Хендрик корнелис врум

Утрехтские караваджисты

Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии, исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени — Римом. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Среди художников, десятилетиями живших и работавших в Риме, были Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен, Паулюс Бор, Тербрюгген. Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений.

  • Молодой воин раскуривает трубку

    , 1623, город Эгер, Венгрия. Худ.Тербрюгген

  • Тербрюгген. Святая Ирина спасает Святого Себастьяна
  • Худ. Хонтхорст. Пьяный скрипач

    , 1623 г.

  • Паулюс Бор (или его круг). Христос среди учителей, около 1635
  • Бабюрен. Христа берут под стражу.

Поселился и всю жизнь провёл в Италии Маттиас Стом, чьи работы стали достоянием культуры двух стран — Италии и Голландии XVII века.

  • Маттиас Стом. Муций Сцевола, 1640-е годы
  • Маттиас Стом. Юноша, читающий при свече
  • Маттиас Стом. Поклонение волхвов
  • Маттиас Стом. Поклонение пастухов. Музей искусств. Северная Каролина

Аристократизация искусства в конце XVII века

  • Рембрандт. «Андрис де Греф»
  • Геррит ван Гонтгорст. «Фредерик Гендрик, герцог Оранский, с семьей».
  • Рембрандт. «Агата Бас».
  • Франс Халс. «Виллем Хейтхейзен»


Корнелис Трост. Забавы в парке.


Саймон Питерс Верелст. «Принц Руперт». Элементы аристократизации присутствовали в искусстве Голландии и раньше, но не доминировали. Эти черты присущи и ранним портретам Рембрандта и произведениям менее одарённых художников. Даже Франс Халс изображает обогатившихся предпринимателей и торгашей как аристократов. Особенно заметны тонкие, аристократические черты в портретах местных и иностранных вельмож (и новых богачей, что покупали себе дворянские титулы). Тип парадного, репрезентативного портрета стал складываться ещё в Италии 16 века — портреты римских пап, портреты правителей мелких итальянских княжеств, венецианских аристократов. Особенно заметными были черты аристократизма в искусстве Фландрии (герцогство Брабант), а художники-фламандцы Рубенс и Годфри Неллер, а особенно Антонис ван Дейк способствовали развитию и становлению репрезентативного портрета в Италии и Англии. Великобритания стремительно развивалась и становилась новой супердержавой Западной Европы, вытесняя из сфер влияния Нидерланды, Испанию, Францию. Антонис ван Дейк настолько повлиял на композиции и образный строй репрезентативного портрета, что те стали образцами. Над развитием находок ван Дейка стал работать и ряд голландских художников. Старую и новую аристократию в Голландии тоже обслуживают в основном портретисты, среди которых —

  • Бартоломеус ван дер Гельст (1613—1670)
  • Геррит ван Хонтхорст (1590—1656)
  • Абрахам Ламбертсон ван ден Темпель (1622—1672)
  • Саймон Питерс Верелст (1644—1721)
  • Адриан Ханнеман (1604—1671).

Богачи на портретах конца 17 в. демонстрируют модные платья и шляпы с перьями, ценное оружие, принимают горделивые позы. Голландец Адриан Ханнеман настолько совершенно подражает образам ван Дейка, что его портреты принимают за произведения самого фламандца. Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца, игнорируя и его жестокость, и воинственность, и безнравственность. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).

Биография[ | код]

Корнелис Хендрикс Вром происходил из семьи скульптора. Рано оставив родительский дом, провёл юность в нищете и лишениях. Подрабатывал росписью фаянсовой посуды, путешествовал по Фландрии, Испании, Италии и Франции. Вернувшись в Харлем, женился, переехал в Данциг, где у своего дяди, архитектора города, научился законам перспективы.

В своём творчестве находился под влиянием наследия Адама Эльсгеймера и Саломона ван Рейсдала. С 1635 года был членом гильдии живописцев в Харлеме.

Корнелис Вром считается первым мастером морского пейзажа в Голландии. Начал писать картины с видами моря и кораблей, путешествуя по Испании и Португалии, а затем с успехом продолжил в Голландии. Уже будучи известным художником, выполнял картины для гобеленов с изображением кораблей.

Вром тяготел к созданию марин с соответствующим иллюстративным сюжетом. В раннем творчестве он писал большие полотна, изображающие морские сражения. Особенно интересны те, которые были связаны с конкретным историческим событием, как, например, «Морской бой» (Инсбрук, Тирольский музей Фернандеум), где, вероятно, отражён разгром английским флотом испанской Непобедимой армады в 1588 году.

Живописная манера Врома отличалась исключительной тщательностью в передаче деталей и особенностей военных кораблей и вместе с тем — эффектной красочностью, прославляющей драматизм батальной сцены.

К творчеству Врома относятся и первые парадные морские сюжеты, посвящённые торжественным событиям, которые происходят на фоне панорамы разных городов («Прибытие Фридриха V Пфальцского со своей женой Елизаветой, дочерью короля Англии Якова I, во Флиссинген в 1613 году», 1623, Гарлем, Музей Франса Халса, «Вид на Делфт с севера», Делфт, ратуша, «Вид на Алкмаар с востока», Алкмаар, Городской музей). Картины художника имели официальный характер и предназначались для украшения ратушей. И в панорамах («Отплытие корабля Ост-Индской компании из Марсдина», Амстердам, Рейксмузеум), и в небольших картинах на медных досках Вром обнаружил мастерство профессионального мариниста.

К. Вром. «Бой 26 мая 1573 года на Харлеммермеер».

Вром сыграл выдающуюся роль в истории голландской марины. Карел ван Мандер писал, что Вром «не только умеет передать вид хорошо сделанных кораблей, их оснащение, вооружение, паруса и всю утварь, но является отличным и в остальном, как фон, пейзаж, скалы, деревья, небо, вода, волны, замки, города, рыбы и другие объекты, являющихся обстановкой его корабельных картин и служащих их украшению».

Биография [ править ]

Вид на Делфт с запада; один из самых ранних городских пейзажей в Нидерландах и самый ранний из Делфта

Прибытие трех голландских мастеров в замок Кронборг , Хельсингёр

Врум родился в Харлеме . Многое из того, что известно о его жизни, исходит из его биографии Карела ван Мандера , который посвятил ему четыре страницы в своей « Шильдер-беке », которая читается как приключенческий рассказ, в котором он замораживает штаны до вершины горы и почти умирает от голода насмерть на камне с группой, которая обсуждала каннибализм как возможную стратегию выживания.

Хотя неизвестно, в каком возрасте он начал свое путешествие, Врум родился в семье художников и начал свою карьеру в качестве гончарного ( фаянсового ) художника, а когда его мать снова вышла замуж, ему было не старше 19 лет, когда он восстал против своего отчима, который настаивал на том, чтобы он продолжал заниматься росписью керамики, садясь на корабль в Испанию ( Севилья ) и оттуда через Ливорно и Флоренцию в Рим.

Во Флоренции около 1585–1587 годов ему покровительствовал кардинал Фердинандо Медичи , впоследствии великий герцог Тосканы. Там он стал учеником Паулюса Бриля . Он ездил туда и обратно в Венецию , где зарабатывал деньги как художник по майолике .

Когда он вернулся на север, он проехал через Милан, Геную, Альбисолу (центр керамики, где он снова зарабатывал деньги, расписывая керамику), Турин (где он встретился с художником из Гарлема Яном Краком ) и Лион (через горный перевал, где его штаны замерзли. вершина скалы). Оттуда он отправился в Париж, где встретил художника из Лейдена, а оттуда он отправился в Руан , где он смертельно заболел, но был спасен женщиной, перевязавшей ему голову.

Там он сел на корабль и вернулся в Харлем в 1590 году, когда он женился, прежде чем отправиться в Данциг (ныне Гданьск ), чтобы навестить своего дядю Фредерика Хенрича, который был там городским архитектором, и где он написал алтарь.

Во время своего следующего путешествия, на этот раз в Португалию, он пережил кораблекрушение, но ему угрожала казнь как «английский пират» — от чего он был спасен, будучи признанным католиком по его спасенным религиозным картинам, которые убедили монахов на пляже что он и его товарищи не были «язычниками-протестантами» (Врум, побывавший в Италии, обучал своих выживших товарищам по катехизису). Получив бесплатный проезд, Врум отправился в Сент-Хувс ( Сетубал ), где записал свои приключения на картине, которую продал тамошнему художнику.

Когда он решил вернуться в Харлем, он сошел с корабля в последнюю минуту из-за предчувствия, назвав его «сумасшедшим художником». Корабль затонул в Эресунне возле Хельсингора, а в Харлеме Врум был признан мертвым. Однако он написал жене, которая, таким образом, обнаружила, что он все еще жив. В конце концов он умер в Харлеме, когда ему было под семьдесят.

биография

Вид Делфт видно с запада; один из самых ранних городских пейзажей в Нидерландах и самый ранний из Делфта

Прибытие голландского мастера тройки в Замок Кронборг, Хельсингёр

Врум родился в Харлем. Многое из того, что известно о его жизни, взято из его биографии. Карел ван Мандер, который посвятил ему четыре страницы в своей «Шильдер-Бёк «, который читается как приключенческий рассказ, в котором он замораживает штаны до вершины горы и чуть не умирает от голода на скале с группой, которая обсуждала каннибализм как возможную стратегию выживания.

Хотя неизвестно, в каком возрасте он начал свое путешествие, Врум родился в семье художников и начал свою карьеру гончарным мастером (фаянс ) живописец, а когда его мать снова вышла замуж, ему было не старше 19 лет, когда он восстал против своего отчима, настаивавшего на том, чтобы он придерживался керамической живописи, поднявшись на борт корабля в Испанию (Севилья ) и оттуда через Ливорно и Флоренция в Рим.

В Флоренция ему покровительствовал кардинал около 1585–1587 гг. Фердинандо Медичи, позже великий герцог Тосканы. Там он стал учеником Паулюс Брил. Он ходил туда и обратно, чтобы Венеция, где он зарабатывал деньги майолика художник.

Когда он вернулся на север, он проехал через Милан, Геную, Альбисола (центр керамики, где он снова зарабатывал деньги, расписывая керамику), Турин (где он познакомился с художником из Гарлема. Ян Краек ) и Лион (через горный перевал, где его штаны замерзли до вершины скалы). Оттуда он отправился в Париж, где познакомился с художником из Лейдена, а оттуда отправился в Руан, где он смертельно заболел, но его спасла женщина, перевязавшая ему голову.

Там он сел на корабль и вернулся в Харлем в 1590 году, в год, когда он женился, прежде чем отправиться в (сейчас же Гданьск ), чтобы навестить своего дядю, Фредерика Хенрика, который был там городским архитектором и где он нарисовал алтарь.

Во время своего следующего путешествия, на этот раз в Португалию, он пережил кораблекрушение, но ему угрожала казнь как «английский пират» — от чего он был спасен, будучи признанным католиком на его спасенных религиозных картинах, которые убедили монахов на пляже что он и его товарищи не были «язычниками-протестантами» (Врум, побывавший в Италии, обучал своих выживших товарищам по катехизису). Получив бесплатный проезд, Врум отправился в Сент-Хувс (Сетубал ), где он записал свои приключения на картине, которую продал тамошнему художнику.

Когда он решил вернуться в Харлем, он сошел с корабля в последнюю минуту из-за предчувствия, названного «сумасшедшим художником». Корабль затонул в Эресунн возле Хельсингер и в Харлеме Врум был объявлен мертвым. Однако он написал жене, которая обнаружила, что он все еще жив. В конце концов он умер в Харлеме, когда ему было под семьдесят.

Характерные черты

Рогир ван дер Вейден. Пейзаж на триптихе семьи Брак. Около 1450. Лувр. Париж В XV веке при дворах герцогов бургундских в Дижоне, Брюгге и Турне появилась собственная художественная школа, сочетавшая готику и Ренессанс. Некоторые историки искусства видят её корни во французско-фламандской книжной миниатюре, например, в творчестве Жана Пюселя или братьев Лимбург.

Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка

Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве

Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихся в своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучал поверхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей в своих работах.

Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника — масло.

До Робера Кампена и ван Эйков и нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Даже самые крупные мастера ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния, вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях. В общем ранней нидерландской живописи до XV века в настоящее время уделяется мало внимания. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с Флемальского мастера.

У истоков ранней нидерландской живописи, понимаемой в узком смысле, стоит Ян ван Эйк, который в 1432 году закончил работу над своим главным шедевром — Гентским алтарём. Ещё современники считали работы Яна ван Эйка и других фламандских художников «новым искусством», чем-то совершенно новым. Хронологически старонидерландская живопись развивалась приблизительно в одно время с итальянским Ренессансом.

С появлением портрета светская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.

Наследие

Врум записал важные сражения голландского и английского флотов на своих картинах, написанных маслом, с подробным изображением кораблей. Большинство произведений, описанных Ван Мандером, утеряны, а его самые большие заказы были получены после смерти Ван Мандера. Большие и декоративные сражения Врума, церемониальные сцены и виды на пляж представили новые композиционные приемы, которые должны были быть использованы молодыми голландскими моряками. Харлемские маринисты Ханс Годерис , Корнелис Вербек и Корнелис Клас ван Виринген находились под его непосредственным влиянием. Он стал членом Харлемской гильдии Святого Луки, среди его учеников были Аэрт Антонис , Николаес де Кемп , Ян Порселлис и его сыновья Корнелис Хендрикс Врум и Фредерик Хендрикс Врум .

биография

Вид на Делфт с запада; около 1615 года: один из самых ранних городских пейзажей в Нидерландах и самый ранний из Делфта.

Прибытие трех голландских мастеров в замок Кронборг , Хельсингёр

Врум родился в Харлеме . Многое из того, что известно о его жизни, исходит из его биографии Карела ван Мандера , который посвятил ему четыре страницы в своей « Шильдер-беке », которая читается как приключенческий рассказ, в котором он замораживает штаны до вершины горы и почти умирает от голода. насмерть на камне с группой, которая обсуждала каннибализм как возможную стратегию выживания.

Хотя неизвестно, в каком возрасте он начал свое путешествие, Врум родился в семье художников и начал свою карьеру в качестве художника по керамике ( фаянсу ), а когда его мать снова вышла замуж, ему было не старше 19 лет, когда он восстал против своего отчима, который настаивал на том, чтобы он продолжал заниматься росписью керамики, садясь на корабль в Испанию ( Севилья ), а оттуда через Ливорно и Флоренцию в Рим.

Во Флоренции ему покровительствовал около 1585–1587 годов кардинал Фердинандо Медичи , впоследствии великий герцог Тосканы. Там он стал учеником Паулюса Бриля . Он ездил туда и обратно в Венецию , где зарабатывал деньги художником по майолике .

Когда он вернулся на север, он проехал через Милан, Геную, Альбисолу (центр керамики, где он снова зарабатывал деньги, расписывая керамику), Турин (где он встретился с художником из Гарлема Яном Краком ) и Лион (через горный перевал, где его штаны замерзли. вершина скалы). Оттуда он отправился в Париж, где встретил художника из Лейдена, а оттуда он отправился в Руан , где он смертельно заболел, но был спасен женщиной, перевязавшей ему голову.

Там он сел на корабль и вернулся в Харлем в 1590 году, когда женился, прежде чем отправиться в (ныне Гданьск ), чтобы навестить своего дядю Фредерика Хенрича, который был там городским архитектором, и где он написал алтарь.

Во время своего следующего путешествия, на этот раз в Португалию, он пережил кораблекрушение, но ему угрожала казнь как «английский пират» — от чего он был спасен, будучи признанным католиком по его спасенным религиозным картинам, которые убедили монахов на пляже что он и его товарищи не были «язычниками-протестантами» (Врум, побывав в Италии, обучал своих выживших товарищам по катехизису). Получив бесплатный проезд, Врум отправился в Сент-Хувс ( Сетубал ), где записал свои приключения на картине, которую продал тамошнему художнику.

Когда он решил вернуться в Харлем, он сошел с корабля в последнюю минуту из-за предчувствия, названного «сумасшедшим художником». Судно затонуло в Эресунне недалеко от Хельсингора, а в Харлеме Врум был признан мертвым. Однако он написал жене, которая, таким образом, обнаружила, что он все еще жив. В конце концов он умер в Харлеме, когда ему было под семьдесят.

«Атлас»

Под таким названием выставляются работы особенной выставки Рихтера. «Атлас» — это географическое собрание отображений земли для ориентации, которое между строк подразумевает ориентацию в многолетнем творчестве художника.

На выставке представлены эскизы, фотографии, газетные вырезки и рисунки, послужившие Герхарду источниками вдохновения, основой для его работ. «Я вижу 100000 ландшафтов, фотографирую лишь один из них, а рисую только несколько из ста сфотографированных», — так описывает Рихтер свою работу с обширным материалом и ограниченные возможности искусства.

Свои хранившиеся в многочисленных ящиках фотографии Рихтер впервые решил выставить в 1972 году в Голландии. С тех пор каждый последующий «Атлас» комплектуется и выставляется по-новому, в измененной форме. Выставка включает в себя более 700 мотивов, разбитых по темам и картинам и подготовленных к выставке собственноручно автором.

«Атлас» действительно помогает сориентироваться в творчестве мастера, а многим — понять, за что же специалисты так ценят его работы. По расположенным рядом друг с другом фотографиям легко проследить ход мысли художника-перфекциониста в его вечных поисках совершенства. Видя, как долго, как интенсивно он готовится, какую немалую работу проделывает для создания картины, поневоле проникаешься глубоким уважением к его творчеству.

Наследие [ править ]

Врум записал важные сражения голландского и английского флотов на своих картинах, написанных маслом, с подробным изображением кораблей. Большинство произведений, описанных Ван Мандером, утеряны, а его самые большие заказы были получены после смерти Ван Мандера. Большие и декоративные сражения Врума, церемониальные сцены и виды на пляж представили новые композиционные приемы, которые должны были быть использованы молодыми голландскими моряками. Харлемские маринисты Ханс Годерис , Корнелис Вербек и Корнелис Клас ван Виринген находились под его непосредственным влиянием. Он стал членом Харлемской гильдии Святого Луки, и среди его учеников были Аэрт Антонис , Николаес де Кемп ,Ян Порселлис и его сыновья Корнелис Хендрикс Врум и Фредерик Хендрикс Врум .

Детство и юность

Герхард Рихтер появился на свет 9 февраля 1932 года. В то время матери будущего художника едва исполнилось 25 лет, а отец еще изучал математику и физику в высшей технической школе. Ребенок заставил пару задуматься о будущем, и они начали подыскивать профессии. Хильдегарда освоила специальность продавца книжного магазина, а Хорст стал сельским преподавателем, присоединившимся к национал-социалистам.

Художник Герхард Рихтер / Wikipedia

В 1936 году семья переехала на остров Райхенау, и через некоторое время там родилась сестра Герхарда Гизела. Не обязанный присутствовать на политических собраниях гитлеровской партии, Хорст занимался обучением сына математике, а Хильдегарда, имевшая неограниченный доступ к литературе, знакомила мальчика с волшебными сказками и стихами.

В итоге в школьном возрасте Герхард был всесторонне развитым ребенком, не любившим точные науки и решившим заняться творчеством. После 10-го класса он освоил специальность художника рекламы и декораций, а затем работал подмастерьем у мастера-оформителя и со второй попытки поступил в Дрезденскую академию изящных искусств.

На выпускном курсе Рихтер создал первые самостоятельные произведения и в качестве дипломной работы представил настенные росписи «Общение с Пикассо» и «Радость жизни».

В конце 1950-х годов, незадолго до разделения Германии, начинающий мастер переехал на западную территорию и продолжил образование в академии в Дюссельдорфе. И именно это время стало началом настоящей творческой карьеры, формировавшейся под влиянием абстракциониста Карла Отто Гёца и других иммигрировавших с востока художников.

Живопись

Герхард создал серые имитации «фотоизображений» «Призрачные перехватчики» и «Моторная лодка», которые до сих пор считаются одними из его самых революционных и известных ранних работ. Такой стиль живописи родился из слияния традиционных методов рисования со снимками, опубликованными в газетах, а техника создания картин заключалась в проецировании на холст отобранных фотографий с последующим размытием мягкой кистью или шваброй.

Параллельно с монохромией художник начал создавать и красочные образные работы, выпустив целую серию видов на город, облака и горы. Вскоре к ним присоединились цветные диаграммы, основанные на закономерности и случайности, удостоенные в 1967 году художественной премии «Молодой Запад». На следующем этапе карьеры Герхард написал серию «48 портретов», изображавшую Альберта Эйнштейна, Томаса Манна, Франца Кафку и прочих интеллектуалов.

Не отвлекаясь от абстракций, в 1980-х годах Рихтер продолжал работать над сюжетными картинами и писал фотореалистичные портреты членов семьи и ставшие культовыми серии «Свечи» и «18 октября 1977 года», которые основывались на постановочных натюрмортах и пресс-снимках террористической организации, действовавшей под названием «Банда Баадера – Майнхоф».

В это время он жил и работал в Кельне, где создал витраж из 11,5 тысяч квадратов для знаменитого римско-католического готического собора. В этом городе художник организовал постоянную творческую мастерскую и написал полотна «Бетти», «Медитация», «Чтение» и «Moritz», частично продемонстрированные на ретроспективной выставке 2002 года, прошедшей в нью-йоркском Музее современного искусства.

Голландская живопись 17 века

Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика – католической церкви или влиятельного мецената-феодала,– художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.

Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.

В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т.п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах.

Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609–1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре.

История зарубежного искусства ►

Наиболее дорогие картины Коровина

Живопись Константина Коровина высоко ценят на международных аукционах. По суммарным продажам всех его работ в период с 2000 года по начало 2021 года он занимает тринадцатую позицию в категории русских художников. За обозначенный период было продано 909 его картин на общую сумму 89,5 млн долларов. Если говорить об обороте за последний год, то он составляет 3,9 млн долларов за 26 проданных холстов (восьмая позиция среди русских живописцев). Помимо этого, рассмотрим и наиболее дорогие продажи его картин.

Рекордная цена принадлежит картине «Вид с терассы. Гурзуф». Гурзуф был особенным местом для Коровина, где, по его словам, излечивался любой, включая и его самого. Именно здесь художник построил себе дачу по совету А. Чехова и обустроил в ней очередную мастерскую. Дачу посещали многие известные люди, например, художники Репин и Суриков, певец Шаляпин, писатель Горький и многие другие. Сам Коровин любил здесь работать и нередко начинал день с утренних этюдов, а завершал вечерними.

В результате чуткого наблюдения и большого трудолюбия на свет появилась целая серия картин о Гурзуфе, среди которых и упомянутый «Вид с террасы». Это произведение написано в характерной для художника импрессионистской манере, с морем цветов, ярких красок и солнечного света. И оно не осталось незамеченным на торгах Sotheby’s в 2008 году и было продано за 1,3 млн фунтов (2,95 млн долларов) при эстимейте 600-800 тысяч фунтов стерлингов.

К. Коровин. «Вид с террасы. Гурзуф». 1912 г.

Еще один крупный уход состоялся в 2020 году на аукционе Christie’s. Здесь была выставлена очередная солнечная картина художника под названием «В саду». В 1920-е годы художник бывал в Берлине, который в то время фактически стал культурным центром для русских иммигрантов. Такая яркая личность, как Коровин, с его самобытным импрессионизмом, не мог остаться незамеченным. В 1923 году он принял участие сразу в нескольких художественных выставках Берлина, среди которых была и его персональная выставка

Мероприятия привлекли широкое внимание общественности, о них писали различные издания, включая и журнал «Жар-птица», который выходил в Берлине и Париже на русском языке. Журнал посвятил Коровину отдельную статью и напечатал в ней репродукцию картины «В саду», как одного из показательных произведений его живописи

Картина вызвала такой интерес на аукционе, что с первоначальной стоимости в 200-300 тысяч фунтов цена взлетела до 1,2 млн фунтов.

К. Коровин. «В саду». 1923 г.

Также отметим другие произведения, стоимость которых приближается к миллиону фунтов. Это работы «Розы и яблоки» (продана на Christie’s в 2010 году за 937 тыс. фунтов), «Дама в белом сидит в саду» (продана на Christie’s в 2010 году за 892 тыс. фунтов), «На веранде» (продана на Sotheby’s в 2007 году за 894 тыс. фунтов), «Натюрморт с розами и фруктами» (продана на Sotheby’s в 2007 году за 804 тыс. фунтов) и многие другие. Если посмотреть продажи на отмеченных аукционах, то среди них будет довольно много уходов по ценам, превышающим полмиллиона фунтов стерлингов.

К. Коровин. «Розы и яблоки». Выполнена в Гурзуфе. 1917 г.

Как мы видим, сегодня живопись известного русского художника Константина Коровина оценена по достоинству. Его картины украшают крупные музеи, они являются желанными для коллекционеров и продолжают волновать умы художников и зрителей разных возрастов. В этой статье мы рассказали лишь о некоторых значительных произведениях мастера, которыми вовсе не ограничивается его масштабное творчество. И каждый сумеет найти в нем множество не менее замечательных картин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: