Фон [ править ]
Ван Дайк при дворе Карла I править
Король Карл I был известен своим покровительством искусствам и в начале 1600-х годов значительно расширил свою коллекцию произведений искусства, добавив работы, когда-то принадлежавшие герцогу Мантуи . На пике своего правления Чарльз собрал большую коллекцию работ, насчитывающую около 1750 картин, некоторые из которых были созданы Ван Дейком. Вскоре после своей коронации в 1626 году король стремился создать флот художников барокко, в том числе Питера Пауля Рубенса и Орацио Джентилески , для работы и проживания в Англии. Голландский художник Даниэль Митенсбыл официальным придворным художником Чарльза до прибытия Ван Дейка в Англию, но ему не хватало навыков, чтобы изобразить Чарльза так царственно, как он хотел. Ван Дайк вскоре стал популярным благодаря представлению автопортрета судебным чиновникам, а также религиозному произведению, созданному для королевы Франции Генриетты Марии . Его попросили приехать в Англию в апреле 1632 года, позже в июле он был посвящен в рыцари за свою работу и верность короне, а впоследствии стал фаворитом Карла. Он получил собственный тихий дом и приличную пенсию в 200 фунтов стерлингов в год. Подсчитано, что Ван Дайк создал более 40 портретов только короля Карла, а также различные другие картины королевской семьи вместе. Эти работы обычно отправлялись другим монархам и служили дипломатическим подарком. В Англии Ван Дейк смог более широко развить свой стиль и жить хорошо по средствам как художник.
Происхождение править
Картина принадлежит частной коллекции герцога Вестминстерского. В настоящее время он расположен в загородном доме Eaton Hall в графстве Чешир , Англия. Поскольку работа принадлежит частной коллекции, в настоящее время она не выставляется и не выставлялась на всеобщее обозрение довольно долгое время. Текущий обладатель титула герцога и смотритель Итон-холла — Хью Гросвенор , седьмой герцог Вестминстерский. Состояние молодого миллиардера-аристократа составляет почти 9 миллиардов фунтов стерлингов, что делает его самым богатым человеком в мире в возрасте до 30 лет. В 2013 году он был назван крестным отцом принца Джорджа Кембриджского. «Автопортрет с подсолнухом» занимает большое место в коллекции, которую Гросвеноры собирали на протяжении веков; некоторые другие известные имена в их частной коллекции включают Рембрандт , Томас Гейнсборо и Клод Лоррен . Герцог, как известно, одалживал работы для нескольких выставок, но автопортрет Ван Дейка не выставлялся на всеобщее обозрение более десяти лет. В 2007 году представитель герцога прокомментировал, что личные встречи для просмотра работ из коллекции производиться не будут. Картина была показана на выставке Карл I: король и коллекционер в Королевской академии художеств.с 27 января по 15 апреля 2018 года.
Описание [ править ]
На портрете художник Энтони ван Дайк смотрит на зрителя через плечо. Его взгляд сосредотачивается на зрителе, как будто он спокойно удивлен присутствием наблюдателя. Его правая рука готова коснуться нижних лепестков желтого подсолнуха. Его левый указательный и большой пальцы держат золотую цепочку, которая проходит через его правое плечо и вниз по его задней части
Это визуальный трюк, привлекающий внимание к цепочке и сообщению, которое она изображает. Считается, что эта цепочка является подарком, который художник получил от своего покровителя, Карла I
На золотой цепочке находится медаль с изображением короля, но она скрыта за рукавом правой руки художника. Он изображен на природе на открытом воздухе, как видно из облаков на заднем плане. Он одет в ярко окрашенное розовое пальто с белой рубашкой, видимой на его воротнике, манжетах рубашки и узкой прорезью на спине. Источник света излучается из нижнего левого угла, освещая внешние лепестки подсолнуха. Это дает визуальный эффект «сияния» подсолнечника на лице Энтони ван Дейка в знак одобрения, обычная интерпретация подсолнечника.
Описание полотна «Подсолнухи»
В Париже, куда Ван Гог приехал в 1886 году, он жил вместе с Тео в квартире, которая находилась на улице Лепик – крутой дороге, ведущей к вершине Монмартра. В то время на этом холме располагались три ветряные мельницы, а на участках склонов среди овощей росли цветы. Именно последние доминируют в живописи Ван Гога летом 1886 года.
Тео писал матери, что Винсенту каждую неделю друзья присылают свежие цветы. Одним из них был Эрнест Квост, который специализировался на цветочных натюрмортах. Он жил поблизости от Тео и Винсента и имел сад. Источником вдохновения для Ван Гога было и творчество Адольфа Монтичелли, и натюрморт «Пионы» Эдуарда Моне. Но любовь к цветам была также связана с интересом Ван Гога к прогрессивным идеям в живописи.
Изначально подсолнухи появляются в пейзажах Ван Гога как детали. В 1887 году, внимательно изучив растения и обнаружив спираль Фибоначчи в вихре из семян, художник использует срезанные головки для натюрморта. Четыре картины из серии парижского периода представляют собой ранние колористические эксперименты. Одна из них – эскиз маслом, который предшествовал двум картинам, изображающим по две срезанные головки подсолнухов. И наконец, большое полотно, объединяющее обе композиции.
Размышления о капризах природы в натюрмортах с подсолнухами придают динамичный и красочный поворот давней традиции голландской цветочной живописи, уходящей корнями в 17-й век. В голландской литературе подсолнух – символ преданности. Для Ван Гога он стал почти священным, олицетворяющим сам свет.
К 1888 году Ван Гог устал от ощущения «полного оцепенения» в Париже и направился на юг, в Арль. Прованс, где было больше света и тепла, обеспечил для него идеальную природную среду. Здесь он нашел большое вдохновение, что побудило его пересмотреть и переосмыслить любимые сюжеты. Мистраль, характерный для этого региона, помешал Ван Гогу работать на открытом воздухе, поэтому художник сосредоточился на подсолнухах.
Любимый цветок художников
В Европу подсолнух попал из Америки в начале XVI в. Сначала его выращивали в ботанических садах Испании, а в XVII в. он уже распространился почти во всех странах Старого Света. До хозяйственного и кулинарного использования растения еще было далеко, пока подсолнух выращивали в декоративных и в лечебных целях. Как и у американских народов, в Европе цветок стал символом солнца, мира и процветания. Растение появлялось на геральдических щитах, а также не картинах художников.
Живописцы XVII в. часто изображали на своих полотнах подсолнухи, «пронизанные светом и воздухом». Ярко-желтые цветы словно наполняют картину живым теплом и радостным светом, жизнерадостностью и оптимизмом.
Символизм подсолнуха намного глубже определения «солнечного цветка». С религиозной точки зрения подсолнух является символом любви Господа, послушания и покорности, ведь цветок всегда поворачивается к солнцу, к свету.
Существует множество красивых легенд, связанных с этим растением. Например, один из греческих мифов повествует о том, как бог Солнца Аполлон отверг любовь прекрасной нимфы Клитии. От тоски нимфа умерла и превратилась в цветок подсолнуха. С тех пор она постоянно следила за возлюбленным, поворачиваясь в сторону солнца, которое в своей колеснице возил Аполлон.
Естественно, художники, которые во все века использовали язык цветов в своем творчестве, не могли обделить вниманием такое романтичное и символичное растение. В 1632 г
подсолнух появился и на картине Антониса ван Дейка, мастера живописи на мифологические и религиозные темы. Правда, на автопортрете с солнечным цветком мастер от этих тем как раз-таки отошел.
Антонис ван Дейк «Автопортрет с подсолнухом», 1632 годМестонахождение: Частная коллекция
Краткая биография
- 1615 – Молодой художник Антонис ван Дейк открывает свою персональную художественную мастерскую, где работает вместе со своими младшими коллегами-подмастерьями.
- 1618 – Два года работает в мастерской Питера Пауля Рубенса. В его работу часто входило написание несложных фрагментов полотен, поэтому ван Дейк перенял некоторые черты живописи Рубенса, его яркую живописную манеру, варьировал свойственные ему композиции, образы и художественные приемы.
- 1618 – В возрасте двадцати лет избран членом гильдии художников Антверпена.
- 1620 – Ван Дейк служит при дворе английского короля Якова I, но вскоре едет обратно в Антверпен. Несмотря на приличное жалованье, работа не удовлетворяла творческие потребности художника, так как интерес к живописи в Англии был еще низок.
- 1621 – Начинается шестилетнее путешествие по Италии. Слава произведений итальянской живописи распространилась по всей Европе, поэтому меценаты охотнее оказывают покровительство художникам, побывавшим в Италии. Там ван Дейк вырабатывает собственный тип парадного портрета. Новый опыт освобождает его от сильного влияния произведений Рубенса. Художник живет в основном в Генуе, посещает Венецию, где впитывает колористические достижения местной школы.
- 1624 – Ван Дейк получает личный ангажемент в город Палермо от вице-короля Сицилии, чей портрет ему поручено написать. Кроме того, художнику заказано масштабное полотно для алтаря местной церкви. Эта работа становится самой значительной за период пребывания ван Дейка в Италии.
- 1627 – Антонис вновь живет в Антверпене, куда срочно приезжает из-за болезни и скорой смерти своей сестры.
- 1630 – Занимает место придворного художника эрцгерцогини Изабеллы. В этот период он обретает новую манеру, объединяя в созданных портретах торжественность с глубоким психологизмом.
- 1632 – Уезжает в Лондон, где получает место придворного художника Карла I. Второй английский период становится более плодотворным. В Лондоне ван Дейк пишет множество полных утонченного аристократизма портретов королевской семьи, а также местной знати.
- 1634 – Отправляется в Брюссель, где получает заказы на создание портретов придворной знати.
- 1634 – Гильдия художников Антверпена признает ван Дейка лучшим живописцем Фландрии и дает ему звание декана, после чего он продолжает работу в Англии.
- 1639 – Общественно-политическая обстановка в Англии ухудшается. Ван Дейк пытается найти подходящее место для творческой работы, много путешествует по Европе. Ударом для него становится отказ в работе по оформлению Лувра. Ему приходится вернуться в Лондон. Частые разъезды подрывают здоровье.
- 1640 – Умирает Рубенс – придворный живописец испанского короля. Ван Дейк лелеет надежду, что именно ему достанется место под крылом Филиппа IV, однако получает лишь предложение закончить картины, которые оставил незавершенными Рубенс. Для художника это оказывается унизительным.
- 1641 – Антонис ван Дейк умирает в возрасте 42-х лет от загадочной болезни. В его честь устроена пышная похоронная процессия, могила по личному желанию Карла I помещается в соборе Святого Павла в Лондоне, где покоятся только самые выдающиеся британские подданные.
- 1666 – Во время знаменитого лондонского пожара собор Святого Павла сгорает вместе с могилой художника и памятником в его честь.
Автопортрет с подсолнухом (после 1633 г.)
Ван Дейк и Рубенс
В 1618 году Антонис стал членом Гильдии Святого Луки, нидерландского объединения художников. Теперь он мог работать более уверенно и спокойно продавать свои творения. Но за опытом он как ученик идёт в мастерскую Питера Пауля Рубенса, знаменитого и почитаемого мастера живописи.
Творческий союз именитого учителя и честолюбивого ученика полон не только взаимного признания и уважения, но и соперничества. Ставший к 20 годам первым помощником Рубенса, дерзкий и уверенный в себе Антонис мог совершенно хладнокровно подправить детали на свежем полотне мастера в его отсутствие так, что тот не замечал вмешательства чужой кисти. Среди других учеников и заказчиков пошла молва, что Ван Дейк способен писать не хуже самого Рубенса. Им становится тесно вместе: мастера терзает ревность, а Антониса не устраивает его вторая роль.
В Антверпене (1627- 1632 гг.)
В 1627 году Ван Дейк вернулся в родной Антверпен и стал придворным художником Изабеллы, правительницы испанских провинций Нидерландов. Он задумал создать портреты лучших людей современности. Такой грандиозный проект получил название “Иконография Ван Дейка”.
“Иконография Ван Дейка” (1627-1636 гг.)
Это была серия исполненных по рисункам художника гравированных портретов (офортов) знаменитых современников — живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов, общественных деятелей, ученых, полководцев, меценатов. Над этим проектом художник работал с 1627 по 1636 годы. Для 18 портретов мастер собственноручно гравировал доски — очень четко прорабатывал лица, фигуры и одежды прорисовывал контурами. Остальные портреты выполняли другие мастера по рисункам самого Ван Дейка.
В 1632 году в первом издании “Иконографии Ван Дейка” было 80 офортов. Второе издание в 1645 году (после смерти художника) включало уже 100 . А к концу 18-го века вышло уже более 200 портретов. Эту серию иконографии многократно переиздавали.
А.Ван Дейк. Иконография. Adam van Noort. 1630-1632А.Ван Дейк. Иконография. Gaspar de Crayer. 1630-1632
Антонис ван Дейк
Антонис ван Дейк — портретист, который создал свою школу и написал более 1500 картин. В этой части узнаем, как формировался его стиль и как он повлиял на английский портрет.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусства
Просто о важном»
В прошлой части мы предложили угадать, какое время года зашифровано в картине Франса Снейдерса «Рыбная лавка».
️ Правильный ответ: зима.
И вот почему:
Рыба и морепродукты — постная еда, напоминающая о грядущем Рождестве. Рядом с мальчиком слева — корзина с петушком на палочке, кренделями, яблоками и розгами. Это дары от святого Николая, день почитания которого — 6 декабря.
Картины Антониса ван Дейка:
1. Автопортрет с подсолнухом, 1632
2. Император Карл V на коне, 1620
3. Джеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский с атрибутами, 1633–1634
4. Портрет Карла І, короля Англии, в трёх ракурсах, 1635–1636
5. Портрет трех старших детей Карла I, 1635
6. Семейный портрет, 1621
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В этой части обсудим Антониса ван Дейка (1599-1641) — портретиста, который вывел этот жанр на новый уровень. Его стиль повлиял на знаменитую школу английского портрета. Несколько фактов о нем
Родился в Антверпене в семье богатого торговца. Начал учиться живописи в 10 лет.
Получил высокую оценку Рубенса. Ван Дейк устроился к нему в мастерскую, уже владея собственной.
Перепридумал большой парадный портрет
Ван Дейк писал людей в полный рост и на темном фоне, чтобы акцентировать внимание на человеке. Вместо роскошного интерьера — роскошный костюм, благородство самого героя
Его портреты точны, психологичны, с тонкими деталями.
Сформировал английскую портретную школу. Работал в Германии, Италии (там на него повлиял Тициан) — но главным местом жизни и работы стала Англия. К концу жизни он даже получил рыцарское звание.
Был очень работоспособным. Ван Дейк оставил больше 1500 картин, не считая гравюр и рисунков.
Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Луизы де Тассис, 1630
Посмотрим на самую известную работу ван Дейка — «Портрет Марии Луизы де Тассис». Героиня принадлежала к знатной семье, которая могла позволить себе большой парадный портрет.
Что делает этот портрет «вандейковским»?
️ Темный фон. Девушка на таком фоне выглядит ярче.
Роскошное платье из дорогих тканей, кружевной воротник по французской моде, веер из страусовых перьев.
Величественное, но живое выражение лица. На парадных портретах люди обычно спокойны. Ван Дейк следует этому правилу, добавляя живости — румянец на щеках, заинтересованный взгляд.
Такие работы определили английскую портретную школу. В Англии 18 века начали писать парадные портреты в стиле ван Дейка, а модницы стали носить «вандейковские» платья, как на портрете.
А вот что мы рекомендуем почитать, чтобы погрузиться в историю фламандского искусства
Лекуре М. А. «Рубенс» (серия ЖЗЛ)
О художнике, его времени и фламандском искусстве.
Питер Пауль Рубенс. «Письма. Документы. Суждения»
В этой книге — мысли самого художника о работе, жизни и эпохе. Лучший способ понять мастера и 17 век.
Грицай Н.И. «Фламандская живопись 17 века. Очерк-путеводитель»
О фламандской живописи, которую можно увидеть в собрании Эрмитажа.
Мы познакомились с фламандским художником Антонисом ван Дейком. Потренируемся отличать его от голландца Франса Халса.
Фон
Ван Дайк при дворе Карла I
Король Карл I был печально известен своим покровительством искусствам, и в начале 1600-х годов значительно расширил свою коллекцию произведений искусства, добавив работы, когда-то принадлежавшие Герцог Мантуи. На пике своего правления Чарльз собрал огромную коллекцию работ, насчитывающую около 1750 картин, некоторые из которых были созданы Ван Дейком. Вскоре после своей коронации в 1626 году король стремился создать флот художников в стиле барокко, в том числе Питер Пауль Рубенс и Орацио Джентилески, чтобы работать и жить в Англии. Голландский художник Даниэль Митенс был официальным придворным художником Чарльза до прибытия Ван Дейка в Англию, но ему не хватало навыков, чтобы изобразить Чарльза так царственно, как он хотел. Ван Дайк вскоре стал популярным благодаря представлению автопортрета судебным чиновникам вместе с религиозным произведением, созданным для королевы. Генриетта Мария из Франции. Его попросили приехать в Англию в апреле 1632 года, позже в июле он был посвящен в рыцари за свою работу и верность короне, а впоследствии стал фаворитом Карла. Он получил собственный тихий дом и приличную пенсию в 200 фунтов стерлингов в год. Подсчитано, что Ван Дайк создал более 40 портретов только короля Карла, а также различные другие картины королевской семьи вместе. Эти работы обычно отправлялись другим монархам и служили дипломатическими подарками. В Англии Ван Дейк смог более широко развить свой стиль и жить хорошо по средствам как художник.
Происхождение
Картина принадлежит частной коллекции герцога Вестминстерского. В настоящее время он расположен в загородном доме Итон Холл, находится в Чешир, Англия. Поскольку работа принадлежит частной коллекции, в настоящее время она не выставляется и не выставлялась на всеобщее обозрение довольно долгое время. Нынешний обладатель титула герцога и смотритель Итон-холла — Хью Гросвенор, 7-й герцог Вестминстерский. Состояние молодого миллиардера-аристократа составляет почти 9 миллиардов фунтов стерлингов, что делает его самым богатым человеком в мире в возрасте до 30 лет. В 2013 году его назвали крестным отцом Принц джордж Кембриджа.Автопортрет с подсолнухом находит отличную компанию среди коллекций, которые Гросвеноры собирали на протяжении веков; некоторые другие известные имена в их частной коллекции включают Рембрандт, Томас Гейнсборо, и Клод Лоррен. Известно, что герцог одалживает работы для нескольких экспонатов, но автопортрет Ван Дейка не выставлялся на всеобщее обозрение более десяти лет. В 2007 году представитель герцога прокомментировал, что частные встречи для просмотра работ из коллекции производиться не будут. Картина экспонировалась на выставке. Карл I: король и коллекционер в Королевская Академия Художеств с 27 января по 15 апреля 2018 г.
Задний план
Ван Дайк при дворе Карла I
Король Карл I был известен своим покровительством искусствам и в начале 1600-х годов значительно расширил свою коллекцию произведений искусства, добавив работы, когда-то принадлежавшие герцогу Мантуи . На пике своего правления Чарльз собрал большую коллекцию работ, насчитывающую около 1750 картин, некоторые из которых были созданы Ван Дейком. Вскоре после своей коронации в 1626 году король стремился создать флот художников в стиле барокко, в том числе Питера Пауля Рубенса и Орацио Джентилески , для работы и проживания в Англии. Голландский художник Даниэль Митенс был официальным придворным художником Чарльза до прибытия Ван Дейка в Англию, но ему не хватало навыков, чтобы изобразить Чарльза так величественно, как он хотел. Ван Дайк вскоре стал популярным благодаря представлению автопортрета судебным чиновникам вместе с религиозным произведением, созданным для королевы Франции Генриетты Марии . Его попросили приехать в Англию в апреле 1632 года, позже в июле он был посвящен в рыцари за свою работу и верность короне, а впоследствии стал фаворитом Карла. Он получил собственный тихий дом и приличную пенсию в 200 фунтов стерлингов в год. Подсчитано, что Ван Дайк создал более 40 портретов только короля Карла, а также различные другие картины королевской семьи вместе. Эти работы обычно отправлялись другим монархам и служили дипломатическими подарками. В Англии Ван Дейк смог более широко развить свой стиль и жить хорошо по средствам как художник.
Происхождение
Картина принадлежит частной коллекции герцога Вестминстерского. В настоящее время он расположен в загородном доме Eaton Hall в графстве Чешир , Англия. Поскольку работа принадлежит частной коллекции, в настоящее время она не выставляется и не выставлялась на всеобщее обозрение довольно долгое время. Нынешним обладателем титула герцога и смотрителем Итон-холла является Хью Гросвенор , седьмой герцог Вестминстерский. Состояние молодого миллиардера-аристократа составляет почти 9 миллиардов фунтов стерлингов, что делает его самым богатым человеком в мире в возрасте до 30 лет. В 2013 году его назвали крестным отцом принца Джорджа Кембриджского. «Автопортрет с подсолнухом» занимает большое место в коллекции, которую Гросвеноры собирали на протяжении веков; некоторые другие известные имена в их частной коллекции включают Рембрандт , Томас Гейнсборо и Клод Лоррен . Известно, что герцог одалживает работы для нескольких экспонатов, но автопортрет Ван Дейка не выставлялся на всеобщее обозрение более десяти лет. В 2007 году представитель герцога прокомментировал, что частные встречи для просмотра работ из коллекции производиться не будут. Картина была показана на выставке Карл I: Король и коллекционер в Королевской академии художеств с 27 января по 15 апреля 2018 года.
Лондон
Известному коллекционеру Томасу Хауэрду, английскому графу, удалось убедить Ван Дейка, слава которого на родине стремительно росла, в необходимости поездки в Англию. Здесь молодой художник пишет многих знатных представителей британского общества, работает по заказу герцога Бэкингема. Одну картину приобрёл король Яков I, после чего назначил художнику неплохое постоянное жалование. Слава и положение Ван Дейка как светского художника здесь значительно укрепились. Но Лондон, его двор и недостаток внимания к своей исключительной персоне всё же не удовлетворили амбициозного живописца и после короткого посещения родины он, по примеру Рубенса, едет в Италию.
“Автопортрет с сэром Эндимионом Портером”
Картина, написанная в 1635 году, является неким противопоставлением художника и Эндимиона Портера. Последний походил на человека из буржуазной семьи, но достиг уважения и почета среди высоких титулов. Ван Дейк отлично поработал над своим изображением, изобразив себя в выгодном свете, а вот фигура Портера выглядит слишком простой.
О многом может сказать и положение рук героев. Об их дружбе говорит то, что они оба держат руку на камне. Но вот то, что живописец надел перчатку, возможно, говорит о характере дружбы людей. Ведь если присмотреться внимательно, вторая рука Антониса обнажена.
Учёба и первые работы
Известно, что отец семейства в молодости увлекался живописью, а мать вышивкой. В то время, золотой век, в Антверпене ценились искусства во всех проявлениях. И первые уроки юный Антонис получил именно в семье.
С 10 лет он начал учиться живописи у своего земляка, признанного художника Хендрика Ван Балена, известного автора картин мифологической тематики. Учёба была в радость и давалась легко. Об этом свидетельствует мастерски написанный 14-летним подростком «Портрет старика». Первый собственный автопортрет Антонис написал тогда же, в 1613 году.
С этого времени появились подписанные им работы, что было против правил – ученики не могли этого делать. Так же, нарушая закон, Антонис писал на заказ, хотя художникам, не вступившим в Гильдию живописцев, было запрещено вести коммерческую деятельность, их работы считались собственностью учителя. На портретах того периода – антверпенские аристократы с семьями, одновременно строгие и простые, на тёмном нейтральном фоне. Черты лиц, руки моделей, детали их костюмов тщательно и достаточно реалистично проработаны. Картины Антониса, ещё совсем юного, уже демонстрируют зрелую технику художника и мастерство.
Примечания
- Варианты написания имени — Antoon, Anthonis, Antonio, Anthonie, Anton
- Cust, Lionel Henry Van Dyck Anthony. Дата обращения: 28 апреля 2018.
- Antwerp, S.A.A., Parochieregisters, Doopakten, 30/03/1592 — 26/06/1606, fol. 147, 23-03-1599 Anthonio Van Dijck, retrieved by the Jordaens Van Dyck Panel Paintings Project (www.jordaensvandyck.org) on 06/04/2017.
- Brown, p. 15.
- Vlieghe, Hans. , Yale University Press, 2004, p. 124. ISBN 0-300-10469-3
- Martin, Gregory. The Flemish School, 1600—1900, National Gallery Catalogues, p. 26, 1970, National Gallery, London, ISBN 0-901791-02-4
- Brown, p. 17.
- ↑
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. München, E.A. Fleischmann, 1835-52.
- Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 173
- Власов В. Г. «Иконография» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 80—81
Рекомендации
- «Произведения Энтони Ван Дейка и известные картины». Художественная история . Проверено 18 апреля 2019.
- «Скрытое искусство Британии». www.newstatesman.com . Проверено 17 апреля 2019 г.
- Браун, Кристофер и Энтони Ван Дайк. Ван Дайк . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1983.
- Павлин, Джон, 1941- (2006). Взгляд Ван Дейка: Автопортрет с подсолнухом и видение художника . Ashgate. ISBN 9781351542869 .
- Карлтон, Чарльз, 1941- (1995). Карл I, личный монарх (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 0415121418 .
- Чепмен, Х. Перри (2013). «Автопортрет 1400–1700» (PDF). www.segundodeagosto.com .
- Довканц, Кейт. «Хью Гросвенор: Как самый богатый человек в мире моложе 30 лет остается нормальным». Tatler . Проверено 17 апреля 2019.
- Дубофф, Джош. «Хью Гросвенор: познакомьтесь с 22-летним, с детским лицом, абсурдно богатым крестным отцом принца Джорджа». Улей . Проверено 17 апреля 2019.
- EDT, Люси Кларк-Биллингс, 16.08.2016, 3:17 (10.08.2016). «Герцог Вестминстерский, третий по величине человек Великобритании, оставляет состояние своему сыну — крестному отцу принца Джорджа». Newsweek . Проверено 18 апреля 2019.
- Джаффе, Майкл (2003), «Дайк, сэр Энтони ван», Oxford Art Online , Oxford University Press, получено 17 апреля 2019 г.
- Скобл, Гретхен; Филд, Энн (1998-04). Значение цветов: миф, язык и знания . Книги хроники. ISBN 9780811819312 .
- «Автопортрет с подсолнухом — Антонис ван Дейк». www.anthonyvandyck.org . Проверено 17 апреля 2019.
- Уорк, Р.Р. (1956). «Заметка о« Автопортрете с подсолнухом »Ван Дейка» ». Журнал Берлингтон . 98 (635): 53–54.
История жизни Антониса ван Дейка
В 1632 году художник принимает приглашение короля Англии Карла I и, покинув родину, переезжает в Лондон, где проходит последний период его творчества. Ван Дейк становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Чести позировать ему добивается все высшее общество.
Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Отвечая требованиям английской аристократии, стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость, их позам и жестам элегантность и благородство. Таковы портреты Филиппа Уортона (1632), Томаса Уортона, (конец 1630-х), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (около 1637), Артура Гудвина (1639).
Ван Дейк пишет около 30 портретов короля, королевы и их детей. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I» (1635).
«Снятие с креста», Национальная картинная галерея Армении
Карл I стоит, лошадь его держит конюх. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Одной рукой он оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки. Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего дома в облике охотников, как, например, изображены мать Карла Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц Генрих с убитым оленем у ног на картине Пика. Из всех вандейковских портретов Карла этот — самый прекрасный богатый колорит, чарующая композиция (король смело помещен слева), безукоризненно уверенная техника.
В Англии, заваленный многочисленными заказами, художник принужден работать одновременно над несколькими портретами. На основании рассказа приятеля Антониса ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он уделял заказчику в день не более часа и оставлял исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам, которые дописывали одежды и руки со специальных натурщиков.
О жизни Ван Дейка ходит много россказней, но известно мало фактов. «Роста он был низкого, — пишет де Пиль, — но хорошо сложен, красив, скромен, в высшей степени обязателен и, сверх того, необыкновенно благожелателен к тем своим землякам, которые проявляли себя в каком-нибудь из искусств. Он всегда щегольски одевался, имел несколько великолепных выездов и держал в своих апартаментах такой стол, что не у всякого принца кормили лучше и бывало больше гостей». От экстравагантных аристократических замашек, приобретенных в Италии, он не отказался и в Лондоне. Поговаривали, что он балуется алхимией, в чем обвиняли, но с большим основанием, и его друга сэра Кенелма Дигби.
Отдых на пути в Египет, 1630 (Мюнхен)
В 1639 году Ван Дейк женится на Мэри Ратвен, молодой фрейлине королевы. Так художник входит в ряды английской аристократии.