Зрелые годы
В 1976 году Александра Шилова принимают в Союз Художников СССР. После этого ему выделяют персональную мастерскую, он получает серию заказов от партии страны. К работе художник Шилов приступает уже как признанный мэтр. По распоряжению Правительства в 1997 году в самом центре Москвы, недалеко от Кремля открывают персональную галерею Александра Шилова. В тот же год народный художник СССР Шилов становится членом-корреспондентом Академии Художеств России.
В 1999 году Александр Максович занимает пост в Совете РФ по искусству и культуре. Все больше времени стала занимать политическая деятельность, и все реже мастер стал бывать в художественной студии. 2012 год окончательно затянул художника в политику. Шилов становится доверенным лицом президента Путина, входит в Общественный Совет при Федеральной службе безопасности. В марте 2014 года Александр Шилов ставит подпись под обращением президента, оно касалось политической позиции относительно событий в Украине.
Работы находятся в собраниях
- Государственной Третьяковской галерее, Москва.
- Московского музея современного искусства, Москва.
- Музея РГГУ «Другое искусство», Москва.
- Нового музея, Санкт-Петербург.
- Гослитмузея, Россия
- Дальневосточного художественного музея, г. Хабаровск
- Орловского музея изобразительных искусств
- Музея Сергея Есенина, Россия
- Музея Людвига, г. Кельн, Германия
- Музея Зиммерли (коллекция Нортона Нэнси и Доджей), США
- Музея г. Тампере, Финляндия
- Евгения Нутовича, Москва.
- Владимира Немухина, Москва.
- Эрика Багдасаряна, Прага, Чехия
- Валерия Дудакова, Москва, Россия
- Жан-Жака Герона, Париж, Франция
- Глеба Горбовского, Санкт-Петербург, Россия
- Бориса Ерофеева, Москва, Россия
- Рёхея Комиямы, Япония
- Наталии Курниковой, Москва, Россия
- Веры и Юлии Макляревских, Москва, Россия
- Людмилы Максаковой, Москва, Россия
- Галины и Кирилла Махровых, Париж, Франция
- Евгения и Надежды Рейн, Москва, Россия
- Зили Ди Розы, Италия
- Татьяны Соколовой, Москва, Россия
- Наталии Солженицыной, Москва, Россия
- Юрия Яковлева, Москва, Россия
Краткая библиография
- Журнал «Знание — сила», 1966.
- Unofficial Art in the Soviet Union by Paul Sjeclocha and Igor Mead, University of California Press. Berkeley and Los Angeles, 1967, pp 181—185.
- Журнал «Декоративное искусство» № 9 , 1968.
- Muse de Grenoble, 8 peintres de Moscou, fvrier-mars 1974, pp 8-9.
- La peinture russe contemporaine, Palais des Congres Paris, 1976.
- Unofficial Art from the Soviet Union by Igor Golomshtok and Alexander Glezer, Secker and Warlurg, London 1977, p 96, pp 126—127.
- Struggle for the Spirit, the State University of New Jersey — Rutgers.
- New Art from the Soviet Union, Norton Dodge and Alison Hilton, Acropolis Books Ltd. Washington, D.C., 1977.
- Альманах Аполлон-77, Михаил Шемякин, Париж, январь 1977, стр. 296—299.
- Каталог «Семь художников», Горком художников-графиков, Москва, 1985.
- Каталог «Выставки двадцати московских художников, весна 1985, 1986, 1987», Горком художников-графиков, Москва, 1988.
- The article «Followers of Revolutionary Avangard» by Rerhey Komiajma, One Painting Magazine, No 7, Tokio, 1987, pp 42-44.
- Альманах «Стрелец», Нью-Йорк-Париж-Москва, изд-во «Третья волна», статья Т. А. Соколовой, 1989.
- Сборник «Другое искусство», СПб, «Интербук», статья Т. А. Соколовой, 1991.
- «Русь — Христианство», составитель О. Кандауров, изд-во «Терра», Москва, 1991.
- Статьи Т. А. Соколовой: «Аргументы и факты», «Новая газета», «Утро России», журналы «Столица», «Московский журнал», 1991—1997.
- Alexander Kharitonov, Exhibition Catalogue by Norton Dodge, Jersey City, N.Y., Museum of Contemporary Russian Art, 1992.
- М. Н. Соколов. Александр Харитонов, Нью-Йорк-Париж-Москва, изд-во «Третья волна», 1993.
- Православие в изобразительном искусстве — Избранные произведения, АО «Интерком», Москва, 1994.
- Русская религиозная живопись 1970—1990-е гг., из частных собраний, составитель С. В. Тимченко, Москва, «Новая книга», 1995.
- Статья «Скромное чудо», Алла Уманская, Panorama № 807, September 25-October 1, 1996.
- Галина Махрова. «Запретные краски эпохи», изд-во Русского христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1998.
- «500 шедевров русского искусства». Москва, АСТ, 2004.
- Александр Харитонов — «Чудо всегда незаметно», статья Т. А. Соколовой. Журнал «Третьяковская галерея», № 1, 2008 (18).
- Legends of the Russian Underground: Rukhin, Sitnikov, Kharitonov. Exhibition Catalogue, MacDougall’s, London, 2008.
- Альбом «Золотое безграничное пространство», А. В. Харитонов, составитель Т. А. Соколова, изд-во «КРУК, Москва, 2011
- Каталог выставки «Воскресение» в галерее «Наши художники», Москва, 2012
Значение творчества художника
Творчество автора шедевральных работ подчинено правилу: «Рисовать сердцем. Рисовать так, чтобы через зрительный образ образовался мостик от героя картины к сердцу зрителя, чтобы вызвать эмоцию, заставить думать».
Вопреки расхожим мнениям о творчестве Александра Максовича Шилова, никто не может отрицать наличие таланта. О полотнах говорят, что они излучают боль, страдание, радость, одиночество. Палитра чувств, которую способен пережить человек, нашла отражение в работах портретиста. Для гения нет разницы – знаменитость, дипломат, артист, крестьян или бомж – человек изображен так, что чувства словно вывернуты наизнанку. Сформировав с юных лет направление в живописи – реализм, не отступал от этой идеи на протяжении многих лет жизни.
Слава автора заслужена трудом, усердием и любовью к работе. Миллионы ценителей стали свидетелями развития жизненных драм, которые оживали на холсте, кто-то узнал в написанном образе себя или близкого человека. Картины Шилова заставляют задуматься – о Родине, об отношении друг к другу, о том, что действительно ценно. Богатое наследие мэтра искусства – это ли не наилучший подарок потомкам?
Детские и юношеские годы
В разгромленном фашистами Лиховом переулке Москвы 6 октября 1943 года в бедной интеллигентной семье родился Александр Шилов. Послевоенный город встретил нового жильца бедностью, теснотой и унылостью. Тяжесть заботы о троих детях легли на плечи мамы, Людмилы Сергеевны. Она работала в детском саду, две бабушки – сторожами, дворниками. В 1948 году, чтобы одеть детей к школе, женщина решилась на обмен квартиры с доплатой. Семья переехала на Сущеевский вал. Обмен получился неудачным – с деньгами обманули. Новым жилищем для 6 человек стала 13-метровая коммунальная комнатка.
В детстве
С детских лет Александр любил рисовать. Часто учителя поручали оформить выпуск стенгазеты. Победа Сережи, младшего на 6 лет брата, во Всемирном конкурсе детского рисунка, подтолкнула Сашу записаться в студию при Доме пионеров Тимирязевского района.
1957-1962 годы стали для мальчика самыми значимыми. Он разрывался между школой рабочей молодежи, студией, работой, а свободное время посвящал рисованию, мечтая вырваться из круга бедности и поступить в институт. Он понимал, как матери трудно содержать семью, работал грузчиком.
Вереница беспросветных будней преподнесла событие, сыгравшее важную роль в становлении живописца. Вместе с учителем изостудии Ворониным В.А. парень посетил выставку на улице Горького. Там и произошло знакомство с Александром Ивановичем Лактионовым. Впервые увидев работы Шилова и узнав, где и сколько тот работает, мастер возмутился и не позволил дальше уродовать талант.
Александр был направлен в студию президента Академии художеств В.Серову. Там прислушивался к советам, оттачивал технику рисования, готовился к поступлению в художественный институт, куда уже 2 раза сдавал экзамены и оба раза не добирал баллов.
В молодости
Современное состояние галереи
Основой экспозиции галереи являются картины художника Шилова, представляющие живописные портреты людей разных категорий. Здесь можно увидеть лица участников войны, врачей, ученых, музыкантов, священнослужителей, остросоциальные образы.
Женские образы имеют особое место в творчестве художника, он умел увидеть красоту в каждом лице представительницы слабого пола, подчеркнуть особенности взгляда, мимики, жеста. Также в галерее представлены работы пейзажных жанров, натюрморты, стиля ню. Два зала отведены под графику. Негромкая музыка постоянно звучит в стенах галереи. Постоянно здесь проходят экскурсии, читаются лекции, проводятся конкурсные программы для детей-сирот и инвалидов на благотворительной основе. В залах галереи проводятся «Звездные вечера», выступали здесь Кобзон, Гафт, Башмет, Зельдин, Соткилава, Пахмутова, Казаков, Добронравов, Образцова. Мероприятия «Встречи у портрета» дают возможность встретиться с тем, кто изображен на холсте. Часть картин галереи время от времени экспонируется в городах России. Выставка «Они сражались за Родину» объехала десятки городов и имела огромный успех.
Студенческие годы
Получив аттестат зрелости, побоялся поступать в театральный вуз Леонид Харитонов. Актер – эта профессия казалась его родным не очень серьезной и перспективной, поэтому, согласившись с их мнением, юноша отправился изучать юриспруденцию в Ленинградский университет.
Вероятно, стать артистом было судьбой Харитонова, потому что в университете он попал в местный театральный кружок. Выступая в его проектах, юноша стал задумываться о воплощении своей давнишней мечты. Поэтому после того, как успешно сдал летнюю сессию, Леонид Харитонов подал документы в Школу-студию МХАТ и вскоре был зачислен на I курс.
«Актер» со школьной скамьи
Леонид Владимирович Харитонов родился в Ленинграде 19 мая 1930 г. Спустя время в семье появился младший брат Виктор. Мама мальчиков трудилась доктором, а отец инженером.
Будущая профессия для Леонида Харитонова была определена еще со школьной скамьи, не зря с тех лет его прозвали «артистом». Он мог с легкостью показать пародию на другого человека и весело скопировать привычки и повадки. Веселый и задорный ученик с удовольствием посещал театральные кружки в школе. Устраивая домашние концерты, Леонид привлекал в помощники и младшего брата Виктора, который с большой охотой принимал участие. В дальнейшем он выбрал профессию режиссера. Хоть родители и не имели отношения к миру искусства, но все же одобряли увлечения сыновей и радовались, что они не тратят попусту свое время, бегая по дворам.
С братом Виктором
Но вскоре пришла война и семья, как и все советские граждане, ощутила на себе все ужасы военного положения и блокады Ленинграда. Голодное время не прошло бесследно для здоровья парня, серьезно отразившись на его желудке. В то время ему было всего 11 лет.
Закончив девять классов, будущий актер решил сдавать экзамены в театральную студию, но по каким-то причинам передумал и решил закончить десять классов школы. В какой-то момент над творческой натурой взял верх интерес с юриспруденции и Леонид с успехом сдал экзамены и поступил в Ленинградский университет на юридический факультет. Но творчество все равно искало свой выход и свободное от учебы время он уделял ему.
Но юрфак не смог побороть творческие рвения, и Леонид с успехом окончил студию Немировича-Данченко при МХАТе, получив диплом. С тех пор начинается яркий творческий путь Леонида Харитонова – светлого, искреннего и любимого актера.
В молодости
Андрей Харитонов: биография
Его называли самым красивым мужчиной Советского Союза и секс-символом 1980-х. После сыгранной главной роли в кинодраме «Овод» он проснулся знаменитым на всю страну.
Андрей Игоревич Харитонов родился в Киеве в 1959 году. В его семье артистов не было. Мама работала учительницей, а папа инженером. К своей работе родители относились серьезно и такого же отношения требовали от сына к учебе и жизни. Они хотели видеть Андрея архитектором, ведь он учился на «отлично» в физико-математической школе и хорошо рисовал.
Актер Андрей Харитонов
Однако желания родителей и сына не совпали. Ведь еще в 4 года мальчик, посмотрев «Фанфан-Тюльпан», был настолько очарован происходящим на экране, что ни о чем другом и думать не мог. Поэтому после окончания школы отнес аттестат зрелости в театральный вуз. Андрей с первой попытки поступил в институт имени И. К. Карпенко-Карого, выбрав актерское отделение.
Личная жизнь
Сразу после окончания учебы Александр женился на Светлане Фоломеевой, с которой знаком с институтской скамьи. В марте 1974 года у них родился сын Александр. В суете повседневной жизни пара так и не нашла общих интересов и спустя трех лет брака рассталась.
Александр Александрович Шилов, сын Александра Шилова и Светланы – преуспевающий художник современности, пишет в жанре пейзажа.
Сын Александр
1977, судьба свела Александра Шилова с Анной Данилиной, в девичестве Ялпах, с которую знает уже 10 лет. Брак длился 21 год. 1979 год, родилась дочь Маша. Сколько зарисовок посвятил отец маленькому ангелочку! 1983 – из-под кисти художника выходит картина «Машенька».
Со второй женой Анной
Болезнь и последующая смерть дочери Маши положили конец отношениям пары, не скрепило семью даже рождение еще одной девочки, Анастасии (1996).
Третий, неофициальный союз изографа и 25-летней скрипачки начинался, когда была еще жива дочь, Мария. В трудное время увидел в ней опору, обещал жениться
Девушка польстилась вниманием метра искусства, но слишком много ожидала. После смерти Маши последовал длительный процесс развода с Анной
В 1997 году Юлия Волченкова родила Александру дочь Катерину, которую художник признал, дал фамилию и отчество, очень любил, но так и не оформил законных отношений с ее матерью.
«Атлас»
Под таким названием выставляются работы особенной выставки Рихтера. «Атлас» — это географическое собрание отображений земли для ориентации, которое между строк подразумевает ориентацию в многолетнем творчестве художника.
На выставке представлены эскизы, фотографии, газетные вырезки и рисунки, послужившие Герхарду источниками вдохновения, основой для его работ. «Я вижу 100000 ландшафтов, фотографирую лишь один из них, а рисую только несколько из ста сфотографированных», — так описывает Рихтер свою работу с обширным материалом и ограниченные возможности искусства.
Свои хранившиеся в многочисленных ящиках фотографии Рихтер впервые решил выставить в 1972 году в Голландии. С тех пор каждый последующий «Атлас» комплектуется и выставляется по-новому, в измененной форме. Выставка включает в себя более 700 мотивов, разбитых по темам и картинам и подготовленных к выставке собственноручно автором.
«Атлас» действительно помогает сориентироваться в творчестве мастера, а многим — понять, за что же специалисты так ценят его работы. По расположенным рядом друг с другом фотографиям легко проследить ход мысли художника-перфекциониста в его вечных поисках совершенства. Видя, как долго, как интенсивно он готовится, какую немалую работу проделывает для создания картины, поневоле проникаешься глубоким уважением к его творчеству.
Личная жизнь
Кумир 1980-х не любит говорить о личном. Как настоящий мужчина, он никогда не называл имен возлюбленных, которых у него и в молодости, и на пике популярности было немало. Ходили слухи о его романе с Анастасией Вертинской, но сам актер утверждает, что этот «роман» был только платоническим. И эту возвышенную любовь к звезде он пронес через всю жизнь. Сегодня артисты дружат и часто созваниваются.
Последние пару десятков лет личная жизнь Андрея Харитонова связана с женщиной по имени Ольга. Она одна из поклонниц звезды и никак не связана с миром театра и кино. Ольга занимается компьютерными технологиями. По словам актера, она мудрая женщина, с которой ему просто и комфортно. Жена никогда не изводит ревностью и не требует отчета о проведенном дне. Семейная пара живет в Москве.
Андрей Харитонов с женой
Харитонов говорит, что больше всего на свете любит одиночество. Поэтому иногда уединяется в одной из своих квартир, чтобы побыть в тишине и поразмышлять о жизни.
Детей у супругов нет. Но распространяться на эту тему артист не любит.
Выставки памяти А. В. Харитонова, организованные Т. А. Соколовой
- 1993 — Редакция газеты «Аргументы и факты», Москва, Россия
- 1993 — Галерея «Артэтаж», Владивосток, Россия
- 1993 — Краеведческий музей, Дальнегорск, Россия
- 1994 — ГТГ, Москва, Россия
- 1995 — «Золотая роспись», Российско-американский прессцентр, галерея «Семь гвоздей», Москва, Россия
- 1996 — Государственный НИИ реставрации, Москва, Россия
- 1996 — Посольство России, Лондон, Великобритания
- 1997 — Филиал Государственного литературного музея (ГЛМ), Трубниковский пер., Москва, Россия
- 1998 — «Бурганов-центр», Москва, Россия
- 1999 — Галерея «Дар», Москва, Россия
- 2000 — Государственный музей А. С. Пушкина, Москва, Россия
- 2001 — Галерея «Магнум Арс», Москва, Россия
- 2002 — Особняк В. Брюсова, Отдел литературы серебряного века, ГЛМ, Москва, Россия
- 2002 — К 70-летию художника, «Творчество А. В. Харитонова и его последователей», ГЛМ, Петровка, 28, Москва, Россия
- 2003 — Галерея «Точка», Знаменка, 13, Москва, Россия
- 2004 — Открытие храма во имя Толгской иконы Божией матери, расписанного Александром Чашкиным в памятьА. В. Харитонова, Высоко-Петровский монастырь, Москва, Россия
- 2005 — «Творчество А. В. Харитонова и 21 картина его памяти 21 художника», из собрания Т. А. Соколовой, Клуб «Дворянская усадьба»,Российский фонд культуры, Москва, Россия
- 2006 — Галерея «Феникс», Кутузовский пр-т, 3, Москва, Россия
- 2007 — «АХ, прекрасные дамы!», выставка с участием работ 25 известных художниц из собрания Т. А. Соколовой, Галерея «Студия»,М. Власьевский пер., 5, Москва, Россия
- 2008 — «Чудо всегда незаметно», Выставочный зал в Толмачах, ГТГ, Москва, Россия
- 2009 — «Четыре Александра», Высоко-Петровский монастырь, Петровка, 28, Москва, Россия
- 2010 — «Золотые звуки картин А. В. Харитонова» с участием художников А. Шеко и С. Землякова. Музей А. Н. Скрябина, Москва, Россия
- 2011 — Презентация альбома А,В, Харитонова «Золотое безграничное пространство», московский филиал галереи Нади Брыкиной в Цюрихе (Швейцария), Россия. (К 70-летию А.В. Харитонова)
- 2012 — «Воскресение», галерея «Наши художники», поселок Борки, Московская область, Россия
- 2013 — Государственный театральный музей имении А. А. Бахрушина, Москва, Россия
- 2014 — Музей-библиотека имени Николая Федорова, Москва, Россия
- 2015 — Музей Андрея Рублева, Андрониковский монастырь, Москва, Россия
- 2016 — Дом русского зарубежья памяти А.И. Солженицына
- 2018 — Театр-мастерская Петра Фоменко
- 2022 — К 90-летию А.В. Харитонова в галерее «Наши художники» (Москва, Сеченовский пер., 2) с 23 мая по 17 июля состоялась выставка «Сказки Оттепели». В экспозиции были представлены картины Александра Харитонова, Василия Ситникова и Бориса Свешникова.
Детство и юность
Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в старинном селе Емецк, известном еще с 1137 года, расположенном у впадения реки Емцы в Северную Двину. Село было административным центром Емецкого района сначала в Северном крае и Северной области, а с 1937 года – в Архангельской области.
Дом, где родился Николай Рубцов уцелел.
Дом в с. Емецк Архангельской области, где родился Н. Рубцов
В семье Рубцовых было шестеро детей. Отец поэта, Михаил Андрианович Рубцов работал начальником отдела снабжения (ОРС) местного леспромхоза, был простым компанейским человеком, любил музыку, в его доме часто собирались друзья. Мать, Александра Рубцова (до замужества – Рычкова), вела хозяйство и воспитывала детей, пела, обладала редким по красоте голосом.
В 1937 году семья переехала в город Няндому. В этом небольшом северном городке Рубцовых постигла утрата – в 1940 году умерла сестра Николая, Надежда. Боль потери родной сестры Рубцов пронес через всю свою жизнь, он считал, что, если бы Надежда не умерла так рано, его судьба не была бы такой безутешно сиротской.
В январе 1941 года Михаил Андрианович был направлен на работу в Вологду, семья поселилась в вблизи древнего Прилуцкого монастыря.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, отца Рубцова призвали на фронт, а через несколько месяцев, в 1942-м тяжело заболела и умерла мать.
Мать умерла,
Отец ушёл на фронт.
Соседка злая не даёт проходу.
Я смутно помню
Утро похорон
И за окошком
Скудную природу.
Н. Рубцов «Детство»
Летом 1942 года младших детей Рубцовых распределили в интернаты. Этим же летом, по словам старшей сестры поэта Галины Рубцовой-Шведовой, 6-летний Николай написал свои первые стихи.
Раз, два, три,
Гитара моя, звени
Про жизнь мою
Плохую –
Мне хлеба не дают,
А всё не унываю
Да песенки пою.
Вспомню, как жили мы
С мамой родною –
Всегда в веселе и в тепле.
Но вот наше счастье
Распалось на части –
Война наступила в стране.
Уехал отец
Защищать землю нашу,
Осталась с нами мама одна.
Но вот наступило
Большое несчастье –
Мама у нас умерла.
В детдом уезжают
Братишки родные,
Остались мы двое с сестрой.
Но вот еще лето
Прожил в своем доме,
Поехал я тоже в детдом.
Прощай, моя дорогая сестренка,
Прощай, не грусти и не плачь.
В детдоме я вырасту,
Выучусь скоро,
И встретимся скоро опять.
Счастливой, веселой
Заживем с тобой жизнью
Покинем эти края,
Уедем подальше
От этого дома,
Не будем о нем вспоминать…
Юный Рубцов
В своих воспоминаниях Галина Шведова-Рубцова рассказала историю этих первых рубцовских строк: после смерти матери ей с Колей разрешили жить вместе, а братьев Алика и Бориса отправили в детский дом. Коля очень горевал. Однажды он убежал в лес, пять дней его не было, а когда его нашли, он сообщил, что был в лесу под елкой, где ему никто не мешал, и он сочинил стихи.
Так случилось, что Галину забрала к себе сестра отца поэта, Софья Андриановна, а Коля, был оставлен в детском доме. Сначала он попал в местный Красовский детский дом вместе с младшим братом, Борисом, затем его одного перевели в детский дом в селе Никольском Тотемского района в Вологодской области. Брат Коли остался в Краскове. Так началась сиротская жизнь будущего поэта.
Откуда только —
Как из-под земли! —
Взялись в жилье
И сумерки, и сырость…
Но вот однажды
Все переменилось,
За мной пришли,
Куда-то повезли.
Первые роли в кино
Несмотря на то что он был из интеллигентной семьи, по типажу Харитонов был похож на задорного парня из деревни – идеальный герой для кино 50-х. Невысокий, щупленький, белокурый паренек с пронзительными светлыми глазами и завораживающим мягким голосом — именно таким предстал перед зрителями юноша в своем первом кинофильме «Школа мужества». В этот проект его пригласил режиссер Владимир Басов, который видел в данной роли только Харитонова. Однако в те года студентам Школы-студии запрещалось сниматься в кино под страхом отчисления. Поэтому поначалу Харитонов отказался. Но Басов добился, чтобы партийное руководство заставило дирекцию вуза сделать исключение для артиста.
Сыграв у Басова, прославился на весь СССР Харитонов. Актер стал эталоном для многих молодых людей, ему слали письма из всех уголков страны, а прохожие просили автографы прямо на улице.
Успешно сдав выпускные экзамены, Харитонов был приглашен работать во МХАТ. Примечательно, что, сыграв всего одну роль в кино, он уже был намного известнее большинства своих новых коллег. Однако настоящая слава ждала его впереди.
Биография актера Андрея Харитонова
ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2021 года в возрасте 59 лет умер актер Андрей Харитонов.
Андрей Игоревич Харитонов родился 25 июля 1959 года в Киеве Украинской ССР (ныне — Украина) в семье главного инженера института «Промстройпроект».
В 1980 году окончил Киевский государственный институт театрального искусства (ныне — Киевский национальный университет театра, кино и телевидения) им. И. К. Карпенко-Карского.
На последнем курсе вуза был принят на Киностудию им. А. Довженко (Киев). В 1980 году дебютировал в фильме «Овод» Николая Мащенко по мотивам романа Этель Лилиан Войнич, где сыграл главную роль — итальянского революционера Артура Бертона. В 1981 году за этот фильм получил приз «Золотая нимфа» за лучшую мужскую роль на Международном телевизионном фестивале в Монте-Карло, в 1982 году был удостоен государственной премии УССР им. Тараса Шевченко.
Среди других известных киноролей начала 1980-х годов: Игорь Астрахов в остросюжетном фильме «На гранатовых островах» (1981, режиссер Тамара Лисициан), Хоакин в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (1982, Владимир Грамматиков), Ланселот Фортескью в детективе «Тайна «Черных дроздов» (1983, Вадим Дербенев), Гриффин в фантастической ленте «Человек-невидимка» (1984, Александр Захаров).
В 1984-1990 годах Андрей Харитонов служил актером Малого театра в Москве. Был задействован в спектаклях «Накануне» по роману Ивана Тургенева, «Доходное место» по комедии Александра Островского, «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона и других.
В 1991 году в первый и единственный раз выступил в качестве режиссера, сняв художественный фильм «Жажда страсти» по мотивам рассказов Валерия Брюсова (главную роль в нем сыграла Анастасия Вертинская). Картина получила специальную премию «Фильм для избранных» на фестивале «Кинотавр».
Во второй половине 1990-х годов работал режиссером-постановщиком программ «Фабрика грез» и «Фильмы нашей памяти» на телеканале ОРТ. В 2007 году вел программу «Внедрение» на телеканале «Звезда».
В 1990-2000-х годах продолжал играть в кино, в том числе в сериале «Юнкера» (2007), фильме «Подпоручик Ромашовъ» (2012, реж. Игорь Черницкий, приз за лучшую роль второго плана кинофестиваля «Золотой витязь»). Всего за карьеру снялся более чем в 40 фильмах и сериалах. Последняя роль — начальник горотдела образования в криминальной драме «Под прицелом» (2013, реж. Виктор Конисевич).
Выступал в антрепризах. В 2021 году был занят в пьесе Питера Моргана «Аудиенция» в Театре наций.
Был женат на Ольге Смирягиной.
Детство и юность
Биография Исаака Ильича Левитана, выдающегося российский художника, начинается в 1860 году в небольшом городке Кибарты (сейчас находится на территории Литвы), в совсем небогатой еврейской семье. Его отец, Илья Левитан, преподавал иностранные языки, а также работал переводчиком. Исаак был самым младшим, четвертым ребенком в семье: у него были старшие брат Авель Лейб и две сестры — Тереза и Эмма.
Художественные способности Левитана стали проявляться еще в детстве. Он не единственный в семье имел склонность к изобразительному искусству, его брат также увлекался живописью. В начале 1870-х, в надежде улучшить материальное положение, семья Левитанов переехала в Москву, где Авель Лейб поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По примеру брата, двумя годами позднее, в возрасте тринадцати лет, туда поступил и Исаак. Этот период стал ключевым для творческой биографии Исаака Левитана.
Юный художник учился успешно и считался подающим надежды. Однако через несколько лет умерла сначала мать, а затем и отец. Дети остались одни, в крайней нужде. Им помогали друзья, а также само училище, желавшее поддержать талантливых учеников. В 1877 году выдающийся русский живописец Алексей Саврасов, будучи преподавателем пейзажного класса, взял Левитана к себе в ученики. И тот быстро оправдал надежды учителя: в этом же году о двух его картинах, участвовавших в выставке, написали в газетах, а ему вручили серебряную медаль и денежный приз в размере 220 рублей. Это был первый успех юного шестнадцатилетнего живописца. В училище, помимо Саврасова, ему также повезло учиться у таких учителей, как Перов и Поленов.