Лидия русланова

Особенности дореволюционного документоведения

Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.

На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.

С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.

Смерть

Лидия Вертинская прожила 90 лет. Она ушла из жизни 31 декабря 2013 года. Последние дни актриса и художница провела в больнице. Причиной смерти стала продолжительная болезнь, как сообщила журналистам дочь Марианна.

Незадолго до смерти она слушала песню супруга «Ваши пальцы пахнут ладаном», которую тот написал за целое столетие до этого, посвятив Вере Холодной. Похоронили Лидию Вертинскую на Новодевичьем кладбище. Ее могила расположена рядом с могилой мужа.

В 2021 году на Первом канале состоялась премьера сериала «Вертинский», посвященного непростой биографии великого шансонье. Идея проекта принадлежала его дочери Анастасии — именно она предложила Константину Эрнсту снять фильм об отце. Тот согласился и рекомендовал для написания сценария Авдотью Смирнову. В 2018 году начались съемки сериала, которые проходили и в России, и в других странах — Турции и Венгрии.

Молодую Лидию в ленте сыграла на тот момент учащаяся в школе 17-летняя Анна Мишина. По словам исполнителя главной роли Алексея Филимонова, его коллега никогда не училась актерскому мастерству, но на кастинге продемонстрировала яркий талант.

Об источниках вдохновения

Много значат путешествия. Не обязательно дорогие поездки – мы много ездим по Приморью, и для меня это важная наполняемость. В поездках по крупным городам мы посещаем музеи – это тоже много дает. В музеях не бывает плохих работ. Но мне тяжело ходить по музеям дольше двух часов: наполняешься и потом не можешь переварить все увиденное.

Из старых мастеров мне очень нравится раннее Возрождение: Джотто, Пьеро делла Франческа. Конечно, нравится средневековая скульптура, храмовое искусство. Конечно, Брейгель – и по моим работам можно это заметить. Очень люблю художника Клее. Через Олега ко мне пришла любовь к немецкому искусству. Мы даже съездили в Лейпциг, где жил и работал художник Вернер Тюбке – среди ночи с компанией немецких художников отправились к его дому и танцевали вокруг него.

Мама иногда удивляется – в кого ты удалась? Я поддакиваю – все в роду крестьяне, действительно, в кого… Ни одного художника нет, разве что дед Гончарук, может быть, имел отношение к гончарам – но это ремесло, а не искусство. А для меня живопись – это некое таинство, дар небесный. Не все в жизни можно объяснить, хотя и в чудеса я не верю.

Профессиональная сцена

  1. Начало двадцатых годов стало временем становления Лидии как профессиональной певицы. В этот период был сформирован окончательно её стиль исполнения песен и сценический образ.
  2. В 1923 году после концерта Руслановой в Ростове-на-Дону, имеющего большой успех, слава о новой эстрадной певице пошла по всей стране, и в 1924 году администрация Центрального дома Красной Армии пригласила её солировать на сцене этого учреждения.
  3. В середине 20-х годов певица уже имела большой круг знакомств в артистической, музыкальной и писательской среде. Обладая незаурядным артистическим талантом, своим знакомым она говорила, что если её голос перестанет звучать, то она перейдёт на разговорный жанр, и со сцены будет рассказывать былины.
  4. В этот период Русланова много гастролировала, участвуя порой в нескольких концертах за один день. Её голос звучал по радио и с грампластинок выходящими большими тиражами. В 30-е годы она получала за концерты максимальные гонорары и являлась самой высокооплачиваемой певицей. Это позволило ей заниматься коллекционированием картин, икон, старинного фарфора и мебели.

О личной жизни

Лидия Русланова выходила замуж 4 раза. Первое бракосочетание состоялось в 1917 году, её муж – Степанов Виталий в то время служил интендантом. В этом браке родился сын, умерший в младенчестве, после чего супруги расстались.

Второй раз певица вышла замуж в 1919 году за работника ВЧК Наумина Наума. Скромную свадьбу сыграли в Винице. Этот брак просуществовал до 1929 года.

После развода в этом же году Лидия Андреевна вышла замуж за Михаила Гаркави (известного в то время конферансье).

Лидия и Михаил Гаркави

Свою последнюю любовь – генерал-майора Владимира Крюкова, Русланова повстречала на фронте, во время посещения частей его корпуса с концертами. Ради него она ушла от Гаркави. Свадьба состоялась летом 1942 года, после чего певица уехала в Ташкент и забрала в Москву 5-летнюю дочь генерала Маргариту, мать которой умерла в 1940 году

С Владимиром Крюковым

Почему нужно сходить на выставку «В честь Л.Б.»?

Блинова оказала огромное влияние на развитие современного искусства всей Центральной Азии. Физически сохранилось совсем немного её работ, она скорее оставила после себя идеи. Лидия одной из первых предприняла попытку концептуального инсталлирования своих работ – в казахстанском искусстве в те времена не было даже такого термина. В 1995 году она представила свою «Поэму об учёной кошке» в алматинской галерее «Коксерек» на листах бумаги, приклеенных вдоль стен у самого пола. «Чтобы любая кошка, если придёт на выставку, смогла прочитать поэму», – объясняла Лидия свой замысел.

Фото Aspan Gallery

Елена Воробьёва считает, что сейчас художникам можно намного больше, чем в прежние времена. Но у многих из них настолько расстроено восприятие, что они не понимают, куда идти и что делать. Лидия и Рустам, по её словам, словно предвидели это.

Фильмы и творчество

После войны Лидия поступила на факультет живописи МГХИ имени Сурикова. Еще во время обучения, в 1952 году, она познакомилась с режиссером Александром Птушко. Тот как раз приступал к съемке сказки «Садко» и увидел в Лидии птицу Феникс. Эта роль стала дебютной для Вертинской, хотя из-за звонкого голоса, не подходящего образу, ее озвучила дублер.

За десятилетие (1952 – 1963) Вертинская сыграла герцогиню в фильме «Дон Кихот», снялась в двух сказках, поставленных Александром Роу («Новые похождения Кота в сапогах», «Королевство кривых зеркал»), и появилась во второй серии фильма «Киевлянка». Но кино не стало ее судьбой, несмотря на запоминающиеся образы.

В 1955 году Вертинская окончила институт и начала работу на полиграфическом комбинате. Продажа картин и эстампов долгое время поддерживала финансовое состояние семьи, в том числе после ухода из жизни Александра Вертинского. Основной тематикой творчества художницы была природа. Ее пейзажи и натюрморты неоднократно участвовали в различных выставках.

Какой город области до 1932 года назывался Покровском?

Варианты ответа:

  • Маркс
  • Энгельс
  • Ртищево
  • Хвалынск

По мнению Кулответа: Энгельс — Первичное название селения — Покровская Слобода (она же Покровский Городок), которое было дано по церкви Покрова Пресвятой Богородицы; в середине XIX века отмечено также название Kosakenstadt, связанное, видимо, с тем, что первыми жителями слободы были казаки, а окружающие их новые поселенцы были немецкоязычными. В 1914 году слобода преобразована в город Покровск, а в 1931 переименована в город Энгельс в честь Фридриха Энгельса.

До революции Энгельс назывался Покровском, а еще ранее – Покровской слободой. В этом году городу исполнилось 275 лет.

О личной жизни

Лидия Русланова выходила замуж 4 раза. Первое бракосочетание состоялось в 1917 году, её муж – Степанов Виталий в то время служил интендантом. В этом браке родился сын, умерший в младенчестве, после чего супруги расстались.

Второй раз певица вышла замуж в 1919 году за работника ВЧК Наумина Наума. Скромную свадьбу сыграли в Винице. Этот брак просуществовал до 1929 года.

После развода в этом же году Лидия Андреевна вышла замуж за Михаила Гаркави (известного в то время конферансье).

Лидия и Михаил Гаркави

Свою последнюю любовь – генерал-майора Владимира Крюкова, Русланова повстречала на фронте, во время посещения частей его корпуса с концертами. Ради него она ушла от Гаркави. Свадьба состоялась летом 1942 года, после чего певица уехала в Ташкент и забрала в Москву 5-летнюю дочь генерала Маргариту, мать которой умерла в 1940 году

С Владимиром Крюков

Как зовут губернатора Саратовской губернии, назначенного в 1903 году?

В 1903 году был назначен новый губернатор Саратовской губернии. В марте новый губернатор принимал гласных городской думы в своей резиденции (Московская, 31). В апреле 1906 года он был назначен министром внутренних дел, через несколько месяцев – премьер-министром российского правительства. Последний раз он посетил Саратов в сентябре 1910 г. Назовите этого губернатора.

Варианты ответа:

  • Сергей Юльевич Витте
  • Николай Дмитриевич Голицын
  • Александр Фёдорович Керенский
  • Петр Аркадьевич Столыпин

По мнению Кулответа: Петр Аркадьевич Столыпин — В 1903 году Столыпин стал саратовским губернатором назначение очень ответственное (губерния слыла красной) и поэтому, видимо, отнюдь не случайное. В этой губернии в селе Столыпино находился опытный хутор отца Петра Аркадьевича Аркадия Дмитриевича Столыпина.

В феврале 1903 года Петр Аркадьевич Столыпин был назначен Николаем II на пост губернатора Саратовской губернии.

В марте 1903 года Петр Аркадьевич вступил в должность губернатора. Им был устроен прием для гласных городской думы. Встреча состоялась в доме общества купцов и мещан, где на первых порах в бывшем губернском доме и поселился Столыпин.

Профессиональная сцена

  1. Начало двадцатых годов стало временем становления Лидии как профессиональной певицы. В этот период был сформирован окончательно её стиль исполнения песен и сценический образ.
  2. В 1923 году после концерта Руслановой в Ростове-на-Дону, имеющего большой успех, слава о новой эстрадной певице пошла по всей стране, и в 1924 году администрация Центрального дома Красной Армии пригласила её солировать на сцене этого учреждения.
  3. В середине 20-х годов певица уже имела большой круг знакомств в артистической, музыкальной и писательской среде. Обладая незаурядным артистическим талантом, своим знакомым она говорила, что если её голос перестанет звучать, то она перейдёт на разговорный жанр, и со сцены будет рассказывать былины.
  4. В этот период Русланова много гастролировала, участвуя порой в нескольких концертах за один день. Её голос звучал по радио и с грампластинок выходящими большими тиражами. В 30-е годы она получала за концерты максимальные гонорары и являлась самой высокооплачиваемой певицей. Это позволило ей заниматься коллекционированием картин, икон, старинного фарфора и мебели.

Первые шаги в карьере певицы

  1. Суровая жизнь в приюте и учёба в церковно-приходской школе, не помешала Лидии развивать дальше певческий талант. Её взяли в церковный хор солисткой, где она показала также артистические способности. Вскоре в Саратове она стала очень популярной.
  2. Однажды на паперти девочка увидела одноногого солдата просящего подаяние – это был её отец. Оказалось, он вновь женился, но детей от первого брака не забрал, так как сам бедствовал. Через некоторое время он умер от воспаления лёгких.
  3. В 14 лет Лидия устроилась на мебельную фабрику ученицей, но петь не бросила. Случилось так, что её голос услышал преподаватель консерватории Саратова и предложил ей учиться на оперную певицу. После двух лет занятий Русланова поняла, что академическое пение не для неё и в дальнейшем она свяжет свою судьбу с исполнением народных песен. Оставив консерваторию, в 1916 году она ушла на фронт сестрой милосердия.
  4. Первый концерт Руслановой прошёл в 1917 году в Саратове. В период революционных событий певица гастролировала по различным городам, давала концерты на фронте для красноармейцев, а в свободное время занималась самообразованием.

Дальнейшее творчество

  1. Через несколько месяцев после освобождения Русланова решила вернуться на эстраду, необходимо было поправлять материальное положение семьи, а главное она очень хотела помочь мужу вернувшимся из заключения с подорванным здоровьем.
  2. На средства заработанные певицей на гастролях позднее был куплен дом и автомобиль, а также семье вернули кое-что из конфискованного имущества.
  3. В 60-х годах, несмотря на пожилой возраст, Лидия Андреевна профессионально была очень востребована, она делала записи на радио и много гастролировала. Но звание «Народной артистки СССР» так и не получила. За границу её тоже не выпускали.
  4. В 70-х годах певица снялась в эпизодической роли в фильме «Я – Шаповалов Т. П.», где сыграла себя, поющую для солдат во время Великой Отечественной войны.
  5. В конце лета 1973 Русланова приняла участие в последних своих гастролях. Концерты проходили на стадионах в южных городах страны, которые закончились полным её триумфом.

Случайный шлягер

Премьера песни «Карелия снится» состоялась в Петрозаводске летом 1963 года, и сразу же стала хитом. А вся страна узнала, что есть такая певица — Лидия Клемент.

Между тем эта композиция, ставшая позднее еще и неофициальным гимном Карелии, появилась на свет довольно неожиданно и, по большому счету, по воле случая.

В начале шестидесятых были такие артисты-супруги: композитор Александр Колкер и певица Мария Пахоменко. Не особенно известные, но, как оказалось, талантливые.

Они ездили по гастролям, где Мария исполняла песни, а Александр подыгрывал на аккордеоне. А еще они дружили с поэтом Кимом Рыжовым, который как-то поехал на гастроли вместе с ними.

Тогда коллектив остановился в гостинице в местечке Кирьявалахти под Сортавалой. Молодой поэт Рыжов вышел к озеру, залюбовался дивной красотой природы. И написал простые, но проникновенные стихи, в которые есть и такие слова:

Долго будет Карелия сниться, будут сниться с этих пор,

Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер.

Строки родились сами собой, у Рыжова с собой даже ручки и блокнота не было, чтобы записать. Стараясь ничего не забыть, поэт помчался в гостиницу, все записал, а потом прочел своим друзьям-артистам.

После этого уже Колкер сел за  инструмент, и, как он сам потом рассказывал, мелодия словно сама просилась, родившись быстро и легко.

Так появилась песня «Долго будет Карелия сниться», ставшая в те годы невероятно популярной. Под неё отправлялся с вокзала фирменный поезд «Петрозаводск-Москва».

Песню исполняли Мария Пахоменко и даже легендарная Майя Кристалинская. Однако, самой первой исполнительницей «Карелии» стала молодая и талантливая эстрадная певица Лидия Клемент.

«СВЕТ И ЦВЕТ» ТЕКСТИЛЬНЫЕ ИСТОРИИ И ОБРАЗЫ В СТЕКЛЕ членов-корреспондентов НАТАЛЬИ МУРАДОВОЙ, ТИМУРА САЖИНА, народного художника РФ ЛИДИИ ФОМИНОЙ

26 Мар 2013 | От: арт-релиз.рф

В экспозицию работ Натальи Мурадовой и Тимура Сажина, состоявшуюся в залах Российской Академии художеств вошли авторские текстильные панно Н.Мурадовой и произведения из стекла Т.Сажина и Л.Фоминой.
Авторы выставки – ведущие мастера современного монументально-декоративного искусства. Их творческое содружество, отмеченное поиском собственного стиля и дерзкими экспериментами в области синтеза искусства и архитектуры, продолжается более 20 лет.
За эти годы художники создали значительные крупномасштабные произведения в интерьерах важнейших государственных учреждений, общественных и культурных объектов, таких как Посольство СССР в Париже, Министерство иностранных дел, Олимпийская деревня, Государственная Третьяковская галерея, Музей художественного стекла в Москве, мемориал Хо Ши Мина во Вьетнаме.

Тимур Сажин, народный художник РФ Лидия Фомина Выставка «Цвет и свет»

В 1990-е годы художники принимали участие в грандиозном проекте реконструкции Резиденции Президента России в Московском Кремле, создав люстры для кабинета Президента и других помещений, монументальные панно и гобелены ручной работы, Зимние сады с хрустальными деревьями в натуральную величину, фонтанами со стеклянными рыбами, птицами и бабочками.
50-метровый гобелен «Сияние Москвы» выполнялся на знаменитой французской фабрике в Обюссоне под наблюдением автора. Н.Мурадова является единственным русским художником, когда-либо работавшим в этом уникальном месте. Ее эскизы и картоны хранятся в музее Обюссона рядом с рисунками Ватто, Буше, Жака Люрса.
В 1999 году началась работа по оформлению интерьеров Верховного Суда России. Среди выполненных объектов – уникальный, не имеющий аналогов в декоративно-прикладном искусстве большой хрустальный Герб России для зала заседаний Пленума Верховного Суда, 150 вариантов различных люстр и бра для холлов, фойе и залов, гобелен ручного ткачества «Время», формирующий пространство библиотеки, панно «Москва – центр культурных событий» и др.

ХудожникТимур СажинКомпозиция«Рыба»

Станковые произведения художников представляют собой сложные по мысли, музыкальные по звучанию, виртуозные по технике исполнения композиции.
Наполненные различными ассоциациями, работы Н.Мурадовой отсылают нас к истокам русской культуры, тонкому поэтическому слову, непреходящей красоте памятников архитектуры. В своих текстильных фантазиях — панно «Непрочный памятник мгновенью», «Ужас и восторг великого города» Н.Мурадова экспериментирует с фактурой текстиля, с цветом, создавая оригинальные объемные композиции из фрагментов различных тканей, добиваясь большой декоративной выразительности.

Тимур Сажин, народный художник РФ Лидия Фомина«Амфора»

Т.Сажин и Л.Фомина (творческий псевдоним САФО) комбинируют стекло с другими материалами, в т.ч. с гобеленом, что усиливает эмоциональное восприятие произведений.
Стремление авторов к эксперименту нашло яркое выражение в камерной стеклопластике, тяготеющей к природным формам (серии «Скрипки», «Плоды», «Рыбы»). Почти объемные сосуды в рельефах «Амфоры», словно растворившиеся очертаниями в массе «нефритового» по цвету стекла, увлекают в мир таинственных ощущений сопричастности древним цивилизациям. Скульптурные формы пронизывает свет, постоянно меняющийся, подвижный, выявляющий природную сущность стекла.

Творчество художников хорошо известно и признано у нас в стране за рубежом. Их произведения находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Исторического музея, Американского музея стекла «Corning Museum of Glass», Национального музея стекла в Финляндии, музея «Arts and Design» в Нью-Йорке, в других российских и зарубежных музеях, а также в частных коллекциях.

Первые успехи

Как жила после этого Лидия Андреевна Русланова? Биография ее складывалась под влиянием ее же таланта. В приюте маленькую Лиду сразу приняли в хор и сделали солисткой, она стала учиться в церковно-приходской школе. С хористами занимался профессиональный регент, видимо, именно благодаря его усилиям у Лиды и появился так хорошо «поставленный» голос, который и принес ей в дальнейшем всенародную славу.

А пока что маленькая солистка пела в хоре церковные песнопения. Уже тогда ее искусство оказывало на слушателей почти магическое воздействие. В храм, где она выступала, стекались любители церковного пения со всего Саратова послушать малолетнюю певицу по прозвищу «Сирота», так и говорили: «Пойдем на Сироту». Известный советский драматург и киносценарист И. Прут, познакомившийся с Лидией в детстве, оставил восторженные воспоминания о ее пении в храме. Кстати, с его слов известно, что инвалид-отец Лиды просил подаяние на паперти этого храма, но ни он, ни дочь не показывали своего родства, ведь официально она числилась круглой сиротой, и это давало ей основание находиться в приюте.

Так продолжалось несколько лет. Но в церковных приютах детей держали недолго. Как только ребенок подрастал, его отдавали учеником на какое-нибудь предприятие. Так случилось и с Лидой. Едва ей исполнилось двенадцать, она стала полировщицей на мебельной фабрике. Но здесь ее уже знали, некоторые слышали ее пение в церкви, поэтому многие просили малолетнюю работницу спеть, а взамен помогали ей выполнять задания.

В один из таких импровизированных концертов ее услышал профессор саратовской консерватории Медведев, приехавший на фабрику за мебелью. Он пригласил молодое дарование на занятия в консерваторию, и Лида пару лет посещала его класс. Здесь она получила азы настоящего музыкального образования.

«Эстетика народной шутки»: «Валенки»

За годы Великой Отечественной войны Лидия Русланова провела больше тысячи концертов. Она не просто исполняла песни, но проживала их, считая каждую маленьким спектаклем. Ей удавалось возрождать и старые песни, которые потеряли свою популярность. Одной из самой известных песен стала цыганская плясовая «Валенки». Русланова исполнила ее не первой — ранее произведение было в репертуаре петербургской певицы Нины Дулькевич, цыганской исполнительницы Насти Поляковой, эстрадной звезды Изабеллы Юрьевой. У Руслановой песня зазвучала совсем иначе — отличалась и мелодия, и порядок куплетов. Писатель Виктор Ардов отмечал, что у руслановских «Валенок» «своя эстетика народной шутки».

Певица пела эту песню на каждом концерте, а 2 мая 1945 года исполнила «Валенки» на ступенях Рейхстага, после чего расписалась на стене немецкого парламента.

Первый раз замуж Лидия Русланова вышла, когда ей не было 17

С 1916-го и до октября 1917-го Лидия, из сиротского приюта определившаяся в работницы мебельной фабрики полировальщицей, служила сестрой милосердия. Первый раз замуж вышла рано, еще не исполнилось семнадцать. «В этот период познакомилась и сошлась с неким Степановым Виталием Николаевичем, от которого в мае 1917 года у меня родился ребенок. В 1918 году Степанов от меня уехал, и я стала жить одна», — скупо вспоминала о своем первом браке и о первом ребенке Русланова. Белокурый красавец офицер-дворянин Степанов — самое темное пятно в биографии певицы. Они обвенчались в церкви какого-то захолустного городка и на постоялом дворе зачали своего ребеночка. Вернувшись как-то с базара, Лидия не обнаружила в люльке грудного сына. Пропал след и ее сероглазого муженька, в последнее время все чаще пропадавшего у жившей по соседству молоденькой цыганки. Не отыскалось следов и самой разлучницы. Имя своего сыночка Русланова унесла с собой в могилу. И никогда певица, бисером рассыпавшаяся перед публикой, не произнесла имени своего сына. Лидия Русланова слыла оптимисткой и душой любой компании. Часами она могла веселить народ и поддержать многолюдное застолье не только своими задушевными песнями, но и шутками. Русланова подтрунивала над всеми и над всем. Единственное табу для шуточек — ее первый супруг и сын.

Первые шаги в карьере певицы

  1. Суровая жизнь в приюте и учёба в церковно-приходской школе, не помешала Лидии развивать дальше певческий талант. Её взяли в церковный хор солисткой, где она показала также артистические способности. Вскоре в Саратове она стала очень популярной.
  2. Однажды на паперти девочка увидела одноногого солдата просящего подаяние – это был её отец. Оказалось, он вновь женился, но детей от первого брака не забрал, так как сам бедствовал. Через некоторое время он умер от воспаления лёгких.
  3. В 14 лет Лидия устроилась на мебельную фабрику ученицей, но петь не бросила. Случилось так, что её голос услышал преподаватель консерватории Саратова и предложил ей учиться на оперную певицу. После двух лет занятий Русланова поняла, что академическое пение не для неё и в дальнейшем она свяжет свою судьбу с исполнением народных песен. Оставив консерваторию, в 1916 году она ушла на фронт сестрой милосердия.
  4. Первый концерт Руслановой прошёл в 1917 году в Саратове. В период революционных событий певица гастролировала по различным городам, давала концерты на фронте для красноармейцев, а в свободное время занималась самообразованием.

Певица Лидия Русланова

Родители и детство

Исполнительница народных песен и романсов Лейкина Прасковья Андриановна (другое имя и фамилия – Русланова Лидия Андреевна) появилась на свет в селе Чернавка Саратовской губернии 27 октября 1900 года в бедной семье крестьян староверов. Отец – Андрей Маркелович трудился грузчиком, мать Татьяна принадлежала к мордовской этнической группе эрзя. Кроме Прасковьи у супругов была ещё младшие дочь Юля и сын Авдей.

В 1905 году Андрей Маркелович был забран в солдаты, оставив детей и своих больных родителей на попечение жены, фактически  без средств к существованию.

Через некоторое время матери удалось найти работу на кирпичном заводе, где она от тяжёлого физического труда надорвалась, и когда Прасковье было шесть лет, умерла. Об отце пришло с фронта известие, что он пропал без вести.

Заботы о семье легли на плечи маленькой Прасковьи и её незрячей бабушки. Звонкий певческий голос и цепкая память, позволяющая быстро запоминать тексты услышанных песен, давали возможность девочке, христарадничая со своей бабушкой по окрестным деревням, получать небольшое подаяние.

Фамилия и имя «Лидия Русланова» появилось благодаря сердобольной вдове чиновника однажды услышавшей пение Прасковьи. Узнав о бедственном положении её семьи, она смогла устроить всех детей в разные приюты. Саму певунью удалось определить в лучший церковный приют Саратова, но для этого понадобилось изготовить фиктивный документ с новым именем и фамилией, так как настоящие фамилия и имя указывали на происхождение девочки из крестьян, а таких детей в это благотворительное заведение не брали.

Лидия в молодости

О творческой манере

Это всегда было очень сложно определить. Мы много говорили об этом с Натальей Андреевной (Левданской), с Сашей Лобычевым, с Олегом (Подскочиным)… Я иногда думаю – зачем разделять искусство на абстракционизм, реализм и так далее? Есть хорошее и нехорошее. Человека проще всего описать двумя словами: вон та кучерявенькая. И про меня можно сказать: это вон та, которая сказки рисует. Мне это определение «сказочницы» поначалу не нравилось, я спорила с Лобычевым: Саша, ну какая я сказочница, есть же такое понятие – символизм! И он постепенно стал придумывать какие-то другие определения, уводить от «сказочности». А сейчас я думаю – ну и пусть я сказочница, что в этом плохого? Сочиняю какие-то мифы, вношу их в работы. Конечно, мне хочется тянуть нить от старых мастеров, чтобы она прошла и дальше, после меня. Есть поговорка: художник у художника должен сидеть на плечах. Взяв что-то у мастера, ты все равно перенесешь это на холст по-своему. Я ни в коем случае не причисляю себя к великим, хотя порой сделаешь что-то красиво – и думаешь: ну все, вот оно! Но это минутное ощущение, которое сменяется рефлексией.

Я медленный художник, у меня получается примерно 12 работ в год. Могу писать одну работу три месяца, могу три дня – зависит от формата. Если работать каждый день, удивляешься, как много можно сделать. Физически я могу работать весь световой день. На пленэре можно по три этюда в день писать

Неважно, сколько времени ты пишешь, но я за долгую работу. Настоящее удовольствие появляется только ближе к окончанию, когда ты собираешь все воедино

Художники старшего поколения советовали: ты отставляй, пусть работа постоит – она же в это время пишется! И вправду: отвернешь картину к стене, через 2 недели посмотришь на нее – а она иначе выглядит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: