Мужское тело в поисках идеала: от античности к ренессансу

Биография [ править ]

Тобиас и ангел , Антонио дель Поллайоло

Он родился во Флоренции . Его брат Пьеро тоже был художником, и они часто работали вместе. Их работы демонстрируют как классические влияния, так и интерес к анатомии человека ; как сообщается, братья провели вскрытие, чтобы улучшить свои знания по этому вопросу. Они взяли свое прозвище от профессии своего отца, который на самом деле продавал птицу ( pollaio означает «курятник» на итальянском языке ). Первые занятия Антонио ювелирному делу и металлообработке принадлежали либо его отцу, либо Андреа дель Кастаньо : последний, вероятно, учил его также живописи. Другие источники сообщают, что он работал во флорентийской мастерской г.Бартолуччо ди Микеле , где тренировался и Лоренцо Гиберти . В это время он также интересовался гравюрой.

Некоторые из живописи экспонатов Pollaiuolo в сильной жестокости, из которых характеристики могут быть изучены в его изображении Святого Себастьяна , окрашены в 1473-1475 для Pucci Капеллы СС. Аннунциата из Флоренции

Однако, напротив, его женские портреты демонстрируют спокойствие и пристальное внимание к деталям моды, что было нормой в портретной живописи конца 15 века

Наибольших успехов он достиг как скульптор и слесарь. Точное описание его работ вызывает сомнения, так как его брат Пьеро многое сделал в сотрудничестве с ним. Добавление в пятнадцатом веке младенцев-близнецов Ромула и Рема к существующей бронзовой скульптуре древнеримской мифологической волчицы , кормившей их, некоторые приписывают ему.

Он создал только одну сохранившуюся гравюру — « Битва обнаженных мужчин» , но как по размеру, так и по сложности она подняла итальянский эстамп на новый уровень и остается одним из самых известных гравюр эпохи Возрождения.

В 1484 году Антонио поселился в своей резиденции в Риме , где он выполнил гробницу Папы Сикста IV , ныне находящуюся в Музее Св. Петра (законченный в 1493 году), композиция, в которой он снова проявил качество преувеличения в анатомических особенностях фигуры. В 1496 году он отправился во Флоренцию, чтобы завершить уже начатую работу в ризнице Санто Спирито . Он умер в Риме как богатый человек, только что завершив строительство мавзолея Папы Иннокентия VIII , также в соборе Святого Петра, и был похоронен в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи , где ему поставили памятник рядом с памятником его брату.

Его главный вклад во флорентийскую живопись заключался в его анализе человеческого тела в движении или в условиях напряжения, но он также важен для его новаторского интереса к пейзажу. Среди его учеников был Сандро Боттичелли .

Основные работы

Картины

Вышеупомянутый «Профиль женщины» — работа Пьеро дель Поллайоло, брата Антонио дель Поллайоло.

  • Алтарь капеллы кардинала Португалии (1467) — Фреска, Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция
  • Портрет молодой женщины (ок. 1465) — Панно из тополя, 52,5 х 36,2 см, Staatliche Museen, Берлин
  • Святые Винсент, Джеймс и Юстас (1468) — Дерево, темпера, 172 х 179 см, Уффици, Флоренция
  • Аполлон и Дафна (1470–1480) — Дерево, темпера, 30 х 20 см, Национальная галерея, Лондон
  • Мученичество святого Себастьяна (1473–1475) — Панно, 292 х 223 см, Национальная галерея, Лондон
  • Портрет молодой женщины (ок. 1475) — Дерево, темпера, 55 х 34 см, Уффици, Флоренция
  • Геркулес и гидра (ок. 1475) — Дерево, темпера, 17 х 12 см, Уффици, Флоренция
  • Геркулес и Антей (ок. 1478 г.)— Дерево, темпера, 16 х 9 см, Уффици, Флоренция
  • Портрет девушки — Панель, Museo Poldi Pezzoli, Милан
  • Геркулес и Деянира — Масло на холсте, Художественная галерея Йельского университета, Новый рай

Скульптуры

  • Святой Христофор и младенец Христос — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Геркулес (1475) — Музей Боде, Берлин
  • (1493) — Базилика Святого Петра

Семья

Антонио Канова родился 1 ноября 1757 года в Поссаньо (Possagno) — небольшом живописном городке, расположенном примерно в 60 км от Венеции.

Детство мальчика прошло в достатке, но в отсутствии любви и заботы со стороны близких. Его отец, потомственный каменотёс Пьетро Канова, умер, когда Антонио едва исполнилось 4 года, а мать, Мария Анжела Дзардо Фантолини, через год вышла замуж и вернулась на свою родину в Креспано-дель-Граппа (Crespano del Grappa).

Маленький Антонио остался в Поссаньо на попечении деда, Пазино Кановы, который был искусным резчиком по камню и успел прославиться своими работами для церквей и вилл. Вздорный и грубый характер деда не помешал ему стать хорошим учителем и опекуном внуку.

Пазино Канова заметил художественные способности Антонио довольно рано и буквально заставил работать его своим подмастерьем на вилле венецианского сенатора Джованни Фалье

Мальчик удивил важного заказчика усердием и хорошим вкусом. Для званого обеда венецианской знати Антонио изваял из масла фигурку Льва святого Марка настолько изыскано, что вызвал всеобщий восторг присутствующих

Джованни Фалье позаботился о дальнейшем образовании Антонио и устроил его учеником в мастерскую Джузеппе Бернарди (Giuseppe Bernardi), расположенную в соседнем Азоло (Asolo) недалеко от Поссаньо.

биография

Товиас и ангел, Антонио дель Поллайоло

Он родился в Флоренция. Его брат, Пьеро, также был художником, и они часто работали вместе. Их работа показывает как классический влияния и интерес к Анатомия человека; как сообщается, братья выполнили рассечения улучшить свои знания по предмету. Они взяли свое прозвище от профессии своего отца, который на самом деле продавал птицу (поллайо что означает «курятник» в Итальянский ). Первые занятия Антонио в области ювелирного дела и обработки металлов были либо у его отца, либо у него. Андреа дель Кастаньо: последний, наверное, учил его и живописи. Другие источники сообщают, что он работал во флорентийской мастерской г. Бартолуччо ди Микеле, куда Лоренцо Гиберти также прошел обучение. В это время он также увлекся гравюрой.

Некоторые картины Поллайуоло демонстрируют сильную жестокость, характеристики которой можно изучить в его изображении. Святой Себастьян, расписана в 1473–1475 годах для капеллы Пуччи в SS. Аннунциата из Флоренция

Однако, напротив, его женские портреты демонстрируют спокойствие и тщательное внимание к деталям моды, что было нормой в портретной живописи конца 15 века

Наибольших успехов он достиг как скульптор и слесарь. Точное описание его работ вызывает сомнения, так как его брат Пьеро многое сделал в сотрудничестве с ним. Добавление близнецов в пятнадцатом веке Ромул и Рем к существующей бронзовой скульптуре древнеримской мифологической волчица кто ухаживал за ними, некоторые приписывают ему.

Он произвел только один выживший гравировка, то Битва обнаженных мужчин, но и по своим размерам, и по изысканности это занял итальянский Распечатать на новый уровень и остается одним из самых известных гравюр эпохи Возрождения.

В 1484 году Антонио поселился в Рим, где он казнил гробницу Папа Сикст IV, сейчас в Музее Святого Петра (закончен в 1493 г.), композиция, в которой он снова проявил качество преувеличения в анатомических особенностях фигур. В 1496 году он отправился во Флоренцию, чтобы закончить работу, уже начатую в ризнице. Санто Спирито Он умер в Риме богатым человеком, только что закончив строительство мавзолея. Папа Иннокентий VIII, также в соборе Святого Петра, и был похоронен в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, где ему поставили памятник рядом с братом.

Его основной вклад во флорентийскую живопись заключался в анализе человеческого тела в движении или в условиях напряжения, но он также важен для его новаторского интереса к пейзажу. Среди его учеников Сандро Боттичелли.

Как менялся древнегреческий канон маскулинности

Первым изображением мужского тела в античной скульптуре стали так называемые куросы. Самые ранние скульптуры куросов были найдены в святилище Аполлона, поэтому одно время их всех считали олицетворением бога. Имея подчеркнуто маскулинные пропорции — широкие плечи и узкие бедра, они воплощали юношескую красоту, силу и выносливость. Фигуры куросов максимально статичны, они словно замерли в ритуальном оцепенении; их движения отличаются резкостью и громоздкостью. Сами статуи подчинены фронтальному ракурсу, столь популярному у северо-восточных соседей. Этот тип скульптуры попал в Грецию из Египта, но в отличие от шагающих в вечность фараонов греческие куросы полностью обнажены. Считается, что нагота — это как бы их инициальная одежда.

Курос (надгробная статуя Кройсоса). Около 530 года до н. э. Паросский мрамор. Национальный археологический музей, Афины

В классический период Древней Греции мужские тела становятся более изящными, хоть и по-прежнему остаются телами воинов и атлетов. При этом мужская нагота решительно противопоставляется женской одетости.

Знаменитый «Дорифор» («Копьеносец») скульптора Поликлета демонстрирует не только силу, но также легкость и гармонию. Именно в этой статуе Поликлет воплотил канон идеальных пропорций мужской фигуры и понимание принципов симметрии. Например, голова копьеносца составляет 1/7 часть высоты его тела, математически просчитаны даже размеры пальцев. Обнаженный мужчина (возможно, эпический герой Ахилл) выглядит совершенно расслабленным и в то же время максимально собранным за счет контрапоста — пластического приема, когда опорной ноге соответствует приподнятое плечо, а свободной ноге — спокойно располагающаяся вдоль туловища рука. Оригинальная статуя из бронзы, к сожалению, не сохранилась, так что шедевр Поликлета мы знаем только по мраморным римским копиям.

Поликлет. «Дорифор» («Копьеносец»). Реконструкция на основании мраморных римских копий с греческого бронзового оригинала работы Поликлета около 440 года до н. э.

Еще один великий античный скульптор Мирон в статуе «Дискобол», напротив, сумел передать самую суть движения: краткий миг между замахом и выбросом спортивного снаряда вперед. В «Дискоболе» удивительным образом сочетаются динамика и статика, а силуэт скульптуры создает лихо закрученную спираль.

Мирон. «Дискобол». Около 450 года до н. э. Мраморная реконструкция древнегреческой статуи работы Мирона из Елевфер. Палаццо Массимо алле Терме, Рим

С развитием античного искусства постепенно менялся эталон мужского тела. В эпоху поздней классики появляются тела, которые созданы не столько для войны, сколько для наслаждения и любви.

Мужское тело в Древней Греции

Когда мы говорим о наготе, на ум сразу приходят античные статуи. Именно древние греки эстетизировали обнаженное мужское тело, превратив его в воплощение энергии, подчеркнув совершенство линий и пропорций.

Мужчина в Древней Греции знал две вещи: его красота — дар богов, и за безупречной внешностью скрывалось внутреннее совершенство.

Конечно, не стоит думать, что все греки выглядели как идеальные статуи, но большая часть молодых людей обладала ловкими, ладными телами. Каждый юноша являлся потенциальным воином, а значит, должен был держать себя в хорошей физической форме.

Изображение пухлого, неспортивного тела в античном искусстве имело скорее высмеивающее назначение. На вазе из Британского музея мы видим смущенного своей неидеальной фигурой паренька, который явно теряется на фоне самодовольных «спортиков».

Килик. Приписывается Федиппу. Около 510 года до н. э. Британский музей, Лондон

С 776 года до н. э. в новообразовавшейся Греции стали проводить исторические Олимпийские игры, а с начала VI века до н. э. участники Панафинейских состязаний выступали обнаженными. Атлетические соревнования устраивались в Афинах раз в четыре года. Победители обычно награждались огромными вазами с изображениями человеческих фигур, символизирующих тот вид спорта, в котором они преуспели. Именно с них и начинается история обнаженной натуры в движении.

Основные работы

Картины

Вышеупомянутый «Профиль женщины» — работа Пьеро дель Поллайоло, брата Антонио дель Поллайоло.

  • Алтарь капеллы кардинала Португалии (1467) — Фреска, Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция
  • Портрет молодой женщины (ок. 1465) — Панно из тополя, 52,5 х 36,2 см, Staatliche Museen, Берлин
  • Святые Винсент, Джеймс и Юстас (1468) — Дерево, темпера, 172 х 179 см, Уффици, Флоренция
  • Аполлон и Дафна (1470–1480) — Дерево, темпера, 30 х 20 см, Национальная галерея, Лондон
  • Мученичество святого Себастьяна (1473–1475) — Панно, 292 х 223 см, Национальная галерея, Лондон
  • Портрет молодой женщины (ок. 1475) — Дерево, темпера, 55 х 34 см, Уффици, Флоренция
  • Геркулес и гидра (ок. 1475) — Дерево, темпера, 17 х 12 см, Уффици, Флоренция
  • Геркулес и Антей (ок. 1478 г.)— Дерево, темпера, 16 х 9 см, Уффици, Флоренция
  • Портрет девушки — Панель, Museo Poldi Pezzoli, Милан
  • Геркулес и Деянира — Масло на холсте, Художественная галерея Йельского университета, Новый рай

Скульптуры

  • Святой Христофор и младенец Христос — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Геркулес (1475) — Музей Боде, Берлин
  • (1493) — Базилика Святого Петра

Основные работы

Картины

Вышеупомянутый «Профиль женщины» — работа Пьеро дель Поллайоло, брата Антонио дель Поллайоло.

  • Алтарь капеллы кардинала Португалии (1467) — Фреска, Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция
  • Портрет молодой женщины (ок. 1465) — Панно из тополя, 52,5 х 36,2 см, Staatliche Museen, Берлин
  • Святые Винсент, Джеймс и Юстас (1468) — Дерево, темпера, 172 х 179 см, Уффици, Флоренция
  • Аполлон и Дафна (1470–1480) — Дерево, темпера, 30 х 20 см, Национальная галерея, Лондон
  • Мученичество святого Себастьяна (1473–1475) — Панно, 292 х 223 см, Национальная галерея, Лондон
  • Портрет молодой женщины (ок. 1475) — Дерево, темпера, 55 х 34 см, Уффици, Флоренция
  • Геркулес и гидра (ок. 1475) — Дерево, темпера, 17 х 12 см, Уффици, Флоренция
  • Геркулес и Антей (ок. 1478 г.)— Дерево, темпера, 16 х 9 см, Уффици, Флоренция
  • Портрет девушки — Панель, Museo Poldi Pezzoli, Милан
  • Геркулес и Деянира — Масло на холсте, Художественная галерея Йельского университета, Новый рай

Скульптуры

  • Святой Христофор и младенец Христос — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Геркулес (1475) — Музей Боде, Берлин
  • (1493) — Базилика Святого Петра

биография

Тобиас и ангел , Антонио дель Поллайоло

Он родился во Флоренции . Его брат, Пьеро дель Поллайуоло , тоже был художником, и они часто работали вместе. Их работы демонстрируют как классические влияния, так и интерес к анатомии человека ; как сообщается, братья провели вскрытие, чтобы улучшить свои знания по этому вопросу. Они взяли свое прозвище от профессии своего отца, который на самом деле продавал птицу ( pollaio означает «курятник» на итальянском языке ). Первые занятия Антонио ювелирному делу и металлообработке принадлежали либо его отцу, либо Андреа дель Кастаньо : последний, вероятно, учил его также живописи. Другие источники сообщают, что он работал во флорентийской мастерской Бартолуччо ди Микеле , где Лоренцо Гиберти также проходил обучение. В это время он также увлекся гравюрой.

Некоторые картины Поллайуоло демонстрируют сильную жестокость, характеристики которой можно изучить в его изображении святого Себастьяна , написанном в 1473–1475 годах для капеллы Пуччи СС. Аннунциата из Флоренции

Однако, напротив, его женские портреты демонстрируют спокойствие и пристальное внимание к деталям моды, что было нормой в портретной живописи конца 15 века.

Наибольших успехов он достиг как скульптор и слесарь. Точное описание его работ вызывает сомнения, так как его брат Пьеро многое сделал в сотрудничестве с ним. Некоторые приписывают ему появление в пятнадцатом веке младенцев-близнецов Ромула и Рема к существующей бронзовой скульптуре древнеримской мифологической волчицы , кормившей их.

Он создал только одну сохранившуюся гравюру , « Битву обнаженных мужчин» , но как по размеру, так и по сложности она подняла итальянский эстамп на новый уровень и остается одним из самых известных гравюр эпохи Возрождения.

В 1484 году Антонио поселился в своей резиденции в Риме , где он выполнил гробницу Папы Сикста IV , ныне находящуюся в Музее Св. Петра (законченный в 1493 году), композиция, в которой он снова проявил качество преувеличения в анатомических особенностях человека. фигуры. В 1496 году он отправился во Флоренцию, чтобы завершить уже начатую работу в ризнице Санто Спирито . Он умер в Риме как богатый человек, только что завершив строительство мавзолея Папы Иннокентия VIII , также в соборе Святого Петра, и был похоронен в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи , где ему поставили памятник рядом с памятником его брату.

Его главный вклад во флорентийскую живопись заключался в анализе человеческого тела в движении или в условиях напряжения, но он также важен для его новаторского интереса к пейзажу. Среди его учеников был Сандро Боттичелли .

Приложения

Библиография

  • (it) Доминик Корделье, Дизайн Антонио Поллайуоло , Лувр, 2016.
  • (ru) Шелли Лэнгдейл , Битва обнаженных: шедевр эпохи Возрождения Поллайуоло , Кливленд, Кливлендский музей искусств,2002 г., 86  с. ( ISBN  978-0-940717-73-2 ).
  • (ru) Эдвард Дж. Ольшевски , «  Принесите клонов: Битва десяти обнаженных мужчин Поллайуоло  » , Artibus et Historiae , vol.  30, п о  60,2009 г., стр.  9–38.
  • (ru) Майкл Викерс , «  Греческий источник для битвы Антонио Поллайуоло при обнаженных телах, Геракла и двенадцати гигантов  » , The Art Bulletin , College Art Association, vol.  59, п о  2Июнь 1977 г., стр.  182-187 .
  • (ru) Элисон Райт, Братья Поллауйоло: Искусство Флоренции и Рима , Йельский университет, 2005 г.

Заметки [ править ]

  1. ^ «Pollaiuolo» . Оксфордские словари UK Dictionary . Издательство Оксфордского университета . Проверено 31 мая 2019 .
  2. ^ «Pollaiuolo» . Словарь английского языка Коллинза . HarperCollins . Проверено 29 июля 2019 года .
  3. ^ Драгоценности эпохи Возрождения и драгоценные предметы , Балтиморский художественный музей, 1968, стр. 29: «Лоренцо Гиберти (1378–1455) начал свою карьеру под руководством ювелира Бартолуччо ди Микеле … Антонио Поллайуоло (1433–1498) также был учеником Бартолуччо ди Микеле …»
  4. ^ a b c  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии :  Chisholm, Hugh, ed. (1911). » Pollaiuolo sv Antonio «. Британская энциклопедия . 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 1.
  5. Капитолийские музеи: выставка «Капитолийская волчица», июнь – октябрь 2000 г. Архивировано 16 мая 2006 г. в Wayback Machine.

Основные произведения [ править ]

Картины править

  • Геркулес и Антей

  • Геркулес и гидра

  • Assunzione di Santa Maria Maddalena

  • Аполлон и Дафна

  • Профиль женщины

Вышеупомянутый «Профиль женщины» — работа Пьеро дель Поллайоло, брата Антонио дель Поллайоло.

  • Успение Святой Марии Магдалины (ок. 1460 г.) — Темпера на панели, Museo della Pala del Pollaiolo , Staggia Senese
  • Алтарь капеллы португальского кардинала (1467 г.) — фреска, Сан-Миниато-аль-Монте , Флоренция
  • Портрет молодой женщины (ок. 1465 г.) — Панно из тополя, 52,5 x 36,2 см, Staatliche Museen , Берлин
  • Святые Винсент, Джеймс и Юстас (1468) — Темпера на дереве, 172 x 179 см, Уффици , Флоренция
  • Аполлон и Дафна (1470–1480) — Темпера на дереве, 30 x 20 см, Национальная галерея , Лондон
  • Мученичество святого Себастьяна (1473–1475) — Панно, 292 x 223 см, Национальная галерея , Лондон
  • Портрет молодой женщины (ок. 1475) — Темпера на дереве, 55 x 34 см, Уффици , Флоренция
  • Геркулес и Гидра (ок. 1475 г.) — Темпера на дереве, 17 x 12 см, Уффици , Флоренция
  • Геркулес и Антей (ок. 1478 г.) — Темпера на дереве, 16 x 9 см, Уффици , Флоренция
  • Портрет девушки — панно, Museo Poldi Pezzoli , Милан
  • Геркулес и Деянира — холст, масло, Художественная галерея Йельского университета , Нью-Хейвен

Скульптуры править

  • Геркулес и Антей

  • Скульптура Воина

  • Геркулес

  • Гробница Папы Иннокентия VIII , вторая папская гробница Поллайуоло

  • Геркулес

  • Изображение молодой женщины

  • Святой Христофор и младенец Христос — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Геркулес (1475 г.) — Музей Боде , Берлин
  • Могила Папы Сикста IV (1493 г.) — Базилика Святого Петра

Контекст

Анатомия кватроченто

В конце Средневековья фигура человека берет верх над всеми другими проблемами: речь идет о предоставлении человеку нового измерения, о том, чтобы снова предложить ему активную роль в его реализации. Поэтому вопрос анатомии занимает преобладающее место в период кватроченто . Практика вскрытия распространяется и становится основным средством развития точного научного подхода к человеческому телу. Поллайуоло — один из художников-кватроченто, увлеченных препарированием и анатомией. Неоплатоническая флорентийская культура настаивает на движении, потому что душа прочно связана с ним. Таким образом, движение тела переводит исходное движение, которое является движением души. Работы Поллайуоло являются частью эстетической и художественной тенденции, основанной на неистовой композиции движений, мотиве живости, который мы находим в Донателло , Учелло или Песселлино . Обнаженные и человеческое представление является симптомом поиска идеализированной красоты , специфичной для эпохи Возрождения . Человек находится в центре внимания и в центре вселенной и даже становится опорой для творения. Combat d’Hommes nus от Pollaiuolo является частью этого анатомического экспериментального подхода с использованием темы, взятой из мифологического фольклора в качестве предлога . Эта гравюра подчеркивает всю сложность мускулов персонажей, гораздо больше, чем историческую идентификацию персонажей или сцены.

Гравировка

В Италии, особенно на пике расцвета Возрождения, когда искусство ювелирного дела производило предметы высокого мастерства, распространилась практика, называемая чернотой . Слово «чернь», которое происходит от латинского «nigellum», обозначает плотную черную пасту, которую мастера вводят в углубления драгоценного предмета сразу после гравировки. Он выявил его особенности и позволил увидеть, удачен ли рисунок или нет. Затем убираем лишний материал и полируем объект. Этот процесс породил искусство гравюры в Италии . Чернь больше не снимается, а переворачивается. Шаг к практике гравюры материализовался образованием двух школ: одна, которая поощряет использование очень тонких линий (« тонкий путь  »), а другая, где линии более толстые (« широкий путь  »). Более или менее подчеркнутый рельеф фигур и предметов получается за счет чередования толстых и тонких линий: штриховка, предназначенная для усиления тени, образована в основном прямыми параллельными линиями или зигзагообразно, реже изогнутыми.

Среди художников так называемой «широкой» школы мы находим Антонио Поллайуло, одного из величайших итальянских граверов, но автора единственной гравюры: «Битва обнаженных мужчин» . Техника, принятая Поллайуоло, оказалась в значительной степени пропитанной искусством ювелирного дела  : длинные линии, искусно вымеренные, чтобы придать фигурам более или менее рельефный вид, немного светотени, очень преувеличенные размеры фигур. Гравюра является одним из тех процессов печати , которые позволяют иллюстрированные тексты и произведения диффундировать через мир и через время. Распространение знаний является частью движения против мракобесия, стремящегося повысить уровень знаний для всех. Знания должны быть доступны, и печать служит их распространению.

Тридентский собор и запрет на наготу

В 1545 году по инициативе папы Павла III был созван Тридентский собор, который стал отправной точкой движения Контрреформации. В результате ряда реформ католическая церковь ввела жесткую цензуру на религиозные изображения, в том числе запрет на наготу. Это объяснялось беспокойством за моральный облик женщин (автор «Трактата о живописи» Г. Лoмаццо писал: «Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин»), однако очевидно, что основной задачей была борьба с содомией.

Жертвой новых ограничений стала гениальная фреска «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти, созданная по заказу папы римского Павла III в Сикстинской капелле. Грандиозное великолепие сплетенных обнаженных тел апостолов и мучеников, грешников и святых, мужчин и женщин возмущало многих церковников (и не только их), которые неустанно жаловались папе. Особенно отличился скандальный писатель Пьетро Аретино, сравнив «Страшный суд» с римскими банями. И хотя в священных текстах четко указано, что люди восстанут из мертвых нагими, теологи того времени выступали за то, чтобы срамные места героев фрески были прикрыты.

По требованию уже следующего папы, Павла IV, фреска всё же была подвергнута цензуре. Когда Микеланджело узнал об этом, он велел передать папе следующие слова: «Исправьте для начала сей мир, и живопись последует за вами».

Постыдную работу поручили ученику Микеланджело, художнику по имени Даниэле да Вольтерра

Скрепя сердце и с превеликой осторожностью он прикрыл тела одеждами, но это всё равно не спасло его от уничижительного прозвища Il Braghettone («штанописец»)

Микеланджело Буонарроти. «Страшный суд». 1537–1541 годы. Сикстинская капелла, Ватикан

1780–1797 годы. Рим

Первое пребывание в Риме продлилось недолго, с 1779 по 1780 год, но этот период жизни оказался для Кановы очень насыщенным и важным. Он поселился в Палаццо Венеция (Palazzo Venezia) в качестве гостя венецианского посла и окунулся с головой в культурную жизнь Рима.

Работы

Переехав окончательно в Рим, Антонио Канова создал за период с 1780 по 1797 год ряд работ в разных жанрах, но наибольший успех и всемирную известность ему принесли скульптурные группы c сюжетами из древнегреческой мифологии.

Тесей и Минотавр

Одной из первых работ Антонио Кановы, выполненной в 1781 году в своей новой римской студии, стал «Тесей и Минотавр».

Заказчиком выступил венецианский посол в Риме Джироламо Зулиан (Girolamo Zulian) – один из самых влиятельных покровителей скульптора и искренний ценитель его творчества. Он же предоставил мастеру массивный кусок мрамора из коллекции музея Королевы Виктории и принца Альберта.

Сюжет скульптуры необычен тем, что герой Тесей изображён не в момент своей славы, а уже после победы над Минотавром, когда он сидит в задумчивости на бездыханном теле чудовища. Спокойный ритм композиции вместо драматической линии движений подчёркивает сдержанный и изящный стиль, присущий античным статуям. Публика, увидев впервые скульптуру «Тесей и Минотавр», приняла её за копию греческого оригинала и была потрясена, узнав, что это работы выполнена современником.

Скульптура «Тесей и Минотавр» находится в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum), Лондон.

Психея, возрождённая поцелуем Купидона

«Психея, возрождённая поцелуем Купидона» — самая прекрасная и узнаваемая работа Антонио Кановы, которая считается шедевром неоклассического направления в скульптуре.

Канова трудился над ней почти 6 лет, с 1787 по 1793 год. Скульптор изобразил трогательный момент пробуждения смертной девушки от поцелуя возлюбленного – сына Венеры. Психея была отравлена матерью бога зельем из подземного царства, но в объятиях Купидона она вернулась к жизни. Сюжет и позы фигур Канова подсмотрел на фреске из Геркуланума (Ercolano), но преподнёс сложную композицию в своём стиле – с удивительным изяществом и чарующей безмятежностью.

Скульптура «Психея, возрождённая поцелуем Купидона» находится в Лувре (Luovre), Париж

Геракл и Лихас

Колоссальная (более 3 метров) по размерам скульптура «Геракл и Лихас» поражает взрывным характером движений и резко отличается от идеалистических образов других работ Антонио Кановы.

Согласно сюжету из пьесы Софокла «Трахинянки» разгневанный Геракл бросает в море юношу Лихаса – посланника, передавшего от жены Деяниры отравленный хитон. Тончайше одеяние (едва заметные складки на мощном торсе героя) было пропитано кровью кентавра, который обманул женщину, выдав ядовитое зелье за волшебную жидкость верности. Оба героя, и сильный Геракл, и хрупкий Лихас, оказались одинаково беззащитны перед судьбой.

Заказчик, заплативший большие деньги за эту скульптуру, так и не получил её, потому что покинул Италию из-за вторжения Наполеона в Неаполь. Канова начал работать над «Геракл и Лихас» в 1795 году, а завершил только 1815 году, продав статую повторно римскому банкиру.

Секреты техники

Творческая плодовитость Антонио Кановы поражает. За свою жизнь он создал около 50 скульптур лично и более 180 со своими помощниками, при этом каждая из его работ была шедевром. Загадка столь редкостного таланта скрывалась не только в божественном даре скульптора, но и в уникальной технике.

Канова тщательно готовился к воплощению образа — делал эскизы, рисовал с натуры, лепил макеты из глины. Известно, что на первом подготовительном этапе с глыбой сырого материала работали ученики Кановы, а позже мастер приступал к ваянию образа, который он уже чётко представлял.

Скульптор работал по ночам, чтобы уловить плавную светотень мрамора, добивался ощущения идеальной мягкости поверхности камня путём его полировки в течение нескольких дней и даже недель, а в конце использовал собственную технику «последнего касания» – нанесения патины, чтобы «оживить» скульптуру.

биография

Товиас и ангел, Антонио дель Поллайоло

Он родился в Флоренция. Его брат, Пьеро, также был художником, и они часто работали вместе. Их работа показывает как классический влияния и интерес к Анатомия человека; как сообщается, братья выполнили рассечения улучшить свои знания по предмету. Они взяли свое прозвище от профессии своего отца, который на самом деле продавал птицу (поллайо что означает «курятник» в Итальянский ). Первые занятия Антонио в области ювелирного дела и обработки металлов были либо у его отца, либо у него. Андреа дель Кастаньо: последний, наверное, учил его и живописи. Другие источники сообщают, что он работал во флорентийской мастерской г. Бартолуччо ди Микеле, куда Лоренцо Гиберти также прошел обучение. В это время он также увлекся гравюрой.

Некоторые картины Поллайуоло демонстрируют сильную жестокость, характеристики которой можно изучить в его изображении. Святой Себастьян, расписана в 1473–1475 годах для капеллы Пуччи в SS. Аннунциата из Флоренция

Однако, напротив, его женские портреты демонстрируют спокойствие и тщательное внимание к деталям моды, что было нормой в портретной живописи конца 15 века

Наибольших успехов он достиг как скульптор и слесарь. Точное описание его работ вызывает сомнения, так как его брат Пьеро многое сделал в сотрудничестве с ним. Добавление близнецов в пятнадцатом веке Ромул и Рем к существующей бронзовой скульптуре древнеримской мифологической волчица кто ухаживал за ними, некоторые приписывают ему.

Он произвел только один выживший гравировка, то Битва обнаженных мужчин, но и по своим размерам, и по изысканности это занял итальянский Распечатать на новый уровень и остается одним из самых известных гравюр эпохи Возрождения.

В 1484 году Антонио поселился в Рим, где он казнил гробницу Папа Сикст IV, сейчас в Музее Святого Петра (закончен в 1493 г.), композиция, в которой он снова проявил качество преувеличения в анатомических особенностях фигур. В 1496 году он отправился во Флоренцию, чтобы закончить работу, уже начатую в ризнице. Санто Спирито Он умер в Риме богатым человеком, только что закончив строительство мавзолея. Папа Иннокентий VIII, также в соборе Святого Петра, и был похоронен в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, где ему поставили памятник рядом с братом.

Его основной вклад во флорентийскую живопись заключался в анализе человеческого тела в движении или в условиях напряжения, но он также важен для его новаторского интереса к пейзажу. Среди его учеников Сандро Боттичелли.

Мужское тело в Средневековье

Пришедшее на смену язычеству христианство в корне изменило отношение к телесному. Средневековые художники лишают мужское тело какой-либо соблазнительности, привлекательности или даже весомости: это либо плоский, бесплотный лик святого, закутанный в максимальное количество драпировок, либо анемичный, истерзанный образ Спасителя, гибнущего на кресте за грехи человечества. Христианское искусство призывало в первую очередь к умерщвлению плоти, целомудрию и аскезе. Нагота считалась греховной.

Мастер синих распятий. Двустороннее распятие. Около 1250 года. Церковь Сан-Франческо в Ассизи

На картине Джованни ди Паоло образ обнаженного Адама, изгнанного из райского сада, олицетворяет слабость и беззащитность перед лицом божественного гнева. Тело Адама диспропорционально, невесомо и предусмотрительно прикрыто в области гениталий, дабы не смущать глаз верующих. От античного любования человеческим совершенством не осталось и следа.

Джованни ди Паоло. «Сотворение мира и изгнание из рая». 1445 год. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: