Творчество
Роли в театре
- 1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — царь Фёдор
- 1898 — «Венецианский купец» Шекспира — Саларино
- 1898 — «Самоуправцы» — Подьячий
- 1898 — «Счастье Греты» — Фриц
- 1899 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Фёдор
- 1902 — «На дне» М. Горького — Лука
- 1902 — «Столпы общества» — Карп
- 1903 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Епиходов
- 1906 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Загорецкий
- 1906 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Бобчинский
- 1910 — «Братья Карамазовы» по Достоевскому — Снегирёв
- 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Голутвин
- 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Протасов
- 1914 — «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Прокофий Пазухин
- 1917 — «Село Степанчиково» по Достоевскому — Фома Опискин
- 1925 — «Пугачёвщина» К. Тренёва — Пугачёв
- 1926 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Хлынов
- 1928 — «Унтиловск» Л. Леонова — Черваков
- 1932 — «Мёртвые души» Н. Гоголя — Ноздрёв
- 1936 — «Любовь Яровая» К. Тренёва — Горностаев
- 1942 — «Фронт» А. Корнейчука — Горлов
- 1945 — «Офицер флота» А. Крона — адмирал Белобров
Фильмография
- 1919 — Поликушка — Поликей
- 1925 — Колежский регистратор — Симеон Вырин
- 1928 — Человек родился — Фёдор Кулыгин
- 1928 — Чины и люди. Новелла «Чины и люди» — Очумелов, новелла «Чины и люди» — Червяков
- 1929 — Смерть чиновника.
- 1929 — Хамелеон.
- 1937 — Граница на замке — Буйко
- 1938 — По щучьему веленью — Глухой
- 1939 — Хирургия — дьячок Вонмигласов
- 1940 — Концерт на экране — в номере «Злоумышленник»
Открытие хребта Джугджур
В этом месте пришлось расстаться с вместительным, но тяжелым и неманевренным дощаником, и построить более легкие струги. На этих лодках экспедиция добралась до верховья речки. В процессе следования Москвитин вкратце описал все увиденные ими притоки Нюдыми, Маи и Лены, что в дальнейшем помогло при составлении карт этой местности.
Впереди перед путешественниками открылась покрытая сосновым лесом небольшая горная гряда, которую через время назвали Джугджур. Это был важнейший этап маршрута — хребет отделял речки, относящиеся к Лене, от тех, что текли к такому долгожданному «морю-океану». Горный перевал Москвин с экспедицией одолел за сутки, оставив струги, и взяв с собой только необходимые вещи.
На противоположной стороне они заново встретили реку — мелкая и неспешная, делающая на пути широкие повороты, перед тем как соединиться с Ульей — один из притоков Охотского моря. Появилась необходимость снова сооружать лодки. Но в этом случае река уже помогала экспедиции. Если до этого, идя вверх, им нужно было тащить на себе струги, то сейчас, спускаясь по течению, было время для короткого отдыха.
Через неделю путешественники впереди услышали характерный шум, который предупреждал о близости опасных и крутых порогов, о них говорили эвенки. Эти камни, находящиеся в русле реки, протянулись на огромное расстояние, и опять пришлось, бросив практически только сооруженные лодки взвалив на себя все вещи, пробираться через глухую тайгу. Вместе с этим, у экспедиции к тому времени закончилась провизия, а пополнить продукты благодаря природным ресурсам не было возможности — речка являлась безрыбной, а по побережью получалось собрать только жменю ягод.
Творчество[править | править код]
Роли в театреправить | править код
- — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — царь Фёдор
- — «Венецианский купец» Шекспира — Саларино
- — «Самоуправцы» — Подьячий
- — «Счастье Греты» — Фриц
- — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Фёдор
- — «На дне» М. Горького — Лука
- — «Столпы общества» — Карп
- — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Епиходов
- — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Загорецкий
- — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Бобчинский
- — «Братья Карамазовы» по Достоевскому — Снегирёв
- — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Голутвин
- — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Протасов
- — «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Прокофий Пазухин
- — «Село Степанчиково» по Достоевскому — Фома Опискин
- — «Пугачёвщина» К. Тренёва — Пугачёв
- — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Хлынов
- — «Унтиловск» Л. Леонова — Черваков
- — «Мёртвые души» Н. Гоголя — Ноздрёв
- — «Любовь Яровая» К. Тренёва — Горностаев
- — «Фронт» А. Корнейчука — Горлов
- — «Офицер флота» А. Крона — адмирал Белобров
Актёрские работыправить | править код
- — Поликушка — Поликей
- — Коллежский регистратор — Симеон Вырин
- — Человек родился — Фёдор Кулыгин
- — Чины и люди. Новелла «Чины и люди» — Очумелов, новелла «Чины и люди» — Червяков
- — Смерть чиновника.
- — Хамелеон.
- — Граница на замке — Буйко
- — По щучьему веленью — Глухой
- — Хирургия — дьячок Вонмигласов
- — Концерт на экране — в номере «Злоумышленник»
Личная жизнь – источник счастья, грусти и мастерства
Женатый с 1868 года на Евгении Александровне, сестре своего друга, художника Фёдора Васильева, Шишкин стал нежным и заботливым мужем и отцом (родилось трое детей: в 1869-м дочь Лидия, единственная, пережившая отца, и в 1871-м и 1873-м два сына). В 1873 году умер старший сын, за ним в 1874-м жена. Смерть супруги выбила художника из колеи, он замкнулся, топя горе в спиртном. В 1875 году умер второй сын. Характер Шишкина стал несносен, он беспрестанно ссорился с близкими и друзьями, разогнав всех, забросил работу. К счастью, это продолжалось недолго – победила привычка трудиться, получать результат, похвалы и награды. Она заставила художника вернуться к деятельной жизни. Произведения Ивана Ивановича Шишкина этого периода обрели популярность на передвижных выставках («Первый снег», «Рожь» и другие).
В 1880-м венчался со своей ученицей, Ольгой Лагодой. Летом 1881 года она родила дочь Ксению, но насладиться счастьем материнства ей было не суждено, в этом же году молодая супруга Шишкина (1850 г.р.) умерла.
Дочерей (от первого и второго брака) взяли на воспитание родственники.
Работа и только работа спасли художника. Наблюдения за природой, вдумчивые и длительные, позволяли притуплять боль потерь и переносить свои чувств и мысли на холсты, вновь и вновь оттачивая мастерство. Применение в одной работе разных кистей, непохожих мазков, неожиданные формы и решения делали пейзажи Шишкина совсем недосягаемыми для понимания способов передачи потрясающей реалистичности.
Произведения конца 1880-х, «Дубы. Вечер», «У берегов Финского залива» и другие, служат подтверждением достижения мастером удивительной лёгкости и свободы. Картины Шишкина словно наполнены воздухом, ветром, влагой, они шуршат, трещат и шелестят, как те исполины-деревья, что изображены на них.
Биография
Иван Москвин родился в семье часовщика; с детства был увлечён театром и с 14 лет участвовал в домашних спектаклях. В 1893 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, в драматический класс В. И. Немировича-Данченко.
По окончании училища принимал участие в антрепризе Г. Н. Федотовой. В 1896—1898 годах работал в Ярославском театре и в театре Корша в Москве. В 1898 году Немирович-Данченко пригласил свего ученика в Художественный театр, по его же рекомендации Иван Москвин был назначен на главную роль в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 октября 1898 года открылся новый театр.
После премьеры Иван Москвин «проснулся знаменитым» и на несколько десятилетий стал одним из ведущих актёров Художественного театра. Среди лучших его ролей, помимо царя Фёдора (которого Москвин играл на протяжении 40 лет), — Лука в спектакле «На дне», Епиходов «Вишнёвом саде», Снегирёв «Братьях Карамазовых», Фёдор Протасов «Живом трупе», Хлынов в «Горячем сердце», Ноздрёв «Мёртвых душах».
SkillCity — March 2012 — I
Все видео
В сентябре 1936 года Иван Москвин стал одним из первых актёров, удостоенных звания «Народный артист СССР»; в том же году он был избран депутатом Верховного Совета СССР.
В 1943 году, после смерти Вл. И. Немировича-Данченко, Москвин стал директором МХАТа и занимал этот пост до конца жизни.
Иван Михайлович Москвин умер 16 февраля 1946 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Семья
Был женат на актрисе, народной артистке СССР (1937) Алле Тарасовой (1898—1973).
Брат — актер театра и кино, народный артист СССР (1937) МихаилТарханов (1877—1948).
Из крепостных в миллионеры
Из нескольких строк в мемуарах Фёдора Шаляпина можно легко понять, что речь идет о Морозовых:
«…российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать своё благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продаёт пирожки на лотках, льёт конопляное масло на гречишники, весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито и что к чему как пришито… А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите — его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везёт в Москву Матисса. А мы, просвещённые, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятных ещё нам Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусаво — критически говорим: «Самодур…» А самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву…»
Основатель будущей текстильной империи, Савва Васильевич Морозов, в конце 18-го века получил от старообрядческой общины капитал на первое предприятие. Это было приданое жены — 5 рублей. На предприятии работало всего несколько человек. Через два поколения его семья стала одной из самых богатых в Москве.
Династия купцов Морозовых, 1860, крайний слева — Абрам Морозов, отец Михаила и Ивана. (Wikimedia Commons)
В старообрядческой среде было принято и считалось хорошим тоном заниматься благотворительностью. Не стали исключением и Морозовы. Они старались улучшить условия жизни своих рабочих, строили и поддерживали медицинские учреждения и систему образования. Построенную ими в Москве больницу до сих пор называют Морозовской, а Морозовская коллекция живописи известна на весь мир. Братья-меценаты, погодки, Михаил и Иван Морозовы стали собирать каждый свою коллекцию.
[править] Литература
- Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб.: Ф.78. Оп.3. Д.206.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог. Л.: ЛССХ, 1953. С.5.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог. Л.: ЛССХ, 1956. С.7.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.5.
- 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.7.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С.5.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1963. С.7.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.7.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962. С.7.
- Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.7.
- Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л.: Художник РСФСР, 1970. С.7.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1971. С.5.
- Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.1. М.: Искусство. 1970. С.30.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.7.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1973. С.5.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.3.
- По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50 Летию образования СССР посвящается. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974. С.9.
- Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. London, Izomar Limited, 1998.
- Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.393.
- Абрамов Иван Дмитриевич / Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.12-13.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.377.
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Происхождение и детство
Иван Шишкин родом из Елабуги Вятской губернии (сегодня Татарстан). Родился 25 января 1832 года в многодетной купеческой семье потомственных хлеботорговцев (некоторые документы указывают годом рождения 1831-й, другие 1835-й).
Отца будущего художника в городе почитали: он благоустраивал Елабугу (финансировал городской деревянный водопровод), неоднократно избирался главой города и организовал выпуск первой книги о его истории. Увлекался археологией, краеведением, много читал. Трепетное отношение к родине и природе прививал детям с ранних лет. Подобной судьбы, человека разностороннего и находящегося в обществе на гребне уважения, он желал и для своих детей.
В первую очередь следовало дать хорошее образование, и 12-летнего Ивана отправили на учёбу в Казань. Гимназические будни и точные науки подростку были неинтересны – уже тогда его живо интересовало искусство. Чувствуя в себе стремление к уединению с природой, размышлениям и развитию способностей, гимназист Шишкин очень тосковал. Учебный процесс никак не способствовал развитию индивидуальности учеников. Дотянув до пятого класса, Иван Шишкин бросил учёбу и приехал домой, объявив ошеломлённым родителям, что чиновничество не его путь.
Отец с самого начала с опаской, но всё же с пониманием относился к увлечённости сына рисованием, при этом допускал лишь второстепенную роль искусства в жизни, в качестве невинного хобби. Мать, расстраиваясь от несерьёзности сына и неспособности его к учёбе, сетовала, что во всём виновата эта «пачкотня бумаги». Ивану приходилось рисовать по ночам, при свечах, чтобы родные не видели и не ужаснулись растущей одержимости сына.
Мысль, что рисование может быть его профессией, пришла Шишкину в период приезда в Елабугу живописцев из Москвы (они занимались росписью иконостаса местного храма). Биография Ивана Шишкина с этого момента изменила вектор – он узнал о существовании учебного заведения, где готовят художников, и обрёл твёрдость в своём стремлении. Сумел убедить отца, и тот отправил сына в Москву, уже в надежде, что из него выйдет толк.
Михаил Морозов, старший брат
Михаил Морозов умер очень рано, в 33 года. Он был яркий, полный сил, энергичный человек, который успел много сделать за свою короткую жизнь. Он поддерживал театр, дружил с литераторами и артистами, содержал свой интеллектуальный салон, и первым стал собирать коллекцию живописи, сначала русской, а потом и западной. Его собрание было небольшим, по сравнению с теми результатами, которых достиг его младший брат. Собрал её Михаил Морозов за довольно небольшой период времени, буквально за несколько лет, когда он получил свою часть капитала и у него появилась такая возможность. Он первый из русских коллекционеров купил Ван Гога, но для этого ему нужно было пройти огромный путь внутреннего духовного и интеллектуального развития.
«Михаил Морозов», фрагмент, В. Серов, Третьяковская галерея. (Wikimedia Commons)
Для современного человека в этом нет ничего удивительного, мы видели десятки и сотни работ Ван Гога, а для человека 19-го века, который впервые увидел работы мало кому известного голландца, это было шоком. Это было явление, которое существовало вопреки всем канонам, и традиции, и благопристойности. Чтобы начать собирать такое, нужно было обладать недюжинной храбростью.
Кроме того, такую живопись надо было ещё и найти. Ведь это по сути был андеграунд. Такие картины не выставлялись, ими не торговали ведущие маршаны. Надо было как-то попасть в этот мир парижских мастерских и туда нужно было ещё найти дорогу.
Река Амур и Май
Именно тут, в непроходимой тайге, они встретили настоящего шамана, в то время такая встреча являлась вполне нормальной. Через переводчика Семена Петрова, которого специально взяли в группу ради таких случаев, группа узнала, что к югу, сразу за хребтом, находится большая речка, которую местное население называет Чиркол.
Но самая важная новость заключалась в том, что, как сказал шаман, на ее побережье проживало большое количество «сиделых», так называли оседлые племена, которые занимались земледелием и скотоводством. Так в первый раз путешественники услышали о речке Амур.
Однако основная задача похода — Теплое море — все равно звала экспедицию на восток. В 1639 г. Копылов собирает передовой отряд на поиск заветной цели, группу возглавил Москвитин. Биография его настолько неполная на факты, но все-таки воспроизводит этот момент довольно детально. Доподлинно известно, что под его предводительством находилось 30 опытных и надежных казаков. Помимо этого, дополнительно наняли проводников — эвенков.
В качестве помощника Москвитин взял казака Колобова из Якутии. Его имя закрепилось в истории за счет того, что в 1646 г. он, как и его предводитель, подал царю письменный доклад об участии в экспедиции. Этот отчет, который назывался «скаской», стал самым ценным историческим доказательством открытия Охотского моря. В составе группы находился и уже описанный выше переводчик Семен Петров.
Сформированный отряд продолжил маршрут вверх по Мае на плоскодонном дощанике — вместительном и просторном судне. Но проблема заключалась в том, что на протяжении около 200 км основную часть пути нужно было тащить его веревками, пробираясь сквозь густую растительность.