Жак луи давид, картины и биография

Как отличить Моне от Мане?

Details
Category: Искусство / Выставки / Аукционы

Published: Wednesday, 23 January 2019 02:21

Hits: 2902

Люди, которые только начинают знакомиться с изобразительным искусством, часто путают Эдуарда Мане с Клодом Моне. Ведь у этих импрессионистов очень похожи не только фамилии, но и многие элементы биографии: они оба родились в Париже, оказывали знаки внимания одним и тем же дамам, а также частенько появлялись вместе, так как были приятелями. Современники, кстати, Моне и Мане также иногда путали, так как оба живописца носили бороды

AIF.ru же решил на этом месте оставить биографию Мане и Моне в покое и рассказать на что начинающим любителям искусства следует обращать внимание, чтобы лучше разобраться в особенностях творчества этих двух импрессионистов:

Сюжет

В интернете можно наткнуться на так называемую «краткую историю искусства», которая состоит из одного правила: «Моне — пятна, Мане — люди». И действительно — у Клода Моне очень много работ с изображением пейзажей («Впечатление. Восходящее солнце»), а у Эдуарда Мане — людей («Железная дорога», «Бар в Фоли-Берьер»).

Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г.

Но если бы всё было так просто… Дело в том, что у обоих мастеров встречаются полотна как с людьми, так и без. По этой причине искусствоведы советуют более детально присмотреться к другим элементам полотна, таким как стиль, цвет, свет и объём.

Эдуар Мане. Железная дорога, 1872—1873 гг.

Стиль

Оба художника были импрессионистами, однако стиль их картин всё же отличается. Так, Эдуард Мане всегда был значительно ближе к реализму, его картины более чётки и точны. Настолько, что некоторые искусствоведы вообще не относят его к импрессионистам, считая первым модернистом. Поэтому чем более реалистично выглядит полотно, тем больше вероятность, что его автором был Эдуард Манэ («Портрет Леона Леенхоффа», «Завтрак в мастерской»).

Эдуард Мане, Портрет Леона Леенхоффа, 1868 г. 

Творчество Клода Моне, напротив, очень далеко от реалистичного изображения действительности, этот художник стремился изобразить подвижность и изменчивость этого мира. В картинах Моне, как правило, нет чётких линий, они выполнены крупными, широкими мазками («Пруд с лилиями»).

Клод Моне, «Пруд с лилиями», 1899 г. 

Цвет, свет и объём

Поскольку Клод Моне начинал как карикатурист, большое значение в его работах играет то, какие эмоции они вызовут у зрителя. А одним из самых верных способов для художника передать эмоциональную составляющую — это цвет и свет. Поэтому если в картине главную роль занимает не достоверность предметов, а сочетание света и цвета — перед вами определённо Моне («Тополя», «Нимфеи»).

А вот в картинах Эдуарда Мане цвету уделяется не столь принципиальное значение, в них главный фактор — это объёмные сцены, порой с очень сложной композицией («Матадор», «Музыка в саду Тюильри»).

«Завтрак на траве» Моне и Мане

Эдуар Мане, «Завтрак на траве», 1863 г. 

И у Клода Моне, и у Эдуарда Мане есть картина «Завтрак на траве». Правда, первый художник завершил свое полотно в 1863 году, а второй тремя годами позже.

Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865—1866 г.

Луи Ленен (1593-1648)

Семейство молочницы

Луи Ленен — один из братьев Ленен — французских жи­вописцев, работавших в XVII веке, когда искусство их стра­ны было, в основном, придворным. Но братья Ленен не рас­писывали церквей и дворцов, их произведения не претендовали на парадную величавость и торжественность. Антуан, Луи и Матье Ленен вошли в историю французского изобразительного искусства как родоначальники бытового жанра.

Семья Ленен жила в провинциальном городке Лане. Отец был королевским сержантом при судебной камере, разбога­тевшим благодаря собственной предприимчивости. Первым учителем братьев Ленен считают иностранца, возможно фламандского живописца, жившего в Лане. В 1629 году старший брат Антуан вступил в корпорацию сэн-жерменских живописцев в Париже и стал во главе общей с братья­ми мастерской. Вероятно, Ленены никогда не порывали свя­зей с родным Ланом, хотя и жили в Париже. Полудеревен­ская, полугородская среда зажиточных крестьян прочно входит в их произведения, составляя как сюжетную осно­ву, так и постоянно обновляющийся источник образного со­держания. Известность братьев Ленен росла, в Париже у них составился определенный круг заказчиков, и в 1648 году они были приняты в Королевскую Академию живопи­си и скульптуры.

Визит к бабушке

Луи Ленен был наиболее талантливым из трех братьев. Начальные уроки живописи он получил у брата Антуана, и его первые самостоятельные работы трудно выделить из множества совместно написанных ими картин.

По-видимому, в 20-х годах были созданы «Юные музыкан­ты» и «Мастерская художника» с типично фламандским чйодходом к решению темы, свидетельствующие, что в это время Луи был еще всецело под обаянием искусства стар­шего брата.

Пейзаж с крестьянами

В 30-х годах Луи Ленен по всей вероятности побывал в Италии и испытал воздействие модного там тогда течения — караваджизма. Вернувшись с запасом ярких, свежих впечат­лений, он сознательно обратился к монументализации своих жанровых работ, стремясь придать им некий синтетически обобщающий характер. Сюжеты, самые простые и непритя­зательные, получали в его исполнении особую значитель­ность, живописную красоту, даже торжественность. «Воз­вращение с сенокоса» (1641), «Трапеза крестьян» (1642), «Остановка всадника», «Посещение бабушки» (1642), «Семья молочницы» — лучшие полотна Ленена.

 У них очень про­думанная композиция с контрастом между легкой воздушностыо пейзажа и ощутимой материальностью первоплановых фигур, с четким почти геометрически правильным по­строением и равновесием масс. Колористическая гамма не­сколько скупа, но очень благородна в сочетании серых, бе­лых, коричневых тонов с ударами розово-красного, желто­го, синего, зеленого цветов при доминанте серебристо-серого. Точный рисунок, национальный типаж лиц, какое-то эпи­ческое спокойствие общей эмоциональной атмосферы кар­тин составляют основные особенности творческой манеры Луи Ленена.

Крестьянская телега (также Повозка, Возвращение с сенокоса)

Образам крестьян в его картинах одинаково чужды и гру­бость и слащавая идеализация. Это серьезные люди — тру­женики с честными открытыми лицами и уверенной нето­ропливостью в движениях. Их манеры полны достоинства, в облике угадывается сознание собственной силы. Такая трактовка образов простолюдинов была достаточно смелой и новаторской по тем временам. Мир крестьян Ленена — это отнюдь не мир униженных и оскорбленных: ни тени заби­тости, житейской подавленности. Наоборот, внутреннее бла­городство, огромная человечность при совершенной художе­ственной убедительности.

Крестьянская свадьба

Ленен был подлинным реалистом, далеким от натурали­стического понимания задач художника, активно, творче­ски осваивавшим мир.

Портреты кисти Луи Ленена — «Портрет маркизы Фарбен Янсон», «Портрет мальчика» — просты и бесхитростны, религиозные композиции, а их тоже случалось писать ху­дожнику, носят ярко выраженный жанровый характер. Не­многочисленные пейзажи отличаются верностью наблюде­ния, некоторой интимностью восприятия природы и необы­чайным мастерством передачи серебристого, прозрачного воздуха.

Tags:

  • братья ленен
  • бытовой жанр
  • картины луи ленена
  • луи ленен
  • французский художник

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Отец в жизни художника

Потеряв отца в раннем возрасте, Жак-Луи имел очень смутные воспоминания о нём. Но всю жизнь тосковал по незримому отцу и беспрестанно искал замену ему, примеряя эту роль к своим старшим наставникам, товарищам. Как, например, к Мишелю-Жан Седану, учёному секретарю академии, где учился начинающий художник. Седан, видя старания и явные задатки Давида, приглашал его к себе в дом и относился совершенно по-отечески.

Жак-Луи был неподдельно счастлив, когда в детстве слышал от родственников о схожести его картавости с отцовской

Став взрослым, будет тайно радоваться своему шраму на лице, полученному в результате дуэли, что важно. Этот факт на подсознательном уровне будет сближать художника со своим рано ушедшим отцом и напоминать о нём

Детство и юность

Луис Уильям Уэйн родился 5 августа 1860 года в районе Лондона Клеркенвелле. Отец мальчика торговал текстилем и сам вышивал полотна, а мать, француженка по происхождению, занималась воспитанием детей: Луис был старшим ребенком в семье и рос с пятью сестрами.

Уэйн появился на свет с заячьей губой, поэтому врачи запретили мальчику учиться в школе до достижения 10 лет. Впрочем, и после Луис не тяготел к учебе: посещать уроки подросток не любил, предпочитая многочасовые прогулки по лондонским улочкам. Получив среднее образование, Уэйн отучился в школе искусств и остался там преподавать.

Когда молодому человеку было 20 лет, его отец скончался, оставив хлопоты по содержанию многочисленного семейства на единственного представителя мужского пола — Луиса. Большую часть взрослой жизни Уэйн провел в отчем доме с овдовевшей матерью, а затем с четырьмя сестрами, которые так и не вышли замуж. Самую младшую представительницу фамилии признали невменяемой, после чего оправили в сумасшедший дом.

Известный, но небогатый

Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.

К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.

Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне

Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.

К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.

В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.

Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.

Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.

Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию  называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.

Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 годМестонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Годы обучения в Париже

1766 год – поступление в Королевскую Академию живописи и скульптуры, именно в мастерскую Вьена, который после нескольких лет в Италии был увлечён античностью. Её принципы он прививал своим ученикам. Обучаясь здесь, Давид лелеял мечту – получить Римскую премию, что дало бы возможность продолжить обучение в Италии. Раз за разом он проваливает все попытки. Даже получение специальной награды не позволило ему выиграть гран-при, чему виной подковёрные игры. Раздавленный несправедливостью и тщетностью своих попыток, Давид решает покончить с жизнью. Ворвавшийся преподаватель Жан Седан, поддерживающий дарование и сочувствующий молодому художнику, смог найти слова утешения и убедить его в собственном таланте и будущих победах.

Жизнь и работа

Луи Вальта родился 8 августа 1869 года в Дьеппе , во французском регионе Нормандия, в богатой семье судовладельцев. Валтат провел много лет своего детства в Версале , пригороде Парижа, где он учился в средней школе в Lycée Hoche (недалеко от Версальского дворца ). Вдохновленный отцом, художником-любителем, Валтат увлекся искусством. В возрасте 17 лет, решив продолжить артистическую карьеру, он обратился к Школе изящных искусств де Париж . Он был принят, и в 1887 году Валтат переехал в Париж, чтобы поступить в Ecole , где он учился у известных академических художников Гюстава Буланже (1824–1888), Жюля Лефевра (1836–1911), а затем у Жан-Жозефа Бенджамина. -Константа (1845–1902).

Луи Вальта, 1913, Nu au fauteuil ( Nu sur fond rose ), холст, масло, 81,4 x 65,4 см, частное собрание. Выставлены exposició d’Art Frances d’Avantguarda , Galeries Dalmau , Барселона, 1920

Впоследствии Валтат учился в Академии Жюлиана (Академия Жюлиана) у Жюля Дюпре (1811–1889), художника-пейзажиста барбизонской школы . Среди его сокурсников были Альбер Андре (1869–1954), который стал близким другом, а также Морис Дени (1870–1943), Пьер Боннар (1867–1947) и Эдуар Вюйар (1868–1940). Последние трое, называющие себя « наби » (от еврейского слова, означающего пророков), испытали влияние синтетического метода живописи Поля Гогена (1848–1903), основанного на использовании простых форм, чистых цветов и крупных узоров. Хотя Валтат оставался отстраненным от этого движения, он учился у них.

В 1890 году, получив премию Жовена д’Аттенвилля , Валтат основал свою собственную студию на улице Ла Гласьер в Париже. Он дебютировал в 1893 году в Салоне независимых художников, продемонстрировав несколько картин, изображающих уличные сцены окрестностей, окружающих его художественную студию. Одна из этих картин, названная Sur Le Boulevard (На бульваре, 1893), была отмечена искусствоведом Феликсом Фенеоном . В этот ранний период своей карьеры Валтат использовал спонтанные легкие штрихи импрессионизма (хотя и с объектами с окантовкой) и цветные точки, найденные в пуантилизме . Два примера, представляющие работы Валтата в этот период, включают Пениш (Баржи, 1892 г.) и Помье («Яблони», 1894 г.). Как отмечает Cogniat, Péniches обладает импрессионистической визуализацией подвижных отражений колеблющейся воды, в то время как Pommiers «изобилует ослепительным блеском залитых солнцем красных и желтых тонов, усиленных пунктирными штрихами зеленого».

Валтат широко выставлялся за свою карьеру. В 1894 году он сотрудничал с Анри де Тулуз-Лотреком и Альбертом Андре в создании декора для парижского театра « L’uvre » по просьбе Лунье По.

Валтат болел туберкулезом и провел много осенне-зимних сезонов вдоль побережья Средиземного моря в Баньюльсе , Антеоре и Сен-Тропе . Начиная с 1900 года Валтат совершил несколько поездок на велосипеде, чтобы навестить Огюста Ренуара в Maison de la Poste в Кань . Там Валтат сделал несколько портретных рисунков Ренуара, на которых он основал последующую гравюру на дереве, и два художника совместно работали над скульптурой Сезанна . Другим другом Валтата был Поль Синьяк , которого он часто навещал, путешествуя на маленьком автомобиле Bollée, который он приобрел ок. 1904 год из Синьяка в обмен на картину « Женщины на берегу моря» . Во время своего пребывания у Средиземного моря Валтат усилил свое использование цвета и начал выражать свои фовистские тенденции, особенно в рисовании морских пейзажей. Историк искусства Натали Хендерсон Ли называет Валтата «прото-фовистом», хотя он оставался несколько в стороне от группы фовистов и никогда не принимал их крайнюю смелость в обращении с формой и цветом.

После 1914 года работал в Париже, а также в окрестностях Руана и Версаля . Сюжеты его картин включали цветы, пейзажи и сцены современной жизни, и он создал множество гравюр. Валтат продолжал рисовать до 1948 года, когда из-за глаукомы, от которой он страдал в течение нескольких лет, он потерял зрение. Он умер 2 января 1952 года в Париже.

Драматургия жизни и творчества

Следующее значимое полотно было создано Моне на пленэре, им стала картина высотой в два метра «Женщина в саду». Создание этой картины потребовало от автора некоторых физических усилий. Клод выкопал что-то вроде окопа, в котором можно было поднимать и опускать полотно, это нужно было художнику, чтобы поймать на холсте определенное освещение. Вопреки стараниям живописца, эту картину салонная комиссия по оценке не приняла.

На многих своих картинах Моне изображал женщин, а для этого нужны были натурщицы. С одной из них – той самой женщиной в зеленом Камиллой Донасье художник очень сблизился, она покорила сердце живописца и его кисть. Родственники Моне были против связи Клода с натурщицей.

Ему даже пришлось инсценировать разрыв отношений с любимой, которая осталась в Париже, вынашивая ребенка от Клода. Сам он для достоверности уехал летом 1867 года к родне в Сент-Андресс. Пребывание в курортном городке не прошло даром для художника, там он написал картину «Регата в Сент-Андресс».

Клод Моне «Регата в Сент-Адрессе», 1867 годМестонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

В том же году у Моне родился сын, которого они с Камиллой назвали Жаном. Художник спешно отправляется в Париж навестить свою неофициальную семью. Тогда же он напишет картину, посвященную любимой женщине и сыну «Колыбель. Камилла с сыном художника Жаном».

Художественный салон отказывался принимать картины Моне, семья начала испытывать финансовые трудности. Клоду пришлось брать деньги взаймы у друзей и знакомых. Очень помог в данной ситуации Годибер – владелец судов, который заказал художнику несколько картин.

Вопреки всему Клод женился на Камилле в 1870 году, он горячо любил эту красивую женщину. Медовый месяц семья провела в Трувиле – курортном городе в Нормандии. В этот город стекалось много ценителей искусств, особенно он был любим художниками, так как местные пейзажи всего более привлекали их.

Пребывание в Трувиле окажется очень плодотворным для Моне, там он напишет пять картин. Художник стал уходить всё более в свой стиль написания, сильно отдаляясь он классической академической манеры живописи. Салоны отвергали его картины, так как они были новы и непривычны для того времени, а следовательно, коммерчески не выгодны для салонных выставок.

Камилла Донасьё, натурщица, а впоследствии любимая жена Моне

Картины живописца

Картины художника экспонируются в музеях Франции, Бельгии, Италии, Польши, США, России.

Самые известные из них:

  • «Смерть Сенеки» (1773, Малый дворец, Париж);
  • «Клятва Горациев» (1784-1785, Лувр, Париж);
  • «Автопортрет с тремя воротниками» (1791, Уффици, Флоренция);
  • «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель);
  • «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Париж);
  • «Коронация Наполеона» (1805, Лувр, Париж);
  • «Раздача императорских знамён» (1810, Версаль) .

Есть в галерее художника незаконченные картины, эскизы, рисунки и наброски. Точно известно об умышленном уничтожении оригинала «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» дочерью героя картины, который голосовал также за казнь Людовика XVI. Да, в те времена во Франции неистово и безжалостно бился кровавый пульс энергий и страстей, превратив, как и всякая революция, страну в страшное месиво. Поэтому полотна исторического живописца Жака-Луи Давида, свидетеля и активного участника многих знаковых, судьбоносных событий, представляют не только высокохудожественную ценность, но и значительную эпохальную.

Каспар Давид Фридрих пейзажист-мыслитель

Франсиско Гойя – зеркало Испании конца XVIII – начало XIX века

Эдуард Мане биография человека и путь художника

Примечания

  1. ^
  2. ^ Феррилло, Линн Бойер. «Валтат, Луис». Grove Art Online. Оксфордское искусство онлайн. Oxford University Press, получено 30 ноября 2012 г.
  3. Синьяк, П., Бокильон-Ферретти, М., Большой дворец (Париж, Франция), Музей Ван Гога, Амстердам, и Музей искусств Метрополитен (Нью-Йорк, Нью-Йорк). (2001). Синьяк, 1863-1935 гг.. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. С. 62–63. ISBN  0870999982.
  4. ^ Бреттел Р. Р., Такер П. Х., Ли Н. Х. и Музей искусств Метрополитен (Нью-Йорк, Нью-Йорк). (2009). Коллекция Роберта Лемана: III. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Метрополитен-музей совместно с Princeton University Press. п. 153. ISBN  1588393496.

Интересные факты

  • На биографии художника основан фильм 2021 года «Кошачьи миры Луиса Уэйна», оригинальное название которого — «Электрическая жизнь Луиса Уэйна». Главную роль в картине исполнил Бенедикт Камбербэтч, а Эмили изобразила Клэр Фой.
  • Серия поздних произведений Луиса используется в учебниках по психиатрии как наглядный пример изменения творческого стиля по мере ухудшения психического состояния.
  • Уэйн был амбидекстром и пользовался обеими руками.
  • В лондонском музее разума при Бетлемской королевской больнице, пациентом которой художник некогда был, проходила выставка 55 картин Луиса. Фотогалерею экспозиции можно посмотреть на официальном сайте музея.

Сын парижского бакалейщика

У Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины Обре в 1840 году появился на свет второй ребенок. Мальчика, родившегося 14 ноября, назвали Оскаром Клодом. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала из столицы Франции в нормандский город Гавр. Там, на берегу Атлантического океана, жила родная тетка Клода Мари-Жан Лекадр, чей муж держал торговую компанию. Туда  и устроился работать старший Моне. Летом вся семья отдыхала на даче Лекадров в Сент-Адресс – курортном городке.

Отдав сына в школу, отец надеялся, что мальчик выучится и после окончания учебы продолжит его дело бакалейщика. После кончины мужа тетки Жака Лекадра управление его компанией перешло к Моне старшему. Ожидания Огюста не оправдывались, мальчик совершенно не признавал дисциплины, учиться не любил и постоянно рисовал. Первыми рисунками Клода стали карикатуры на одноклассников и преподавателей в школе.

Младший Моне был парень не промах. Поняв, что карикатуры у него получаются на ура, он стал их продавать по 20 франков. Свои шаржи Клод размещал в багетном салоне, где их выставляли на витрину вместе с инструментами и материалами для живописи.

Клод Моне. Карикатура на Эжена Марселя, 1856 годМестонахождение: Институт искусств, Чикаго, США

Продавая карикатуры, юный предприниматель скопил себе приличное для молодого парня состояние в две тысячи франков. В том же салоне, где продавались рисунки Моне, он однажды повстречал художника Эжена Будена – известного на тот момент пейзажиста, и познакомился с ним. Живописец отметил, что у мальчика, бесспорно, есть талант к изобразительному искусству.

Новый знакомый настоятельно посоветовал парню начать рисовать нечто более серьезное, чем простые картинки. Молодой Клод стал брать уроки живописи у Будена, несмотря на противление этому отца. Огюст Моне ещё надеялся пустить сына по своим стопам.

Занятиям рисованием с настоящим художником против воли отца поспособствовала тетя Клода. Она опекала мальчика после смерти его матери. Беря уроки у Будена, юноша понял, что тяготеет к пейзажам.

Художник Эжен Буден, учивший молодого Моне живописи

Знаменитые стога Моне

Однажды Клод со своей приемной дочерью от Алисы Гошеде пошел на луга, чтобы написать скошенные поля. На лугах стояли стога с сеном, погода резко сменилась, и окружающий пейзаж принял совершенно иные оттенки. Уже начавший писать Моне отправил девочку за новым холстом, чтобы нарисовать луг в других оттенках. Пока дочка вернулась, погода снова преобразила природу в её цветовой гамме.

Следующим утром Клод, снарядившись уже пятью холстами, направился на луг. В результате этих хождений и смены погоды получилась целая серия картин со стогами сена в разных цветовых интерпретациях. При написании этих полотен Моне использовал лиловый цвет, интересно играя им на холсте. Эта серия была продолжена живописцем год спустя.

Стога получились разные: и летние, и осенние, и даже с шапками снега. Самая известная из этой серии картина «Стога. Эффект дождя и солнца», написанная автором в 1891 году. На выставке эти картины вызывают приятные впечатления у ценителей искусств, ими восторгаются.

Клод Моне «Стога сена в конце лета. Утренний эффект», 1891 годМестонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция

Переплетение личной жизни и политики

1782 год – женитьба на Шарлотте Пекуль, дочери состоятельного королевского подрядчика по строительству и сестре друга по учёбе

Отец Шарлотты сам был инициатором свадьбы, обратив внимание на популярного молодого живописца. Шарлотта стала единственной настоящей любовью художника на долгие годы

Впрочем, у пары была серьёзная размолвка на политической почве: уже имея четырёх детей, Шарлотта ушла от мужа, когда ей стали известны результаты голосования на Конвенте, законодательном органе революционной Франции. Тогда за казнь короля Людовика XVI свои голоса отдали 361 депутат, а против – 360. Один голос, как тонкая ниточка, на которой висела исключительная, совершенно особая человеческая жизнь, воплощающая в себе монархию. «За» проголосовал убеждённый якобинец Жак-Луи Давид. Шарлотта, непоколебимая роялистка, решительно покинет этого человека, чужого по убеждениям.

Спустя годы, в период падения Якобинской диктатуры Шарлотта сделает всё возможное для спасения Жака-Луи от гильотины и пара вновь воссоединится. На этот раз уже навсегда, до смерти живописца в 1825 году. Шарлотта, овдовев, проживёт всего год.

По пути импрессионизма

Смелая выставка не оправдала надежд, люди не поняли нового направления в искусстве, и общество было распущено уже к концу 1874 года. Отличительной особенностью картин, написанных в духе импрессионизма, является то, что на полотно следует смотреть с некоего отдаления, а не подходя к нему вплотную.

Городские обыватели не понимали этого, а поэтому и не постигли всей сути нового направления, картины казались им размазанными и нечеткими. Картину Моне «Бульвар Капуцинок» на той выставке даже продырявили тростью прямо на глазах у автора. Казалось бы, трость должна быть атрибутом джентльмена, и предназначена она вовсе не для порчи картин. Возможно, дело в том, что на выставку пришли не только джентльмены.

Клод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873 годМестонахождение: Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США

Стоит напомнить читателям, что название «импрессионизм» происходит от английского слова «impression», что означает «впечатление». Кстати, французский репортер Луи Леруа, который написал разгромную статью о прошедшей выставке импрессионистов, а в особенности об одной из моих любимых картин Моне «Впечатление. Восходящее солнце» высказался так :

Возможно, ему стоило писать статьи на другие темы, а не браться за роль искусствоведа, если он не мог увидеть очевидного. На мой взгляд простого любителя красоты, на картине Моне можно увидеть не только нежный рассвет, но, если приглядеться, ещё много интересного. Тем не менее, именно благодаря Луи Леруа импрессионизм стал называться импрессионизмом и уже без негативного окраса.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 годМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Моне сочетал цвета на своих полотнах не просто по наитию, он изучил вдоль и поперек оптическую теорию немецкого физика-оптика Германа Гельмгольца. Эта теория заключается в том, что чисто белого и черного цвета нет в природе, но существуют 7 главных цветов и тысячи их оттенков.

Этим и пользовался Моне при написании своих полотен. Он ловил определенный свет в определенный сезон года, поэтому мог создавать одну картину в течение нескольких лет, работая, например, по полчаса в день летом, так как осенью свет падает на холст уже не так.

Клод Моне «Вид на равнину Аржантёя», 1872 годМестонахождение: Частная коллекция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: