Примечание[ | код]
- ↑ // Адрес-календарь, или Общий штат Российской империи, 1851. Часть первая. — СПб.: Типография при Императорской Академии наук, 1851. — С. 31.
- . Культура.РФ. Дата обращения: 29 марта 2021.
- Знаменитые россияне 18-19 веков. Биография и портреты. — С.-Петербург.: Лениздат, 1996. — с. 764.
- // Список гражданским чинам пятого и шестого классов по старшинству. Составлен в Герольдии и исправлен по 25-е декабря 1845. — СПб.: Типография Правительствующего сената, 1845. — С. 9.
- // Месяцослов и общий штат Российской империи на 1840. Часть первая. — СПб.: Типография при Императорской Академии наук, 1840. — С. 85—86.
- ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.346 с. 620. Метрические книги церкви Департамента уделов.
- М.Каменская. Воспоминания.- М.: Художественная литература, 1991.- 383 с.
Краткая биография: ранние годы
Место рождения и происхождение будущего художника были неизвестны. Однако по детским воспоминаниям Егорова можно сделать вывод, что ребенок точно имел азиатские корни: богатый халат из шелка, кибитка и вышитые сапоги сочетались с татарским обликом.
Будучи калмыком, захваченным казаками, он попал в воспитательный дом города Москвы. Дата рождения приходится на 1776 год.
В 1782 году 14 марта в юном возрасте, составляющим всего 6 лет, Алексей поступает в Академию Художеств и становится учеником Акимова Ивана — российского живописца, работающего в направлении классицизм. В заведении студент Алексей быстро приобретает славу в качестве лучшего рисовальщика с натуры, что документально подтверждается врученными ему медалями (малая и большая серебряные) и знаком отличия «За хорошее поведение и успехи».
(1776-1851)
Один из самых одаренных мастеров академического
рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя «русского
Рафаэля». Вся его жизнь связана с Петербургской Академией Художеств.
О ранних годах художника не известно почти
ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время
боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда
остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как
попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном
доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при АХ.
В академических классах Егоров учился у
профессоров И. А. Акимова и
Г.
И. Угрюмова . Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика,
упроченную медалями за рисунки с натуры.
Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной
поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г.
вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он
был оставлен преподавать рисование в академических классах — честь
редкая для вчерашнего выпускника.
О пребывании Егорова в Италии ходило
множество легенд
Из одной узнаем, что при первом же посещении
натурного класса русский художник поразил присутствующих своим
мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно,
в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели,
потому что к моменту его прихода в класс более удобные места
оказались занятыми.
Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства:
в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому
никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это
сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: «А вот так вы
умеете?» — изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав
с большого пальца левой ноги
Говорили, что после этого случая за
рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько
золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.
Егоров приобрел в Италии необычайную
популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма —
А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова
для своих композиций. Па па Пий VII предлагал ему остаться в Италии
в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался
этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства,
возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность
адъюнкт-профессора АХ, а уже в сентябре признан академиком за эскиз
композиции «Положение во гроб» для Казанского собора.
Дальнейшая, более чем тридцатилетняя,
служба в АХ принесла ему постепенное восхождение к вершинам
академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором
исторической живописи, в 1831-м — профессором 1-й степени, а в
1832-м — заслуженным профессором — высшее звание в академической
иерархии.
Последние годы
Под конец жизни художника Егорова постигает тяжелейший удар: в 1840 году его увольняют со службы за недовольство императора Николая Павловича работой Егорова «Святая Троица», которая должна была украсить стены собора в Царском Селе. «Пенсией» за его труды стала ежегодная выплата вознаграждения в размере 1000 рублей, 4 тысячи из которых удержали за оплату царскосельских образов.
Не упасть духом Егорову помогли его бывшие ученики. Несмотря на увольнение из Академии, художники Марков, Брюллов, Шамшин и другие приходили к профессору домой за советами, наставлениями, демонстрировали новые работы и выслушивали его мнение, все так же дорожа любимым педагогом.
Благодаря поддержке и вере в него, Алексей проработал в живописи до конца своих дней.
22 сентября в 1851 году по Петербургу пронеслась весть: художник Алексей Егоров скончался, перед смертью сказав: «Догорела моя свеча». Он был похоронен на Смоленском православном кладбище, но в 30-ые годы XIX века его перенесли в Александро-Невскую Лавру.
Егоров Алексей Егорович (1776-1851). Продолжение
Самое большое место в творчестве Егорова
занимают работы на религиозные сюжеты. Это иконы для петербургских
церквей — лейб-гвардии Конного полка, Преображения, Казанского и
Троицкого соборов, Таврического дворца, для академической церкви
Святой Екатерины, малой и дворцовой церквей Царского Села, Сионского
собора в Тифлисе. Пишет он и станковые картины на сюжеты Священного
Писания: «Мадонна с Христом и Иоанном» (1813), «Явление Христа Марии
Магдалине» (1818), «Исцеление расслабленного», «Отдых на пути в
Египет» (обе б. г.) и др. Самая известная картина Егорова —
«Истязание Спасителя» (1814). Многочисленные подготовительные
рисунки и живописные эскизы к ней показывают, насколько тщательно
маститый художник продумывал композицию. Современники воспринимали
картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И.
В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические
погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: «Вот
единственная картина, в которой нет ни единой ошибки».
В 1850 г. знаменитый гравер Ф. И. Иордан
обратился в Совет АХ с просьбой разрешить ему награвировать эту
картину Егорова, которую относил к «замечательнейшим новым творениям
в искусстве». Сам Егоров, придававший первостепенное значение
безупречному рисунку, тщательной моделировке форм и выстроенной
композиции, то есть качествам, которые особенно выявляются при
гравировании, однажды сказал: «Меня поймут, когда награвируют мои
работы».
С рисунков Егорова в 1846 г. были выполнены
гравюры на дереве и выпущены в виде альбома. Значительно раньше, в
1814 г., появился альбом рисунков, сочиненных и награвированных
самим художником карандашной манерой. Это 17 композиций на темы
Священного Писания, многие из которых повторяют его живописные
работы.
Помимо религиозных сюжетов Егоров писал портреты
(наиболее известны изображения княгини Е. И. Голицыной, гравера Н.
И. Уткина, 1798; Н. П. Буяльской, 1824; А. Р. Томилова, 1831) и
жанровые сцены («Сусанна», 1813; «Купальщицы», б. г.). Неизменно
пользовавшийся уважением многочисленных учеников и
коллег-художников, Егоров не мог и предположить, какой удар ожидает
его на склоне лет.
В 1835 г. Николаю I, считавшему себя
знатоком искусства, не понравились образа для церкви Святой Троицы
Измайловского полка. Царь объявил, что они «равномерно дурно
написаны», и велел внести в протокол АХ выговор тем, кто их писал. В
числе таковых оказался и Егоров.
Однако настоящая беда пришла пять лет спустя, в 1840 г., когда
разгневанный Николай I распорядился «отправить без промедления в
Академию художеств» как не отвечающие должному художественному
уровню образа, написанные Егоровым для церкви Царского Села. И хотя
специально созванный Совет АХ вступился за честь художника,
император «высочайше повелеть соизволил: в пример другим уволить его
вовсе от службы». Егорову пришлось оставить АХ, в стенах которой
прошла почти вся его жизнь.
В качестве вознаграждения за труды ему определили
пенсию по 1000 рублей в год, причем удержали 400 в оплату
царскосельских образов. Изгнанный из стен АХ, Егоров не утратил
авторитета в глазах своих учеников —
К П. Брюллова, А. Т. Маркова,
К. М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за
наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением.
Работал Егоров до последних дней своей жизни.
Наставник
От учеников Алексей Егорович требовал досконального знания анатомии и античных образцов. Если тело натурщика было не идеальным, он предлагал на рисунке облагородить детали, но без копирования с антики. Кроме того, он считал, что рисовать может научиться каждый, сравнивал искусство академической графики с математикой.
Егоров мог по памяти воспроизвести любую классическую статую и в своих работах всегда был верен точности, передавал корректно мышцы и кости. Профессор Буяльский водил своих студентов в Эрмитаж изучать анатомию, искать ошибки художников. Егорова он отличал как единственного автора, пишущего безошибочно.
Биография[ | код]
Калмык по происхождению, захваченный казаками. Он родился в калмыцком селении в 1776 году, а через шесть лет, в 1782-м, его подобрали и отвезли в Москву казаки. Мальчика определили в воспитательный дом, где педагоги заметили его способности к рисованию.
14 августа 1782 года Егоров поступил в Императорскую Академию художеств учеником Акимова, где быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры; в 1797 году он окончил курс, а в следующем году определён преподавателем её; в 1803 году был отправлен за границу, в Рим, где находился под влиянием Камуччини.
Явление Христа Марии Магдалине, 1818 год
Канова и Камуччини дивились его рисунку, строгости стиля и неподражаемой плодовитости. В сочинении он любил ясность, простоту и немногосложность, в колорите — естественность; кисть его была мягкая и смелая, пластическая естественность его фигур изумительна.
Человек вполне русских вкусов, в молодости коренастый богатырь, Егоров в Италии пользовался удивительной популярностью; его знали все — одни звали его великим русским рисовальщиком, другие — «русским медведем». Все кварталы Рима были полны слухами о его геркулесовских подвигах.
В 1807 году Егоров вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом, а затем академиком (за картину «Положение во гроб»). В это время он состоял преподавателем рисования императрицы Елизаветы Алексеевны, и
Александр I, искренно его любивший, дал ему прозвание «знаменитого» за то, что он в 28 дней написал в Царском Селе аллегорическую картину «Благоденствие мира», на которой было около 100 фигур в натуральную величину. В 1812 году Егоров становится профессором исторической живописи Академии художеств, в 1831 году — профессором первой степени, а в 1832 году — заслуженным профессором. 31 декабря 1825 года был пожалован чином коллежского советника, в котором состоял до конца жизни.
Человек глубоко верующий, Егоров считал настоящим своим призванием религиозную живопись, в которой оставил видные следы.
Из его произведений наиболее известны: «Святой Симеон Богоприимец», «Святое Семейство», «Истязание Спасителя» (все 3 в Русском музее; там же, в коллекции княгини Тенишевой, его 28 рисунков — пером и карандашом).
Портрет Голицыной в образе весталки
Он признавал, что церковной живописью проповедует слово Божие, и охотникам писать с себя портреты предлагал искать другого художника. Впрочем, известно, что он написал портреты княгини Евдокии Голицыной, А. Р. Томилова, генерала-богача Шепелёва и других.
Похищение Елены Парисом, 1831 год
Как учитель Егоров напоминал древних философов: братство и дружба соединяли его с учениками, которые готовы были всячески услуживать любимому учителю — подавать ему шинель, палку, зажигали фонарь и толпой провожали его до квартиры. Учил Егоров всегда на деле, личным указанием и исправлением рисунка, редко — кратким, отрывистым словом.
Под конец жизни Егорова постиг тяжелый удар; в 1840 году он был уволен от службы в Академии художеств, так как написанный им образ Св. Троицы для собора в Царском Селе не понравился императору Николаю Павловичу. В качестве вознаграждения за труды ему определили пенсию по 1000 рублей в год, причем удержали 4000 в оплату царскосельских образов. При этом Егоров сохранил статус действительного члена Академии художеств и звание заслуженного профессора 1-й степени, в этих качествах до конца жизни указывался в официальных изданиях Российской империи.
Уволенный от службы в Академии, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников — К П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.
Егоров был награждён орденами Святого Владимира 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени, а также знаком отличия за XXXV лет беспорочной службы.
Егоров умер в Петербурге 22 сентября 1851 года, сказав перед смертью: «Догорела моя свеча…». Был похоронен на Смоленском православном кладбище, недалеко от могилы своего тестя Мартоса. Перезахоронен в 1930-х годах на кладбище Александро-Невской Лавры.
Семья[ | код]
Вера Ивановна с сестрой Софьей. Художник А.Варнек
Егоров был женат на Вере Ивановне Мартос (1799—11.01.1856), дочери скульптора И. П. Мартоса. Умерла в Петербурге от паралича легких, похоронена на Смоленском кладбище. В домашнем быту Егоров был великим самодуром. Дочерям своим он не дал никакого образования, считая, что девицам не надо учиться, всё равно забудут, были бы деньги — женихи будут. Жениха одной из них Булгакова он едва не выгнал из дома, заподозрив, что он масон, только потому, что молодой офицер за обедом сложил крестом нож с вилкой. Кроме того, Егоров к старости стал скуп, подозрителен и полон всяких чудачеств. М. Ф. Каменская, дочь графа Толстого, писала:
Ангелов Егоров писал и с других своих дочерей, с младшей также изображались и одалиски.
В браке Егоров имел трех дочерей и сына:
- Надежда Алексеевна, в замужестве за Д. Н. Булгаковым.
- Евдокия Алексеевна, в замужестве за А. И. Теребенёвым.
- София Алексеевна
- Евдоким Алексеевич (1832—1891) — художник по фарфору и фаянсу, гравер, выпускник Академии художеств, с 1874 года работал в Париже. Под его руководством работали Репин, Якоби, Макаров, и др. известные художники.
биография
Он был взят в плен Казаки будучи маленьким ребенком, а затем поместили в Московский детский дом. Мало что было известно о его происхождении, хотя, основываясь на некоторых из его ранних воспоминаний, он считался Калмыцкий спуск.
В 1782 г. он был зачислен в Императорская Академия Художеств, где он учился с Иван Акимов и Григорий Угрюмов. Он получил высшее образование в 1797 году и стал академиком в 1803 году, после чего был отправлен на полевые работы в Рим и попал под влияние Винченцо Камуччини, который похвалил простоту своего дизайна и расцветки. Он был крупнее среднего итальянца и получил прозвище «Русский медведь». Ходили слухи, что люди будут покупать его картины за то количество золотых монет, которое можно было положить на главную фигуру, и что Папа Пий VII просил его остаться придворным художником, но он вежливо отказался от этого предложения.
В 1807 году он вернулся в Петербург и стал доцентом Академии. Он также давал частные уроки рисования Елизавета Алексеевна и Александр I, который дал ему прозвище «Знаменитый» (знаменитого) после того, как он закончил фреска с более чем сотней цифр («Мировое процветание») на Царское Село всего за 28 дней
Как человек глубокой веры, он всегда считал свои религиозные картины своей самой важной работой, хотя он неохотно писал портреты многих людей из знати. Отец его жены был скульптором Иван Мартос
Как учитель, он старался быть другом, а также наставником и редко говорил в резкой манере, обычно связанной с инструкторами в то время. Как отец, он отказывался дать своим дочерям образование и очень критически относился к их жениху, выгнав одного из дома как подозреваемого. Масон просто из-за того, как он скрестил нож и вилку.
В 1840 году он был уволен царем в кратчайшие сроки. Николай I, который был недоволен изображениями Святая Троица он писал для Екатерининского собора. Однако ему дали 1000 Рубли в год в качестве пенсии. Несмотря на то, что он отключился от Академии, его бывшие ученики по-прежнему приходили к нему за советом, выясняли его мнение об их новых работах и обращались к своим ученикам за советом. В результате он смог заниматься до конца своей жизни. Однако сообщается, что он становился все более скупым, подозрительным и вообще странным. Его последними словами были: «Моя свеча перегорела …».
Зрелые годы
В 1807 году биография художника Егорова снова уходит в родную Россию, когда он возвращается в Петербург и сразу же назначается заместителем, а затем и академиком за великолепные достижения в картине «Положение во гроб».
В это же время художник Егоров занимает место преподавателя рисования и обучает этому мастерству императрицу Елизавету Алексеевну и Александра I. Последний, искренне любя Алексея, дал ему прозвище «знаменитого», так как художник всего за 28 дней смог написать масштабную работу «Благоденствие мира», на которой было изображено около 100 фигур в природную величину.
Если поговорить о Егорове, касаясь его амплуа учителя, то можно сказать, что в нем прослеживалась личность древнего философа: с учениками преподавателя соединяло не только чувство долга, но и теплые человеческие отношения, такие как братство и дружба. Уважение и любовь со стороны подопечных доходили до того, что ученики были готовы подавать ему шинель или палку, зажигать фонарь и всем классом провожать до дома.
На деле ошибки студентов Егоров помогал исправлять с помощью личных указаний с советами и только редко мог упрекнуть кратким и резким словом.
Алексей Егоров художник. Картины в стиле фэнтези
Фэнтези от русского художника Алексея Егорова. Его по праву называют одним из самых талантливых и одарённых цифровых фэнтези-художников нашей страны. Классика жанра в идеальном исполнении. Выдуманные миры с пугающими персонажами, космические корабли, которые бороздят космос, чудовища и монстры, породить которых мог только безграничный полёт творческого ума, сказочные сюжеты и многое другое. Компьютерная живопись этого автора заставляет остановиться, что бы рассмотреть каждый рисунок во всех подробностях.
В вашей жизни скоро предстоит самое ожидаемое событие? В этом случае вам стоит просмотреть свадебные аксессуары на сайте Oksana Mukha. Здесь вы найдёте накидки, шубки, аксессуары, перчатки, сумочки и многое другое.
Просмотров: 1
Комментарии
Алевтина Анатольевна Черникова
ректор МИСиС, учёный и политик
Лев Давыдович
краевед, внештатный корреспондент газеты «Приазовский рабочий», преподаватель Мариупольского индустриального техникума
Наталья Николаевна Яровенко
российский педагог, Заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, директор таганрогской школы № 24
Гогэн Ямагути
выдающийся японский мастер и преподаватель каратэ стиля Годзю Рю, ученик Тёдзюна Мияги
Яблонский Нил Александрович
советский художник и преподаватель
Жерар Эккинг
французский виолончелист лотарингского происхождения
Константин Жорж Ромен Эже
бельгийский учитель викторианской эпохи
Владимир Петрович Шмидт
капитан 1-го ранга, участник русско-японской войны, герой обороны Порт-Артура, член Общества бывших русских морских офицеров в Америке, гидрограф и океанограф, преподаватель Колумбийского университета, первый церковный староста русского Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке
Римские «каникулы»
В 1803 году Егоров и его товарищи Шебуев, Демут-Малиновский, Дудин были направлены для обмена опытом в Италию. Вскоре такие командировки стали традицией для Русской школы. О римских деяниях Алексея Егоровича рассказали его друзья. Первое, что он сделал: нарисовал фигуру в натурном классе в таком труднейшем ракурсе, что сразу приобрел репутацию большого мастера.
Однажды он поспорил с итальянцем о способности русского художника изобразить фигуру человека в полный рост. Взяв в руки уголь наш рисовальщик начал движение с большого пальца левой ноги. Не отходя от стены он изобразил очертания человека полностью со всеми мускулами и без ошибок.
Среди итальянских художников эскизы Егорова пользовались большой популярностью. Стоимость одного рисунка для ценителей искусства определялась по количеству золотых монет, помещавшихся на его поверхности. Егоров был атлетически сильный, образованный и общительный молодой человек.
Алексей Егорович пел и играл на гитаре. В Риме его знали и любили все до последнего попрошайки. Сам Папа Пий VII называл его великим и предлагал остаться в Ватикане. В 1806 году группа товарищей вынуждена была покинуть Италию. Добирались по военным дорогам очень долго, в Россию вернулись только летом 1807 года. В сентябре Егоров снова преподавал рисунок, уже в должности академика.