Изысканные картины-грёзы «колосса с душою ребёнка»
Получение ордена Почётного легиона в 1846 году ещё более окрылило художника. Прислушиваясь к внутреннему влечению, мастер стал превращать свою живопись в таинственное прибежище снов, конкретика и земные черты стали уходить из неё. Изысканность, тонкость и нежность, отсутствие эффектных нажимов и каких-либо грубых элементов, удивительная самодостаточная красота и притягательность – признаки картин-грёз Коро.
Удивительна личность художника, не похожего на эстета-одиночку. По воспоминаниям современников, Камиль Коро был высоким, статным и простым в общении человеком. Безмятежный облик говорил о спокойном, уравновешенном характере. Он не был остроумным эрудитом, но покладистый нрав и приветливость позволяли ладить с разными людьми, в которых он отлично разбирался. Сердце его было отдано родной природе, а нежная душа вела руку с кистью, создавая волшебные пейзажи.
Первая мастерская, работы и компромиссы
Позже он облюбовал для работы загородный дом в Вилль д’Авре, который его отец приобрёл для семьи в 1817 году. Дом, в мансарде которого художник обустроил мастерскую, располагался посреди леса с видом на живописный пруд и как нельзя лучше подходил для тяготеющего к природе и пейзажам Камиля. Работая с натуры, он стремится к правдивости и искренности. Некоторая эскизность письма в первых этюдах становится его особенным приёмом, как в картинах «Мальчик в цилиндре» и «Деревушка вблизи Вилль д’Авре», работах 1823-1825 годов. Но официально узаконен только академизм, его монополия не пропускает в Салоны никаких вольнодумцев. Нет у них доступа и к официальным заказам. Будучи по природе человеком спокойным, которому чуждо всякое бунтарство, Камиль вынужден приспосабливаться: писать для Салона компромиссные работы, а для себя картины по душе.
Александрова Марина (Фото репродукции картины Ж.Б. Камиля Коро «Женщина с жемчужиной». 1869 г. Лувр, Париж) — презентация
1
2 Александрова Марина (Фото репродукции картины Ж.Б. Камиля Коро «Женщина с жемчужиной» г. Лувр, Париж)
3 Иван Ургант Фото репродукции картины Бориса Кустодиева «Портрет И.Я. Билибина» г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
4 Александр Цекало Фото репродукции картины Ван Гога «Портрет младшего лейтенанта зуавов Милье» г. Музей Креллер-Мюллер. Оттерло. Нидерланды.
6 Иванушки International Фото репродукции картины Адриана Браувера «Осязание». Старая пинакотека, Мюнхен.
7 Броневицкая Илона Фото репродукции картины Самуэля Купера «Генриетта, герцогиня Орлеанская» г. Лондон
8 Фекла Толстая Фото репродукции картины Робера Кампена «Женский портрет». Ок г. Национальная галерея, Лондон.
9 Быстрицкая Элина Фото репродукции картины Понтормо «Портрет Марии Сальвиати» г. Галерея Уффици, Флоренция
10 И б р а г и м о в Р е н а т Ф о т о р е п р о д у к ц и и к а р т и н ы Т и ц и а н а В е ч е л л и о « Ф е д е р и к о Г о н з а г а, г е р ц о г М а н т у а н с к и й » г г. П р а д о, М а д р и д. Золотухин Валерий Фото репродукции картины И.Н. Крамского «Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрин)» г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
11 Михаил Шуфутинский Фото репродукции картины Николая Ге «Портрет писателя А.И. Герцена» г. государственная Третьяковская галерея, Москва.
12 Виктор Шендерович
13 Елена Шанина Фото репродукции картины Огюста Ренуара «Женщина в голубом» г. «Ридерс дайджест», Плезантвилль (штат Нью-Йорк).
15 Владимир Шаинский Фото репродукции рисунка пером Питера Брейгеля Старшего «Художник и знаток» (фрагмент). Ок г. Собрание графики, Альбертина, Вена.
16 Зельдин Владимир Фото репродукции картины Франца Вольфа «Хорошая книжка» Частное собрание.
17 Яна Чурикова Фото репродукции картины Огюста Ренуара «Ложа» г. Институт Курто, Лондон.
18 Инна Чурикова Фото репродукции картины М. Врубеля «Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок» г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
19 Елена Чайковская Фото репродукции картины К.А. Коровина «Дама с гитарой» г. Костромской государственный художественный музей.
20 группа Чай вдвоем Фото репродукции картины Василия Шухаева и Александра Яковлева «Автопортреты. Арлекин и Пьеро» г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
21 Николай Цискаридзе Фото репродукции картины Михаила Врубеля «Демон сидящий» г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
23 Геннадий Хазанов Кадры из фильма «Огни большого города»
24 Константин Хабенский Фото репродукции картины Эжена Делакруа «Фредерик Шопен» г. Лувр, Париж.
25 хор Турецкого Фото репродукции картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» гг. Русский музей, Санкт-Петербург.
26 Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.
Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.
Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.
27 Стоянов Юрий Фото репродукции гравюры «Император Александр III». XIX в.
28 Смехова Алика Фото репродукции картины Альфонса Мухи «Плющ». Цветная литография г.
Живопись
Большинство мастеров, имена которых сегодня звучат в ведущих галереях мира, проявляли склонность к искусству едва ли не с пеленок. Камиль Коро же внял зову кисти лишь в 1815 году, в 19 лет. Его первой студией стала собственная комната на 3-м этаже с мансардными окнами.
Глава семьи Коро мечтал, что его дети Аннет, Камиль и Виктуар продолжат «шляпное» дело. Он упорно обучал их драпировке, ведению счетов. В 26 лет Коро нашел в себе силы сказать отцу, что бизнес — это не его стихия.
Творческое восхождение Коро начал в 1821 году с пейзажей. Вместе со своим учителем Ашиль-Этной Мишальоном он выходил на природу и перерисовывал увиденное.
Камиль Коро — «Женщина в розовой юбке» После смерти Мишальона в 1822 году учителем Коро стал Жан-Виктор Бертен. Он заставлял художника перерисовывать картинки из книг по ботанике для познания органической формы.
Оба учителя были неоклассицистами, но ранние работы Коро показывают, что сам он тяготел к реализму. В своих картинах художник искусно «сливал» эти течения воедино.
Камиль — результативный мастер. Только в 1825–1828 годах в путешествии по Италии он создал более 200 эскизов и 150 картин. Всего творчество романтика насчитывает более 3 тыс. работ. Речь идет не только о масляных полотнах, Коро слыл талантливым гравером, он создал около 200 изображений.
Искусствоведы не в силах выделить лучшую картину Коро, поскольку каждая из них является высшим проявлением искусства. Клод Моне, известный пейзажист, так говорил о соотечественнике: «Существует только один мастер — Коро. Мы ничто по сравнению с ним».
Камиль Коро — «Порыв ветра» Отдельное место в живописи Коро занимают портреты. Чаще всего он рисовал девушек на фоне природы, но не гнушался и собственным изображением. Самый ранний автопортрет датируется 1835 годом.
В 1860-х годах Коро увлекся фотографией. Этот род искусства, в то время существовавший в черно-белом цвете, еще сильнее подавил палитру художника, который прежде писал в серых, коричневых, розоватых тонах. Журналист Теофиль Тор-Бюргер даже отметил:
Из-за страсти Коро к приглушенным оттенкам многие считают странным, что импрессионисты брали с него пример, ведь последователи этого стиля не боялись экспериментировать с цветами. Тем не менее Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Пабло Пикассо отмечали, что, если бы не Коро, они никогда не стали бы художниками.
Национальный реалистический пейзаж набирает силу
Французское искусство в начале XIX века претерпевало противостояние классицизма и романтизма. Пейзаж академиками признавался лишь как фон для изображения мифологических персонажей, тогда как романтики приукрашали и расцвечивали картины природы. В обстановке этой борьбы всё больше набирали мощь последователи барбизонской школы живописи. Название образовано от селения Барбизон, места длительного пребывания родоначальников движения, таких как Руссо, Милле и другие. Деревня Барбизон, живописный лес Фонтенбло вокруг неё стали излюбленной натурой барбизонцев, художников, выступающих за реалистичность искусства: пейзаж должен быть естественным, а герои картин – простые люди за обыденными занятиями.
Национальный реалистический пейзаж набирает силу
Французское искусство в начале XIX века претерпевало противостояние классицизма и романтизма. Пейзаж академиками признавался лишь как фон для изображения мифологических персонажей, тогда как романтики приукрашали и расцвечивали картины природы. В обстановке этой борьбы всё больше набирали мощь последователи барбизонской школы живописи. Название образовано от селения Барбизон, места длительного пребывания родоначальников движения, таких как Руссо, Милле и другие. Деревня Барбизон, живописный лес Фонтенбло вокруг неё стали излюбленной натурой барбизонцев, художников, выступающих за реалистичность искусства: пейзаж должен быть естественным, а герои картин – простые люди за обыденными занятиями.
Тренировки и Гранд Тур
Доска | Заголовок | Датировано | Габаритные размеры | Место проведения выставки | Справка |
---|---|---|---|---|---|
Деревенские ворота | 1822 г. | 24х32 см. Масло на бумаге на холсте. | Ка’Пезаро , Венеция | Музеи венеции | |
Пти- Шавиль | 1823 г. о | 25х34 см. Масло на бумаге на холсте. | Эшмоловский музей , Оксфорд | ||
Автопортрет, Коро у мольберта | 1825 г. | Бумага на холсте, масло 42,5 × 32,5 см. | Лувр , Париж | ||
Колизей , сквозь арки базилики Константина | 1825 г. | 23,2 × 34,8 см, холст, масло. | Лувр , Париж | ||
Вход в лес в Виль-д’Авре | 1825, г. | 46 × 35 см | Национальная галерея Шотландии , Эдинбург | ||
Молодой итальянский сидя | 1825-1827 гг. | 23 × 29 см | Реймсский музей изящных искусств | ||
Променад де Пуссен , сельская местность Рима | 1825-1828 гг. | Бумага на холсте, масло 33 × 51 см. | Лувр , Париж | ||
Вид на замок Сант-Анджело | 1825-1828 гг. | 41 × 74 см | Национальный музей декоративного искусства Буэнос-Айреса | ||
La Trinite-des-Monts | 1826-1828 гг. | 45 × 74 см холст, масло. | Лувр , Париж | ||
Бассейн виллы Медичи | 1825-1828 гг. | 18х29 см холст, масло | Реймсский музей изящных искусств | ||
Остров и мост Сан-Бартоломео , Рим | 1825-1828 гг. | 27х43 см, масло на бумаге на холсте. | Национальная художественная галерея , Вашингтон | ||
Остров Сан-Бартоломео | 1826-1828 гг. | 27 × 43 см | Частная коллекция | ||
Вид на Адриатическое море | 1825-1829 гг. | Ла Бовери , Льеж | Музеи Льежа | ||
Вид на Рокка ди Папа утром | 1826 г. | Ла Бовери , Льеж | Музеи Льежа | ||
Вид с садов Фарнезе , Рим | 1826 г. | 24 × 40 см , масло на бумаге , установленные на холсте | Коллекция Филлипса , Вашингтон | ||
Вид на Форум из садов Фарнезе | 1826 г. | 28х150 см, масло, бумага на холсте | Лувр , Париж | ||
Вид на Колизей из садов Фарнезе | 1826 г. | Бумага на холсте, масло 30,5 × 48 см. | Лувр , Париж | ||
Папиньо , крутые и лесистые берега | 1826 г. | 26 × 39 см , масло на бумаге , установленные на холсте | Валенсийский музей искусства и археологии | ||
Водопад в Терни | 1826 г. | 27х31 см, масло, бумага на холсте | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Кастель Гандольфо | 1826, г. | 36,3 × 28,3 см | Будапештский музей изобразительных искусств | ||
Вид на Рим : мост и замок Сант-Анджело с куполом Святого Петра | 1826-1827 гг. | 27 × 43 см | Музей Почетного легиона , Сан-Франциско | ||
Нарниский мост | 1826 г. | 34х48 см. Холст на бумаге, масло. | Лувр , Париж | ||
Аричча с Палаццо Киджи | 1826-1827 гг. | 23,3 × 35,6 см масла на бумаге , установленные на древесине | Музей Лангматта, Баден | ||
Мост в Нарни | 1827 г. | 68 × 97 см холст, масло | Национальная галерея Канады | ||
Итальянка, опираясь на кувшин | 1826-1828 гг. | 30 × 23 см , масло на бумаге , установленные на холсте | Частная коллекция | ||
Кастель Сант-Анджело и Тибр, Рим | 1826-1828 гг. | 26х46 см холст, масло | Лувр , Париж | ||
Женщина с мандолиной | 1826-1828 гг. | 34 × 26 см | Частная коллекция | ||
Итальянка | 1826-1828 гг. | 33,4 × 21,3 см холст, масло | Музей Артизон , Токио | ||
Красные скалы Чивита Кастеллана | 1827 г. о | 36 × 51 см , масло на бумаге , установленные на холсте |
Национальный музей , Стокгольм |
||
Вид на Олевано | 1827 г. | 27,6 × 45,4 см масла на бумаге , установленные на холсте | Художественный музей Кимбелла , Форт-Уэрт | ||
Римская деревня — Скалистая долина со стадом | 1827-1828 гг., Переработка 1843 г. | 28х45 см холст, масло | Галерея Matthiesen, Лондонская распродажа 2002 г. | ||
Скалы в Амальфи | 1828 г. | 39 × 57 см холст, масло. | Эрмитаж , Санкт-Петербург | Найденные сокровища | |
Искья , вид со склонов горы Эпомео | 1828 г. | 26х40 см холст, масло | Лувр , Париж |
Похищение картины
С одной из Нью-Йоркских выставок изобразительного искусства пропала картина Коро «Портрет девушки». Полиция долго искала картину, но не обнаружила. Позже выяснилось, что всё время картина висела дома в туалете швейцара отеля «Марк» Франклина Пьюнтеса. Швейцар обнаружил портрет в кустах недалеко от своего места работы, принес домой и повесил на стену напротив унитаза. Через несколько недель, случайно увидев по телевизору фотографию картины, швейцар узнал, что она стоит более миллиона долларов, её разыскивает полиция, и отнес картину в полицейский участок. За кражу картины был осужден Томас Дойл.
Творчество Камиля Коро: «Моя единственная цель – писать пейзажи»
В 1822 году Коро поступил в мастерскую художника Ашиля Мишалона, где этюдам на открытом воздухе уделялось не меньше внимания, чем работе в мастерской. Через полгода Мишаллон скоропостижно умер от пневмонии, и Коро переходит в ученики к Жану Виктору Бертену. И Мишалон, и Бертен были академистами. Они учили историческому пейзажу. И, следуя их науке, Коро никогда не стал бы тем, кем стал. Но ему посчастливилось уехать в Италию. Там Коро обрёл собственную манеру – более свободную и более реалистичную. Отец Коро, хоть и шутил беззлобно, что картины сына скоро перестанут помещаться в мастерской и придётся приплачивать тому, кто согласится их купить, соглашался финансировать его поездки. И с 1825 по 1828 Камиль исколесил всю Италию, а также Швейцарию и Францию, заполняя бессчетными набросками увесистые альбомы.
В 1827 году из Италии Коро посылает для участия во французском Салоне несколько работ и в их числе – ставший впоследствии знаменитым пейзаж «Мост в Нарни». Интересно, что с этой картины начнётся восприятие Коро как авангардного художника, опережающего своё время, но сам Коро больше всего в жизни будет жаждать как раз обратного – не славы авангардиста, а официального признания Салона.
Коро посетит Италию и во второй раз, и в третий. Он вообще будет много путешествовать. Густые леса центральной Франции и знаменитые швейцарские озера станут неизменным источником его вдохновения. На родине его любимыми местами для работы являлись предместье Парижа Виль д’Эвре и леса Фонтенбло. Вместе с другими художниками Коро любил приезжать в Барбизон – деревушку, давшую название целой живописной школе.
Но его новаторские романтические пейзажи долго не продавались. «Ослы! – ругал Коро публику. – Они заказывают картины с условием, чтобы те, кто их напишет, как можно дальше отстояли от природы!»