Личная жизнь
О первых браках художник не рассказывал. В них родились сын Федор и дочери Анна и Елизавета.
С 3-й супругой Дарьей Сергей был знаком с детства. Его родители дружили с родителями девочки. Студентом 1-го курса он нарисовал ее портрет. 3-летняя девочка все время вертелась. Чтобы удержать ребенка на месте, художник рассказывал сказки. В 7 лет она позировала ему для дипломной работы.
В 1994 году Дарья стала встречаться с Андриякой, позировала для картины «Крещение Руси». Перед этим девушка целый год работала у него переводчицей на уроках живописи для сотрудников посольства США, поскольку он не знал английского языка. Потом она привезла что-то заказанное им из Англии, и в момент передачи между ними вспыхнули чувства. Через год влюбленные зарегистрировали брак. С разницей в 3 года у них родилась 3 дочери: Ксения, Соня и Мария. Лиза, Соня и Мария обучались в школе отца, старшая из них окончила Академию и параллельно с обучением преподавала.
Личная жизнь
Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.
Петр Кончаловский с женой (автопортреты)
Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.
У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.
Петр Кончаловский с семьей
Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.
Какие архивы могут помочь узнать данные о своих предках до революции 1917 года без регистрации
Поскольку до революции российское общество имело сословный характер, то это налагает свой непосредственный отпечаток на проводимые исследователем поиски. Если ваш предок был из дворянского сословия, то данные о нём стоит искать в специальном Российском государственном историческом архиве https://rgia.su, расположенном в городе Санкт-Петербурге (бывшей столице РИ).
В Москве вы можете обратиться в Российский государственный архив древних актов http://rgada.info. Здесь вы можете найти архаичные документы предков периода Смутного времени и ранее.
Также в Москве расположен Российский государственный военно-исторический архив http://ргвиа.рф. В котором можно искать информацию о своих предках до революции по их имени и фамилии. База данных электронной описи архива доступна в тестовом режиме на его сайте бесплатно и без регистрации.
Несколько наиболее важных дат
1958 год, 12 декабря, Москва. Здесь у известного художника Николая Сергеевича Присекина родился сын, названный родителями Сережей. Его мамой была иллюстратор книг и графический художник. Звали ее Лидия Харитоновна.
Свою будущую профессию Сережа выбрал сначала неосознанно. На его выбор, по словам самого Сергея, повлияло то, что его родители были людьми творческими. Поэтому Сергей поступает в МГАХИ имени Василия Ивановича Сурикова, который заканчивает в 1983 году. В 1984 году он уже становится членом союза художников Страны Советов. В этом же году художник получил Серебряную медаль от Академии художеств Советского Союза.
1994 год. Сергей становится народным художником РФ.
С 1996 по 2000 годы Присекин осуществляет руководство художниками, которые занимались росписью юго-западного свода Московского храма Христа Спасителя.
С 2001 по 2005 годы Сергей Николаевич занимает должность художественного руководителя студии военных художников имени Митрофана Борисовича Грекова.
2004 год. Почта России выпустила серию «Славим Отечество!», состоящую из четырех марок, которые включали репродукции картин Сергея Николаевича. Тематика картин — историко-патриотическая.
2008 год. Сергей Присекин становится действительным членом Российской академии художеств.
29 октября 2015 года сердце гениального художника Сергея Николаевича Присекина перестало биться, а ему было только 56 лет.
Государственные и политические деятели
Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.
Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.
Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.
Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.
Детство и юность
Сергей Андрияка родился в Москве 14 июля 1958 года в семье преподавателей. Мать, Этолия Рудольфовна, зарабатывала обучением немецкому языку и переводами. Отец, Николай Иванович, работал в художественной школе при институте им. В. Сурикова.
Интерес к рисованию Сережа проявил 6-летним. С этого возраста он увлекался только лепкой и рисованием. Заметив это, отец начал с сыном регулярные тренировки зрительной памяти и занятия по овладению техникой акварели. После этого мальчик учился в средней художественной школе, в которой преподавал, а потом был руководителем его отец. После получения школьного аттестата в 1976 году он поступил в Суриковский институт, выбрав специальность «станковая живопись» (мастерская проф. В.Г. Цыплакова).
Сергей Иванов
Осип Браз. Портрет Сергея Иванова. 1903 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам досталась земля, которая могла их прокормить. Миллионы из них решили переселиться в Сибирь, на свободные земли. И главным летописцем этого сложного периода их жизни был Сергей Иванов.
Он следовал с ними за Урал. Сначала на поезде до Тюмени. Затем на плотах до Барнаула. А потом пешком и в кибитках до свободных участков земли.
Весь путь занимал несколько месяцев. Путь тяжёлый и даже опасный для жизни. 7% переселенцев погибали в дороге. Одну из таких трагедий и изобразил Иванов.
Сергей Иванов. Смерть переселенца. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Глава семьи скоропостижно скончался в пути. Жена рухнула на землю оплакивать своё горе. Что ее ждёт? Если она выйдет замуж (а в Сибири женщин не хватало), то у неё есть шанс выжить. Если нет, то участь ее – попрошайничество или тяжкий наемный труд. Имея ребёнка на руках. Очень печально.
Иванов сыграл немалую роль в судьбе переселенцев. Ведь его картины видели многие благодаря передвижным выставкам.
Уже в 90-х годах 19 века переселенцев стали поддерживать власти. Худо-бедно заботясь об их пропитании и здоровье в дороге. И таких страшных сцен, как на картине «Смерть переселенца», уже не встречалось.
Конечно, такой борец за справедливость, как Сергей Иванов, просто не мог пройти мимо стихийных событий восстания в декабре 1905 года.
Сергей Иванов. Расстрел. 1905 г. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Вновь мы видим униженных и оскорбленных. На этот раз расстрелянных на одной из площадей Москвы. Иванов будто написал звук смерти. В пустом пространстве звучат выстрелы, стон умирающих и рёв толпы.
Присекин Сергей
Присекин Сергей Николаевич (1958) — русский советский живописец, портретист, баталист.
Те, кто вместе с Александром Ивановичем Покрышкиным сражались в небе войны, признают: «Он сделал больше каждого из нас…».
Портрет лётчика Покрышкина
О славном русском летчике написано много книг, и многим запомнилась фраза напуганных немцев: «Внимание! В воздухе Покрышкин!». Он был истинным героем Отечественной войны
А вот после ее окончания летчика, любимца народа, стали опасаться большие начальники. Покрышкин стал гонимым, героя преследовала зависть и вражда, мелкие и крупные интриги, отравившие и сократившие его жизнь.
Об этой малоизвестной стороне послевоенной жизни летчика поведала нашему корреспонденту жена Покрышкина Мария Кузьминична.
Мы в доме у Покрышкиных, где все живет памятью о народном Герое, где и сейчас у входной двери лежит на полке, словно ожидая хозяина, его маршальская фуражка…
— Мария Кузьминична, жизнь вашего мужа в высшей степени наполнена тяжкими испытаниями, риском, неожиданными поворотами. Да, пожалуй, и чудесами. Ведь очень немногие из тех фронтовых летчиков-истребителей,с кем встретил Александр Иванович первые дни войны, остались в строю до мая 1945-го. Покрышкин в 1941-м был сбит два раза, не раз техники с изумлением рассматривали пробоины на его машине, в одном из боев пуля попала в прицел, в другом, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и оцарапала подбородок… Два раза буквально у ног Покрышкина не взрывались упавшие на аэродром бомбы. Есть в его воспоминаниях и еще несколько подобных случаев. Конечно, сказывались и его великолепная спортивная подготовка, и уникальное летное мастерство, но все же, думается, ощутимо здесь и покровительство высших сил…
— Что я могу сказать? Конечно, мне не доводилось видеть мужа в бою, но и в полетах над аэродромом его сразу можно было отличить от других летчиков по особенной свободе, легкости, уверенности полета. Он словно играл самолетом… Все предвоенные годы для Покрышкина -это годы учебы и труда. Он хотел, по его словам, «узнать все в авиации» и в теории, и на практике. А вкуса спиртных напитков, например, не знал до 25 лет.
Его мать Ксения Степановна, к которой я, ожидая ребенка, приехала в Новосибирск весной 1944 года, каждое воскресенье ходила в церковь, молилась. От Александра Ивановича я никогда не слышала ничего плохого о церкви, о верующих. Помню, он не раз на приемах в Кремле подводил к нашему столу Патриарха Алексия I, они о чем-то оживленно беседовали…
Был и такой случай, из другой области. Несколько лет назад, уже после ухода мужа из жизни, один из известных летчиков-испытателей, узнав о том, что из нашего дома пропал один очень важный документ, предложил мне привести инженера, который занимался лозоходством и многих в подобных ситуациях выручал. Когда этот человек достал свою лозу, то у каждого портрета Александра Ивановича она просто ходила ходуном. Лозовед сказал, что у Покрышкина была непробиваемая аура…
И после войны, а муж летал на новейших реактивных самолетах до 1963 года, в его жизни были моменты смертельной опасности. В 1957 году в ночном полете отказал авиагоризонт, но Покрышкину удалось посадить машину. Кстати говоря, я узнала об этом только через несколько лет…
Рубрика: АРХИВ САЙТА «ЗАПИСКИ О ХУДОЖНИКАХ
Абрам Архипов
Абрам Архипов. Автопортрет. Частная коллекция
Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.
Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.
Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.
Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».
Абрам Архипов. Прачки. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.
Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.
Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.
В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.
Абрам Архипов. Женщина в красном. 1919 г. Нижегородский художественный музей
Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.
А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.
Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.
В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Биография
Могила Кончаловского на Новодевичьем кладбище Москвы Учился в Харьковской художественной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Жюлиана в Париже (1897—1898) и в Петербуржской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского.
Жил в Москве. В 1932 г. Пётр Петрович приобрёл у А. И. Трояновской усадьбу Бугры (ныне известную как «дача Кончаловского»), позже вошедшую в границы города Обнинска.
Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1911). Также был членом художественных объединений:
- «Союз молодёжи» (1911)
- «Мир искусства» (1911—1922, с перерывами)
- «Бытие» (1926—1927)
- «АХРР»
Действительный член АХ СССР (1947). За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен.
Умер Кончаловский 2 февраля 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
Василий Перов (1834-1882 гг.)
Иван Крамской. Портрет Василия Перова. 1881 г. Русский музей, Санкт-Петербург
Главные шедевры Перова были созданы ещё до официального образования Товарищества передвижных выставок. Но именно он был одним из главных вдохновителей и организаторов движения. Ведь Перов как никто другой был сосредоточен на сюжетах об обездоленных.
Пожалуй, самая эмоциональная его работа – это картина «Тройка». У кого есть дети, не могут без тоски смотреть на нее. Это сейчас детский труд нам кажется дикостью. А каких-то 100-150 лет назад это было нормой.
Жуткая погода. Глубокий минус. Метель. А бедные дети (без варежек!) тянут бочку с водой до мастерской.
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Конечно, на работу в мастерскую они попали не от хорошей жизни. Родители, не имея возможности прокормить нескольких детей, одного могли отдать в услужение.
Приглушенные серые, белые, бежевые краски картины подводят нас к ощущению холода. А вот лица детей на таком фоне четкие и живые. Зрителю нет возможности их не разглядеть. И увидеть страдание в глазах, в которых должна быть лишь беспечная радость.
Еще до «Тройки» Перов создал ряд антиклерикальных работ. Одна из самых интересных картин на эту тему – «Чаепитие в Мытищах».
Василий Перов. Чаепитие в Мытищи. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Могла ли такая сцена возникнуть в реальности? Вполне. Представьте, этого солдата взяли служить когда-то на целых 20 лет. Конечно, по возвращении домой родители уже вряд ли были живы. Ни жены, ни детей. Мизерная пенсия.
Только – свобода передвижения (отслуживший крестьянин переставал был крепостным). Что оставалось, как не бродяжничать и просить милостыню.
Перов был гениальным «сценографом». Он так удачно подбирал позы и жесты героев, что его сюжеты читаются с первого взгляда. Понятны и неловкость служанки, и смиренность солдата, и равнодушие церковника.
В поисках себя
Понятно, что после гигантов русского реализма – Репина, Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», — признает родство с постимпрессионистами Кончаловский. Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании. «Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.
Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами – Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».
Живопись
Творческая биография Коровина неразрывно связана с Московским училищем живописи, где, отучившись, он занял пост преподавателя и выработал собственную систему, направленную на осознанное обучение рисованию.
Картина Сергея Коровина «Троица»
В конце 1880-х годов выпускник мастерской Саврасова начал участвовать в выставках «художников-передвижников», демонстрируя картины с социальными сюжетами, среди которых самыми запоминающимися были «Радуга», «Нищие на церковной паперти», «Балаган» и «Солдаты в деревне». Последняя из работ положила начало серии, посвященной тяжелой участи русских военных, которую живописец завершил в 1885 году произведением «Солдаты у колодца».
Другой любимой темой Коровина, занимавшей художника на протяжении жизни, стало русское крестьянство и деревенский быт. Во время каникул мастер предпочитал переезжать за город, где с грустью и сочувствием наблюдал за жизнью людей, изменившейся после отмены крепостного права. Одним из ярких образцов творчества этого периода стала картина «Перед наказанием», написанная в 1885 году и вызвавшая жестокую критику коллег из-за устаревшего сюжета.
Картина Сергея Коровина «Перед наказанием»
Другим произведением, посвященным деревне, стала масштабная картина под названием «На миру», где Коровин воссоздал сцену крестьянской сходки. В образах героев – бедняка и кулака – художник воплотил собственное видение социальных проблем, возникших в реформированной деревне, и изобразил новое классовое противостояние членов сельскохозяйственной общины.
Живописец использовал приемы композиции, благодаря которым зритель, находившийся за пределами полотна, становился невольным участником происходящего и начинал сопереживать бедняку, потерявшему имущество по воле ненасытного богатея.
Картина Сергея Коровина «На миру»
На переднем плане картины Коровин изобразил фигуру, олицетворявшую справедливость и мудрость. Грустное выражение лица старика, сидящего на бревне, подчеркивало безысходность и печаль борца за правое дело. Став смысловым центром произведения, этот персонаж подчеркивал сухость и пустынность пейзажа и создавал мрачное и гнетущее настроение, характерное для всего крестьянского цикла.
В начале 1900-х годов Коровину пришлось расстаться с любимыми деревенскими образами и приступить к выполнению крупного заказа для столичного исторического музея. Художнику поручили изобразить события Куликовской битвы, и он с азартом начал собирать материал и создавать эскизы будущего монументального произведения.
Картина Сергея Коровина «Рождество»
Когда наброски были закончены, у Сергея Алексеевича неожиданно возникли проблемы со здоровьем. Сил реализовать глобальные замыслы не осталось, и последние годы жизни живописец отдал небольшим работам, наиболее известными из которых стали «Похороны крестьянина» и «Рождество».
Кроме того, в это время Коровин с удовольствием занимался иллюстрацией. Он рисовал сцены из «Руслана и Людмилы» Александра Пушкина, а также сопровождал изображениями гоголевскую «Шинель».