Заметки
- Варианты имен: Адриен, Изенбрант, Изенбрант, Изенбрандт или Хизебрант
- Парментье Р.А. (1939). «Bronnen voor de geschiedenis van het Brugse schildersmilieu in de 16e eeuw. IX. Adriaan Isenbrant». Belgisch tijdschrift voor Oudheidkunde en Kunstgeschiedenis (9 изд.): 229–265.
- Боденхаузен, Эбехард Фрейхер фон — Герар Давид и Сена Шуле. Мюнхен: F Bruckmann, 1905. (переиздано New York: Collectors Edition, n.d.) (на немецком языке)
- Антониус Сандерус — Фландрия Illustrata (1641–1644)
- Вааген, Г.Ф. (1847) — Nachtrage zur Kenntnis der altniederländischen Malerschulen des 15ten und 16ten Jahrhundert: Kunstblatt, выпуск 28
- Жорж Хулин де Лоо — Брюгге 1902: Выставка ярких картин XIV, XV и XVI веков; каталог критики; Гент, 1902 г. (на французском языке)
Избранные работы [ править ]
Адам и Ева , ок. 1520
Многие работы сейчас находятся в собраниях крупнейших музеев мира, таких как:
- Мадонна с младенцем (Национальный музей Мачадо де Кастро, Коимбра, 1505–1510 гг.)
- Мадонна с младенцем на троне (частное собрание) (1510-е гг.)
- Триптих Сретения Иисуса в храме ( собор Синт-Сальватора , Брюгге)
- Триптих со Св. Иеронимом, Св. Екатериной и Магдалиной (Кунстхалле, Гамбург) (1510–1520)
- Мадонна с младенцем и членом семьи Хилленсбергеров ( Художественный музей Лоу , Университет Майами, Корал-Гейблс, Флорида)
- Богоматерь Семи Скорбей ( Церковь Богоматери, Брюгге ) (ок. 1518 г.)
- Магдалина в пейзаже ( Национальная галерея, Лондон ) (1515–1520)
- Портрет Паулюса де Нигро ( Groeningemuseum , Брюгге) (1518)
- Богородица с младенцем ( Музей изящных искусств (Будапешт) ) (1520-е годы)
- Отдых во время перелета в Египет ( Старая пинакотека , Мюнхен)
- Отдых во время бегства в Египет (Museum voor Schone Kunsten, Гент) (1520–1530)
- Отдых во время полета в Египет ( Художественно-исторический музей , Вена) (1520–1530)
- Отдых во время бегства в Египет ( Национальная галерея Ирландии , Дублин) (1520–1530)
- Отдых во время полета в Египет ( Koninklijke Museum for Schone Kunsten , Антверпен) (1520–15: 30/40)
- Распятие ( Музей искусств округа Лос-Анджелес ) (ок. 1525 г.)
- Церковь распятия Ноддебо, Фреденсборг, Зиланд (Копенгаген) (1515–1521) (последователь Изенбрандта)
- Мадонна с младенцем Христом ( Музей изящных искусств Юты , Солт-Лейк-Сити) (ок. 1530–1535)
- Мадонна с младенцем и музыкантами-херувимами ( Музей искусств Сан-Диего , Калифорния) (1540 г.)
- Гефсимания ( Museum für Kunst und Kulturgeschichte , Дортмунд) (1530–1540)
- Архангел Михаил, Святой Андрей и Святой Франциск Ассизские ( Музей изящных искусств (Будапешт) )
- Месса Святого Григория ( Музей Прадо , Мадрид)
- Магдалина ( музей Прадо , Мадрид)
- Триптих ( Groeningemuseum , Брюгге)
- Осаждение ( Эшмоловский музей Оксфордского университета)
- Мадонна с младенцем ( Музей Фонда Бемберга , Тулуза, Франция)
- Святые и доноры (диптих) ( Национальный музей изящных искусств , Буэнос-Айрес, Аргентина)
- Святой Петр и донор (Staatliche Museen zu Berlin)
- Изображение женщины (Galleria Doria Pamphili, Рим)
- Мария с младенцем (Staatliche Museen zu Berlin)
- Поклонение волхвов ( Старая пинакотека , Мюнхен)
- Beata Virgo inter Virgines ( Старая пинакотека , Мюнхен) (копия по Герарду Давиду)
- Триптих с Успением Богородицы ( Музей Клюни , Париж) (1520–1530?)
- Донор со святыми Петром и Павлом (Частное собрание, Лондон)
- Рождение Христа (Öffentliche Kunstsammlung, Художественный музей, Базель) (1520–1530)
- Рождение Христа ( Музей Майера ван ден Берга , Антверпен) (1530–1550)
- Богоматерь на троне в нише ( Рейксмузеум , Амстердам)
- Святой Иероним (частное собрание, Лондон) (1560–1570) (последователь Адриана Изенбрандта или Амброзиуса Бенсона)
Владельцы уже не приписывают ему:
- Отдых во время полета в Египет (Staatliche Museen zu Berlin) (1520 г.)
- Погребение ( Национальная галерея , Лондон) (ок. 1550 г.)
Урок анатомии доктора Тульпа
Была написана в 1632 году. В центре – доктор Николас Тульп, который объясняет другим, как устроена мускулатура руки человека.
Такие анатомические уроки в то время проводились по всей Европе. Они проходили раз в году, обычно зимой, когда тело лучше сохранялось, и длились по несколько дней.
Присутствовать на уроке могли коллеги, студенты, а также уважаемые граждане или горожане.
Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» заказала гильдия хирургов. Обычно на таких полотнах присутствующие были нарисованы сидящими рядами и смотрящими на зрителя. Но Рембрандт показал их сосредоточенными на трупе.
Все происходило в Весовой Палате, где и прошел этот урок анатомии. Картину повесили там же, где она провисела почти 2 столетия, пока ее не продали Королеве Нидерландов.
Смерть Александра Иванова
Потомственный дворянин, сын историка и археолога, Василий Поленов увлекался живописью с детства. Рисовал с двух лет на всем, что подвернется под руку: на бумаге, стенах, песке. Но вкус к искусству ему привила мать, которая была художницей-любителем. Однажды пообещала детям пригласить в дом пенсионера Общества поощрения художеств Александра Иванова, только вернувшегося из Италии.
В 1858 году Иванов привез в Петербург долгожданное «Явление Христа народу», над которым трудился двадцать с лишним лет. Выставленная на всеобщее обозрение в Академии художеств картина потрясла четырнадцатилетнего Поленова. Почти ежедневно, едва заканчивались уроки в гимназии, он прибегал в Академию. Простаивал перед полотном часами, делая наброски и копируя фигуры.
Иванова очень ждали в доме Поленовых, поэтому громом среди ясного неба стала весть о его скоропостижной смерти. Причиной была не только холера, которой заболел художник, в большей степени неодобрение и осуждение, которое вызвала в обществе его картина. Биографы утверждают, что в те дни у юного Василия Поленова возникла идея создать полотно столь же значительное и масштабное, каким ему представлялось «Явление Христа народу». Впрочем, прошло не одно десятилетие, прежде чем художник взялся за свой евангельский цикл.
Работает
Ни одна картина Адриана Изенбранта не подписана или не задокументирована, каталог его работ остается гипотетическим.
Адриан Изенбрант
- Богородица Семи Скорбей , Церковь Богоматери, Брюгге (рис. 1).
- Мадонна с младенцем, Масло на панели 31,5 x22,5 см Fondation Bemberg , Тулуза
- Оплакивание мертвого Христа , масло, 37 x 40 см, Королевские музеи изящных искусств, Антверпен, инв. 571.
- Портрет Паулюса де Нигро , 1518, дерево, масло, 34,5 × 27,5 см , Groeningemuseum , Брюгге , инв. 0000.GRO1280.I.
- Триптих с Мадонной, Святым Иоанном Крестителем и Святым Иеронимом , масло на панелях, 92 x 69,7 см, Groeningemuseum , Брюгге , инв. 0000.GRO1376.I.
- Триптих с представлением в храме , 1510 г., масло на панелях, 42,6 x 60,5 см, Sint-Salvatorskathedraal , Брюгге , инв. 0301.S.034.
- Триптих Успения Пресвятой Богородицы , масло на дубе, высота: 115 см , центральная панель: 86 см , ставни: 37 см , Национальный музей эпохи Мойен , Париж, инв. Класс 23758.
- Отдых на пути в Египет , масло на панели, 28,1 x 38,5 см, Museum voor Schone Kunsten , Гент, инв. 1914-н.э.
- Христос скорби , масло на панели, 46 x 29 см, Национальный музей Прадо , Мадрид, инв. P02818.
- Пьета , Церковь Сан-Гил-Абад (-ы) , Бургос .
- Мадонна с младенцем , масло на панели, тондо Ø 21,2 см, Национальный музей Мачадо де Кастро , Коимбра , инв. MNMC 3351.
- Христос в терновом венце и Дева Милосердия , масло на холсте, перенесенном с дерева, 105,4 x 92,7 см, Музей Метрополитен , Нью-Йорк, инв. 04.32 (рис. 2).
- Мужчина взвешивает золотые монеты , дерево, масло, 50,8 x 30,5 см, с боковыми полосами по 4,5 см слева и справа, Музей Метрополитен , Нью-Йорк , инв. 32.100.36.
- Триптих Жизни Богородицы , масло на панелях, центральная панель 31,4 x 25,7 см, боковые панели 31,4 x 12,7 см, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, инв. 13.32a — c.
- Поклонение волхвов , масло на дереве, 33,5 см × 27,4 см , коллекция Михала и Ренаты Хорстайн, Монреальский музей изящных искусств , инв. 2012. 49.
- Мистическая свадьба Святой Екатерины , масло на панели, Старая пинакотека , Мюнхен , инв. 13191 (рис. 3).
- Sainte Madeleine lisant , масло на дереве, 36,2 x 28,4 см, Дижон , Дижонский музей изящных искусств
Сомнительная атрибуция
Мадонна с младенцем , масло на изогнутой панели, 95 x 64 см, атрибуция Изенбранта в коллекции Бентинка-Тиссена, Люксембург, атрибуция отклонена на аукционе Sotheby25 января 2001 г..
Путешествие на восток
На рубеже августа и сентября 128 года император и его свита сошли на берег в Коринфе и по суше отправились в Афины. Адриана сопровождала его жена Сабина, ее сестра Вибия Матидия и их придворные дамы, среди которых была образованная женщина и поэтесса Юлия Бальбилла. Эта женщина происходила из рода царей Коммагены, увлекалась астрологией. Возможно, именно она предложила императору совершить роковую поездку по Нилу. Спутниками Адриана были Антиной и братья Цезерний Статиан и Цезерний Македон.
Целью императора и его свиты были проходившие в Афинах Элевсинские мистерии. Тремя годами ранее Адриан достиг низшего ранга посвящения в мистерии и теперь рассчитывал достичь высшего статуса посвящения — эпопта («увидевшего»). Антиной был посвящен в Элевсинские мистерии вместе со своим покровителем. Во дворе храма была воздвигнута статуя Антиноя, которая запечатлела его в момент посвящения в мистерии.
Посвящение в Элевсинские мистерии давало людям надежду и позволяло преодолеть страх смерти. Возможно, пережитый в Элевсине опыт подвиг Антиноя на самопожертвование через два года после посвящение в тайну жизни и смерти.
Антиной и Адриан на охоте. Арка Константина. (wikimedia.commons)
Император и его свита пробыли в Афинах до марта 129 года. Зиму они провели в торжественных церемониях, пирах и философских диспутах, в которых могли себя показать юноши из свиты правителя империи. В Афинах Адриан позволил эллинам почитать себя как бога. Греки провозгласили его воплощением Зевса Олимпийского. В Афинах и греческих полисах Малой Азии нашли десятки статуй и алтарей, посвященных Адриану-Зевсу.
В марте Адриан и его приближенные приняли участие в Малых Элевсинских мистериях и отбыли в Азию. Правитель империи посетил города побережья Малой Азии. В Милете были построены огромная баня и палестра, за что Адриан удостоился благодарности горожан. Жителям Тралл император подарил 60 тысяч модиев египетской пшеницы.
В Фаселиде Адриан удостоился почестей как воплощение Зевса, а его жена Сабина как воплощение Геры в городе Патара. Здесь в Малой Азии Адриан и Антиной проводили время за охотой. Знаменитая охота на вепря, запечатленная на Арке Константина, скорее всего, состоялась именно здесь.
Летом императорская процессия села на корабли и отбыла в Киликию. В июне 129 года они были уже в Антиохии (Сирия). В этом городе и возможно в более южной Герасе Адриан провел зиму.
Посетив в следующем году Иерусалим, император задумал превратить его в римскую колонию. Он приказал перестроить город, переименовать его в свою честь, переселить туда греческую общину, а также превратить Храм Иерусалима в храм Зевса. Чуть позже недовольство иудеев вылилось в восстание Бар-Кохбы.
В августе 130 года император и его приближенные прибыли в Александрию Египетскую. Как и в Афинах Адриана встречали официальные лица. Но после Александрии правитель империи решил отправиться к западу от Нила — в Ливию.
В этих землях завелся чудовищный лев, опустошавший многие места и даже сделавший их необитаемыми. Это был двухметровый зверь с темно-желтой шкурой. Страстный охотник Адриан не мог устоять перед соблазном добыть такого зверя и в первые дни сентября отправился в Ливию вместе со своими молодыми спутниками.
Описание охоты сохранил тот же поэт Панкрат. Адриан и его спутники преследовали льва. Зверь остановился, развернулся, а охотники придержали коней. Антиной и Адриан оказались впереди других и на расстоянии прыжка льва. Император бросил в зверя копье, но не убил его. Он хотел, чтобы решающий удар нанес Антиной. В этот раз юноша не успел — лев ударом лапы сбил его с коня.
Папирус со стихотворением испорчен, но из сохранившихся фрагментов можно понять, что Адриан успел спасти своего возлюбленного и добить опасного зверя. Этот момент запечатлен на медальоне. После охоты император посвятил свое копье в храм Геракла.
Для Адриана победа над хищником была пиком его правления. Он показал себя достойным славы древних героев и полубогов. Он избавил земли своих подданных он разорявшего их зверя.
Первые работы
Ранние работы Руссо посвящены видам природы и городским пейзажам. Это «Таможня» (1890), «Пейзаж с водяной мельницей» (Landscape with Watermill, 1879), «Свидание в лесу» (Rendezvous in the Forest, 1886) и «Прогулка в лесу» (1890). В них большую часть пространства занимают деревья или неподвижный и даже зловещий лес.
Впервые А. Руссо выставил свои произведения в 1886 г. в Салоне независимых, который был создан в это же время. Выставка была организована для всех желающих, и каждый художники за небольшой взнос мог в ней участвовать. Салон прославился своими открытиями таких мастеров и представителей постимпрессионизма, как Гоген, Сезанн и Сера.
Одна из первых работ Анри Руссо — «Карнавальный вечер» (Carnival Evening, 1886), на которой изображен зимний лес, окруженный таинственной атмосферой, и пара людей, одетых в костюмы. Фоном служат черные деревья, а на небе висит яркая луна. Слева стоит маленький домик, из которого выглядывает загадочное лицо. Картина продемонстрировала уникальную хроматическую фантазию художника и мастерство при стилизации и изображении элементов и форм. Картина сейчас находится в Художественном музее Филадельфии (США).
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Адриан родился в Харлеме в 1610 г. и был .крещен 10 деекабря в церкви Св. Бавона. Отец его мелкий ремесленник к тому времени сменил профессию пекаря на ткача. Из трех сыновей Остаде-старшего только средний — Ян продолжил семейное дело и унаследовал ткацкую мастерскую отца. Адрииан и Исаак стали живописцами. Несмотря на большую разниицу в возрасте — 11 лет — они бьши очень дружны между собой: их связывали общность интересов и совместное творчество. Адриан ван Остаде учился у Франса Халса и работал в его манере до 1639 г. Уже здесь он твердо определился в выборе наиболее приемлемого для себя нааправления в искусстве — жанровой живописи.
В 1634 Остаде вступил в гильдию живописцев Харлема и в 1662 стал ее старшиной. До самой смерти он почти не покидал Харлем, за исключением краткой поездки в Амстердам в 1657, где он женился.
Около 1640 его стиль меняется, что связано с влиянием светотени Рембрандта.
Примерно с 1660 Остаде постепенно приглушает светотень, а формы становятся более мощными и утонченными. В этот последний период были созданы такие картины, как «Алхимик» (1661, Лондон, Нац. гал.), «Голландский кабачок» (1663, Брюссель, Кор. музей изящных искусств), «Крестьяне на постоялом дворе» (Гаага, Маурицхёйс), которые близки произведениям Стена и Метсю.
Жизнь Остаде, не богатая внешними событиями, была наполнена непрерывным кропотливым трудом.
Большим почитателем его искусства был Петр I, положивший начало собранию произведений Остаде в Росссии.
Произведения Остаде были особенно высоко оценены в XVIII в., когда его имя ставили в один ряд с именем Рембрандта; его известность продолжалась и в XIX в.
Картины Адриана ван Остаде хранятся в картинных галереях Берлина, Дрездена, Вены (Императорская картинная галерея, галерея Лихтенштейн), в Лувре, в Мюнхене, в Амстердаме, Гааге, Санкт-Петербурге, Пензе и др. Помимо картин сохранилось много акварелей, рисунков пером и гравюр Адриана ван Остаде.
Личная жизнь
Есть лишь несколько документальных свидетельств его жизни, а также некоторые упоминания в литературе при жизни художника или вскоре после него. Тем не менее, нет никаких документов, которые связывают его как создателя каких-либо сохранившихся работ. Не исключено, что он родился в Харлем или Антверпен около 1490 г. Неизвестно, где и у какого художника он проходил обучение.
Впервые он назван в 1510 году, когда он приехал в Брюгге и купил свой бюргерство. В ноябре того же года он стал мастером в мастерской местных художников. Гильдия Святого Луки и ювелиры ‘гильдия Санкт-Элоой. Позже он был избран девять раз «дьяконом» (на древнеголландском языке: виндер) и дважды губернатором (на староголландском: губернатор = казначей) гильдии.
Он быстро основал важную мастерскую, вероятно, в Korte Vlaminckstraat в Брюгге. Это было близко к мастерской Джерард Дэвид, на Vlamijncbrugghe и бывшая мастерская Ганс Мемлинг. Брюгге в то время был одним из самых богатых городов Европы. Богатые торговцы и купцы заказывали диптихи и портреты для личного пользования. Изенбрандт писал в основном для частных лиц. Однако были картины, созданные без особого заказа. У него было достаточно работы, чтобы даже выставить работы другим художникам в Брюгге, о чем свидетельствует судебный иск Изенбрандта от 1534 года против Яна ван Эйка (не самого известного) за непоставку заказанных им картин. Он также был назначен агентом художника в Брюгге. Адриан Провуст (сын Ян Провуст ), который переехал в Антверпен в 1530 году. Поэтому современные источники упоминают Изенбрандта как известного и зажиточного художника.
Месса Святого Григория Великого (ок. 1510–1550), панель, масло, 362 × 292 мм (14,3 × 11,5 дюйма), Музей Дж. Пола Гетти
Он был дважды женат, в первый раз на Марии Грандель, дочери художника. Питер Грандил. У них был один ребенок. После ее смерти в 1537 году он снова женился на Клементине де Эрн, с которой он был женат к 1543 году. В результате этого второго брака родились две дочери и сын. У него также была внебрачная дочь от трактирщицы Кателин ван Бранденбурч (которая одновременно была любовницей художника. Амброзиус Бенсон ).
Когда он умер, в Брюгге в 1551 г. он был похоронен вместе со своей первой женой на кладбище церкви Св. Иакова; его дети унаследовали не менее четырех домов с прилегающей территорией.
Гибель Антиноя
В октябре император и Антиной сели на речные суда и отправились по Нилу. Адриана сопровождала большая свита — префект Египта, офицеры римской армии, философы и поэты.
Путешествие по реке началось от Гелиополя. По пути император останавливался осмотреть древние монументы и храмы. Корабли остановились в Гермополе. Этот город был центром поклонения богу знания Тоту, которого отождествляли с греческим Гермесом. Гермополь был популярным местом для греческих путешественников.
Незадолго до визита Адриана и Антиноя около Гермополя в Ниле утонула юная девушка Исидора. Поскольку Нил был священным, погибшая удостоилась культа. Египтяне почитали ее как воплощение Исиды, греки — как новую речную нимфу. Перед глазами Антиноя был пример посмертной участи человека, нашедшего гибель в реке.
В последнюю неделю октября 130 года Антиной утонул в Ниле. Античные авторы скупо писали об этой трагедии. Дион Кассий, ссылаясь на слова Адриана, писал, что юноша утонул в Ниле. Автор биографии Адриана написал, что император потерял своего Антиноя во время плавания по Нилу.
Авторы допускали, что гибель юноши могла быть жертвоприношением. Предполагали даже, что Антиной сам бросился в реку, чтобы отвести несчастье от своего повелителя. Аврелий Виктор в труде «О цезарях» писал, что Адриан хотел продлить свою жизнь. Египетские жрецы ответили, что это возможно, если кто-то согласится умереть за него. Антиной, узнав об этом, принес себя в жертву.
На этом закончилась короткая и небогатая событиями жизнь Антиноя. Намного интересней была его судьба после гибели в Египте, когда усилиями императора юный вифинец стал почитаться как бог.
Личная жизнь
Есть лишь несколько документальных свидетельств его жизни, а также некоторые упоминания в литературе при жизни художника или вскоре после него. Тем не менее, нет никаких документов, которые связывают его как создателя каких-либо сохранившихся работ. Не исключено, что он родился в Харлем или Антверпен около 1490 г. Неизвестно, где и у какого художника он проходил обучение.
Впервые он назван в 1510 году, когда он приехал в Брюгге и купил свой бюргерство. В ноябре того же года он стал мастером в мастерской местных художников. Гильдия Святого Луки и ювелиры ‘гильдия Санкт-Элоой. Позже он был избран девять раз «дьяконом» (на древнеголландском языке: виндер) и дважды губернатором (на староголландском: губернатор = казначей) гильдии.
Он быстро основал важную мастерскую, вероятно, в Korte Vlaminckstraat в Брюгге. Это было близко к мастерской Джерард Дэвид, на Vlamijncbrugghe и бывшая мастерская Ганс Мемлинг. Брюгге в то время был одним из самых богатых городов Европы. Богатые торговцы и купцы заказывали диптихи и портреты для личного пользования. Изенбрандт писал в основном для частных лиц. Однако были картины, созданные без особого заказа. У него было достаточно работы, чтобы даже выставить работы другим художникам в Брюгге, о чем свидетельствует судебный иск Изенбрандта от 1534 года против Яна ван Эйка (не самого известного) за непоставку заказанных им картин. Он также был назначен агентом художника в Брюгге. Адриан Провуст (сын Ян Провуст ), который переехал в Антверпен в 1530 году. Поэтому современные источники упоминают Изенбрандта как известного и зажиточного художника.
Месса Святого Григория Великого (ок. 1510–1550), панель, масло, 362 × 292 мм (14,3 × 11,5 дюйма), Музей Дж. Пола Гетти
Он был дважды женат, в первый раз на Марии Грандель, дочери художника. Питер Грандил. У них был один ребенок. После ее смерти в 1537 году он снова женился на Клементине де Эрн, с которой он был женат к 1543 году. В результате этого второго брака родились две дочери и сын. У него также была внебрачная дочь от трактирщицы Кателин ван Бранденбурч (которая одновременно была любовницей художника. Амброзиус Бенсон ).
Когда он умер, в Брюгге в 1551 г. он был похоронен вместе со своей первой женой на кладбище церкви Св. Иакова; его дети унаследовали не менее четырех домов с прилегающей территорией.
ТВОРЧЕСТВО
Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян.
Для первого периода творчества А. ван Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор.
Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора. Теперь он предпочитает светлые тона, пронизанные ярким светом и подчеркнутые игрой полутонов («В школе», 1641, Париж, Лувр; «Крестьянский дом», Брюссель, собрание Т. Медденса; «Странствующий музыкант», 1648, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Палитра художника отличается холодными желтыми тонами, иногда коричневыми, или какими-то необыкновенными «золотисто-зелеными», а также богатой гаммой прозрачных синих и оранжевых с розовыми, сиреневыми и коричневыми оттенками («Драка крестьян», Мюнхен, Старая пинакотека; «Веселые пьяницы», Гаага, Маурицхёйс; «Сельский концерт», ок. 1650, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Два «Семейных портрета» (1654, Париж, Лувр, и Гаага, музей Бредиуса), написанные в черных и коричневых тонах, лишены всякой фантазии, живости, но и вульгарности, в которую художник иногда впадает.
Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами. Произведения проникнуты настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора («В деревенском кабачке», 1660, Дрезден, Картинная галерея). С сердечностью и проникновенностью обрисован живой образ голландского крестьянина в картине «Флейтист».
Остаде еще более удаляется от брауверовской выразительности в картинах «Постоялый двор» (Лондон, Бэкингемский дворец) и «Отдых путешественника» (1671, Амстердам, Гос. музей). Жизнерадостность и веселая атмосфера в знаменитой картине «Деревенский скрипач» (1673, Гаага, Маурицхёйс) будут восприняты его многочисленными учениками и подражателями, такими, как Корнелис Дусарт, который завершил несколько его картин, Корнелис Бега, М. ван Мюсхер и Рихард Бракенбург.
Тему творческого труда раскрывает картина Остаде «Живописец в своей мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея) — своеобразный автопортрет художника. Мягкий свет, проникая сквозь большое окно с узорчатыми плетениями, освещает и объединяет разбросанные в беспорядке вещи, скромную обстановку мастерской и фигуру углубившегося в работу живописца за мольбертом. Вид мастерской и самозабвенно работающего в ней художника вызывает доброе чувство: просторное помещение, залитое светом из красиво зарешеченного окна, беспорядок, который можно счесть творческим… Все выполнено в теплых гармоничных тонах. Одним словом, картина создает романтическое настроение, вызывает грусть по былым временам и состоянию полной погруженности в творчество.