(1925 – 1984)
Фронтовик, вкусивший военных тягот «по полной», Аникеенок сумел найти себя в искусстве, постепенно нащупывая пульс нового времени. Большое значение для его биографии сыграла встреча с выдающимся учёным П.Л.Капицей, оказавший неоценимую помощь художнику – персональная выставка в Институте физических проблем АН СССР в 1965 году дала художнику путевку в мир подлинного большого искусства.
К сожалению, художнику помешала раскрыть свой истинный потенциал советская художественная бюрократическая и партийная машина…
Алексей Аникеенок родился 3 июля 1925 года в Детском Селе (ныне город Пушкин) в семье мастера краснодеревщика. Детство будущего художника было полно лишений – здесь и развод родителей, и пребывание в детской колонии.
Грянула война – и семнадцатилетним, приписав себе в возрасте один год, Алексей Аникеенок уходит добровольцем на фронт. Был ранен, контужен, лишился пальца, вернулся с фронта инвалидом второй группы.
В 1952 году поступает в Казанское художественное училище. Его учителями были Виктор Подгурский и Николай Сокольский, среди сокурсников – Игорь Вулох. Из-за конфликта с преподавателем училища художником Семёном Ротницким в 1957 году был исключен из училища с формулировкой «профессионально непригоден».
Несмотря на такой приговор, Алексей Аникеенок участвует в выставках в Казани, в передвижных выставках художников Поволжья. Большую роль в формировании творческих взглядов Аникеенка сыграла поездка на академическую дачу «дом творчества» под Москвой (1960). В 1963 в Казанском Доме ученых открылась персональная выставка художника, которая в тот же день была закрыта для публики по инициативе местных партийных органов.
В это же время знакомится с учеными, физиками и математиками: Е.К.Завойским, Б.М.Козыревым, Б.Л.Лаптевым, А.П.Норденом. При их поддержке в 1964 состоялась выставка в университетском клубе казанских математиков «У Бегемота». В 1965 состоялось знакомство художника с П.Л.Капицей, который организовал персональную выставку Алексея Аникеенка в Москве.
Это был звездный час мастера, его имя стало хорошо известно в либеральной среде того времени, его выставки прошли также в Курчатовском институте в Дубне, в новосибирском Академгородке, в редакции журнала «Смена».
Но в то же время усиливаются гонения со стороны казанских властей, у художника отбирают мастерскую, его не принимают в Союз художников, с 1967 по 1987 не появилось ни одной (местной или всесоюзной) публикации.
В 1969 году Алексей Аникеенок переезжает с женой Рэмой Романовой в Псков, участвует в местных выставках. В 1971 Рэма Романова умерла. В 1972 художник женится во второй раз на выпускнице ленинградской Академии художеств Элеоноре Гинзбург.
Вместе с Э.М.Гинзбург выполняет цветные витражи, украшавшие городские здания Пскова — к сожалению, не дошедшие до нашего времени. В 1983, за год до смерти, А.Аникеенок был принят в Союз художников как художник-монументалист. В 1985 в Пскове прошла персональная (посмертная) выставка работ художника, был издан каталог – первое печатное издание о художнике.
В 2015 коллекция картин А.Аникеенка, принадлежавшая Петербургскому институту ядерной физики имени Б.П.Константинова, передана в дар Псковскому государственному объединённому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, что позволило сформировать крупнейшее собрание работ художника в стране.
Вышел в свет первый художественный альбом о творчестве, посвященный 90-летию со дня рождения художника – совместное издание Псковского музея и «Галлеев-Галереи», Москва.
Ильдар Галеев. «ААА. Художник Алексей Аникеенок». Из рубрики Искусство. Век 20. Век 21 >>
Интернет-портал Cultobzor.ru выражает благодарность своему партнеру Галеев-Галерея и лично Ильдару Галееву за предоставленные материалы.
Страницы: 1