского, дружба с
Константином Петровым-Водкиным, ученичество у Натана Альтмана – все это оказало
сильное воздействие на формирование творческой личности художницы.

В 1919 году по приглашению Романа Суты она перебирается
в Ригу, и в 1922 году становится его женой (свидетелем на их свадьбе был сам Янис
Райнис). Вступает в члены Рижской группы художников, одним из основателей
которой был ее муж. Вместе они отправляются в Париж, который стал целью их
свадебного путешествия и местом рождения дочери Татьяны.

По дороге, в Берлине, молодожены сводят знакомство
с Карлисом Зале, будущим автором комплекса Братского кладбища и памятника
Свободы в Риге, общаются с вождем итальянских футуристов Филипо Томмазо
Маринети. Это был период их общего увлечения кубизмом и конструктивизмом. В
Париже они оказываются в самой гуще художественной жизни тогдашней столицы
Мира, служившей центром различных течений и направлений в искусстве.

В этом горниле, силами этой супружеской пары рождался
и латышский национально-конструктивистский стиль интерьера. Наиболее популярной
его составной частью стал художественно расписанный фарфор мастерской «Baltars», которую по возвращении из Парижа (1924 год)
супруги основали вместе с выдающимся латышским графиком Сигизмундом Видбергом.
Мастерская просуществовала лишь до 1929 года, но ее продукция успела получить
признание – на международной художественной выставке в Париже 1925 года изделия
мастеров удостоились двух золотых и одной бронзовой медалей, декоративные
настенные тарелки производства «Baltars» приобрел и включил в
постоянную экспозицию Севрский музей фарфора.

Однако наивысшую оценку творения Романа Суты и
Александры Бельцовой получили из уст Вильгельма Пурвитиса, основателя Латвийской
Академии художеств и тогдашнего директора Государственного Художественного
музея.

«Когда я умру, хочу, чтобы меня сожгли, а пепел
сложили в вашу прекрасную вазу с религиозными мотивами, и поместили бы ее в
нише моего музея», – сказал он Бельцовой после открытия их совместной с Романом
Сутой выставки.

«Фарфор «Baltars» все же кое-что значит в латышском искусстве», – с удовлетворением подвела
художница незадолго до смерти итог своей творческой жизни.

Однако сильнее всего ее индивидуальность проявилась
в живописи, особенно портретной. Подводя итог, можно смело утверждать, что
Александра Бельцова – ярчайший представитель направления арт-деко в Латвии,
хотя ее вклад в латышское искусство этим далеко не исчерпывается.

Александра Митрофановна Бельцова-Сута скончалась 1
февраля 1981 года в возрасте 89 лет.

Александр Малнач

Индивидуальные доказательства

  1. Андрис Вилсонс: Maksla un arhitektura biogrāfijās . лента1 . Рига 1995, ISBN 5-89960-058-6 .
персональные данные
ФАМИЛИЯ Белзова Александра
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА Бельзова Александра Митрофановна (ФИО); Бельзова-Сута Александра Митрофановна (замужняя фамилия); Бельцова Александра Митрофановна (латышский); Бельцова, Александра Митрофановна (русский)
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Латвийско-советский художник
ДАТА РОЖДЕНИЯ 17 марта 1892 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Суращ , Российская Империя
ДАТА СМЕРТИ 1 февраля 1981 г.
Место смерти Рига , Латвийская Советская Социалистическая Республика
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: