Новые пути в искусстве
Технологиями и прогрессом Хокни живо интересовался всегда: в середине 80-х он купил одну из самых первых цветных фотокопировальных машин и факс, которые он использовал для создания рисунков. А компания Canon сама выслала ему экспериментальные образцы цветных картриджей для фотопечати, лишь для того, чтобы посмотреть, что Дэвид будет с ними делать.
В 2008 году Хокни открыл для себя Iphone, через год Ipad и совершенно был очарован приложениями для создания рисунков. Дэвид до сих пор удивляется, что телефон смог возродить интерес к живописи. В 2011 году в музее современного искусства Копенгагена прошла выставка, на которой были представлены исключительно цифровые работы художника.
Приход весны в Уолдгейт, рисунок на Ipad, 2011 Весна, рисунок на Ipad, 2011
Как и многие, Хокни считает, что технологии быстро и необратимо изменят мир медиа. Но рисунки, как и песни, уверен художник, всегда будут с нами: изменятся только пути их создания и воспроизведения.
Интересные факты
- Подражавший отцу-коммунисту Дэвид покупал в сэконд-хэнде вещи «под советского пролетария», за что в колледже получил прозвище «Борис»
- Хокни потерял слух в силу наследственности, когда ему было всего 40 лет. У Дэвида есть несколько пар слуховых аппаратов самых ярких расцветок.
- В 2001 году Дэвид Хокни вместе с физиком Чарльзом М. Фалько выдвинули гипотезу. Основная идея заключалась в том, что прогресс западноевропейской реалистической живописи эпохи Возрождения вызван техническим прогрессом (появлением камеры-обскура и сферических зеркал), а не эволюцией мастерства живописцев. Гипотеза вызвала большой общественный резонанс и не была признана искусствоведами.
- 15 ноября 2018 года работа Хокни «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами») 1972 года была продана в Christie’s за 90 миллионов долларов, став самой дорогой работой живого художника, ушедшей с аукциона.
- Дэвид Хокни является автором шестиметрового витража Вестминстерского аббатства, эскиз которого он сделал на Ipad в 2018 году.
- Ассистент художника покончил с собой в студии Хокни в Бридлингтоне. Под действием наркотиков юноша выпил кислоту и умер в госпитале. Художник тяжело переживал его смерть и в течение нескольких месяцев не мог рисовать.
- В 1990 году Хокни отказался от рыцарского титула, заявив, что он просто не хочет быть сэром Дэвидом
- Хокни не стал писать портрет королевы, аргументировав это тем, что предпочитает рисовать исключительно тех, кого знает лично.
- Хокни известен своими критическим высказыванием о коллеге Дэмиене Херсте. Дэвид упрекает лидера Молодых британских художников в том, что тот отдает доделывать картины своим ассистентам, что по мнению Хокни «оскорбляет искусных ремесленников».
- Все свои письма художник подписывает фразой «Люблю жизнь, Дэвид Хокни»
Правила жизни Дэвида Хокни
Нужно уметь смотреть и видеть мир вокруг себя
Я всегда любил наблюдать. Когда мне было восемь лет и мне уже позволяли ездить на автобусе одному, я всегда сразу бежал на второй этаж и садился на переднее сиденье, с которого было видно лучше всего.
Нельзя быть жадными до денег, нужно быть жадными до жизни
Я могу испытывать восторг, просто наблюдая как капли дождя ударяют по луже. Сейчас я признаю, что мало кто найдет это зрелище таким же захватывающим. Но я найду. И я хочу, чтобы моя жизнь была волнующей и богатой. Я делаю все возможное, что она такой и была.
Границы существуют только у нас в голове
Пока вы можете представить, что вы способны на что-то, если вы верите в это на все сто процентов, то для вас действительно нет ничего невозможного.
Кто угодно может научиться рисовать
Никто не сможет стать новым Пикассо или Матиссом. Но любой человек способен неплохо рисовать. Обучение живописи — это обучение искусству видеть. Но большинство людей даже не пытается предпринять усилия, чтобы научиться.
Защищайте свою личную свободу и боритесь с глупыми запретами
Курение успокаивает. Табак — это самый великий подарок, который сделала Америка этому миру. Политики не должны за нас решать, какие вещи в этой жизни приносят удовольствие. Противники сигарет должны смириться с тем фактом, что я все еще жив и полон энергии. Мои коллеги, Пикассо, Монэ, Ренуар, все курили и при этом дожили до старых лет. А мои друзья умерли от алкоголя.
Личность и личная жизнь
Нонконформист и заядлый курильщик c всегда растрепанными волосами цвета жжёной соломы, в одежде самых ярких расцветок и в круглых очках — Хокни был «хипстером» еще до того, как это стало трендом. Несмотря на распространенное мнение о разгульной жизни Дэвида, вечеринкам он всегда предпочитал работу. Дэвид всегда очень рано просыпался, чтобы не упустить особый солнечный свет и призывал всех жить в моменте.
Являясь открытым гомосексуалом, Хокни в глазах общественности был своего рода пионером — художником слишком честным, чтобы не изображать на холсте всю правду о своей жизни во времена, когда однополые отношения были под запретом.
Дэвид Хокни и Питер Шлезингер, 1970-е Дэвид Хокни и Питер Шлезингер, 1980-е
В Америке музой Хокни стал его друг, а впоследствии любовник Питер Шлезингер. С ним он познакомился в 1966 году, когда преподавал в Калифорнийском Университете. Питеру тогда было девятнадцать, а Дэвиду почти тридцать. Для художника он стал живым воплощением «калифорнийской мечты». Отношения были недолгими и в 1971 году Хокни и Шлезингер расстались, не в последнюю очередь из-за большой разницы в возрасте. Питер был героем многих интимных рисунков Дэвида, но самыми знаменитыми стали его работы «Питер вылезает из бассейна Ника» и самая дорогая картина Хокни — «Портрет художника (бассейн с двумя фигурами)». Последнюю он нарисовал сразу после тяжелого разрыва.
В разные годы Дэвиду Хокни приписывали немногочисленные романтические отношения, но ни одни из них не были продолжительными. На вопрос, хотел ли Дэвид когда-нибудь вступить в брак и завести детей, художник отвечал отрицательно. Подобные формальности он считал попытками «стать как все» — а именно этого Хокни отчаянно избегал всю жизнь.
Театр
Дэвид Хокни в общей сложности придумал декорации для восьми постановок. При этом он не переставал говорить, что не интересуется ни театром как таковым, ни театральным дизайном. Первой пьесой, которую оформил художник, стала «Король Убю», поставленная в 1966 году в «Ройал-Корте» — небольшом театре лондонского Вест-энда. Дэвид просто не смог устоять перед абсурдным, бросающим вызов нормам и условностям произведением драматурга Альфреда Жарри.
Через девять лет Хокни предложили разработать декорации и костюмы для оперы Стравинского «Похождение повесы», основанной на произведениях английского художника 18 века Уильяма Хогарта. Дэвид, находившийся под впечатлением от оперы русского композитора, тут же согласился, загоревшись идеей осовременить культовые гравюры Хогарта. Приём штриховки декораций создавал иллюзию «гравировки» в трех измерениях. Результат оказался настолько неожиданным, что Хокни немедленно пригласили оформить оперную постановку Моцарта «Волшебная флейта», для которой он нарисовал 35 фонов, вдохновленных поездкой в Египет.
Позже Хокни сделает декорации для нескольких постановок в нью-йоркской Метрополитен-Опере, вагнеровской «Тристана и Изольды» и «Турандота» Пуччини в оперных театрах Калифорнии и «Женщины без тени» Штрауса для лондонского Ковент-Гардена.
Ранняя жизнь и карьера
Домбровский родился в аристократической семье шляхетского происхождения от Грациана-Игнатия Домбровского и Юзефы Домбровского (урожденная Брезинская). Он получил классическое образование и в 1913 году окончил Университет Святого Владимира ( Киевский университет ) по специальности юриспруденция. В какой-то момент во время или вскоре после учебы он женился на своей первой жене, Эбрении (она же Екатерина) Игнатьевне Макавелии, и у него было двое детей, Кирилл и Мария. Во время Первой мировой войны он служил кавалерийским офицером при царе Николае II в Черкесском полку Российской императорской армии. За свои боевые действия он получил Георгиевский крест .
После казни царя Николая II и его семьи в 1918 году большевиками во время русской революции Домбровский был ненадолго заключен в тюрьму из-за своего дворянского сословия. На время он сбежал в Польшу , родину своей матери , которая после Первой мировой войны на время обрела независимость от Российской империи. Там он жил в Варшаве . Он вернулся, чтобы воевать в Крыму с «белыми», контрреволюционерами, но решил уйти, когда сопротивление рухнуло.
Фотография и фотоколлажи
C момента переезда в Америку Дэвид много и часто фотографировал друзей и повседневность, которую находил невероятно интересной, делал материалы для своих картин и собирал их в альбомы
В 1976 году его работы привлекли к себе внимание, и в нью-йоркской галерее Sonnabend состоялась первая выставка фотографий Хокни под названием «Двадцать фотографических изображений». . Долгое время Дэвид не воспринимал фотографию как искусство
Все поменялось, когда Хокни решил обратиться к кубизму и технике фотоколлажа. Сначала с помощью Polaroid, а затем Pentax и 35мм пленки Хокни делал многочисленные снимки одного и того же объекта и составлял из них коллажи. Это были композиционно сложные и продуманные до мелочей произведения — рассуждение Хокни о том, как устроено человеческое восприятие реальности
Долгое время Дэвид не воспринимал фотографию как искусство. Все поменялось, когда Хокни решил обратиться к кубизму и технике фотоколлажа. Сначала с помощью Polaroid, а затем Pentax и 35мм пленки Хокни делал многочисленные снимки одного и того же объекта и составлял из них коллажи. Это были композиционно сложные и продуманные до мелочей произведения — рассуждение Хокни о том, как устроено человеческое восприятие реальности.
« Я осознал, что фотография не является ни искусством, ни техникой, ни ремеслом, ни увлечением. Это инструмент. Невероятный инструмент для рисования. Как будто я, как и большинство обычных фотографов, был приверженцем какой-то давно укоренившейся культуры, в которой карандашами ставили только точки. А теперь вместе с осознанием того, что карандашом можно рисовать линии, пришло очевидное чувство освобождения»