15 советских плакатов с интересными дизайнерскими приёмами

Запоминающиеся иллюстрации

Простые и чуть грубоватые рисунки идеально подходили для советского плакатного искусства: они позволяли выразить месседж, не перегружая картинку деталями. Во многом советские агитационные плакаты убедительные и запоминающиеся благодаря своим иллюстрациям. Негативных персонажей зачастую рисовали карикатурно — эти яркие образы невозможно игнорировать.


Так, по мнению художников, выглядит типичный алкоголик. И. Янг, А. Черномордик, 1929 год

Чтобы привлекать внимание к персонажам, на плакатах использовали однотонные заливки: часть изображения просто закрашивали каким-нибудь цветом. На этом плакате однотонная синяя одежда и головные уборы на иллюстрации помогают привлечь внимание к главному:. Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий

И. Янг, А. Черномордик, 1930 год


Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий. И. Янг, А. Черномордик, 1930 год

Позитивные герои изображались розовощёкими, улыбчивыми, освещёнными солнцем. Конечно, на многих советских плакатах были скучные однотипные положительные герои — чем-то напоминающие улыбающихся человечков с современных стоковых фото. Но также выпускали и более привлекательные картинки.

Презентация на тему: » Недостаточное понимание широкими кругами общественности концепции, формата и мощных перспектив Мыстецкого Арсенала сегодня и после завершения его реконструкции.» — Транскрипт:

2

Недостаточное понимание широкими кругами общественности концепции, формата и мощных перспектив Мыстецкого Арсенала сегодня и после завершения его реконструкции Основная проблема:

3

Решение проблемы: Искусство в наше время развивается очень быстро. Даже если ты пытаешься следить за ним, все равно не всегда успеваешь замечать все его особенности Есть решение!

4

Национальный культурно- художественный и музейный комплекс «Мыстецкий Арсенал» — это возможность быть всегда в курсе всех тенденций развития мировой культуры Решение проблемы:

5

Это музей нового формата, а не склад старинных экспонатов, которые не меняется годами. Достаточно быть постоянным гостем Мыстецкого Арсенала, чтобы знать всё о культурных тенденциях во всем мире Решение проблемы:

6

Если не интересоваться современным искусством сегодня, то завтра оно просто перестанет таковым быть. И все инсталляции будут размещены уже в исторических музеях. Смотри сегодня! Идея:

7

Смотри сегодня!

8

Идея: Смотри сегодня!

9

В рамках данной концепции, мы предлагаем сделать анонсы каждой выставки, которая будет проходить в Мыстецком Арсенале в одном стиле «Смотри сегодня» – это гиперболизация влияния времени на современное искусство «Смотри сегодня» – это сочетание элементов древности и современного искусства Реализация:

10

Принты

11

Ukrainian Fashion Week:

12

Мода актуальна только сегодня и только сейчас. Уже через месяц – это прошлое Ukrainian Fashion Week – это возможность быть всегда в курсе современных тенденций в мире моды Ukrainian Fashion Week:

14

Street-art:

15

Современное искусство скоро станет историей Street-art на протяжении многих лет удивляет новыми решениями. Стены зданий давно превратились в холсты, которые мастерски преображаются граффити с глубоким смыслом. Но это сегодня. А завтра? Завтра одни работы исчезнут, а на их месте появятся новые

Именно поэтому, очень важно успеть увидеть! Не упустить свой шанс Street-art:

17

Книжный Арсенал:

18

Сегодня эти книги современные, а завтра – это древние манускрипты Именно поэтому важно посещать Мыстецкий Арсенал, чтобы быть в курсе, как развивается книгопечатание в Украине, и что сегодня необходимо прочитать

21

Дополнительная активность: Смотри сегодня! Мы предлагаем проект «Карта мест, имеющих культурную ценность», над которыми будут размещены знаки из google-maps, с логотипом «Мыстецкого Арсенала» и с важной информацией о проекте Данная инсталляция будет привлекать внимание и выполнять информирующую функцию. Кроме всего прочего, она будет заставлять задуматься человека, как давно он был в музее или на выставке

22

Дополнительная активность:

23

Также мы можем размещать на данных знаках, информацию о текущих событиях, которые планируются в «Мыстецком Арсенале» «Больше в Мыстецком Арсенале. Смотри сегодня!» Дополнительная активность:

24

По городу Киев, от Майдана Независимости, туристов и всех желающих будет ждать особенный транспорт: Веломобиль, за рулем которого будет сидеть промоутер. По дороге к Мыстецкому Арсеналу, каждый желающий узнает о музее, и о выставках, которые происходят сейчас на его территории

Смотри сегодня! С помощью данного веломобиля, мы привлечем внимание и поможем каждому узнать немножко больше про Мыстецкий Арсенал Веломобиль:

26

THANK YOU!

Творчество и работы Альфонса Мухи

Живопись Альфонса Мухи, за исключением эпических полотен «Славянская эпопея», немногочисленна и практически неизвестна широкой публике. В основном это камерная жанровая и портретная живопись:

  • «Женщина в красном», 1902
  • «Мадонна в лилиях», 1920
  • «Зимняя ночь», 1920
  • «Портрет Ярославы», 1930
  • «Женщина с горящей свечой», 1933

Цикл работ «Славянская эпопея»

Над живописным циклом «Славянская эпопея» Альфонс Муха работал с 1910 по 1928. 20 грандиозных полотен были переданы в дар Праге. Художник считал работу над этим циклом главным делом своей жизни. Часть картин из цикла:

  • «Славяне на исконной родине»
  • «Праздник в честь бога Свантовита»
  • «Симеон, царь Болгарии»
  • «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле»
  • «После Грюнвальского сражения»
  • «Ян Амос Коменский — последние дни в Наардене»
  • «Отмена крепостного права в России»

Литографии, афиши и плакаты

Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений, известных сегодня всему миру. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.

  • Афиши к спектаклям театра «Ренессанс», 1894-1900
  • «Саломея» 1897
  • «Времена года», серия 1896
  • «Четыре цветка», серия 1898
  • «Драгоценные камни», серия 1900
  • «Принцесса Гиацинт», 1911

Ювелирные украшения

Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. В поиске новых форм, он изучал историю, фольклор.

Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. В результате счастливого сотрудничества двух талантливых художников на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства

Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки», золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея»

Работая над «Славянской эпопеей», он надеялся донести до сознания людей свою духовную составляющую, патриотизм, обеспокоенность будущим своего народа. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм.

Сталинская эпоха

Главные темы плакатов сталинской эпохи – прославление лидера страны, индустриализация, развитие сельского хозяйства и агитация во время Второй мировой войны.

«О каждом из нас Сталин заботиться в Кремле»

Сталина называют символом «дружбы народов» — одного из главных идеологических принципов Советского союза, согласно которому должен быть сформирован единый «советский народ», пренебрегая национальной и религиозной идентичностью.

«Любимый Сталин – счастье народа»

В 30-е годы полным ходом идет индустриализация страны и развитие сельского хозяйства. Конечно, эти события не были упущены советскими плакатистами.

«Строительство социализма»

Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием

Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.

С началом правления Сталина страна развивается «Пятилетками». Принимается план развития страны на этот срок, после его завершения принимался следующий план и так далее. Такая практика просуществовала вплоть до 1991 года.

Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.

Кстати, подобные слоганы были заимствованы Джорджем Оруэллом для его романа-антиутопии «1984». С помощью формулы 2+2=5 он наглядно демонстрировал политику «двоемыслия», которая господствовала в тоталитарном обществе.

Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику.

А тут речь идет уже об уборке урожая.

В 1941 году Германия нападает на СССР. Все работы советских плакатистов отныне посвящены борьбе с врагом.

Плакат демонстрирует «превращение» немецких солдат

«Свет в окне – помощь врагу»! Во время войны действовали правила светомаскировки, по ночам во всех домах и на транспорте отключали свет, чтобы противнику было сложнее определять цели для бомбардировок.

Для поднятия боевого духа солдат было решено использовать образы выдающихся полководцев прошлого.

«Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет». На заднем плане изображен Александр Невский – русский князь и полководец, во время сражения с немецкими рыцарями.

Хоть плакат и приписывает это выражение полководцу, на самом деле оно было придумано для фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятого в 1938 году.

На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.

Внизу плаката цитата из речи Сталина во время военного парада в ноябре 1941 года, которая призывает вдохновляться мужеством великих предков.

Разногласия между странами-союзницами появятся только после войны. Сейчас же плакаты отражают совместную борьбу Англии, СССР и США с Германией.

«Так будет с фашистским зверем»

«С Новым годом, ребята!»

Перестройка

Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity). Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы. Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.

На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.

На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.

Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.

Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР. Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно. Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.

Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!

Последние годы жизни художника

Критики встретили выход «Славянской эпопеи» на удивление холодно. Даже сейчас при запросе «картины Альфонса Мухи» Вы скорее увидите дизайнерские плакаты в стиле ар нуво, чем его эпические картины. Так или иначе, после выхода в свет серии, живописец притормозил в своей творческой деятельности. Сказывался и возраст, и титанический труд над «Эпопеей», после которой художнику нужен был отдых. В 1936 году Альфонс выпустил собственные мемуары. Спустя несколько лет, в 1939 году, Чехословакию захватили нацисты. Альфонс был социалистом и революционером, его постоянно задерживали и подвергали допросам. Из-за многочисленных стрессов и преклонного возраста, художник не выдержал настигнувшей его болезни и скончался в возрасте 78-ми лет.

Виды

С развитием печатного дела появились новые направления литографии. Самые известные из них:

  • автолитография — форму оттиска изготавливает автор изображения;
  • хромолитография была придумана художником К.Я. Тромонимым. В процессе создания рисунка используют несколько заготовок. На каждый оттиск наносят цвет, которые отпечатывают поочередно;
  • в фотолитографии мастер использует очень тонкую пластину. На поверхность наносят материал для создания изображения. Затем его покрывают особым веществом, способным менять цвет под воздействием светового облучения;
  • рентгено-, микро- и нанолитография — художники используют современные технологии для изготовления рисунка.

Художник может выполнить всю работу самостоятельно. Или только нарисовать изображение на поверхности, а создание плиты и процесс печати доверить типографу. Все рисунки, включая копии, считаются оригиналами. Но самый ценный — первый экземпляр, подписанный автором в нижнем правом углу. В противоположном ставят порядковый номер оттиска и тираж.

Знакомство с Сарой Бернан

1894 год стал для Мухи решающим. В канун рождества известная парижанка, актриса большого театра Сара Бернан, захотела поставить пьесу «Жисмонда». Для подготовки афиши срочно нужен был художник. Альфонс оказался единственным, кто не отправился в предпраздничный отпуск. Он работал над плакатом всю ночь. Художнику удалось произвести невероятный эффект на публику и, самое главное, на саму актрису. Сара Бернан стала постоянной заказчицей Мухи. Вместе с парижской актрисой в жизнь чешского художника пришла популярность.

Как выглядела «Жисмонда» Альфонса Мухи?

Чтоб удивить Сару Бернан, Муха стал своего рода новатором: он полностью пересмотрел концепцию афиш. Портрет Сары был выполнен в полный рост, отчего она казалась изящной, стройной, а самое главное – живой. При почти полном отсутствии теней и намеков на объем, он придал фигуре удивительную естественность. Сара Бернан была облачена в расшитое золотом белое платье. На рыжих, почти что золотых волосах, как корона расположился огромный венок из орхидей. Многолетний опыт разработки меню и рекламных листовок прошел не зря. Муха был не только отличным художником, но и дизайнером с собственным стилем.

Жизнь в Париже

Сара Бернан предложила Альфонсу контракт в Театре Возрождения, с ежемесячной оплатой в 3 тысячи франков. Его деятельность на этом не остановилась, он продолжал разрабатывать дизайны на заказ: этикетки, афиши, календари, упаковки, открытки. Его неповторимый стиль так и назвали: «Стиль Мухи». В реальности художник был модернистом, точнее – представителем французского «ар нуво», что в буквальном переводе означает «новое искусство».

Альфонс Муха как ювелир

В 1898 году ювелир из Парижа Жорж Фуке предложил Мухе плодотворное сотрудничество. Специально для Сары Бернан они совместно разработали ряд украшений, подходящих под определенные роли. В 1901 году на улице Руаяль в Париже был открыт ювелирный салон, дизайнером экстерьера и интерьера которого стал сам Альфонс.

Работы Альфонса Мухи (Парижский период)«Жисмонда» – 1894:

  • «Гвоздика» – XIX век;
  • «Зодиак» – 1896;
  • «Пророчица» – 1896;
  • «Медея» ­– 1898;
  • «Обзор Вест Энда» – 1898;
  • Иллюстрация меню и программы – 1898;
  • Иллюстрации к журналу «Месяц» – 1899;
  • «Яркий день» – 1899.

Агитационные плакаты и политическая пропаганда

Молодому советскому государству для восстановления после революции и Гражданской войны требовалось здоровое, грамотное, в том числе и политически, население. Для каждой прослойки общества были разработаны отдельные рекомендации по просветительской работе. Так, лекторам, выступающим перед крестьянством, то есть малообразованными людьми, предлагалось говорить чётко, ёмко, кратко, минут на 15. Продолжительные мудрёные речи, обилие информации, как считалось, могли дать негативный эффект и вызвать у аудитории раздражение и агрессию.

На плакатах, ориентированных на рабочих, используется авангардный стиль. Те, что обращались к жителям села, напоминали лубок.

Автор плаката — Хвостенко В., 1925. (pinterest.com)

Автор плаката — Черемных М., 1924. (pinterest.com)

Автор плаката — Кругликова Е., 1923. (pinterest.com)

Автор плаката — Клуцис Г., 1927. (pinterest.com)

Автор плаката — Буланов Д., 1928. (pinterest.com)

Советский человек, по версии пропаганды, усердно трудится, правильно отдыхает в коллективе, занимается спортом и следит за своим здоровьем, читает, воспитывает детей. Вредные привычки (алкоголизм, курение), болезни, высокая детская смертность, беспризорники считались наследием прошлого, поэтому риторика пропаганды сводилась к противопоставлению старого (грязного, нездорового) новому (чистому, здоровому). Степень культурности определялась количеству употребляемого мыла. Эпидемии испанского гриппа, тифа, холеры, пришедшиеся на преднэповские годы, ещё были свежи в памяти, а потому плакаты о здоровом образе жизни повторяли классические советы о мытье рук, личной гигиене, дезинфекции, проветривании помещений.

Автор плаката — Бабиченко Д., 1929. (pinterest.com)

Автор плаката — Сенькин С., 1925. (pinterest.com)

Авторы плаката — Клуцис Г., Сенькин С., 1927. (pinterest.com)

Автор плаката — Родченко А., 1925. (pinterest.com)


Автор плаката — Соборова А., 1925. (pinterest.com)

Активными участниками пропагандистских плакатов становятся дети. Они позиционируются как цветы жизни, а их здоровье и счастливое детство — как залог светлого будущего страны. На плакатах дети устраивают митинги в защиту своих прав, требуют от взрослых отказаться от вредных привычек и обеспечить качественную среду. Дети же становятся носителями идеи просвещения и прогресса.


Неизвестный художник, 1926. (pinterest.com)


Автор плаката — Лаптев А., 1929. (pinterest.com)

Автор плаката — Буланов Д., 1929. (pinterest.com)


Автор плаката — Фёдоров А., 1926. (pinterest.com)

Новую роль в обществе приобретает женщина. Она всё ещё мать, которая ответственна за рождение и воспитание детей, то есть будущего всей страны. Но также современное общество видит женщину как участника политического процесса, полноценную личность. Плакаты призывают женщин следить за здоровьем, учиться и беречь честь смолоду, ведь проституция, объявленная пережитком царских времён, была табуирована.


Автор плаката — Комаров А., 1923. (pinterest.com)


Автор плаката — Соколов-Скаля П., 1929. (pinterest.com)

Неизвестный художник, 1929. (pinterest.com)


Авторы плаката — Макарычев И., Раев С., 1925. (pinterest.com)

Были, безусловно, и откровенно пропагандистские плакаты, которые призывали идти на выборы, поддерживать программу электрофикации, покупать акции.

Авторы плаката — Шасс Ю., Кобелев В., 1925. (pinterest.com)


Неизвестный художник, 1926. (pinterest.com)

Автор плаката — Родченко А., 1923. (pinterest.com)

Этапы работы над литографией

Процесс создания заготовки начинается с выравнивания поверхности камня. Если шлифовка будет сделана небрежно, новый оттиск получится низкого качества. Для рисования на гладкой поверхности используют специальный литографический карандаш или тушь на масляной основе. Заготовку обрабатывают порошкообразной канифолью, а поверх нее втирают тальк.

Бык. Серия литографийПабло Пикассо

На камень наносят твердую смолу, иногда ее разбавляют слабым раствором кислоты. В процессе создания литографии вода и масло не смешиваются. В результате происходит закрепление рисунка благодаря воздействию смолы.

Первоначальное изображение смывают растворителем. На каменной поверхности остается слабый контур рисунка. Заготовку поливают водой, которую впитывают участки, обработанные кислотой. Для печати понадобится краска на основе олифы, вступающая в реакцию с необработанной частью камня в соответствии с изначальным рисунком.

Камень изображением вверх помещают на литографский станок. Затем на него кладут влажный бумажный лист. Поверх этой конструкции располагали декель — специальная доска. Иногда ее замещали газетными страницами. Этот шаг позволяет равномерно распределить давление на каменную поверхность. Литография могла быть как монохромной, так и цветной. Во втором случае каждый оттенок отпечатывали отдельно.

10 знаменитых литографий

Эстампы, созданные таким способом, представляют не меньший интерес, чем художественные полотна. Многие живописцы пробовали себя в различных жанрах и видах искусства, включая литографию.

Франциско Гойя, «Тавромахия»

Одним из источников вдохновения испанского художника была коррида. На литографии «Тавромахия» изображен отважный тореадор, ловко ускользающий от разъяренного быка. На заднем плане нарисованы зрители, с ужасом и восхищением наблюдающими за корридой.

Оноре Домье, «Гаргантюа»

ГаргантюаОноре Домье

Известный французский карикатурист изобразил короля Луи-Филиппа в образе Гаргантюа. К нему выстроилась очередь из калек, бедняков, вдов и сирот, приносящих последние деньги, чтобы его прокормить. А рядом стоят министры, жаждущие получить больше подарков от короля.

Пабло Пикассо, литографии к «Гернике»

ГерникаПабло Пикассо

Художник создал 45 эскизов к одному из самых значимых полотен. Зритель может посмотреть, как создавалась картина, как Пикассо придавал ей очертания кубизма. Этот стиль точнее всего передает ужас и жестокость тех событий. Бык, или Минотавр — олицетворение разрушения.

Одилон Редон, «Улыбающийся паук»

Улыбающийся паукОдилон Редон

Эта литография вызывает противоречивые эмоции у зрителя. Главный герой изобразил паука улыбающимся, что делает его еще более жутким. Редон нарисовал прищуренным один глаз, который добавляет образу зловещих ноток. Пушистое тельце, длинные тонкие ноги — создается ощущения, что паук побежит навстречу. Желтый фон органично дополняет главного героя литографии.

Анри Тулуз-Лотрек, «Японский диван»

Основоположник современного плаката, создавший множество ярких работ. На этой афише главная героиня — эффектная рыжеволосая женщина, одетая полностью в черное. Ее наряд скромен и прост, единственная интересная деталь — перо на шляпке.

Японский диванАнри Тулуз-Лотрек

Красавица сидит на желтом стуле, а позади нее стоит мужчина в сером костюме и с моноклем. Анри Тулуз Лотрек любил рисовать женщин, и работа «Японский диван» не стала исключением.

Франц Ганфштенгль, «Портрет Алоиза Зенефельдера»

Портрет Алоиза ЗенефельдераФранц Ганфштенгль

На этой литографии изображен создатель этого способа печати. Алоиз Зенефельдер — немецкий писатель-любитель, типографист. После создания литографии он полностью посвятил себя новому делу. Франц Ганфштенгль изобразил степенного мужчину с ясным и спокойным взглядом. Алоиз Зенефельдер приложил много усилий для распространения нового способа печати.

Альфонс Муха, «Жисмонда»

ЖисмондаАльфонс Муха

Эта афиша сделала его знаменитым. Главная героиня — известная актриса Сара Бернар. Женщина предстает в богатом одеянии, напоминающим облачение царицы. Ее голову украшает пышный венок из нежно-розовых цветов. В одной руке Жисмонда держит высокий колос, а вторая поднята к груди. Во взгляде женщины можно увидеть просьбу и сострадание.

Жюль Шере, «Музыка»

МузыкаЖюль Шере

На этой литографии изображена веселая девушка. Ее платье красиво облегает фигуру, а голову украшает необычная шляпа, соответствующая моде того времени. Девушка играет на укулеле. Главная героиня хочет сама плясать от своей музыки, но ей неудобно из-за узкого платья. Но это не мешает девушке веселиться и получать удовольствие.

Франциско Гойя, «Андалузский танец Эль-Вито»

Андалузский танец Эль-ВитоФранциско Гойя

На литографии художник изобразил один из традиционных испанских танцев. Окруженная людьми, стоит девушка, кокетливо смотрящая в сторону. Позади нее женщина поправляет ее платье. Другие с радостью и восторгом ждут танца, а нетерпеливые музыканты уже начали играть. В этой литографии Гойе удалось передать веселье и кокетливое настроение девушки.

Теодор Жерико, «Возвращение из России»

Возвращение из РоссииТеодор Жерико

Знаменитый художник нарисовал французских солдат, утомленных войной 1812 года. Лошади увязают в снегу, армия с трудом переносит тяготы пути. На коне сидит раненый француз с перевязанной рукой, а поводья удерживает его товарищ. Этой работой Жерико хотел показать бессмысленность этой войны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: