Счастливый случай
В 1951 году опять вернулся в Курск Евгений Носов. Биография его отсюда начинает новый виток, он становится работником газеты «Молодая Гвардия» и заведующим отделом молодежи и комсомольской жизни.
В 1957 году начинает уже серьезно заниматься литературными трудами. Но для настоящей работы ему требовалось больше свободного времени, он опять возвращается на должность художника-оформителя. И начинает писать небольшие рассказы, которые выходили в периодическую печать. Теперь Евгений Носов — писатель, и в 1958 году он выпускает свой первый сборник «На рыбачьей тропе». Тогда Курским литературным объединением было решено отправить его в Ленинград на Всероссийский семинар, где руководители группы, которую возглавлял Всеволод Рождественский, очень высоко оценили молодого прозаика и его труды, поэтому он был рекомендован в Союз писателей СССР.
По окончании Высших литературных курсов, период которых продлился с 1961 по 1963 год, Евгений Носов уже профессионально занимается писательской работой. Произведения Евгения Носова пополняются такими работами, как «Где просыпается солнце», «Берега», «В чистом поле за поселком», «Мост», «Шумит луговая овсяница», «Красное вино победы», «Моя Джомолунгма», «Усвятские шлемоносцы», «Избранные произведения» в 2-х томах и много других.
Литературная критика Евгения Носова считала писателем-деревенщиком. Но истинные почитатели его литературы находили в его произведениях не только описание крестьянской жизни и природы, но и философское осмысление процесса бытия людей и роль Отечества в их жизни.
Опыт и мастерство, а также широта его интересов очень натуральны, богаты и разнообразны. Он художественно легко и свободно рисует как жизнь деревенскую, так и городскую фабричную, а также очень реалистично описывает отступление армии в 1941 году, и как поднимался на Великую Отечественную войну весь русский народ.
Эмиграция
В 23-м году К. Сомов выехал в США на выставку. Америка не понравилась мастеру, но и в Россию он возвращаться не захотел. В 25-м году он переехал в Париж, где по-прежнему продолжал работать. Он любил и знал этот город. Тягостной ностальгии, по-видимому, не испытывал. Его, как и всех, беспокоила надвигающаяся война, а кроме того, прогрессировала болезнь ног. Но творческая жизнь была оживлена открытием секретов старых мастеров. Живописец успешно работал над натюрмортами. Он внезапно умер в 39-м году накануне войны. Константин Сомов, биография которого в целом сложилась из творческих поисков, был надолго забыт. Его заново открыли в конце XX столетия.
Соболезнования
«В рассказах Носова крестьянская жизнь — до того натуральная, будто не прошедшая через писательское перо. Никакой литературщины, никаких приёмов». Александр Солженицын, писатель «У Евгения Ивановича Носова вообще отношение к животным, даже не как к братьям меньшим, а как к равным нам Божьим существам. Тех же птичек он называет «единопланетянами». Он и людей, и всю тварь Божью ценит по делам их». Сергей Щербаков, писатель «Так вот и вижу я моего друга — с маленьким цветком на большой ладони, с цветком, что до самых снегов и даже в сене пахнет молодо и свежо, — ни сушь, ни пыль, ни скот, ни птицы, ни люди, топчущие его, не могут остановить в нем силу вечной весны». Сергей Астафьев, писатель и друг Е. Носова
Направление деятельности художника
Портреты и автопортреты
Портретам Сомов уделял довольно много времени в своем творчестве. При этом он часто работал гуашью, акварелью или красками на водной основе. Портреты художника отличаются превосходной техникой и утонченным вкусом. Так как он состоял в обществе «Мир искусства», свои холсты писал по принципам общества. Так, известная картина «Дама в голубом» представляет собой изображение одухотворенной изящной женщины, в глазах которой художнику удалось изобразить целый букет глубочайших чувств.
К.А. Сомов. «Дама в голубом». 1897-1900 гг.
Интересно, что Сомов придумал собственный тип портрета — ретроспективный, подразумевающей смешение современности и прошлых веков. Например, в картине «Дама в голубом» все возможные бытовые моменты отодвигаются на дальний план, уступая место духовному миру героини, а уход в прошлое демонстрируется не только через платье старинного фасона, но и сам образ женщины. Не зря эта картина считается лучшей работой Сомова.
Наряду с этим художник создавал и портреты в стиле реализма. Он виртуозно изображал известных поэтов, писателей и других представителей интеллигенции. Зачастую эти работы лишены богатого интерьера или иных деталей, отвлекающих зрителя от характера персонажа.
К.А. Сомов. «Портрет А.А. Блока». 1907 г.
Нередко на портретах представал и сам их автор. Себя Сомов в большинстве случаев изображал эдаким щеголем с эффектной прической и изящной одеждой.
К.А. Сомов. «Автопортрет». 1898 г.
Картины интимного характера
Сомов имел свободные взгляды на интимные отношения. В его творчестве это выразилось многочисленными картинами с изображением обнаженных мужчин и женщин. Живописец не стеснялся своих взглядов и мог открыто писать как романтическую сцену влюбленной пары, так и изображать изящное мужское тело.
К.А. Сомов. «Вечер». 1900-1902 гг.
К.А. Сомов. «Летнее утро». 1932 г.
Натурные пейзажи
Если в интимной тематике художник часто прибегает к условности и изображает кукольных героев, то его натурные пейзажи полны естественности и гармонии. Работая с ними, Сомов находил в природе самое сокровенное и с вдохновением переносил это на бумагу. Не зря его картина «Радуга» была так высоко оценена поклонниками живописи (см. ниже).
К.А. Сомов. «Лето». 1919 г.
Экспертиза и продажа картин Сомова
Как оценить картину Сомова
Перед продажей рекомендуем провести профессиональную экспертизу картины Сомова, чтобы удостовериться в подлинности произведения, выявить ее ценность и примерную стоимость на рынке. Наилучшим образом с этой задачей справится опытный эксперт, разбирающийся в конкретной эпохе художников. Например, вы можете обратиться в Центр научной экспертизы им. Бенуа, располагающий современной лабораторией для исследования.
Где и как продать картину Сомова
Есть разные способы продать дорогое произведение живописи: выставить его на аукцион, представлять на крупных выставках, в салонах, самостоятельно искать покупателя. Мы предлагаем более простое решение — представить его нашей аудитории. Так как сайт «Лермонтов» имеет достаточно большую аудиторию ценителей искусства, здесь ваши шансы выгодно продать картину заметно увеличатся. Продажа возможна через сайт на условиях комиссии или непосредственно нам за часть стоимости картины.
Чтобы сделка состоялась быстрее и принесла больше прибыли, рекомендуем подготовить для картины подробное описание, по которой потенциальные покупатели смогут оценить ее ценность (указать историю продаж, значимость для общества и пр.).
Если вы хотите оценить картину Сомова через нашего партнера, договориться о продаже или иной сделке, позвоните нам по телефону +7 (495) 969-14-05 или напишите на почту [email protected].
Ученый и воин
Возвращаться в свой вуз Сомов не стал. В 1934 г. он подал документы в Московский гидрометеорологический институт. На этот раз наш герой выбрал своей специальностью океанологию. Получив диплом, он стал сотрудником Центрального института прогнозов. В 1938 г. он вместе с коллегами побывал в арктической экспедиции, целью которой было изучение дрейфа льдов. Дебютант смог сделать первое в его карьере открытие. В следующем году Михаил был в составе экипажа ледокола «И. Сталин», который за одну навигацию прошло Северный морской путь с Востока на Запад и вернулось обратно.
Такие успехи вдохновили полярника в 1940 г. стать аспирантом Арктического института в Ленинграде. В следующем году в научной деятельности пришлось сделать перерыв – Михаил Сомов с первых дней войны попросил направить его на тот участок, где он сможет защищать Родину от гитлеровцев. Знаток Арктики участвовал в операциях Беломорской флотилии, в 1942 г. участвовал в обороне острова Диксон от крейсера «Адмирал Шеер».
Памятник защитникам Диксона
Эпизоды жизни
Стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой» произвело на Евгения Носова такое впечатление, что он собственноручно смастерил несколько кормушек и расклеил рядом распечатанные стихи. Один из последних рассказов самого Носова так и называется «Покормите птиц». Глубокую любовь Носова к природе и стремление познать её замечал его друг, писатель Виктор Астафьев. Последний отмечал, что Носов «знал, когда цветёт рожь и доцветает донник, где гнездится соловей и с какого возраста начинает петь». По словам Астафьева, Носов обнаруживал «поразительную память, зрительную, слуховую и просто человеческую, с которой начинается уважение к родителям и прошлому Родины своей». Рассказ Евгения Носова «Белый гусь» читает Лидия Осипова
НАШИ ЛЮДИ
Алена Полынь Другое
парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ
Ylvis Другое
комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера
XP Voodoo Другое
один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения
Wretch 32 Другое
английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея
Wisin & Yandel Другое
Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel
Timbuktu Другое
«https://ru
TheHill88 Другое
YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88
The Doodler Другое
Победа
За год до разгрома немецких фашистов в Советском Союзе началась демобилизация наиболее ценных специалистов и привлечение их к мирному труду. В число таковых попал и Михаил Михайлович. Его направили в Ленинград продолжать учиться, а в 1945 г. назначили на пост гидролога в Центральном штабе морских операций Главсевморпути.
Чтобы возобновить довоенный уровень развития науки, стране потребовались годы. Первый раз макушку мира наш герой увидел с высоты птичьего полета в 1945 г. Только в 1950 г. появилась возможность повторить легендарную экспедицию папанинцев. Руководителем дрейфующей станции «Северный полюс-2» стал Михаил Сомов. На льды самой северной точки Земли их доставили авиаторы. Целый год велось изучение природы самых высоких широт Арктики. После завершения экспедиции в 1952 г. исследователь вступил в КПСС.
Начальник дрейфующей станции «Северный полюс-2» Михаил Сомов с товарищем обходят свои владения
Литература
- Фарфор из собрания Константина Андреевича Сомова. — СПб.: тип. «Сириус», 1913
- Эрнст С. P. К. А. Сомов. — СПб.: изд. Общины Св. Евгении, 1918. — 116 с.
- Пружан И. Н. Константин Сомов. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — 127 с.
- К. А. Сомов. (1869—1939). Альбом / Автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова. — М.: Искусство, 1973. — 32 с.
- К. А. Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников / Вступ.статья, подготовка текста, коммент. Ю. Н. Подкопаевой, А. Н. Свешниковой. — М.: Искусство, 1979. — 624 с., 32 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
- Клейн Л. С. Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие. — СПб., 2002
- Ельшевская Г. В. Короткая книга о Константине Сомове. — М.: Новое литературное обозрение, 2003
- Константин Андреевич Сомов, 1869—1939: / — М.: Дирет-Медиа, 2011
- Завьялова А. Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. — М.: Театралис, 2012. — 208 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-902492-25-2.
- К. А. Сомов. Дневник 31 октября 1928 — 26 ноября 1928 гг. // Русская проза: Литературный журнал (СПб.). — Вып. В (2013).
- Сомов К. А. Дневник. 1917—1923 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П. С. Голубева. — М.: Дмитрий Сечин, 2017. — 925 с.
- Сомов К. А. Дневник. 1923—1925 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П. С. Голубева. — М.: Дмитрий Сечин, 2018. — 716 с.
- Сомов К. А. Дневник. 1926—1927 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П. С. Голубева. — М.: Дмитрий Сечин, 2018. — 744 с.
- Голубев П. С. Художники русской эмиграции в критических высказываниях К. А. Сомова (на материалах его дневника 1925—1934 гг.) // Вестник славянских культур. — Т. 33. — 2014. — № 3. — С. 211—218.
- Сеславинский, М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
- Сеславинский, М. В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920—1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5
- Константин Сомов. Живопись. Графика. Печатная графика. Фарфор. Фотоархив: Каталог выставки / В. Круглов, В. Левшенков, В. Спешилова, И. Цой, Е. Яковлева — СПб.: КGallery, 2017. — 220 с.: ил.
- Голубев П. С. Константин Сомов. Дама, снимающая маску. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 212 с.
- Голубєв П. С. Костянтин Сомов. Каталог виставки в Одеському художньому музеї. 6 вересня — 27 жовтня 2019 року. Одеса, Київ: Одеський художній музей, Родовiд, 2019.
Литература
- Калашников В. А. Носов Е. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 5: Мурари — Припев. — М.: Сов. энцикл., 1968. — Стб. 344—345.
- Чалмаев В. А. Храм Афродиты. Творческий путь и мастерство Е. Носова. — М., 1972;
- Чертов В. Ф. Носов Евгений Иванович // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 311—312. — ISBN 5-02-011304-2.
- Курск. Краеведческий словарь-справочник. — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 261—263. — ISBN 5-89365-005-0.
- Книга о Мастере: Холмы и берега Е. Носова: очерки о творчестве. — Курск, 1998.
- Шеваров Д. Краюха хлеба // Российская газета. — 2008. — 29 мая (№ 115). — С. 25.
↑ Биография Е. В. Вучетича
Евгений Викторович Вучетич родился в 1908 году в Днепропетровске (тогда Екатеринослав). Отец был сербом из Черногории, в Гражданскую войну примкнувшим к белому движению, а мать, девичья фамилия которой была Стюарт, родилась во Франции.
Спустя некоторое время семья Вучетичей переехала в Ростов, где одаренный юноша, став совершеннолетним, поступил в художественную школу. Через пять лет он продолжил обучение в Ленинраде.
С 1937 года начал участвовать в выставках. В 1935, переехав в Москву, Вучетич работает над такими масштабными проектами, как гостиница «Москва», Государственная библиотека им. Ленина.
Когда фашисты вероломно вторглись на территорию СССР, Вучетич добровольно уходит на фронт солдатом-пулеметчиком, впоследствии получив звание подполковника. В 1943 ранен и возвращается в столицу.
С 1943 по 1960 Е. В. Вучетич работает художником-баталистом в СВХ им. М. Б. Грекова, где он окончательно сформировался как скульптор. Главной темой его работ стали важнейшие исторические события нашей страны. Е. В. Вучетич основал «сталинский классицизм» и соцреализм. Эти стили уникальны, так как в них присутствует пластичность модерна. Ансамбли великолепны по своим масштабам и грандиозности. Умер в 1974 году.
Биография Сомова
Константин Андреевич Сомов
родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя
коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна
Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным
человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.
В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В
одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А.
Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который
написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г.
В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью,
создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в
голубом”, 1897 — 1900).
Манера Сомова
соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с
реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и
одухотворенностью.
Сомов принимал самое
деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также
периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907),
издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А.
Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал
обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В.
Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.
Наряду с пейзажной и
портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики,
создавая изысканные фарфоровые композиции: “Граф Нулин” (1899), “Влюбленные”
(1905) и др.
К. Сомов экспонировал свои
произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников,
персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском
“Salon d’Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность
не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие
другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов
на работу.
В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На
родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции.
К. А. Сомов умер в Париже 5
мая 1939 г.