Собственный выбор
Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.
Детство и юность
Писатель родился в феврале 1892 года в семье саратовского управляющего писчебумажной лавки. Известно, что у Константина была сестра Александра, которой литератор посвятил роман «Братья». По настоянию отца, видевшего сына коммерсантом, Федин учился сначала в коммерческом училище города Козлова (ныне Мичуринска), а затем — в Московском коммерческом институте.
В 1913 году юноша опубликовал первые сатирические произведения, а в 1914-м для совершенствования немецкого языка уехал на учебу в Германию. Начавшаяся мировая война превратила россиянина в гражданского пленного. До возвращения на родину в 1918 году Константин служил актером в театрах Циттау и Герлица.
Николай Устинов / Выставки
- 1961 год — выставка дипломных работ в Российской Академии художеств.
- 1965 год — выставка к 40-летию журнала «Мурзилка». Выставочный зал на ул.Горького.
- 1973 год — выставка на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.
- 1974 год — выставка к 50-летию журнала «Мурзилка». Москва-Ленинград.
- 1972 год — выставка к международному совещанию по детской книге. Выставочный зал на Гоголевском бульваре.
- 1977 год — выставка Ю. Копейко, Г. Макавеева, Ю. Молоканова и Н. Устинова. Выставочный зал Союза Писателей.
- 1979 год — книжная выставка в Сокольниках.
- 1980 год — Всесоюзная книжная выставка в ЦДХ, Крымский вал.
- 1980 год — выставка Советской детской книги в г. Дакаре, Сенегал.
- 1987 год — персональная выставка в г. Штутгарт, ФРГ.
- 1997 год — персональная выставка в Российской государственной детской библиотеке (совместно с Юлией Устиновой).
- 2000 год — персональная выставка в «Нашем наследии».
- 2002 год — выставка анималистов Москвы и Санкт-Петербурга. Манеж,Санкт-Петербург.
- 2002 год — персональная выставка к 65-летию народного художника РФ Николая Устинова. РГДБ, Москва.
- 2007 год — персональная выставка к 70-летию народного художника РФ Николая Устинова. РГДБ, Москва.
- 2010 год — персональная выставка «Андерсен» в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Москва.
- 2012 год — персональная выставка к 75-летию народного художника РФ Николая Устинова. РГДБ, Москва.
- 2018 год — персональная выставка «Никола Летний» в РГДБ к 80-летию народного художника РФ Николая Устинова.
Вклад и наследие
Константин Васильев – русский художник, известный произведениями на мифологические, былинные и исторические темы и сюжеты.
Константин Васильев
Наиболее интересны полотна Васильева, созданные в собственном стиле, получившем название символического реализма («Северный орел», «Ожидание», «У ворот», «Человек с филином» и другие). Для них характерны сюжеты, связанные со славянским, скандинавским эпосами, и в них читается идея общности происхождения этих народов. Они узнаваемы по преобладанию серебристо-серого цвета и его оттенков, выразительности образов древних русичей, изображению символических предметов.
«Человек с филином»
Наследие Васильева – это более 400 произведений различных жанров. Широкую известность в России и за рубежом творчество художника получило после его ухода из жизни. Названия многим картинам даны его друзьями.
Карьера
Для себя живописец выбрал определенный тип. Черты его прослеживаются на каждом портрете. Интересно, что даже при условии, что модель единственная, она не надоедает. Полотна художника отлично смотрятся в любом интерьере, особенно перекликаясь с классическим. Пусть внешность красавиц и полностью соответствует подиумным канонам, внутренний их мир наверняка далек от реалий действительности.
Полотна – ода вечной женственности. Мастерская палитра многообразна. Темных тонов живописец не любит, все его творения отличают нежность и свет. Каждая работа – комплимент чуть таинственной незнакомке. Изображаемая и сама по себе очаровательна, но становится еще краше, раскрываясь под влюбленным взором живописца. А модели Разумовым любимы, это заметно с первого взгляда. Изысканность полотен наилучшим образом передает нежность пастели.
Иногда появляются и более яркие тона, иное настроение. Но даже черный становится полупрозрачным и воздушным. Он играет оттенками. Обычно темными изображаются перья на шляпках либо подчеркивающие изысканность ножки чулки. Черные наряды не выглядят траурно-глухими. Они едва окутывают фигуру, придавай ей легкость.
У Глазунова Константин обучился классической живописи. Его героини вполне реалистичны, но окружены световоздушностью, сродни которой работы импрессионистов. И получается современный портрет.
Женщина на картине всегда в одиночестве. С ней нет спутника, наверное, еще не встретила его либо не нашла. Обычно изображается она за столиком в кафе. Кажется, что действие происходит в Париже. К такой красавице непросто подойти, чтобы завести разговор ни о чем.
Да и букеты ей непременно надо посылать ежедневно. Она же станет расставлять их в задумчивости по вазам, читая вложенную визитку. Героиня портретов Разумова так легка, что унести ее может порыв ветра. Да и сидит она всегда на краешке кресла либо стула: миг – и очаровательное видение исчезнет.
Художник-виртуоз
Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?
В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.
Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:
- «Убийство Фёдора Годунова в 1605 году» (1862);
- «Дети, бегущие от грозы» (1872);
- «Дети художника» (1882);
- «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883);
- «Под венец» (1884);
- «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1886);
- «Минин на площади Нижнего Новгорода» (1896);
- «Иван Сусанин» (1914);
- «Гадание» (1915) и другие.
«Любуйся и запоминай!» – твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.
Биография Константина Коровина
Дети, бегущие от грозы К. Маковский
Биография художника Константина Андреевича Сомова
Личная жизнь. Первый брак
Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.
Книги
В 1921 году Федин получил первую премию за рассказ «Сад». Евгений Замятин оценил сочинение начинающего литератора как «на удивление зрелое, под которым подписался бы сам Иван Бунин».
В дебютном и наиболее значимом в библиографии романе Федина «Города и годы» автор задается вопросом, что делать в эпоху революции человеку, который не хочет убивать. Судьба центрального персонажа произведения Андрея Старцева перекликается с биографией писателя.
Перед Первой мировой войной герой оказывается в Германии и дружит с немецким художником Куртом Ваном. Начавшиеся боевые действия разрушают дружбу молодых людей и накладывают отпечаток на отношения Андрея с чувственной Марией Урбах. После революции судьба сводит героев произведения в мордовском Семидоле.
Раннюю повесть Федина «Трансвааль» обвиняли в апологии кулачества. В книге изворотливость, деловая хватка и трудолюбие Вильяма Сваакера противопоставлялись нецелеустремленности российских мужчин, окружавших героя.
В трилогии Федина «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер» критики находят множество аналогий с «Хождением по мукам» Алексея Толстого. В романе «Санаторий Арктур» рассказывается о духовном кризисе западной буржуазии. Причиной смерти владельца пансионата, не способного справиться с последствиями экономического кризиса, становится самоубийство.
Общие черты картин Константина Маковского
Творчество Маковского можно разделить на несколько периодов, ведь его живописная манера была разносторонней. До 1883 года художник писал картины на социальные темы. Материалы он собирал не только в Петербурге и Москве, но и в Тамбовской, Саратовской и Тверской губерниях. В этих местах он жил подолгу.
Константин Егорович вместе с другими художниками писал картины на темы, требующие глубокого социального осмысления. Объединённые общей идеей, в 1870 году они создали Товарищество передвижных художественных выставок.
В 1873 году по причине болезни жены семья вынуждена была переехать в Египет, где Маковский написал несколько работ «Дервиши в Каире», «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир» и другие.
Позже он создаст немало замечательных портретов. Женщины-меценатки, благотворительницы, предпринимательницы, несмотря на торжественную нарядность и величавость, полны нежности, мягкости и сдержанного достоинства. Особое место занимают портреты императора Александра II и других сановных особ. В каждом из них за внешним антуражем просматриваются личные качества. Немало работ посвятил Маковский семье.
В 1890-х годах художника заинтересовала историческая живопись. Он создал ряд многофигурных композиций: «Минин на площади Нижнего Новгорода», «Поцелуйный обряд» и др.
Журнал «Нива» писал в 1911 году:
Под влиянием модного на рубеже XIX – XX веков модерна Маковский увлёкся романтизмом и написал «Демон и Тамара», «Русалки». В последние годы жизни вновь стал проявлять интерес к русским корням.
Возможно, он создал бы ещё немало выдающихся произведений, если бы не погиб в результате несчастного случая в 1915 году.
Краткая биография
- 1961 – с отличием окончил Казанское художественное училище, получив специальность художника по театральным декорациям. После окончания учебы недолго работал в художественном фонде в Казани, потом вернулся в Васильево и до конца жизни жил там. Работал в школе учителем рисования и черчения, на стекольном заводе – художником-оформителем, сотрудничал с казанским сатирическим журналом «Чаян».
- 1960-е, начало – создал ряд произведений в стиле сюрреализма («Струна», «Апостол») и абстрактного экспрессионизма («Грусть королевы», «Атомный взрыв» и другие). Позже Константин разочаровался в этих направлениях. Он не нашел для себя возможности выразить в этих формах глубокие чувства и собственное отношение к миру.
- 1961-1962 – создана серия графических портретов композиторов и музыкантов в футуристической манере: Бетховена, Шостаковича, Скрябина, Шопена, Листа и других. Музыка была серьезным увлечением Константина. Он глубоко знал и ценил классику, творчество современных композиторов, народные песни. Прекрасно разбирался в клавирах и партитурах, обладал удивительной музыкальной памятью: мог запомнить целую оперу, прослушав несколько раз или изучив клавиры.
- Конец 1960-х – перешел к реалистическому стилю в живописи.
- 1967 – написал портрет младшей сестры Людмилы. С этим произведением связана трагическая история. Людмила тяжело заболела, получив смертельную дозу радиации во время купания в озере. Константин писал портрет сестры, зная о ее неизлечимой болезни. Черты Людмилы также приданы персонажу картины «Русалка».
- 1969 – написана первая работа в стиле символического реализма – «Северный орел». Это первое полотно, подписанное псевдонимом Константин Великорусс.
- 1970-е, начало – написал серию картин «Русь былинная» («Русский витязь», «Илья Муромец освобождает узников», «Огненный меч» и другие). Идею создания серии подсказал Васильеву Илья Глазунов.
- 1970-е – создал цикл (графические и живописные работы), навеянный оперной тетралогией Р. Вагнера «Кольцо нибелунга». Художник настолько увлекся творчеством Вагнера, что выучил немецкий язык, ездил в Москву слушать его оперы в постановке Дрезденского театра.
- 1972-1975 – написал серию полотен, посвященных Великой Отечественной войне: «Нашествие», «Парад 1941-го», «Тоска по Родине», «Прощание славянки».
- 1973 – написан пейзаж «Осень», одна из лучших работ в жанре пейзажа, к которому художник обращался постоянно. Пейзажи Васильева не только отражают красоту живой природы, но и выражают тонкое, романтическое, одухотворенное ее восприятие.
- 1973 – создано полотно «Свияжск». Произведение изображает одно из любимых мест художника – остров Свияжск, каким он стал после создания Куйбышевского водохранилища. Пейзаж решен в тончайших оттенках жемчужно-серых тонов. Такое цветовое решение применялось и в других картинах и стало своеобразной визитной карточкой художника.
- 1976 – закончена картина «Человек с филином», композиция которой содержит различные символические предметы. Символичен и сам персонаж картины. Это последнее произведение Константина Васильева.
- 1976, октябрь – трагически погиб вместе с другом Аркадием Поповым: по официальной версии обоих мужчин сбил поезд.
Художник Константин Васильев
Константин никогда не был членом союзов художников и потому не имел права на бесплатное получение дорогостоящих инструментов – красок, кистей, холстов. Ими снабжали его друзья и знакомые.
Неудовлетворенность художника работой становилась причиной того, что некоторые сюжеты он писал в нескольких вариантах («У чужого окна», «Ожидание»). Часто, не имея чистого холста, писал новую картину поверх прежней.
«У чужого окна»
Второй семейный союз
Встреча на балу с молоденькой красавицей Юлией Летковой в следующем, 1874 году утешит художника. Он, страстный и настойчивый мужчина, добился согласия и едва смог дождаться её 16-летия, чтобы жениться (ему было 36). Константин Егорович обожал свою Музу, написал уйму её портретов, обязательно вставлял личико супруги и в многолюдные полотна. Первая дочь Маковских умерла, заболев скарлатиной. Ей не было и года. Оправившись от горя, Юлия Павловна родила сына Сергея, позже дочь Елену и сына Владимира. Идиллическая обстановка в семье, щебетанье детей, бесконечные разговоры об искусстве были отрадой «Блистательного Константина» (так его называли в обществе), счастливого баловня судьбы. Но гром в образе новой влюблённости прогремел внезапно.