Портрет Маргареты ван Эйк
Портрет Маргареты ван Эйк, 1439
Одна из последних работ ван Эйка, портрет его жены 1439 года, когда-то был вывешен в часовне Гильдии Святого Луки в Брюгге, посвященной художникам. После длительной реставрации в Лондоне, портрет в настоящее время висит в Музее Грунинге в Брюгге
Как и во всех портретах ван Эйка, голова увеличена по сравнению с телом, и все внимание сфокусировано на чертах лица и голове. Маргарет смотрит на зрителя, ее красное платье обшито мехом, а волосы уложены по-бургундски
Эта работа долгое время находилась во владении Гильдии художников им. св. Луки. и вплоть до XVIII в. в день св.Луки выставлялась для всеобщего обозрения как образец мастерства.
Краткая биография
- После смерти старшего брата Губерта началась самостоятельная деятельность Яна: он работал при дворе нидерландских графов.
- Первое упоминание о нём как о художнике относится к периоду 1422-1426 гг., он указан как мастер Ян. В это время он служил камер-юнкером у графа Иоганна III (Безжалостного).
- В 1425 г. принят на службу камердинером Филиппа III Бургундского (Доброго), который понимал и ценил его художественный дар.
- В 1427 г. посетил бельгийский город Турне, где местная гильдия художников приняла его с почётом. Предположительно, там он встречался с Робером Кампеном, нидерландским живописцем и портретистом.
- Потом некоторое время работал в Лиллеи Генте.
- Приблизительно в 1428 г. отправлен в Испанию и Португалию для выяснения вопросов, связанных со свадьбой Филиппа III и португальской принцессы Изабеллы. Составил проект брачного договора.
- В его обязанности вменялось также создание портрета Изабеллы. Художник создал 2 её портрета, но до наших дней они не сохранились.
- Вернувшись на родину через 15 месяцев, он отправился в Гент, где должен был дописать большой алтарный складень, который не окончил его брат в связи со своей смертью.
- Относительно того, что именно в гентском складне принадлежит Губерту Ван Эйку, а что его брату – точно не известно, в этом вопросе между знатоками живописи существует разногласие.
- В 1431 г. приобрёл дом в бельгийском городе Брюгге и больше никуда не выезжал. Здесь он прожил до самой смерти.
- Гентский алтарь (1420-1432) был освящён 6 мая 1432 г. Он состоит из 24 панелей. Это главный труд художников, братьев Губерта и Яна Эйков, самое крупное и знаменитое их произведение.
- Ян ван Эйк был талантливым портретистом, но самым ранним сохранившимся портретом, подписанным самим художником, был созданный в 1432 г. портрет Тимофея. Более ранние портреты кисти художника не подписаны и определены по атрибуции (определение подлинности и принадлежности конкретному автору). Некоторые его картины подписаны девизом «Als ich kan» («Как умею»).
- В 1434 г. ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини», который считается первым известным в европейской живописи парным портретом. Признан одним из лучших образцов интимного портрета в творчестве художника и вообще в портретном жанре.
- В 1439 г. создал портрет своей жены Маргарет ван Эйк.
- Шедеврами художника являются Гентский алтарь (1432), «Мадонна канцлера Ролена» (1435) и «Портрет четы Арнольфини» (1434).
- Умер 9 июля 1441 г. Похоронен в Брюгге на кладбище Собора Святого Донатиана.
- В начале 1442 г. перезахоронен в самом соборе – так пожелал его брат Ламберт.
- В 1799 г. собор и могила художника были уничтожены гугенотами.
Ян ван Эйк (предполагаемый автопортрет)
Гентский алтарь. Ангелы музицирующие
Гентский алтарь. Ангелы музицирующие, 1432
Хьюберт ван Эйк, старший брат Яна, получил заказ на оформление алтаря от гентского торговца Йоса Вейдта, но умер в 1426 году, оставив своего брата завершать работу. Законченный к 1432 году, он представлял собой полиптих, состоящий из 24-х панелей, окрашенных внутри и снаружи. Высота алтаря около трех метров, а ширина около пяти. Известно, что его много раз вывозили во время европейских войн, и одна панель так и не нашлась после кражи в 1934 году. Работа является прекрасным примером того, как ван Эйк использовал свет и тень для представления глубины. Когда панели закрыты, зрители видят, что пророки и сивиллы объявляют о пришествии Христа, Богородицы и Архангела. Когда они открыты, мы видим (скорее всего) Иисуса Христа, у ног которого лежит корона как указание на то,что он превосходит всех царей; здесь же Иоанн Креститель, Мария, Адам и Ева.
Художник Ян ван Эйк: биография и творчество
Ян ван Эйк родился в городе Маасейк, в те времена относящемся к Северным Нидерландам, а ныне — к Бельгии, предположительно между 1385 и 1390 годами. О детстве его известно мало, имена родителей в истории не сохранились, в отличие от имени и биографии старшего брата — тоже художника, Губерта ван Эйка (Hubert van Eyck).
Прошло уже более шести веков, а споры об отношениях братьев и их влиянии на творчество друг друга не утихают до сих пор. Считается, что Губерт обучал брата мастерству живописца и был вдохновителем будущего уникального стиля мастера. Однако некоторые историки утверждают, что часть произведений Губерта и Яна подписана именем не того брата, а другие — что творцы и вовсе не состояли в родстве.
Первые упоминания о художнике относятся к 1422 году, когда он приступил к работе в Гаагском дворце, написав несколько картин для Иоана Баварского (Johann III). Спустя три года он отправился в город Брюгге, начав творить при дворе герцога Бургундского, Филиппа III Доброго (Philippe le Bon). Известно, что в годы работы на Филиппа III ван Эйк не только писал, но и выполнял дипломатические поручения, в том числе дважды ездил на переговоры касательно женитьбы герцога. Вторая поездка оказалась удачной и вскоре после нее Филипп Добрый обручился с Изабеллой Португальской (Isabelle de Portugal).
Выдающийся ум мастера отмечал не только герцог. Современники описывали его как разносторонне одаренного человека. Он увлекался геометрией и географией, хорошо разбирался в растениях и цветах, обладал познаниями в химии, что и позволило ему вывести свою идеальную пропорцию масляных красок.
Первыми работами мастера были миниатюры, а уже после он начал пробовать себя в портретах и произведениях на религиозную тематику. Некоторые историки утверждают, что Ян писал также сцены быта, но эти картины не сохранились до наших дней. Так это или нет — узнать невозможно.
Доподлинно известно, что в 1430 году мастер поселился в Брюгге, получив статус городского художника. Уже через два года он завершил свой шедевр, одну из самых великих и известных работ — Гентский алтарь.
Монументальный многочастный алтарь был расписан для одной из капелл собора святого Бавона в Генте и до сих пор хранится там же. На 26 панелях художник воплотил свои познания и свое уникальное видение земного и небесного. Спокойное величие залитых светом покоев Девы Марии в момент Благовещения, величавый образ Бога Отца, музицирующие ангелы в роскошных одеждах и символизирующий Христа жертвенный агнец, которому будто бы поклоняется все живое… Это произведение и сейчас можно рассматривать бесконечно.
На портретах Яна ван Эйка люди предстают удивительно реалистичными, чувственными, будто живыми. Он одним из первых начал добавлять к изображению человека посторонние предметы, вкладывая в них глубокий смысл. Так, на одной из самых известных работ, «Портрете четы Арнольфини», собачка, предположительно, символизирует преданность, фрукты — плодовитость или грехопадение, а выгнутое зеркало — чистоту и целомудренность невесты.
О личной жизни творца известно так же мало, как о происхождении. «Портрет Маргарет ван Эйк, жены Яна ван Эйка», написанный незадолго до смерти художника, раскрыл общественности имя и внешность его супруги. Историки считают, что портрет должен был стать подарком на день рождения жены, но в итоге был передан Гильдии художников и в течение многих лет выставлялся на любование публики в день Святого Луи как образец высокого мастерства. У пары было 10 детей.
Мастер умер 9 июля 1441 года. Его могила располагается на территории церкви, неподалеку от дома, где он проживал более 10 лет.
Абстракционизм (1942-1945): Ли Краснер, первый успех и эксперименты
В 1942 году в студию к Джексону без предупреждения заявилась девушка со словами «Я знаю всех абстракционистов Нью-Йорка, кроме Вас!». Это была Ли Краснер — художница из русско-еврейской семьи, когда-то переехавшей из Украины в Америку. Через три года Джексон и Ли поженились.
Ли Краснер, художница и жена Джексона Поллока Джексон Поллок и Ли в студии
Будучи художницей, Ли понимала тягу Джексона к искусству как никто другой. Для мужа она стала настоящим другом и поддержкой, занималась его продвижением и верила в его талант. Её собственная карьера не была такой удачной, потому что успех Джексона стоял на первом месте: «Он может дать искусству гораздо больше, чем я!». Тем не менее на протяжении всей своей жизни Ли продолжала писать и экспериментировать в живописи.
После начала отношений с Ли дела у Джексона пошли в гору: во многом благодаря ей в 1943 году он подписал контракт с известным коллекционером искусства Пегги Гуггенхайм. В том же году состоялась его первая персональная выставка. Всю свою дальнейшую карьеру Джексон сотрудничал с Пегги, которая продвигала творчество Поллока и других известных абстракционистов. По Нью-Йорку ходили слухи, что Гуггенхайм состояла в интимных отношениях с большим количеством мужчин, в том числе и из богемных кругов. Многие приписывали ей интрижку и с Джексоном.
Пегги Гуггенхайм, агент Джексона Поллока
Работы Джексона этого периода выполнены по классическим канонам абстракционизма: отказ от изображения реальных предметов, нарушение формы и перспективы, эксперименты с цветом.
Поллок начинает создавать свои работы на холстах непривычно больших размеров. Его работа «Фреска» имеет шесть метров в длину и почти два в ширину.
Джексон Поллок, «Фреска», 1943
Кстати, «Фреска» была создана при необычных обстоятельствах: Пегги Гуггенхайм заказала её у Джексона для своего таунхауса на Манхэттене. Сама арт-дилер не была до конца уверена в таланте Поллока и поддалась уговорам своего помощника Говарда Путцеля и художника Марселя Дюшана, которые видели потенциал в начинающем абстракционисте. Зарплата составляла 150$ в месяц, что на те времена было большой суммой. Деньги были нужны как никогда, потому что Джексон и Ли едва сводили концы с концами, часто отдавая последнее за квартиру и не имея средств на еду и краски.
Но оказалось, что Поллок не мог начать рисовать. Как говорила Ли, он смотрел на пустой холст днями, дни складывались в недели, а недели в месяцы. Гуггенхайм всё больше раздражалась и в итоге выдвинула ультиматум: либо Джексон заканчивает работу до января, либо он может распрощаться со своей карьерой. Вечером перед установленной датой холст всё так же оставался нетронутым, но когда Пегги проснулась утром, то на пороге стоял Джексон со свёрнутым полотном в руках — произведение было создано за ночь.
Эта красивая история была отражена в одной из самых известных биографий Поллока, выигравшей Пулитцеровскую премию: «Джексон Поллок: Американская сага» (Стивен Найфе и Грегори Уайт Смит, 1989). Однако в 2014 году американские Музей Гетти и Институт Сохранения Гетти опровергли этот слух, опубликовав , в котором показали, что между нанесением различных слоёв на холст прошло минимум несколько недель. Тем не менее вполне вероятно, что большая часть работы — финальный слой — была создана за сутки.
Капельный период (1947-1950): стремительный взлёт, журнал Life и фотограф
Среди исследователей и поклонников творчества Поллока существует красивая история, что художник придумал «капельную технику», случайно пролив краску на разложенный на полу холст. Неизвестно, насколько это правдиво, но картины этого этапа действительно выглядят так, будто бы на них кто-то ненароком разбрызгал краски. Как ни странно, это стало прорывом.
Номер 8, 1948
Первая же выставка картин, выполненных в«капельной технике», привлекла колоссальное внимание публики. Творческое сообщество Америки не могло понять, что это: гениальность или шарлатанство?. Переломным моментом, после которого Джексон Поллок стал всемирно известен, стала статья журнала Life, вышедшая в 8 августа 1949 года под вопросом «Является ли Джексон Поллок величайшим ныне живущим художником Америки?»
Переломным моментом, после которого Джексон Поллок стал всемирно известен, стала статья журнала Life, вышедшая в 8 августа 1949 года под вопросом «Является ли Джексон Поллок величайшим ныне живущим художником Америки?».
Журнал Life, 8 августа 1949 года
Кажется, судьба решила ответить на этот вопрос положительно — Джексон Поллок получил славу, деньги и признание. Его обсуждали на всех модных тусовках, картины продавались за большие деньги, а все, кто раньше смотрел на него свысока, хотели стать его близкими приятелями. В какой-то степени Поллоку повезло родиться в нужное время в нужном месте: подъём его карьеры совпал с подъёмом США как великой державы после Второй мировой войны. Стране был нужен художник, который смог бы вывести национальное американское искусство на мировой уровень и соперничать с европейскими признанными мастерами. Им стал Джексон Поллок и его абстрактный экспрессионизм.
В июле 1950 года в дом Поллоков приехал немецкий фотограф Ганс Намут, чтобы снять фильм о популярном художнике. Джексон согласился под влиянием Ли, которая понимала значимость СМИ для дальнейшей популярности своего мужа. Намут снял около 500 черно-белых фотографий, а также небольшой документальный фильм, который в будущем детально изучался исследователями искусства и критиками.
Джексон Поллок за работой, фотография Ганса Намута
Отношения между фотографом и художником не ладились, потому что первый часто командовал, чтобы поймать хороший кадр. Поллок говорил, что ощущал искусственность происходящего и не мог в полной мере сосредоточиться на процессе, потому что был вынужден постоянно подчиняться приказаниям Намута. Напряжение достигло кульминации, когда холодным ноябрьским вечером Джексон и Ганс вернулись домой после особенно неудачной съёмки. Поллок, который полностью бросил пить после переезда в Спрингс, налил себе стакан бурбона. После этого художник выпил ещё и начал спорить с фотографом. Каждый из них назвал другого фальшивым, после этого пьяный Джексон опрокинул стол с едой на глазах гостивших у Поллоков друзей.
Интересные факты
- Первое имя художника — Пол. Однако такое обращение не нравилось Поллоку, поэтому семья и друзья называли его Джеком.
- Однажды Поллок сломал стену в доме, чтобы создать достаточное место для двадцатиметрового холста.
- Джексон находился под большим влиянием Пикассо, в частности его работы «Герника». Сохранились несколько альбомов Поллока, листы которых покрыты набросками пикассовской Герники.
- Поллок не присутствовал на похоронах своего отца в 1933 году, потому что у него не было денег на билет домой.
- Некоторые знакомые специально покупали выпивку для Джексона в барах, чтобы посмотреть на его пьяные выходки.
- Многие работы Поллока не имеют названия и подписаны номерами. Художник это делал для того, чтобы люди воспринимали его полотна с ясной головой, не имея предустановленных идей.
- Про Джексона сняли несколько фильмов. Наиболее известны номинированный на Оскар «Поллок» (2000 год) и «Кто такой, черт возьми, этот Поллок?» (2006).
Если вы интересуетесь не только абстракционизмом, то посмотрите на пять самых известных картин, написанных в технике .
Интересные факты из жизни художника
В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанная самим художником. «Здесь был Ян ван Эйк. 1434». Так как вплоть до XV века было не принято подписывать свои картины.
Картина Ян Ван Эйка, мастера из Брюгге, фламандского живописца эпохи раннего возрождения, — в которой спрятана подсказка. Картина называется «Портрет Четы Арнольфини».
Картина просто блещет огромным количеством деталей, что довольно интересно, ведь она написана только в 1434 году. И подсказкой о том, каким образом автору удалось сделать такой большой шаг вперед в реалистичности изображения, служит зеркало. А также подсвечник — невероятно сложный и реалистичный.
Существует несколько теорий пытающихся объяснить внезапный переход к реализму ван Эйка. Но, одна из самых интересных принадлежит британскому художнику Д. Хокни и физику Чарльзу М. Фалько. Они полагают, что ван Эйк использовал изогнутые зеркала и маленькие линзы-для создания почти фотографических изображений. Этим они объясняют сдвиги в перспективе на его картинах.
После смерти
После внезапной смерти Джексона его образ приобрел популярность: странноватый гениальный художник, который всю жизнь боролся со своими внутренними демонами — чем не герой-романтик?
Как говорила Рут Клигман, у Поллока не было ничего в жизни, за что он мог бы держаться: детей с Ли они так и не родили, себя как художника он исчерпал, близкие друзья отвернулись. Может быть, Джексон специально свернул с дороги в ту ночь? Кто знает… По словам Рут, его смерть была трагичным пророчеством для всего абстрактного экспрессионизма: суицид и алкоголь стали неотъемлемыми спутниками этого течения в живописи. В одном своём интервью она также утверждала, что «рынок искусства был создан трагедией Поллока» — после кончины его полотна взлетели в цене в несколько раз и до сих пор возглавляют список самых дорогих произведений искусства.
Номер 17А, продана в 2015 году за $200 млн
высказывают мнение, что такие высокие цены выгодны США и искусственно подогреваются изнутри: каждая страна гордится своим художником, за картины которого весь мир готов выложить огромные деньги. Более того, репутация Джексона Поллока может считаться результатом своего рода «культурного пузыря»: что произойдёт, если все искусствоведы внезапно признают в нём заурядного художника? Книги придётся переписывать, учебники перерабатывать, а его работы переносить на чердак. К чему вся эта суета?
Детство и юность (1912-1929): Дикий Запад и индейцы
Американский художник Джексон Поллок родился 28 января 1912 года в поселении Коди штата Вайоминг. Сельская местность, ковбои и фермерство — вот и всё, чем мог похвастаться городок. Джексон был младшим из пяти братьев. Тихий и скромный отец — Лерой Поллок — был не особо удачливым фермером, из-за чего семья постоянно колесила по стране в поисках нового места работы. Мальчиков воспитывала мать — Стелла Мэй Поллок — авторитарная и склонная к неврозам женщина.
Мальчики часто помогали отцу и даже какое-то время работали землекопами в Большом Каньоне. Во время таких поездок Джексон познакомился с культурой индейцев, что в дальнейшем повлияло на его творчество.
Семья Поллоков (Джексон справа)
В 1928 году, когда семья поселилась в Лос-Анджелесе, шестнадцатилетний юноша поступил в среднюю школу прикладных ремесёл, но почти сразу же был исключён за употребление алкоголя и несоответствующее поведение. В этот же год его выгнали из другой школы.
Детство и юность
Биография живописца остается загадкой, так как не обнаружено документов, подтверждающих многие факты. Исследователям остается только делать предположения и строить гипотезы. Например, точная дата появления Яна ван Эйка на свет неизвестна. Принято считать, что он родился в период с 1385 по 1390 годы. Его родиной мог быть городок под названием Маасейк или другой провинциальный населенный пункт, Лимбург. Сегодня оба города принадлежат территории Бельгии.
Портрет Яна ван Эйка
Знаменитый художник воспитывался с братьями Губертом и Ламбером, а также с сестрой Маргаритой. С именем Губерта ван Эйка связано много споров. Некоторые ученые считают, что живописи Яна учил именно он. Старший брат передавал младшему свои навыки и участвовал в создании некоторых произведений.
Исследователи предполагают, что своеобразный «семейный дуэт» мог быть успешным. Но в противовес им регулярно выдвигаются версии о том, что брат не был причастен к творчеству ван Эйка и мог не существовать вовсе. Дело в том, что данные книги и источники зачастую расходятся, поэтому выстроить реалистичную картину событий непросто.
Портрет Губерта ван Эйка
Первые работы художника не сохранились, но есть подтверждения того, что его карьера началась в 1422 году. В это время Ян ван Эйк стал придворным живописцем графа Иоганна III Баварского и жил в Гааге. По современным меркам, художник был молод, но подобного статуса мог добиться только искусный мастер. К тому моменту портретист успел обзавестись учениками и собственной школой.