Самый титулованный художник дальнего востока

Смерть

В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.

Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.

Могила Кузьмы Петрова-Водкина

Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.

Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.

Самые известные картины Юрия Пименова

Картины Пименова отражали эстетические и нравственные проблемы социализма. Стремясь расширить тематику, мастер оставил потомкам богатое творческое наследие:

  • «Инвалиды войны» (1926) — драматическое произведение раннего периода творчества.
  • «Новая Москва» (1937) — символ жизненного уклада советской страны. Специалистами по истории искусства считается это произведение шедевром 30-х годов.
  • «Фронтовая дорога» (1944) — работа повторяет композиционную находку автора. Зритель вновь чувствует свою причастность к изображённым событиям.
  • «Ожидание» (1959) — натюрморт из цикла «Вещи людей».
  • «Свадьба на завтрашней улице» (1962) — картина из серии о московских новостройках «Новые кварталы» об эпохе «шестидесятых», когда люди искренне верили в светлое будущее.
  • «Токийское окно» (1975) — одна из последних работ, передающая состояние самоанализа.

Лучезарное пименовское искусство притягательно и ныне. Каждая его работа — это целая повесть, рассказывающая историю эры социалистического реализма.

Исторические картины можно встретить и на веб-сайте Very Important Lot. Здесь проводятся аукционы по продаже антиквариата и других предметов искусства. Посетителям также предоставляется возможность купить картины, акварельные рисунки, скульптуры и ювелирные изделия напрямую у современных авторов.

Всемирная слава великого химика

В 1869 г., в возрасте 35 лет, Дмитрий Менделеев сделал открытие, которое прославило его на весь мир. Речь идёт о Периодической таблице химических элементов. Она стала основой для всей современной химии. Попытки систематизации элементов по свойствам и атомному весу делались и до Менделеева, однако он стал первым, кому удалось чётко сформулировать существующую между ними закономерность.

Периодическая таблица — не единственное достижение учёного. Он написал множество фундаментальных трудов по химии и выступил инициатором создания в Петербурге Палаты мер и весов. Д. И. Менделеев являлся кавалером восьми почётных орденов Российской империи и зарубежных стран. Ему была присвоена степень доктора Туринской Академии наук, Оксфордского, Кембриджского, Пристонского, Эдинбургского и Гёттингенского университетов. Научный авторитет Менделеева был настолько высок, что его трижды выдвигали на получение Нобелевской премии. К сожалению, лауреатами этой престижной международной награды каждый раз становились другие учёные. Однако данный факт ничуть не уменьшает заслуг прославленного химика перед Отечеством.

Д. И. Менделеев

Всемирно известный химик Дмитрий Менделеев — гордость России. Появившись на свет в Тобольске в семье директора гимназии, он не имел преград для получения образования. В 21 год молодой Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года Менделееву была присвоена степень магистра химии. С этого возраста он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год он становится профессором химической технологии, а через 2 года — профессором общей химии.

О жизни и творчестве

  • Биневич, Е. Вдохновенный мальчишка // О литературе для детей. Выпуск 16-й. — Ленинград : Дет. лит., 1972. — С. 140–153.
  • Пантелеев, Л. Переписка, 1929–1987 / Л. Пантелеев, Л. Чуковская. — Москва : Новое литературное обозрение, 2011. — 668 с. : ил.
  • Рахтанов, И. А. Рассказы по памяти / . — Москва : Советский писатель, 1966. — 183 с.
  • Чуковская, Л. К. В лаборатории редактора / Лидия Чуковская. — Изд. 3-е, с прил. крит. ст. — Архангельск : , 2005. — 511 с.
  • Чуковский, Н. К. Литературные воспоминания / Николай Чуковский ; . — Москва : Советский писатель, 1989. — 329 с., л. ил.
  • Шубинский, В. И. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру / Валерий Шубинский. — Москва : АСТ : Corpus, 2015. — 570 с. : ил, цв. ил., фотоил.
  • Маслинская, С. Путеводитель по ОБЭРИУ : Кто такие обэриуты и за что их любят: их стихи, выходки и вклад в литературу / Светлана Маслинская. — Текст : электронный // Arzamas.academy : сайт. — (дата обращения: 27.04.2020).
  • Шубинский, В. «ДРУГИЕ» ОБЭРИУТЫ / Валерий Шубинский.—Текст: электронный // Новый мир. — 2018.— № 4. — (дата обращения: 28.04.2020).
  • Юрий Дмитриевич Владимиров. — Текст : электронный // Дом в разрезе : сайт. — (дата обращения: 24.04.2020).

Личная жизнь

Во время своей поездки в Париж, в 1906 году, Сергей Кузьмич познакомился со своей будущей женой, Марией-Маргаритой Йованович (в России – Мария Федоровна). Она была дочерью хозяйки пансиона Фонтенэ-о-Роз. Любовь была взаимная с первого взгляда и на всю жизнь. Позже художник привез свою супругу в Хвалынск, где она приняла православие.

С женой

Мария Федоровна, или как ее звали домашние – Маро, была поддержкой и опорой художника, всегда оставаясь при этом в тени. До 1911 года картины Петрова-Водкина почти не покупались, признания тоже не было, но эти несколько трудных лет Маро была рядом и не позволяла мужу разочароваться в творчестве и собственном таланте.

1 сентября 1922 года появилась на свет долгожданная дочка Лёнушка. Жизнь художника наполнилась особым смыслом. Елена Кузьминична мечтала стать хирургом, но из-за блокады Ленинграда вынуждена была эвакуироваться на родину отца, в Хвалынск. Там она вышла замуж. Позже вместе с мужем она вернулась в Ленинград и родила трех дочерей. Елена, как и ее мать, уделяла много времени творческому наследию отца.

С женой и дочерью (1923)

Благодаря стараниям этих двух женщин Третьяковская галерея приобрела знаменитую картину «Купание красного коня», потерявшуюся в Швеции из-за Первой, а после и Второй мировой. Стараниями Елены на Малой родине Художника создан мемориальный музей, организована выставка в саратовском музее имени А. Н. Радищева. Она же написала книгу о творческом пути отца «Прикосновение к душе».

Юрий Владимиров / Книги

  • Владимиров, Ю. Д. Давайте устроим оркестр! : стихи и рассказы / Ю. Владимиров ;  ; художник Ю. Богатова. — Санкт-Петербург : Гриф, 2017. — 94 с. : ил.
  • Владимиров, Ю. Д. Евсей : / Юрий Владимиров ; рис. Э. Луйк. —  : Гос. изд-во, 1930. — с. : ил. — .
  • Владимиров, Ю. Д. Мотобот «Профинтерн» : / Юрий Владимиров ; рис. и обл. Б. Шемиота. — Москва ; Ленинград : Огиз — Мол. гвардия, 1931. — 30 с., 2 с. объявл. : ил. — .
  • Владимиров, Ю. Д. На яхте : / Юрий Владимиров ; обл. и рис. Ю. Сырнева. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — 22 с., с. объявл. : ил. — .
  • Владимиров, Ю. Д. Ниночкины покупки : / Юрий Владимиров ; рис. А. Успенского. — Ленинград : Красная газета, 1928. — 16 с. : ил. — (Иллюстрированная библиотечка; . — .
  • Владимиров, Ю. Д. Оркестр : / Ю. Владимирский  ; рис. Пашкевич. —  : Радуга, . — с. : ил. — .
  • Владимиров, Ю. Д. Самолет : / Юрий Владимиров ; рис. Л. Гальперина. —  : Гос. изд-во, 1931. — с. : ил. — .
  • Владимиров, Ю. Д. Синяя точка : / Ю. Владимиров ; обл. и рис. Э. Криммера. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — 7 с., с. объявл. : ил. — .
  • Владимиров, Ю. Д. Стихи : / рис. Б. Семенова. — Москва : Детиздат, . — 16 с., без тит. л. : ил. — .
  • Владимиров, Ю. Д. Чудаки : / Юрий Владимиров ; рис. Э. Луйк. —  : Гос. изд-во, 1930. — с. : ил. — .
  • Владимиров, Ю. Д. Чудаки : стихи / Ю. Д. Владимиров ; худож. С. Остров. — Москва : Малыш, 1985. — 22 с.: ил.
  • Владимиров, Ю. Д. Чудаки : стихи / Юрий Владимиров ; рис. Михаила Фёдорова. — Москва : Нигма, 2016. — 16 с. : ил.
  • Игра : стихи / Д. Хармс, Н. А. Заболоцкий, Ю. Д. Владимиров, А. И. Введенский ; худож. В. Васильев. — Петрозаводск : Карелия, 1988. — 63 с. : ил.
  • Необычные стихи / Саша Чёрный, А. Введенский, Ю. Владимиров ; художники А. Аземша, Б. Калаушин, С. Остров, Н. Салиенко. — Москва : АСТ, 2017 (макет 2018). — 127 с. : ил. — (Книжка за книжкой. Секрет внутри! Малыш).
  • ОБЭРИУ : / . — Санкт-Петербург : Клаудберри, 2018. — 158 с. : ил. + отд. л. цв. ил., л. цв. наклеек.
  • Часы в коробочке : Стихи. Рассказы. Сказки / А. Введенский, Ю. Д. Владимиров, Д. И. Хармс, Н. Олейников ; сост. В. Глоцер ; предисл. В. Глоцер ; послесл. В. Глоцер ; худож. С. Остров. — Санкт-Петербург : Амфора, 2005. — 125 с. : ил.

Минин и Пожарский

Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.

Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.

Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.

Юрист по образованию, художник по призванию

Для семьи было очевидно, что юношу тянет к живописи, но в 1863 году, когда пришло время определяться с профессией, отец потребовал от сына пойти по стопам прадеда, по юридической линии. При этом он не препятствовал юноше стать вольнослушателем факультета исторической живописи в Императорской Академии художеств. 

В 1871 году Василий Поленов получил сразу два диплома: юриста и художника.

За блестящее исполнение заданной темы – «Воскрешение дочери Иаира» – Поленова наградили Большой золотой медалью. Это дало ему право отправиться в Европу на шесть лет за счет Академии, чтобы завершить художественное образование. Надо сказать, Поленов был не единственным, кто получил в тот год Золотую медаль. Ею был также награжден друг и однокурсник, работавший над той же темой в соседней мастерской – Илья Репин. Художники несколько раз писали портреты друг друга. Один из портретов Репина Поленов презентовал коллекционеру Третьякову. Внимательный зритель найдет ее в экспозиции. 

Нельзя сказать, что юридическое образование не оставило следа в жизни художника. Одна из знаменитых картин Поленова на “юридическую тему” –  “Право господина”. В сюжете, а он описывает право первой брачной ночи, которым пользовались феодалы, соединились для Поленова история и правоведение. Художник написал картину во время той самой пенсионерской поездки по Европе и выставил ее на парижском Салоне в 1874 году. 

Поленовская комната

В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи и забыл главное. Еще в детстве он пообещал себе и семье написать картину из жизни Христа…  Когда он только поступил в Академию, мать, а она была очень религиозным человеком, говорила: «учись, кончишь Академию и приступишь, помолясь Богу, к большой картине». Все и правда ждали от Василия Дмитриевича значительного произведения. 

Но сразу после Академии была Европа: берега Рейна и улочки Мюнхена, Швейцария и прекрасная Венеция. В Риме Поленов познакомился с неугомонным и пышущий идеями Саввой Мамонтовым, который обожал собирать вокруг себя талантливую молодежь. Вместе они ставили спектакль по «Женитьбе» Гоголя, устроили карнавальное шествие на улочках Рима. Поленову было не до серьезной живописи.

Тогда же его постигло личное горе. Проболев неделю, от кори умерла Маруся Оболенская, которую Поленов видел своей невестой. Тайком от Академии художеств он сбежал горевать к родным в усадьбу в Имоченцы. Там он писал с натуры. Но вскоре вернулся на берега Атлантики, в Бель. 

Библейский и евангельский сюжет не складывался. Поленов откладывался его, пока совсем не потерял к нему интерес. Да и успех, сопровождавшийся покупкой “Московского дворика”, “Заросшего пруда” и “Бабушкиного сада” не могли не вскружить голову художнику. И тут неожиданная, беспощадная и несправедливая смерть сестры-близнеца…

Той же осенью 1881 года вместе с искусствоведом Праховым и горнозаводчиком Семеном Абамелек-Лазаревым Поленов отправился в Палестину и Сирию. В путешествии по берегам Босфора, Мраморного и Эгейского моря, вдоль Нила, пользуясь любым удобным случаем, Поленов делал зарисовки. Он схватывал пронзительную голубизну южного неба и солнца, размышляя над композицией будущей картины “Христос и грешница”. 

На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888

Ему было тридцать восемь лет, когда в 1882 году он женился на Наталье Якунчиковой. Молоденькая девушка поверила, что художник сможет осуществить грандиозный замысел и написать картину, о которой только и говорил после смерти Веры. Взяв годичный отпуск в Московском училище ваяния и зодчества, где Поленов был уже преподавателем, он уехал в Европу собирать натурный материал.

Сидя в парижской мастерской, потом в Риме, куда перебрался из-за болезни, Поленов разрабатывал композицию, в которой задумал показать Христа не идущим к людям, как у Иванова, а уже пришедшим. Из под руки художника десятками выходили этюды, наброски фигур, лица итальянских евреев. Позже все этюды будут представлены на очередной выставке передвижников, что было невиданным для России делом и новаторством. 

Этюд – это вспомогательная работа, “черновик”, быстрый набросок для памяти. Никогда и никем в академической живописи он не рассматривался как самостоятельное и тем более законченное произведение. Однако, все этюды Поленова, а было их около сотни, после выставки скупил Третьяков. 

Они сделанны с таким мастерством, что их нельзя не считать законченными самостоятельными произведениями искусства. Это и обнаружил коллекционер. Купленные Третьяковым работы физически не влезли в его галерею. Специально под них меценат построил отдельную “поленовскую” комнату. 

М. В. Ломоносов

Выдающиеся граждане России прославляли свою страну не только в искусстве управления государством или тактике ведения боевых действий. Михаил Ломоносов принадлежит к когорте величайших отечественных учёных, которые сделали огромный вклад в развитие мировой науки. Родившись в бедной семье и не имея возможности получить достойное образование, он с раннего детства обладал высоким интеллектом и тянулся к знаниям. Стремление к наукам у Ломоносова было настолько сильным, что в 19-летнем возрасте он оставил свою деревню, отправился пешком в Москву и поступил в Славяно-Греко-Римскую академию. Далее последовала учёба в Петербургском университете при Академии наук. Для совершенствования знаний по естественным наукам Михаил был направлен в Европу. В 34 года молодой учёный стал академиком.

Ломоносова без преувеличения можно считать универсальным человеком. Он обладал блестящими знаниями по химии, физике, географии, астрономии, геологии, металлургии, истории, генеалогии. Кроме того, учёный был прекрасным поэтом, писателем и художником. Ломоносов сделал множество открытий в физике, химии и астрономии, стал основоположником науки о стекле. Ему принадлежит проект создания Московского университета, которому впоследствии было присвоено его имя.

Не что-то порядочное, а шедевр

Во Франции молодой художник познакомился с барбизонской школой. В Германии – с творчеством художников позднего романтизма и зарождающегося символизма. В Италии он осваивал азы пленэрной живописи. В 1876 году уехал на Балканы добровольцем на сербско-турецкий фронт. Годом позже, во время русско-турецкой кампании, был приглашен будущим императором Александром III в качестве официального художника штаба. Это была первая война, в которой участвовали военные корреспонденты, в том числе художники, которые должны были иллюстрировать события. 

Внешне спокойный и бесстрашный Поленов, который принимал участие в боевых действиях,  не мог переносить на холст сцены изуверств, смерти, боли, страданий. Предпочитал пейзажные зарисовки с бытовыми сценками из жизни армии. Он даже писал родным, что,  хотя перепробовал все жанры живописи – исторический, пейзаж, марину, портрет, – ближе всего ему все-таки пейзажный бытовой жанр. С завидной регулярностью рисунки и этюды Поленова публиковались в журнале «Пчела». Современники уже тогда начали отмечать его колористический дар

Обратили внимание на свет, которому он придавал самостоятельную ценность в своих работах. Изобразить белую лошадь на фоне белой стены, согласитесь, сможет не каждый

Много позже искусствоведы скажут о Поленове, что он совершил прорыв в пленеризме. 

Впрочем, главный успех художнику принесли мирные пейзажи – «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». В них он мастерски передал гармонию обыденной жизни и красоту дворянской усадьбы. 

Бабушкин сад. 1878

В 1877 году художник приехал из Италии в Москву. В поисках квартиры для съема зашел в дом Баумгартена в Дурновском переулке около храма Спас на Песках. Вид из окна ему приглянулся. Тут же сделал этюд, а потом и картину, которую отправил в Санкт-Петербург на выставку передвижников. “Хотел выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным”, как писал он Крамскому, но создал шедевр, который купил Павел Третьяков. 

Тогда покупка картины Третьяковым молодыми живописцами воспринималось не только как честь, но и как признание художественного дарования. “Картина из школьного учебника” принесла Поленову успех. После нее он окончательно охладел к исторической живописи и занялся бытописательством Москвы. Своими пейзажами он сильно выделялся на фоне художников-передвижников, ведь затронутыми темами никого и никуда не призывал и не учил. Его тут же окрестили “мастером интимного пейзажа”, задушевного и сокровенного.

Кстати, приобрел Третьяков второй вариант “Московского дворика”. В первом, который художник презентовал писателю Ивану Тургеневу, не было ни людей, ни лошади с телегой. Обе картины представлены на выставке.

Московский дворик. 1878

Система машин

Есть смысл углубиться в историю и посмотреть, как разворачивалась полемика о художественном и фабричном труде до оттепели. Рукопись Маркса «К критике политической экономии» (1859), широко известная под кратким названием Grundrisse,

была впервые целиком опубликована в СССР в 1939 году на языке оригинала. До этого отечественным читателям было известно лишь «Введение» (русский перевод — 1922 год).Grundrisse включает так называемый «Фрагмент о машинах», постулаты которого легко представить себе в центре дискуссий об искусстве, производстве и пролетарской культуре, столь популярных и значимых в 1920‑е. Правда, немецкий текст стал доступен только тогда, когда эти дискуссии подошли к концу, а его полный русский перевод ещё позже — в конце 1960‑х. Во «Фрагменте о машинах» говорится, в частности, что «капитал приобретает свою адекватную форму в качестве потребительной стоимости внутри процесса производства только в системе машин». Сама «система машин», однако, может быть и не капиталистической: «Подобно тому как золото не лишилось бы своей потребительной стоимости золота, если бы оно перестало быть деньгами, так и система машин не потеряла бы своей потребительной стоимости, если бы она перестала быть капиталом. Из того обстоятельства, что сис­тема машин представляет собой наиболее адекватную форму потребительной стоимости основного капитала, вовсе не следует, что подчинение капиталистическому общественному отношению является для применения системы машин наиболее адекватным и наилучшим общественным производственным отношением» i . В каком‑то смысле проекты «пролетарской культуры», «производственного искусства» и «социалистического реализма» можно считать развёрнутым комментарием к этому отрывку и одновременно попыткой доказать, что «система машин» в контексте производственных отношений социализма сохраняет ценность вне привязки к капиталу и может встраиваться в новые общественные отношения.

Павел Филонов.

Тракторная мастерская Путиловского завода, 1931—1932

Холст на фанере, масло. 73 × 99 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 2015

Литература[ | ]

  • Общество художников-станковистов (ОСТ), в сборнике: Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания, М., 1962, с. 208—22;
  • Лучишкин С., Общество станковистов, «Творчество», 1966, № 1.
  • Костин В., ОСТ (Общество станковистов), Л., 1976.
  • Северюхин, Д. Я.; Лейкинд, О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820—1932). Справочник. СПб: Изд. Чернышева. — 1992. — 400 с.
  • Деготь Е. , Русское искусство XX века
  • Лабас А. Воспоминания. Palace Editions, 2004.
  • Булатова М. А. Театральное пространство города в живописи художников группы ОСТ // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. — С. 314—319. — ISSN 2312—2129
  • Воронина О. Ю. Кинофикация живописи 1920-х годов. Опыт художников Общества станковистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2020.— С. 383—395. ISSN 2312—2129.

Путешествие по БАМу длиной в 10 лет

В середине 70-х художника вызвали в Москву, где в ЦК КПСС ему дали задание — подготовить книгу о строительства БАМа, изобразив во всех подробностях великий подвиг строителей трассы. В столице обещали сопровождение, билеты и командировочные, но в хабаровском издательстве отказали во всякой помощи. 10 лет этот удивительный человек, считавший себя обязанным выполнить порученную работу, за свой счет путешествовал от станции до станции. За день ему приходилось преодолевать до 30 км, иногда пешком. Постепенно художник познакомился практически со всеми водителями БАМа. Он набирал в рюкзак книжки и шел голосовать на дорогу. Водители, получающие в подарок красочные книги для своих детей, охотно подвозили художника, хотя брать попутчиков на БАМе было строго запрещено.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

За годы путешествия по строящейся магистрали были выполнены более тысячи рисунков, графических работ, этюдов. По результатам десятилетней работы Геннадий Павлишин выпустил 7 книг и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Стройка века была запечатлена в альбомах: «Навстречу времени. От Байкала до Амура», «Трасса», «В краю созидания» и других. А главное — он открыл удивительные неизведанные места Дальнего Востока, до сих пор неизвестные широкому кругу жителей России.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: