Книги на латинском
К значимым произведениям Франческо, написанным на латинском языке, относятся следующие книги:
Автобиография «Epistola ad posteros» в формате письма к будущим поколениям. В этом творении Петрарка излагает историю своей жизни с внешней стороны (рассказывает о ключевых событиях, произошедших на его жизненном пути).
Автобиография «De contempu mundi», что переводится как «О презрении к миру». Это произведение автор написал в формате диалога с блаженным Августином. Вторая автобиография поэта рассказывает не столько о внешних проявлениях истории его жизни, сколько о его внутреннем развитии, борьбе между личными желаниями и аскетической моралью, и так далее. Диалог с Августином превращается в своеобразный поединок между гуманистическим и религиозно-аскетическим мировоззрением, в котором побеждает все-таки гуманизм.
Книга стихов Франческо Петрарки
Инвективы (гневные обличительные речи) по отношению к представителям культурной, политической, религиозной сфер. Петрарка был одним и первых творческих деятелей, способных смотреть на высказывания, учения и убеждения современности с критической точки зрения. Так, широко известна его инвектива против врача, который считал науку важнее красноречия и поэзии. Также Франческо высказывался против ряда французских прелатов (представителей высшего католического духовенства), против аверроистов (последователей популярного философского учения XIII века), римских ученых прошлых лет, и так далее.
- «Письма без адреса» — произведения, в которых автор смело критикует развратные нравы Рима XIV века. Петрарка на протяжении жизни был глубоко верующим католиком, но он не испытывал благоговения перед высшими духовными санами, чье поведение считал неприемлемым, и не стеснялся открыто их критиковать. «Письма без адреса» адресованы то придуманным персонажам, то реальным людям. Идеи написания произведений в таком формате Франческо позаимствовал в Цицерона и Сенеки.
- «Африка» — эпическая поэма, посвященная подвигам Сципиона. В ней также содержатся молитвы и покаянные псалмы.
Лаура
6 апреля 1327 года произошло событие, изменившее жизнь Франческо. Этот апрельский, солнечный день он помнил до последнего своего часа. В маленькой церкви Святой Клары, расположенной в предместье Авиньона, шла служба (как раз была Страстная пятница). Он увидел молодую женщину Лауру де Новес.
Франческо – молодой, но уже довольно известный и признанный поэт при папском дворе. Лаура была старше его на три года (ей 26, ему 23), замужем, к тому времени она родила супругу несколько детей (всего у неё было одиннадцать сыновей и дочерей). Её светлые волосы и огромные глаза, светящиеся добром, очаровали Петрарку. Ему казалась, что Лаура воплощает абсолютную женственность и духовную чистоту.
Франческо полюбил Лауру всем сердцем. Эта женщина стала его музой, вдохновением, ей он посвящал все свои стихи. Чудесным образом он описал тот миг, когда впервые увидел её глаза. Для поэта ничего не смогло изменить отношения к этой женщине: ни испортившаяся от многочисленных родов фигура, ни поседевшие и утратившие былую красоту волосы, ни исказившие прекрасное лицо глубокие морщины. Он любил свою Лауру и такой, потерявшей красоту от забот и возраста. Она всё равно оставалась для поэта несбывшейся мечтой, ведь любовь была неразделённой.
Много раз он видел её на церковных службах, встречал на улицах Авиньона, когда она шла под руку с мужем. Франческо останавливался в эти моменты и не мог отвести от Лауры свой взгляд. За все годы, которые он её знал, им не удалось обмолвиться ни единым словом. Но каждый раз, когда он замирал при виде любимой женщины, она одаривала его нежным и тёплым взглядом. И тогда он мчался домой. Вдохновлённый поэт творил всю ночь, не ложась спать. Стихи лились из Петрарки, словно бурная река.
Биография
Bachiacca родился и крестился во Флоренции 1 марта 1494 и умер там от 5 октября 1557. Он также учился в флорентийской мастерской Перуджино, и к 1515 начал сотрудничать с Андреа дель Сарто, Якопо Понтормо и Франческо Граначчи на украшения Cassone (Грудь), spalliera (Обшивка) и другие окрашенные мебель для спальни из Пьерфранческо Borgherini и Маргерита Acciauoli. В 1523, он снова участвовал с Андреа дель Сарто, Франчабиджо и Понтормо в декоре прихожей Джованни Benintendi. В то время как он зарекомендовала себя как живописец predellas и небольших картинок кабинета, он в конечном итоге расширить свой выход включить большие алтарные картины, такие как Усекновение главы Иоанна Предтечи, сейчас в Берлине.
Франческо Bacchiacca, Мадонна с младенцем и Св. Иоанна, 1525, Музей искусств Далласа
В 1540 году Bachiacca стал художником при дворе герцога Козимо I Медичи (рег. 1537-1574) и княгини Элеоноры Толедо. В этом качестве Bachiacca был коллегой и сверстников из самых важных флорентийских художников в возрасте, в том числе Понтормо, Бронзино, Франческо Сальвиати, Триболо, Бенвенуто Челлини, Баччо Бандинелли, и его зять Джованни Баттиста дель Тассо. Первая крупная комиссия Bachiacca в том, чтобы покрасить стены и потолок частного изучения герцога с растений, животных и ландшафта, которые остаются важным свидетельством интереса Козимо в ботанике и естественных наук. Bachiacca также мультфильмы для двух серий гобелены, Гротеск Spalliere (1545-49) и Месяцев . (1550-1553), которые были сотканы вновь созданных Медичи гобелен работ Франческо подписал только один известный работу, оформление терраса для герцогини и ее детей, с его сокращенно имени и прозвища: «франка. BACHI. ВВСКИ «. Все эти работы либо содержат тщательно соблюдать иллюстрации природы или отобразить фирменный метод художника и стиль, в котором Bachiacca сочетает цифры, экзотические костюмы и другие мотивы, приобретенных у итальянских художников и немецких и нидерландских гравюр в полностью новые композиции. Эти космополитические комплексы выставлены наиболее похвальные элементы как северной и южной Европы искусства эпохи Возрождения, который обратился к их придворной клиентуры.
В придворного живописца, он создал Святой Себастьян в течение 1530-1540-х годов, что свидетельствует о смерти Святого Себастьяна, христианского дворянина осужденного к смертной казни римского императора Диоклетиана. Первоначально он предположил, что панель, возможно, функционировал как секции к алтаря.
Bachiacca принадлежал к семье, по крайней мере пяти лет, и, возможно, целых восемь художники. Его отец Убертино ди Бартоломео (ок. 1446/7-1505) был ювелиром, его старший брат Бартоломео d’Убертино Верди (ака Baccio 1484-c.1526 / 9) был художником, и его младший брат Антонио d’Убертино Верди (1499-1572)-который также называл себя Bachiacca-был и вышиватель и художник. Сын Франческо Карло ди Франческо Верди (-1569) окрашены и сын Антонио Бартоломео d’Антонио Верди (ака Baccino -1600) работал узорчатой. Это последнее поколение, вероятно, продолжал выпускать картины и вышивки после смерти Bachiacca и до семьи Верди погашенного о 1600 году.
Творчество в зрелые годы
Успех и признание не охладили творческий пыл Джамбаттисты. Следуя своим замыслам, художник создал огромное количество гравюр, объединённых в серии по темам.
Серия «Римские древности»
Отдельный цикл из 252 гравюр, который начал публиковаться с 1748 года, получил название «Римские древности времён Первой республики и первых императоров» (Le Antichità Romane de’ tempo della prima Repubblica e dei primi imperatori) или просто «Римские древности».
Главной мотивацией при создании этих офортов было желание автора, как археолога, задокументировать и сохранить в иллюстрациях разрушающиеся древние памятники Рима. Четыре тома этой серии включают гравюры с живописными видами известных достопримечательностей, таких как Колизей (Colosseo)
Пантеон (Pantheon)
Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)
Колонна Траяна (Colonna Traiana)
и многих других.
Особенно поражают те работы серии, где Пиранези с точностью инженера передал интересные детали древних архитектурных конструкций, в том числе и в техническом разрезе:
- «План, фасад, вертикальное сечение и детали кладки гробницы Цецилии Метеллы, 1762»;
- «Вид древней Аппиевой дороги,1756».
- «Вид на мост и мавзолей, возведённые императором Адрианом, 1756» и другие работы.
Эти офорты, выполненные так детально и грамотно с инженерной точки зрения, наводят на мысль, что Пиранези имел доступ к редким архивам документов, которые, возможно, ещё хранятся в библиотеках Ватикана.
Серия «Марсово поле античного Рима»
Самой сложной по исполнению стала фундаментальная работа 1762 года под названием «Марсово поле античного Рима» (Campo Marzio dell’antica Roma).
Она состояла из 50 гравюр и затронула достопримечательности обширной территории Рима между Тибром и Квиринальским и Капитолийским холмами. Пиранези пришлось включить богатое воображение художника, чтобы реконструировать в своих гравюрах форму и облик этой местности.
Первой работой стала огромная топографическая карта Марсового поля времён поздней империи, которая родилась под впечатлением от мраморной плиты с высеченным планом Рима при императоре Септимии Севере в 201–211 годах.
Как будто в продолжение детализации этой карты Пиранези создал ряд великолепных гравюр, где с высоты птичьего полёта раскрывается вид на величественные древнеримские сооружения, а, точнее, их реконструкции: Театры Бальба (Teatro di Balbo) и Марцелла (Teatro di Marcello, 1757)
Амфитеатр Тита Статия Тавра (Anfiteatro di Statilio Tauro)
Пантеон (Pantheon)
Серия «Различные способы украшения каминов»
Темы гравюр Пиранези не были ограничены только видами Рима. В серии «Различные способы украшения каминов, 1769» Джамбаттиста использовал свои любимые этрусские и египетские мотивы, сюжеты из древнеримской живописи, в том числе фрагменты фресок античного Геркуланума (зарисовки он сделал лично во время участия в археологической экспедиции).
Самыми известными из этой серии являются две гравюры интерьера Английского кафе на Пьяцца-ди-Спанья (Piazza di Spagna) в Риме, которое в XVIII в. было излюбленным местом встреч художников и представителей культуры, в основном англичан. В 1760 г. это кафе Пиранези оформил лично, использовав новаторский для того времени египетский стиль. К сожалению, старинное здание не сохранилось, что делает гравюры художника ещё более ценными. Сегодня на этом же месте находится Чайная комната Бабингтона (Babington’s tea room), основанная в 1893 году.
Помимо каминов (которых всего 61) в этой серии присутствуют ещё 100 гравюр с изображением карет, комодов, раковин, ваз и огромных настенных часов. Именно эта коллекция стала настоящим хранилищем идей для ювелиров, мебельщиков и дизайнеров интерьеров.
Талант и трудоспособность Пиранези не имели границ. До настоящего времени сохранилось около 800 его офортов, но известно, что их было более тысячи. Кроме вышеописанных серий были и другие, не менее интересные: «О величии и архитектуре римлян, 1767», «Капитолийские камни, 1762», «Суждения об архитектуре, 1767», «Античные вазы, подсвечники, надгробия, саркофаги, треножники, лампы и украшения, разработанные и выгравированные Джованни Баттиста Пиранези, 1778».
Обучение и выбор профессии
Юный Пиранези жаждал новых знаний, и он их получил, продолжив обучение у знаменитого венецианского архитектора Джованни Скальфаротто (Giovanni Antonio Scalfarotto) и гравёра Джузеппе Карло Цукки (Giuseppe Carlo Zucchi). Знакомство с Томмазо Теманца (Tommaso Temanza) – венецианским инженером-строителем, писателем и историком архитектуры, не только принесло Джованни опыт проектировщика, но и переросло в многолетнюю дружбу.
Для Пиранези наступил период новых открытий и поиска своего места в многогранном мире. Молодой художник брал уроки рисования у известного картографа и гравёра Джованни Баттиста Нолли (Giovanni Battista Nolli), а уроки сценографии – у братьев-художников Джузеппе и Доменико Валериани (Giuseppe е Domenico Valeriani). Наибольшее влияние на Джамбаттисту оказал Джузеппе Васи (Giuseppe Vasi), с котором он некоторое время работал вместе. Этот талантливый художник-пейзажист и гравёр передал своему будущему конкуренту важные знания и секреты в работе с офортами.
За три года Джованни Баттиста изведал каждый уголок Рима, где сохранились остатки древних сооружений, участвовал в раскопках и археологических экспедициях в Геркуланум и Помпеи, делал зарисовки архитектурных элементов, изучал историю и искусство Древнего Рима.
Очевидцы рассказывали, что Джованни мог даже заночевать в руинах, увлёкшись их изучением.
В 1743 году Пиранези вместе с послом вернулся в Венецию, где проработал в течение последующих четырёх лет. За это время он переосмыслил свои способности и сделал окончательный выбор, остановившись на профессии гравёра. Этот вид творчества позволил Пиранези реализовать одновременно амбиции художника, архитектора и историка.
Зрелые годы
Во время учёбы в университете у Франческо был товарищ Джакомо Колонна, который принадлежал к могущественному и древнему итальянскому роду, сыгравшему в истории средневекового Рима значительную роль. Петрарка очень сблизился с этим фамильным кланом, в дальнейшем они помогли ему в продвижении его литературной карьеры.
В 1331 году Джакомо пригласил Петрарку в Болонью. Поэт приехал по приглашению и был принят на работу в качестве секретаря к брату Джакомо – кардиналу Джованни Колонна. Этот отъезд из Авиньона, скорее, был связан с неразделённой любовью к Лауре. Поэт мучился от того, что имел возможность только изредка видеть любимую, но заговорить с ней или прикоснуться он не мог.
Кардинал Джованни Колонна очень хорошо относился к Франческо, он видел в нём больше сына, нежели служителя. Поэт спокойно жил в Болонье и творил. Он занялся изучением классической литературы Рима и трудов отцов христианства. Много времени Петрарка путешествовал.
В 1335 году Франческо переехал на юг Франции и поселился в уединённом местечке Воклюз. Здесь он писал свои поэтические произведения, главным вдохновением которых по-прежнему была Лаура.
Рядом с местечком Воклюз расположена гора Ванту (1912 м над уровнем моря). Первым покорителем этой вершины был Петрарка со своим братом, это событие произошло 26 апреля 1336 года. Есть неуточнённые сведения о том, что до этого дня на вершине уже побывал французский философ Жан Буридан. Однако восхождение Петрарки было официально зарегистрировано.
Работы (подборка)
Датированные работы
- Мадонна на троне между архангелом Михаилом и Иоанном Крестителем ( Staatliche Museen , Берлин)
- ок. 1500, поклонение младенцу Иисусу, темпера ( Академия искусств Гонолулу )
- Четыре истории из жизни Иоанна Крестителя ( Нью-Йорк , Ливерпуль и Кливленд )
- 1508, Мадонна с младенцем и святыми Франциском и Иеронимом ( Galleria dell’Academia , Флоренция )
- 1510, Распятие, темпера и золото на дереве, центральная часть 48,3 × 29,2 см; каждая страница 48,3 × 15,2 см ( Метрополитен-музей , Нью-Йорк )
- ок. 1515, Мария с младенцем и двумя ангелами и святые Франциск и Зенобий, дерево, 193 × 174 см (Galleria dell ‘Academia, Флоренция)
- ок. 1515, Иосиф попадает в тюрьму, темпера, дерево, 95 × 224 см ( Galleria degli Uffizi , Флоренция)
- 1517–1519, Успение Пресвятой Богородицы ( Художественный музей Ринглинга , Сарасота )
- 1519, Мадонна с младенцем и Иоанном, ( Музей западного и восточного искусства , Одесса )
- ок. 1520, Мадонна с младенцем, масло, панель, 86,7 × 64,5 см (Музей Метрополитен, Нью-Йорк)
- около 1525 г. Успение Пресвятой Девы Марии и четырех святых (Galleria dell ‘Academia, Флоренция)
- ок. 1527, Въезд Карла VIII во Флоренцию, масло на панели (Galleria degli Uffizi, Флоренция)
Примечания и ссылки
- Елена Капретти , «Биографии» , в Мина Грегори, Музей Уффици и дворец Питти , Париж, Editions Place des Victoires,2000 г.( ISBN 2-84459-006-3 ) , стр. 649
- 1890 инвентарь: п о 1596
- Мина Грегори ( перевод с итальянского), Музей Уффици и дворец Питти: Живопись во Флоренции , Париже, Editions Place des Victoires,2000 г., 685 с. ( ISBN 2-84459-006-3 ) , стр.199
- Карло Фальчиани и Пьер Кюри ( ред. ), La Collection Alana: Masterpieces of Italian Painting , Брюссель, Фонд Меркатора,2019 г., 216 с. ( ISBN 978-94-6230-154-2 )Книга опубликована по случаю выставки в музее Жакемара-Андре с 13 сентября 2019 г. по 20 января 2020 г., уведомление Карло Фальчиани стр. 156.
Церковный сан
В 1326 году не стало отца Франческо. Теперь молодой человек смог признаться сам себе в том, что юриспруденция его вовсе не интересовала, он обучался этой науке исключительно по настоянию отца. Его больше увлекала литература, он зачитывался произведениями классических писателей.
Окончив университет, юридической практикой Петрарка так и не занялся. Но ему надо было на что-то существовать, так как после смерти отца наследства он никакого не получил, если не считать рукописи сочинений Вергилия. Молодой человек вернулся в Авиньон (здесь во французском плену находилась резиденция римских пап) и принял священный сан. Получив младший церковный чин, он обосновался при папском дворе. Младшие чины имели право пользоваться преимуществами сана, при этом не исполняя церковных обязанностей.
Детство и юность
Франческо появился на свет 20 июля 1304 года в городе Ареццо, расположенном неподалёку от Флоренции в итальянской области Тоскана.
Его отец, Пьетро ди сер Паренцо делл Инчези по прозвищу Петракко, жил до этого во Флоренции, работал юристом. По политическим убеждениям принадлежал к партии «белых», за что его изгнали из города вместе с мыслителем и богословом Данте. Пьетро с женой долгое время скитались по тосканским городам. Во время бесконечных скитаний у них родился сын, а когда уже Франческо было девять лет, родители добрались до Франции и наконец-то обосновались в юго-восточной коммуне Авиньон.
Здесь, в Авиньоне, мальчик пошёл в школу, где выучил латинский язык и особенно увлёкся древнеримской литературой, много трудился над изучением сочинений Цицерона. К этому времени относятся его первые поэтические пробы, юный лирик постепенно начал вырабатывать свой собственный стиль. Во время учёбы Франческо принял решение поменять фамилию с Паренцо на Петрарка, которая и стала знаменитой.
В 1319 году обучение в школе он окончил. Отец пожелал, чтобы сын продолжил династию юристов и занялся изучением права. Юноша отправился на учёбу в большой французский город Монпелье. Оттуда вернулся на родину – в Италию, где продолжил получать образование в старейшем европейском учебном заведении ‒ Болонском университете.
Смерть
Еще при жизни Петрарки его литературные произведения были оценены публикой по достоинству, и в результате он получил приглашения на коронацию лавровым венком из Неаполя, Парижа и Рима (практически одновременно). Поэт выбрал Рим, где был венчан лавровым венком на Капитолии в Пасху 1341 года. Вплоть до 1353 года он жил в своем имении в Воклюзе, периодически покидая его для путешествий или проповеднических миссий.
Навсегда покинув это место в начале 1350-ых годов, Франческо решил поселиться в Милане, хотя ему предлагали работу на кафедре во Флоренции. Обосновавшись при дворе Висконти, он занялся исполнением дипломатических миссий.
Могила Франческо Петрарки
Впоследствии поэт хотел вернуться в родной Авиньон, но напряженные отношения с авторитетными итальянскими семьями помешали ему это сделать. В результате он переехал в Венецию и поселился неподалеку от семейства своей незаконнорожденной дочери.
Но и здесь Петрарка не задержался надолго: он регулярно путешествовал по различным итальянским городам, а в последние месяцы своей жизни оказался в небольшой деревне Арква. Там поэт скончался в ночь с 18 на 19 июля 1374 года, когда до 70-летнего юбилея ему оставалось дожить всего один день. История гласит, что Франческо ушел в мир иной за столом, сидя над работой по жизнеописанию Цезаря с пером в руке. Его похоронили на местном кладбище.
Произведение искусства
- В публичных коллекциях
- Бат , Коршам-Корт (in) : Благовещение .
-
Флоренция :
- Галерея Академии : Мадонна делла Синтола («Богородица роняет свой пояс, чтобы убедить святого Фому неверующего в ее Успении »), картина на дереве, 300 × 181 см , происходит из церкви Сан-Пьер-Маджоре.
- Музей Уффици : Иосиф представляет своего отца и его братьев фараону , дерево, масло, 95 × 224 см .
- Тулон , Тулонский художественный музей : Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем , масло на дереве, 107 × 79 см
- В частных коллекциях
Оплакивание Тела Христова со Святым Иоанном Крестителем , ок. 1517-1520, масло на дереве, 70,5 × 109,8 см , Коллекция Аланы (приобретена в 2012 г.), Ньюарк (Делавэр) , США
Творчество
Наибольшую популярность Петрарке принесли стихотворные произведения, написанные на итальянском языке. Подавляющая часть посвящена Лауре де Нов (хотя ее полное имя до сих пор остается загадкой, и Лаура де Нов – это лишь самая подходящая кандидатура на роль музы Петрарки). Сам поэт сообщает о возлюбленной только то, что ее зовут Лаурой, которую впервые увидел 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра, и что 6 апреля 1348 года эта женщина скончалась. После смерти Лауры Франческо воспевал эту любовь на протяжении десяти лет.
Лаура де Нов — безответная любовь Франческо Петрарки
Сборник канцон и сонетов, посвященных Лауре, носит название «II Canzoniere» или «Rime Sparse». Сборник состоит из двух частей. Хотя большая часть произведений, вошедших в него, описывает любовь Петрарки к Лауре, в «Канцоньере» нашлось место и для нескольких стихов другого содержания: религиозного и политического. Еще до начала семнадцатого века этот сборник переиздали двести раз. Рецензии на сонеты, содержащиеся в «Канцоньере», писали поэты и ученые из разных стран, признав неоспоримое значение произведений Франческо для развития итальянской и мировой литературы.
Примечательно, что сам Петрарка не относился серьезно к своим итальянским стихотворным произведениям. Хотя именно стихи обеспечили успех у публики, а изначально Петрарка писал исключительно для себя и воспринимал как пустяки и безделицы, помогающие ему облегчить душу. Но их искренность и непосредственность пришлись по вкусу мировой общественности, и в результате эти произведения оказали влияние как на современников Петрарки, так и на литераторов последующих поколений.
Статуя Франческо Петрарки
Широко известна также итальяноязычная поэма Петрарки под названием «Триумфы», в которой нашла свое выражение его жизненная философия. В ней автор с помощью аллегорий рассказывает о цепочке побед: любовь побеждает человека, целомудрие — любовь, смерть — целомудрие, слава — смерть, время -славу, и, наконец, вечность побеждает время.
Итальянские сонеты, канцоны, мадригалы Франческо оказали влияние не только на поэзию, но и на музыку. Композиторы XIV (пока длилось Возрождение), а затем и XIX веков положили эти стихи в основу своих музыкальных произведений. К примеру, Ференц Лист написал «Сонеты Петрарки» для фортепиано под глубоким впечатлением от стихов поэта, посвященных Лауре.
биография
Обучаясь в мастерской Доменико Гирландайо, которую он посещал со своим другом Микеланджело , они поступили, по его рекомендации, в школу Лорана Великолепного недалеко от Джардино ди Сан Марко .
В 1504 году он входил в состав комиссии, призванной определить местонахождение Давида Микеланджело, а в 1508 году сам Микеланджело вызвал его для помощи с другими художниками в украшении капеллы Сикстинской . В 1515 году он участвовал в отделке квартир к приезду Льва X и в тот же период расписал панно для комнаты Боргерини.
В 1520-х годах он выполнил множество запрестольных образов для флорентийского региона. Солидные и стройные, его работы свободны от забот современников ( Монтемурло , Сан-Пьетро-ин-Квинтоле, Санта-Мария-ин-Синтоя-басса, Сан-Доннино-ин- Вильяманья , Санта-Вердиана в Кастельфьорентино ).
Около 1527 года он представлял вход Карла VIII во Флоренцию ( Музей Уффици ).
«Мученичество десяти тысяч святых в Сан-Симоне» — это поздняя работа конца 1530-х годов.
Он покоится в церкви Сант-Амброджо во Флоренции .