Символ голландии в живописи. босхарт картины

Амброзиус Босхарт Старший — Биография художника, известные произведения, выставки

Фламандский художник золотого века нидерландской живописи. Известен прежде всего своими цветочными натюрмортами, выполненными в сочных цветах.

Свою карьеру Босхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге, затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде.

Босхарт относится к числу первых художников, утвердивших цветочный натюрморт в качестве самостоятельного жанра нидерландского искусства. Точность изображения и гармоничность цветов позволяют ставить работы Босхарта в один ряд с его современником Яном Брейгелем Старшим.

Амброзиус Боссхарт Старший, как и большинство голландских и фламандских художников, не был универсалом, он специализировался на натюрмортах с цветами. Сразу за хрупким очарованием цветов открывается туманный и громадный мир. Цветы, как полагал художник, мы можем рассмотреть: они маленькие, яркие и красивые. Но мир по ту сторону — безграничен. Он находится по ту сторону во всех смыслах слова. Боссхарт принимает это и бросает вызов непокоренной природе. Он положил на подоконник ракушки, поставил цветы в вазу, мерцающую скульптурными изображениями

Здесь все — и архитектурное обрамление, и предметы на подоконнике, и сами яркие цветы — привлекает к себе внимание. Художник сумел вложить в картину огромные запасы эмоций; он, разглядывая и описывая хрупкие и недолговечные создания, словно собрался перехитрить время

В его картине «Ваза с цветами» (около 1618 г., Музей Маурицхёйс, Гаага) присутствует хотя и скрытый, но намеренный пафос. Боссхарт показывает цветы во всем их блеске, делая акцент на самом высоком цветке. Тем не менее все растения скоро завянут — несколько листьев уже объели насекомые, а внизу лежат несколько опавших соцветий. Останутся неизменными только ракушки и сама ваза — они переживут многокрасочную прелесть цветов. Все здесь не так, как кажется на первый взгляд. Сложное великолепие ракушек ассоциируется со смертью, это опустевшие гробницы морских созданий, а когда-то они содержали в себе жизнь, которая олицетворена в образах мушки, стрекозы и гусеницы. Кроме того, достаточно легкого толчка, чтобы ваза упала за окно. Боссхарт постоянно напоминает, что все в материальном мире смертно. В его произведении «Цветы в стеклянной вазе» (1614 г., Национальная галерея, Лондон) букет состоит из простых цветов, которые стоят не в вазе, а в стакане для вина. Как и в знаменитой «Вазе с цветами», Боссхарт дает нам здесь понять, что волшебная природа цветов так же опьянительна для глаз, как вино. Ползущая на переднем плане муха тоже несет намек: только ничтожное и лишенное чувств существо может повернуться спиной к такому восхитительному зрелищу, как букет цветов.

Свою карьеру Боссхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге, затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде. Боссхарт относится к числу первых художников, утвердивших цветочный натюрморт в качестве самостоятельного жанра нидерландского искусства. Точность изображения и гармоничность цветов позволяют ставить работы Боссхарта в один ряд с его современником Яном Брейгелем Старшим. На полотнах Боссхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Боссхарта аллегорический мотив бренности бытия (ванитас). Художественное направление Амброзия Боссхарта продолжили развивать его три сына — Амброзиус Боссхарт Младший, Абрахам Боссхарт и Иоганнес Боссхарт, а также его зять Бальтазар ван дер Аст. Их произведения, вообще весьма многочисленные, неизменно пользуются спросом на художественных аукционах.

Биография Иеронима Босха

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. 

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел. 

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом. 

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

You are here

Амброзиус Босхарт (1573-1621) «Цветы в вазе»

Only in Russian

Амброзиус Босхарт (1573-1621) «Цветы в вазе»

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

В Миддельбурге и Утрехте работал знаменитый живописец Амброзиус Босхарт старший, фламандец по происхождению, ставший родоначальником цветочного натюрморта в Голландии.Его картина «Цветы в вазе» из экспозиции нашего музея по праву принадлежит к числу лучших произведений голландского натюрморта с цветами. На картине изображен небольшой букет в стеклянной вазе с декоративным элементами в виде львиных масок со свирепым выражением морды, стоящий на каменном столике. В букете собраны разные сорта цветов, все они имеют разные размеры, цвет и форму, стебли различной высоты позволяют им размещаться, не закрывая друг друга и равномерно заполняя поверхность картины. В подобной композиции есть нечто от коврового узора, она условна, но именно она подчеркивает самостоятельную ценность каждого цветка.С поразительным мастерством художник пишет прихотливые очертания листьев и нежные, полупрозрачные лепестки цветов. Бережными касаниями кисти фиксируя мельчайшие детали, он вводит в свой цветочный натюрморт изображение бабочки, сидящей на цветке и гусеницы, ползущей по краю каменной плиты; он любуется ими также, как любуется цветами, в его картине есть искреннее, почтительное, благоговейное восхищение красотой и разнообразием природного мира.Именно это восхищение, а также стремление познать, исследовать мир цветов вызвало к жизни еще одну условность голландского цветочного натюрморта. Роза, пион, ландыш, фритиллярии, ирис, анемон, лилия, левкой, гиацинт, фиалка и тюльпаны, включенные в единый букет на картине Амброзиуса Босхарта, цветут в разные периоды лета. У художника перед глазами никогда не было и не могло быть такого букета, он предварительно самым тщательным образом изучал в натуре все эти виды цветов, зарисовывая и запоминая их строение.Голландскому искусству в 17 веке не чужд язык иносказания. И то, что мы сейчас воспринимаем в голландской живописи как изображение определенного предмета или цветка, для современников носило второй, аллегорический смысл. Изображенные художником ландыши были символами девственности и чистоты, фиалки обозначали скромность, пионы – краткость жизни, изображение бабочки означало бессмертие души. Так что скромный букет на картине Амброзиуса Босхарта, не теряя своей конкретности, воспринимался современниками и как раздумье мастера о бренности и быстротечности бытия.

Open in app

Provided by
Ульяновский областной художественный музей
View all guides

Интересные факты из жизни

    • Ввиду творчества художника и его необычного виденья, среди коллег было принято называть Босха «почетным профессором кошмаров».
    • Увлечение живописью пришло к художнику от родственников по мужской линии. Ему даже не пришлось заниматься искусством в специализированной школе – все умения он приобрел в мастерской своей семьи.
    • Босх не был беден. Неплохое состояние и положение в обществе дала ему удачная женитьба.
    • Творения Иеронима нельзя назвать соответствующим духу того времени. Преимущественно он занимался работами религиозной тематики. Но при этом его видение религии сильно противоречило существующему на тот момент времени. Что самое странное, то Церковь принимала его картины безо всякой критики, несмотря на многие нюансы.
    • Смерть известного художника окутана тайной. Ведь его тело было захоронено с торжеством и почестями в часовне церкви, в родном городе. Спустя столетия могила Босха была вскрыта, но, к огромному удивлению, она оказалась пустой, и не содержала останков ни художника, ни кого-либо еще. Дальнейшие раскопки были поспешно остановлены после исследования осколка надгробия с его могилы, который под микроскопом начал нагреваться и светиться.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

Памятник Иерониму Босху

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Творчество художника

Творчество Босха началось с росписей деталей различных алтарей, капелл. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Надо заметить, что это работа очень понравилась Филиппу Красивому, который впоследствии стал королем Кастилии.

   Босх был жизнерадостным и общительным человеком, но за пределы своего села Оерошорт выезжал очень редко и недалеко, где поселился после женитьбы.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.

Помимо рисования Босх занимался изготовлением гравюр, был неплохим кузнецом. Однажды он сделал огромную роспись на стекле в церкви, а также изготовил отличную металлическую рамку.

Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.

На полотнах художника часто встречаются чудовища, забавные или дьяволические фигуры, вышедшие из народных легенд, аллегорических поэм, морализированной религиозной литературы, а также направлений позднего готического искусства. Такие работы в биографии Иеронимуса Босха, как «Garden of Earthly Delights» , спутывают аллегории. Однако символизм этих работ непонятен, вызывает различные толкования.

Он был одним из первых художников Европы, изобразившим на своих полотнах сцены повседневной жизни, хотя часто с ненормальными элементами.

Король Испании Филипп Второй собирал некоторые из лучших творений Босха. «Temptation of St. Anthony» (Лиссабон), «The Last Judgment» являются часто встречаемыми темами в творчестве художника. Другие картины Босха представлены в Эскориале, Брюсселе. Примеры «Adoration of the Magi» представлены в музее «Метрополитен», музее Филадельфии, где также находится «Mocking of Christ».

В биографии Босха глубокое влияние оказало творчество Питера Брейгеля. В 20 веке Иеронимуса воспринимали как предвестника сюрреализма. Работы Босха до сих пор впечатляют современных художников. Картины Босха часто подделывали, а стиль копировали. Сам же художник за всю свою жизнь продал лишь 7 полотен. Со временем ученые стали приписывать руке Босха все меньше и меньше работ, считавшихся до этого его произведениями. К началу 21 века названо всего 25-30 картин, точно являющихся творением Босха.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Библиография

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А.Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д.Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И.Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
  • Х. Х. Зорилья. Босх. Aldeasa, 2001
  • Блинова О. В.Алхимия и её символика в творчестве Иеронима Босха // Науковедение. 2000. № 1. С. 82-127.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , 

Иероним Босх: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.5/5 — (6 голосов)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: