Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
Этого художника высоко ценили современники – Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, – широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.
Он родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Пестрый мир так и ломился в его глаза всем своим разнообразием и богатством.
Зазывали к себе вывески лавок, манил гостиный двор; привлекали волжские ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки; красочные церкви, яркая, сверкающая разноцветием церковная утварь; народные обычаи и праздники – все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе.
Родился Борис в семье преподавателя. Несмотря на то, что Кустодиевым не раз приходилось “круто в финансовом отношении”, обстановка дома была полна уюта, и даже некоторого изящества. Часто звучала музыка. Мать играла на рояле, а вместе с няней любила петь. Часто пели русские народные песни. Любовь ко всему народному воспитывалась у Кустодиева с детства.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.
Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Власов многому научил будущего художника, и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Летом 1904 года Кустодиевы вернулись в Россию, поселились в Костромской губернии, где купили клочок земли и построили свой дом, который назвали “Терем”.
Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.
Кустодиев – верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения.
Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу.
Кустодиев принимал активное участие в объединении “Мир искусства”, выставлял свои картины в выставках объединения.
На 33-м году жизни на Кустодиева обрушилась тяжелая болезнь, она сковала его, лишила возможность ходить. Перенеся две операции, художник до конца жизни был прикован к коляске. Очень болели руки. Но Кустодиев был человеком высокого духа и болезнь не заставила отказаться от любимого дела. Кустодиев продолжал писать. Более того, это был период наивысшего расцвета его творчества.
В начале мая 1927 года ветреным днем Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. А 26 мая он тихо угас. Жена его пережила на 15 лет и умерла в Ленинграде, в блокаду.
Описание картины Б.М. Кустодиева «На террасе».
«На террасе», Б.М. Кустодиев, 1906 г., холст, масло, 134 x 97.5 см, Нижегородский художественный музей
Замечательный художник Борис Михайлович Кустодиев знаком многим ценителям русской живописи. С детства будущего художника окружала спокойная и миролюбивая атмосфера, что и оказало влияние на его картины, они жизнерадостны и наполнены светом.
Борис Михайлович предпочитал жанровые зарисовки, хотя прекрасно владел почти всеми жанрами. Одной из таких зарисовок стало его полотно «На террасе», написанное в 1906 г. Работа воспевает вечные ценности: семью, уют и счастье обыкновенной жизни.
Художник запечатлел себя, жену Юлию Евстафьевну, своих деток Кирилла и крохотную Ирину, а также няню, и сестру с мужем. Борис Михайлович великолепно изобразил сцену семейного послеобеденного чаепития, используя мягкие, нежные и уютные тона. Здесь удивительно все — и игра света и тени, и точные переходы цветов.
Весь участок тонет в травах, дом отбрасывает длинные тени, и лишь в центре сверху полотна видны проблески заката. Здесь отчетлива видна любовь и привязанность художника к Родине.
Герои полотна сидят за большим круглым столом с большим самоваром по центру — символом русской душевности и доброты, а на столе сияют наливные румяные яблочки и баранки.
Юлия Евстафьевна разливает чай по фарфоровым чашечкам. Она — сам образец настоящей хозяйки и гостеприимства.
Сам облик хозяйки дома выполнен очень степенным и уютным; Кустодиева будто светится спокойствием и добродушием. Можно сказать, что супруги живут «душа в душу» и пронесут свои чувства через всю жизнь.
Самого себя художник скромно поместит у самого края полотна. Его руки находятся на столе, а взгляд направлен вниз. Может показаться, что он задумывает новый сюжет картины или просто наслаждается вечером в кругу родных.
Сын художника, Кирилл, — пухлощёкий мальчишка с белёсыми волосами сидит, повернувшись к зрителю в анфас. Ему интересна работа Мастера. Он смотрит огромными глазами прямо и открыто. Кирилл — образец детской наивности и любопытства.
Картина «На террасе» — это образец тихого семейного уюта. Все персонажи — личности со своими чертами и привычками. Всю семью объединяет чувство любви, привязанности и уважения друг к другу
Семья — самое важное и ценное в человеческой жизни, и Борис Михайлович Кустодиев, несомненно, смог донести эту мысль в своей замечательной картине
Веник и интимное место
Реставрация породила мифы о картине. Дело в том, что при обследовании полотна применяли рентгеновские лучи, и с их помощью установили: оказывается, веник, которым Венера прикрывает интимное место (кстати, прикрывает не полностью) нарисован позже, чем вся картина.
В связи с этим в сети писали, что Кустодиев целый год думал, прикрывать героине полотна лобок, или нет. И что жена настояла на том, что прикрыть — надо. И художник смирился.
Но версия эта, скорее всего, миф. Во-первых, на «Красавице», другой знаменитой картине Кустодиева, написанной на десять лет раньше, никого это место не смущало (правда, растительность там не была прорисована). А во-вторых, если веник не планировался, то положение правой руки Венеры выглядело бы очень странно.
Но в книге Алексеевой, которую мы уже не раз вспоминали, есть несколько строчек, которые полностью проясняют историю дорисованного веника.
Вот и всё, самое логичное объяснение, и никакой конспирологии с цензурой от жены.