Творчество Камиля Коро (1796—1875)
Выдающийся французский пейзажист и портретист Камиль Коро родился в Париже. Систематически заниматься живописью он начал с 27 лет, учился у художника-пейзажиста академического направления Мишаллона, а после его смерти, в 1822 году — у исторического живописца Виктора Бертена.
В 1825 году Коро едет в Италию. В своих ранних итальянских работах он отходит от условных академических приемов, стараясь эмоционально передать красоту архитектурных памятников, живописных руин, природу римской Кампаньи («Мост в Нарни», 1826—1827; «Мост Августа на реке Нере», 1826).
По возвращении во Францию в 1828 году Коро предпринимает путешествие по родной стране. Он пишет, в основном, городские виды, архитектуру на фоне природы и вводит сюда жанровые мотивы. Это реалистические, проникнутые тонким лиризмом пейзажи: «Шартрский собор» (1830), «Порт в Руане» (1834), «Лес Фонтенбло» (1833). Новаторские тенденции в творчестве художника настораживают официальную критику, и картины Коро принимаются на выставки с большим отбором. Вторично посетив в 1834 году Италию, Коро пишет пейзажи Тосканы и Венеции («Утро в Венеции», 1834; «Город и озеро Комо», 1834).
В 30—40-х годах он создает ряд «исторических пейзажей», сюжеты которых навеяны античностью («Гомер и пастух», 1845). Эти картины, выполненные в академической манере, со строго построенными кулисами, написанные сухо, в условных коричневых тонах, нашли, тем не менее, полную поддержку критики и получили доступ в салоны.
К 50-м годам в творчестве Коро наметился перелом. Художник отказывается от панорамных видов и выбирает для своих картин более скромные, интимные уголки природы. В пейзажах Коро большую роль начинает играть настроение. Их жемчужно- серебристая гамма становится все более утонченной, изысканной, природа погружается в легкую прозрачную дымку. Коро упорно добивается все большего совершенства в соотношениях тонов. «Валеры прежде всего»,— говорил художник.
Лучшие работы этого времени: «Замок Пьерфон» (1850— 1860), «Воз сена» (1860), «Порыв ветра» (1865—1870), «Собор в Нанте» (1865—1869), «Воспоминания о Морте-Фонтене» (1864), «Колокольня в Аржантейле» (1858—1860) и др.
К позднему периоду творчества Коро относятся картины: «Колокольня в Дуэ» (1871), «Танец нимф» (1873), «Пруд в Виль д’Аврэ» (1870—1875), «Берег пруда» (1870). Кроме пейзажей, кисти Коро принадлежит ряд портретов, преимущественно женских. Коро был тесно связан с художниками барбизонской школы, но выступил раньше их и занимал несколько обособленное положение во французской живописи XIX века.
Художник Камиль Писсарро: биография и творчество
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на одном из Виргинских островов, которые тогда принадлежали Датскому королевству. Он был третьим сыном в обеспеченной семье, занимавшейся продажей хлеба и выпечки. В 12-летнем возрасте родители отправили его учиться в школу-интернат в пригороде Парижа на пять лет. Уже тогда будущий художник был страстно увлечен рисованием и часто посещал Лувр.
Когда Камиль Писсарро вернулся домой, он работал в отцовском магазине, но рисовал каждую свободную минуту. Со временем он познакомился с датским пейзажистом Фрицем Мельби (Fritz Melbye) и под его руководством написал первые настоящие картины. Лишь в 1855 году молодой Писсарро сумел убедить отца, что живопись — его призвание, и уехал в Париж для получения образования. На постижение секретов художественного мастерства и выработку собственного стиля уйдет еще около 10 лет.
Как раз в 1855 году в Париже проходила Всемирная выставка. На ней Писсарро познакомился с творчеством художников старшего поколения, ставших для него образцом. В первую очередь, это:
- Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet);
- Гюстав Курбе (Gustave Courbet);
- Камиль Коро (Camille Corot).
Вскоре нашлись единомышленники младшего возраста, также предпочитавшие живую реалистичность сухим и консервативным канонам академизма. Среди них были:
- Клод Моне (Oscar-Claude Monet);
- Огюст Ренуар (Auguste Renoir);
- Поль Сезанн (Paul Cézanne).
В 1860 году художник повстречал будущую супругу Жюли Веллей (Julie Vellay), с которой проживет 30 лет. Большую часть этого времени многодетная семья проведет в бедности и заботах, но Камиль Писсарро не унывал и смотрел в будущее с неизменным оптимизмом.
В официальном Салоне картины Писсарро принимали прохладно. Если и не отвергали, то развешивали где-то под потолком. Но со временем к нему пришла известность и появился круг поклонников. Про художника писали, что он «рисует запах земли». Материальное положение стало улучшаться после поездки в Лондон с Клодом Моне во время франко-прусской войны. Художники знакомятся с творчеством Уильяма Тернера (William Turner) и коллекционером Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel), который поддерживал импрессионистов.
После возвращения художник обнаружил, что почти все его картины, созданные за 20 лет, уничтожены солдатами. Из полутора тысяч полотен уцелело лишь 40. Это стало бы ударом для любого, но Писсарро лишь с удвоенной энергией принялся вновь за работу. Наступили самые плодотворные годы его творчества. В 1873 году, при его активном участии, 15 молодых художников объединяются в «Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов», а еще через год состоялась первая выставка импрессионистов.
Привыкшие к традициям академизма критики ужаснулись, увидев картины молодых художников, и нашли в них «грубейшие ошибки»:
- слишком обыденные и даже вульгарные сюжеты;
- небрежную и схематичную манеру исполнения;
- странный выбор оттенков и цветные тени.
Искусствовед Альбер Вольф (Albert Wolff) писал о Камиле Писсарро: «нужно объяснить этому художнику, что деревья не бывают фиолетовыми, а небо не окрашивается в цвет свежего масла». Но уже вторая выставка была успешной, и многие картины нашли покупателей. В дальнейшем Писсарро участвовал во всех экспозициях импрессионистов, а на последней представил работы в технике пуантилизма. В 1884 году у него останавливался молодой Ван Гог, которому художник передал идеи выражения света и цвета.
На склоне лет Писсарро продолжал писать пейзажи в стиле импрессионизма, которые пользовались большой популярностью и попали в музей уже при жизни автора. Когда болезнь глаз затруднила работу на пленэре, художник стал писать виды из окон своего дома и городских гостиниц. Умер Камиль Писсарро 13 ноября 1903 года в Париже в возрасте 73 лет. Несколько его сыновей и дочь пошли по стопам отца. В настоящее время правнук художника работает куратором в Музее MoMA в Нью-Йорке.
Биография
Коро получил свои первые уроки живописи у пейзажиста Мишалона, а после его смерти обучался у Бертена.
Исследователи находят определённую связь между работами Коро и его предшественников — Каналетто, Гварди и Лоррена. Но в целом его искусство очень самобытно. В частности, оно отличается от параллельно развивавшегося искусства барбизонцев, чьи пейзажи, посвящённые быту французской деревни, были слишком статичны.
Большое значение для творчества Коро имело путешествие в Италию 1825—1828 годов. Позже он возвращался туда ещё два раза: в 1834 и в 1843 годах. Коро ездил в Бельгию и Нидерланды, Англию, регулярно посещал Швейцарию. Много путешествовал и по Франции: Нормандия, Бургундия, Прованс, Иль-де-Франс.
Камиль Коро поддерживал приятельские отношения с другим выдающимся художником своей эпохи, Густавом Курбе. В 1862 и 63 годах они выезжали на пленэр в городок Бюссак-сюр-Шарант в Приморской Шаранте, где работали вместе с художниками Ипполитом Праделем и Луи-Огюстеном Огеном, образовав недолговечную художественную «группу Порт-Берто».
Работая на пленэре, Коро создавал целые альбомы этюдов. Зимой он писал в студии картины на мифологические и религиозные темы, стремясь добиться успеха в Салоне, первые свои картины он отправил туда уже в 1827 году. Таковы, например, «Агарь в пустыне» (1835), «Гомер и пастухи» (1845). Однако наибольшей славы Коро добился в портрете и, особенно, в пейзаже.
Портреты
Портрет Клер Сеннегон, 1837. Лувр.
На портретах Коро чаще всего изображены нежные и грустные девушки, иногда на фоне пейзажа. Например, «Портрет Клер Сеннегон» (1837, Лувр), где белое платье контрастирует с серым небом, или «Туалет» (1859, Частное собрание), где обнажённая девушка изображена на опушке леса.
Иногда портреты Коро перекликаются с работами Леонардо да Винчи и Рафаэля, руки портретируемых сложены таким же образом, как на картинах мастеров Возрождения («Женщина с жемчужиной» (1868/1870, Лувр)).
Одни из лучших его портретов — «Женщина в розовой юбке» (Около 1865, Лувр), «Прерванное чтение» (1870, Художественный институт, Чикаго), «Цыганка с мандолиной» (Около 1874, Сан-Паулу, Музей искусств.), «Дама в голубом» (1874, Лувр).
Пейзажи настроения
Воспоминание о Мортфонтене, 1864. Лувр.
Большинство картин, написанных Коро — это пейзажи. Уже в начале своей карьеры в Италии он создал большое количество этюдов в стиле Мишаллона, наполненных воздухом и светом, например — «Вид на Форум от садов Фарнезе» (1826, Лувр), «Утро в Венеции» (1834, ГМИИ им. А.Пушкина).
Коро нельзя признать колористом. На его картинах всего несколько основных тонов, зато широкое использование валёров позволяет мастерски передать настроение, зачастую, осеннее, грустноватое. Среди различных осенних полутонов и оттенков только в одной точке картины может иногда мелькнуть яркое пятнышко, например, шапочки рыбака, как на эрмитажных картинах «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса» (1865/1870), «Утро» и «Вечер» (конец 1850-х / начало 1860-х гг.).
Мост в Манте, 1868/1870. Лувр.
Коро разделял этюды, написанные с натуры и фантазии, навеянные воспоминаниями о каком-либо примечательном месте. Вершина творчества Коро — «Воспоминание о Мортфонтене» (1864, Лувр).
Многие пейзажи Коро прославили те уголки Франции, где он писал свои лучшие произведения — «Мост в Манте» (1868/1870, Лувр), «Башня в Дуэ» (1871, Лувр), «Пляж в Этрета» (1872, Музей искусств Сент-Луиса).
Ценителей всё больше. Слава не меняет Человека
С годами поклонников прелестных пейзажей Коро становилось всё больше, к их рядам присоединялись даже самые враждебно настроенные оппоненты. Заслуги художника были признаны – в 1849 году он стал членом жюри Салона. Картины теперь пользуются спросом у коллекционеров и музеев, цены на них растут. В Салоне 1866 года картина Коро «Одиночество» была куплена Наполеоном III за 18 тысяч франков, солидную сумму для того времени. Растущая популярность художника привела к нему заказчиков и покупателей, теперь за картины он выручает приличные деньги. Поведение и образ жизни Коро при этом остаются прежними, чему способствуют отсутствие честолюбия и амбициозных планов, неутомимое усердие и простота живописца. Он по-прежнему скромный холостяк, нехитрое хозяйство которого ведёт старая служанка Адель, бывшая когда-то его гувернанткой. Помогал нуждающимся и бедным, содержал ясли для детей – его отзывчивость и душевность сделала благотворительность потребностью.
Истоки
Образование Камиль получал в дорогой частной школе закрытого типа. Первые шаги в искусстве. Первые свои уроки живописи Камиль Коро получал в студии пейзажиста Мишаллона, а когда он умер, то брал уроки у Бертена. В 1825 – 1828 гг. Коро ездил в Италию, чтобы учиться на примерах великих итальянских живописцев. Он посещал музеи, копировал картины известных мастеров. Он и позже (1834, 1843г) возвращался туда, кроме того много опыта получил в Бельгии, Нидерландах, Англии, Швейцарии, а также в многочисленных путешествиях по родной Франции.
В теплое время года Коро много работал на пленэре, в результате создал несколько альбомов этюдов. А зимой в своей студии писал картины мифологического и религиозного содержания
Ему важно было соответствовать выставкам в Салоне, куда еще в 1827 г. он отправлял свои картины
В качестве примеров полотен на мифологические и библейские темы можно назвать «Агарь в пустыне» — 1835 г., «Гомер и пастухи» — 1845 г.
Площадь французского театра в Париже
Эта картина Писсарро – одна из самых известных, она находится в Эрмитаже. Как и другие полотна художника, она очень теплая, выполнена в зеленовато-охристых тонах, слегка приглушенных и светлых. На площади мы видим много людей, повозки. Удивительно, но всю картину занимают земля и здания, не видно ни кусочка неба. Так еще никто не делал, но это изобразил Камиль Писсарро. Картины, описание того, почему художник нарисовал именно так, и не иначе – интересное занятие для тех, кто хочет понять живопись. Рассматривая работу «Площадь французского театра», зритель не видит неба, но от этого не создается ощущения тяжести. Только густые кроны каштанов и крохотные фигуры людей. В деревьях художник использовал очень много цветов и их оттенков: здесь есть не только зелень, но и красноватые, коричневые, песочные оттенки. В этих каштанах светотень показана мастерски.
На заднем плане – части архитектуры, которые не закрыли ветви деревьев. Здания очень светлые, можно увидеть элементы колонн и лепнины возле окон. Если посмотреть на левую часть картины, вдалеке можно разглядеть два цветущих дерева на площади, кафе, прилавки магазинов. Художник изобразил эти детали деревянными, с темными стеклами.
Революционер в мировой живописи, Камиль Писсарро, картины которого через сто лет после его смерти приносили целые состояния, — один из самых интересных художников в истории.
Долгий путь к признанию пейзажиста
Шли годы, в среде живописцев Коро был почитаемым и авторитетным мастером тонкого пейзажа, серьёзность художника не вызывала сомнений. Но его работы не покупались, скромный и терпеливый мастер по-прежнему жил на отцовскую ренту, и, самое обидное, родители до сих пор не оценили его таланта и относились к сыну как к бездарному неудачнику – горькая ноша, но Коро достоинства не терял, как и надежды, что когда-нибудь всё изменится.
Выставив «Монаха», «Бегство в Египет» и пейзаж «Пастушок» в Салоне 1840 года, Коро наконец-то дождался смягчения критики и резкого поворота в своей карьере. Затем публике были представлены другие пейзажи, пресса оживилась и стала хвалить художника. «Пастушок» принёс живописцу 1500 франков премии, довольный художник передал картину Руанскому музею.
Первая мастерская, работы и компромиссы
Позже он облюбовал для работы загородный дом в Вилль д’Авре, который его отец приобрёл для семьи в 1817 году. Дом, в мансарде которого художник обустроил мастерскую, располагался посреди леса с видом на живописный пруд и как нельзя лучше подходил для тяготеющего к природе и пейзажам Камиля. Работая с натуры, он стремится к правдивости и искренности. Некоторая эскизность письма в первых этюдах становится его особенным приёмом, как в картинах «Мальчик в цилиндре» и «Деревушка вблизи Вилль д’Авре», работах 1823-1825 годов. Но официально узаконен только академизм, его монополия не пропускает в Салоны никаких вольнодумцев. Нет у них доступа и к официальным заказам. Будучи по природе человеком спокойным, которому чуждо всякое бунтарство, Камиль вынужден приспосабливаться: писать для Салона компромиссные работы, а для себя картины по душе.
Жизнь
Камиль Коро происходил из среднего класса. Его мать была успешной модисткой . Он родился в Париже и сначала жил с кормилицей в деревне. После посещения школы-интерната в Париже, он поступил в среднюю школу в Руане и закончил ученичество в качестве торговца тканями. В это время он жил с семьей Сеннегонов в Буа-Гийоме, с которой дружил его отец. Позже сын этого дома женился на сестре Коро, Аннет Октави. В 26 лет он отказался от непопулярного бизнеса и начал карьеру художника. Его самые ранние сохранившиеся работы — это пейзажи небольшого формата с августа 1822 года. Затем он стал учеником Жана-Виктора Бертена , главного представителя классической пейзажной живописи . В 1825 году он отправился в Рим и три года рисовал в Римской Кампании . Вернувшись в Париж, он переехал в студию на улице Вольтер. Он также совершил пешие поездки по Франции , Нидерландам и Швейцарии . С 1827 регулярно принимал участие в Парижском салоне .
Коро уделял много внимания благотворительности, особенно в более поздние годы. Он превратил свой огромный коммерческий успех, который он увеличил, среди прочего, за счет сложной маркетинговой концепции своих работ, в широкий спектр социальных контактов. В художественной среде Коро устраивал заказы для младших коллег. Его самыми известными учениками были Берта Моризо и Камиль Писсарро . Он несколько раз жертвовал большие суммы бедным в Париже. В 1872 году Коро купил дом для обездоленного и в то время слепого Оноре Домье . В 1875 году он пожертвовал 10 000 франков вдове Жан-Франсуа Милле, чтобы она могла содержать своих детей. Коро также поддерживал детский сад на улице Вандрезан в Париже.
В 1846 году он стал кавалером Почетного легиона , а в 1867 году — офицером. Совсем недавно Коро жил в доме № 56 на улице Фобур-Пуассоньер в Париже . Коро остался холостым и бездетным. Жермен Базен писал в 1942 году: «Ему не нужно было продолжать жить во плоти и крови и следовать темному инстинкту, который является общим для всех людей». Его останки были захоронены на кладбище Пер-Лашез в Париже .
литература
- Камиль Коро: природа и мечта. Карлсруэ 2012.
- Камиль Коро: Письма из Италии . Клинкхардт и Бирманн, Лейпциг, 1924 г.
- Дарио Дурбе и а .: Коро и барбизонская школа . Pawlak, Herrsching 1988, ISBN 3-88199-430-0 —
- Питер Галасси: Коро в Италии. Живопись под открытым небом и традиция классического пейзажа . Хирмер, Мюнхен, 1991, ISBN 3-7774-5490-7 .
- Жан Леймари : Коро. Биографически-критическое исследование . Скира-Клетт-Котта, Женева 1980, ISBN 3-88447-049-3 .
- Винсент Помаред: Коро . Фламмарион, Париж, 1996 г., ISBN 2-08-012123-5 .
- Мариантония Рейнхард-Феличе (Ред.): Коро. L’Armoire Secrète. Читатель в контексте . Hirmer, Мюнхен 2011, ISBN 978-3-7774-3421-6 (каталог выставки)
- Альфред Робо. L’uvre de Corot, каталог raisonné et illustré précédé de l’Histoire de Corot et de ses œuvres par Étienne Moreau-Nélaton , 4 тома и регистрационный том., Floury, Paris 1905.
- Леонард Сен-Мишель: Коро и его мир . Гондром, Байройт, 1981. ISBN 3-8112-0216-2 .
- Ивон Тайландье: Коро . Фламмарион, Париж 1990, ISBN 2-08-011554-5 .
- Жермен Базен: Коро . Вольфганг Крюгер Верлаг, Берлин, типография: Pierersche Hofbuchdruckerei Stephan Geibel & Co., Альтенбург / Thür. 1942 г.
Последние годы
В 74 года Камиль Коро потерял душевное равновесие, когда разыгралась франко-прусская война (1870-1871). В порыве патриотизма он купил ружьё, чтобы присоединиться к добровольцам. Но больше пользы приносило его дарование: вырученные от картин деньги Коро направлял на содержание лазаретов, изготовление пушек – целью его была помощь родине.
В 1874 году Коро тяжело заболел (у него развился рак желудка). В конце года жюри Салона присудило Большую золотую медаль другому художнику, чем были возмущены очень многие почитатели таланта Коро, и активисты во главе с его школьным товарищем Маркоттом приняли решение организовать подписку за великого пейзажиста и всё-таки наградить его персональной золотой медалью. В Гранд-Отеле 29 декабря 1874 года собралось немало людей, чтобы вручить любимому мастеру медаль как знак уважения, преданности и восхищения – подобное почитание современника довольно редкое явление. Коро появился, придерживаемый Маркоттом, он выглядел очень измождённым, слабым и мало узнаваемым. Публика аплодировала и плакала. Приняв футляр с медалью, Камиль Коро, великий художник и прекрасный человек, был счастлив. Через два месяца, 22 февраля 1875 года, он умер, так же стойко и смиренно, как жил.
Камиль Писсарро – художник земли
Биография великого художника революции Исаака Бродского и его известные картины
Поль Сезанн биография художника
Изысканные картины-грёзы «колосса с душою ребёнка»
Получение ордена Почётного легиона в 1846 году ещё более окрылило художника. Прислушиваясь к внутреннему влечению, мастер стал превращать свою живопись в таинственное прибежище снов, конкретика и земные черты стали уходить из неё. Изысканность, тонкость и нежность, отсутствие эффектных нажимов и каких-либо грубых элементов, удивительная самодостаточная красота и притягательность – признаки картин-грёз Коро.
Удивительна личность художника, не похожего на эстета-одиночку. По воспоминаниям современников, Камиль Коро был высоким, статным и простым в общении человеком. Безмятежный облик говорил о спокойном, уравновешенном характере. Он не был остроумным эрудитом, но покладистый нрав и приветливость позволяли ладить с разными людьми, в которых он отлично разбирался. Сердце его было отдано родной природе, а нежная душа вела руку с кистью, создавая волшебные пейзажи.
Портреты
Портретная живопись Коро принесла ему популярность. Чаще всего он изображал нежных и грустных девушек, иногда фоном служили пейзажи, как, например, на «Портрете Клер Сеннегон» (1837 г.) белое платье героини контрастирует с мрачным серым небом, а на картине «Туалет» (1859 г.) обнаженная девушка на фоне леса.
Специалисты отмечают некоторую перекличку портретов Коро с портретами Леонардо да Винчи, Рафаэля. Это касается изображения рук, они сложены так же, как и на полотнах мастеров эпохи Возрождения, например, «Женщина с жемчужиной» (1868 – 1870 гг.). Лучшие портреты Коро: «Женщина в розовой юбке» (1865), «Прерванное чтение» (1870), «Цыганка с мандолиной» (1874), «Дама в голубом» (1874).
Примечания и ссылки
- Джованна Непи Скир, Живопись в музеях Венеции , Париж, Place des Victoires,2008 г., 605 с. ( ISBN 978-2-8099-0019-4 ) , стр. 494.
- ↑ и Шедевры из музеев Льежа , Лозанны, Fondation de l’Hermitage,1988 г., 168 с. , стр. 1 к 4.
- ↑ и Альберт Костеневич, Открытые заново сокровища , Париж, Издания La Martinière,1995 г., 291 с.
- ↑ и Кристин Пельтр, » Sur les Routes de France «, Beaux-Arts HS Exposition Grand Palais ,1996 г., стр. 46-50.
- Альфред Robaud, L’Oeuvre де Коро Т. 2 , H. мучные,1905 г. , С. 280.
- Робо, Альфред, L’Oeuvre de Corot , Paris, H. Floury,1905 г. , N ° 980
- .
- Только для персонажей, пейзаж его друга Шарля Ле Ру .
- Альфред Robaut, L’Oeuvre де Кор Т. 2 , Париж, Х. мучные,1905 г. , стр. 378
- Мануэль Джовер, « Фигуры женщин », Beaux-Arts HS Exposition Grand Palais ,1996 г., стр. 34-43
- Себастьен Аллар, Коро: художник и его модели , Хазан,7 февраля 2018 г., 192 с. ( ISBN ).
- Софи Монере, « Коллекция импрессионистов », Beaux-Arts HS Le Musée Marmottan ,Июнь 1995 г., стр. 54
- ↑ и Франсуа Коппе , Художественные, драматические и литературные хроники , Париж, PU Париж-Сорбонна, колл. «Память критики», 2003 г. ( ISBN 978-2-84050-244-9 ) , предисловие , с. 8 .
- François Daulte, Коллекция Бентинка-Тиссена в Государственных музеях Великого Герцогства Люксембург , Лозанна, Библиотека искусств,1987 г., 158 с. , стр. 99.
От прилавка — к мольберту
Камиль Коро «Автопортрет» (ок. 1835)
Камиль Коро — один из тех немногих художников, которых можно назвать практически самоучками. Он родился в семье, весьма далекой от богемной или артистической среды. По одним сведениям, его отец занимался драпировкой мебели, по другим — был владельцем небольшого магазина тканей, но в итоге возглавил одно из парижских ателье мод. И,разумеется, мальчика ждала та же стезя.
С семи лет Камиль был отдан на обучение в пансион, в одиннадцать родители отправили его в Руан — в одном из колледжей этого города Коро-старший сумел получить для сына стипендию. Камиль, послушный родительской воле, старательно готовился к тому, чтобы преуспеть в коммерции. В девятнадцать лет его взяли приказчиком в лавку торговца сукном Ратье. Но увы, несмотря на все старания, толку от Камиля было мало: у него никак не получалось торговаться, расхваливать товар и набивать цену. Вскоре хозяин понизил его до разносчика товаров,но и тут юноше не было места — слегка рассеянный и совершенно не хваткий, он скорее мешал, нежели помогал.
Годы шли, а торгового опыта и навыков у младшего Коро не прибавлялось. Неизвестно,что стало последней каплей, но в 1822 году двадцатишестилетний Камиль пришел к отцу и решительно заявил, что больше не будет заниматься торговлей, а хочет стать художником. Какому коммерсанту хочется услышать подобные слова от наследника? Но, видимо, папаша Коро уже успел убедиться, что на этом поприще его сын отнюдь не блистает, а потому согласился и даже порадовался, что не придется покупать Камилю пай в торговом деле. Так началась настоящая жизнь художника Коро.
Поездки в Италию
В 1825 году Камиль едет учиться в Италию. Здесь он осознаёт, что у Бертена «почти ничему не научился и едва умеет рисовать». В Риме к нему пришло понимание, что наброски следует делать быстрыми штрихами, не добиваясь внешней завершённости, а лишь передавая первое, самое точное и яркое, впечатление. Таковы его бесхитростные наброски простых итальянцев «Старик», «Итальянский монах за чтением», «Итальянка с кувшином» (1826-1827) – ничего экзотического, только поэзия и красота впечатления живописца. Быстрые этюды Коро, написанные с натуры в окрестностях Рима, уже необычайно подвижны и смелы («Чивита Кастеллана» во множестве композиций, 1827-1828).
Путешествия по Италии Коро предпринимал ещё дважды: в 1834 и 1843 годах. Копирование фресок Андреа Орканьи и Джотто в Пизе, подготовка этюдов к чудесной картине «Вид из садов Боболи на Флоренцию» и другим пейзажам во Флоренции, вдохновенная работа в Венеции – результаты этих плодотворных поездок.
Литература
- Документы и воспоминания
Коро, 1796-1875 : художник, человек : [Пер. с фр. / Сост., вступ. статья и примеч. Е. М. Гайдукевич]. — Москва : Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 184 с., 27 л. ил.
- Исследования
- Алпатов М. В. Камиль Коро / М. В. Алпатов. — М. : Изобразительное искусство, 1984. — 175 с.
- Galassi P. Corot in Italy : Open-Air Painting and the Classical Landscape Tradition : / Peter Galassi. — London, New Haven : Yale University Press, 1991. — X, 258 p. — ISBN 0-300-04957-9. — OCLC .
- Leymarie J. Corot : : Étude biographique et critique / Par Jean Leymarie. — Genève : Skira, 1966. — 140 p., 56 p. ill. — (Le goût de notre temps ; 44).
- Каталоги выставок
Corot : : / Gary Tinterow, Michael Pantazzi, Vincent Pomarède. — New York : Metropolitan Museum of Art, 1996. — XVI, 479 p. — ISBN 0-87099-771-8.
- Словари и энциклопедии
- Власов В. Г. Коро Жан-Батист-Камиль // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 439. — 543 с., л. ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
- Blumer M.-L. Corot (Jean-Baptiste-Camille) / M.-L. Blumer // Dictionnaire de biographie française : / sous la dir. de Roman d’Amat,… ; avec le concours de nombreux collab. ; ouvrage publ. avec le concours du Centre national de la recherche scientifique. — Paris : Letouzey et Ané, 1961. — T. 9 : Clesinger — Dalliere. — Col. 720–723. — 1528 col. — OCLC .
- Справочные издания
Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 75–76. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.
Живопись
Большинство мастеров, имена которых сегодня звучат в ведущих галереях мира, проявляли склонность к искусству едва ли не с пеленок. Камиль Коро же внял зову кисти лишь в 1815 году, в 19 лет. Его первой студией стала собственная комната на 3-м этаже с мансардными окнами.
Глава семьи Коро мечтал, что его дети Аннет, Камиль и Виктуар продолжат «шляпное» дело. Он упорно обучал их драпировке, ведению счетов. В 26 лет Коро нашел в себе силы сказать отцу, что бизнес — это не его стихия.
Творческое восхождение Коро начал в 1821 году с пейзажей. Вместе со своим учителем Ашиль-Этной Мишальоном он выходил на природу и перерисовывал увиденное.
После смерти Мишальона в 1822 году учителем Коро стал Жан-Виктор Бертен. Он заставлял художника перерисовывать картинки из книг по ботанике для познания органической формы.
Оба учителя были неоклассицистами, но ранние работы Коро показывают, что сам он тяготел к реализму. В своих картинах художник искусно «сливал» эти течения воедино.
Камиль — результативный мастер. Только в 1825–1828 годах в путешествии по Италии он создал более 200 эскизов и 150 картин. Всего творчество романтика насчитывает более 3 тыс. работ. Речь идет не только о масляных полотнах, Коро слыл талантливым гравером, он создал около 200 изображений.
Искусствоведы не в силах выделить лучшую картину Коро, поскольку каждая из них является высшим проявлением искусства. Клод Моне, известный пейзажист, так говорил о соотечественнике: «Существует только один мастер — Коро. Мы ничто по сравнению с ним».
Отдельное место в живописи Коро занимают портреты. Чаще всего он рисовал девушек на фоне природы, но не гнушался и собственным изображением. Самый ранний автопортрет датируется 1835 годом.
В 1860-х годах Коро увлекся фотографией. Этот род искусства, в то время существовавший в черно-белом цвете, еще сильнее подавил палитру художника, который прежде писал в серых, коричневых, розоватых тонах. Журналист Теофиль Тор-Бюргер даже отметил:
Из-за страсти Коро к приглушенным оттенкам многие считают странным, что импрессионисты брали с него пример, ведь последователи этого стиля не боялись экспериментировать с цветами. Тем не менее Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Пабло Пикассо отмечали, что, если бы не Коро, они никогда не стали бы художниками.