Художник Сорока
Судьба Григория Сороки (Васильева) была типичной для своего времени. «Васильев сын» родился в Тверской губернии и был крепостным помещика Николая Милюкова. «Сорока» — это его прозвище.
С детства мальчику нравилось рисовать. А когда юноше исполнилось восемнадцать, судьба преподнесла ему подарок: встречу с художником Алексеем Гавриловичем Венециановым. Известный художник жил по соседству с Милюковым.
Григорий Сорока. Портрет художника Алексея Гавриловича Венецианова. 1840-е
Как известно, Венецианов еще с 1820-х гг. организовал в своем имении Сафонково школу живописи. В свою школу он брал на полное содержание мальчиков из бедных семей. Многие из них (всего учеников было около 80 человек) впоследствии составили широко известную «венециановскую школу».
С самых первых работ самоучка показал, что обладает незаурядным талантом. Его зарисовки крестьян убедили Венецианова, что юноша наблюдателен и хорошо разбирается в особенностях характера портретируемых им людей.
Григорий Сорока «Гумно» 1843
Григорий Сорока очень любил и уважал своего учителя. Недаром первая его картина, как и первая картина самого Венецианова, носит название «Гумно». Хотя это была своего рода ученическая работа, но уже в ней видна огромная любовь к родному краю.
Талантливый ученик Венецианова так и не получил возможности развить свой талант. Несмотря на все усилия своего учителя, Григорий Сорока остался крепостным. Это наложило трагический отпечаток на его судьбе.
Сорока (Васильев) Григорий Васильевич (1823-1864)
Г. В. Сорока родился в семье крепостного
крестьянина. Восемнадцати лет он был взят в дом хозяина (имение
«Островки»), помещика Н. П. Милюкова. Вскоре обнаружил способности к
рисованию и стал одним из учеников
А. Г. Венецианова, жившего
неподалеку в своем имении Сафонково. В течение нескольких лет Сорока
то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то
возвращался в «Островки» с каким-то заданием от него.
Становление Сороки как художника было
невероятно быстрым. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842
г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в
рисовании; картина «Гумно» (1843) уже достаточно профессиональна, а
«Кабинет дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова» (1844) — одно из
самых поэтичных изображений интерьера во всей русской живописи.
Творческий путь Сороки продолжался не более
десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а
датировка их очень приблизительна. Они не равноценны.
Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной
живописи. «Флигель в «Островках»…» (первая половина 1840-х) прямо
перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца
XIX — начала XX в. Четыре пейзажа, исполненные в селе Спасском
Тамбовской губернии (принадлежавшем родственникам Милюковых), — «Вид
на плотину», «Рыбаки», «Вид на озеро Молдино», «Вид в имении
Спасское» (все ок. 1847) — поражают эпическим размахом восприятия и
изображения природы. Еще три пейзажа, написанные дома, в
«Островках», — «Вид на озеро Молдино в усадьбе «Островки»», «Часовня
в парке» и «Вид в «Островках»» (все конца 1840-х), — напротив,
отличаются камерным, подчеркнуто интимным характером. Кроме
«Кабинета дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова» он написал еще
одну интерьерную картину, «Отражение в зеркале» (1840-е), — сложную
по пространственному решению и безупречную по исполнению.
В портретной же живописи Сорока был заметно
скован — тут нужна была более основательная школа, чем та, которую
он успел получить. Тем не менее его портрет Е. Н. Милюковой (конец
1840-х) способен соперничать со многими портретами своего времени, а
автопортрет, написанный тогда же, трогает драматизмом, скрытым под
внешней сдержанностью.
Судьба Сороки действительно была крайне
драматична. Попытки добиться вольной окончились безрезультатно.
Успевший поверить в свои возможности и ощутить себя творцом,
художник продолжал зависеть от помещичьего произвола, а смерть
Венецианова (1847) отняла у него не только наставника, но и
заступника в тяжело сложившихся отношениях с хозяином. Известно, что
в 1850-х гг. он покинул усадьбу и вернулся в родную деревню
Покровское; там женился (1852), у него родились два сына, потом
дочь.
Крестьянской работы Сорока не знал и зарабатывал
на жизнь как художник, но писал уже не картины, а иконы (таких икон
было впоследствии найдено не менее десятка); пытался преподавать
рисование крестьянским детям, но попытка потерпела неудачу. Он начал
сильно пить. В 1864 г. оказался каким-то образом причастен к
крестьянским волнениям, начавшимся в связи с отменой крепостного
права и несправедливыми условиями выкупа земли у помещика (то ли
писал прошения, то ли подговаривал односельчан к неповиновению), и
был наказан за это. Наказание стало последней каплей, переполнившей
чашу терпения, — Сорока покончил с собой.
Последние годы жизни
Судьба действительно была по отношению к художнику строга, а временами беспощадна. Несмотря на попытки Венецианова «испросить для него свободу», Сорока до последних дней жизни остался крепостным. Милюков отказал ему в «вольной», запретил поездки в Санкт-Петербург, заставил ухаживать за садом.
Вскоре (1847) погиб Венецианов, и жизнь Григория Сороки превратилась в медленное угасание. Принудительный брак без любви с крепостной угнетал его. Он жил в деревне, писал для церкви образа, иногда обучал мальчишек рисованию.
В 1861 г. Сорока, за резкое выступление против своего барина был арестован и подвергнут телесному наказанию. Спустя некоторое время, его отпустили «по болезни», но что-то в нем надломилось. В мае 1864 г. его тело было обнаружено «в обжигательной избе повесившимся».
Так ушел из жизни один из замечательных «воспевателей» русской жизни и природы, Григорий Сорока. Ему было всего 40 лет (1823-1864). Напомню читателям: в 1861 году в России было отменено крепостное право, по сути — рабство.
Видео
К сожалению, о Григории Сороке видематериалов маловато. В этом видео дополнительная и познавательная информация о художнике и его картинах.
Друзья, оставляйте в комментарии к статье. Был ли вам знаком ранее художник Григорий Сорока? Поделитесь этой информацией в соцсетях. Заходите на этот сайт за новыми историями!
Последние годы жизни
Судьба действительно была по отношению к художнику строга, а временами беспощадна. Несмотря на попытки Венецианова «испросить для него свободу», Сорока до последних дней жизни остался крепостным. Милюков отказал ему в «вольной», запретил поездки в Санкт-Петербург, заставил ухаживать за садом.
Вскоре (1847) погиб Венецианов, и жизнь Григория Сороки превратилась в медленное угасание. Принудительный брак без любви с крепостной угнетал его. Он жил в деревне, писал для церкви образа, иногда обучал мальчишек рисованию.
В 1861 г. Сорока, за резкое выступление против своего барина был арестован и подвергнут телесному наказанию. Спустя некоторое время, его отпустили «по болезни», но что-то в нем надломилось. В мае 1864 г. его тело было обнаружено «в обжигательной избе повесившимся».
Так ушел из жизни один из замечательных «воспевателей» русской жизни и природы, Григорий Сорока. Ему было всего 40 лет (1823-1864). Напомню читателям: в 1861 году в России было отменено крепостное право, по сути — рабство.
Видео
К сожалению, о Григории Сороке видематериалов маловато. В этом видео дополнительная и познавательная информация о художнике и его картинах.
В какой бесплатный архив стоит обращаться, чтобы узнать о предках бесплатно без регистрации
Если вы не знаете, с какого архива вам стоит начать, начните с главного архива региона, в котором проживал данный человек. К примеру, если вы живёте в области, то таким архивом может стать Центральный государственный Архив Московской области.
Ссылка: https://rusarchives.ru/state/moskovskaya-oblast/centralnyy-gosudarstvennyy-arhiv-moskovskoy-oblasti
С региональными архивами можно связаться по телефону или е-мейл (при должной доле упорства). Отправьте запрос в такой архив и регулярно проверяйте, дошёл ли он, каково состояние его рассмотрения, и получите ли вы требуемую информацию.
Поиск документов в местных ЗАГСах вам не очень поможет. Всё потому, что ЗАГСы были созданы уже после революции, и захватили с собой постреволюционный документальный период. Но если строк вашего исследования включает и революционное время, вы можете обратиться и в местный ЗАГС за информацией о своих предках.
Видео-инструкция
В нашей статье мы рассмотрели способы узнать о всех своих предках, которые жили до революции, по имени и фамилии абсолютно бесплатно и без регистрации. В большинстве случаев понадобится обратиться в государственные архивы, в которых находятся многие метрические книги и прочие документы той эпохи. Поскольку государственные архивы довольно часто выполняют запросы на платной основе, есть резон обратиться за помощью к волонтёрам, работающим на базе поисковых генеалогических ресурсов. Многие из них работают лишь на личном энтузиазме, и смогут помочь вам в осуществлении ваших поисков.
Григорий Сорока: картины
Более, нежели у других учеников мастера, у Григория Сороки получил развитие поэтический и вместе сочувственно-любовный взгляд на мир русского крестьянства. Таковы его карандашные крестьянские портреты, таково его «Гумно».
Созданные молодым художником пейзажи считаются одними из лучших в бытовом жанре. Пейзажи полны умиротворения и лирики. Они написаны с такой любовью, что кажется, художник увидел в этом пейзаже гармонию, согласие и покой.
Сороке принадлежит один из лучших венециановских интерьеров «Кабинет в усадьбе Островки», с великолепным натюрмортом на письменном столе. Наиболее удачно написаны гладко выструганные бревенчатые стены, по которым скользит мягкий дневной свет.
«Кабинет в усадьбе Островки», 1844
Этот свет с уникальным мастерством использован для характеристики не только пространства, но и фактуры предметов. На лакированной поверхности деревянной мебели он ложится легкими бликами.
Мягко, широко лежит на ровных половицах некрашеного пола, дробится на стеклах портретов на стене, ровнее освещает незастекленные живописные плотна. А мальчик, с книжкой в руках (почему-то кажется, что это томик стихов), присевший на краешек дивана, словно олицетворение какой-то неуловимой изящности и деликатности.
Портрет Лидии Николаевны Милюковой. Вторая половина 1840-х
Как придворный живописец Сорока рисовал и детей своего хозяина: Елизавету и Лидию Милюковых. Портреты детей, почему-то напоминают работы мастеров Возрождения. В них так много внутренней просветленности, веры в душу человека.
Точность характеристики «мертвой натуры», лишенная, однако, сухости и иллюзорности натурализма, присуща и натюрморту Г. В. Сороки «Отражение в зеркале». Здесь бытовой характер подбора вещей органично сочетается с жанровой сценкой, отраженной зеркалом.
«Отражение в зеркале» 1850-е
Среди удивительно лиричных картин особняком стоит его «Автопортрет», написанный в 1841-1842 годах. Хотя художник изобразил себя внешне спокойным, глаза говорят о страдании и незащищенности от судьбы и жизненных обстоятельств (Изображение в миниатюре к статье)
Пейзажи
В большинстве своем пейзажи художника показывают окрестности озера Молдино. «Рыбаки», «Вид на плотину в имении», «Вид на озеро Молдино» незамысловаты по выбранному мотиву. Во всех трех работах поражает доподлинность наблюдения природы, органически слитая с каким-то обостренным чувством ее красоты.
«Рыбаки» Вторая половина 1840
«Вид на озеро Молдино», 1840-е
Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е
Прекрасно передано ощущение тишины, разлитой в неподвижных рощах, в застывшей глади озера, в высоком небе, лишенном облаков. Это ощущение тишины и несколько даже утрированного покоя. Оно чувствуется и в фигурах рыбаков, косарей в белых рубашках и высоких поярковых шляпах, женщин в просторных платьях.
Их движения медленны, складки их одежд лежат просто и прямо. В этих полотнах нет той живописной вибрации цвета и таяния контура в глубинных планах, которая имеет место у самого Венецианова.
Пейзажи Григория Васильевича Сороки как бы лишены воздуха. Отчетливость, с которой открывается взору весь этот прекрасный мир, несет отпечаток какой-то щемящей, грустной остроты – индивидуальной черты работ художника.
К чему увидеть сороку
Часто приметы про сорок трактуются позитивно. К примеру, встреча с парой птиц сулит приход гостей. Если болтушка сидит или летает одна, значение поверья может быть негативным. Во время прогулки встретится с целой стаей – вскоре вы побываете на свадьбе или сами обзаведетесь семьей.
Согласно легенде, это единственная птаха, которая не захотела войти в ковчег Ноя. Она спряталась на крыше корабля, чтобы смеяться над утопающим миром. Другое поверье сообщает, что под языком у бело-черной говоруньи есть капля крови правителя Преисподней. Из-за этого ее прозвали дьявольской птицей.
За окном
Примета, когда пернатая болтунья села на окно, обещает жителям дома неприятности. Это может быть пожар или кража
Когда сорока заглядывает в окно, стоит проявить осторожность. Ожидаются существенные денежные потери
Если в доме кто-то болеет и в это время сорока села на подоконник, состояние больного скоро улучшится.
Согласно другой трактовке, есть большой риск того, что дом скоро ограбят. Сорока прилетела к окну и тихо сидит – вас ждут долгожданные, радостные известия.
К чему синички заглядывают в окно?
На балконе
Сорока прилетела на балкон – хорошая примета. С жителями дома ничего плохого не случится. Все члены семьи будут счастливы, финансовых трудностей не предвидится. Но есть и негативный вариант толкования приметы – вскоре в дом могут проникнуть воры.
Птица, прилетевшая на балкон, ведет себя скрытно и тихо – к покойнику. Если сорока ведет себя шумно и стучит, ваш дом скоро посетят веселые гости.
В доме
Сорока залетела в дом – благоприятная примета. Трещотка, оказавшаяся внутри помещения, обещает радость, выздоровление, прибыль. Кричащая птица, попавшая в дом, признак того, что вскоре жизнь его обитателей изменится к лучшему, а все плохое закончится. Аналогичное значение имеет примета, если в жилище залетела сразу две птахи.
Какие события сулит залетевшая в дом синица?
Сорока на крыльце обещает неудачи. Чтобы нивелировать действие негативной приметы, необходимо повернуться на 180 градусов, а после выйти из дома задом наперед.
- Увидеть птицу, летающую над домом – негативная примета.
- Если она кружит, но не садится на крышу, вскоре вас ждут неудачи, несчастья.
- Сорока во дворе говорит о сплетнях и осуждениях семьи среди знакомых или соседей.
- Сорока на крыше дома – это нейтральная примета. Жильцов дома не ждет ничего плохого, но и хорошего тоже. По другой трактовке, кровля, на которую села черно-белая птаха никогда не рухнет.
- «Белобока», стрекочущая перед домом на березе, рябине или любом другом дереве – плохая примета. При таких обстоятельствах беременной женщине нельзя выходить на улицу. Ведь черно-белой вещуньей может оказаться ведьма, способная украсть из утробы будущей матери ребенка или навести на него порчу.
В данный момент просматривают → Приметы и поверья про бабочек
Также ведьмы могут принимать образ пушистой хозяйки леса.
На улице
Повстречать болтушку на улице – не к добру. Поэтому при виде птицы стоит перекреститься или начертить на земле крестик.
Приметы в зависимости от количества пернатых:
- одна сулит печаль, несчастья;
- две – скорый приход долгожданных гостей;
- три – стоит проследить за поведением птиц, они могут предсказывать вашу судьбу;
- четыре – плохие новости;
- пять птиц – рождение ребенка.
Приметы о сороках касаются и рыбаков. Если рядом с рыболовом кружат несколько птах, его улов увеличится в два раза. Встреча с «белобокой» по дороге в церковь, храм – плохая примета, предрекающая скорую смерть кого-то из близких. А сорока на заборе обещает склоки и ссоры в семье.
Черно-белая птаха, пролетающая рядом с движущимся транспортом либо прыгающая по автомобилю, предупреждает водителя о высоком риске аварии
Необходимо ехать крайне осторожно, а лучше перенести поездку. Такое же предсказание имеет примета про воробья
Григорий Сорока: картины
Более, нежели у других учеников мастера, у Григория Сороки получил развитие поэтический и вместе сочувственно-любовный взгляд на мир русского крестьянства. Таковы его карандашные крестьянские портреты, таково его «Гумно».
Созданные молодым художником пейзажи считаются одними из лучших в бытовом жанре. Пейзажи полны умиротворения и лирики. Они написаны с такой любовью, что кажется, художник увидел в этом пейзаже гармонию, согласие и покой.
Сороке принадлежит один из лучших венециановских интерьеров «Кабинет в усадьбе Островки», с великолепным натюрмортом на письменном столе. Наиболее удачно написаны гладко выструганные бревенчатые стены, по которым скользит мягкий дневной свет.
«Кабинет в усадьбе Островки», 1844
Этот свет с уникальным мастерством использован для характеристики не только пространства, но и фактуры предметов. На лакированной поверхности деревянной мебели он ложится легкими бликами.
Мягко, широко лежит на ровных половицах некрашеного пола, дробится на стеклах портретов на стене, ровнее освещает незастекленные живописные плотна. А мальчик, с книжкой в руках (почему-то кажется, что это томик стихов), присевший на краешек дивана, словно олицетворение какой-то неуловимой изящности и деликатности.
Портрет Лидии Николаевны Милюковой. Вторая половина 1840-х
Как придворный живописец Сорока рисовал и детей своего хозяина: Елизавету и Лидию Милюковых. Портреты детей, почему-то напоминают работы мастеров Возрождения. В них так много внутренней просветленности, веры в душу человека.
Точность характеристики «мертвой натуры», лишенная, однако, сухости и иллюзорности натурализма, присуща и натюрморту Г. В. Сороки «Отражение в зеркале». Здесь бытовой характер подбора вещей органично сочетается с жанровой сценкой, отраженной зеркалом.
«Отражение в зеркале» 1850-е
Среди удивительно лиричных картин особняком стоит его «Автопортрет», написанный в 1841-1842 годах. Хотя художник изобразил себя внешне спокойным, глаза говорят о страдании и незащищенности от судьбы и жизненных обстоятельств (Изображение в миниатюре к статье)
Пейзажи
В большинстве своем пейзажи художника показывают окрестности озера Молдино. «Рыбаки», «Вид на плотину в имении», «Вид на озеро Молдино» незамысловаты по выбранному мотиву. Во всех трех работах поражает доподлинность наблюдения природы, органически слитая с каким-то обостренным чувством ее красоты.
«Рыбаки» Вторая половина 1840
«Вид на озеро Молдино», 1840-е
Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е
Прекрасно передано ощущение тишины, разлитой в неподвижных рощах, в застывшей глади озера, в высоком небе, лишенном облаков. Это ощущение тишины и несколько даже утрированного покоя. Оно чувствуется и в фигурах рыбаков, косарей в белых рубашках и высоких поярковых шляпах, женщин в просторных платьях.
Их движения медленны, складки их одежд лежат просто и прямо. В этих полотнах нет той живописной вибрации цвета и таяния контура в глубинных планах, которая имеет место у самого Венецианова.
Пейзажи Григория Васильевича Сороки как бы лишены воздуха. Отчетливость, с которой открывается взору весь этот прекрасный мир, несет отпечаток какой-то щемящей, грустной остроты – индивидуальной черты работ художника.
Популярные сочинения
- Анализ рассказа Кавказ Бунина 8 класс В рассказе Бунина «Кавказ» повествуется о несчастной любви. Он построен на антитезе. Писатель играет на контрастах.
- Сочинение-описание по картине Портрет Пушкина Тропинина 9 класс Наиболее узнаваемой картиной В.А. Тропинина можно по праву считать портрет А.С. Пушкина. Эта работа известна тем, что была выполнена по заказу самого поэта еще в 1827 году при его жизни.
- Моя малая Родина — сочинение-рассуждение (1-11 класс) Сегодня хочется рассказать о своей малой родине. Это место, которое я очень люблю. Здесь я родился и росту. Этому месту принадлежит мое сердце и даже душа.
Художник Сорока
Судьба Григория Сороки (Васильева) была типичной для своего времени. «Васильев сын» родился в Тверской губернии и был крепостным помещика Николая Милюкова. «Сорока» — это его прозвище.
С детства мальчику нравилось рисовать. А когда юноше исполнилось восемнадцать, судьба преподнесла ему подарок: встречу с художником Алексеем Гавриловичем Венециановым. Известный художник жил по соседству с Милюковым.
Григорий Сорока. Портрет художника Алексея Гавриловича Венецианова. 1840-е
Как известно, Венецианов еще с 1820-х гг. организовал в своем имении Сафонково школу живописи. В свою школу он брал на полное содержание мальчиков из бедных семей. Многие из них (всего учеников было около 80 человек) впоследствии составили широко известную «венециановскую школу».
С самых первых работ самоучка показал, что обладает незаурядным талантом. Его зарисовки крестьян убедили Венецианова, что юноша наблюдателен и хорошо разбирается в особенностях характера портретируемых им людей.
Григорий Сорока «Гумно» 1843
Григорий Сорока очень любил и уважал своего учителя. Недаром первая его картина, как и первая картина самого Венецианова, носит название «Гумно». Хотя это была своего рода ученическая работа, но уже в ней видна огромная любовь к родному краю.
Талантливый ученик Венецианова так и не получил возможности развить свой талант. Несмотря на все усилия своего учителя, Григорий Сорока остался крепостным. Это наложило трагический отпечаток на его судьбе.
Где искать документы Всеобщей переписи населения 1897 года
Архив
По правилам переписи переписные листы, несущие в
себе персональные сведения о каждой семье должны были быть уничтожены.
Большинство комиссий задачу исполнили. Но были и те, что по разного рода причинам
сохранили переписные листы, в последствии передав их в региональные или
районные архивы.
В каждом архиве есть опись фондов. Из нее можно узнать какие документы имеются на хранении и заказать их для просмотра лично в архиве. Заказать удаленный поиск в архиве, составив запрос по электронной почте или нанять исполнителя.
В интернете тоже имеются оцифрованные документы.
Сайт мормонов
Большая часть документов, переданная в архивы, была оцифрована и выложена на сайт мормонов familysearch.org. К сожалению, доступ в России к этому сайту был ограничен. Но активисты добавляют документы и выкладывают их в общий доступ. (Не только Россия, но и другие страны)
Сайт с архивными фондами Всеобщей переписи населения 1897 года
Система, которая позволяет на карте наглядно увидеть сохранность и доступность документов, касающихся Первой Всероссийской переписи населения 1897 года. Сайт имеет несколько разделов.
Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы
Важно учитывать административно-территориальное деление, в результате чего документы могли попасть в разные архивы (например, по Вятской губернии – в нынешние соседние области Кировскую и Вологодскую)
Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы.
Библиография. Различные статьи, книги и сборники, содержащие информацию о Всеобщей переписи населения 1897 года.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи Библиография
Раздел с краткой информацией о Всеобщей переписи населения 1897 года.
АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи О Всеобщей переписи населения 1897 года
Поиск по фондам
Поиск по фондам. Имеется возможность найти документы по ключевому слову, по типу документа, по губернии и уезду. В результате поиска выдается список всех фондов, с указанием номера фонда, описи и дела. В предложенном списке можно выбрать наиболее подходящие документы и просмотреть их на сайте (присутствует ссылка, если документ оцифрован), либо заказать их в архиве.
АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи Поиск фондов
Можно просматривать все документы по губернии, либо по конкретному округу (уезду). Обязательно указан архив, в котором документы лежат на хранении.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи Таганрогский округ
Воспользовавшись этими электронными ресурсами, можно восстановить свою родословную, если документы Всероссийской переписи населения 1897 года по вашему населенному пункту сохранились.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии: