Трофимов и Любимов
Юрий Петрович Любимов, художественный руководитель Таганки, не так давно ушедший в мир иной (это произошло в 2014 году), славился своим тяжелым характером. Он буквально поедом ел своих артистов, если ему казалось, что они плохо играют, мог гонять их до одури, добиваясь соответствия своему видению (хотя для хорошего режиссера это и плюс). Однако с молодым Сашей Трофимовым (тот пришел в труппу сразу после окончания института, в двадцать два года) произошло совсем иное. Знаменитый режиссер как-то сразу почувствовал доверие к начинающему актеру, у них установились довольно теплые отношения.
В нескольких интервью Трофимов вспоминал, что это случилось на первом же спектакле, в который ввели его (по роману Чернышевского «Что делать?»). Любимов тогда на репетиции, глядя на Сашину игру, сказал, что ему и играть не нужно, достаточно просто говорить и все. Позже знаменитый режиссер всегда доверял Трофимову по-своему трактовать роль, бывало, спорил с его интерпретацией, но чаще всего соглашался, а иногда даже сам спрашивал, как Александр видит того или иного персонажа. В общем, это был действительно режиссер Трофимова, и он может с полным правом называть себя счастливым человеком, потому что найти своего режиссера удается далеко не каждому артисту.
Личная жизнь Сергея Трофимова
«Душевный хулиган», как певца называли в СМИ, счастливо женат вторым браком. Первый раз Сережа влюбился в 10 лет в девочку-эстонку Катю. Это чувство настигло его во время отдыха с мамой на курорте. Сейчас она – Катрин, живет в Нью-Йорке. Он останавливался у нее, когда ездил с женой в США.
Первая любовь Сергея Трофимова
Первой супругой певца стала Наталья Герасимова, с которой он познакомился после выступления в кафе и «влюбился без памяти» (по словам его мамы, недолюбливавшей невестку). Он состоял с ней в браке дважды по пять лет. В 1989 у пары родилась дочь. Счастливый 22-летний отец назвал малышку в честь своей бабушки – Анной. Вскоре молодые люди поняли, что их брак – ошибка, и в 1992 расстались. В 1998 он попытался вернуться к жене ради благополучия дочери. В 2001 артист увлекся Юлией Мешиной, выпускницей Одесской юридической академии, дочерью управляющего отелем в Париже. Но они были вынуждены расстаться из-за отца девушки – серьезный бизнесмен, он потребовал от потенциального зятя бросить музыку и заняться бизнеса, но Сергей не мог так поступить. Ей он посвятил песню «Снегири». Сергей Трофимов – Снегири В 2003 перед одним из концертов Трофимова познакомили с Анастасией Никашиной, окончившей таможенную академию, но работавшей не по специальности, а в танцевальном коллективе Лаймы Вайкуле. Артист называл ее в интервью скромной, светлой, застенчивой, хрупкой. Они начали встречаться, когда Сергей был еще официально женат на Наталье. Но, узнав о беременности Насти, сразу же подал на развод.
Сергей Трофимов с женой и детьми
Правда, Наталья не хотела давать развод, процесс оказался длительным и тяжелым, так что Сергей и Анастасия поженились и обвенчались, когда их сыночку Ване уже было полтора года. А в 2009 Настя подарила мужу еще и дочь Лизу.
Андрей Рублев
Андрей Рублев – самый известный русский иконописец. О нем мало, что известно. Есть предположение, что он родился в семье ремесленников. Принял монашеский постриг, тогда и получил имя Андрей.
Первые упоминания о нем датированы 1405 годом. Он участвовал в росписи стен Благовещенского собора в Московском Кремле.
У Рублева свой стиль, не похожий на другие. Его иконы наполнены гармонией, в них нет трагизма. Свою жизнь художник отдал на служение Богу.
Его последняя работа не сохранилась, Рублев трудился над фресками для Спасского Собора. Он не успел их закончить, заболел чумой и вскоре скончался.
Самые известные иконы: «Троица», «Христос-вседержитель», «Вознесение Господне».
Детство
Будущий музыкант появился на свет 4 ноября 1966 года в Москве. Его мама, Галина Федоровна (до замужества Гордеева), работала библиографом Института научной информации по общественным наукам. Глава семьи, Вячеслав Владимирович, трудился в контрольно-испытательном центре ракетно-космического завода им. Хруничева.
Сергей Трофимов в детстве
Спустя три года они развелись – во время тяжелой болезни сына. Отец никогда не интересовался судьбой своего ребенка и не помогал материально (по словам матери). Только через сорок лет он вспомнил о прежде не нужном ему сыне, пришел на его концерт, но их общение не сложилось.
Детство Сергея прошло на Самотёке, где они с друзьями бегали по крышам, играли в футбол, ссорились и мирились. В 1971 в детском садике, куда ходил Серёжа, устроили прослушивание среди мальчиков, чтобы отобрать самых талантливых в хоровую капеллу при институте им. Гнесиных. Педагоги рассмотрели в малыше природную музыкальную одаренность и приняли в школу, где творчески насыщенное обучение и упорный труд позволили ему успешно развивать свои способности.
Сергей Трофимов с детства был музыкально одарённым
Уже в 7 лет Сергей сочинил свой первый вальс, в 10 с необычайным воодушевлением создавал полифонические произведения – фуги, этюды. Ему прочили блестящую карьеру в мире классической музыки. Однако судьба распорядилась иначе.
В 13 лет Серёжа отдыхал в пионерлагере и во время военно-спортивной игры «Зарница» получил многочисленные переломы рук: на одной – 9, на другой – 17. А дело было так: в ходе игры надо было посмотреть, где находится неприятель. Сергей вызвался забраться на сосну, где на высоте примерно третьего этажа располагалась наблюдательная площадка. Конструкция оказалась плохо закрепленной и обрушилась вместе с ним.
Сергей Трофим в юности
Об игре на фортепиано ему пришлось забыть на долгие месяцы. Но вместо музыки у него в голове начали рождаться стихи. Руки спустя полгода стали восстанавливаться – с помощью занятий спортом, но окончательно пришли в норму лишь через два года и множество операций. В 7 классе воспитанный на музыке Рахманинова, Баха, Моцарта подросток открыл для себя Beatles и Rolling Stones. Спустя год его кумирами стали также AC/DC и Queen (особенно его потрясла «Богемская рапсодия»). Затем – Led Zeppelin, Pink Floyd, Deep Purple, Metalliсa. Тогда же он стал сочинять первые собственные песни.
Общественная деятельность[ | код]
А. С. Трофимов стал одним из организаторов Комиссии МОСХ по охране памятников истории и культуры.
С июня 1956 года — член Московской организации Союза художников РСФСР.
В 1987 году был избран председателем Президиума Московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Как отмечает один из исследователей деятельности общества, А. С. Трофимов был одним из трёх художников (наряду с С. С. Чеховым и А. В. Артемьевым), создавших наглядную схему предложенного ГлавАПУ сноса исторической застройки Москвы. Данная работа сыграла немалую роль при рассмотрении проекта центра Москвы в секции архитектуры ВООПИиК и в вышестоящих инстанциях (в результате проект был отклонён).
По воспоминаниям Ю. А. Бычкова, одного из создателей ВООПИиК, «А. С. Трофимов четверть века шёл рука об руку с Барановским».
Участвовал в подготовительных работах по воссозданию Казанского собора на Красной площади в Москве.
Являлся депутатом Моссовета 20-го созыва.
Творческий путь. 90-е
После блестящего выступления на Фестивале к Сергею обратилась молодая исполнительница Светлана Владимирская с просьбой написать для нее песню. Он сочинил композицию «Я тебя не хочу потерять», ставшую суперхитом. От мужа певицы он тогда получил $150 – свой первый гонорар.
Сергей Трофимов в молодости
Некоторое время музыкант трудился в ресторане «Орехово», создав целую программу только из своих песен. Но в 1987 он уволился, сотрудничал с рок-коллективом «Эроплан», затем в течение четырех лет ездил по стране в качестве рок-барда и, по его собственному признанию, пил алкоголь, «как и положено рокеру – в немалых количествах». Вместе с Жанной Агузаровой и «Ласковым маем» они практически ежедневно давали до пяти концертов.
Распад СССР в 1991 году изменил ход мировой истории и судьбы миллионов людей. Кто-то покинул родину, кто-то занялся бизнесом, а Трофимов пошел в церковь. В течение двух лет он неукоснительно следовал правилам церковной жизни, где вначале служил певчим, затем дирижером хора. Но уйти в монастырь ему запретил его духовник, знавший, что Сергей продолжал писать стихи и сочинять музыку. Священнослужитель объяснил, что, исходя из учения церкви, если господь дал талант, человек обязан его реализовать, служа своим творчеством людям.
Мой герой. Сергей Трофимов В 1992 музыкант начал работу над композициями для дебютного диска Владимирской «Мальчик мой». Одноименная песня стала «визитной карточкой» певицы. Затем в традициях древне-русского церковного пения он написал пасхальную «Всенощную», звучавшую какое-то время в двух храмах столицы. Год 1994 ознаменовался тем, что артист вернулся в светский мир, сочинял песни для Александра Иванова, для звезды 90-х Каролины, жены Степана Разина, ставшего его продюсером. Тогда же он почувствовал, что алкоголь мешает творчеству, и совсем перестал пить. Совместно Александром он выпустил диск «Грешной души печаль», с Каролиной – «Мама, все о’кей». Затем в сотрудничестве с Алмазовой выпустил альбом «В десяточку». Вскоре вышла дебютная сольная работа певца «Аристократия помойки. Часть 1», он начал давать концерты по России, появилось сценическое имя «Трофим».
Сергей Трофимов в 90-е
В 1996 к активам артиста добавилось три студийных диска: «Аристократия помойки. Часть 2», «Эх, я бы жил», «С добрым утром». Чуть позже – «Аристократия помойки. Часть 3». Помимо сольных проектов, в период с 1997 по 1998 он создал композиции, вошедшие в альбомы Каролины «Королева» и Аллы Горбачевой «Голос», а также выпустил талантливый диск «Вести из колючего далека», поэкспериментировав в жанре блатной песни.
Интересно, что в качестве судьбоносного события того периода Трофим называл свое выступление в популярной передаче «Что? Где? Когда?» с «крамольной» песней «Аристократия помойки» («Тушите свет, попёрло быдло кверху…» – о жулье и прочей псевдоэлите, поднявшейся в 90-е годы). По его словам, он рассчитывал проснуться знаменитым. И его жизнь после выхода программы действительно кардинальным образом переменилась, но ровно наоборот – его запретили на всех радиостанциях и телеканалах.
Сергей Трофимов – Аристократия помойки Из ситуации бойкота ему помог выйти Александр Розенбаум. После произошедшего Сергей выступал уже не только как шансонье, исполнявший острые, ироничные и сатирические песни. Теперь он предстал также философом, предлагавшем глубокие, мудрые тексты, и тонким, чутким лириком, способным заворожить своим душевным теплом. Его композиции с удовольствием исполняли Михаил Шуфутинский, Лада Дэнс, Александр Маршал.
В 1999 артист выступил одним из создателей музыки к документальной ленте «Ночной перекресток», а также впервые появился на телевидении в передаче «Музыкальный ринг», соревнуясь в мастерстве и остроумии с Михаилом Кругом.
Второй шанс
В 1994 году, как следует из биографии Сергея Трофимова, произошли две судьбоносные встречи. Первая — с Александром Ивановым, лидером группы «Рондо», а вторая — со Степаном Разиным, мужем певицы Каролины. Судьбоносными они оказались потому, что Иванову очень понравились песни, которые писал Сергей — большую часть из них он спел, выпустив альбом «Грешной души печаль». Что же касается Разина, то именно он предложил Сергею Трофимову начать петь самому, записав те песни, которые «забраковал» Иванов. Так и появился певец по имени Трофим со своим дебютным диском под оригинальным названием «Аристократия помойки».
Проба пера у начинающего исполнителя оказалась немного другой, непохожей на те песни, которые впоследствии стал писать артист. Сейчас он известен слушателям как лирик, тогда же, в конце девяностых, перед зрителями и слушателями предстал больше шансонье с разухабистыми мотивами и незамысловатыми текстами. Такого Трофимова тогда не слишком полюбили. В его текстах содержалось много крамольных высказываний, с которыми дорога в большой шоу-бизнес, на телевидение была закрыта. Так что через какое-то время, как сообщается в личной биографии Сергея Трофимова, у артиста появилась новая музыка: композиции, которые по стилю уже разительно отличались от первоначальных. Такого Трофима аудитория приняла на ура. К артисту наконец-то пришло признание.
Детство и юность
Сергей родился 4 ноября 1966 года в Москве. Брак родителей Галины Федоровны и Вячеслава Владимировича был ранним, из-за неопытности молодые люди не смогли сохранить отношения и развелись через 3 года после рождения сына. Мать взяла всю ответственность за воспитание ребенка на себя. В детстве мальчик посещал, помимо основной школы, музыкальную, где добился хороших результатов.
В 1973 году Трофимов стал хористом Московской государственной капеллы при институте имени Гнесиных. После получения диплома о среднем образовании Сергей поступил в институт культуры, а затем в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «теория и композиция». Будучи студентом вуза, он участвовал в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов, который состоялся в 1985 году в столице СССР, где получил диплом. Год спустя стартовала концертная деятельность молодого рок-барда.
А. Д. Сахаров
Кроме Гагарина в Советском Союзе были и многие другие выдающиеся граждане России. СССР прославился на весь мир благодаря академику Андрею Сахарову, внёсшему неоценимый вклад в развитие физики. В 1949 г. совместно с Ю. Харитоном он разработал проект водородной бомбы — первого советского термоядерного оружия. Кроме того, Сахаров провел массу исследований по магнитной гидродинамике, гравитации, астрофизике, физике плазмы. В середине 70-х он предсказал появление интернета. В 1975 г. академику была присуждена Нобелевская премия мира.
Кроме науки Сахаров занимался активной правозащитной деятельностью, за что попал в немилость к советскому руководству. В 1980 г. он был лишён всех званий и высших наград, после чего депортирован из Москвы в Горький. После начала Перестройки Сахарову разрешили вернуться в столицу. Последние годы своей жизни он продолжал заниматься научной деятельностью, а также был избран депутатом Верховного Совета. В 1989 г. учёный работал над проектом новой советской конституции, провозглашавшей право народов на государственность, однако скоропостижная смерть не позволила ему довести начатое дело до конца.
Определение слова «Кончаловский» по БСЭ:
Кончаловский — Максим Петрович , советский терапевт, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1918 профессор 2-го МГУ, с 1929 директор факультетской терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института, одновременно — научный руководитель института гематологии и переливания крови (с 1928) и заведующий терапевтической клиникой Всесоюзного института экспериментальной медицины (с 1929). Разрабатывал общие проблемы клиники: изучение «предболезненных» состояний, вопросов трудового прогноза, периодичности в течении болезней, клинических синдромов. К. принадлежат важные исследования по патологии желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, ревматизму. Председатель Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом (с 1928), Всесоюзного терапевтического общества (с 1931). Вице-президент Международной лиги по борьбе с ревматизмом (с 1936). Создал крупную школу терапевтов, среди представителей которой: Е. М. Тареев, А. А. Багдасаров, Б. Е. Вотчал, С. А. Гиляревский, А. Г. Гукасян и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Избр. труды, М., 1961 (библ.). Лит.: Гукасян А. Г., Максим Петрович Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды, М., 1956. Кончаловский — Пётр Петрович , советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-98) и в петербургской АХ (1898- 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918-21) и Вхутеине (1926-29). В своих ранних произведениях К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству. формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,- все в Третьяковской галерее. «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917,- оба в собрании семьи К.). После Октябрьской революции К. перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. основной темой полотен К. становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты К. полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи К.. «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,- оба в Третьяковской галерее). Среди портретов К. одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея. «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства К. особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Ленинград. «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). К. был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964. Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967. Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876-1956. Каталог, М., 1968. А. А. Александров. П. П. Кончаловский. Автопортрет с женой. 1923. Третьяковская галерея. Москва. П. П. Кончаловский.
Прижизненные публикации[ | код]
Монографии, статьи в книгах | код
- Трофимов А. С. Семён Григорьевич Мухин. — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 134 с.
- Борис Иванович Горбунов, 1922—1989: живопись / Савельева Н.А. (составитель), Трофимов А.С. (автор вступительной статьи). — М.: Советский художник, 1989.
- Семён Григорьевич Мухин, 1891—1972: живопись: кат. выст. / Лисенкова Е.А. (составитель), Трофимов А.С. (автор вступительной статьи). — М.: Советский художник, 1992.
Статьи в газетах и журналах | код
- Трофимов А. С. Жемчужины Ивановской земли // Памятники Отечества : альманах. — М.: Советская Россия, 1981.
- Трофимов А. Пётр Дмитриевич Барановский // Художник : журнал. — М., 1991. — № 2.
- Трофимов А. Храм Христа Спасителя // Художник : журнал. — М., 1991. — № 7.
- Трофимов А. С. Ангелы-хранители // Художник : журнал. — М., 1995. — № 2.
- Трофимов А. С. Страницы истории школы // Художник : журнал. — М., 1996. — № 1.
- Трофимов А. С. Охранитель и творец // Слово : журнал. — М., 1997. — № 7/8.
- Трофимов А. С. Неповторимые судьбы // Москва : журнал. — М., 1998. — № 6.
- Трофимов А. С. Купринский Арбат // Москва : журнал. — М., 1998. — № 12.
- Трофимов А. С. Куприн и Коровин // Москва : журнал. — М., 1999. — № 4.
- Трофимов А. С. Российская Академия живописи, ваяния и зодчества // Юный художник : журнал. — М., 1999. — № 1.
Детские и юношеские годы
Шансонье родился в Москве. Его мать, Галина (девичья фамилия Гордеева), работала библиографом в институте. А отец семейства, Вячеслав, работал в контрольно-испытательном центре.
Брак родителей просуществовал недолго, и они развелись, когда мальчику едва стукнуло 3 года. Виной расторжения союза стало раннее заключение брака и неопытность молодых людей. Как рассказала мать, Сергея, его отец никогда не интересовался судьбой ребёнка. Он вспомнил о нём только спустя 40 лет, придя на концерт. Однако общение отца с сыном не заладилось.
У Сергея Трофимова с раннего детства выявили творческие наклонности
Детство Трофимова прошло, как и у всех мальчишек: он бедокурил с друзьями, бегал по крышам. Когда мальчик ходил в детский садик, в 1971 году там организовали прослушивание, дабы отобрать наиболее талантливых из них, которые впоследствии пойдут в хоровую капеллу при институте Гнесиных. В мальчике рассмотрели творческий потенциал и музыкальную одаренность. Его приняли в школу, где он на стремительно развивал свои способности.
Уже в возрасте 7 лет мальчишка сочинил первый вальс. А в 10 лет он уже мог создавать полифонические произведения. Мальчику предрекали блестящую музыкальную карьеру в классическом направлении. Однако всё сложилось не так.
В 13-летнем возрасте мальчишка поехал в пионерлагерь, где с ним произошёл несчастный случай. В процессе спортивной игры «Зарница» парень сломал руки сразу в нескольких местах. На одной руке было зафиксировано 9 переломов, а на другой – 17. Парню требовалось рассекретить местоположение неприятеля. Для этого он полез на сосну, где на большой высоте располагалась площадка для наблюдений. Это площадка располагалась на высоте трёхэтажного дома. К сожалению, конструкция оказалась хлипкой и упала вниз вместе с мальчиком.
Из-за сложившихся обстоятельств парнишка не имел возможности играть на фортепиано. Так продолжалось несколько месяцев. Только спустя полгода его руки стали постепенно восстанавливать свои функции. Этому поспособствовали занятия спортом. Однако окончательно конечности восстановились спустя два года после травмы, и благодаря операциям.
Сергей Трофимов в детстве
Как признался Сергей уже в зрелом возрасте, тогда ему просто повезло. На его пути встретились очень толковые врачи, которые буквально по осколочкам собрали его руки. Парню предстоял тяжелый путь реабилитации, ведь руки нужно было разрабатывать как «новые». Тогда мальчик решил переключиться на карате.
В седьмом классе никогда огромный почитатель музыки Моцарта и Баха, переключился на творчество Beatles и Rolling Stones. Чуть позже к списку его кумиров примкнули AC/DC, Queen, Deep Purple и Metallica. Как раз в это время он увлекся написанием собственных песен.
После окончания школы парень стал студентом Института культуры, а чуть позже поступил в Московскую государственную консерваторию Чайковского по направлению «Теория и композиция». В 1986-м Сергей начал творить.
Награды
- медаль «За отвагу» — 2001 год.
- медаль «За укрепление боевого содружества» — 2001 год.
- специальная премия радио «Шансон» в номинации «Лучшая лирика шансона» — 2004 год.
- медаль «За служение Отечеству» III степени — 16 февраля 2006 года по решению комиссии Национального Благотворительного Фонда «Вечная Слава Героям», Национального Комитета Кавалеров Русских Императорских Орденов и Национального Оборонного Фонда «Парад».
- орден «Ветеранский крест» II степени — 2 ноября 2006 года Постановлением № 4 Правления «Объединенной группы ветеранов специальных служб „ВЫМПЕЛ“».
- орден «Служение искусству» — 23 февраля 2007 года Благотворительным Общественным Движением «Добрые Люди Мира», за неустанное многолетнее служение искусству, за возрождение высоких духовных идеалов в душах своих слушателей .
- вторая премия ФСБ РФ за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов федеральной службы безопасности — 23 декабря 2009 года за исполнение композиции «Кем мы были для Отчизны».
- Заслуженный артист Российской Федерации (10 марта 2011 года) — за заслуги в области искусства .
Юность
После школы юноша продолжил обучение в Московском институте культуры на отделении «Народный хор». Студентом он побывал в фольклорно-этнографической экспедиции на Дону, знакомился с казачьими напевами. Но перспектива стать руководителем самодеятельного коллектива в сельском Доме культуры его не особенно прельщала. Поэтому после второго курса он бросил институт и поступил в консерваторию, где занялся изучением теории музыки и композиции.
Сергей Трофимов в юности
Параллельно с учебой вместе с друзьями-хористами в составе школьной группы «Кант» он выступал с концертами в своем институте, на Пушкинской площади, в сельских Домах культуры Подмосковья. И если Queen раскладывали композиции на 10 голосов, то они – на 15, поражая слушателей своим исполнением арт-рока. В 1985 талантливые музыканты выступили также на XII Всемирном Фестивале молодежи и студентов, став его лауреатами. Сергей Трофимов – Голуби В вузе молодой человек начал смело высказываться против изучения основ марксизма-ленинизма. Однажды он даже бесцеремонно поинтересовался у экзаменатора, чем отличается «пролетарская» тональность до мажор от буржуазной. Кроме этого, не в меру любознательного юношу исключили из комсомола после того, как у него обнаружили подшивку запрещенного издания «Посев». Несмотря на объяснения, что его интересует не западная пропаганда, а статьи о рок-н-ролле, дерзкого студента из консерватории отчислили.
Живопись и творчество
Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.
Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.
Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса
В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.
В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.
Портрет семьи кисти Петра Кончаловского
В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.
В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».
Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»
Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».
После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.
Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского
Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.
Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине» Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».
Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.
Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»
Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.
Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.