Чернецовы, григорий григорьевич и никанор григорьевич

Значение творчества писателя

Главным образом творчество Григоровича определялось его повестями «Антон-горемыка» и «Деревня». Произведения, рассказывающие о нелегкой судьбе крестьян, о трудностях, происходящих в жизни просто народа, стали известны на весь мир. Такие писатели, как Салтыков, Толстой и многие другие, открыто заявляли о том, что произведения Григоровича имеют огромное значение для всей русской культуры.

Именно Дмитрий Васильевич стал первым писателем-дворянином, который описывал жизнь простых людей в своих произведениях. Рассказывая читателям о бытовой жизни крестьян, Григоровичу удалось воспроизвести все житейские проблемы и трудности с достоверностью. Как уже позже отмечали литературные критики, ему удалось это сделать даже удачнее, чем Тургеневу. Произведения Григоровича были способны по-настоящему оставить незабываемое впечатление у читательской аудитории. Творчество писателя было запоминающимся. Он идеализировал крестьян, создавал добрые образы, описывал природу с тем обожанием, которое присуще только поклонникам своей родины.

Несмотря на все это, в 1860 году этот жанр литературы стал терять свое значение и актуальность. Новые взгляды, которые стали поддерживаться в обществе, исключали возможности печатания произведений Григоровича.

Сведения об авторах

Григорий и Никанор Чернецовы закончили Петербургскую Академию художеств в 1827 г, получив за изображение интерьеров Эрмитажа малые золотые медали. Григорий Григорьевич – писал пейзажи, портреты, многофигурные сцены, а Никанор Григорьевич в основном писал пейзажи. Оба брата достигли выдающихся результатов как в живописи, так и в рисунке. После окончания учебы пути братьев разошлись: Григорий стал художником «Кабинета Его Величества», а Никанор путешествовал по Кавказу.

В 1837 г. Григорий и Никанор стали работать вместе. Они много путешествовали: плавали по Волге, побывали на Ближнем Востоке, жили и работали в Италии. Поездку по Волге они совершили с 22 мая по 18 ноября 1838 г. Братья проплыли всю Волгу – от Рыбинска до Астрахани. Специально для них было приобретено небольшое судно, где художники устроили настоящую мастерскую под парусом. За время путешествия художники сделали много зарисовок, этюдов и картин. Они составили подробное описание художественных и исторических памятников, встреченных ими на протяжении всего пути – от истоков до устья Волги. После возвращения из путешествия художники Чернецовы помимо многочисленных этнографических и археологических материалов привезли художественную параллель берегов Волги, заключавшую в себе в окончательном виде 1982 рисунка общей длиной в 746 м, до 500 видов, до 80 этюдов, писанных масляными красками с натуры, множество планов и рисунков. Огромная картина, исполненная с высоким художественным мастерством, изображала все достопримечательности великой русской реки от Рыбинска до Астрахани.

Образование

Говоря о биографии Дмитрия Васильевича Григоровича, важно отметить, какое образование было у писателя. Когда мальчику исполнилось восемь лет, мать решила отправить его в Москву, где он мог бы учиться во французском пансионе

Решение было принято.

После окончания пансиона Дмитрий Васильевич Григорович уже определился с тем, как он хочет устроить свою жизнь. Писатель переехал в Санкт-Петербург и продолжил свое образование в инженерном училище. Именно там Григорович познакомился с выдающимся писателем – Федором Михайловичем Достоевским.

У Дмитрия не было интереса к точным и естественным наукам, поэтому он решил попробовать свои силы в искусстве. Молодой человек перевелся в Академию художеств, где завел знакомство с еще одним талантливым писателем – Тарасом Шевченко.

Чернецовы Григорий и Никанор Григорьевичи (1802-1865)

Судьба братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, талантливых
выходцев из народа, типична для своего времени: сначала они
преодолели множество препятствий для достижения заветной цели, потом
верно служили своим искусством просветительской идее, а в конце,
вместо благодарности современников, их ожидали забвение и нищета.

Чернецовы исключительно много работали. Творчество каждого из них не
претерпело каких-либо значительных изменений, поэтому выглядит
целостно. Они ездили по России и запечатлевали виды разных ее мест,
делали бесконечные зарисовки и этюды с натуры. На основе этого
материала писали потом в мастерской картины. Новое для их времени
стремление к документальной точности в изображении всего увиденного
соединялось у художников с классицистической академической выучкой,
со стремлением прозреть идеал в натуре.

В их картинах присутствует
радостное чувство открытия жизни вокруг (не чужой, не отвлеченной,
не схематичной). Каждый раз они заново пристально вглядываются в
природу, не позволяя себе впадать в рутину однажды выработанного
приема. Отсюда большая притягательность искусства Чернецовых, его
обаяние. Чернецовы не были учениками
А. Г. Венецианова, но, не
достигая масштабов его дарования и глубины творчества, шли во многом
по его пути. Этот путь — «рабское следование натуре» (А. Г.
Венецианов) и интерес к родной природе, к собственному национальному
бытию.

Правда, в отличие от Венецианова, братья ездили и по другим
странам (побывали в Италии, Египте, Сирии, Палестине, Греции,
Турции) и там тоже неутомимо работали, но большинство из этих
произведений (за исключением ряда итальянских) значительно уступает
сделанным в России. Отец братьев был иконописцем. Рисованию и
общеобразовательным наукам учил их старший брат Евграф, тоже
иконописец.

В 1819 г. семнадцатилетний Григорий Чернецов приехал в
Петербург поступать в АХ. Его не приняли в число казенных учеников,
но разрешили ежедневно по два часа рисовать с оригиналов. Первые
три года в Петербурге Григорий прожил в ужасающей бедности, только
на те скудные средства, что присылал ему Евграф. Однако он упорно
работал и в 1822 г. получил за свои рисунки малую серебряную медаль.
ОПХ назначило талантливому молодому человеку стипендию.

В 1823 г. ОПХ приняло под свое покровительство и приехавшего к брату Никанора
Чернецова. Учились братья в АХ у пейзажиста
М. Н. Воробьева.

В 1827
г. они окончили Академию с малыми золотыми медалями за изображения
интерьеров Эрмитажа. Никанор Чернецов по характеру дарования более
тяготел к пейзажу. Интересы Григория были шире: помимо пейзажей, он
писал портреты, интерьеры, массовые многофигурные сцены. Оба брата
были не только высокопрофессиональными живописцами, но и прекрасными
рисовальщиками. После окончания АХ Григория зачислили художником в
«Кабинет Его Величества». В его обязанности входило изображение
различных официальных событий — торжественных встреч, парадов,
молебствий и пр.

Главное его произведение в этом роде — огромное
полотно «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве
Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге»
(1832-37). Больше половины картины занимает небо с бегущими по нему
облаками. Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным
количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева — император
на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное.
Всю его центральную и первую часть занимает коллективный портрет
современников.

Литература о жизни и деятельности

  • Витвицкая Л.С. Путешествие по Волге // Степная новь. – 2011. – 20 июля (№ 28). – С. 3.
  • Герасимова Ю.В. Астраханский край в творчестве братьев Чернецовых // Астраханские краеведческие чтения: сб. ст. – Астрахань, 2015. – Вып. VII. – С. 384-387.

Емелина М.В. «Вид города ночью» Н.Г. Чернецова из собрания Астраханской картинной галереи // Имена и шедевры Астраханской картинной галереи: сб. науч.-исслед. статей и очерков. – Астрахань, 2015. – С. 70-75.

Марков А.С. От Рыбинска до Астрахани // Марков А.С. Были Астраханского края. – Волгоград, 1976. – С. 220-239.

Марков А.С. Петербургские художники на Черепахе // Марков А.С. Одна из рода Ахматовых. – Астрахань, 2009. – С. 85-92

Парипа О.А. В поисках утраченного: К истории села Началово (Черепаха) // Астраханские краеведческие чтения: сб. ст. – Астрахань, 2011. – Вып. III. – С. 196-198.

Последние годы жизни

Будучи уже на пенсии, писатель написал повесть «Гуттаперчевый мальчик». Дмитрий Васильевич Григорович рассказал о судьбе несчастного мальчика-сироты, который оказался в цирке. Мальчик выполнял акробатические трюки, он был тих и замкнут. Единственным, к кому главный герой испытывал доверие, был клоун, страдающий сильной алкогольной зависимостью. Он старался обходиться с мальчиком с теплотой, пытался радовать подарками, которые делал без повода.

Во время одного из выступлений юному акробату предстояло подняться на огромную высоту и перевернуться вверх ногами. Трюк должен был выполняться без страховки. Мальчик не смог удержаться на высоте и упал, сломав себе ребра и разбив грудную клетку. Представление было завершено. В эту же ночь клоун несколько раз подходил к уже мертвому телу мальчика – удар о пол оказался смертельным. Трогательное произведение по достоинству считается одним из лучших творений писателя, написанных за все время.

Скончался известный писатель 3 января 1900 года в возрасте 77 лет. Дмитрий Васильевич был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Общий вывод

Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем – он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович – это русский Чарльз Диккенс.

Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: