Карел ван мандер

Судьба художника

В 1889 году в голландском городе Девентере в семье Хендрикуса ван Меегерена, местного учителя, родился сын Хенрикус (Хан). От матери он унаследовал чувствительность и художественный вкус, с 8 лет начал рисовать, что совершенно не устраивало его отца. Хендрикус был человеком прямым и строгим — увлечение сына казалось ему просто причудой. На своё счастье мальчик встретил понимание у школьного учителя рисования Бартуса Кортилинга

Он обратил внимание на талантливого ученика и помогал ему развить способности. И конечно, оказывал на него влияние

В частности, именно любовь Кортилинга к старым голландским мастерам и неприятие модернистов передались ван Меегерену. И сыграли в его судьбе огромную роль.

После школы Хан выбрал профессию архитектора. Правда, выпускной экзамен он провалил, но зато принял участие в художественном конкурсе, на котором выставил работу, написанную в классической манере. «Собор Святого Лаврентия» пришёлся по душе жюри, и ван Меегерен получил первую премию. Архитектура была забыта, он решил стать живописцем. Первые, правда, скромные успехи не заставили себя ждать.

Хан много работал, тем более что к тому моменту у него уже была семья и дети. Устраивал персональные выставки, его картины продавались, он брал коммерческие заказы на афиши, открытки, и всё шло хорошо до тех пор, пока в его жизни не возник художественный критик Абрахам Бредиус.

В первой половине 1920-х гг. ван Меегерен подружился с художником Тео ван Вейнгарденом. Вейнгарден занимался реставрацией и продажей произведений искусства, но иногда баловался подделками. В частности, два его «Вермеера» уехали в Америку. Ван Меегерен начал работать с ним, занимаясь восстановлением картин.

Как-то раз Вейнгарден нашёл картину в ужасном состоянии, вместе с компаньоном отреставрировал её, и эксперты пришли к выводу, что это творение Франса Хальса — известного художника «Золотого» голландского века. Реставраторы уже нашли покупателя, но тут своё мнение высказал Абрахам Бредиус. Он счёл, что никакой это не Хальс, а обычная подделка, своё мнение он основывал на качестве красок. Аргументы реставраторов приняты не были, сделка сорвалась.

Вейнгарден отомстил Бредиусу быстро: написал нового «Рембрандта», эксперт подтвердил его подлинность, а художник над ним посмеялся. Правда, репутации Бредиуса это не повредило — он сказал, что осматривал картину в спешке. А ван Меегерен затаил обиду и тоже решил отомстить. Выбор пал на Вермеера.

Сочинения

Пейзаж со снегом и распятием , 1599 г., частное собрание

Как писатель ван Мандер работал в разных жанрах: драма, поэзия, песни, биография и теория искусства. Он также переводил классическую литературу. Его литературные произведения отражают две стороны его интеллектуальных и духовных интересов: гуманизм эпохи Возрождения и религиозные убеждения благочестивого меннонита. Его ранними произведениями были библейские пьесы, которые он написал еще во Фландрии. Таких не сохранилось. Его первые духовные сочинения содержатся в « Де Гулден Харпе» , опубликованном в 1597 году. Этот сборник стихов представляет собой довольно длинное стихотворение библейских историй, предназначенных для обучения читателей библейскими словами. Его стиль , разработанный под влиянием его перевода (с французского) классической литературы , таких как Илиада и, в частности, в Bucolica ан Georgică из Вергилия . Он отказался от тяжелого стиля риторов ради косяков Вергилия в его сборнике духовных песен, опубликованных в 1613 году после его смерти под названием Bethlehem dat is het Broodhuys .

Кто продал Вермеера немцам?

Когда по окончании Второй мировой войны в Австрии была обнаружена коллекция Геринга, то встал вопрос: кто же продал голландское достояние — картину самого Вермеера — немцам? Так как ван Меегерен был одним из участников сделки, к нему пришла полиция. Он не отрицал, что картина «Христос и грешница» была у него в руках, сказал также, что он будто бы купил её у некой итальянской семьи, но у кого именно — назвать отказался. Этого было достаточно, чтобы заподозрить художника в сотрудничестве с нацистами. Тем более что на прямой вопрос, является ли он коллаборационистом, ван Меегерен отвечать отказался. 29 мая 1945 года его арестовали.

Продержался он до 12 июня. Дело в том, что ван Меегерен страдал от алкоголизма и наркомании, так что его положение в заключении становилось невыносимым. Кроме того, обвинение в коллаборационизме грозило самыми серьёзными последствиями. Художник предпочёл признаться, что никакого национального достояния немцам он не продавал. По простой причине — достояния не было, всё было подделкой.

Начались детальные экспертизы, которые тем не менее не до конца убедили следователей. Они предложили ван Меегерену написать копию «Христа в Эммаусе», но художник сам указал, что такая проверка ничего не даст — любой художник способен сделать копию. И предложил в качестве доказательства написать ещё одного «Вермеера» при условии, что ему будут предоставлены все необходимые материалы. Так рождается десятый «неизвестный шедевр» — «Христос среди учителей» или «Христос среди фарисеев».

Это доказательство ван Меегерена оказалось самым убедительным: в то, что все его шедевры были поддельными, поверили, а дело переквалифицировали. Ни о каком коллаборационизме речь больше не шла, более того, Голландия, благодаря фальсификации, вернула 200 утраченных картин. Прокурор настаивал, что теперь это дело о мошенничестве, просил назначить ван Меегерену срок в 4 года, но сам же предложил суду снизить его до 2 лет. В ноябре 1947 г. суд вынес решение: год тюрьмы. Но ван Меегерен не отбыл и его — он умер 30 декабря 1947 года, ожидая решения королевы, которой подал прошение о помиловании. Всё его состояние ушло на покрытие гражданских исков людей, ставших жертвами фальсификаций.

P. S. Сегодня всё больше искусствоведов приходят в недоумение: «шедевры» ван Меегерена выглядят откровенной подделкой. Почему же этого не заметили тогда? Могло быть несколько причин. Во-первых, ван Меегерен всё-таки много работал не только над красками и кракелюрами. Он использовал в своих картинах атрибутику, которая прямо указывала на то, что перед нами Вермеер. То, что сейчас (когда мы уже знаем всю историю) кажется нарочитым, бросающимся в глаза, тогда критики сочли свидетельством подлинности. Во-вторых, людям хотелось верить, что обнаружены неизвестные шедевры

И в-третьих, когда картины становились частью коллекции, причём неважно, частной или музейной, их владельцы защищали их подлинность особенно рьяно. И споры о происхождении некоторых «Вермееров» шли даже после смерти их вероятного создателя — талантливого художника Хана ван Меегерена.

Вермеер: известный и неизвестный

Ян Вермеер Делфтский — художник удивительной судьбы. Проживший всего 43 года, он написал некоторое количество картин. Почему мы говорим именно так? Дело в том, что при жизни известность его была ограниченной, а после смерти имя художника было на два столетия и вовсе забыто. У него осталось 11 детей, поэтому вдова и душеприказчики распродавали картины поспешно и неаккуратно. Куда отправилось наследие Вермеера, не всегда можно точно отследить. Именно поэтому время от времени в 19−20 вв. появлялись неизвестные шедевры художника, о подлинности которых велись долгие споры.

Вермеер считается непревзойдённым мастером бытовой живописи. Столь характерных для художников его времени картин на религиозные сюжеты у него в творчестве практически нет. Доподлинно известна одна — «Христос в доме Марфы и Марии».


Ян Вермеер «Христос в доме Марфы и Марии». (Wikimedia Commons)

Тот же Бредиус считал, что эта картина была частью утерянного цикла. От этой идеи и отталкивался ван Меегерен: новый, неизвестный ранее, Вермеер как раз и будет из этой «религиозной» серии.

Геринг и Вермеер: мечты почти сбываются

В итоге деньги перевесили — ван Меегерен становится профессиональным фальсификатором. Причём из-под его кисти выходит не только Вермеер. Ему удаётся продавать картины частным коллекционерам, и капиталы растут. У ван Меегерена формируется цепочка посредников, которые находят покупателей и оформляют сделки. Написав очередной шедевр Вермеера «Христос и грешница», художник решает продать и его, но в этот момент уже идёт война (1942 г.), и ван Меегерен понимает, что наиболее реальным покупателем будет, скорее всего, кто-то из немцев. Он ставит условие, чтобы посредники нашли ему покупателя-голландца, но поздно — картина уже заинтересовала Геринга, который мечтал иметь в своей коллекции Вермеера.

Заключение сделки с таким покупателем стало уже не частным, а государственным делом. В результате переговоров было решено, что за Вермеера Третий рейх вернёт Голландии 200 подлинных полотен старых мастеров, которые ранее были украдены. Государство, получив картины, расплатилось с продавцами «Вермеера» деньгами.

Все были довольны сделкой, кроме, может быть, ван Меегерена. Проявляя своеобразный патриотизм, он решает продать ещё одного Вермеера — «Омовение ног» — Королевскому музею, чтобы шедевр был и на родине. Картина была написана впопыхах, не особенно тщательно, к тому же в результате сушки в печи краска отслоилась. Королевский музей собирает команду авторитетных экспертов. В неё вошли доктор А. М. де Вилд — химик, Люитвайлер — реставратор картин, доктор Ханнема — директор музея Бойманса, доктор С. Д. Рул — генеральный директор Королевского музея, доктор Я. К. Ван Рехетерен Алтена — профессор Амстердамского университета, доктор Ван Схендел — хранитель Королевского музея, доктор Я. Г. Ван Хелдер — преподаватель в Утрехте и директор музея этого города. Только один Алтен счёл, что картина поддельная. Все остальные пришли к выводу, что она не очень качественная, но тем не менее принадлежит кисти Вермеера. Королевский музей её приобрёл.

Всего ван Меегерен создал 13 шедевров — 9 «Вермееров», 2 «де Хоха» и по одному «Халсу» и «Терборху». Продал он 8 картин, за которые выручил более чем 7 млн гульденов (на современные деньги — около 100 млн долларов). Конечно, художник получил не все деньги — часть отошла посредникам, но в итоге его состояние было огромным. Он сам собрал коллекцию, которой не было аналогов в стране. Плюс купил около 50 объектов недвижимости. А дальше началась история его разоблачения.

Литература

  • Rudolf Höcker. Das Lehrgedicht des Karel van Mander: Text, Übersetzung und Kommentar, nebst Anhängen über Manders Geschichtskonstruktion und Kunsttheorie, (Quellenstudien zur holländischen Kunstgeschichte; Band 8), Haag 1916
  • Achim Stanneck. Ganz ohne Pinsel gemalt. Studien zur Darstellung der Produktionsstrukturen niederländischer Malerei im ‘Schilder-Boeck’ von Karel van Mander (1604), (Europäische Hochschulschriften, Reihe XXVIII Kunstgeschichte; Band 393), Bern/Frankfurt a.M. 2003 ISBN 3-631-39497-7
  • Jürgen Müller. Concordia Pragensis. Karel van Manders Kunsttheorie im Schilder-Boeck. Oldenbourg, München 1993 ISBN 3-486-56015-8

Ван Меегерен продал подделку?

Мы помним, что всю историю с поддельным Вермеером ван Меегерен задумал, чтобы отомстить Абрахаму Бредиусу. Когда картина была готова, её надо было каким-то образом представить на суд критика, но так, чтобы он ничего не заподозрил. Нужна была легенда, или провенанс.

Хан ван Меегерен воспользовался помощью своего друга, известного адвоката доктора Буна, которого использовал «втемную» — Бун ничего о подделке не знал. Ван Меегерен рассказал ему историю о некой старой аристократке, которая продаёт картины из семейной коллекции. И у ван Меегерена якобы возникло подозрение, что одна из картин — это Вермеер. Так как более компетентного специалиста, чем Бредиус, нет, то хотелось бы получить его консультацию. Из-за старой истории с поддельным Хальсом Бредиус вряд ли благосклонно отнесётся к ван Меегерену и непредвзято посмотрит на картину. Так что не мог бы доктор Бун выступить посредником? В итоге Бредиус провёл экспертизу картины «Христос в Эммаусе» и, посоветовавшись с другими специалистами, удостоверил, что она подлинная.


Хан ван Меегерен «Христос в Эммаусе». (Wikimedia Commons)

На этом история могла закончиться, если бы шедевром одновременно не заинтересовался известный арт-дилер Джозеф Дювин. Он как раз пришёл к выводу, что картина — подделка, причём грубая. Но люди, причастные к миру искусства, тут же решили: Дювин просто сбивает цену, потому что «Христос в Эммаусе» подлинный. В итоге афера зашла слишком далеко: картину купил музей Бойманса Ван Бёнингена в Роттердаме, заплатив за неё 520 тыс. гульденов (около 2 млн долларов). В своё время Вейнгарден, подсунувший Бредиусу поддельного Рембрандта, изрезал картину на глазах у критика. Ван Меегерен не смог вовремя остановиться, и сумма, оказавшаяся у него в руках, вдохновила на создание следующих «Вермееров». Правда, историки говорят, что ван Меегерен сам начал распускать слухи, что «Христос в Эммаусе» — подделка. Но публике, видимо, очень хотелось верить в обратное.

«Христос в Эммаусе»: как рождался шедевр

Месть ван Меегерена была задумана капитально и потребовала нескольких лет подготовки. Чтобы создать шедевр 17-го века, живя в веке XX-м, надо было тщательно продумать все детали.

Во-первых, холст и подрамник. Ван Меегерен приобретал старые картины, смывал верхние слои краски и рисовал на подлинном холсте. При этом до конца первоначальное изображение он не уничтожал: ветхие холсты могли этого не выдержать, а потом, ему нужны были трещины, которые всегда появлялись на старинных полотнах — кракелюры. На нижнем слое краски они сохранялись.

Во-вторых, нужны были краски 17-го в., чтобы экспертиза ничего не заподозрила. В то время их делали из натуральных пигментов, которые разводили чаще всего маслом или белком. Несмотря на дороговизну, ван Меегерен покупал те самые пигменты и учитывал все тонкости. Например, он знал, что в 17-м в. уже не использовали зелёный малахитовый пигмент, а смешивали жёлтую и синюю краски. Он поступал так же.


Хан ван Меегерен. (litobozrenie.com)

Единственный риск, на который ван Меегерен пошёл, — использовал фенолформальдегидную смолу. Это было необходимо, чтобы сделать краски твёрдыми, как будто им уже 300 лет. Другого варианта он не нашёл, хотя пробовал сушить картины в печи, но тогда страдали цвета. Ван Меегерену оставалось только уповать на то, что серьёзному химическому анализу краски никто не подвергнет.

В-третьих, ван Меегерену нужно было получить на своей картине уже упомянутые кракелюры. Он работал над этим долго: сушил краски в печи, искал оптимальную температуру, сворачивал картину, проминал пальцами. В итоге он нашёл сочетание факторов, которое приводило к возникновению трещин, повторявших кракелюры на нижнем, подлинном, слое краски. Чтобы имитировать забившуюся в трещины пыль, ван Меегерен использовал тушь. В общем, он добился того, чтобы картина выглядела подлинной.

биография

Воздержание Сципиона (1600)

Танец золотого теленка (1602 г.).

Родился в Меулебеке (недалеко от Кортрейка ) в1548 маяКарел ван Мандер, второй сын судебного пристава Корнеля ван Мандера, был отправлен учиться в Гент около 1560 года. Отказавшись от карьеры торговца холстом (торговлю, которую практиковал его собственный брат), Карел решил посвятить себя письму и живописи. . Он был учеником гентского художника Лукаса де Хере между 1564 и 1566 годами (год бегства последнего в Англию), затем его учителем был Пьер Влерик в Куртре (городе, где он проявил себя как поэт в зале риторики ), затем в Турне .

Как и многие его соотечественники, он уехал учиться в Италию. Таким образом, он отправился во Флоренцию , где встретил Вазари (1573 г.) и практиковал искусство фрески в Терни (1574 г.), прежде чем присоединиться к Риму , где он писал гротески и встретил другого фламандского художника, Бартоломеуса Шпрангера , с которым он подружился (1574 — 1577). Поработав с последним при дворе Рудольфа II , он вернулся во Фландрию в 1578 году и женился на Луизе Бузе, которая в следующем году родила ему сына.

Изгнанная из Фландрии беспорядками и чумой, семья поселилась временно (1580 г.), а затем навсегда ( 1583 г. ) в Харлеме , где Ван Мандер встретил гравера Хендрика Гольциуса , художника Корнелиса ван Харлема и банкира Раувертса. Вместе они основали вскоре получившую известность академию живописи . В Харлеме Ван Мандер присоединился к камере риторики De Witte Angieren .

Поначалу под влиянием блестящей маньеризма Шпрангера, Ван Мандер, начиная с 1590-х годов , обратился к добарочному натуралистическому стилю, несомненно, благодаря исследованиям, проведенным в Академии Харлема . Он также рисовал ярмарки около 1600 года и в то же время учился у Франса Хальса .

Он умер в Амстердаме в 1606 году , городе, где он поселился в 1604 году и где он опубликовал в том же году работу, которая должна была его сделать, более чем за 70 лет до Иоахима фон Сандрарта , первого историка школ Римской империи. К северу.

Автор книги: Карел Мандер

Карел ван Мандер и его «Книга о художниках»

1604 год был отмечен важным для нидерландской культуры событием: выходом в свет «Книги живописцев» («Het Schilderboeck») – первого сочинения о художниках, созданного за пределами Италии. Автор внушительного по объему (около восьмисот страниц) труда – Карел ван Мандер (1548–1606) – был человеком типичным для своего времени. Ученик нидерландского художника и поэта Лукаса де Хере, он с юности был приобщен к гуманистической культуре, проявлял живой интерес к античным авторам, занимался не только живописью, но и литературным творчеством. Как все молодые нидерландские художники итальянизирующего направления, он мечтал побывать на «родине искусств». Несколько лет, проведенные в Италии (около 1575–1577), дали возможность Карелу ван Мандеру не только непосредственно познакомиться с классическим наследием, но и погрузиться в художественную среду современного ему Рима, тон которой задавали представители позднего маньеризма. Предпринятая затем Мандером поездка через Базель в Вену, где он участвовал в выполнении одного из заказов габсбургского двора, еще более тесными узами связала молодого нидерландца с этим интернациональным течением.

Вторая половина XVI века – весьма своеобразный период в истории европейского искусства. С одной стороны, закат грандиозной эпохи, отмеченный явными чертами кризиса ренессансной картины мира и ренессансной эстетической системы, с другой – преддверие новой, не менее значительной по своим достижениям эпохи барокко, с многочисленными ростками будущего (напомним, что младшим современником Карела ван Мандера был Микеланджело да Караваджо – «первый живописец нового времени», как назвал его впоследствии Роджер Фрай). Вместе с тем, обладая всеми признаками переходности, художественная культура этого периода была во многом неповторима. Одной из основных ее особенностей была высокая степень интеллектуализации, часто даже приводившая художников к отрыву от действительности и погружению в своего рода «игру в бисер», – Александр Бенуа не без основания называл маньеризм «схоластикой Ренессанса». Именно тогда, впервые в истории, рисунок – искусство более интеллектуальное, нежели чувственное, – выделяется в самостоятельную сферу художественного творчества. Любопытно, что у Федерико Цуккаро, одного из главных теоретиков маньеризма, рисунок (disegno) выступает в качестве основной эстетической категории: «Он – форма, идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятные вещи»1
  Цуккаро Ф. Идея живописцев, скульпторов и архитекторов // Эстетика Ренессанса. М.,1981. Т. II. С. 531.. Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, в чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической, или «ученой», поэзией; некий «отблеск кунсткамер», лежащий на искусстве; развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны, и одновременно яркий расцвет орнаментики – этой «чистой математики» искусства; склонность художников к теоретизированию – все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма.

Литературные произведения

  • De harpe, oft des herten snarenspel (?)
  • Het Herder Pijpken (?)
  • Dat hooghe liedt Salomo, met noch andere gheestelycke liedekens (1595)
  • Bucolica en Georgica, то есть Ossen-stal en Landt-werck (1597)
  • De harpe, oft des herten snarenspel (1599)
  • De kerck der deucht (1600)
  • Een schriftuerlijck Liedeken van Jephtah. Op de wijse (1600)
  • Историческая история ван ден Ауден Тобиас. Op de wijse Venus der minnen Godinnen (1600)
  • Het Herder Pijpken (1603)
  • Het schilder-boeck (1604)
  • Olijfbergh ofte poëma van den laetsten dagh (1609))
  • Den Nederduytschen Helicon (1610)
  • De eerste XII boecken vande Ilyadas (1611)
  • Bethlehem dat is het Broodhuys (1613)
  • De gulden harpe, inhoudende al de geestelijcke liedekens (1613)
  • Bethlehem dat is het Broodhuys (1627)
  • De gulden harpe, inhoudende al de liedekens, die voor desen by KVM gemaeckt, ende in verscheyden Boecxkens uyt-ghegaen zijn (1627)

Schilder-boeck

Воздержание Сципиона , 1600, Рейксмузеум , Амстердам

Картина Карела ван Мандера « Шильдер-бек» , написанная на голландском языке 17 века и опубликованная в Харлеме в 1604 году Пасхир ван Весбуш, описывает жизнь и творчество более 250 художников, как исторических, так и современных, и объясняет теорию современного искусства для начинающих художников. Во время своих путешествий и пребывания в Италии ван Мандер читал и находился под влиянием знаменитых биографических описаний художников Джорджо Вазари в его книге « Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» , часто называемой Vite . Он был опубликован в 1550 году и переиздан в 1568 году с гравюрами на дереве, которые, вероятно, изучал ван Мандер. Он приступил к переводу этой работы на голландский, и именно во время этого проекта ему было предложено поручение провести инвентаризацию коллекции произведений искусства Харлема, результатом которой стали главы его книги о ранних нидерландских художниках. В обеих книгах жизнь художников рассказывается в стандартной манере «Vita di …» католических святых, превознося достоинства художников одну за другой в нескольких главах. В книге ван Мандера многие записи об итальянских художниках были просто переведены или адаптированы из итальянского Vite , но биографические данные ранних нидерландских художников и, в частности художников Харлема, уникальны и собраны во время заказа ван Мандера.

Книга Карела ван Мандера также содержит интерпретацию рассказов из « Метаморфоз » Овидия . Это было предназначено как помощь художникам, которые хотели писать мифологические темы, а не религиозные . Символизм был очень важен в живописи того времени, и использование персонажей Овидия в сочетании с правильным использованием художественного символизма позволило художнику рассказать конкретную историю. Последняя глава Шильдера-Бека описывает значение животных и других фигур.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: