Федор васильев

Биография

Родился в дворянской семье. Вероятнее всего, являлся братом вице-адмирала Николая Александровича Васильева (1811 – 1879), которого неоднократно портретировал.

Окончил Императорскую академию художеств. В 1833 году получил звание свободного (неклассного) художника, в 1839 году был утверждён «назначенным» в академики, а в 1845 году, за «портрет профессора ИАХ А. Е. Егорова», был избран в академики.

С 1852 года и вплоть до смерти преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

Скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище там же.

Писал портреты, напоминающие по стилистике работы Кипренского, которые отличались психологизмом и изяществом исполнения. Создал галерею портретов своей семьи: отца, брата (?; как минимум, два портрета) и сестры, в браке Аникеевой, один из которых изображает её молодой девушкой, а другой, написанный 30 лет спустя, почти старухой (сегодня оба портрета находятся в коллекции музея «Новый Иерусалим»). Создал также свой «Автопортрет с палитрой и кистями», который отличается легкостью и красотой исполнения. Писал также портреты других лиц, в основном, связанных с военно-морской службой (портреты адмирала С.С. Нахимова и супруги адмирала Н. П. Римского-Корсакова, П. И. Сухотиной).

Поскольку из примерно 10 известных работ художника, все 10 изображают его самого, членов его семьи или друзей, возникает предположение, что Васильев не был коммерчески ориентированным художником, и получал доходы в другой сфере.

Работы Васильева хранятся во всех четырёх ключевых российских государственных художественных музеях: Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее.

Живопись

Творческое наследие Васильева состоит из работ различных жанров. Графика, этюды, иллюстрации, картины и даже храмовые росписи – «арсенал» автора велик. Наибольшую популярность принесли работы в «сказочном» стиле, посвященные легендам, былинам и мифам, но обретению собственного «звучания» предшествовали годы поиска.

Картина Константина Васильева «Струна»

В начале 60-х автор обратился к абстракционизму и сюрреализму. Следуя художественному слову Пикассо и Дали, постиг и разочаровался в формальном поиске. Сравнивал поверхностный сюрреализм с джазовой обработкой оперы. Написал несколько работ в указанной стилистике: «Струна», «Вознесение».

Затем увлекся экспрессионизмом, где присутствовала большая содержательность, но вновь пришел к осознанию, что за формой нет глубины. К этому периоду относятся «Квартет», «Грусть королевы», «Видение» и другие. Параллельно с творческими экспериментами работал в портретном и пейзажном жанрах. Написал исполненные колорита и чувственности природы «Осень» и «Лесную готику». В 60-х же создал серию портретов гениев музыкального мира от Людвига ван Бетховена до Дмитрия Шостаковича.

Картины Константина Васильева «Лесная готика» и «Осень»

К концу десятилетия вернулся к реалистической манере живописи и тогда же заинтересовался эпосом: скандинавскими сагами, славянскими былинами, восхищался Старшей и Младшей Эддой, учил немецкий, чтобы в оригинале читать тексты Рихарда Вагнера. Реконструкция германской мифологии в «Кольце Нибелунга» захватила Васильева.

Создавая серию картин, напевал партии из оперы, чтобы настроиться на рабочий лад. Кульминацией трудов стало полотно «Валькирия над сраженным воином» (оно же «Валькирия над сражённым Зигфридом»), посвященное завершающей цикл эпической опере «Гибель богов».

Картина Константина Васильева «Валькирия над сраженным воином»

Былинную серию, основанную на русском фольклоре, традициях и верованиях, составили полотна «Илья Муромец и голь кабацкая», «Авдотья Рязанка», «Сражение на Куликовской битве», иллюстрации к сказке «Садко» и другие работы.

С 1969-го «исповедовал» символический реализм. Первой работой в направлении стал мифологический «Северный орел». Тогда же Васильев впервые подписал работу псевдонимом «Константин Великорус». Стоит отметить, что тема снега, зимы, суровых народов Севера была лейтмотивом творчества, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых. В этой же стилистике выполнены работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином», названия которым дали друзья художника уже после смерти автора.

Картины Константина Васильева «Человек с филином» и «Святовит»

В 1972-1975 годах пишет ряд произведений батальной живописи, посвященной событиям и героям Великой Отечественной войны: «Парад 41-го», «Нашествие». Портрет маршала Георгия Жукова, выполненный в нарочито помпезной манере, сделал полководца похожим на римского императора, что не соответствовало признанным канонам живописи того времени. Работа должна была стать первой в цикле портретов, но оказалась единственной. К этому же блоку относятся «Тоска по Родине» и «Прощание славянки».

Волга

Принято считать, что на Волгу Васильев поехал вслед за Репиным, как бы «для компании». Так оно, в сущности, и было. Однако самую идею поездки на Волгу предложил Репину, узнав, что тот работает над «бурлацкой темой», именно Васильев. Как вспоминал Репин в своей книге «Далекое близкое», Васильев в этом путешествии работал почти безостановочно: «В продолжение десяти минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми деревцами и остроконечными колокольнями вдали… Всё ловит магический карандаш Васильева: и фигурку на ходу и лошадку на бегу, до самой команды парохода: “Отдай чалку!” Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман…» Из поездки по Волге художник привез множество рисунков, набросков, этюдов. Некоторые из них были в течение того же года переработаны в картины. Некоторые из них: «Волжские лагуны» (1870), «Берег Волги после грозы» (1871).

Или, например, такая картина как «Вид на Волге. Барки» (1870). Эта работа явным образом перекликается с репинскими «Бурлаками на Волге», что немудрено — сам Репин признавался, вспоминая об их совместной с Васильевым поездке на Волгу, что именно Васильев помог ему понять «бурлацкий» характер. Вместе с тем социальное звучание у Васильева приглушено (а именно социальный критицизм сделал репинский шедевр столь популярным среди тогдашней интеллигенции) — художника здесь, пожалуй, интересует вовсе не судьба «униженных и оскорблённых», а собственно небо, речная ширь, «русское раздолье».

Характер, увлечения, хобби

У Александра пять домов, в которых он окружил себя красотой, как настоящий эстет во всем. Очень любит старинный стиль, в домах у Васильева много мебели из красного дерева, а любимый предмет интерьера – секретеры. Для историка моды важна уютная и добротная атмосфера, поэтому он пользуется не простой посудой, а только хорошим столовым серебром и фарфоровыми сервизами.

Обожает работать руками, может клеить и красить, самостоятельно собрать или отреставрировать мебель, закрепить картины, но больше всего ему нравится заниматься в саду.

Любимые города – Санкт-Петербург, Стамбул, Париж, Буэнос-Айрес, а самым красивым местом на земле считает Рим.

Гардероб у Александра большой, но в жизни его никогда нельзя увидеть в пестрых пиджаках с цветочными брошами и объемными шарфами. Это его рабочая одежда для передачи «Модный приговор», ведь телевидение требует яркости.

https://youtube.com/watch?v=E73jvp6vRs8

Личная жизнь

Вокруг Александра ходит много слухов о том, что он никогда не был женат, и вообще имеет нетрадиционную ориентацию. Все это глупости. В молодости Васильев был без памяти влюблен в девушку Машу. Но его известные родители были категорически против отношений сына с девочкой из простой семьи.

Сашу это не останавливало. Влюбленных разлучило лишь замужество матери Маши. Женщина вступила в брак с французом, и вместе с дочерью переехала к нему на ПМЖ в Париж. Александр с Марией прощались очень романтично и слезно. Казалось, что на юношеской любви можно было поставить крест. Но Васильев пообещал девушке, что найдет способ, как приехать к ней во Францию. И спустя два года выполнил свое обещание.

Александр с первой женой – француженкой Анн Бодимон

Он познакомился с француженкой Анн Бодимон, которая училась в Москве, и заключил с ней фиктивный брак. Через пару лет получил разрешение на выезд в Париж. Во французской столице они с женой сняли небольшую квартиру. Васильева поразила размеренная дневная жизнь и ночные огни большого города. Но тогда ему было не до красоты, он принялся разыскивать свою Машу.

Однако при встрече с любимой Александра ожидало разочарование. Мария его не дождалась и забеременела от репортера одного французского издания. Правда замуж за отца ребенка так и не вышла, а вот с Васильевым до сих пор сохранила теплые дружеские отношения.

Со своей женой француженкой Александр развелся и полностью окунулся в работу. Он много ездил по миру и в Рейкьявике познакомился с прелестной исландской девушкой Стефанией. Васильеву предложили взять ее к себе в помощницы в качестве ассистентки. За время их сотрудничества Александр буквально потерял голову от белокурых волос и голубых глаз Стефании. Вскоре они решили жить в гражданском браке. К сожалению, эта любовь закончилась, когда стал вопрос о переезде во Францию. Любимому мужчине и Парижу Стефания предпочла холодную и таинственную, но родную Исландию.

Сейчас на вопросы журналистов о личной жизни Васильев отвечает: «Я уже давно женат на моде и счастлив в браке». Рядом с ним постоянно находится его любимый черный мопс по кличке Котик, которого Александр берет с собой даже в дальние поездки.

Характеристика творчества

Полотна Федора Васильева хоть и относятся к периоду передвижничества в живописи, но сильно отличаются от картин мастеров-передвижников, прежде всего, особенностью работы с цветом. Вместо скупого и сдержанного колорита живописец экспериментировал со «смежными тонами». Потому картины Васильева характеризуются яркостью и насыщенностью цветового решения.

Творчество живописца можно условно разделить на периоды: до «Оттепели» и после «Оттепели» по характеру композиционного построения. В ранних работах Федора Васильева используется трехплановое построение картины, а в «Оттепели» он его уже не использует, чем достигает особого эффекта в передаче своего нового видения природы и мира. Что же касается «крымского» цикла работ, то следует отметить, что необычную красоту южной природы мастер оценил не сразу, а долго шел к этому.

Такая короткая жизнь!

Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года. Но еще меньше было отведено ему на творчество — всего пять лет. Однако творческое наследие художника позволяет восхищаться его проникновенностью и глубиной.

Васильев родился неподалеку от Петербурга, в маленьком городке Гатчина 10 февраля 1850 года. Отец его был мелким почтовым чиновником.

У Федора рано проявилась способность рисовать. Это увлечение в последствии определило его судьбу. С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт. Однако проработал там недолго, бросил службу и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Именно благодаря этому и была открыта Рисовальная школа, среди основателей которой числились Крамской и Шишкин.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Васильев Ф. Письма и документы / Вступительная ст. и подготовка писем к печати А. А. Фёдорова-Давыдова. М., 1937
  • Фёдоров-Давыдов А. Фёдор Александрович Васильев. 1850 ― 1873. М.; Л., 1947
  • Мальцева Ф. С. Фёдор Александрович Васильев. 1850 ― 1873. Жизнь и творчество. М., 1984
  • Приселков С. В. Рисунки Ф. А. Васильева // Труды всероссийской Академии художеств. Л.; М., 1947.Вып. 1. С. 185 ― 198
  • Виннер А. Техника живописи Ф. Васильева // Художник. 1962. № 6. С. 23 ― 26
  • Новоуспенский Н. Н. Фёдор Александрович Васильев. Альбом. М., 1991
  • Смольников И. Ф. Короткая заря. Повесть о Ф. Васильеве. Л., 1962
  • Плясов Н. Ф. «Два портрета» (М.Волошин. Ф.Васильев. Очерки). «Таврия». Симферополь. 1995
  • Кузнецов С. О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. — М-СПб: Центрполиграф, 2012

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , 

Фёдор Васильев: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

2/5 — (1 голос)

Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева

В 1969 году к творчеству молодого художника проявил особое внимание граф Строганов. Павел Сергеевич не только приобретал его картины, но и пригласил к себе в имение Знаменское Тамбовской губернии

В 1971 году, когда Васильев сильно простудился после катания на катке и мучился сильнейшим кашлем, Строганов был очень обеспокоен его состоянием. Врачи поставили страшный диагноз — туберкулез легких. Граф Петр Сергеевич пригласил Федора Александровича Васильева летом в свое имение в Харьковской губернии, понимая необходимость смены климата. Однако это не смогло помочь Васильеву выздороветь.

Тогда Строганов отправляет Федора Васильева в Ялту, где больной художник продолжает подрывать свое здоровье, проводя за работой по 10-12 часов в день. Способствует такой насыщенной деятельности и приезд в Ялту Крамского, не меньшего трудоголика, чем Васильев. Все это приводит к полному истощению организма молодого живописца. Талантливый и не полностью реализовавшийся художник Федор Васильев умирает весной в 1873 году.

Детство

Маленький Саша очень любил, когда собиралась вместе вся семья, и отец делился воспоминаниями, рисовал план своей детской комнаты, рассказывал подробно, где у него стояла кровать, диванчик, пианино. Папа сильно ценил родственные связи, и учил сына любви к родителям, предкам, Родине.

В доме Васильевых часто собирались известные творческие личности, так что атмосфера искусства окружала мальчика с детства. Именно такое раннее погружение в мир прекрасного подтолкнуло пятилетнего Александра на создание первых декораций и костюмов для кукольного театра. Большое влияние на ребенка оказали работы отца, ведь Александр Павлович создавал не только декорации, но и сценические костюмы для Игоря Ильинского, Фаины Раневской, Любови Орловой.

В семь лет Саша поучаствовал в детской развлекательной программе на телевидении «Театр колокольчик». Позже с Надеждой Румянцевой по выходным вел передачу «Будильник», которую обожала вся детвора Советского Союза. Он исполнял роль Мальчика-будильника и был довольно популярен.

Открывший живое небо

Сожаления по поводу недовоплощенности мастеров культуры, чьи жизни похитила преждевременная смерть, в России давно уже стали почти правилом. Но ни на чью долю, пожалуй, не выпало стольких сожалений, сколько было высказано их после васильевской кончины. В. Стасов заявил, что Васильев не осуществил и сотой доли того, что таил его потрясающий талант, — и все с этим дружно согласились. Между тем, в таком взгляде таилась некая снисходительность по отношению к тому, что успел сделать молодой художник. И такая снисходительность ничем не оправдана — доказательством тому может служить хотя бы тот факт, что и сегодня, по прошествии почти ста пятидесяти лет со дня смерти Васильева, его картины по-прежнему волнуют зрителя. Что же тогда говорить о том мощном воздействии, что испытала современная художнику русская пейзажная живопись! Он открыл ей, по слову Николая Ге, живое небо, а вся его «моцартианская» судьба показала каждому, что жизненный счёт ведётся вовсе не на прожитые годы, а на то, насколько готов человек видеть, удивляться, радоваться, любить и творить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: