Русские художники-портретисты и их работы

Отрывок, характеризующий Вишняков, Иван Яковлевич

последнее прощаниелунный светсчастливая минутаизвестным людям

Ростов в эту ночь был со взводом во фланкёрской цепи, впереди отряда Багратиона. Гусары его попарно были рассыпаны в цепи; сам он ездил верхом по этой линии цепи, стараясь преодолеть сон, непреодолимо клонивший его. Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что то; то мелькали как будто огоньки, там, где должен быть неприятель; то ему думалось, что это только в глазах блестит у него. Глаза его закрывались, и в воображении представлялся то государь, то Денисов, то московские воспоминания, и он опять поспешно открывал глаза и близко перед собой он видел голову и уши лошади, на которой он сидел, иногда черные фигуры гусар, когда он в шести шагах наезжал на них, а вдали всё ту же туманную темноту. «Отчего же? очень может быть, – думал Ростов, – что государь, встретив меня, даст поручение, как и всякому офицеру: скажет: „Поезжай, узнай, что там“. Много рассказывали же, как совершенно случайно он узнал так какого то офицера и приблизил к себе. Что, ежели бы он приблизил меня к себе! О, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков», и Ростов, для того чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика немца, которого он с наслаждением не только убивал, но по щекам бил в глазах государя. Вдруг дальний крик разбудил Ростова. Он вздрогнул и открыл глаза.

Литература

  • Успенский А., Словарь художников, в XVIII веке писавших в императорских дворцах. — М., 1913.
  • Лебедев Г., Русская живопись первой половины XVIII века. — Л.-М., 1938.
  • Ильина Т. В.
    Иван Яковлевич Вишняков: Жизнь и творчество: К вопросу о национальном своеобразии русского портрета середины XVIII века / Т. В. Ильина; Худож. В. А. Крючков. — М
    .: Искусство , 1979. — 208, с. — 25 000 экз.

    (в пер., суперобл.)

  • Ильина Т. В. Место И. Я. Вишнякова в русском искусстве XVIII века // Русское искусство барокко. Материалы и исследования / под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1977.
  • Ильина Т.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. Русское искусство 18 века. М., Юрайт, ISBN 978-5-9916-3527-1

Биография и творчество

И. Я. Вишняков родился в 1699 году Москве в семье ремесленников. В пятнадцатилетнем возрасте Вишняков отправляется в Петербург. В 1727-1731 годах И. Я. Вишняков работал под руководством Луи Каравака , который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. Затем с 1731 года он был в подмастерьях у Андрея Матвеева , пока в 1739 году не сменил его на посту руководителя живописной команды Канцелярии от строений . В 1740 году получил чин надворного советника . С 1752 года — коллежский асессор .

Под его наблюдением украшались росписями многие дворцы Петербурга и его пригородов, церкви, триумфальные ворота. И. Я. Вишняков и работавшие под его руководством ученики (наиболее известны А. П. Антропов , И. И. и А. И. Бельские , И. И. Вишняков, И. Скородумов, И. Фирсов и др.) расписывали Зимний и Петергофский, частично Летний и Аничков дворцы , церковь Зимнего дворца и некоторые другие здания.

И. Я. Вишняков писал также портреты и иконы, реставрировал картины, производил экспертизу произведений русских и иностранных мастеров (в том числе Ж. Б. Лепренса и С. Торелли).

Среди наиболее известных работ И. Я. Вишнякова — портреты Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Фермор (1750-е, Русский музей , Санкт-Петербург), портрет императрицы Елизаветы Петровны (1743, Третьяковская галерея , Москва). Несмотря на соблюдение условностей придворного искусства, застылость и плоскостность фигур, в них проявляется поэтичное и безыскусственное восприятие художником натуры.

Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых (1755, Рыбинский музей-заповедник) .

Имел 6 сыновей, из которых 4 (в т.ч. младший Александр) стали художниками; дочь Мария родилась 12 февраля 1753 года .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: