Аннибале Карраччи[править | править код]
(1560-1609), живописец и гравер, ученик Лодовико К., развившийся изучением Корреджо, Тинторетто, П. Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко проглядывает в его ранних произведениях; с основания Академии degli Incamminati он принимал деятельное участие в педагогической и в художественной деятельности этого заведения. В 1597 г. был вместе с ними вызван в Рим для украшения фресками дворца Фарнезе. Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок («Триумф Вакха и Ариадны», «Меркурий и Парис», «Пан и Дианы», «Юпитер и Юнона» и пр.) принадлежат к числу особенно удачных его произведений. Умер 49 лет и погребен, согласно выраженному им перед смертью желанию, в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художника состоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в свежести колорита; но ему можно поставить в упрек отсутствие действительного, непосредственного вдохновения. Религиозные композиции Аннибале К. служат верным отражением сантиментальной, неискренней набожности его времени. Кроме картин духовного, мифологического и аллегорического содержания, писал также пейзажи (образцы их можно видеть в галереях Дориа, в Риме, в мадридском, берлинском и других музеях; пейзаж № 178 в Императорском Эрмитаже, к сожалению, сильно потемнел). Главные из его многочисленных произведений, рассеянных по разным галереям Европы, суть, сверх вышеупомянутых, следующие: «Богородица со святыми» (1592), «Воскресение Христово» (в Лувре), «Св. Рох» (в Дрездене), «Вакханка и сатир» (во Флоренции), «Христос и самаритянка» (в Вене), «Избиение младенцев» (в Мюнхене), «Св. Семейство» (в Импер. Эрмитаже, № 169), «Отдых на пути в Египет» (там же, 171), «Почивший Христос» (там же, № 172) и др. В своих гравюрах Аннибале К. воспроизводил почти исключительно собственные композиции («Распятие», «Юпитер и Антиопа», «Христос» и пр.).
Жизнь
Он родился в семье портного Антонио Карраччи в Болонье и крестился 16 августа 1557 года . После обучения ювелиру Агостино занялся живописью, которой он научился в мастерской Просперо Фонтана, а затем (около 1577 г.) у Бартоломео Пассаротти и Доменико Тибальди . Он рано проявил себя как гравер по меди : его первые проверенные гравюры датированы и подписаны 1576 годом.
Мадонна с младенцем и святыми , Национальная галерея Пармы
Он путешествовал (возможно) в Рим в 1581 году и в Венецию в следующем году , где делал гравюры по картинам Тинторетто и Веронезе . В 1583 году он был в Милане и Кремоне . Там он сделал гравюры по рисункам Антонио Кампи для книги Cremona fedelissima , опубликованной в 1585 году.
В своем родном городе Болонье он вместе со своим младшим братом Аннибале и его двоюродным братом Лодовико Карраччи принадлежал к Академии дельи Инкамминати , которая стремилась реформировать живопись в смысле большей естественности и со ссылкой на классические идеалы Возрождения. Первым крупным совместным проектом этих троих стало оформление фресок, выполненное в 1583–1584 годах в Палаццо Фава в Болонье .
Агостино, вероятно, побывал в Парме в 1586–87 годах и снова в Венеции в 1588–89. Его сын Антонио, крестным отцом которого, по словам Беллори, был Якопо Тинторетто , родился там от незаконных отношений . В последующее время до 1594 года Агостино снова жил в Болонье.
Хотя его основным занятием была гравировка, он также создавал картины маслом , на которые в основном повлияла венецианская живопись , но постепенно рисунок стал более структурированным. Его главная работа — « Последнее причастие святого Иеронима» (ок. 1592 г.), которое сейчас находится в Национальной пинакотеке Болоньи . Он также участвовал в других совместных проектах Карраччи: фресковые украшения в Палаццо Маньяни-Салем (ок. 1588–1591) и Палаццо Сампьери Талон (1593–94).
Аврора и Цефал , фреска Агостино Карраччи в Галерее Фарнезе, Рим
В конце 1594 года Агостино сопровождал своего брата Аннибале в первой короткой поездке в Рим, из которой они вернулись в Болонью в начале 1595 года. Агостино, вероятно, был в Парме в 1597 году, прежде чем вернуться в Рим, чтобы работать с Аннибале над фресками в Палаццо Фарнезе . Согласно традиции, в Галерее Фарнезе Агостино есть две сцены : Фетида и Пелей (также называемые: Галатея ), а также Аврора и Кефалос .
Он также написал портрет Джованны Гвиччардини (1598, Музей Берлин-Далем ) в Риме и две картины, которые позже попали в Museo di Capodimonte в Неаполе с коллекцией Фарнезе : групповой портрет Арриго Пелосо, Пьетро Матто и Амона нано , а также хорошо Святое Семейство со Святой Маргаритой .
Отношения между двумя братьями-художниками не должны были быть без напряжения, и в 1600 году между ними разгорелся жаркий спор, в результате чего Агостино вернулся в Болонью из Рима. В июле того же года он устроился на работу в Парму при дворе герцога Рануччо I Фарнезе , для которого он написал фрески на тему «Omnia vincit amor» в одной из комнат Палаццо дель Джардино , которую он больше не мог закончить.
Он умер 23 февраля 1602 года и был похоронен в Пармском соборе. По словам Берендсона, Академия дельи Инкамминати в Болонье отслужила поминальную службу по Агостино 18 января 1603 года в церкви больницы делла Морте.
Достопримечательности рядом
Главный фасад палаццо выходит на одноименную площадь Фарнезе (Piazza Farnese), которая в давние времена носила название Герцогская. В 1545 году территория, прилегающая к дворцу, была вымощена брусчаткой.
Сохранившиеся до наших дней старинные гравюры свидетельствуют о том, что в период расцвета дома Фарнезе площадь служила местом проведения бычьих боев, рыцарских турниров и прочих увеселительных мероприятий.
Сегодня в этой части города редко появляются толпы туристов. Кажется, будто каждый камень здесь пропитан спокойствием, умиротворенностью и некоторым аристократизмом. Удивительная атмосфера придется по душе любителям уединенных прогулок.
Фонтаны
Центр площади украшают два больших фонтана-близнеца, построенные в 20-х годах XVII века по проекту архитектора Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Массивные чаши увенчаны скульптурными композициями в виде бутонов лилий – геральдического символа могущественного рода Фарнезе.
Дабы уберечь фонтаны от посягательств бесцеремонной публики, они были первоначально ограждены невысоким металлическим забором. До 1920 года сооружения оставались собственностью потомков папы римского Павла III, а после перешли под юрисдикцию государства.
Особый интерес представляют чаши, установленные в центре фонтанов. Известно, что каждая из них выполнена из египетского гранита древнеримского периода и является настоящим артефактом, найденным на развалинах терм Каракаллы (Terme di Caracalla) – банного комплекса, считавшегося в V веке н. э. главным чудом Рима.
Примечательно, что одна из старинных ванн была установлена на площади еще в середине XVI столетия, задолго до появления фонтанов и служила своеобразной трибуной для привилегированных особ, наблюдавших за проведением праздничных мероприятий.
Церковь
Справа от палаццо расположена небольшая церковь, возведенная в честь католической святой Бригитты Шведской (Chiesa di Santa Brigida).
Праведница, провозглашенная в 1999 году покровительницей Европы, приехала в Рим в середине XIV века и снискала в «Вечном городе» добрую славу своим милосердием и благочестивостью. Роскошный фасад храма оформлен в стиле барокко. Интерьер украшен великолепными картинами и фресками работы итальянского художника Бьяджо Пуччини (Biagio Puccini).
Вилла Фарнезина
На противоположном, западном берегу реки Тибр находится вилла Фарнезина (Villa Farnesina), принадлежавшая некогда влиятельному купцу и банкиру Агостино Киджи (Agostino Chigi).
В 1577 году здание было приобретено внуком папы римского Павла III, кардиналом Алессандро Фарнезе. Вилла, построенная в начале XVI века по проекту Бальдассаре Перуцци (Baldassare Peruzzi), представляет особый интерес как памятник архитектуры и изобразительного искусства Высокого Возрождения.
Неоднократно возникла идея соорудить мост через реку Тибр, который связал бы внутренний дворик палаццо с родовой виллой, находящейся на противоположном берегу, однако этим планом не было суждено воплотиться в жизнь. В наши дни в здании работает музей, в котором представлены картины, рисунки и гравюры европейских мастеров XV – XIX веков.
Лодовико Карраччи[править | править код]
(1555-1619), живописец, гравёр и скульптор, ученик Просперо Фонтаны, развившийся далее, во время своих путешествий, через самостоятельное изучение выдающихся итальянских мастеров. По возвращении своем в Болонью, будучи убежден в необходимости возрождения искусства, основал вместе со своими троюродными братьями, Агостино и Аннибале Карраччи, новую школу живописи, «академию направленных на путь» (degli Incamminati), которая вскоре стала в Италии центром художественного образования, несмотря на насмешки над нею старых маньеристов. Принципами её были: непосредственное наблюдение природы, изучение антиков и подражание великим мастерам, напр. в рисунке и движении — Микеланджело, в колорите — Тициану, в композиции и выражении — Рафаэлю, в светотени и грации — Корреджо. Хотя художники, принадлежащие к этой академии, или, как их называют по почину самого Лодовико Карраччи, «эклектики», и достигают в своих произведениях некоторой своеобразности стиля, однако у их большинства бросается в глаза решительное старание подражать тем или другим избранным образцам. Так, напр., в ранних работах самого Лодовико Карраччи (напр. во фресках С. Микеле-ин-Боско) слишком заметно подражание Корреджо и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях, он выказывает большую самостоятельность (напр. в «Богородице во славе», в Болонской пинакотеке, и во фресках из жития св. Бенедикта в монастыре С. Микеле-ин-Боско). Лодовико Карраччи является также родоначальником особого рода картин страдальческого пафоса, каковы, напр., «Ессе homo» и «Mater dolorosa», которые столь обильны в болонской школе. В Импер. Эрмитаже имеются образцы его живописи: «Св. Семейство» (№ 163 и 164), «Несение креста» (№ 165), «Положение во гроб» (№ 166) и «Св. Севастиан» (№ 167).
Интересные факты
Подобно любому другому памятнику архитектуры палаццо переживал за свою многовековую историю периоды расцвета и упадка. Дальнейшая его судьба была напрямую связана с событиями, происходящими в жизни потомков влиятельного рода Фарнезе и представителями монарших домов Европы.
В 30-80-х годах XVII века палаццо служил резиденцией для важных особ, приближенных к императорским и королевским дворам. Так, здесь часто бывал кардинал Альфонс-Луи дю Плесси де Ришельё (Alphonse-Louis du Plessis de Richelieu), один из высших сановников Французской монархии.
Свадьба Людовика XIV
В 1660 году дворец стал местом проведения торжественного бракосочетания Марии Терезии Австрийской (Испанской), и представителя французского престола Людовика XIV, известного также как «Король-Солнце». Супруги приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Политический союз положил конец многолетней франко-испанской войне, но просуществовал не более года.
Шведская королева Кристина
В 1655 году с разрешения папы римского Александра VII в пустующем палаццо Фарнезе поселилась приехавшая в «Вечный город» королева Кристина. Примечательно, что несколькими годами ранее правительница Швеции отреклась от монаршего престола и приняла католичество. Эксцентричная, противоречивая и вместе с тем одаренная блестящими способностями Кристина, превратила палаццо в интеллектуально-культурный центр, где собирались лучшие итальянские поэты, музыканты, композиторы, ученые и художники.
В собственности у испанцев
В 1731 году умер восьмой герцог Пармы, Антонио Фарнезе (Antonio Farnese), являвшийся последним представителем могущественной династии по прямой мужской линии. После его смерти все владения семьи отошли в казну Испании. Поскольку у герцога не было детей, палаццо, наравне с другим имуществом, был унаследован Елизаветой Пармской (Изабеллой Фарнезе), связанной в то время брачными узами с королем Филиппом V, а позже – ее старшим сыном.
В 30-х годах XVIII века будущий король Испании, Карл III, перевез большую часть произведений искусства, хранившихся во дворце, в Неаполь (Napoli), и Казерту (Caserta), где располагались его резиденции.
Внешние ссылки [ править ]
vтеАннибале Карраччи | |
---|---|
Картины |
|
Связанный |
|
Авторитетный контроль |
|
---|