Литература
- Исследования и комментарии
- Марченко Е. И.Адольф Менцель. 1815-1905: альбом репродукций/ Авт.-сост. и авт. вступ. статьи Е. Марченко.— Москва: Советский художник, 1965.— 18с., 19л.ил.
- Федотова Е. Д. (b) Адольф фон Менцель: к 200-летию со дня рождения художника/ Е. Д. Федотова.— Москва: Белый город — Воскресный день, 2016.— 186, с.— ISBN 978-5-7793-4794-5.
- Busch W.Adolph Menzel: auf der Suche nach der Wirklichkeit: (b) нем. (b) / Werner Busch.— München: C. H. Beck, 2015.— 303S.— ISBN 978-3-406-68090-8.
- Hütt W.Adolph Menzel: (b) нем. (b) / Wolfgang Hütt.— 2. Aufl.— Leipzig: E. A. Seemann, 1991.— 167S.— ISBN 3-363-00495-8.
- Jensen J. C.Adolph Menzel: (b) нем. (b) / Jens Christian Jensen.— Köln: DuMont, 1982.— 147S.— ISBN 3-7701-1385-3.
- Lammel G.Adolph Menzel: Frideriziana und Wilhelmiana: (b) нем. (b) / Gisold Lammel.— Dresden: Verlag der Kunst, 1988.— 191S.— ISBN 3-364-00051-4.
- Каталог выставки
Keisch C., Riemann-Reyher M. U. Adolph Menzel, 1815-1905 : Between Romanticism and Impressionism : (b) : exhibition catalogue; Musée d’Orsay, Paris, 15 Apr. 28-July 1996; National Gallery of Art, Washington, 15 Sept. 1996-5 Jan. 1997; Alte Nationalgalerie, Berlin, 7 February-11 May 1997 / edited by Claude Reisch and Marie Ursula Riemann-Reyher. — New Haven, CO; London : Yale University Press ; Washington : National Gallery of Art, 1996. — 480 p. — ISBN 0-300-06954-5. — LCCN (b) 96-60916.
- Словари и энциклопедии
- Власов В. Г. (b) Менцель Адольф Фридрих Эрдманн фон//Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: словарь: в 3 т./ В. Г. Власов.— СПб.: Кольна, 1997.— Т.3: Словарь имён: М—Я.— С.50–51.— 655с., л.ил.— ISBN 5-88737-010-6.— OCLC (b) .
- Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е.Германия. Англия. XV–XIX века: биографический словарь/ А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау.— СПб: Азбука-Классика, 2008.— С.34, 35, 36, 39, 102, 145–149, 192, 235.— 480с.— (Художники Западной Европы).— ISBN 978-5-91181-907-1.
- Менцель Адольф (Адольф Фридрих Эрдман) фон/ Е. Д. Федотова//Маниковский— Меотида.— М.: Большая российская энциклопедия, 2012.— С.746–747.— (Большая российская энциклопедия (b) : / гл. ред. Ю. С. Осипов (b) ; 2004—2017, т.19).— ISBN 978-5-85270-353-8.
- Сомов А. И. (b) Менцель, Адольф Фридрих ЭрдманЭнциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (b) : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).— СПб., 1896.— Т.XIX.— С.101.
- Bénézit E.Menzel (Adolf Friedrich Erdmann)//Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d’écrivains spécialistes français et étrangers: (b) фр. (b) : en 10 vol./ entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit.— Nouvelle edition.— Paris: Gründ, 1976.—T. 7: Loyet-Lorski — Okasaki.— P.337–338.— 792p.— ISBN 2-7000-0155-9.— OCLC (b) .
- Czok C.Menzel, Adolph (Adolph Friedrich Erdmann von)/ C. Czok//Allgemeines Künstlerlexikon: Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker: (b) нем. (b) / hrsg. von Andreas Beyer .— Berlin; Boston: De Gruyter, 2016.— Bd.89: Mejchar — Minguzzi.— S.117–121.— LI, 540S.— ISBN 3-598-22740-X.— ISBN 978-3-11-023255-4 (Bd.89).— OCLC (b) .
- Jensen J. C./ Jens Christian Jensen//Neue Deutsche Biographie: (b) нем. (b) : in 28 Bd./ hrsg. von der Historischen Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften.— 1994.— Bd.17: Melander — Moller.— S.102–104.— XV, 784S.— ISBN 3-428-00181-8.— ISBN 3-428-00286-5 (Bd.17).
- Jensen J. C.Menzel, Adolph (Friedrich Erdmann von)/ Jens Christian Jensen//The Dictionary of Art (b) : (b) англ. (b) : in 34 vol./ edited by Jane Turner.— New York: Grove’s Dictionaries, 1996.— Vol.21: Medallion to Montalbani.— P.139–143.— XIII, 912p.— ISBN 1-884446-00-0.— LCCN (b) 96-13628.— OCLC (b) .
- Kern G. J.Menzel, Adolf Friedrich Erdmann/ G. J. Kern//Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker (b) : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, L. Scheewe, H. Wolff, O. Kellner: (b) нем. (b) : in 37 Bd./ herausgegeben von Hans Vollmer.— Leipzig: E. A. Seemann, 1930.— Bd.24: Mandere — Möhl.— S.400–402.— 608S.— OCLC (b) .
- Справочные издания
Избранная библиография [ править ]
- Карл Шеффлер, Адольф Менцель: Der Mensch, das Werk. Берлин: Кассирер, 1915.
- Эльфрид Бок, Адольф Менцель: Verzeichnis seines graphischen Werkes . Берлин: Амслер и Рутхардт, 1923.
- Вернер Шмидт, Адольф Менцель: Zeichnungen Verzeichnis und Erläuterungen . Национальная галерея, Государственный музей, Берлин, 1955 год.
- Ульрих Бишофф, Йенс Кристиан Йенсен , Ричард Хоппе-Зайлер, Вульф Шадендорф, Иоганн Шлик, Юрген Шульце, Адольф Менцель: реалист — историк — Maler des Hofes . Каталог выставки. Швайнфурт: Вепперт, 1981.
- Гизела Хопп, Экхард Шаар, Вернер Хофманн , ред., Менцель — дер Беобахтер . Каталог выставки. Мюнхен: Престель, 1982.
- Jost Hermand, Adolph Menzel mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten ( Rowohlts Monographien , vol. 361). Райнбек в Гамбурге: Ровольт, 1986.
- Гизольд Ламмель, Адольф Мензель. Frideriziana und Wilhelmiana . Дрезден: Verlag der Kunst, 1987.
- Клод Кейш и Мари Урсула Риман-Рейхер, ред .: Адольф Мензель 1815–1905: Между романтизмом и импрессионизмом . Лондон и Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1996.
- Микаэла Динер, «Ein Fürst der Kunst ist uns gestorben»: Адольф фон Мензельс Нахрухм им Кайзерлихен Дойчланд (1905–1910) . Регенсбург: Родерер, 1998.
- Hubertus Kohle, Adolph Menzels Friedrichbilder: Theorie und Praxis der Geschichtsmalerei im Berlin der 1850er Jahre . Мюнхен и Берлин: Deutscher Kunstverlag, 2001.
- Кристина Груммт, Адольф Мензель — zwischen Kunst und Konvention, die Allegorie in der Adressenkunst des 19. Jahrhunderts . Берлин: Реймер, 2001.
- Майкл Фрид , Реализм Менцеля: искусство и воплощение в Берлине девятнадцатого века . Лондон и Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2002.
- Йенс Кристиан Йенсен, Адольф Мензель . Кельн: DuMont, 2003.
- Вернер Буш, Адольф Менцель: Leben und Werk . Мюнхен: Бек, 2004.
- Бернхард Мааз, изд., Адольф Мензель радикал реал . Мюнхен: Хирмер, 2008.
- Вернер Буш, Адольф Менцель: Auf der Suche nach der Wirklichkeit . Мюнхен: Бек, 2015.
- Аня Гребе, Менцель, Малер дер Модерн . Берлин: Verlag Eisengold, 2015.
- Клаудиа Чок, «Менцель, Адольф (Адольф Фридрих Эрдманн фон)», в De Gruyter: Allgemeines Künstlerlexikon: Die Bildenden Künstleraller Zeiten und Völker , vol. 89. Берлин и Бостон: De Gruyter, 2016, стр. 117–121.
Картина «Железопрокатный завод»
Мотивами огня и сумрака пронизана и картина Адольфа Менцеля «Железопрокатный завод». Это первое в мировой живописи полотно, рисующее большое промышленное предприятие, «не только шедевр, но и подвиг Менцеля» (Стасов). Даже синтаксис замечательного описания Стасова передает впечатление хаоса, лабиринта, едва ли не современных джунглей: «У него тут на сцене словно какой-то лес: висящие от светящегося вверху стеклянного потолка вниз по полу ремни, приводы, цепи, упирающиеся вверх тонкие чугунные столбы и столбики, зубчатые колеса, тут и там, повсюду, крючья и веревки образуют словно дремучую чащу лесную, сквозь которую еле могут пробираться рабочие в длинных кожаных фартуках, черные, как арапы, и двигающие огромными железными кочергами, клещами и ухватами в раскаленных горнах, дышащих огнем, точно красный ад среди мрака… Сотни людей виднеются вдали в просветах пламени… Это настоящая кузница циклопов, но нынешних, правдивых, не выдуманных и не идеализированных».
О «циклопах современной техники» говорил и сам Менцель. Это, конечно, не случайное совпадение. Менцель досконально изучал натуру («Я находился в постоянной опасности быть прокатанным вместе с металлом. Неделями… стоял я там между гудящими маховыми колесами и ремнями и пылающими блоками и делал зари¬совки»), но не фотографировал ее.
Работающих и отдыхающих людей Менцель изображает по-разному. Отдыхающие рабочие, отирающие пот или пьющие ледяную воду,— вызывают непосредственное сочувствие Менцеля. Это плач над красотой человеческого тела, поруганной бесчеловечным Молохом. Иное чувство вызывают у него фигуры работающих людей: атлетические позы, напряженные мускулы, руки, словно бы сросшиеся с тачками. Кружение во мраке вокруг огня…
Тревогой, как-то связанной с огнем, насыщено это полотно. Однако теперь эта тревога значительно конкретнее, чем в цикле о Фридрихе. Мешая, как и там, настоящее и прошлое, Менцель открывает здесь для себя еще одно измерение: будущее. «Железопрокатный завод» — картина-свидетельство, но не только. Это картина о тяжелой жизни и великой силе народа. По глубине и актуальности решения темы Менцель в этой картине превзошел себя. Вероятно, поэтому она остается лучшим его произведением.
В. АЛЕКСЕЕВ, из журнала «Семья и школа», 1968 год
Биография
Родился в городе Бреслау (b) в семье прусского дворянина Карла Эрдманна фон Менцель, владевшего в городе собственной литографической мастерской. В 1830 году Адольф фон Менцель переехал с семьей в Берлин (b) .
«Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси (b) ». 1852
Первой художественной школой стала для Адольфа литографическая мастерская отца. Став в 1833 году кормильцем семьи после смерти отца, он брался за любую работу: делал обеденные меню, пригласительные билеты и т. д. Адольф недолго (всего 6 месяцев) посещал классы академии художеств в Берлине и был почти самоучкой. Впервые сделался известен в 1833 году тетрадью рисунков, исполненных пером и изображавших «Жизнь художника».
За этим юношеским трудом Менцеля следовали ряд им самим литографированных «Достопримечательностей Бранденбургской истории» (1834—39, 12 листов) и несколько первых его опытов в живописи масляными красками, каковы, например, «Игра в шахматы» ( (b) ), «Юридическая консультация» ( (b) ), «Судебное заседание» (1837) и прочие работы.
Но вскоре ему пришлось отложить в сторону палитру и кисти, дабы заняться созданием иллюстраций к «Истории Фридриха Великого» Франца Куглера (b) (1839—42) и вслед за тем иллюстрированием роскошного издания сочинений Куглера (1843—49). Обе эти работы заставили Менцеля углубиться в изучение эпохи Фридриха Великого (b) . Воспроизводя её с полной исторической точностью, превосходной характеристикой положений и действующих лиц, реалистической правдой и высоким техническим мастерством, он составил себе громкое имя у своих соотечественников преимущественно картинами на темы, взятые из этой эпохи, каковы, например:
- «Круглый стол Фридриха Великого» (1850, находится в берлинской Национальной галерее),
- «Концерт в Сан-Суси» (1852, там же),
- «Фридрих Великий в дороге» (1854),
- «Присяга Фридриху Великому в Бреславле, в 1741 г.» (в Бреславльском музее),
- «Встреча Фридриха Великого с Иосифом II в Нейссе»,
- «Фридрих перед Лейтенской битвой»,
- «Фридрих в Гохкиркенской битве» (1856; в берлинском королевском дворце) и др.
В 1840-е годы Менцель начинает писать с натуры. Возникает целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны в 1906 году на выставке Менцеля в Национальной галерее (b) в Берлине и резко изменили сложившееся мнение о его творчестве.
«Железопрокатный завод». 1875
В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность, после чего снова выказал свой талант с полным блеском в великолепной «Коронации Фридриха-Вильгельма I в Кёнигсберге» (1861—65; в берлинском королевском дворце), в «Отъезде короля на войну, 30 июля 1870 г.» (1871; в берлинской Национальной галерее), в «Бальном ужине» (1878), в «Разговоре короля с дамой на придворном балу» (1880), в «Религиозной процессии в Гаштейне»(1880), в «Площади д’Эрбе, в Вероне» и в «Железопрокатный завод (b) » (1875) — самой замечательной из всех картин художника, изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нём. Сверх упомянутых произведений, Менцель исполнил много других, менее значительных жанровых картин, рисунков пером, композиций для политипажей (b) , акварелей и гуашей. С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств (b) .
Мемориальная доска в Берлине
За долгие годы жизни Менцель побывал в Австрии (b) , ездил по Рейну (b) , Дунаю (b) , был на Балтийском море (b) , в Голландии (b) , Италии (b) , объехал всю Германию (b) . Путешествия служили ему источником сюжетов для рисунков, жанровых полотен, пастелей. В этих работах уже не было той поэтичности и взволнованности, которые были присущи его ранним работам.
Менцель работал более двадцати лет (1863—1885) над серией гуашей и акварелей, объединённых в «Детский альбом». В нём собраны сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц и т. д. Последние годы жизни он посвятил графике, хотя на протяжении всего творческого пути не расставался с карандашом: только в Национальной галерее в Берлине есть свыше пяти тысяч его рисунков.
В 1880—1890 гг. Менцель обращается к образу старости, он изображает портреты стариков и старух, ищет психологическое выражение этого состояния.
Примечания и ссылки
- ↑ и Выставка в Лувре, « Из Германии 1800-1939, от Фридриха до Бекмана », Dossier de l’art , vol. Специальный выпуск, п о 205,Март 2013 г., стр. 21, 48-53
- ↑ и (де) Георг-В. Költzsch , Phoenix Folkwang: Die Meisterwerke , Dumont,2002 г., 280 с. ( ISBN 3-8321-4994-5 ) , стр. 77-79
- Р. Барлетта , М. Карра , Д. Дурбе , Р. Негри и Ф. Руссоли ( перевод с итальянского Мишеля Креспа и Анник Колканап, преф. Д. Дурбе), Le Post-Impressionisme , Paris, Rive-Gauche Productions, колл. «Искусство в движении»,девятнадцать восемьдесят один, 351 с. ( ISBN 2 86535023 1 ) , стр. 29
- François Daulte , Коллекция Бентинка-Тиссена в Государственных музеях Великого Герцогства Люксембург , Bibliothèque des Arts, Лозанна,1987 г., стр. 102
- История живописи: От Возрождения до наших дней до наших дней , Грюнд,1995 г.( ISBN 2-7000-2151-7 ) , стр. 67
- .
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Адольфа фон Менцеля . |
- Немецкие мастера девятнадцатого века: картины и рисунки из Федеративной Республики Германии , полный текстовый каталог выставки из Музея искусств Метрополитен, который содержит материалы об Адольфе Менцеле (№ 60–64)
- Degas: The Artist’s Mind , каталог выставки из Музея искусств Метрополитен, полностью доступный онлайн в формате PDF, который содержит материалы об Адольфе Мензеле (см. Индекс)
- Адольф Менцель в Библиотеке Конгресса США, 73 записи в каталоге
vтеАдольф Мензель | |
---|---|
Картины |
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Ссылки [ править ]
- Буш-Салмен, Габриэле (2003). «Адольф Мензельс ‘Flötenkonzert Friedrich der Großen в Сан-Суси’: Ein vertrautes Gemälde, 150 Jahre nach seiner Fertigstellung neu gesehen». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии . 28 (1–2): 127–146. ISSN 1522-7464 .
- Эйслер, Колин. Шедевры в Берлине: картины города воссоединились . Булфинч, 1996. ISBN 0-8212-1951-0
- Фрид, Майкл . Реализм Менцеля: искусство и воплощение в Берлине девятнадцатого века . Лондон и Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2002. ISBN 0-300-09219-9
- Кейш, Клод и др. Адольф Менцель 1815–1905: Между романтизмом и импрессионизмом . Лондон и Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1996. ISBN 0-300-06954-5
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). » Менцель, Адольф Фридрих Эрдманн фон «. Британская энциклопедия . 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 146–147.
Биография [ править ]
Адольф Менцель — Айзенвальцверк , прокатный стан, 1872–1875 гг.
Карьера
Мензель родился у немецких родителей в Бреслау , Прусская Силезия (ныне Польша ), 8 декабря 1815 года. Его отец был литографом и намеревался обучить своего сына как профессора; однако он не стал препятствовать своему вкусу к искусству. Оставив преподавательский пост, Менцель старший основал литографическую мастерскую в 1818 году. В 1830 году семья переехала в Берлин, а в 1832 году Адольф был вынужден взять на себя литографический бизнес после смерти своего отца. В 1833 году он недолго учился в Берлинской художественной академии , где рисовал по гипсовым слепкам и старинным скульптурам; после этого Мензель стал самоучкой. Берлина опубликовал свою первую работу в 1833 году, альбом рисунков пером и тушью, воспроизведенных на камне, чтобы проиллюстрировать маленькое стихотворение Гете « Художники Эрденваллен» . Он выполнил литографии таким же образом, чтобы проиллюстрировать Denkwürdigkeiten aus der brandenburgisch-preussischen Geschichte ; Пять чувств и молитва , а также дипломы различных корпораций и обществ.
Эмили Мензель спит , ок. 1848. Бумага, масло, 46,8 × 60 см. Гамбургер Кунстхалле
С 1839 по 1842 год он создал 400 рисунков, в основном представляя Германии технику гравюры на дереве , чтобы проиллюстрировать Geschichte Friedrichs des Grossen ( История Фридриха Великого ) Франца Куглера . Впоследствии он представил Friedrichs der Grossen Armee in ihrer Uniformirung ( Униформа армии Фридриха Великого ), Soldaten Friedrichs der Grossen ( Солдаты Фридриха Великого ); и, наконец, по приказу короля Фридриха Вильгельма IV он иллюстрировал произведения Фридриха Великого ,Illustrationen zu den Werken Friedrichs des Grossen (1843–1849). Художник очень симпатизировал прусскому королю. В одном из своих писем Иоганну Якобу Веберу он сказал, что он намеревался представить монарха как человека, которого ненавидят и которым восхищаются — просто таким, каким он был, другими словами, как человека из народа. Посредством этих работ Менцель подтвердил свое право считаться одним из первых, если не первым, иллюстраторов своего времени в своей собственной линии.
Слава Мензеля пришла из его иллюстраций прусского монарха 18-го века Фридриха Великого
А также стремление к исторической точности и внимание к деталям. Мензель также позаботился о том, чтобы исследовать предметы, которые он рисовал
С 1840 года и далее Мензель стал известен своими небольшими картинами и рисунками. В котором он изобразил свои нестандартные идеи.
Номер с балконом , 1845 г.
Тем временем Менцель также начал изучать без посторонней помощи искусство живописи и вскоре создал большое количество и разнообразие картин. Его картины неизменно демонстрировали острую наблюдательность и честное мастерство в предметах, касающихся жизни и достижений Фридриха Великого, а также в сценах повседневной жизни, таких как « В Тюильри» , «Бальный ужин» и « На исповеди» . Среди тех, что считаются наиболее важными из этих работ, — Железопрокатный завод (1872–1875) и Рынок в Вероне . Когда его пригласили написать картину «Коронация Вильгельма I в Кенигсберге»., он произвел точное изображение церемонии безотносительно традиций официальной живописи.
При жизни Менцеля его картины ценили Отто фон Бисмарк и Вильгельм I, а после его смерти они были использованы в качестве предвыборных плакатов Адольфом Гитлером .
Если эти исторические иллюстрации предвосхитили качество раннего импрессионизма , это такие картины, как французское окно и сад дворца принца Альберта , и окрашены в середине 1840 — х лет, что в настоящее время апеллировать как «среди наиболее свободно наблюдал в середине изображения девятнадцатого века «. Подобные жанровые картины свидетельствуют об ассоциации с французским и английским искусством . Хотя в первую очередь он был прекрасным рисовальщиком, историк искусства Юлиус Майер-Грефе считал его «прото-импрессионистом» живописцем, чья графика ограничивала его живописные возможности. Частные рисунки и акварели, сделанные мертвыми и умирающими солдатами в 1866 году на полях сражений австро-прусской войны , беспощадны в своей реалистичности и были описаны историком искусства Мари Урсулой Риман-Рейхер как «уникальные в немецком искусстве того времени».
Картина «Концерт на флейте»
Действие картины «Концерт на флейте» замечательного немецкого художника Адольфа фон Менцеля происходит во дворце Сансуси. Он построен в середине XVIII в. близ Потстдама прусским королем Фридрихом II. Друг Вольтера, Фридрих построил Сансуси в стиле рококо, вывезенном из Франции. Дворец производит впечатление легrости и изящества, ослепляет роскошью.
Жизнь в Сансуси — это праздники, балы, фейерверки. Фридрих делал все. чтобы не прерывался однажды заданный ритм веселости и сам старался соответствовать этому ритму. Он стремился создать впечатление, что так же легко, как танцует на балу, он выигрывает войны, пишет стихи и политические трактаты и крепко держит в руках военно-экономическую машину прусской монархии. Видимость легкости входила в кодекс чести «короля-философа». Этому были глубокие причины: на самом деле Фридрих был деспотичным и вероломным человеком, всю жизнь вымещающим на других обиды, полученные в юности от отца, жестоко наказавшего сына за попытку бегства из отечественной казармы в Англию.
Фридриху Менцель посвятил несколько лет своего творчества. Он создал 11 больших rартин («Фридрихиана»); около 2000 литографий посвящены различным эпизодам жизни короля, приметам быта и деталям нравов его времени. Менцель быстро распознал, насколько далек от действительности был созданный королем образ самого себя. Сквозь бальный блеск и французский лоск он попытался заглянуть в глубь, в самую суть Фридриха.
В «Концерте на флейте» декорации действия сохранены в неприкосновенности. Все верно стилю рококо: хрустальные люстры и ажурные рамы зеркал, кринолины и пудреные парики. Мы видим Фридриха, играющего на флейте, и оркестрантов, ожидающих, когда он кончит сольную партию, чтобы вступить. Всё как и бывало в Сансуси.
И все же Сансуси преображен Менцелем. Взгляд художника подобен рентгеновскому аппарату: он высвечивает в изображаемом скрытую реальность, второй план. Солнечный характер «легенды Сансуси» Менцель разоблачил как иллюзорный. Эмоциональную игру солнечного освещения — света и тени — он заменил драматическим противостоянием огня и сумрака. Фарфоровая хрупкость Сансуси только местами на холсте выхватывается огнем свечей, а там, куда огонь не достигает, все растворяется в золотисто-коричневатом сумраке. Дворец Без Тревог (так переводится «Сансуси») изображается Менцелем именно как дворец Тревоги. Персонажи напряжены и к чему-то прислушиваются. Они слушают, как играет на флейте король, но слышат, как шумит время. Золотистый сумрак, как едкая кислота, растворяет границы концертного зала, размывает очертания форм, и концертный зал оказывается открытым таинственной бесконечности, начинающейся там, где должны были быть стены.
Сансуси Менцеля заставляет забыть об изысканной отточенности форм Версаля (бывшего прообразом исторического Сансуси), о насыщенном солнцем фарфоре, о музыке рококо и хрупкой грации жеманниц, вообще о том, с чем привычно связывается понятие «восемнадцатый век». Менцель смешивает времена: на память приходят устрашающе пустынные залы в замках древнегерманских рыцарей, где горели не свечи, а дымные факелы, где не зеркала висели на стенах, а страшные кабаньи головы, где не флейты тешили слух, а хриплые военные трубы…
Возможности, открытые Менцелем, были поняты его современниками. Это были возможности социального критицизма. В. В. Стасов писал: «Что нам за дело до «Концерта на флейте» с прелестным огненным освещением и правдивостью придворной галантерейной обстановки рококо, когда и старинная-то музыка была плоха у короля, и сам-то он играл прескверно, и ничего-то нельзя тут ему поставить в заслугу, потому что он был страшно сух и прозаичен и ничего общего не имел ни с искусством, ни с поэзией… По счастью, для своего таланта, — добавлял Стасов, — Менцель провел только шестнадцать-семнадцать лет в своем фридриховском чаду».
«Счастье» Стасов видел в том, что с возрастом Менцель все чаще обращался к современной жизни, к ее блеску и нищете, к ее скоропреходящим радостям и разительным контрастам. Огонь и сумрак создают необычное драматическое освещение сцен у Менцеля.
Спустя годы [ править ]
Портрет Менцеля 1895 года работы Джованни Болдини , Старая национальная галерея, Берлин
Картины, которые были доступны для публики, получили признание не только в Германии, но и во французском авангарде : Эдгар Дега восхищался и копировал его работы, называя его «величайшим из ныне живущих мастеров» , а Луи Эдмон Дюранти писал его искусства:
Несмотря на явное отчуждение Мензеля от других, его известность влекла за собой социальные обязательства, и в 1880-х годах поэт Жюль Лафорг описал его как «не выше сапога кирасира, украшенного подвесками и орденами, не пропустив ни одной из этих вечеринок, движущихся. среди всех этих персонажей, как гном и величайший ребенок-ужас для летописца ». В Германии он получил много наград, а в 1898 году стал первым художником, принятым в Орден Черного Орла ; благодаря получению Ордена Мензель был возведен в дворянство, став «Адольфом фон Мензелем».Он также стал членом Академии изящных искусств в Париже иКоролевская академия в Лондоне. После его смерти в 1905 году в Берлине организацией его похорон руководил кайзер, который шел за его гробом.
биография
Похороны Менцеля на Троицком кладбище (II дивизия) в Берлине .
Его отец руководил школой для девочек, и он хотел сделать своего сына учителем, но он не препятствовал его вкусу к искусству. Осиротевший в 1832 году Адольф фон Менцель был вынужден обеспечивать свою семью. В 1833 Sachse, Берлин, опубликовал свою первую работу, альбом литографий, предназначенную для иллюстрации небольшого стихотворения Гете , Kunstlers Erdenwallen . Он делал литографии того же типа, чтобы проиллюстрировать Denkwürdigkeiten aus der brandenburgisch-preussischen Geschichte , Les Cinq Sens и La Prière , а также дипломы для различных корпораций или обществ.
С 1839 по 1842 год он создал около четырехсот рисунков, одновременно используя технику гравюры на дереве, чтобы проиллюстрировать Geschichte Friedrichs des Grossen Франца Куглера ( История Фридриха Великого ). Впоследствии он произвел Friedrichs des Grossen Armee in ihrer Uniformirung ( Униформа армии Фридриха Великого ), Soldaten Friedrichs des Grossen ( Солдаты Фридриха Великого ) и, наконец, по приказу короля Фридриха Вильгельма IV , он проиллюстрировал работы Фридриха Великого, Illustrationen zu den Werken Friedrichs des Grossen (1843-1849).
Эти работы позволили Мензелю считаться одним из первых, если не первым, иллюстраторов своего жанра в свое время. За это время он самостоятельно изучил искусство живописи и вскоре создал большое количество очень разнообразных картин, всегда демонстрируя острую наблюдательность и почетное мастерство в предметах, связанных с жизнью и достижениями Фредерика Ле Гранда и сцены из повседневной жизни, такие как Aux Tuileries , Le Diner de bal и À la Confession .
Постепенно он похоронил стиль бидермейер, адаптированный к мелкобуржуазному вкусу , и устремил свой взор на другую сторону вещей, в угол спальни или мастерской. Среди его наиболее важных работ — « Ла Форж» (1875 г.) и «Рыночная площадь в Вероне» . Приглашенные окрасить коронации Вильгельма I — го в Кенигсберге, он произвел точное представление церемонии без соблюдения официальных традиций для этого вида живописи.
В Германии его осыпали почестями и он стал первым художником, награжденным Орденом Черного Орла .
Он связан с пре- импрессионизма его прикосновения его пейзажах и реализм его очень атмосферный стиль и внимательное отношение к деталям, как много в представлении персонажей как объектов и природы. Помимо великих исторических сцен, его наиболее яркими работами, безусловно, являются его студийные натюрморты и альбомы для рисования.
Вторая мировая война [ править ]
Несколько важных работ Менцеля были захвачены, проданы силой или под принуждением во время нацистского периода. Некоторые из них были восстановлены в 21 веке. В 2015 году пастель Menzel «Дама в красной блузке» была возвращена наследникам Эрны Фелиции и Ганса Лахманн-Моссе. Остальные были востребованы, но не возвращены. Также в 2015 году голландская комиссия Лимбаха отклонила запрос о реституции картины Менцеля «Будний день в Париже», которая принадлежала еврейскому банкиру Жоржу Беренсу. Немецкого Lost Art Foundation списки многочисленного Менцель произведение на своем сайте.
Биография
Но вскоре ему пришлось отложить в сторону палитру и кисти, дабы заняться сочинением иллюстраций к «Истории Фридриха Великого» Куглера (1839 —42) и вслед за тем иллюстрированием роскошного издания сочинений Куглера (1843—49). Обе эти работы заставили Менцеля углубиться в изучение эпохи Фридриха Великого. Воспроизводя её с полной исторической точностью, превосходной характеристикой положений и действующих лиц, реалистической правдой и высоким техническим мастерством, он составил себе громкое имя у своих соотечественников преимущественно картинами на темы, взятые из этой эпохи, каковы, например:
- «Круглый стол Фридриха Великого» (1850, находится в берлинской Национальной галерее),
- «Концерт в Сан-Суси» (1852, там же),
- «Фридрих Великий в дороге» (1854),
- «Присяга Фридриху Великому в Бреславле, в 1741 г.» (в Бреславльском музее),
- «Встреча Фридриха Великого с Иосифом II в Нейссе»,
- «Фридрих перед Лейтенской битвой»,
- «Фридрих в Гохкиркенской битве» (1856; в берлинском королевском дворце) и др.
В 1840-е годы Менцель начинает писать с натуры. Возникает целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны в 1906 году на выставке Менцеля в Национальной галерее в Берлине и резко изменили сложившееся мнение о его творчестве.
В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность, после чего снова выказал свой талант с полным блеском в великолепной «Коронации Фридриха-Вильгельма I в Кёнигсберге» (1861—65; в берлинском королевском дворце), в «Отъезде короля на войну, 30 июля 1870 г.» (1871; в берлинской Национальной галерее), в «Бальном ужине» (1878), в «Разговоре короля с дамой на придворном балу» (1880), в «Религиозной процессии в Гаштейне»(1880), в «Площади д’Эрбе, в Вероне» и в «Железопрокатный завод» (1875) — самой замечательной из всех картин художника, изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нём. Сверх упомянутых произведений, Менцель исполнил много других, менее значительных жанровых картин, рисунков пером, композиций для политипажей, акварелей и гуашей. С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств.
Менцель работал более двадцати лет (1863—1885) над серией гуашей и акварелей, объединённых в «Детский альбом». В нём собраны сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц и т. д. Последние годы жизни он посвятил графике, хотя на протяжении всего творческого пути не расставался с карандашом: только в Национальной галерее в Берлине есть свыше пяти тысяч его рисунков.
В 1880—1890 гг. Менцель обращается к образу старости, он изображает портреты стариков и старух, ищет психологическое выражение этого состояния.
9 февраля 1905 года на девяностом году жизни Менцель скончался. Императорским двором ему были устроены очень пышные похороны, каких удостаивались лишь генерал-фельдмаршалы.