Чем занимается сейчас
Еще в юности Анатолий Карпов начал вести активную общественную деятельность. Сначала он был членом Центрального комитета ВЛКСМ, а позже стал чиновником. Карпов трудился в научно-исследовательских институтах и на кафедрах МГУ. Кроме того, Анатолий занимался благотворительностью.
В 1999 году, незадолго до завершения карьеры шахматиста, Анатолий учредил газодобывающую компанию «Петромир». Позже она вошла в состав инвестиционной группы Volga Group, которой владеет российский предприниматель Геннадий Тимченко.
В 2000-х Анатолий был в Президентском совете по культуре и Общественной палате РФ. Является членом партии «Единая России», входил в состав Госдумы. Также Карпов занимается развитием шахмат в России.
[править] Литература
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.22.
- 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.30.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С.25.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С.39.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.37.
- Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.50—51.
- Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М.: Советский художник, 1965. С.37.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.24.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976. С.30.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.121.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.394, 398, 436.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: 2007. С.74-75.
- Ушакова В. А. Смирнов Анатолий Иванович // Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Т.2. СПб.: Петрополис, 2014. С.352—353.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.391, 394, 431.
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Стихи и песни
Произведения первой половины его жизни были патетическими, на грани броских манифестов. Но со временем в поэзии Рождественского стали доминировать лирика и душевность. На смену революционным призывам пришла любовная тематика, ярко выраженная в стихах « Монолог женщины» и «Будь, пожалуйста, послабее». Роберт Иванович умел видеть в обыденных, привычных событиях философскую составляющую, подмечал то, что большинством не осознается. Но ведь есть в жизни главное, к чему стремится человек.
Поэмой «Реквием» автор особенно дорожил. На ее создание поэта подтолкнуло в том числе и фото, постоянно хранившееся на рабочем столе. На нем изображены 6 молодых братьев матери, пятеро из которых погибли в боях Великой Отечественной. Никого из них Рождественский не помнил.
Роберт Рождественский читает стихи
Из анализа творчества Роберта Ивановича в целом следует, что тем, которых бы он не коснулся, не существовало. Проблему межличностных отношений автор поднял в «Байкальской балладе», о трудностях повседневной жизни повествует «Зал ожидания», о радости бытия – «Человеку надо мало». Даже к теме освоения космоса не остался равнодушным Рождественский, осветив ее в «Вопросе».
Во многом поэзия Рождественского перекликалась с творчеством Владимира Маяковского. В большом количестве его стихотворений столько же энергии и боевой бравады. Особенно это касается строк о войне, ставших песнями. «Баллада о бессмертии», «Даль великая», «Если мы войну забудем», «Мгновения» (из кинофильма «Семнадцать мгновений весны») – эти песни в исполнении Иосифа Кобзона проникают в душу, взывая к лучшим патриотическим порывам.
Война, заставшая Роберта Ивановича ребенком, не ушла бесследно, многократно проявившись в его творчестве. Каждое из таких стихотворений, написанных о разных людях, очень реалистично звучит, словно бы автор сам побывал на месте своих героев. Одним из ряда пронзительных произведений стала «Баллада о зенитчицах», в которой, как наяву, показаны боль, страх и решительная целеустремленность женщин, попавших на фронт.
Роберт Рождественский — «Человеку надо мало»
«Баллада о красках», посвященная тем, кому повезло вернуться с поля боя живым и невредимым, пронизанная грустью, надеждой и верой в лучший исход продолжила в серию баллад о войне.
Песни на стихи Роберта Рождественского любимы не только за высокую нравственность, но и за душевность.
«Огромное небо», «Моей стране», «За того парня» – прозвучали из уст Муслима Магомаева. Певец и автор не раз сотрудничали и восхищались друг другом. Роберт Иванович замечал, что любая песня в исполнении Магомаева – это всегда ожидаемое чудо.
Автор написал некоторым музыкантам тексты, которые превратились в хиты и принесли исполнителям особую популярность, такой стала легендарная песня «Мои года» Вахтанга Кикабидзе. «Вся жизнь впереди» в исполнении ВИА «Самоцветы», «Эхо любви» Анны Герман и Льва Лещенко были не только популярными эстрадными шлягерами, но и символами эпохи.
Прозвучавшая в фильме «Карнавал» в 1981 году песня на стихи Роберта Ивановича «Позвони мне, позвони» ушла в народ, став всесоюзным хитом. Что интересно, за экранного персонажа, сыгранного Ириной Муравьевой, композицию исполняла советская певица Жанна Рождественская, которая, несмотря на фамилию, не являлась родственницей поэта.
Песни на слова Роберта Рождественского пели и продолжают петь едва ли не все звезды советской и российской эстрады. То же можно сказать и о композиторах. Легче назвать тех, кто не писал музыку к стихам поэта. Среди самых известных Арно Бабаджанян, Давид Тухманов, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Раймонд Паулс и десятки других.
Выставки
Анатолий Ярославцев участник региональных, Всероссийских, международных и персональных выставок.
- 1999 Всероссийская выставка «Болдинская осень» к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина ЦДХ. Москва
- 2000 Всероссийская художественная выставка к 2000-летию Рождества Христова «Имени твоему», Москва
- 2003 Межрегиональная выставка «Художники центральных областей России», Липецк
- 2004 Всероссийская художественная выставка «Россия Х» ЦДХ. Москва
- 2005 Международная выставка «Победа», ЦДХ, Москва
- 2008 Выставка-форум «Культурная реальность Подмосковья», Выставочный центр «Крокус Экспо» Москва
- 2009 Всероссийская художественная выставка «РоссиХ1» ЦДХ .Москва.
- 2012 Российская выставка картин «Войти в Россию», Харбин, Китай
- 2014 Межрегиональная выставка (Х1) «Художники Центральных областей России», Липецк
- 2018 Региональная выставка МОСХ «Художники — Москве», Москва
Персональные выставки
- 1989 Прага
- 1990. Воскресенский историко-краеведческий музей
- 1999 Англия
- 2001 Балашихинская картинная галерея
- 2006 Ногинский культурно-выставочный центр
- 2019 Выставочный зал Союза художников России
Личная жизнь
В галерее Герасимова немало живописных подтверждений его счастливой семейной жизни. Он очень любил старшую сестру, которую называл Саней, жену Лидию Николаевну, единственную дочь Галину. Их портреты излучают теплоту и свет. Пышные цветочные букеты, игра солнечных лучей на многих полотнах мастера также говорят о восторженности и душевной чуткости мастера.
Лидия Николаевна, супруга художника, была интересным человеком: в юности училась с дочерями Столыпина, когда Пётр Аркадьевич был саратовским губернатором, в годы Гражданской войны работала в Козлове, в штабе Южного фронта, приходилось ей встречаться с влиятельными революционерами, с Троцким, например. Она стала верной подругой художника, сделавшей его дом уютным и гостеприимным – своими руками вышивала занавески, скатерти, салфетки.
Герасимов бывал во многих странах, но по возвращении в Россию на следующий же день стремился в родной Мичуринск. Он признавался сестре, что любые камни в родном доме ему милее самых шикарных заграничных отелей.
Личная жизнь
Личная жизнь Роберта Рождественского связана с одной женщиной, любовь к которой он пронес через всю жизнь – с Аллой Борисовной Киреевой, литературным критиком и художником по профессии. В первую очередь поэт посвящал стихи о любви своей второй половинке.
У супругов выросли две дочери – Екатерина и Ксения. Первая, родившаяся в 1957 году, – переводчица, писательница и знаменитая фотохудожница, бывшая жена владельца холдинга «Семь дней» и мать троих детей.
Роберт Рождественский, его жена Алла Киреева и дети / «»
Младшая – работала журналисткой, кинокритиком и, закрепив писательское мастерство, стала автором нескольких литературных произведений в прозе. В 2019 году на 49-м году жизни Ксения впервые стала матерью, родив дочь.
Вдова поэта Алла Борисовна, прожившая с ним в браке более 40 лет, прожила 83 года, скончавшись в 2015-м.
Смерть
В 1990-м врачи поставили Роберту Рождественскому страшный диагноз – «рак (злокачественная опухоль головного мозга)». Однако удачно сделанная во Франции операция продлила жизнь поэту на 4 года. Он не просто жил, но и продолжал творить.
Не стало Роберта Ивановича в августе 1994 года. Причина смерти – инфаркт. Похоронили автора строк, цитируемых и поныне, неподалеку от любимого Переделкино, в литературном некрополе. В память о знаменитом жителе одной из улиц поселка присвоено имя Рождественского.
Наследием автора стали сборники его стихов, которые продолжали выходить большими тиражами и после его смерти.
В Алтайском крае ежегодно в июне проводится литературный фестиваль Роберта Рождественского, где местные жители вспоминают своего земляка.
Самые знаменитые картины А.М. Герасимова
Художник написал около трёх тысяч работ: жанровых, портретных, графических, пейзажей и иллюстраций. Многие из них, особенно те, что вне политики, и сегодня привлекают свежестью и изяществом. На политические же работы интересно смотреть с исторической точки зрения, чтобы понять настроение ушедшей эпохи огромной страны.
Наиболее известны полотна:
- «После весенней грозы» (1913);
- «В саду. Портрет Нины Гиляровской» (1913);
- «Букет цветов. Окно» (1914);
- «Ленин на трибуне» (1929/30);
- «Семейный портрет» (1934);
- «Мокрая терраса» или «После дождя» (1935);
- «Сталин и Ворошилов в Кремле» (1938);
- «Портрет балерины Лепешинской» (1939);
- «Гимн Октябрю» (1942);
- «Портрет старейших советских художников» (1944);
- «Рожь» (1946);
- «Есть метро!» (1949);
- «Гроза» (1951);
- «Портрет народных артисток СССР А.А. Яблочкиной, Е.Д. Турчаниновой, В.Н. Рыжовой» (1957).
Многие произведения мастера в золотом фонде русской живописи: в Русском музее (Санкт-Петербург), Третьяковской галерее (Москва), Центральном музее Вооружённых сил РФ (Москва), Государственном историческом музее (Москва), музее-усадьбе А.М. Герасимова (Мичуринск) и других.
В саду. Портрет Нины Гиляровской 1913 г.Букет цветов. Окно 1914 г.Ленин на трибуне 1929/30 г.Семейный портрет 1934 г.Мокрая терраса» или «После дождя» 1935 г.
Сталин и Ворошилов в Кремле 1938 г.
Портрет балерины Лепешинской 1939 г.
Портрет старейших советских художников 1944 г.
Гроза 1951 г
Александр Яковлевич Головин – биография, картины, особенности живописи
Картина Герасимова «После дождя» – для сочинения превосходный источник
Дейнека Александр история жизни и творческий путь
В кругу передвижников
В 1891 году художник вступает в круг передвижников и начинает участвовать в передвижных художественных выставках, не имевших предшественников на территории России. Целью выставок было знакомство жителей страны с современной живописью. Сами художники желали отойти от академического изображения и создавать картины о жизни простых людей, изображать жизнь такой, какая она есть. Эта идея очень импонировала Левитану. Несмотря на восхищение импрессионистами, художник стремился показать природу России такой, какая она есть, без прикрас.
В этот период Левитан создает такие произведения, как «У омута» и «Владимирка» (сейчас обе работы находятся в Государственной Третьяковской галерее), тепло принятые на выставках.
Художник много путешествует как по России, так и за рубежом. Везде он продолжает писать пейзажи, запечатлевая природу в разных ее состояниях. Так, он создает свои известные произведения «Март» (1895, Третьяковская галерея) и «Золотая осень» (1895, там же).
Заслуженные 1940-е и 1950-е
С началом Великой Отечественной войны Александр Михайлович уехал из Москвы в эвакуацию, но через год вернулся. Теперь персонажи его картин – герои войны, труженики тыла, соратники и товарищи по работе. Вкладом в будущую Победу стало и пожертвование солидной суммы личных средств в Фонд обороны.
В конце июля 1943 года Герасимова и троих его коллег (Иогансона, Мухину, Меркурова) отметили званием «Народный художник СССР». Они стали первыми кавалерами почётного звания, несколько дней назад утверждённого законодательно на высшем государственном уровне.
После войны по Европе с огромным успехом прокатилась выставка, в которой были и работы Герасимова. В 1947 году художник находился в Югославии, когда до него дошла новость, что он избран президентом Всесоюзной Академии художеств. Всероссийская Академия, основанная в 1932 году, была преобразована в Академию художеств СССР. Герасимов стал первым её главой. Руководил по 1957 год: неустанно совершенствовал структуру учебного заведения, превращая его в творческий центр страны, обеспечивая созидательному процессу организационный фундамент.
В 1951 году стал доктором искусствоведения. Успевал всё: в Москве к заботам добавлялся институт им. Сурикова, в Ленинграде институт им. Репина и Академия, везде был главой госкомиссии по присуждению дипломов.
Побывал в Китае, Индии, Египте. Создал серию иллюстраций к «Тарасу Бульба» Гоголя. На 80-летие отмечен орденом Трудового Красного Знамени.
И при этом много писал – он был влюблён в жизнь и людей. Художника интересовала личность, интеллектуальная и значительная. Сам живописец так объяснял свои, как он говорил, неудержимые желания запечатлеть красочные образы: «Я люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке…».
Расцвет карьеры
Царствование Анатолия Карпова на мировой шахматной арене продолжалось почти десять лет. Отобрать звание чемпиона планеты у него дважды пытался Виктор Корчной — бывший советский гроссмейстер, в 1976 году отказавшийся возвращаться на родину. Корчной долгое время выступал, будучи лицом без гражданства, и лишь в 1994 году получил швейцарский паспорт.
Первая схватка Карпова и Корчного состоялась в 1978 году. Незадолго до этого Виктор обыграл в матче претендентов экс-чемпиона мира Бориса Спасского. Матч Карпова и Корчного продолжался три месяца (с июля по октябрь) на Филиппинах.
Семь первых партий закончились вничью, после чего Карпов одержал первую победу. Но преимущество практически поочередно переходило от одного гроссмейстера к другому. Все это привело к тому, что счет в их матче стал 5:5. Последняя, решающая партия, состоялась 18 октября. И выиграл ее Карпов, сохранив за собой звание чемпиона мира.
Матч против Корчного имел дополнительную принципиальность для Советского Союза, ведь Виктор фактически сбежал из страны. Первое время Корчной жил в Нидерландах, где ему дали политическое убежище. По сути, это была схватка СССР с Западом.
За те три месяца, что Карпов и Корчной состязались, произошло несколько скандальных ситуаций. Так, например, перед началом одной из партий Анатолий отказался пожимать руку своему сопернику. Это считалось нарушением правил, но судья не обратил на это внимания. Позже Корчной заявил, что Карпову подсуживали и всячески помогали.
По ходу одной из партий Анатолию передали йогурт, что запрещено делать. Виктор считал, что там могла быть какая-то подсказка. Также на протяжении почти всего матча в первых рядах находился советский психолог Владимир Зухарь, который якобы оказывал давление на Корчного. Советская сторона, в свою очередь, обвиняла претендента в неуважении к Карпову и бесконечных провокациях.
Спустя три года, в октябре 1981-го, Корчной предпринял вторую попытку обыграть Карпова. Матч проходил в Швейцарии по тому же формату — до шести побед по партиям. Незадолго до этого стало известно, что сын Виктора находится в трудовом лагере за нежелание проходить военную службу по призыву. В этом случае он не смог бы получить визу, необходимую для выезда из СССР. За семью Корчного вступилось шахматное сообщество по всему миру. Забегая вперед, скажем, что лишь летом 1982-го жена и сын Виктора смогли покинуть СССР.
Корчной находился в подавленном психологическом состоянии. Организаторы решили перенести матч на месяц. Карпов, в свою очередь, был безжалостен к своему сопернику: заявил, что тот «всегда найдет оправдание для поражения». К тому же, сказалась большая разница в возрасте — Анатолий был на 20 лет младше Корчного. Из-за этого Виктор проиграл намного быстрее, чем в первом матче. Карпов одержал победу 6:2 в 18 партиях. Это почти в два раза меньше, нежели в 1978-м (тогда было 32 партии).
Матчи Карпова и Корчного имели большой общественный резонанс. Позже эти события были перенесены на сцену и экран. Мюзикл «Шахматы», в основу которого легли противостояния Карпова с Корчным и Фишером, вошел в список важнейших мюзиклов по версии BBC. Фильм 1984 года «Диагональ слона», сделанный в Европе, получил премии «Оскар» и «Сезар». В 2021 году в прокат вышел российский фильм «Чемпион мира», повествующий о тех событиях.
Интересный факт! Мини-шахматы, которые Анатолий Карпов купил себе с первых денег, служили ему почти 30 лет и были для него настоящим талисманом. Однако в 1990-х Анатолий потерял их во время поездки на один из турниров.
Личная жизнь
В 26 лет Анатолий Карпов женился на Ирине Куимовой. В браке у них родился сын Анатолий. Тем не менее, через пять лет они развелись. Считается, что Ирина так и не смогла привыкнуть к постоянным разъездам супруга.
Наталья Буланова, вторая жена Анатолия, с ним по сей день. Их общая дочь Софья закончила МГИМО по специальности «международная журналистика». Какое-то время Наталья держала собственную художественную галерею. В доме Карповых живут две собаки.
По словам Анатолия, он привык работать. «Больше недели я не отдыхал с 1984 года. Мне обязательно нужно чем-то себя занять», — признался однажды Карпов.
Общественная деятельность
В 1979 году Роберт Иванович был награжден Государственной премией СССР. Он был активным общественным деятелем.
Именно Рождественский возглавил комиссию по литературному наследию Осипа Мандельштама и позаботился о скорейшей реабилитации поэта. Он возглавлял и комиссии по литературному наследию Марины Цветаевой (добился открытия ее музея в столице) и Владимира Высоцкого. Поэт – составитель первой книги стихов Высоцкого, которая издана в СССР.
В 1993 году Роберт Рождественский подписал нашумевшее «Письмо сорока двух», под которым стоят подписи Алеся Адамовича, Беллы Ахмадулиной, Даниила Гранина, Юрия Нагибина и других представителей либеральной интеллигенции России.
[править] Биография
Анатолий Смирнов родился 14 ноября 1924 года в деревне Подборок Череповецкой губернии. После переезда семьи в 1932 году в Ленинград учился в Средней художественной школе.
После начала Великой Отечественной войны работал рабочим на судостроительном заводе. В 1942 году был призван в Красную Армию. Воевал сапёром на Ленинградском фронте, участвовал в боях под Выборгом, в освобождении советской Эстонии.
Смирнов А. Смазчица. 1957. Новокузнецкий художественный музей
После демобилизации вернулся к учёбе в СХШ, которую окончил в 1949 году. В том же году поступил на отделение живописи ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у В. В. Соколова, Л. В. Худякова, А. Д. Зайцева, Б. В. Иогансона. В 1955 году А. Смирнов окончил институт по мастерской профессора Б. В. Иогансона с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Проводы на фронт».
После защиты диплома А. Смирнов продолжил обучение в аспирантуре института. Одновременно началась его педагогическая работа на кафедре рисунка ЛИЖСА имени И. Е. Репина, продолжавшаяся до 1993 года.
В 1955 году по результатам дипломной картины А. Смирнов был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. С 1955 года участвовал в выставках, писал жанровые картины, композиции на историко-революционные темы, портреты, пейзажи, натюрморты.
Среди основных произведений, написанных А. Смирновым, картины «Берёзка», «Поле» (обе 1956), «Смазчица» (1957), «Север» (1958), «На защиту Петрограда», «На путях» (обе 1959) (обе 1959), «Лето» (1961), «В суровом краю», «Задание в разведку», «Север», «Портрет доярки» (все 1964), «Первые колхозники села Даргун» (1967), «Цветы на окне» (1968), «Натюрморт с фруктами» (1972), «На фронт», «Партизаны» (обе 1975) и другие.
Анатолий Иванович Смирнов скончался в 1997 году в Петербурге на семьдесят третьем году жизни. Его произведения хранятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Детство и юность
Будущий поэт Роберт Иванович Рождественский, чье имя в Советском Союзе было известно всем и каждому, появился на свет в алтайской деревушке Косихе в июне 1932 года. При рождении мальчика назвали иначе – Роберт Станиславович Петкевич. Его родной отец Станислав Петкевич по национальности поляк, офицер НКВД. Мама Вера Федорова до войны работала директором местной школы и параллельно училась в медицинском вузе.
Свое имя, нетипичное для сибирской деревни, Петкевич-младший получил в честь революционера Роберта Эйхе. Когда ребенку исполнилось 5 лет, родители развелись. Вскоре началась война. В ее вихре закружило и Станислава Петкевича, призванного в ряды Красной армии, и Веру, мобилизованную как медик на фронт.
Роберт Рождественский в молодости / «»
Отец Роберта погиб в 1945-м в Латвии, где и похоронен в братской могиле. Именно ему посвящен первый стих под названием «С винтовкой мoй папа уходит в поход…», написанный Рождественским еще в детстве. Произведение было опубликовано в газете «Омская правда» в июле 1941 года.
После мобилизации родителей Роберт остался с бабушкой. В 1943 году она умерла, и мама определила сына в детский дом. Забрать его женщина смогла после окончания войны в 1945-м. За ребенком Вера Павловна приехала с новым супругом, однополчанином Иваном Рождественским.
Роберт получил отчество и фамилию отчима, сумевшего заменить мальчику родного отца. Вскоре у него появился единоутробный брат Иван Рождественский. Семья по окончании войны некоторое время жила в Кенигсберге, но потом перебралась в Ленинград. В 1948 году снова совершила переезд – в Петрозаводск.
Биография
А. И. Ярославцев родился 16 февраля 1951 года в городе Воскресенск Московской области.
В 1975 г. окончил Московское художественное училище памяти 1905 года (областное отделение). Учился у преподавателей: Ю. Г. Горелова, Д. А. Воронцова, Ю. Г. Седова, М. Ф. Петрова, О. А. Овсеяна. 1983 г. — начало творческой деятельности. 1987 г. — член Союза художников России; принимает активное участие в общественной деятельности МООСХ; руководит группой художников по разработке герба города Реутов. 2003 г. — избран членом бюро секции графики МООВТО «Союза художников России». 2004—2008 гг. — избран председателем секции графики МООВТО «Союза художников России». 2007 г. — заслуженный художник России. 2014 г. — награждён орденом МВД РФ «За благородство помыслов и дел». 2003 г. — избран членом бюро секции графики МООВТО «Союза художников России». 2004—2008 гг. — избран председателем секции графики МООВТО «Союза художников России». 2007 г. — заслуженный художник России. 2017 г. — награждён серебряной медалью «Духовность, традиции и мастерство» Союза художников России. 2018 г. — диплом Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России.
В течение последних 18 лет работал в мастерской в Химках. В 1978 году, после женитьбы, переехал в город Реутов Московской области, где прожил до конца жизни. 1 августа 2019 года А. И. Ярославцев скоропостижно скончался. Погребен на Ново-деревенском кладбище Балашихинского района.
Семья
Жена, Ольга Анатольевна Талалаева, член Союза художников России, живописец; профессиональный реставратор станковой живописи 1 категории (аттестация Министерства культуры РФ). Дочь советского художника-живописца, члена Союза художников России — А. Н. Талалаева (1929—1989). Сын, Илья Ярославцев (род. 1981), закончил Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова. График, дизайнер. Член Союза художников России. Жена сына, Наталия Скурчаева, выпускница Московского Архитектурного института, архитектор. Трое внуков.
Начало карьеры
Карпов изначально не верил в то, что свяжет свою жизнь с шахматами. Для него это было, в первую очередь, хобби и главная страсть. Причем первые деньги с шахмат он заработал еще в 15 лет, на международном турнире в Чехословакии. Там Анатолий выиграл приз в 200 рублей — солидная по тем временам сумма. С них Карпов купил себе мини-шахматы, которые впоследствии стали его талисманом, и сапоги для мамы.
Спустя два года Анатолий выиграл чемпионат мира среди юношей, проходивший в Швеции. Подобных успехов советские шахматисты не добивались 13 лет. Незадолго до этого Карпов стал мастером спорта СССР. А в 1970 году Анатолий, которому было всего 19 лет, выиграл чемпионат России. Благодаря этому он получил звание гроссмейстера. На первенстве СССР Карпов разделил 5-7 места с Айварсом Гипслисом и Владимиром Савоном.
К первому чемпионству Анатолий был близок в 1973 году. По итогам соревнований он занял второе место, уступив лишь Борису Спасскому — одному из лучших на тот момент шахматистов мира. Тогда же Карпов обыграл Виктора Корчного в матче претендентов.
Весной 1975-го Анатолию предстояла встреча за шахматную корону с Бобби Фишером. Американец, став чемпионом планеты, поймал «звезду» и начал вести себя не совсем адекватно. Перед матчем с Карповым он выдвинул ряд условий Международной шахматной федерации, и некоторые из них были просто абсурдными. Так, например, он требовал право сохранить за собой чемпионский титул в случае равного счета по партиям.
В общей сложности «список Фишера» насчитывал 64 требования. ФИДЕ приняла все, кроме одного — того самого, который предполагал победу при равном счете. Узнав об этом, американец отказался от матча с Карповым, за что и был лишен шахматной короны. Так Анатолий выиграл свой первый чемпионат мира и получил огромные премиальные (около 5 млн долларов).
При этом Карпов горел желанием все-таки сразиться с Фишером. Стороны долгое время обсуждали возможную встречу, но американец с трудом шел на уступки. В итоге Фишер завершил свою спортивную карьеру. Последний свой официальный матч он провел в 1972 году, уступив тем самым звание лучшего гроссмейстера планеты Карпову.
Детство и юность
Родился Анатолий Карпов в мае 1951 года. Назвать его семью простой можно с большой натяжкой, ведь отец будущего шахматиста был известным изобретателем. Евгений Степанович начинал как обычный рабочий на заводе, после чего стал военным инженером. На его счету почти сотня патентов, самые известные из них — реактивная система залпового огня «Град» и бомбовые кассеты.
Именно на заводе Евгений Степанович познакомился с Ниной Григорьевной, которая впоследствии стала его женой и матерью их общих детей. Позже она стала домохозяйкой. В семье Анатолий был вторым ребенком (после старшей сестры Ларисы).
Жили Карповы в коммуналке. Там Анатолий в пять лет впервые опробовал шахматы. Учил Карпова играть в шахматы его отец. Впоследствии он начал ходить в шахматную секцию на базе местного металлургического завода. Первыми тренерами Анатолия стали Алексей Иванович (Ен Чер) Пак, кореец по национальности, и Дмитрий Артемьевич Зюляркин — инженер того самого завода.
Пак разглядел талант Карпова и прикладывал максимум усилий для того, чтобы он как можно больше соревновался. В 1963 году Анатолий поехал на турнир в Москву, где играл с более опытными и статусными шахматистами. Тогда ему было всего 12 лет. Тем не менее, Карпов обыграл их всех и заслуженно попал в «Школу Ботвинника» — известную московскую школу, где готовили шахматистов мирового уровня.
Михаил Ботвинник был первым из советских гроссмейстеров, которому удалось стать чемпионом мира. Однако талант Карпова он разглядел не сразу — заявил даже как-то, что «из него ничего не выйдет».
Интересный факт! Анатолию Карпову разрешили свободное посещение. Из-за частых тренировок и отъездов на турниры окончил он университет лишь в 1978 году — спустя 10 лет, будучи уже чемпионом мира.
Образование и раннее творчество
Творческая биография Роберта Рождественского началась с публикации нескольких его «взрослых» стихов в Петрозаводском журнале «На рубеже» в 1950-м. Тогда поэту исполнилось 18. В этом же году он сделал попытку поступить в Московский литературный институт, но она оказалась неудачной.
«Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушел в спорт. “Достукался” до первых разрядов по волейболу и баскетболу. Ездил на всяческие соревнования, полностью ощутил азарт и накал спортивной борьбы. Это мне нравилось. И казалось, что все идет прекрасно, но… Махнуть рукой на стихи не удалось».
Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко / @alla.kozlova.9
На следующий год юноша вновь штурмовал вожделенный вуз, на этот раз удачно. В 1956 году Роберт окончил литинститут. Еще в молодости, за год до получения диплома, у поэта набрался такой объем произведений, что он издал дебютный сборник стихов под названием «Флаги весны». Книга напечатана в издательстве Карелии.
Спустя год тут же появилась поэма Рождественского «Моя любовь». В том же 1955-м написана первая песня Роберта Ивановича «Твое окно». Это случилось после знакомства поэта с музыкантом Александром Флярковским. Молодые люди встретились на Алтае, где проходили практику.
Впоследствии творческое наследие Рождественского как поэта-песенника пополнилось множеством сочинений, большинство из которых стали известными и любимыми в СССР. Роберт Иванович вошел в историю советской и российской литературы вместе с несколькими талантливыми современниками-шестидесятниками, среди которых Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.