Введение
Фёдор Фёдорович Федоро́вский (1883—1955) — российский, советский театральный художник.
Главный художник Большого театра . Народный художник СССР (1951). Действительный член Академии Художеств СССР (1947). Вице-президент АХ СССР (1947—1953). Доктор искусствоведения (1952).
Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1949, 1950, 1951).
Мастер художественного оформления спектаклей, преимущественно русских эпических опер, оформления торжественных заседаний в ГАБТе СССР, революционных празднеств и физкультурных парадов на Красной площади.
Автор проекта создания (1936) и реставрации (1945) Рубиновых звёзд на башнях Московского Кремля.
Горный корпус ТТИ
Как декан горного отделения Томского технологического института В. А. Обручев должен был позаботиться о проектировании и строительстве корпуса, в котором разместилось бы горное отделение. Корпус должен был способствовать хорошей постановке обучения студентов и соответствовать многим параметрам в отношении целесообразного размещения аудиторий, лабораторий, кабинетов, должен был обеспечить безопасность проведения специальных работ во время занятий со студентами. Ему как декану предстояло составить все расчеты на проектирование, в которых надо было указать размеры помещений и их месторасположение, а уже затем найти архитектора, который создал бы проект здания горного корпуса.
В Томском технологическом институте работали в те годы два замечательных архитектора: Константин Константинович Лыгин и Андрей Дмитриевич Крячков. Оба они читали курс архитектуры, который был обязательным для студентов всех отделений. В свободное от службы время проектировали и строили здания в Томске и в других городах. Многие монументальные здания, до сего времени украшающие Томск, построены по проектам Лыгина и Крячкова. Это здание мэрии, Дом офицеров, Дом науки и многие другие. Оба архитектора были завалены заказами, связаны обещаниями, и рассчитывать на их помощь вряд ли было бы разумно.
Осмотревшись и заведя знакомства в городе, В. А. Обручев воспользовался рекомендацией одного из коллег о договоренности относительно проекта с преподавателем архитектуры Петром Федоровичем Федоровским, о котором слышал много хорошего. Федоровский работал в институте по совместительству, основной его должностью была должность главного архитектора г. Томска.
После знакомства и разговора с Федоровским, Обручев остался им доволен. Он производил впечатление солидного, степенного человека и оказался большим знатоком архитектуры, хотя его имя не блистало в городе так, как имена Лыгина и Крячкова.
Во время беседы с архитектором В. А. Обручев рассказал ему о том, что проектированию горного корпуса он придает большое значение, поскольку в зависимости от того, как он будет спроектирован и построен, будет идти подготовка будет идти подготовка инженеров, которым придется заниматься в аудиториях, лабораториях и других помещениях горного корпуса. Кроме того, в корпусе должны быть размещены музеи, которые должны сыграть большую роль в учебном процессе.
Федоровский долгое время и с большим желанием работал над проектом здания горного отделения, часто советуясь с Обручевым. Он вложил в этот проект все свои знания, весь свой талант, силы и добился того, что построенный в начале века по его проекту горный корпус является памятником архитектуры, украшением Томска.
Торжественная закладка горного корпуса ТТИ, которой предшествовал обязательный по тому времени торжественный молебен, состоялась 6 августа 1902 г., строительство корпуса было завершено в 1905 г.
Детство и юность
Федор Павлович Решетников родился в 1906 г. в селе Сурско-Литовское недалеко от Екатеринослава, ныне Днепропетровска. Он стал четвертым ребенком в семье потомственного иконописца. Родители умерли, когда мальчику не было и 3-х лет. Сирот приютил старший брат, студент Киевского художественного училища. Ему пришлось бросить учебу и браться за любые заказы, чтобы прокормить детей. Он писал иконы, делал лепнину. Федор служил подмастерьем, в свободное время пробовал себя в набросках и портретах.
Период взросления совпал с временем войн, революций, голода и разрухи. Не желая быть обузой семье брата, 16-летний подросток сбежал из дому. Год бродяжничал, перебивался случайными заработками, голодал. Спасла неожиданная удача. Благодаря навыкам рисования он смог устроиться оформителем в клуб железнодорожников. Будущий художник с увлечением писал лозунги, плакаты, создал настенное панно «Смычка города с деревней». Неумелые, но выразительные работы принесли ему первый зрительский успех.
Мечтой Федора стало высшее профессиональное образование. Это казалось недостижимым для того, кто не закончил даже среднюю школу. Юноша работал на шахте, стал комсомольцем и смог получить путевку на рабфак, где готовили будущих студентов. В 1929 г. Федор Решетников поступил во ВХУТЕИН.
Награды и звания
- Всемирная выставка в Париже (Почётный диплом — за макет к опере Р. Вагнера «Лоэнгрин», 1925)
- Международная выставка в Милане (1927) («Гран При» — за эскизы к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»)
- Всемирная выставка в Париже (1937) («Гран При» — за эскизы к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и И. И. Дзержинского «Тихий Дон»)
- Большая Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930)
- Народный художник РСФСР (1943)
- Народный художник СССР (1951)
- Сталинская премия второй степени (1941) — за оформление оперного спектакля «Князь Игорь» А. П. Бородина (1934)
- Сталинская премия первой степени (1943) — за оформление оперного спектакля «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля (1942)
- Сталинская премия первой степени (1949) — за оформление оперного спектакля «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1948)
- Сталинская премия первой степени (1950) — за оформление оперного спектакля «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1949)
- Сталинская премия первой степени (1951) — за оформление оперного спектакля «Хованщина» М. П. Мусоргского (1950)
- Орден Ленина (1954)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1937, 1951)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Доктор искусствоведения (1952).
3. Работы в других жанрах
Звезда Водовзводной башни, 1937 год
- Проект занавеса Государственного Большого Театра Союза ССР, (1920)
- Эскиз значка ГАБТ к 100-летию Большой театра, (1925)
- Оформление сцены ГАБТ к 10-летию Октября (1927).
- Эскизы монументально-массового представления «Героическое действо» (1927).
- Проект почтовой марки «10 лет МОПР», (1932)
- Занавес Государственного Большого Театра (1935).
- Проект Рубиновых звёзд на Башнях Кремля (1936).
- Оформление VIII Всесоюзного Съезды Советов (1936).
- Оформление сцены и зрительного зала «Пушкинские юбилейные дни» (1937).
- Панорама «Дружба народов», Выставка в Нью-Йорке (1939).
- Эскиз оформления сцены «Ленинские дни» (1940).
- Эскизы костюмов Русского хора А. В. Свешникова (1943).
- Эскизы Парада физкультурников на Красной площади.
- Оформление сцены к «Юбилейным торжествам» 1947 года.
(1864 – 1944)
Петр Федоровский родился 2 (14) февраля 1864 года в Елисаветграде (ныне Кировоград, Украина), в семье помещика Херсонской губернии.
Первоначальное образование будущий архитектор, художник и педагог получил в реальном училище, в 1895 году окончил Высшее художественное училище при Академии художеств, где его учителем был Леонтий Николаевич Бенуа, и был направлен в Томск на должность младшего архитектора строительного отделения губернского управления.
С Томском связаны два периода жизни и деятельности архитектора: с 1895 по 1905 и с 1912 по 1916 год. Федоровский всегда хотел работать в регионе с более мягким климатом, и поэтому в 1905-1912 годах пытался закрепиться в городах центральной России (Тамбове и Нижнем Новгороде), но в итоге условия работы в Сибири оказались для него во многих отношениях более привлекательными. Острая востребованность специальных знаний и умений в области архитектурного проектирования, широкий круг полномочий на службе, возможность заниматься частной практикой – все это позволило Федоровскому реализовать себя в Томске весьма продуктивно.
С 1896 по 1903 и с 1912 по 1916 год Федоровский исполнял обязанности городского архитектора Томска, а с 1903 по 1905 также и архитектора университета и Западно-Сибирского учебного округа. По его проектам в городе возведен ряд важных в масштабе общественного строительства каменных зданий: новый трехэтажный корпус Мариинской женской гимназии (1896-1897), городской училищный дом («Дом в память Н.В. Гоголя», 1904-1906), горный корпус технологического института (1902-1905), Загорное училище (1913-1914), Заисточное училище (1914-1915), детская больница имени Михайловых (1915-1916) и др. Среди работ, выполненных по частным заказам, особую ценность представляет особняк купца И.И. Смирнова (1914-1916).
В проектировании каменных построек Федоровский считается поклонником ордерных форм, одним из первых и наиболее последовательных представителей сибирского неоклассицизма. Однако его творческое наследие включает и проекты иной стилистической направленности, выполненные в дереве, в частности доходный дом Н.Д. Родюкова, который является ярчайшим образцом национально-романтического модерна.
Разносторонние художественные интересы Федоровского были естественными для человека, совмещающего строительную практику с педагогической и известного в городе не только как архитектор, но и как художник. Так, с 1900 по 1905 и с 1914 по 1915 год Федоровский преподавал в Томском технологическом институте рисование, черчение и архитектурное проектирование. С 1913 года он был активным членом Томского общества любителей художеств, экспонировал свои работы на периодических выставках общества.
В 1916 году Федоровский был назначен в 9-ю Кавказскую инженерно-строительную дружину на турецкий фронт. После возвращения в Сибирь он устроился в Барнаульское техническое училище, где в 1917 и 1918 годах преподавал рисование и черчение.
В 1918 году в связи с утверждением в Западной Сибири новой власти дворянин Федоровский был вынужден перебраться с семьей во Владивосток. В 1922 году архитектор эмигрировал в Китай, с 1926 года заведовал кафедрой архитектуры в Харбинском политехническом институте, вел частную практику. Смерть архитектора 24 октября 1944 года стала печальным событием для русской диаспоры Харбина.
Несмотря на то, что судьба Федоровского была связана с разными городами и даже странами, томский период его творчества отличается ярким своеобразием и масштабностью творческих поисков, результаты которых стали достоянием художественной культуры Сибири рубежа XIX и XX веков. Имя архитектора носит одна из улиц Томска в микрорайоне Зеленые горки.
Работы в других жанрах
Звезда Водовзводной башни, 1937 год
- Проект занавеса Государственного Большого Театра Союза ССР, ()
- Эскиз значка ГАБТ к 150-летию Большого театра, ()
- Оформление сцены ГАБТ к 10-летию Октября ()
- Эскизы монументально-массового представления «Героическое действо» ()
- Проект почтовой марки «10 лет МОПР», ()
- Занавес Большого Театра (1935).
- Проект Рубиновых звёзд на Башнях Кремля (1936)
- Оформление VIII Всесоюзного съезда Советов (1936)
- Оформление сцены и зрительного зала «Пушкинские юбилейные дни» ()
- Панорама «Дружба народов», Выставка в Нью-Йорке ()
- Эскиз оформления сцены «Ленинские дни» ()
- Эскизы костюмов Государственного хора СССР под руководством А. В. Свешникова ().
- Эскизы Парада физкультурников на Красной площади
- Оформление сцены к «Юбилейным торжествам» 1947 года
- Оформление сцены к 175-летнему юбилею Большого театра
- Проект занавеса Большого театра (, реконструкция — )
Биография
Родился 14 (26) декабря 1883 года в Чернигове (ныне в Украине).
C по 1907 год учился в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (ныне Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). Учителями были известные русские художники В. А. Серов, К. А. Коровин, М. А. Врубель и архитекторы И. В. Жолтовский и Ф. О. Шехтель.
Участник антрепризы С. П. Дягилева в Париже и Лондоне (1913—1914).
В —1929 годах — художник-постановщик, заведующий художественно-постановочной частью, в — — главный художник Большого театра в Москве.
Оформлял революционные празднества и физкультурные парады на Красной площади в Москве, торжественные правительственные заседания в ГАБТ.
Могила Фёдоровского на Новодевичьем кладбище Москвы
Его творчество целиком связано с музыкальным театром, он тяготел к героико-эпическим темам и напряжённой динамике цветового решения живописно-объёмной декорации
Наряду с живописным решением пространства сцены, художник уделял большое внимание образному решению всех костюмов каждого, даже второстепенного, персонажа оперы. Его постановки всегда отличались большой выразительностью массовых сцен
Творчество мастера получило заслуженное признание зрителей.
Сцена из оперы «Иван Сусанин».Художник-постановщик Ф. Ф. Федоровский
Художник оставил большое количество живописных эскизов декораций (холст, масло), относящихся к 1933 и 1943 годам, и обширную серию картонов, выполненных гуашью, углём, акварелью, сангиной. Эти произведения сейчас хранятся в Театральном музее имени А. А. Бахрушина, Музее Большого театра, Театральном музее Санкт-Петербурга и других российских и зарубежных собраниях.
В 1905—1917 годах преподавал в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище, в 1917—1923 — в ГСХМ, ВХУТЕМАС.
Вице-президент Академии художеств СССР в —1953 годах. Член Президиума АХ СССР (1953—1955).
Умер 7 сентября 1955 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Семья
Внук — Дмитрий Юрьевич Федоровский (род. 1932), кинооператор, режиссёр. В 1980-х годах снял документальный фильм «Фёдор Фёдорович Федоровский», хорошо оцененный критикой.
Основные работы в театре
- 1927 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в ГАБТ СССР
- 1932 — «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ СССР
- 1934 — «Князь Игорь» А. П. Бородина в ГАБТ СССР
- 1935 —«Садко» Н. А. Римского-Корсакова в ГАБТ СССР
- 1939 — «Иван Сусанин» М. И. Глинки, ЛАТОБ имени С. М. Кирова
- 1942 — «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля в ЛАТОБ имени С. М. Кирова
- 1947 — «Великая дружба» В. И. Мурадели в ГАБТ СССР
- 1948 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в ГАБТ СССР
- 1949 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова в ГАБТ СССР
- 1949 — «Хованщина» М. П. Мусоргского в ГАБТ СССР
- 1950 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова в ГАБТ СССР
- 1952 — «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова; «Хованщина» М. П. Мусоргского (оба в ЛАТОБ имени С. М. Кирова)
- 1953 — «Князь Игорь» А. П. Бородина в ГАБТ СССР
Основные работы в театре
- 1913 — «Хованщина» М. П. Мусоргского, Театр Елисейских Полей
- 1922 — «Кармен» Ж. Бизе, ГАБТ
- 1927 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, ГАБТ
- 1932 — «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ
- 1934 — «Князь Игорь» А. П. Бородина, ГАБТ
- 1935 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ
- 1939 — «Иван Сусанин» М. И. Глинки, ЛАТОБ им. С. М. Кирова
- 1942 — «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля, ЛАТОБ им. С. М. Кирова
- 1947 — «Великая дружба» В. И. Мурадели, ГАБТ
- 1948 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, ГАБТ
- 1949 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ
- 1949 — «Хованщина» М. П. Мусоргского, ГАБТ
- 1950 — « Садко» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ
- 1952 — « Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, ЛАТОБ имени С. М. Кирова
- 1952 — «Хованщина» М. П. Мусоргского, ЛАТОБ имени С. М. Кирова
- 1953 — «Князь Игорь» А. П. Бородина, ГАБТ
- 1955 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ
Биография
Родился 14 (26) декабря 1883 года в Чернигове (ныне в Украине).
C 1902 по 1907 год учился в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (ныне Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). Учителями были известные русские художники В. А. Серов, К. А. Коровин, М. А. Врубель и архитекторы И. В. Жолтовский и Ф. О. Шехтель.
Участник антрепризы С. П. Дягилева в Париже и Лондоне (1913—1914).
В 1921—1929 годах — художник-постановщик, заведующий художественно-постановочной частью, в 1929—1953 — главный художник Большого театра в Москве.
Оформлял революционные празднества и физкультурные парады на Красной площади в Москве, торжественные правительственные заседания в ГАБТ.
Его творчество целиком связано с музыкальным театром, он тяготел к героико-эпическим темам и напряжённой динамике цветового решения живописно-объёмной декорации
Наряду с живописным решением пространства сцены, художник уделял большое внимание образному решению всех костюмов каждого, даже второстепенного, персонажа оперы. Его постановки всегда отличались большой выразительностью массовых сцен
Творчество мастера получило заслуженное признание зрителей.
Художник оставил большое количество живописных эскизов декораций (холст, масло), относящихся к 1933 и 1943 годам, и обширную серию картонов, выполненных гуашью, углём, акварелью, сангиной. Эти произведения сейчас хранятся в Театральном музее имени А. А. Бахрушина, Музее Большого театра, Театральном музее Санкт-Петербурга и других российских и зарубежных собраниях.
В 1905—1917 годах преподавал в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище, в 1917—1923 — в ГСХМ, ВХУТЕМАС.
Академик АХ СССР (1947). Вице-президент Академии художеств СССР в 1947—1953 годах. Член Президиума АХ СССР (1953—1955).
Умер 7 сентября 1955 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Семья
Внук — Дмитрий Юрьевич Федоровский (род. 1932), кинооператор, режиссёр. В 1980-х годах снял документальный фильм «Фёдор Фёдорович Федоровский», хорошо оцененный критикой.
Семейная жизнь
Брак Федора Павловича представлял союз единомышленников – его женой стала дочь знаменитого живописца, известная пейзажистка Лидия Исааковна Бродская. Семья, входившая в творческую элиту, имела все атрибуты успешности – квартиру с мастерскими в Доме – поселении художников на Верхней Масловке, автомобиль, домработницу.
Лидия Исааковна Бродская
В 1943 г. семейство пополнила дочь Любовь, впоследствии также избравшая профессию художника. Ее образ появляется во многих картинах Решетникова, начиная с 1944 г. («Бабушкины заботы»). Принято считать, что Люба, в детстве не отличавшаяся прилежанием к учебе, послужила отцу прототипом персонажа двоечника.
2. Основные работы в театре
- 1927 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в ГАБТ СССР
- 1932 — «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ СССР
- 1934 — «Князь Игорь» А. П. Бородина в ГАБТ СССР
- 1935 —«Садко» Н. А. Римского-Корсакова в ГАБТ СССР
- 1939 — «Иван Сусанин» М. И. Глинки, ГАТОБ им. Кирова
- 1942 — «Емельян Пугачёв» М. Коваля в ГАТОБ им. Кирова
- 1947 — «Великая дружба» В. И. Мурадели в ГАБТ СССР
- 1948 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в ГАБТ СССР
- 1949 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова в ГАБТ СССР
- 1949 — «Хованщина» М. П. Мусоргского в ГАБТ СССР
- 1950 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова в ГАБТ СССР
- 1952 — «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова в ГАТОБ им. Кирова
- 1952 — «Хованщина» М. П. Мусоргского в ГАТОБ им. Кирова
- 1953 — «Князь Игорь» А. П. Бородина в ГАБТ СССР
Жизнь художника
Высший художественно-технический институт был колыбелью советского академического искусства. Федор учился живописи у великого С.В. Герасимова, графике — у выдающегося плакатиста Д.С. Моора. Он не расставался с блокнотом, непрерывно создавая наброски, шаржи и карикатуры. Острый ум и искусная рука сделали его автором юмористических журналов «Безбожник» и «Крокодил». Талант репортера и дух искателя приключений определили удивительный поворот его судьбы.
Полярные экспедиции:
- «Сибиряков», 1932 г. Решетников решил войти в состав северной морской экспедиции Отто Юльевича Шмидта. С большим трудом ему удалось попасть на борт. Рейд оказался непростым: ледокол «Сибиряков» потерял гребной вал и винт, пришлось взрывать лед и тащить судно на буксире. Федор работал в команде, а также выпускал самодельный журнал «Ледовитый крокодил» и стенгазеты на злобу дня. По окончании похода он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
- «Челюскин», 1933-34 гг. На следующий год В Федор Решетников принял участие в легендарной эпопее парохода «Челюскин». Гибель корабля, двухмесячная зимовка на дрейфующей льдине, эвакуация на самолетах стали одной из знаменитых страниц советской истории. Решетников поднимал боевой дух товарищей, рисуя шаржи, листовки, выпуская ежедневную газету «Не сдаемся!». Графическая серия впоследствии сыграла роль его дипломной работы, а сам он был удостоен ордена Красной Звезды.
В 1936 г. в Москве состоялась первая персональная выставка, где были выставлены сотни графических и живописных работ, выполненных уверенной рукой мастера. «Ехал за экзотикой, увидел людей», говорил Федор Решетников о полярных походах. Наброски, портреты и зарисовки этого времени стали основой серьезных станковых произведений, таких как «Первые герои Советского Союза», «Гибель Челюскина».
Военные годы:
- Решетников уходит на войну в звании майора и должности корреспондента газеты «Красный черноморец». Он ведет репортажи с линии фронта, рисует карикатуры и агитационные листовки.
- В 1941-42 гг. принимает участие в обороне Севастополя, которую изображает в картине «В отряде морской пехоты» (1942 г.)
- В 1943 живописные полотна художника экспонируются на выставке военных картин наряду с произведениями других известных авторов.
- С 1944 г. в его творчестве появляется новая тема – жанровые картины с присутствием детей, которые впоследствии станут невероятно популярны. Первая картина такого рода — «Достали «языка» — изображает детскую игру той поры.
- В 1945 г. Ф.П. Решетников вступает в ряды ВКП(б) – Коммунистической партии.
Заслуженная слава:
- С 1948 г. Решетникову доверено писать полотна, воплощающие величие вождей советской державы. Картина «Генералиссимус» приносит ему Сталинскую премию. Талант, личные качества и заслуги перед страной помогают художнику завоевать славу и признание.
- В 1949-52 гг. Федор Решетников создает наиболее знаменитые и растиражированные произведениями — «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» и «Переэкзаменовка», выполненные в лучших традициях критического реализма. Их сюжет и композиция являют золотую середину между фундаментальным реализмом и забавной сатирой.
- В 1953 г. Ф.П. Решетников становится действительным членом Академии художеств СССР.
- В 1953-62 гг. художник преподает в МХИ имени В.И. Сурикова и Московском педагогическом институте. За успехи в этой деятельности он удостаивается знака «Отличник народного просвещения».
- К 1970-м Решетников — живой классик социалистического искусства — получает звание Народного художника СССР, избирается Вице-президентом Художественной Академии.
- В 1980-е гг. Ф.П. Решетников, помимо масштабных заказных полотен, таких как «Союз – Аполлон» (1982), пишет в основном камерные натюрморты и пленэрные пейзажи.
- В 1988 г. художника не стало. Рожденный между двумя революциями, он ушел на закате советской эры и был с почестями похоронен на Ваганьковском кладбище.
Детство и юность
15 июля по старому стилю, или 28-го по новому, 1906-го в семье Решетниковых, проживавшей в селе Сурско-Литовское (ныне Украина), родился второй ребенок, которого назвали Федей. Тяга к изобразительному искусству, кажется, была заложена в нем с детства. Отец Павел занимался созданием икон, и по его примеру старший брат Василий стал студентом Киевского художественного училища.
Однако после смерти обоих родителей учебу в нем пришлось оставить, чтобы воспитывать и содержать семью. Парень занялся росписью церквей и храмов, а дома в свободное время писал лики святых. Маленький Федя помогал как мог – растирал краски, готовил холсты и кисти.
Федор Решетников и Отто Шмидт Известно также, что имелся и третий брат Иван, позднее увлекшийся революцией. В связи с этим следы его долго были затеряны, точных биографических сведений о нем нет. В дальнейшем все трое встретились в Мариуполе в 30-х.
По мере взросления будущий прославленный живописец охотно брался за любую работу. Среди освоенных им профессий – оформитель местных культурных центров и провинциальных театров, руководитель музыкального хора, плотник, сапожник, маляр, шахтер, актер и даже спортивный комментатор.
Позднее он трудился в клубе железнодорожников – отсюда его и направили на рабфак искусств, дававший возможность получить высшее образование. Отучившись, Решетников сделал выбор в пользу ВХУТЕМАС, куда поступил в 1929-м.
Федор Решетников — «Ремонт “Сибирякова” во льдах» / Culture and art
В мастерских он жадно впитывал знания, преподаваемые Сергеем Герасимовым («Мать партизана», «Фронтовик») и Дмитрием Моором (агитплакат «Ты записался добровольцем?»). Первые успехи не заставили себя ждать – способного студента, попавшего под влияние творческого коллектива «Кукрыниксы», прозвали на курсе «виртуозом графического шаржа».
Приобретенные навыки открывали перед молодым человеком новые возможности. Благодаря им он попал в заполярные экспедиции в качестве художника-репортера. Особенно жадно желал Федор оказаться на «Сибирякове», бок о бок с Отто Шмидтом. Интересный факт: именно во время плавания он написал дебютную живописную картину «Ремонт “Сибирякова” во льдах».
Следующая подобная «командировка» в составе «Челюскина» прошла заметно труднее, чем первая – пароход затонул, экипаж спасли с дрейфующей льдины и возвратили на Большую землю. Зарисовки, сделанные Решетниковым, восторженно приняли и публика, и критика.
6. Награды и премии
Диплом «Гран При», Париж, 1937
- «Гран При», Международной выставки в Париже (1925) — за макет к опере Р. Вагнера «Лоэнгрин»
- «Гран При», Международной выставки в Милане (1927) — за эскизы к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»
- «Гран При», Международной выставки в Париже (1937) — за эскизы к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и И. И. Дзержинского «Тихий Дон»
- Сталинская премия второй степени (1941) — за оформление оперного спектакля «Князь Игорь» А. П. Бородина (1934)
- Сталинская премия первой степени (1942) — за оформление оперного спектакля «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля (1942)
- Сталинская премия первой степени (1949) — за оформление оперного спектакля «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1948)
- Сталинская премия первой степени (1950) — за оформление оперного спектакля «Садко» Н. А. Римского — Корсакова
- Сталинская премия первой степени (1951) — за оформление оперного спектакля «Хованщина» М. П. Мусоргского
- Народный художник СССР (1951)
- Орден Ленина (1954)
- Орден Трудового Красного Знамени (1937)
- Орден Трудового Красного Знамени (1951)
- Большая Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958)
Биография
Учился в Елисаветградском реальном училище (1877 – 1885 гг.), в 1885 г. поступил в ИАХ в С.-Петербурге на архитектурное отделение. Имея склонность к живописи, через полтора месяца перевелся на живописное отделение, где проучился два года. По настоянию родного дяди, поддерживавшего его материально, вновь перешел на архитектурное отделение, которое закончил в 1893 г., получив звание классного художника архитектуры 3-й степени. За классные работы имел малую и большую серебряные медали.
В 1894 г. назначен на вакансию младшего архитектора строительного отделения при Томском губернском совете, а летом 1895 г. принят на должность городского архитектора Томска, которую занимал 8 лет. Преподавал рисование, архитектурное черчение и проектирование в Томском технологическом институте в течение 1900-1905 и 1914 — 1915 годов. В 1905 переехал в Тамбов, где также работал городским архитектором (1905–1911 гг.), занимаясь в свободное время живописью. В 1911 – 1913 гг. осуществлял строительство здания Государственного банка в Нижнем Новгороде, спроектированного архитектором В. А. Покровским. Из Нижнего Новгорода снова вернулся в Томск, где работал до 1916. Затем некоторое время находился в Турции (в Кавказской инженерно-строительной дружине), в 1917–1918 гг. преподавал рисование и черчение в техническом училище Барнаула.
С началом Гражданской войны оказался во Владивостоке, находился там до 1922 г., стал одним из основателей политехнического института, избирался на должность профессора. В 1922 г. на эскадре адмирала Старка эмигрировал в Южный Китай. Жил и работал в Чаньчуне, Дайрене и Тяньцзине, а с 1926 г. в Харбине. Заведовал кафедрой архитектуры в Харбинском политехническом институте и в Институте Св. Владимира (1926–1938).
Биография
Родился 14 (26) декабря 1883 года в Чернигове. C 1902 по 1907 год учился в Московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище. Учителями Федоровского были великие русские художники В. Серов, К. Коровин, М. Врубель и архитекторы И. Жолтовский и Ф. Шехтель.
Участник антрепризы С. П. Дягилева в Париже и Лондоне (1913—1914).
Заведующий художественно-постановочной частью (1927—1929), затем главный художник ГАБТ СССР в Москве (по 1953 год). Творчество Федоровского целиком связано с музыкальным театром, он тяготел к героико-эпическим темам и напряжённой динамике цветового решения живописно-объёмной декорации.
В 1940-е годы творчество мастера получило широкое признание
Особое внимание он уделял красочным костюмам персонажей
Художник оставил большое количество живописных эскизов декораций (холст, масло), относящихся к 1933 и 1943 годам, и обширную серию картонов, выполненных гуашью, углём, акварелью, сангиной.
Эти произведения сейчас хранятся в Театральном музее им. А. А. Бахрушина, Музее Большого театра, Театральном музее Санкт-Петербурга и других российских и зарубежных собраниях.
Ф. Ф. Федоровский умер 7 сентября 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Основные работы в театре
Костюм к опере «Кармен», 1907 год
- — «Хованщина» М. П. Мусоргского, Театр Елисейских Полей
- — «Кармен» Ж. Бизе, ГАБТ
- — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, ГАБТ
- — «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ
- — «Князь Игорь» А. П. Бородина, ГАБТ
- — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ
- — «Иван Сусанин» М. И. Глинки, ЛАТОБ им. С. М. Кирова
- — «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля, ЛАТОБ им. С. М. Кирова
- — «Великая дружба» В. И. Мурадели, ГАБТ
- — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, ГАБТ
- — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ
- 1949 — «Хованщина» М. П. Мусоргского, ГАБТ
- — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ
- — «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, ЛАТОБ имени С. М. Кирова
- 1952 — «Хованщина» М. П. Мусоргского, ЛАТОБ имени С. М. Кирова
- — «Князь Игорь» А. П. Бородина, ГАБТ
- — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, ГАБТ
Награды и премии
- «Гран При», Международной выставки в Париже (1925) — за макет к опере Р. Вагнера «Лоэнгрин»
- «Гран При», Международной выставки в Милане (1927) — за эскизы к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»
- «Гран При», Международной выставки в Париже (1937) — за эскизы к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и И. И. Дзержинского «Тихий Дон»
- Сталинская премия второй степени (1941) — за оформление оперного спектакля «Князь Игорь» А. П. Бородина (1934)
- Сталинская премия первой степени (1942) — за оформление оперного спектакля «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля (1942)
- Сталинская премия первой степени (1949) — за оформление оперного спектакля «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1948)
- Сталинская премия первой степени (1950) — за оформление оперного спектакля «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
- Сталинская премия первой степени (1951) — за оформление оперного спектакля «Хованщина» М. П. Мусоргского
- народный художник СССР (1951)
- орден Ленина (1954)
- два ордена Трудового Красного Знамени (1937, 1951)
- Большая Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958)
1. Биография
1930 год, Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка»
Фёдор Фёдорович Федоровский родился 14 (26) декабря 1883 года в Чернигове. C 1902 по 1907 год учился в Московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище. Учителями Федоровского были великие русские художники В. Серов, К. Коровин, М. Врубель и архитекторы И. Жолтовский и Ф. Шехтель.
Ф. Ф. Федоровский — участник антрепризы С. П. Дягилева в Париже и Лондоне (1913—1914).
Заведующий художественно-постановочной частью (1927—1929), затем главный художник ГАБТ СССР в Москве (по 1953 год). Творчество Федоровского целиком связано с музыкальным театром, он тяготел к героико-эпическим темам и напряжённой динамике цветового решения живописно-объёмной декорации.
В 1940-е годы творчество мастера получило широкое признание
Особое внимание он уделял красочным костюмам персонажей
Эскиз декорации, 1928 год
Художник оставил большое количество живописных эскизов декораций (холст, масло), относящихся к 1933 и 1943 годам, и обширную серию картонов, выполненных гуашью, углём, акварелью, сангиной.
Эти произведения сейчас хранятся в Театральном музее им. А. А. Бахрушина, Музее Большого театра, Театральном музее Санкт-Петербурга и других российских и зарубежных собраниях.
Ф. Ф. Федоровский умер 7 сентября 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).