Коллекция щукиных. история любви к искусству

Сергей Щукин и Матисс. Они нашли друг друга

Одним из любимых художников Сергея Щукина был Анри Матисс. Коллекционер при покупке картин редко общался с живописцами напрямую, предпочитая пользоваться услугами маршанов. Матисс был единственным исключением. Щукин был связан с Матиссом теснейшим образом, переписывался с ним и сам делал ему заказы. В 1911 году Матисс приехал в Москву и все его картины были собраны в Розовой гостиной.

Зал Матисса в особняке Сергея Щукина на Знаменке. (ГМИИ им. А. С. Пушкина)

За популяризацию творчества Матисса Щукина особенно резко обвиняли в том, что он причиняет вред России и русской молодёжи. Но это, как ни странно, только укрепило его веру в Матисса. «Из-за Вас надо мной понемногу издеваются». «Я надеюсь когда-нибудь победить, но надобно ещё несколько лет борьбы». «Я полон веры в Вас и уверен в Вашей победе». «Я с удовольствием думаю о Ваших картинах и надеюсь иметь их много». И так в каждом письме.

Музыка

Своим стилем Алексей и его музыкальные коллеги называют танцевально-инструментальный рок. Состав коллектива часто менялся, но постоянным исполнителем и музыкантом всегда оставался Алексей. По мнению большинства поклонников и музыкальных критиков, такую популярность группа приобрела, во многом благодаря исполнителю. Щукин обладает эмоциональным вокалом, вкладывая в простые и понятные тексты всю свою душу.

Жизнь Алексея Щукина на протяжении долгого времени неотделима от жизни всего музыкального коллектива. Вместе они гастролируют по российским городам. Уже давно  участники группы считают друг друга членами своей семьи. Алексей хочет однажды подарить фэнам музыкальное шоу в духе Rammstein.

Песни наполнены видением мужчин, историями из жизни, в них присутствует определенный романтизм того времени. Алексей продолжает писать оригинальные песни, в которые влюбляется большинство фэнов после первого прослушивания.

Все музыкальные произведения коллектива объединяет любовь, они дарят людям добро, надежду и создают хорошее настроение.

Главный фронтмен и его легендарная группа и сейчас не забыты, они пользуются популярностью, принимают множество приглашений на участие в программах «Дискотеки 90-х» или фестивалях ретро исполнителей. Кроме того, дают свои сольные концертные программы по разным городам России.

Не коллекция Щукина, а коллекции Щукиных

Выражение «коллекция Щукина» у всех на слуху. Большинство людей справедливо полагает, что речь идёт о великолепном собрании картин французских художников, импрессионистов и постимпрессионистов. Но для кого-то станет открытием, что у Сергея Щукина (1854−1936) было ещё три брата — старший Пётр (1853−1912) и два младших, Дмитрий (1855−1932) и Иван (1869−1908). И все они были страстными коллекционерами, их собрания были такого же высокого уровня.

Все четверо были очень разными людьми, но их всех объединяла любовь к прекрасному и тяжёлые испытания судьбы, такие сильные, что не все смогли их вынести.

Страсть братьев Щукиных к коллекционированию возникла не вдруг, не на пустом месте. Их дед, купец Василий Петрович Щукин, положил начало семейному капиталу, занявшись после войны 1812 года торговлей тканями. В середине века один из его шести сыновей, Иван Васильевич, стал купцом первой гильдии, и вошёл в десятку крупнейших российских торговцев мануфактурой, а его состояние стало исчисляться миллионами. Он не знал иностранных языков, не так много успел поучиться и не занимался коллекционированием, но среди родственников и ближнего окружения текстильного магната было немало блестяще образованных людей и тех, кто собирал предметы искусства. Его друг, купец и благотворитель, Кузьма Солдатенков, собирал картины и книги, известными коллекционерами были ближайшие родственники Щукиных Боткины. Автор книг и исследователь жизни и коллекций Щукиных Наталья Семёнова предполагает, что братья Щукины не только приобрели «нюх» на прекрасное, с детства тренируя вкус и «глаз», но и получили этот дар по наследству от Боткиных. А Пётр Бурышкин, бытописатель московского купечества считает, что оно у них «было в крови».

Иван Щукин. Крёстный отец коллекционера Сергея Щукина

Именно Иван привил любовь к современному французскому искусству своему старшему брату Сергею Щукину. Он всегда был в стороне от семейного бизнеса. Поначалу он увлекался коллекционированием философских и богословских книг, но переехав в Париж, оказался в самом центре художественной жизни Европы. Иван познакомился здесь с новым течением живописи — импрессионизмом, и впоследствии познакомил с ним Сергея. Иван первым оказался вхож в круг галериста Поля Дюрана-Рюэля, и первого Сезанна в семье купил не Сергей, а Иван.

«Портрет Ивана Щукина», Игнасио Сулоага, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)

Правда, в 1900 году он свою французскую коллекцию продал, потому что увлёкся старым испанским искусством. Его проводником в мир старой школы стал испанский художник-импрессионист Игнасио Сулоага, который стал его ближайшим другом. В то время такие великолепные художники как Гойя, Эль-Греко и даже Веласкес, не были так популярны, как сейчас. У Ивана возникли финансовые проблемы, и когда он решил продать свою испанскую коллекцию, то оказалось, что многие из картин поддельные. Он не смог рассчитаться с кредиторами и в 33 года свёл счёты с жизнью. Подлинники из его собрания стали украшением крупнейших музеев Европы. Если бы не его преждевременная смерть, возможно он стал бы обладателем такой же значительной коллекцией, какую собрал его брат Сергей.

Личная жизнь

Певец имел огромную популярность, тем не менее, личную жизнь не сразу устроил. О первом союзе он не любит рассказывать. Отношения не сложились, но зато благодаря им у него есть единственный сын.

Вторая жена Анастасия моложе его на 20 лет, но это не стало помехой в их отношениях. До свадьбы влюбленные прожили около 10 лет, чем доказали, что настоящие чувства преодолевают все трудности, им не мешает разница в возрасте и время.

С женой Анастасией

Свадебное торжество молодые провели в яхт-клубе «Адмирал», где были звездные гости — Кай Метов, Александр Айвазов, группа «Нэнси» и многие другие. Церемония была проведена как концертная программа, куда мог попасть любой желающий, купивший билет.

Основным делом своей жизни супруги считают воспитание маленького чуда — малышки Алексы, родившейся в Германии. Именно эту страну выбрали родители для рождения ребенка. Выбор этот был продиктован тем, что медицина там находится на высшем уровне, а также возможностью получения для дочери гражданства. Любимая супруга ведет хозяйство, занимается воспитанием ребенка и следит за делами «Комиссара» в статусе директора.

Пётр Щукин. Главный меценат Государственного исторического музея

Старший брат, в отличие от младших, «западников» увлекался русским искусством. Вместе с братьями он входил в торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» и в деловых поездках начал заниматься коллекционированием. Началось это с профессионального интереса, с покупки тканей и персидских ковров, а закончилось тем, что он, страстная натура, стал покупать всё, относящееся к русской истории. Он не мог остановиться. В Москву ехали целые телеги, наполненные образцами древнерусского искусства. Он, в отличие от своих братьев, не знал точно, что именно ему нужно, и не умел и не хотел выбирать. В 1905 году он передал свою огромную коллекцию Государственному историческому музею (более 300 тысяч предметов!), а часть его коллекции хранится сегодня в Музее Востока.

«Портрет Петра Щукина», Андрей Карелин, ГИМ. (Wikimedia Commons)

Биография фронтмена

  1. 1984—1986 гг. — служба в рядах СА в ПВО.
  2. 1986 г. — поступление в авиационный институт, который так и не удалось закончить.
  3. 1987—1988 гг. — работал ди-джеем.
  4. 1989 г. — судьбоносное знакомство с Валерием Соколовым, занявшим прочное место в шоу-бизнесе. В будущем он продюсировал группу «Комиссар», отвечал за тексты песен. Зарождение молодежного коллектива, главным исполнителем песен которого стал Алексей Щукин.
  5. К новому 1990 году группа выступила с первой песней «Ты уйдёшь», ставшей популярным хитом. Был выпущен альбом «Наше время пришло».
  6. 1991 г. — музыканты представили миру дебютный альбом, удостоенный премией «Овация».
  7. 1991—1992 гг. — дипломант фестиваля «Звездный дождь».
  8. 1992—1993 гг. — лауреат фестиваля «Звуковая дорожка» и «Золотой ключ».
  9. 1993-2000 гг. — вышли в свет новые альбомы («Дрянь» (1998), «Музыка нового тысячелетия» (2000)), группа активно гастролирует.
  10. 2002 г. — выпуск альбом «Звуковая дорожка» и «Любовь — это яд».
  11. 2010 г. — изменился состав группы, ее постоянными лицами, помимо самого Алексея и Казаковцева, были гитаристы — Антон Сергеев и Сергей Кинстлер.
  12. 2011 г. — Алексей женится во второй раз на своем концертном директоре Анастасии.
  13. 2013 г. — рождение дочери. Вместе с группой выпущен альбом «Короли».
  14. К 2019 году в дискографии насчитывается всего пять пластинок и компиляций. В конце года группа «Комиссар» подарила своим поклонникам «Коллекцию суперхитов», в которую вошли самые лучшие песни коллектива.
  15. 2020 год с пандемией спутал творческие планы коллектива, поэтому практически все концерты пришлось перенести на более позднее время.
  16. В 2021-2022 годах продолжал вместе с группой концертную деятельность, так в мае 2022 г. прошли выступления в Москве, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге и Брянске.

Алексей Щукин

Дмитрий Щукин. Обладатель Вермеера, Брейгеля и Рембрандта

Дмитрия искусствоведы называют «тихим братом» Щукиных. Он увлекался старым европейским искусством, в основном северным, и совершенно не нуждался в публичности. Дмитрий Васильевич просто собирал картины старых мастеров. Например, в его коллекции были работы Вермеера, Брейгеля и раннего Рембрандта. Правда, считается, что больших шедевров в его собрании нет, зато там нет и подделок.

«Портрет Дмитрия Щукина». (Wikimedia Commons)

Ещё при жизни он стал делиться своей коллекцией, и свою меценатскую деятельность начал с того, что передал 32 картины Румянцевскому музею. После революции 1917 года его коллекция стала достоянием широкой общественности, а его, её владельца в 1920 году назначили… младшим помощником хранителя Музея старой западной живописи, который открылся в его доме в Староконюшенном переулке. Умер Дмитрий Щукин в Москве в 1932 году в полном одиночестве. Его могила не сохранилась.

Происхождение и детство

Иван Шишкин родом из Елабуги Вятской губернии (сегодня Татарстан). Родился 25 января 1832 года в многодетной купеческой семье потомственных хлеботорговцев (некоторые документы указывают годом рождения 1831-й, другие 1835-й).

Отца будущего художника в городе почитали: он благоустраивал Елабугу (финансировал городской деревянный водопровод), неоднократно избирался главой города и организовал выпуск первой книги о его истории. Увлекался археологией, краеведением, много читал. Трепетное отношение к родине и природе прививал детям с ранних лет. Подобной судьбы, человека разностороннего и находящегося в обществе на гребне уважения, он желал и для своих детей.

В первую очередь следовало дать хорошее образование, и 12-летнего Ивана отправили на учёбу в Казань. Гимназические будни и точные науки подростку были неинтересны – уже тогда его живо интересовало искусство. Чувствуя в себе стремление к уединению с природой, размышлениям и развитию способностей, гимназист Шишкин очень тосковал. Учебный процесс никак не способствовал развитию индивидуальности учеников. Дотянув до пятого класса, Иван Шишкин бросил учёбу и приехал домой, объявив ошеломлённым родителям, что чиновничество не его путь.

Отец с самого начала с опаской, но всё же с пониманием относился к увлечённости сына рисованием, при этом допускал лишь второстепенную роль искусства в жизни, в качестве невинного хобби. Мать, расстраиваясь от несерьёзности сына и неспособности его к учёбе, сетовала, что во всём виновата эта «пачкотня бумаги». Ивану приходилось рисовать по ночам, при свечах, чтобы родные не видели и не ужаснулись растущей одержимости сына.

Мысль, что рисование может быть его профессией, пришла Шишкину в период приезда в Елабугу живописцев из Москвы (они занимались росписью иконостаса местного храма). Биография Ивана Шишкина с этого момента изменила вектор – он узнал о существовании учебного заведения, где готовят художников, и обрёл твёрдость в своём стремлении. Сумел убедить отца, и тот отправил сына в Москву, уже в надежде, что из него выйдет толк.

Учёба

в Москве

С 1852 года Московское училище живописи и ваяния на четыре года стало вторым домом Ивана Шишкина. Обучался под руководством Аполлона Мокрицкого, первого своего преподавателя рисунка, научившего строить формы.  Академик предъявлял высочайшие требования к точности изображения предмета. Этот принцип стал основным в творчестве Шишкина, который был нацелен на максимально возможное сближение с природой.

Со временем сокурсники и преподаватели начали отмечать удивительную красоту простых, казалось бы, видов, изображённых Шишкиным. Его этюд студенческих лет «Сосна на скале», выполненный маслом на картоне, сегодня экспонат Государственного Русского музея.

В Санкт-Петербурге

После окончания училища в 1856 году Шишкин отправился в Санкт-Петербург, где с лёгкостью поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь с первых занятий в классе Сократа Воробьёва зарекомендовал себя как блестящий ученик с выдающимися способностями. Натура – вот что манило Шишкина, который с увлечённостью следопыта исколесил все окрестности столицы, не раз побывал на Валааме

Стремясь на природу, он с вниманием учёного всматривался в стволы и кроны деревьев, сучки и веточки, травы, камни и мхи. Его привлекали дикие места, лишённые романтики, наполненные первобытностью и дышащие вековой неизменностью

За этюды красками и рисунки пером с Валаама в 1858 году молодой живописец получил большую серебряную медаль. Работы произвели в Академии «страшный фурор», Совет торжественно объявил, что подобного ещё не видели. Склонялись, кстати, сразу дать малую золотую медаль, но отложили до марта 1859-го. В 1860-м – максимально возможная награда: медаль, большая золотая, и пенсионерская поездка за границу. Сам художник отзывался о медали восторженно, говоря, что «это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному».

Судьба Сергея Щукина и его коллекции

Сергей Щукин прожил дольше всех своих братьев. Ему и его семье удалось избежать революционных потрясений. Он не только вовремя покинул Россию, но и сохранил часть своего огромного состояния. Его семья никогда не нуждалась, но с коллекционированием было покончено навсегда. Сергей Иванович Щукин умер в Париже в 1936 году.

Несмотря на то, что Сергей Щукин завещал свою коллекцию Третьяковской галерее, после революции её национализировали и объединили с Морозовской коллекцией, а вскоре после Великой Отечественной войны картины, которые великие коллекционеры подбирали, тщательно взвешивая покупку каждой, на гребне волны с космополитизмом поделили пополам между Москвой и Ленинградом, между ГМИИ имени А. С. Пушкина и Государственным Эрмитажем.

Сергей Щукин. Коллекционер-революционер

Сергей Щукин был самым слабым из братьев. Он был очень невысокого роста, заикался и в детстве часто болел. Возможно, чтобы справляться с недугами ему нужны были яркие впечатления, сильные эмоции и жизнь на преодоление. Именно он после смерти отца встал во главе огромной текстильной империи и с успехом справлялся с её делами. Из-за этого он только после сорока лет стал собирать собственное собрание живописи. Талантливый бизнесмен оказался талантливым, и самое главное — смелым коллекционером.

«Портрет Сергея Щукина», Кристиан Крон, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)

Параллельно с Сергеем Щукиным коллекцию современных французских художников стал собирать другой текстильный магнат, Иван Морозов. Но если список их любимых авторов часто совпадал, то коллекции различались по сути. Если Иван Морозов подбирал картины, которые были в русле продолжения традиций французской живописи, то Сергей Щукин искал полотна парадоксальные, острые и радикальные. А после того, как эти произведения становились признанными, он шёл вперёд и увлекался новыми авторами. Он больше не покупал импрессионистов, а переходил к постимпрессионистам.

Сергей Щукин был не просто коллекционером, который в одиночестве любовался своими сокровищами, а наоборот старался сделать своё собрание доступным. Он приглашал и даже зазывал смотреть картины молодёжь, и особенно студентов художественных училищ. А их руководство, опасаясь дурного влияния, запрещало ученикам посещать дом на Знаменке, чтобы не дай бог они не испортили свой вкус. Их опасения не были напрасными, и возможно авангард двадцатых-тридцатых годов в России не был бы таким мощным без влияния Щукинской коллекции.

Сергей Щукин категорически не покупал русских художников, но всех пускал смотреть свою коллекцию и сам водил экскурсии. Показывая новую картину, он заранее ожидал, что его гости будут шокированы увиденным и любил приговаривать с изрядной долей иронии: «Сумасшедший писал, сумасшедший купил!» В ответ обыватели шептались, что страшные трагедии происходят в его семье потому, что в его доме висит «всё это». С собой покончили два его сына, и брат Иван. Умерла его молодая, красивая и любимая жена. А Сергей Иванович сразу после её смерти всю свою коллекцию завещал Третьяковской галерее.

Детство и взросление

Алексей родился 4 октября 1965 года в семье инженеров Марии и Арнольда. Проживали они в Москве, где и прошли детские годы мальчика. Способности к творчеству проявились у мальчика с малых лет, он любил слушать музыку, петь песни.

В детстве

В школе Алексей принимал участие в различных музыкальных мероприятиях, торжественных событиях. Учась в 9-м классе средней школы, уже стал давать концерты в местном Доме культуры.

Кроме музыки, его серьезным увлечением были старинные автомобили, конструирование вертолетов и другой техники. Именно оно подтолкнуло молодого человека по окончанию средней школы в 1980 году пойти учиться в авиационный техникум.

С детских лет юноша имел заветную мечту — собственными руками восстановить старинный автомобиль. Только в зрелом возрасте ей удалось осуществиться. Он приобрел старый автомобиль «Волга ГАЗ-21» и восстановил его, сейчас использует для своих целей.

Но любовь к музыке все же оказалась основной, и в техникуме он создал свой ВИА. Не бросил юноша развивать свои таланты и после призыва в армию, где принимал активное участие в самодеятельности.

Первым самостоятельным проектом Алексея стала экспериментальная молодежная студия. Позже он недолго работал в студии «Класс», выступал с группой «Вестибуляр»

В молодости

Биография

Советский живописец, театральный художник, оформитель.

До 1917 года учился в Воронежской гимназии, затем продолжил обучение в единой трудовой школе. Первоначальное художественное образование получил в Воронежских высших художественно-технических мастерских (ВорВхутемас), учился у Н. Х. Максимова и С. М. Романовича (1919–1922). Позже – во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе у П. Кончаловского, И. Рабиновича, В. Сахновского (1922–1930).

Жил и работал в Москве. Со студенческих лет и последующие годы Щукин, часто вместе со своей женой Ариадной Магидсон участвовал в оформлении города, массовых театрализованных шествий и демонстраций, посвященных празднованию революционных праздников. С 1929 года участник выставок. Член АХР (1929).

Автор живописных композиций, пейзажей, натюрмортов: «Цветы и фрукты» (1920), «Аттракцион», «Дирижабль над городом», «Каток» (все – 1933), «Цветы и игрушка с зонтиком» (1934), «Зима», «На рейде», «Натюрморт с астрами и игрушками», «Натюрморт с рябиной и яблоками» и других работ.

Один из самых оригинальных и разноплановых художников младшего поколения 1920–30-х годов. Стилистика и настроение работ, созданных почти одновременно, порой несхожа. Индивидуалистическое восприятие мира и крайняя простота реализации увиденного делают художника мечтателем, фантастом.

В своём творчестве тяготел к примитивизму, использовал элементы народной картинки и лубка. Некоторые работы Юрия Щукина несмотря на декоративность подачи носят драматический экспрессивный характер: «Бывшие на толкучке» (1932), «Старый Воронеж» (1933), «Водный праздник» (1933).

В его картине «Водный праздник» (ГТГ), в фонтанных брызгах и в свете прожекторов, полосующих небо, изрыгает огонь и воду установленная на середине водоема агитационно-массовая «шутиха» в форме капиталиста в цилиндре и со свастикой на груди.

Весь секрет произведений художника Ю. Щукина состоит в том, что сколь чрезвычайно, до наивности элементарна схема конструкции его картин, столь сложно содержание его образов, столь чувственно богато эмоциональное начало. Нередко бывает сразу видно, что в картине от «выдуманного», что от «подсмотренного». У Юрия Щукина рубеж между вымыслом и наблюдением стерт. Образы-метафоры, народный балаган, гротеск и лиризм! – основа творчества художника.

К сожалению, необычайно талантливому художнику было отпущено, очень мало. Заболев туберкулезом, Юрий Щукин скончался в 1935 году, прожив чуть больше тридцати лет. В Москве состоялась персональная посмертная выставка работ художника Юрия Щукина. Она была открыта в январе 1938 года в выставочном зале Московского областного союза советских художников (МОССХ). Экспонировалось около 70 живописных и графических произведений. К выставке был подготовлен иллюстрированный каталог, авторы вступительных статей – Н. Прусаков, Г. Рублев, Г. Стенберг.

Живописные картины Ю. П. Щукина находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее имени И. Н. Крамского, Нукусском музее изобразительных искусств им. И. В. Савицкого, графические работы в частных московских коллекциях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: