биография
Родился в 1625 году в Наньчане, провинция Цзянси, потомок династии Мин принцем Чжу Цюанем . Его социальное имя — Ренан, а прозвища — Шунян , Гешан , Люву (Дом осла) и Ренву .
Он начал рисовать и писать стихи в очень молодом возрасте. В 1644 году , когда император Chongzhen покончила с собой после захвата Пекина по повстанческой армии и пересечению Великой стены из Китая по маньчжурской армии, молодой человек укрылся в буддийском храме и стал монахом в 23 лет. В разделе буддийское имя Чуаньци , быстро получившее титул священника, а затем аббата.
В 1672 году , после смерти своего духовного учителя отца Хун Миня, он покинул монастырь и вел жизнь странствующего монаха-художника. Он присоединился к суду Ху Итана, магистрата округа Линчуань . Он не хотел делать карьеру из-за своего происхождения Мин.
С 1684 года он получил религиозное прозвище Бадашан рен (八大八人, иногда переписываемое на Па-та-шань-джен), под которым он остается известным в Китае.
Он был особенно расстроен уходом своего защитника Ху Итана. Убитый горем, если у него не было проблем с мозгом, он отказывался ни с кем разговаривать; на двери он написал иероглиф ǎ (哑, «немой»). Он лихорадочно жестикулировал, пил до отказа, чередуя смех и плач. В приступе гнева он якобы сжег свою одежду, положив конец своей монашеской жизни. Таким образом, в возрасте 54 лет он вернулся к светской жизни и женился, оставаясь странствующим художником.
Как собиралась коллекция: «Ценилось прежде всего русское искусство»
Конечно, первые работы, которые попали в коллекцию музея, – это так называемые «идеологические» картины белорусских художников.
Однако главной целью было восстановление утраченной коллекции и пополнение новой. Довоенная галерея – это национализированные произведения искусства, которые доставляли в Минск из усадеб и замков. Как правило, эти коллекции включали в себя западное, русское и местное искусство.
Аладова начала с того, что составила по памяти опись утраченного имущества. Кроме того, у нас сохранились акты передачи так называемого дуплетного фонда из музеев Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина. Это те картины, которые не будут выставлены в больших музеях, – они передавались в Минск.
Елена Аладова старалась покупать те работы, которые были написаны в Беларуси, или тех художников, в биографии которых был «белорусский след». Для этого проводилась огромная исследовательская работа. Она обратилась к экспертам – например, пригласила Сендера Палееса: это был человек, который грезил идеей библиографического словаря белорусских художников с XII по XX век. И составил такой словарь: у него была огромная картотека белорусских художников. Елена Аладова заключила с ним договор на предоставление 600 имен художников, связанных с Беларусью, и платила ему за каждую карточку. Такой договор сохранился в личной коллекции ее дочери, профессора и музыковеда Радославы Аладовой.
Палеес предоставил ей все эти имена. По его картотеке целенаправленно шла закупка белорусских художников. Так были приобретены коллекция Хруцкого, коллекция Бялыницкого-Бирули. Так были закуплены все наши Зарянко, все наши Горавские, только Жуковского – 40 работ, и это же подвиг! Все художники – Шишкин, который бывал в Беларуси, Репин, у которого была дача под Витебском, – все это страстно закупалось.
И тем не менее номером один было русское искусство. Я недавно нашла статью за 1957 год, где Аладову обвиняют в том, что она покупает русскую живопись в ущерб белорусской. А почему она покупала русское искусство? Потому что музей должен был получить высокую категорию, категория зависела от уровня картины, а ценилось прежде всего русское искусство, которое считалось вершиной. Если в коллекции музея было много работ русских художников, музей получал высокую категорию, и, соответственно, зарплаты сотрудников и финансирование было выше.
Исаак Левитан: биография и творчество художника
Всю жизнь Левитан посвятил написанию главного портрета – портрета русской природы, создавая множество пейзажей в разных уголках своей родины. Многие отмечают, что его произведения по настроению и цветовой гамме довольно грустные и меланхоличные, несомненно, здесь не может не сказываться характер живописца. Биографию Левитана также нельзя назвать простой. Однако достаточно взглянуть на его работы, чтобы увидеть: все они наполнены огромной любовью к Родине. В своем творчестве художник стремился показать каждому жителю Российской империи, будь это интеллигенция или же простой народ, в каком прекрасном месте им повезло родиться и жить. Для Левитана природа всегда оставалась безграничным источником вдохновения.
Трудности происхождения
Говоря о биографии художника Левитана, нельзя не упомянуть о том, что уже с детства и на протяжении всей жизни ему приходилось сталкиваться с трудностями из-за своего еврейского происхождения. Некоторые учителя изначально относились к нему предвзято, более того, будучи евреем, он выбрал «запретную», по их мнению, тематику – русский пейзаж. Некоторым его чувства казались неискренними и наигранными с целью получить расположение окружающих. Однако на этом неприятности не закончились: в 1872 году вышел указ, запрещавший евреям проживание в «исконно русской столице». Левитана с братом и сестрами выселили из их дома, и им пришлось несколько лет жить на небольшой даче в местечке Салтыковка (сейчас окрестности города Балашихи). В 1879 году художнику удается продать картину «Вечер после дождя» и переехать назад в город. Однако диплом художника Левитан получить не смог, вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания.
Генрих Семирадский. По примеру богов
Государственная Третьяковская галерея
28 апреля — 21 августа 2022 года
Генрих Семирадский, по происхождению поляк, обучался в Петербурге и Харькове, но большую часть своей творческой жизни провёл в Италии, из-за чего работы художника можно отнести к европейской неоклассике. Семирадский известен как один из популярных представителей позднего академизма — «последний классик» искусства XIX века. Выставка носит название одной из картин — «По примеру богов».
В экспозиции нового здания Третьяковской галереи на Крымском Валу представят около сотни произведений художника. В проекте также примут участие работы современных авторов. Можно будет увидеть произведения мастеров «Новой Академии» Тимура Новикова, серии фотографий Тимофея Парщикова Times New Roman и работы проекта группы AES+F «Пир Трималхиона».
Белорусская коллекция: «Она покупала художников в обход комиссии, сталкиваясь с критикой и негодованием»
Но тем не менее она старалась на все фронты: покупала в том числе и лучшие имена современной белорусской живописи. Например, все 8 работ Израиля Басова – это заслуга Елена Аладовой. Первую работу она купила еще в 1960 году, а последнюю – в 1972 году, за пять лет до своего ухода с поста директора музея. После нее Басова никто не покупал. Благодаря ее авторитету и широкому кругозору в коллекции Национального художественного музея оказалось много замечательных работ художников-формалистов – тех, кто не совсем соответствовал канонам соцреалистической живописи.
Она часто покупала этих художников в обход комиссии, сталкиваясь с большой критикой и негодованием, потому что выросла в 20-е годы, общалась с художниками-авангардистами того времени и прекрасно знала цену формального поиска. Время послало нам такую женщину.
Кроме того, после строительства музея Елена Аладова приобрела просто колоссальный авторитет. В самом музее на первых этажах часто проходили республиканские выставки. Попасть на эту выставку – пять залов первого этажа, а это мало – было очень сложно.
Часто Елена Аладова настаивала на том, что музею что-то крайне необходимо. Не все удавалось: что-то уводила Москва, как знаменитую «Партизанскую мадонну» Савицкого, действительно мощную вещь. И Савицкий по просьбе Аладовой через 11 лет написал минский вариант, «Мадонну Минскую».
Что-то ей не удавалось, конечно. Например, картина Василия Сумарева «Мой дом» была распределена в Ташкент, и он для Аладовой сделал повторение.
Лансере Евгений Александрович 1848–1886
12 августа 1848 (Моршанск Тамбовской губернии) — 23 марта 1886 (село Нескучное Курской губернии)
Родился в семье инженера путей сообщения. В 1866–1870 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил с ученой степенью кандидата права. Около четырех лет состоял на службе в Министерстве финансов, однако оставил карьеру ради занятий скульптурой, которую стал осваивать еще в бытность студентом.
Профессионального художественного образования не получил: самостоятельно занимался лепкой, а также посещал мастерские скульпторов, в частности академика ИАХ Н. И. Либериха. Много работал с натуры. В 1867 и 1876 совершил поездки в Париж, где посещал музеи, а также изучал художественное литье из бронзы. В 1869 за бронзовую группу «Тройка с двумя седоками, собакою и ямщиком» и композицию «Руслан и Людмила», выполненную в воске, получил от ИАХ звание классного художника 2-й степени; в 1872 за статуэтки «Царский сокольничий XVII века», «Молодой линейный казак», «Подпасок» и «Абрек» — звание классного художника 1-й степени. С 1874 — почетный вольный общник ИАХ. Был женат на дочери известного архитектора Н. Л. Бенуа — Екатерине. Отец художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой, архитектора Н. Е. Лансере.
Работы Лансере экспонировались на выставках в залах Академии художеств (1869–1874), международных художественных выставках в Лондоне (1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), в Русском отделе Всемирной выставки в Вене (1873) и Антверпене (1885). Принимал также участие в выставках Московского общества любителей художеств.
Ежегодно совершал творческие поездки по средней и южной России, Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии, Крыму. В 1883 предпринял путешествие в Алжир. В 1886 в залах Императорского Общества поощрения художеств в Петербурге состоялась совместная выставка работ Е. А. Лансере и А. Л. Обера.
В 1878 из-за проблем материального характера Лансере продал права художественной собственности на 17 своих произведений владельцу бронзолитейной фабрики Ф. Шопену. В дальнейшем права на воспроизведение его работ неоднократно перепродавались другим фабрикантам.
Ретроспективные выставки произведений мастера, приуроченные к 100-летнему и 150-летнему юбилеям со дня его рождения, прошли в 1949 и 1998 в Государственной Третьяковской галерее.
Е. А. Лансере — выдающийся скульптор второй половины XX столетия в России, оставивший значительное художественное наследие. Он известен прежде всего как превосходный мастер камерной, кабинетной скульптуры. Излюбленными темами Лансере были сцены охоты, скачки, статуэтки конных воинов, тройки, лошади. При жизни мастера его произведения пользовались высоким спросом в основном как атрибуты интерьера, а не предметы коллекционирования.
Будучи приверженцем академического направления, мастер стремился к композиционной завершенности своих скульптур, большое внимание уделял деталям и качеству отливок. При этом сам Лансере создавал, как правило, лишь восковые или гипсовые формы, не занимаясь непосредственно выполнением бронзовых отливок
Изготовление скульптур было поставлено на поток. Изначально предназначенные для широкого тиражирования, произведения Лансере отливались во многих экземплярах в бронзолитейных мастерских частных фирм Ф. Шопена, Н. Штанге, А. Морана, К. Берто, а также на чугунолитейных заводах Урала, о чем свидетельствуют клейма на изделиях, причем производство продолжалось не одно десятилетие после смерти самого мастера. Встречаются даже современные отливки с его форм. Вместе с тем Лансере наряду с П. П. Трубецким остается одним из наиболее высоко ценимых русских скульпторов на современном антикварном рынке.
Творчество Лансере представлено во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства и других.
Детство и юность
Биография Исаака Ильича Левитана, выдающегося российский художника, начинается в 1860 году в небольшом городке Кибарты (сейчас находится на территории Литвы), в совсем небогатой еврейской семье. Его отец, Илья Левитан, преподавал иностранные языки, а также работал переводчиком. Исаак был самым младшим, четвертым ребенком в семье: у него были старшие брат Авель Лейб и две сестры — Тереза и Эмма.
Художественные способности Левитана стали проявляться еще в детстве. Он не единственный в семье имел склонность к изобразительному искусству, его брат также увлекался живописью. В начале 1870-х, в надежде улучшить материальное положение, семья Левитанов переехала в Москву, где Авель Лейб поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По примеру брата, двумя годами позднее, в возрасте тринадцати лет, туда поступил и Исаак. Этот период стал ключевым для творческой биографии Исаака Левитана.
Юный художник учился успешно и считался подающим надежды. Однако через несколько лет умерла сначала мать, а затем и отец. Дети остались одни, в крайней нужде. Им помогали друзья, а также само училище, желавшее поддержать талантливых учеников. В 1877 году выдающийся русский живописец Алексей Саврасов, будучи преподавателем пейзажного класса, взял Левитана к себе в ученики. И тот быстро оправдал надежды учителя: в этом же году о двух его картинах, участвовавших в выставке, написали в газетах, а ему вручили серебряную медаль и денежный приз в размере 220 рублей. Это был первый успех юного шестнадцатилетнего живописца. В училище, помимо Саврасова, ему также повезло учиться у таких учителей, как Перов и Поленов.
ЧЖУ ДА (1626-1705)
Опубликовал Художник | 24 ноября 2012
Среди поколений художников, составивших своим творчеством полуторатысячелетнюю историю китайской живописи, имена многих окружены легендами, их жизнь даже современникам казалась странной, а отмеченность печатью гения нередко принималась за безумие. К таким художникам относится и Чжу Да, чаще известный под псевдонимом Бада шань-жэнь.
В тяжелый для его родины год манчжурского завоевания, двадцатилетним юношей он ушел из дома и стал жить монахом в горах, то окруженный учениками, то одинокий, вызывающий насмешки чудак. Своенравный и гордый, он мог отвергнуть просьбу знатного и богатого написать картину, сказав, что сошьет себе носки из принесенного для живописи шелка, но с легкой щедростью дарил свои произведения хозяину придорожной харчевни, мяснику, нищему монаху.
Никогда не работая по заказу, он писал свои картины как бы в едином порыве вдохновения, в почти экстатическом состоянии, передавая в изображаемом лишь самое главное, его скрытую за внешним обликом суть. Такую манеру живописи в Китае называли се-и — «выражение идеи». И в самом деле, картины Чжу Да лишены поверхностного сходства. Его пейзажи — это обобщенный образ безбрежного величественного мира природы, созданный очень скупо и лаконично: скорописно, несколькими мазками исполнены скалы и деревья на переднем плане, туманная дымка окутывает и долину с выступающими лишь кое-где крышами островерхих строений, и силуэты далеких, вздымающихся к небу гор.
Особенно поразительны для современного восприятия небольшие альбомные листы Чжу Да с изображением цветов, птиц («Утки»*), насекомых. Трудно поверить, что это написано более трехсот лет назад, так легко, непосредственно, свежо запечатлены эти живые мгновения бытия природы.
Всего несколько линий туши и два как будто бы небрежных пятна — и вот уже маленький зимородок раскачивается на листе лотоса в сиянии света над зеркальной гладью воды Лист белой матовой бумаги, кисть и черная тушь рождают этот вдохновенный поэтический этюд, где рассказано так мало и одновременно так много. Вглядываясь в него, начинаешь ощущать и многоцветное оперение птицы, и легкое дуновение ветра. И тогда в этом случайном мотиве, в этом остановленном мгновенье, как и в большой пейзажной композиции, отражается весь мир природы, естественные ритмы ее жизни. Но тут же ощущаются и нервная натура художника, уловленное настроение духа, порывистая несдержанность характера.
Продолжая традиции средневекового китайского искусства, Чжу Да использовал его язык, его способы выражения для передачи мыслей и чувств самых разнообразных — от мгновенной радости и глубокой печали до подавленности иноземным игом и страданиями своего народа. Как и большинство китайских художников. Чжу Да был блестящим каллиграфом, мастером вдохновенного и высоко почитаемого искусства выразительного письма. Когда иносказание, поэтическая метафора в живописи казались ему недостаточно красноречивыми, он сопро вождал свои картины каллиграфическими надписями.
Иногда это были стихи собственного сочинения, иногда меткое сравнение, изречение древнего мудреца. На одном из своих пейзажей он написал: «Кисть может нарисовать горы и скалы, но настоящая земля потеряна». Всякий, кто видел картину с такими строками, понимал, что речь идет о потере независимости Китаем, о скорби художника, размышляющего о судьбах своей страны.
Установление в Китае в середине XVII века маньчжурской династии Цин тяжело переживалось всеми мыслящими, передовыми людьми того времени. Отшельничество поэтов и художников было своеобразным протестом, отказом сотрудничать с завоевателями. Сохранявшиеся в Китае средневековые формы искусства исключали возможность непосредственного выражения социальных идей, открытого протеста, но косвенно они получили отражение в творчестве многих художников, в
том числе и у Чжу Да. Этому помогала знакомая каждому в Китае символика растений и животных. Сохранявшийся на протяжении многих веков привычный для китайской живописи круг образов наполнялся всякий раз новым смыслом, особенно когда кисть была в руках вдохновенного, страстного и зоркого художника, каким был Чжу Да.
Литература: Н. А. Виноградова. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.
Рубрика: 100 лучших художников | Комментарии к записи ЧЖУ ДА (1626-1705) отключены
Комментирование закрыто.
Музей среди руин
Елена Аладова вместе с архитектором Баклановым хотела устроить музей совершенно по-другому. Сегодняшняя версия музея – это, если так можно сказать, вынужденный вариант. Аладова хотела поставить музей там, где сейчас стоит Министерство иностранных дел: на холме с видом на реку Свислочь. И вот представьте, стоит огромный особняк – храм: террасы, парк, Свислочь – огромная территория. К сожалению, этот вариант не случился. И музей разместили в узком пространстве по улице Ленина. Его в буквальном смысле этого слова «втиснули» в улицу. Улица сама по себе узкая, маленькая – даже фасад не виден. Только в этом году мы смогли снять с помощью дронов фасад здания. А так его можно снять только с крыши дома напротив.
Поэтому, с одной стороны, нынешний музей – это ее проигрыш, потому что она не смогла построить музей «на Свислочь». Но тем не менее в 1957 году он открылся – и это было первое здание в СССР, которое спроектировали специально под музей.
Здание проектировали и строили девять лет. Его строительство началось в 1951 году. Представьте: город лежит в руинах, и правительство решает, что городу, людям после войны нужны праздник и зрелища. Поэтому практически одновременно начинают строить стадион, цирк и музей. И то, что в Минске начали возводить Художественный музей, – это в первую очередь заслуга Аладовой.
Коллекция и мотивация: «Их могли бы расстрелять за мародерство»
До войны Елена Аладова работала в первой картинной галерее в Минске, которая открылась в 1939 году. К этому времени она была уже очень известным экскурсоводом.
Мы помним, что Минск заняли на шестой день войны. Представьте, сотрудники галереи – а их было человек 19, включая дворника и уборщика, – метались по галерее и не знали, что делать, потому что приказа об эвакуации коллекции не поступало.
Они начали упаковку и подготовку коллекции к эвакуации, но не успели ее вывезти – да и не на чем было: грузовик, на котором можно было бы увезти коллекцию в безопасное место, был реквизирован для нужд войны.
Единственное, что успели сделать Елена Аладова с Николаем Михолапом, на тот момент директором картинной галереи, это спрятать слуцкие пояса – они положили их в поленницу для дров на задворках галереи. Знаете, почему, как нам кажется, они так поступили? Потому что верили пропаганде, верили сообщениям из газет и радио, что через две недели немцев отбросят.
Они закрыли музей и ушли в эвакуацию. Есть подробнейшие дневники и Елены Аладовой, и Николая Михолапа о том, как они шли через разрушенный город, какие ужасы войны они видели. Они и не могли обмотаться слуцкими поясами – если бы их остановили на посту красноармейцы, их могли бы просто расстрелять за мародерство.
Как только сотрудники галереи покинули здание, началось разграбление коллекции самими же минчанами. Они залезли в музей, начали вытаскивать радзивилловскую коллекцию: дорогие грузинские ковры, именное оружие, шкатулки палехских мастеров – словом, все, что представляло ценность.
Всю свою жизнь Елена Аладова испытывала горечь, что не смогла спасти коллекцию. Хотя, конечно, виновата она не была, и никто не был виноват: как только началась война, первым делом начали увозить архивы КГБ. И, сколько ни ходил Михолап с требованием предоставить галерее возможность эвакуировать свою коллекцию, ему всякий раз отказывали.
Поэтому, когда после войны директором галереи и куратором коллекции стала Елена Аладова, ее первой задачей было восстановление коллекции и строительство музея. Просто представьте: в довоенной коллекции было 2711 работ.
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
Общий | Дальневосточная каллиграфия • Китайская живопись • Китайская керамика • Китайские бронзы • Лак • Китайская архитектура • Архитектура в Тибете • Китайский сад • Архитектура династии Сун • Культура династии Сун • Современное китайское искусство |
---|---|
Культуры — Периоды — Династии | Timeline китайский мир • Banpo • Cishan • Longshan • Majiayao • Peiligang • Яншао • Erlitou • Shang Dynasty • династии Западная Чжоу • Весна и осень • Воюющих • династии Цинь • Династия Хань • Династия Xin • Троецарствие Китай • Цзинь (265-420 ) • Шестнадцать королевств • Северных и Южных династий • Sui династии • династии Тан • династия Сун • Ляо династия • Джин династии (1115-1234) • династии Юань • династии Мин • династии Цин |
Древние памятники | Мавзолей первого императора Цинь ( Terracotta Army ) • Запретный город • Национальный дворец — музей • Кизил Пещеры • Mogao Пещеры • Юньган • Dazu Наскальные • Ming Гробницы • Тибет Дзонг • Большой пагода диких гуся • Малый пагода диких гусей • Цяньлин • Летний дворец • Пинъяо • Старый Летний дворец • Храм Неба • Горная резиденция Чэндэ • Дворец принца Гонга • Мавзолей Абаха Ходжи |
Современная архитектура | Архитектура и градостроительство в Китае с 1842 по 1980 год • Современная архитектура и градостроительство в Китае • Штаб-квартира CCTV • Национальный центр исполнительских искусств (Пекин) • Башня Банка Китая • Международный торговый центр • Луцзяцзуй • Шанхайский всемирный финансовый центр • Международный аэропорт Пекина • Космос 798 • Большой театр Харбина |
Художники (хронологическая классификация) |
Ван Сичжи • Гу Кайчжи • Ян Либэнь • У Даоцзы • Ван Вэй • Хан Гань • Дун Юань • Ли Чэн • Джуран • Ли Гунлинь • Гуань Тун • Сюй Даонин • Сун Хуэйцзун • Фань Куань • Го Си • Лян Кай • Ма Юань • Ся Гуй • Ми Фу • Ми Юрен • Муци Фачан • Ван Мэн • Ни Зан • Ву Чжэнь • Хуан Гунван • Чжао Мэнфу • Вэнь Чжэнмин • Шэнь Чжоу • Дай Цзинь • Дун Цичан • Юнь Шоупин • Джузеппе Кастильоне • Ван Хуэй • Чжу Да • Шитао • Цзинь Нонг • Ци Байши • Сюй Бэйхун • Ян Вэньлян • Чжан Дацянь • Линь Фэн Мянь • Фанг Ганьминь • У Гуаньчжун • Зао Ву-Ки • Ван Мэйфан • Цай Юйлун • Ван Шиянь • Ван Кепинг • Ма Дешэн • Хуанг Руи • Ван Ду • Ли Шуан • Чжан Сяоган • Юэ Миньцзюнь • Ян Пей-Мин • Хуан Юн Пин • Цай Гоцян • Чэнь Даньцин • Ай Вэйвэй • Ван Цзюцзян • Фэн Сяо-Минь • Чжан Дали |
Темы | Шаньшуй • Восточный дракон • Живопись ученых |
Сёстры Поповы. Non-Human
Музей современного искусства Эрарта
2 февраля — 10 мая 2022 года
Сёстры-близнецы из Перми Екатерина и Елена Поповы обрели мировую известность благодаря созданию футуристических кукол. В числе поклонников творчества Поповых — модельеры Жан-Поль Готье и Фабрицио Вити (дизайнер обуви Louis Vuitton), а также музыканты Йоланди Фиссер (Die Antwoord), GRIMES и Fka Twigs. Кукол пермского дуэта называют феноменом в индустрии моды и современного искусства. Снимки работ сестёр печатают Vogue, The New York Times, The Huffington Post и другие медиа.
На выставке в Эрарте можно будет увидеть более 20 кукол, сотворённых в разные периоды творчества Поповых. В экспозицию вошли ранние работы из серий CULT, SKIN и GARTER, африканские и японские коллекции, новая серия Feathered Serpent, а также коллекции WIDOW SISTERS и BLUE SKIN.
Топографика Аладовой: «Нельзя сказать, что у них была легкая жизнь»
– Елена Аладова со своим мужем Николаем Аладовым, известным белорусским композитором и первым ректором Белорусской консерватории, сначала жили в квартире на улице Ульяновской, затем – на Янки Купалы, в доме, который смотрит на цирк. Это дом со множеством памятных досок.
Когда речь заходит о таких домах и семьях, нам кажется, что они жили как-то особенно, на широкую ногу. Но это не так. Представьте, в квартире на Купалы жили не только ее родственники, но и родственники Николая Аладова, их трое детей, а еще студенты консерватории. Там был настоящий табор – 15 человек. Есть история о том, как Николай Аладов писал музыку. Он садился за фортепиано, накрывался пиджаком, чтобы не слышать детских криков и шума, и таким образом писал свои знаменитые кантаты.
Так что нельзя сказать, что у них была легкая жизнь.
Потом Елена Аладова переехала в квартиру на улице Карла Маркса. Окна этой квартиры выходили на Купаловский театр.
И наконец, третий ее дом – самый главный – это музей, который она построила в 1957 году.