Иванов александр андреевич

Явление Христа народу (1837-1857)

Главной идеей грандиозного полотна Иванова является напоминание о событии, изменившем историю человечества – пришествии Христа в мир людей.

В одном произведении соединено два эпизода из Евангелия от Иоанна: проповедь Иоанна Крестителя перед собравшимися людьми из Иудеи, их крещение в водах Иордана и явление Христа народу.

Событие происходит на фоне красивейшего пейзажа под вековым оливковым деревом. По выжженной солнцем каменистой равнине смиренно ступает к людям сын Божий. Его темные одежды резко контрастируют с голубыми очертаниями гор.  Силуэт Христа несколько размыт. В этом есть некая таинственность. По всей вероятности, автор намеренно делает акцент не на фигуре сына Божия, пришедшего в мир для избавления человечества от грехов, а на реакцию иудеев к этому явлению. В статье «Исторический живописец Иванов» Гоголь пытался «рассказать» картину:

Каждый персонаж картины достоин отдельного исследования.

На первом плане картины показаны люди разных сословий и верований, пришедшие к Священной реке, чтобы очиститься от грехов. Они смотрят на Крестителя по-разному: с умилением, с недоверием, со злобой.

Иоанн Креститель является центральной фигурой композиции. Это высокий человек, одетый в верблюжью шкуру и светлый плащ.  Он призывает народ к покаянию и указывает на явившегося Спасителя. В левой руке он держит крест – символ новой веры. Его жест говорит о восторге, с которым он встречает Мессию.

Слева от Иоанна стоит группа апостолов (будущих учеников Христа), оживленно обсуждающих свершившееся чудо. В центральной группе показан сомневающийся молодой мужчина с черной бородой, кутающийся в длинный синий хитон. Его опущенные вниз глаза говорят о его неуверенности в правоте пророка. Седобородый мужчина в темном плаще с боязнью прислушивается к словам Иоанна. Это скорее всего язычники, слушающие проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо.

В водах Иордана остановился старик, опирающийся на палку. Рядом с ним обнаженный мальчик, только что совершивший омовение. Они с любопытством всматриваются в Христа и уже готовы принять новую религию.

Справа от пророка расположились на земле люди, еще не определившиеся в выборе веры. Их лица озлоблены. Враждебно настроенными к проповеднику героями являются книжники и первосвященники, сторонники старой веры.

Ближе всех к зрителю виден зажиточный господин, которому подает одежду раб с веревкой на шее. Невольник с умилением слушает пророка. Слова Крестителя произвели на него настолько сильное впечатление, что можно быть уверенным в том, что раб обязательно примет христианство. По мнению художника, новая вера должна объединять людей разных сословий.

Справа спускается с холма толпа фарисеев и саддукеев, не принявших Христа – посланника Бога. Среди них заметна фигура беззаконника в коричневом облачении, в этом персонаже узнается друг художника Н. В. Гоголь

На конях сидят римские легионеры, наблюдающие за порядком.

Иванов долго искал натуру для пейзажа. Оливковое дерево можно назвать лучшим пейзажным этюдом художника.

Под деревом еле видна группа кающихся людей, воздевших руки к небесам и передвигающихся к вершине холма.

Автор следует академическим законам (требующим идеальной правильности от изображения) постольку, поскольку они служат «идеологии», но его следование нельзя назвать абсолютным. Известен факт: художник С. К. Зарянко заметил неверность в расположении стоп Христа. По мнению искусствоведов, автор сознательно обращается к опыту иконописцев, изображавших Спасителя не идущим, а летящим «по земле».

Н. В. Гоголь дал следующее описание этой картины:

В своей работе художник показал людей разных сословий и вероисповеданий, их неоднозначные (противоречивые) чувства по отношению к новой вере.

Рядом с этим шедевром все остальные академические произведения художника заметно меркнут. Продолжительность работы над картиной всей жизни вызывает восхищение. Называть Иванова «автором одной картины» не совсем правомерно. Автору потребовалось выполнить свыше 600 подготовительных этюдов. Метод работы художника над этим шедевром – тщательнейшее исследование всех возможных вариантов ее написания и поиск единственно-точного исполнения. Задолго до выбора сюжета в 1829 году Иванов писал о своей задаче:

В 1831 году художник сообщал своей сестре об особенностях работы:

Сформулировав задачу, он обдумывал достойный сюжет, отвечающим художественным принципам исторической живописи, которой был верен.

Туапсинский период

Купив под городом Туапсе недорогой участок земли, Александр Александрович Киселев к 1902 построил небольшой одноэтажный дом. Усадьба бережно сохранена, и в ней сейчас действует музей Киселева. Когда-то художнику пришлось одалживать деньги, чтобы выстроить эту дачу, в которой он отдыхал и работал каждое лето. Киселев создал обширную серию полотен, темой которых стал Туапсе с его живописными окрестностями, а имя художника превратилось в своеобразный символ города. Пейзажист запечатлел великолепные виды побережья с Кадошскими скалами, и одна из них, самая красивая, названа его именем.

В туапсинский период Киселев посетил многие места Кавказа и Крыма. Путешествовал он также за границей, побывав во Франции, Германии, Венеции, Риме. Самые знаменитые картины Киселева Александр Александровича тех лет: «Старый Сурамский перевал», Кадошские скалы», «Горная речка», «Под облаками. На Военно-Грузинской дороге» «Дача в Крыму», «Базар в Туапсе», «Домик в Туапсе», «Уличка Туапсе», «У подножия Казбека», «Ночь на море», «Через пропасть».

Умер Александр Александрович внезапно, во время работы за своим письменным столом. Художника, которому исполнилось 73 года, настиг сердечный приступ. В последние годы своей жизни Киселев добился особой быстроты в работе и необыкновенной живости изображения.

Его жизнерадостные, светлые, немного идеализированные пейзажи отображают искренние чувства автора. Киселев виртуозно умел запечатлеть красоту и безмятежное состояние природы, которое удивительным образом передается зрителю, созерцающему прекрасные полотна пейзажиста.

Детство и юность

Александр Иванов родился в 1806 г. в семье художника, академика, впоследствии профессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова, известного картинами на религиозные темы. У Андрея Ивановича и его супруги Екатерины Ивановны было 10 детей, трое из которых умерли в младенчестве.

Александр, второй ребенок, воспитывался как главный помощник отца. В семье царила атмосфера любви и взаимного уважения. Александр получил хорошее домашнее образование. Способности к рисованию проявились рано, и отец начал учить его рисовать, как только мальчик смог держать в руках карандаш.

В 1817 году Александр стал посещать Академию художеств в качестве вольного слушателя. В отличие от других учеников во время учебы он жил не в воспитательном училище Академии, а дома, и выполнял задания в мастерской отца.  Он быстро освоил основы академического искусства и техники живописи.

Работы молодого художника были настолько совершенны, что преподаватели сомневались, пишет ли он самостоятельно, без помощи отца. Картины на сюжеты греческой мифологии отличались необычной для академического стиля эмоциональностью изображения героев.

«Явление Христа народу»

Начался титанический подготовительный труд. Для вдохновения Иванов отправился в путешествие по Италии. Он работал в Венеции, где копировал работы колористов XVI века, в частности картины Тициана «Мученичество Святого Петра Доминиканца» и «Взятие на небо Божией Матери», подолгу бывал в Ливорно, где зарисовывал местных жителей, писал пейзажи в маленьких городах и искал местность, напоминающую Восток. Он даже просил Академию художеств проспонсировать поездку в Иерусалим, на реку Иордан, но на свое письмо получил ответ: «Рафаэль не был на Востоке, а создал великие творения».

В 1838 году мастерскую Иванова посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич. К тому моменту художник обозначил на картине цветовые пятна и грубо проработал объем и форму основными тонами. Гость остался очень доволен полотном и дал Иванову содержание на три года. В подарок цесаревичу Иванов преподнес несколько акварельных жанровых композиций: «Октябрьский праздник», «Итальянка на ярмарке покупает себе золотые вещи», «Ave Maria».

Александр Иванов. Жених, выбирающий серьги для невесты. 1838. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Иванов. Октябрьский праздник. 1842. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Иванов. Аве Мария. 1839. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После визита наследника императора Общество поощрения художников продлило содержание еще на один, последний год. С этого момента Иванов урезал все свои расходы, чтобы только закончить работу. Поддержки и денег со стороны у него не было, потому что он твердо решил не зарабатывать искусством. Не писал на продажу ни одной картины, не создавал портреты на заказ, а в свою мастерскую пускал бесплатно.

В конце 1838 года Иванов познакомился с Николаем Гоголем. Писатель в то время находился в Италии, и он захотел лично увидеть художника, который пишет грандиозное полотно. Позже Гоголь написал своим друзьям, просил помочь живописцу: «Не скупитесь! Деньги все вознаградятся. Достоинство картины уже начинает обнаруживаться всем. Весь Рим начинает говорить гласно, судя даже по нынешнему ее виду, в котором далеко еще не выступила вся мысль художника, что подобного явления еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да-Винчи».

Однако чем дольше Иванов работал над картиной, тем больше в ней находил недостатков. Чтобы персонажи получались максимально яркими и выразительными, он создавал несколько этюдов для каждого героя — карандашом и масляными красками. По пятницам и субботам ходил в римскую синагогу и внимательно всматривался в движения, мимику и черты лиц местных прихожан, делал множество заметок из Священного писания.

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иванов вел аскетичный образ жизни. Его день начинался рано: в пять утра художник уже был на ногах и принимался за работу, в полдень на два часа прерывался, а затем трудился допоздна. Он любил работать в одиночестве, редко бывал в людных местах. Каждое лето художник проводил в окрестностях Рима, где делал самые разные зарисовки. Здоровье все чаще стало его подводить, и он по несколько месяцев не мог работать. Немногие понимали это стремление к совершенству. Василий Жуковский недоумевал, почему художник работал так долго: «Куда он пишет такую картину, ее ведь и повесить некуда будет».

Помимо «Явления», Иванов пробовал себя и в других жанрах живописи. Он создавал бытовые сцены, например «Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле» и «Октябрьский праздник в Риме. Сцена у лоджии»; писал пейзажи с «купающимися мальчиками»: «Мальчики на Неаполитанском заливе», «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках», этюд «Обнаженный мальчик».

СВОЙ ПУТЬ

С 1852 по 1856 год Шишкин учился в недавно открытом (в 1843 году) московском Училище живописи и ваяния. Его наставником был А. Мокрицкий — вдумчивый и внимательный педагог, помогший начинающему живописцу найти себя. В 1856 году Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств. В ней он учился у С. Воробьева, продолжая, впрочем, при этом советоваться по всем возникающим художественным вопросам с Мокрицким. С тех пор северная столица стала его родным городом.

В Академии Шишкин заметно выделялся своими талантами; его успехи отмечались медалями; в 1860 году он окончил Академию с Большой золотой медалью, полученной за две картины «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» и дававшей право на заграничную стажировку. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого в 1861 году отправившись в Елабугу. В родных местах Шишкин неустанно работал. Его отец уважительно отметил в своих «Записках достопримечательностей»: «Сын Иван Иванович приехал 21 мая классным художником первого разряда. Уехал опять в Питер 25 октября. В продолжении бытия написал разных картин до 50 штук». К этому времени художник уже определил область применения своих сил — в будущем он видел себя только пейзажистом. Еще учась в Москве, ом записал в дневнике: «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище».

С 1862 по 1865 год Шишкин жил за границей, главным образом, в Германии и Швейцарии, посетил при этом Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском лесу и среди местных жителей пользовался огромной популярностью. Сам он иронично вспоминал: «Где и куда ни пойдешь, везде показывают — пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?» По возвращении в Россию в 1865 году художник за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получил звание академика.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЧИНОВНИК

Отъезду Ивана Шишкина в Москву предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к «положительным» занятиям. Особенно усердствовала в этом мать. Поняв, что Иван чуть ли не «идиотичен» в коммерции, она придумала ему кличку «арифметчик-грамматчик» и всячески досаждала, препятствуя его книжным «сидениям». Но Иван был тверд. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием «сделаться чиновником».

Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведенные в отчем доме после «побега» из Казани (1848—52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.»

ЛИЧНАЯ ДРАМА

Личная жизнь художника складывалась трагически. Он два раза был женат по любви. Первый раз на Евгении Александровне Васильевой, сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева (которого он опекал и учил азам мастерства). Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы её жизни с Иваном Ивановичем прошли тихо и мирно. Средств в семье хватало, чтобы обеспечить скромный комфорт, хотя с рождением детей художник и его супруга не могли позволить себе ничего лишнего. В этом браке у Шишкина было трое детей: два сына, умершие в младенчестве и дочь. Свою первую жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870). Знакомых у них было много, а Иван Иванович был радушным хозяином, поэтому часто в доме собирались гости. Однако имеющиеся у Евгении Александровны проблемы со здоровьем, которые начали давать о себе знать уже в первый год супружества, не позволили им долго наслаждаться своим союзом. Рождение детей, а затем смерть сына окончательно подорвали здоровье супруги и Евгения Александровна скончалась от чахотки (туберкулёза лёгких) в 1874 году в возрасте 27 лет. Они прожили вместе всего 6 лет.

Буквально за два года до этого, в 1872 году умер и отец Ивана Ивановича. Художник был убит горем и впал в отчаяние. Ушли из жизни самые близкие ему люди. Шишкин в этот период перестал писать, начал отдаляться от верных друзей, сблизился со своими однокашниками, которые практически потеряли себя как художники. Вместе с ними Иван Иванович увлёкся возлияниями, и родственники всё чаще заставали его во хмелю.

Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. Также этому способствовала малолетняя дочь Лидия. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Одна из шишкинских современниц, проводившая лето по соседству с его дачей, рассказывала: “Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет, ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве».

Спустя три года после смерти Евгении, Шишкин знакомится с молодой художницей Ольгой Лагодой. Она была молода, красива, талантлива, полна жаждой жизни. Ольга Антоновна родилась в Санкт-Петербурге и была одной из первых тридцати учениц-женщин, принятых в Императорскую Академию художеств. Она посещала Академию в качестве вольнослушательницы, а затем занималась в мастерской Шишкина. В 1881-1882 годах её работы экспонировались на 9-й выставке Товарищества передвижных выставок и Всероссийской выставке в Москве. В 1880 году они поженились и поселились в купленной усадьбе в деревне Выра.

У них часто собирались друзья и устраивались шумные застолья. В Выре у супругов появилась на свет дочь Ксения. Но художника опять постигло страшное горе. Ольга скончалась от воспаления брюшины (перитонита) спустя всего полтора месяца после родов. Маленькую девочку взялась воспитывать Виктория Лагода, сестра умершей. Она осталась жить в семье Шишкина до конца его дней, заботясь о племяннице, о самом художнике и его дочери Лидии от первого брака.

Современное состояние галереи

Основой экспозиции галереи являются картины художника Шилова, представляющие живописные портреты людей разных категорий. Здесь можно увидеть лица участников войны, врачей, ученых, музыкантов, священнослужителей, остросоциальные образы.

Женские образы имеют особое место в творчестве художника, он умел увидеть красоту в каждом лице представительницы слабого пола, подчеркнуть особенности взгляда, мимики, жеста. Также в галерее представлены работы пейзажных жанров, натюрморты, стиля ню. Два зала отведены под графику. Негромкая музыка постоянно звучит в стенах галереи. Постоянно здесь проходят экскурсии, читаются лекции, проводятся конкурсные программы для детей-сирот и инвалидов на благотворительной основе. В залах галереи проводятся «Звездные вечера», выступали здесь Кобзон, Гафт, Башмет, Зельдин, Соткилава, Пахмутова, Казаков, Добронравов, Образцова. Мероприятия «Встречи у портрета» дают возможность встретиться с тем, кто изображен на холсте. Часть картин галереи время от времени экспонируется в городах России. Выставка «Они сражались за Родину» объехала десятки городов и имела огромный успех.

Личная жизнь

Первой женой пародиста, которому было уже глубоко за 30, стала блондинка по имени Эля. Александр познакомился с ней на отдыхе в Крыму, сразу сделал предложение и привез свою избранницу в Москву. У женщины уже был сын-подросток, к которому Александр привязался всей душой.

Эля не выдержала испытания «высшим светом» Москвы – стала вести разгульный образ жизни, изменять мужу. Среди многочисленных любовников она выбрала обеспеченного югослава. Узнав о неверности жены, обычно спокойный А. Иванов с треском выгнал ее из дома.

Со второй супругой, ставшей верной спутницей до конца его жизни, пародист познакомился в конце 70-х на гастролях в Ленинграде. Ей стала Ольга Леонидовна Заботкина, советская балерина и актриса, солистка Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В кино она сыграла роль Кати Татариновой в фильме «Два капитана» по одноименному роману В. Каверина.

Ольга Заботкина

Вскоре после знакомства поэт переехал к возлюбленной в Ленинград. Когда ему поступило предложение стать ведущим телепередачи «Вокруг смеха», Ольга оставила сцену и переехала в Москву. Официально А. Иванов и О. Заботкина поженились в 1980 году.

С Ольгой Заботкиной

Ольга Заботкина скончалась в 2001 от рака в Москве в возрасте 65 лет, похоронена в Санкт-Петербурге. Детей у пары не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: