Писатель
Пастухов устроился в исследовательский университет в столице Великобритании, работал консультантом в юркомпании, а также преподавал как приглашенный профессор в Оксфорде.
В 2007 вышла первая книга писателя. Значимые мировые и российские события рассматривались в ней с шокирующей читателей позиции, подвергались резкой критике. Спустя пять лет был опубликовано новое сочинение. Оно явилось итоговой работой, подведением черты под двумя десятками лет исследований посткоммуничтического исторического межсезонья.
В 2014 читатели получили новую книгу. Тираж был весьма небольшим: тысяча экземпляров. В ней проводился анализ украинских событий с 2009 по 2014. Выпущенная в 2018 книга содержала критику российского правительства, конкретно – главы страны. Этот же аспект нашел продолжение на сайте Пастухова. Он рассматривает с подобных позиций все новости и резонансные события. Приводится там же несколько вариантов завершения спецоперации.
Где искать документы Всеобщей переписи населения 1897 года
Архив
По правилам переписи переписные листы, несущие в
себе персональные сведения о каждой семье должны были быть уничтожены.
Большинство комиссий задачу исполнили. Но были и те, что по разного рода причинам
сохранили переписные листы, в последствии передав их в региональные или
районные архивы.
В каждом архиве есть опись фондов. Из нее можно узнать какие документы имеются на хранении и заказать их для просмотра лично в архиве. Заказать удаленный поиск в архиве, составив запрос по электронной почте или нанять исполнителя.
В интернете тоже имеются оцифрованные документы.
Сайт мормонов
Большая часть документов, переданная в архивы, была оцифрована и выложена на сайт мормонов familysearch.org. К сожалению, доступ в России к этому сайту был ограничен. Но активисты добавляют документы и выкладывают их в общий доступ. (Не только Россия, но и другие страны)
Сайт с архивными фондами Всеобщей переписи населения 1897 года
Система, которая позволяет на карте наглядно увидеть сохранность и доступность документов, касающихся Первой Всероссийской переписи населения 1897 года. Сайт имеет несколько разделов.
Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы
Важно учитывать административно-территориальное деление, в результате чего документы могли попасть в разные архивы (например, по Вятской губернии – в нынешние соседние области Кировскую и Вологодскую)
Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы.
Библиография. Различные статьи, книги и сборники, содержащие информацию о Всеобщей переписи населения 1897 года.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи Библиография
Раздел с краткой информацией о Всеобщей переписи населения 1897 года.
АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи О Всеобщей переписи населения 1897 года
Поиск по фондам
Поиск по фондам. Имеется возможность найти документы по ключевому слову, по типу документа, по губернии и уезду. В результате поиска выдается список всех фондов, с указанием номера фонда, описи и дела. В предложенном списке можно выбрать наиболее подходящие документы и просмотреть их на сайте (присутствует ссылка, если документ оцифрован), либо заказать их в архиве.
АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи Поиск фондов
Можно просматривать все документы по губернии, либо по конкретному округу (уезду). Обязательно указан архив, в котором документы лежат на хранении.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи Таганрогский округ
Воспользовавшись этими электронными ресурсами, можно восстановить свою родословную, если документы Всероссийской переписи населения 1897 года по вашему населенному пункту сохранились.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Политолог
В Сети опубликовано немало лекций Пастухова. Однако ничего неизвестно о его частной жизни. Себя он именует испорченным марксизмом-ленинизмом возрастным комментатором, делится своей точкой зрения в публикациях. Ни одного совместного с членами семьи снимка в свободном доступе нет.
Политолог убежден, что социум основан на фундаментальном инстинкте подчинения. Без него человечество не смогло бы развиваться.
Современную Россию политолог сравнивает с Германией начала прошлого столетия. Об Украине отзывается как о стране, коррумпированной и очень слабой. Прибыль в ней получают лишь олигархи: им разруха и война выгодны. Текущую ситуацию политолог охарактеризовал как нетипичный конфликт, цель которого свержение правительства Украины. Он предсказал изоляцию России, а также рассмотрел варианты завершения спецоперации.
Детство и юность
Будущий живописец родился в Петрограде на Благовещение 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1916 года в семье ученика Ильи Репина, мастера фресок Валентина Щербакова.
После Октябрьской революции Щербаковы на время уехали на родину отца семейства, в Казань. Боря постоянно крутился в мастерской Валентина Семеновича, брал в руку кисть и пытался рисовать. Когда мальчику было 4 года, отец в шутку отправил «работы» наследника на выставку футуристов, не указав возраст автора. Рисунки Бориса были с восторгом приняты организаторами, и судьба мальчика оказалась предрешена.
В 30-х годах XX века Щербаковы вернулись в город на Неве. Борис учился в Академии художеств у Петра Шухмина и Исаака Бродского. Дипломная работа начинающего живописца «Редакция “Правды” в 1917 году» экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1939 года.
С началом войны Щербаков-младший на время сменил кисть художника на саперную лопатку. Борис окончил краткосрочные офицерские курсы и участвовал в минировании подступов к Москве осенью 1941 года. Затем выпускник Академии художеств стал фронтовым живописцем, запечатлевавшим образы героев, возвращавшихся в блиндажи после атак. Портреты советских воинов, созданные Щербаковым, имеют не только художественную, но и историческую ценность, поскольку многие из бойцов, запечатленных на них, впоследствии погибли, не оставив на память родственникам фотографий.
Творчество
Борис Валентинович считал, что задача художника — найти в истории народа момент значительный, в природе — момент, выражающий настроение, а в портрете — отражающий характер человека. В качестве названий работ живописец часто использовал поэтические цитаты или строки из песен («Мороз сребрит увянувшее поле», «Течет река Волга», «Широка страна моя родная» и т. д.).
О признании заслуг художника перед живописью свидетельствует как Государственная премия, полученная в 1952 году 36-летним Борисом за полотно «Заседание Президиума Академии наук СССР», так и тот факт, что в 1973 году министр культуры Советского Союза преподнесла картину Щербакова «Русская зима» в дар президенту США Ричарду Никсону. Слава позволяла живописцу запечатлевать на полотнах (например, в работе «Ростов Великий. Девичий монастырь») и купола церквей.
В 1956 году Борис Валентинович принимал участие в копировании шедевров Дрезденской галереи, возвращенных Советским Союзом Германской Демократической Республике. В ходе поездки на берега Эльбы Щербаков написал картины, ставшие основой персональной выставки «Люди и города ГДР».
Среди циклов наследника художественной династии выделяются «Белая серия», объединившая портреты Героев Советского Союза, и серия пейзажей, написанных в уголках России, вдохновлявших литераторов: Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Льва Толстого и Ивана Тургенева, Антона Чехова и Михаила Шолохова.
Юрист
Биография будущего публициста началась в 1963 году. На свет он появился 22 апреля. Выпускник школы высшее образование получил в родном городе, в КНУ. Научный доклад студент делал на втором курсе, активно участвовал в олимпиадах, получал медали за свои работы.
В 1989 Пастухов успешно защитил кандидатскую диссертацию. Затем стал и доктором политических и юридических наук. В Москву он уехал в 1989, вошел в столичную и международную Коллегии адвокатов.
Советником председателя Конституционного суда Владимир Борисович стал в 1991. Был он и заместителем главы Союза кинематографистов. Также сотрудничал юрист с инвестфондом «Hermitage Capital Management». В Институте права в 1999 Пастухов занял руководящую должность в том же году. Успешным стало сотрудничество с редколлегиями престижных профессиональных изданий.
В 2008 Пастухов выехал из страны. Поводом стало участие в деле Магнитского. Пастухов был обвинен в содействии фирме в уклонении от уплаты налогов. Правда, за истечением рока давности дело было закрыто.
Личная жизнь
9 июля 1940 года Борис женился на 19-летней красавице Зое Сорокиной. До свадьбы влюбленные 4 года встречались, вместе ходили в театры, музеи и филармонии. Щербаков не только неоднократно писал портреты жены, но и посвящал избраннице стихи.
Большую часть блокады Ленинграда супруга живописца и его теща прожили в осажденном городе: Зоя Анатольевна, будучи студенткой медицинского вуза, работала в госпиталях. Перевезти родственников в Москву Щербаков смог лишь в 1943 году, причем вначале семья ютилась в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Подколокольном переулке.
В 1948 году Зоя Анатольевна подарила мужу дочь Галину, которая, повзрослев, стала искусствоведом. Щербаковы жили в просторной квартире, служившей художнику и мастерской, на улице Горького в Москве. Лето семья обычно проводила в Подмосковье, причем критерием выбора дачи служило наличие поблизости живописных мест, пригодных для написания пейзажей. Одним из самых известных среди них стала картина «Русь подмосковная».
У Бориса Валентиновича всю жизнь было много друзей как среди коллег, так и среди ученых, литераторов и военачальников, портреты которых он рисовал. В 70-х годах XX века в ходе создания серии молдавских пейзажей Щербаков подружился с первым секретарем ЦК Компартии Молдавской ССР Иваном Бодюлом, а также дочерью партийного чиновника, начинающей художницей Натальей, которую часто брал с собой на пленэры.
Выставка «Борис Свешников. Белый эпос»
Публикации лагерных рисунков
Лагерные рисунки Бориса Свешникова (1927–1998) – совершенно необычное художественное явление.
Фантазийные композиции, где причудливым образом переплетаются память об изящных искусствах прошлого и подспудный кошмар настоящего, гротескность и фантастичность целого и узнаваемость деталей – все это во многом созвучно европейскому сюрреализму. Для времени своего создания рисунки Свешникова – на пике художественной актуальности. Это особенно поразительно, если учесть, что художественный язык был выработан автором самостоятельно в условиях не просто оторванности от художественной среды, но полного культурного вакуума.
Работы Свешникова мало похожи на другие рисунки, созданные в неволе и, в частности, в лагерях ГУЛАГа. Они проникнуты необычным ощущением внутренней свободы, неподвластности лагерной теме, которая вплетается в сюжет иносказанием или второстепенными деталями, как бы исподволь и неявно. Художник, сосредоточенный на своем собственном мире, запечатлел не реалии лагеря, но драму творческого сознания, попавшего в условия выживания, постоянной борьбы с небытием. Строки из писем Свешникова родным помогают восстановить этот контекст, где единственно значимой реальностью остается пространство его мыслей и снов.
Судьба рисунков лагерной серии не менее драматична, чем судьба художника: работы разошлись по частным коллекциям, и собрать их воедино сейчас невозможно. Серия никогда и нигде не была показана в виде отдельной выставки, однако ей были посвящены по меньшей мере две важные публикации. Именно они легли в основу нашего выставочного проекта. Каждая из них – важная веха в осмыслении и сохранении наследия художника и заслуживает отдельного разговора. Кроме того, увы, сейчас это единственная возможность показать лагерную серию Свешникова в виде выставки.
Первое представление лагерных работ широкой публике состоялось в 1977 году, через 30 лет после их создания, в альманахе «Аполлон-77», изданном в Париже по инициативе Михаила Шемякина. Публикацию о работах Бориса Свешникова подготовил Андрей Синявский (Абрам Терц), сопроводив их своим эссе под названием «Белый эпос». Именно она сделала серию знаменитой, обозначив место лагерных рисунков Свешникова в контексте мирового искусства
Заголовок эссе вынесен в название выставки, отмечая его публикацию как знаковое событие, а также чрезвычайную важность взгляда не только большого писателя, но и бывшего лагерника
Альбом «Борис Свешников. Лагерные рисунки», изданный Международным Мемориалом, – наиболее полная публикация работ лагерной серии. Это уникальное издание, работу над которым с конца 1980-х годов вел друг художника искусствовед Игорь Голомшток. По его инициативе фотографом Юрием Бродским были отсняты все сохранившиеся работы серии. Альбом вышел в свет уже после смерти Свешникова, в 2000 году. В него вошли не только репродукции рисунков, но и большой комплекс архивных материалов и текстов художника. Рисунки воспроизведены в реальном размере с максимальным приближением к оригиналу по фактуре и качеству бумаги. Одновременно с альбомом был издан набор репродукций с теми же характеристиками – именно они составляют основной контент выставки.
Над выставкой работали:
Ирина Галкова – идея, тексты
Алина Саулова – дизайн
Анна Булгакова – координация работ по выставке
Наталья Йозеф – видеоконтент
Валентин Гринчук, Владимир Салмин – монтаж
Мы благодарны за помощь в подготовке выставки Юрию Бродскому, Галине Ельшевской, Елене Жемковой, Константину Львову, Петру Пастернаку, Светлане Фадеевой, Алексею Макарову, Ирине Осиповой, Татьяне Корольковой и библиотеке Дома Русского Зарубежья, Екатерине Вуйцицкой и мастерской «Фотолаб».
Выставка открыта в Международном Мемориале с 6 октября 2020 года до 15 января 2021 года ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, с 11.00 до 19.00.
Доступна кураторская экскурсия по выставке (видео).
Смерть
В 55 лет Борис Валентинович перенес первый инфаркт. Едва начав идти на поправку, художник стал еще интенсивнее работать. Первым полотном, написанным на пути к выздоровлению, стала картина 1971 года «Апрельское солнце». Пейзаж Щербаков создал в больничной палате.
Когда художнику после выписки было противопоказано носить на пленэры складной стул, зонтик и этюдник, эти вещи мужа несла Зоя Анатольевна. Когда болезнь запирала живописца в 4 стенах, жена приносила в квартиру-мастерскую букеты цветов, которые Борис Валентинович запечатлевал в натюрмортах.
Последнее десятилетие сердце Щербакова билось при помощи кардиостимулятора. Поддерживать жизнь и работоспособность живописцу помогал врач Евгений Чазов, портрет которого Борис Валентинович успел написать.
Художник скончался в возрасте 79 лет через 2 недели после изумрудной свадьбы. По одним сведениям, сердце Щербакова перестало биться 24-го, а по другим — 25 июля 1995 года. Живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы рядом с отцом.