Третьяковка в советские годы
После революции коллекция Третьяковки была национализирована, а сама галерея стала главным художественным центром страны, основной задачей которого было отражение развития СССР. Уже в 1918 году она получила статус национального достояния, и начала развивать научную и выставочную деятельность. Первая временная экспозиция открылась в галерее в том же 1918 году и называлась «Художественные произведения московских частных собраний, выставляемых в Третьяковской галерее».
В 1933 году, согласно новой политике была проведена коренная перестройка экспозиции, при этом все работы художников-авангардистов были перенесены в хранилища. Во время Великой Отечественной войны основные фонды Третьяковки были эвакуированы в Молотов и Новосибирск. Для этого понадобилось целых 17 эшелонов! При этом научная деятельность в галерее не прекращалась.
В период битвы за Москву, здание Третьяковской галереи получило заметные повреждения, но сразу, как только враг отступил от столицы, началась его реконструкция, которая завершилась в 1944 году. Первая послевоенная экспозиция здесь заработала уже 17 мая победного 1945 года.
В первые годы советской власти перед Третьяковкой был установлен памятник вождю пролетариата В. Ленину. В 1939 году его сменил памятник Сталину, а в 1958 – скульптурная группа «Футболисты». В 1980 же году перед фасадом установили памятник основателю музея Павлу Третьякову. Авторами памятника стали архитектор Игорь Рожин и скульптор Александр Кибальников.
С 1986 по 1995 год здание Третьяковки было закрыто на капитальную реконструкцию. В этот период основная коллекция выставлялась в здании на Крымском валу. После завершения ремонтных работ обновленная галерея вновь распахнула свои двери для любителей русского художественного искусства.
Здание Третьяковки
Первоначально коллекцию картин Павел Третьяков разместил в нескольких залах своего особняка. Однако после покупки в 1859 году этюдов и 140 работ Туркестанской серии В. Верещагина в особняке перестало хватать места. Остро встал вопрос о постройке отдельного здания.
В результате в 1874 году под руководством архитектора А. Каминского было закончено строительство двухэтажного здания, которое примыкало к особняку Третьяковых. Для большего удобства в здании был сделан отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция была размещена в двух просторных залах. Впоследствии здание галереи несколько раз достраивалось.
После смерти основателя галереи весь особняк был реконструирован и оборудован под экспозиции, а в 1902-04 годах весь комплекс построек объединили, создав единый фасад, напоминающий древнерусский терем. Проектировал фасад В. Васнецов, а строительство возглавлял В. Башкиров.
Быт советской кухни
Противостояние двух миров было средой советского человека с самого начала столетия. Оно начинает проявляться в дизайне в первые же годы после революции на волне модернистских идей. Они представлены работами Родченко, Степановой, студентов ВХУТЕМАСа.
Яркий пример утопической мечты о новом будущем — кухня из дома Наркомфина. Она существует только в виде проекта и потому на выставке представлена реконструкцией. Рядом с ней на том же подиуме разметили керогаз — небольшую керосиновую конфорку, на которой на самом деле готовил советский человек.
Между двумя этими крайностями находятся более традиционные предметы обихода, но и в них есть образы мечты. Например, у стены в зале стоит деревянный буфет с революционными звёздами. За его стеклом — супницы и тарелки. Такие же классические, как и шкаф, но с символикой нового времени: фаянс расписан портретами юных октябрят на фоне флагов и агитационными лозунгами. Что интересно, ни у керогаза, ни у буфета, ни у столовой посуды — повседневных предметов быта — не предполагается имени автора.
Фотография: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Посуды на выставке не очень много — ровно столько, чтобы проследить её эволюцию от авангарда начала ХХ века до авангарда века XXI. В одной из витрин расположен комплект детских поильников, разработанных под руководством Татлина. Они часто встречаются в учебниках как образец безупречного функционального дизайна. В двадцатые годы ещё не было пластиковой посуды, поэтому поильники специально сделали так, чтобы фарфор не разбился, если случайно выпадет из рук. Для этого при проектировании формы были проведены точные расчёты распределения нагрузки на материал.
Рядом находится чайный сервиз Малевича. В отличие от поильников, его угловатые формы сложно назвать эргономичными. И это тоже следование мечте: в будущем возможно всё, а удобство — это слишком прозаично.
Читайте историю чайного сервиза Малевича в нашей статье.
Фотография: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Обновление выставки
С 4 июля выставка была закрыта для обновления, сотрудники добавили к уже имеющимся ещё 100 новых предметов в разных залах. Раздел, посвящённый авангарду, пополнился образцами тканей, которые без преувеличения можно назвать агитационными. Они находились в коллекции Российского Государственного университета имени Косыгина, занимающегося подготовкой специалистов лёгкой и текстильной промышленности. Теперь посетители могут увидеть, как в тканях воплощалась история, ведь на рисунках отразились и электрификация, и ликвидация безграмотности, и патриотические рисунки о Красной армии.
Зал, в котором представлены образцы дизайна 1930-х годов, порадует увеличившимся числом эскизов Абрама Дамского, благодаря которому были реализованы впоследствии многие световые решения в Московском метро, «сталинских» высотках, в театрах и вокзалах. Экспозиция 1960-1980 годов порадует обилием вещей, созданный на пике успехов Советского Союза в спорте и космосе. Здесь разместились уникальные космические игрушки, плакаты, созданные знаменитыми художниками, и даже ковры, посвящённые Олимпиаде 1980 года, проходившей в Москве.
Особенный интерес может представлять собой раздел современного дизайна. Здесь уже полёт фантазии специалистов в этой отрасли не ограничен, кажется, ничем. Посетители выставки смогут увидеть современные проекты, созданные в российских дизайн-студиях. Мебель, посуда, игрушки, конструкторы, архитектурные проекты и эскизы, – всё это создаёт особую атмосферу и позволяет погрузиться в мир не только настоящего, но и ближайшего будущего отечественного дизайна.
Всего работает четыре раздела экспозиции, в каждом из которых представлены разные стили и направления, демонстрирующие инновационные идеи дизайнеров конкретного периода и изделия, выпускавшиеся массово. Большинство предметов демонстрируется впервые, а реэкспозиции, которых всего пройдет три за весь год, позволяют увидеть больше ярких образцов дизайнерского творчества. Сотрудники Московского музея дизайна, принимавшие непосредственное участие в организации выставки, уверены: её обязательно стоит посмотреть как простым людям, так и тем, кто имеет непосредственное отношения к дизайну.
Понравилась эта новость? Тогда жми:
Третьяковская галерея сегодня
В настоящее время коллекция Государственной Третьяковской галереи включает в себя свыше 170 тысяч экспонатов, которые позволяют проследить развитие русского художественного искусства практически от его зарождения до нынешних дней.
Древнерусское искусство (залы №№ 56-62)
В течение нескольких столетий на Руси все изобразительное искусство было посвящено и подчинено религии. Самой популярной формой искусства были иконы, которые, так же как и само христианство пришли из Византии. Поэтому в залах, посвященных этому периоду можно увидеть собрание икон всех основных школ иконописи. Интересно, что здесь представлены как работы известных иконописцев, например, Андрея Рублева и Феофана Грека, так и иконы неизвестных авторов.
Среди экспонатов двусторонняя икона «Спас Нерукотворный», изображения Святого Георгия и Устюжского Благовещения. Самые старые иконы коллекции, привезенные из Великого Новгорода, датируются 1130-1140 годами.
Помимо икон, в залах с древнерусскими экспонатами можно увидеть мозаику «Димитрий Солунский» и фреску с изображением Святого Николая из Михаило-Архангельской церкви в Киеве.
Портретная живопись и академические произведения (залы №№ 1-15)
К XVIII светская живопись и скульптура заменила иконопись. Особое распространение получили портреты и скульптурные изображения. В этих залах размещены несколько десятков скульптур и портретов, с которых на современных посетителей бесстрастно взирают царские и императорские особы, вельможи, герои античности,
Среди представленных здесь работ есть картины не только русских художников, но и иностранцев, работавших в России.
Художники-реалисты и передвижники (залы №№ 16-31 и 35-37)
Ко второй половине XIX века в живописцы все больше вдохновляются идеями реализма, начинают отражать в картинах социальные проблемы. Некоторые из них, не согласные с политикой академии художеств создают свое собственное общество передвижников и работают в различных направлениях, что называется «на злобу дня»
Параллельно развивается пейзажная живопись, причем изображают мастера не только деревенские, но и городские пейзажи. При этом многие художники показывают в своих работах сельскую жизнь и закат дворянства, продолжают совершенствовать искусство портретной живописи.
Среди других направлений, которые получают широкое распространение в этот период, можно отметить изображение природы (И. Шишкин), исторические и былинные сюжеты (В. Васнецов), сцены баталий (В. Верещагин) и ряд других.
Михаил Врубель и Николай Рерих (залы №№ 32 -34)
В центре экспозиции представлены живопись, графика и скульптуры М. Врубеля
Особе внимание привлекают витражи, которые он создавал для украшения особняков зажиточных москвичей. Гости могут увидеть такие работы мастера как «Демон», «Испания», «Пророк», «Пан», «Царевна-Лебедь» и другие
Под самым большим витражом расположена сцена с роялем, где проходят музыкальные концерты.
Два смежных зала посвящены творчеству Николая Рериха, основной темой творчества которого были Киевская Русь и восточные цивилизации.
Живопись и скульптура рубежа XIX – XX веков (залы №№ 38-48)
В этой части экспозиции представлены яркие образцы русского искусства Серебряного века. В работах художников эпохи уже заметно влияние модернизма и декаданса, появляются новые способы выражения. В частности, в работах многих художников цвет перестает передавать реальность, а служит лишь определенным символом. Образы этого периода более противоречивы, чем у передвижников, усложнены и лишь косвенно отображают современность.
Графика и сокровищница (залы № 49-55)
В разделе графического искусства представлены несколько десятков гравюр, рисунков и акварелей знаменитых художников разных эпох и направлений. Так, среди работ можно увидеть эскизы к картинам Малевича, Шагала, Кандинского, испанские картины Сурикова, наброски и гуаши ряда художников объединения «Мир искусства».
Зал № 55 представляет собой настоящую галерею сокровищ. Здесь за стеклами витрин выставлены иконы в серебряных окладах, покровы дня икон Божьей Матери, расшитые жемчугом, различные ювелирные изделия.
Зачастую посетители Третьяковки пропускают эти разделы и совершенно напрасно, так как представленным здесь экспонатам тоже есть о чем поведать любителям русского искусства и истории.
Режим работы Третьяковки и стоимость билетов
Постоянную экспозицию Третьяковской галереи, которая располагается в историческом здании, можно посетить по вторникам, средам и воскресеньям с 10.00 до 18.00, по четвергам, пятницам и субботам – с 10.00 до 21.00. В понедельник музей закрыт.
Стоимость билетов: 500 рублей – полный, 250 – льготный. Дети в возрасте до 18 лет проходят бесплатно.
График работы инженерного корпуса Третьяковки, где проходят выставки классического и современного искусства, не отличается от времени работы главного здания. При этом билеты приобретаются отдельно: 400 рублей – полный, 200 – льготный. Для детей до 18 лет вход бесплатный.
Гости Государственной Третьяковской галереи после осмотра экспозиции могут отдохнуть в кафе или ресторане. Кафе работает ежедневно кроме понедельника с 11.00 до 18.00. Ресторан же, можно посетить ежедневно с 10.00 до 23.00.
Кроме того, в холлах галереи есть несколько сувенирных магазинов, где можно купить небольшие подарки, книги и репродукции картин.
Последние новости
- Точка вместо многоточия: пропавшие без вести бойцы найдены в тех местах, про которые рассказывает фильм Евгения Пригожина «Ржев» 10.09.2022 02:00
- В Неваде открылся уникальный арт-объект, создававшийся 50 лет 9.09.2022 23:24
- Суд между Ноной Гаприндашвили и стриминговым сервисом Netflix завершён 8.09.2022 23:30
- Эдгард Запашный провёл опрос по определению певца №1 на российской эстраде 7.09.2022 23:23
- Приквел «Властелина колец» раскритиковал даже Илон Маск 6.09.2022 23:28
- Одна из самых популярных социальных сетей сделает свой вклад в популяризацию культуры и искусства 5.09.2022 23:16
- Нейросеть способна создать произведение искусства, не уступающее работам художников 4.09.2022 23:28
- В столице Франции начала свою работу выставка, посвящённая выдающейся советской балерине 1.09.2022 23:26
- Американская журналистка собирается отстоять своё доброе имя в суде против Netflix 31.08.2022 23:28
- Максим Милованов: «Изгнать внутреннего ростовщика» 31.08.2022 09:12
Все новости
3
Последние статьи
-
Почему популярных телеведущих Михаила Шаца и Татьяну Лазареву признали иноагентами на территории РФ сегодня, 18:44 -
Почему из Библии убрали все апокрифы про Апокалипсис: Что скрывают богословы сегодня, 17:24 -
Какие тайные смыслы зашифровал Гойя в своих легендарных «Чёрных картинах»: Тёмная сторона великого художника сегодня, 14:02 -
Чем интересны фильмы 7 культовых азиатских режиссёров, которые создают «кино для глаз» сегодня, 11:40 -
Как звезда фильма «9 с половиной недель» превратила свою жизнь в настоящий ад: Ким Бейсингер сегодня, 10:22 -
Почему 4 советские талантливые певицы, чьи шлягеры до сих пор любимы, эмигрировали в другие страны сегодня, 09:31 -
Как проблемы со здоровьем помогали великим художникам создавать шедевры, и что видят врачи на их картинах 9.09.2022, 22:19 -
Как джин стал самым популярным напитком в Лондоне XVIII века и чуть не разрушил нравственные устои англичан 9.09.2022, 17:50 -
Как кутили в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга до революции 1917 года и что там подавали к столу 9.09.2022, 14:18 -
Жертвы моды эпохи Возрождения: Зачем женщины брили лоб и избавлялись от ресниц 9.09.2022, 12:15
Все статьи
Третьяковка в начале XX века
Еще в 1890-е годы, незадолго до своей смерти Третьяков приобрел у антикваров несколько икон, однако в галерее они впервые были выставлены только в 1903 году. Спустя два года, согласно решению Совета попечителей один из залов Третьяковки был полностью отведен для портретов художников-демократов, среди которых были В. Перов, И. Крамской, И. Прянишников, И. Репин и другие.
В 1913 году, после назначения на пост попечителя Третьяковской галереи И. Грабаря, изменилась концепция формирования экспозиции, теперь все картины были развешены в историко-хронологическом порядке. В это де время в городской управе Москвы активно обсуждался вопрос о том, стоит ли оставить галерею на прежнем месте, или лучше перенести картины в новое здание. В результате было принято решение исполнить волю основателя и оставить коллекцию там, где ее разместили изначально.
Выставка «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022»
Для того, чтобы показать посетителям историю отечественного дизайна, кураторы экспозиции из Московского музея дизайна провели на самом деле очень масштабную работу и отобрали те предметы, которые бы демонстрировали значимые вехи развития этой сферы в России за последние сто с лишним лет. Но это не просто показ экспонатов, это параллель между продукцией массового производства и эксклюзивными дизайнерскими изделиями. Сотрудники музея утверждают, что и в тех изделиях, которые выпускались массово, можно было найти весьма неплохие образцы, ставшие результатом творческой работы советских дизайнеров.
Тем не менее множество предметов, имевших одинаковое предназначение, разительно отличались между собой
К примеру, в здании МИД СССР висели поистине уникальные люстры, внешний вид которых разрабатывал Абрам Дамской, эскизы их можно увидеть на выставке, но одновременно посетители обратят внимание на стоящие рядом простые керосинки, использовавшиеся повсеместно советскими гражданами в первой четверти ХХ века. И таких примеров на самом деле очень много
По мнению специалистов музея, эти параллели олицетворяют собой два мира, реальности и мечты. Всё, что касается мечты – величественное, золочёное, дорогое. В реальности всё проще и обыденнее, подчинено законам удобства и экономии, но никак не роскоши.
На первоначальной выставке представлены экспонаты, позволявшие отследить, как менялась посуда. Но и здесь соседствуют сервизы работы Малевича, Александра Ермолаева и Геннадия Взорова с обычными наборами посуды, использовавшимися чуть ли не на каждой кухне. Правда, фамилии дизайнеров последних так и остались неизвестными. И таких примеров можно увидеть очень много. На выставке были представлены проекты и работы, никогда раньше не выставлявшиеся в музеях, они на протяжении многих лет хранились в семьях или в архивах научно-исследовательских институтов, по некоторым разработкам специально для экспозиции были созданы макеты нереализованных проектов. И рядом с ними неизменно стоят предметы массового производства.