Художник должен быть оголенным нервом
— Когда вы пишете — часто ли говорите себе: я этого не умею?
— Вы даже не представляете, насколько важный вопрос задали. Если ты сам собой любуешься, то просто самодовольный глупец. Любой творческий человек должен быть самоед по натуре. Всегда должен видеть свои недостатки. Только тогда можно расти от работы к работе. Иначе художник штампует свои работы и падает все ниже и ниже…
Как думаете, будущее реализма под угрозой?
— Из училищ выходят иногда талантливые ребята, замечательно пишут… А вот что с ними будет дальше — зависит от того, настолько каждый призван служить искусству, насколько сильна в них любовь к нему. Ведь если ты будешь думать только о заработке — ты не художник. Хотя лицемерить не собираюсь: художник должен жить хорошо. А если есть возможность — пусть даже богато. Все великие были обеспечены множеством заказов, окружая себя красотой, но главное — они служили самоотверженно искусству!
— Поэт должен быть нищим, часто слышим мы.
— Это оправдание тех, у кого нет покупателей на их книги, нет заказчиков на картины. Дай любому, чье искусство не востребовано, побольше денег — возьмет с удовольствием, будьте уверены.
— Но деньги разве не влияют на внутренний мир художника?
— На деньгах да на власти судьба тебя проверяет: устоишь — не устоишь? Уверен, хоть озолоти в свое время Карла Брюллова, Александра Андреевича Иванова, Исаака Левитана, Федора Васильева — они все равно остались бы большими художниками, не могли бы жить без искусства. Или возьмите Исаака Дунаевского (для меня он лучший композитор советского времени): дай ему хоть миллиард — не перестал бы писать музыки, ибо был полон ею, как рог изобилия, соткан из мелодий, не мог не творить… Он этим жил. А иной разбогатеет — так сразу ко всему относится наплевательски и… погибает. Для меня самый важный стимул в работе — чувство нужности людям. Без него невозможно работать. Некоторые деятели искусства говорят: я пишу музыку в стол. Это обман и жалкое оправдание своего неумения! Каждый художник хочет быть понятым и нужным людям! И мне приятно, что Международный астрономический союз в Нью–Йорке присвоил одной из открытых недавно планет мое имя. Я этим горжусь. Это признание работ. В конце концов о нации мы судим по искусству.
— С каким чувством вы расстаетесь с картинами?
— Меня часто спрашивают: не жалко ли вам дарить свои картины? Возникает щемящее чувство, когда работы, над которыми я долго трудился, покидают стены мастерской. Создается ощущение внутри, словно все эти месяцы я не работал. Но каждый раз приходя в галерею, общаясь со зрителями, вижу в их глазах столько благодарности и радости и слышу столько нежных слов, что хочется все больше работать и дарить картины нашей великой Родине, России, людям!
[править] Библиография
- Guernsey-s, “Искусство Советского Союза”, каталог, Нью Йорк, 1988
- TIAS’92, Международная художественная ярмарка, Международный торговый центр,Токио, 1992
- Розенфельд Алла и Нортон Т.Додж “От ГУЛАГА до Гласности. Искусство нонконформизма Советского Союза”, Нью Йорк,Thames and Hudson,1995, стр.130-131, Library of Congress Catalog Card Number 95-60469
- “Петербург-97”, Манеж, каталог, Санкт-Петербург, Россия, 1997
- “Российские художники Перестройки”,каталог, Карлсруйе, “Licht+”, 1998
- “Петербург-98”, Манеж, каталог, Санкт-Петербург, Россия, 1998
- “Петербург-99”, Манеж, каталог, Санкт-Петербург, Россия, 1999
- “Арт- Манеж 2000”, каталог, Манеж , Москва, Россия, 2000, стр.46-47
- “Абстракция в России. 20-й век”, каталог, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, 2001, стр.312, ISBN 978-5-93332-059-5 (Россия) ISBN 978-3-935298-50-1 (International)
- “Отчет”, каталог, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, 2001, ISBN 5-93332-073-0(Россия) ISBN 3-935298-21-08 (International)
- “Сергеев Сергей. Переход”, каталог, галерея Д137, Санкт-Петербург, Россия, 2001
- “Номи”, “Сергеев Сергей: Светоносная перепись смыслов”, Новый Мир искусства, Санкт-Петербург, Россия, 2001, стр.30-31
- “Арт-Москва 2002”, Международная художественная ярмарка, каталог, ЦДХ, Москва, Россия, 2002, стр. 52-53
- “Арт Форум Берлин”, Международная художественная ярмарка, каталог, Берлин, 2002, стр.122-123, ISBN 3-7774-9620-0
- “Art&Times”, “По лезвию ножа”, Павлова М., “Студия Фолиант” , Санкт-Петербург, Россия, 2004, стр.34-37
- “Art Price”, Арт прайс ревью, Южная Корея, 2004
- “TimeOut.SPB”, “Шепот Быка”, Санкт-Петербург, Россия, 2004
- “Арт-Москва 2004”, Международная художественная ярмарка, каталог, ЦДХ, Москва,Россия, 2004, стр. 78-81
- “Новый художественный Петербург” Лейкинд О.,Северюхин Д., Санкт-Петербург, Россия, 2004, ISBN 5-87991-028-8
- “Art Exis”, Aut-Aut Production, Париж, 2005-2006
- “Д137. 1996-2006”, каталог, галерея Д137, Санкт-Петербург, Россия, 2006 ISBN 5-87097-016-4
- “Пространство свободы. Квартирные выставки в Ленинграде, 1964-1986”, Музей университета Ричмонда, Ричмонд, Виржиния, 2006
- “От падения в полет. Независимое искусство Санкт-Петербурга. Вторая половина 20 века”, Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург, Россия, 2006, стр. 109-110,118-119,128-129,134,290-294,458-464,483
- “ТЭИИ. Товарищество эксперементального изобразительного искусства. От Ленинграда к Санкт-Петербургу. Неофициальное искусство 1981-1991”, Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург, Россия, 2007, стр. 17,21,38,52,131-132,186-187,194-195,238,416-417,530.542-546
- “Художники ленинградского андеграунда”, Гуревич Л., Искусство-СПБ, Санкт-Петербург, Россия, 2007, стр. 127-128, ISBN 978-5-210-01613-3
- “Русское искусство второй половины 20 века” из коллекции Альберто Сандретти, каталог, автор А. Обухова, Москва, Россия, 2009, ISBN 978-5-903489-02-2
- “Такая удивительная Лиговка” Векслер А., Крашенинникова Т., Центрполиграф , Москва- Санкт-Петербург, Россия, 2009, стр. 239-245, ISBN 978-5-9524-4454-6
- “Без барьеров. Российское искусство 1985-2000”, каталог, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, 2012, стр.18-19, 156,221 ISBN 978-5-93332-426-3 (Россия) ISBN 978-3-86384-067-9 (International)
- “Работы года — 2012”, каталог, Санкт-Петербургский творческий союз художников, Санкт-Петербург, Россия, 2012, стр.63
- “Психиатрия и искусство” , В.П.Самохвалов, В.Е.Кузнецов, Издательский дом Видар-М, Москва, Россия, 2015, стр.167-168, ISBN 978-5-88429-217-8
- “Сергеев Сергей. Капча”, каталог, Арт Клуб Д137, Санкт-Петербург, Россия, 2016, ISBN 978-5-905048-82-1
- “Д137. 1996-2018”, каталог, галерея Д137, Санкт-Петербург, Россия, 2018, ISBN 978-5-6040402-3-2
Личная жизнь
1962 год для поэта был насыщен событиями. Николай Рубцов поступил в литинститут и познакомился с Генриеттой Меньшиковой, женщиной, родившей ему дочь. Меньшикова жила в Никольском, где заведовала клубом. Николай Рубцов приезжал в «Николу» повидаться с одноклассниками, отдыхал и писал стихи. В начале 1963 пара сыграла свадьбу, но без официального оформления отношений. Весной того же года на свет появилась Леночка. В Никольском поэт бывал наездами – он учился в Москве.
Николай Рубцов и Генриетта
В 1963 году в институтском общежитии Рубцов познакомился с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной. Мимолетное знакомство тогда ни к чему не привело: Николай не произвел на Люсю впечатления. Девушка вспомнила о нем в 1967 году, когда в руки попался свежий сборник стихов поэта. Людмила влюбилась в поэзию Николая Рубцова и поняла, что ее место рядом с ним.
Николай Рубцов и Людмила Дербина
У женщины уже был за спиной неудавшийся брак и дочь Инга. Летом Людмила приехала в Вологду и осталась с Николаем, для которого поэтесса Люся Дербина стала роковой любовью. Их отношения ровными не назвать: у Рубцова было пристрастие к спиртному. В состоянии опьянения Николай перерождался, но запои сменялись днями покаяния. Пара то ссорилась и расставалась, то вновь мирилась. В начале января 1971 года влюбленные пришли в ЗАГС. День свадьбы назначили на 19 февраля.
Шилов – художник. Картины. Творчество
Творчество Шилова – это целый мир. Натюрморты, пейзажи, графика, жанровые картины – все это можно увидеть на выставке, но, безусловно, главными его шедеврами являются портреты. Целый раздел отводит людям старшего поколения Шилов-художник. Картины стариков очень трогательны, возле них многие задерживаются на долгое время. К ним относятся следующие полотна:
- 1971 г. – «Старый портной».
- 1977 г. – «Моя бабушка».
- 1980 г. – «Зацвел багульник».
- 1985 г. – «Солдатские матери».
- 1985 г. – Забытый».
В творчестве мастера большую часть занимают портреты видных деятелей, дипломатов, знаменитых артистов, писателей.
- Балет «Спартак» 1976 г. – «Народный артист СССР Морис Лиепа».
- Балет «Жизель» 1980 г. – «Балерина Людмила Семеняка».
- 1984 г. – «Портрет писателя Сергея Михалкова».
- 1996 г. – «Мэр Москвы Лужков».
- 2005 г. – «Народный артист СССР Этуш».
Создано художником множество портретов священнослужителей.
- 1988 г. – «В келье» Пюхтицкий монастырь.
- 1989 г. – «Архимандрит Тихон».
- 1997 г. – «Монах Иоаким».
Натюрморты Шилова изображают многие предметы нашего обихода. Удивительно, как из изображения простых вещей (книги, посуда, полевые цветы) мастер создал шедевры.
- 1980 г. – «дары Востока».
- 1974 г. – «Фиалки».
- 1982 г. – «Анютины глазки».
Пейзажи автора представлены работами:
- 1983 г. – «Тишина».
- 1986 г. – «Оттепель».
- 1987 г. – «Последний снег в Переделкино».
- 1987 г. – «Николина гора».
- 1999 г. – «Золотая осень.
- 2000 г. – Осень в Уборах».
Другие работы Александра Шилова, которые необходимо отметить, это:
- 1981 г. – «В день рождения Ариши».
- 1981 г. – «Портрет Оленьки».
- 1988 г. – «Портрет матери».
- 1993 г. – «Бомж».
- 1995 г. – «Юная москвичка».
- 1996 г. – «Автопортрет».
- 1998 г. – «Судьба скрипача».
Зрелые годы
В 1976 году Александра Шилова принимают в Союз Художников СССР. После этого ему выделяют персональную мастерскую, он получает серию заказов от партии страны. К работе художник Шилов приступает уже как признанный мэтр. По распоряжению Правительства в 1997 году в самом центре Москвы, недалеко от Кремля открывают персональную галерею Александра Шилова. В тот же год народный художник СССР Шилов становится членом-корреспондентом Академии Художеств России.
В 1999 году Александр Максович занимает пост в Совете РФ по искусству и культуре. Все больше времени стала занимать политическая деятельность, и все реже мастер стал бывать в художественной студии. 2012 год окончательно затянул художника в политику. Шилов становится доверенным лицом президента Путина, входит в Общественный Совет при Федеральной службе безопасности. В марте 2014 года Александр Шилов ставит подпись под обращением президента, оно касалось политической позиции относительно событий в Украине.
Самые известные картины Александра Шилова
Произведения, созданные кистью живописца, возвышают и очищают душу. К наиболее известным картинам Александра Шилова можно отнести:
- «Хозяин земли» (1979) — портрет старого артиллериста, который после войны работал в колхозе. Тщательно прописанные мельчайшие детали картины передают гармонию человека и природы.
- «Машенька Шилова» (1983) — образ милого и непосредственного ребенка, виртуозно написанный в технике пастели. Нельзя не почувствовать, что работа создавалась в порыве любви и особого творческого вдохновения.
- «Весна. Федоскино» (1987) — изображение медленного перехода от зимней поры к весеннему пробуждению природы. Река в окрестностях села Федоскино освобождается ото льда.
- «Дай Бог Вам здоровьица!» (1998) — жанровое откровение. Мутный взгляд молящихся глаз человека, который не прочь выпить. Он молится за монетку, брошенную прохожим в его полупустую кепочку.
- «Абхазская вдова» (2015) — национальный портрет. Простая темная одежда, глубокие старческие морщины говорят о нелегкой доле пожилой женщины, потерявшей мужа.
Сформировав со школьной скамьи приверженность к стилистике реализма, Александр Шилов ни разу не отступил от этой традиции. По его мнению, нет ничего лучше, чем отображение реальных событий и людей. Такое искусство, являясь своеобразным посредником между человеком и временем, будет жить века.
Портреты знаменитостей
В настоящем искусстве нет ничего случайного. Все, что завершает образ – поза, одежда, интерьер, призвано характеризовать героя, передавая его душевный мир. Этого принципа придерживается художник Шилов, в картинах которого отсутствует что-либо лишнее. Среди знаменитостей, которым посвящал свои картины этот художник – Юрий Гагарин, Сергей Бондарчук, Виктор Розов.
Человек для Шилова – неисчерпаемый источник вдохновения. Некоторые колоритные личности вдохновляли его не раз. Одной из них является Алик Якулов, скрипач цыганского происхождения, яркому образу которого посвящено несколько картин.
Стоит сказать, что не все искусствоведы относятся благосклонно к полотнам романтического живописца. За преобладание на его выставках образов молодых красавиц, популярных личностей и политических деятелей он снискал славу «придворного» художника. Однако мнение это не совсем справедливо, поскольку мастеру принадлежат работы, посвященные не только ярким известным личностям, но и обычным людям.
Негативное отношение к этому представителю отечественной живописи также объясняется и тем, что художник, по общепринятому мнению, должен быть непременно голодным и несчастным. Шилов же, благодаря своему трудолюбию, был всегда обеспеченным человеком. Что же касается счастья, то, несмотря на внешний лоск богемной личности, оно весьма сомнительно, учитывая факты из его личной жизни.
[править] Биография
Сергей Якобчук родился 10 апреля 1937 года в Иркутской области. В 1953 году поступил в Иркутское художественное училище по окончании которого в 1959 году уехал в Ленинград, где поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у И. П. Веселкина, Б. С. Угарова, А. А. Деблера, В. М. Орешникова.
Якобчук С. Ленинград. У Калинкина моста. 1970-е
В 1965 году окончил институт по мастерской В. М. Орешникова с присвоением квалификации художника живописи и педагога, представив дипломную картину «Концерт на полевом стане» (Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств).
В 1966—1968 годах занимался в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством В. М. Орешникова. С 1966 года участвовал в художественных выставках, писал пейзажи, жанровые картины, портреты. В 1970 году С. Якобчук был принят в члены Ленинградского Союза художников по секции живописи.
В 1970-1980-е годы совершил творческие поездки по Русскому Северу и в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали. Их результатом стали многочисленные пейзажи и жанровые картины, показанные в последующем на ленинградских, республиканских и всесоюзных выставках.
Среди основных произведений, написанных С. Якобчуком, картины «Октябрь» (1968), «Ангара», «Не забывай», «Помощь фронту» (все 1970), «Конечная Кандалакши», «Водитель трамвая» (обе 1971), «Художник В. Р. Френц», «Высоковольтная в тундре» (обе 1972), «Оленевод Вася Рочев», «Пейзаж», «Сегодня кочёвка», «Строим новый город (Апельсины из Марокко)» (все 1975), «Посёлок Звёздный» (1977), «Снежная зима» (1979), «На соревнование в район», «Первый поезд в Звёздном» (обе 1980), «Ленинградка», «Сибирская рябина» и другие.
Сергей Алексеевич Якобчук скончался 26 октября 2015 года в Петербурге на семьдесят девятом году жизни. Его произведения находятся в собрании Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея, Курской картинной галереи имени А. А. Дейнеки, Российского государственного музея Арктики и Антарктики, Зоологического музея Российской Академии наук, Государственного Псковского музейного объединения, а также в частных коллекциях России, Польши, Швейцарии,Швеции, Франции,Финляндии, Италии, США, Кореи и других стран.
Личная жизнь
Личная жизнь художника интересует поклонников не меньше, чем его творчество
Неоднократно отдельные факты биографии Александра Максовича попадали под прицельное внимание журналистов, с которыми охотно беседовали бывшие возлюбленные Шилова. Официально живописец был женат дважды
Первая супруга Светлана Гениевна родила ему сына в 1974 году. Александр пошел по стопам отца и стал художником, специализируясь в основном на пейзажах.
С эффектной брюнеткой Анной мужчина познакомился в 1968 году и горячо приглашал женщину стать натурщицей для картин. Та была замужем и переживала непростой период, однако спустя 6 лет оставила первого мужа и ушла к Шилову, став его женой в 1977 году.
Летом 1979-го у пары родилась дочь Мария, которую художник любил больше других своих детей. Однако отношения в браке не были безоблачными. В интервью Анна признавалась, что муж запрещал ей общаться с дочерью Элиной от первого брака, а при вспышках гнева и вовсе выгонял из дома. В 1996 году случилась трагедия: 16-летняя Мария умерла от саркомы, и без того шаткие отношения родителей не выдержали этого испытания.
Последовал развод, который сопровождался имущественными скандалами и судами, после которых бывшие супруги прекратили общаться. Даже на могилу дочери они приходят только порознь. Александр Максович тяжело переживал уход Маши, и эта боль не утихала с годами. Живописец рисовал портреты дочки так, словно та продолжает расти и взрослеть.
За несколько лет до расставания со второй женой Шилов познакомился со скрипачкой Юлией Волченковой, которую пригласил для написания жанрового портрета «Где царствуют звуки». Во время работы между ними завязался роман, в результате которого в 1997 году родилась дочь Екатерина. Юлия не скрывает подробностей отношений от журналистов и говорит, что все время надеялась, что Александр женится на ней, однако этого не случилось.
[править] Основные групповые выставки
- 1977 Квартирная выставка художников группы «Алипий». Ленинград
- 1978 Художники Ленинграда. Крымская астрофизическая обсерватория
- 1979 Алипий. Университет г. Тарту, Эстония
- 1981 Первая выставка ТЭИИ на Бронницкой. Ленинград
- 1982–1987 Cерия выставок ТЭИИ. Дворец молодежи, Ленинград
- 1988 Современное искусство Ленинграда. ЦВЗ «Манеж», Ленинград
- 1988 Арт-контакт. «Ригас-модас», Рига
- 1988 Галерея «Арт-2и», Париж
- 1988 Аукцион «Гернси». Нью-Йорк
- 1989 Искусство современной России. Галерея «Лори», Нью-Йорк
- 1989 Симферопольский художественный музей
- 1990 Русский Эксперимент. Галерея «Кастл», Нью-Рочелли, Нью-Йорк
- 1990 Ленинградские художники на Малой Грузинской. Москва
- 1991 Искусство Санкт-Петербурга. Хельсинки, Порво. Финляндия
- 1991 Центр Хаммера, Москва
- 1991 Арт-коллегия. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- 1992 ТИАС’92 , международная художественная ярмарка. Токио
- 1992 Галерея «Восток-Запад». Сан-Франциско
- 1993 Русские художники перестройки. Карлсруе, Германия
- 1994 Третья петербургская беналле. ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
- 1995 Международный Форум «Арт-реальность’95». ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
- 1995 Галерея «Авангард». Дуйсбург, Германия
- 1997 Международное общество развития науки и культуры. Гамбург, Германия
- 1997 Портрет деятелей культуры 20-го столетия. Таврический дворец, Санкт-Петербург
- 1997 Необатализм-2. Галерея «Борей», Санкт-Петербург
- 1998 Анатомия современного искусства. Галерея «Арт-коллегия», Санкт-Петербург
- 1998 Сборник. Галерея «Палитра», Санкт-Петербург
- 1996–1999 Серия выставок. Галерея «Д137», Санкт-Петербург
- 2000 Весь Петербург 1999. ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
- 2000 Представлен галереей «Д137» на международной художественной ярмарке «Арт-Манеж». Москва
- 2001 Абстракция в русском искусстве. ХХ век. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- 2001 Абстракция в России. XXI век. Новейшие технологии. Галерея «Д137», Санкт-Петербург
- 2002 Представлен галереей «Д137» на международной художественной ярмарке Арт Москва ’2002. Москва
- 2002 Представлен галереей «Д137» на международной ярмарке современного искусства Art Forum Berlin’2002. Берлин
- 2004 Представлен галереей «Д137» на международной художественной ярмарке Арт Москва’2004. Москва
- 2005 Цифровой сериал. Арт-центр «Пушкинская. 10», Санкт-Петербург
- 2005 Представлен галереей «Д137» на международной художественной ярмарке Арт Москва’2005. Москва
- 2006 Представлен галереей «Д137» на международной ярмарке современного искусства «Arte Fiera». Болонья, Италия
- 2006 Представлен галереей «Д137» на международной художественной ярмарке Арт Москва’2006. Москва
- 2006 Художники «Д137». «XL» галерея, Москва
- 2007 Представлен галереей «Д137» на международной художественной ярмарке Арт Москва’2007. Москва
- 2008 «М» галерея, Ростов-на-Дону
- 2009 Представлен галереей «Д137» на международной ярмарке современного искусства Арт Вильнюс’2009. Вильнюс, Литва
- 2012 Арт Анфас. Наполеон 12. Художественные практики.Санкт-Петербург
- 2012 Без барьеров. Российское искусство 1985–2000. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- 2012 Работы года. Творческий Союз Художников России,Санкт-Петербург
- 2013 Петербург. 20-летие. ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
- 2013 Кресты. Проект Арт Клуба «Д137». Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург
- 2014 Мое произведение искусства – я сам. Образ Георгия Гурьянова в искусстве 1980–2010-х. Проект Арт Клуба «Д137» и Музея Новой Академии Изящных искусств. Санкт-Петербург