Четырежды номинант Нобелевской премии
Паустовский четыре раза выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил ее. Считается, что по политическим причинам. Первый раз, в 1965 году, он уступил Михаилу Шолохову. На следующий год писатель не вошел в короткий список. В 1967 году Паустовский был выдвинут на премию шведским автором Эйвиндом Юнсоном, но комитет отклонил его кандидатуру. Третий раз был номинирован в 1968 году, но скончался, не дожив до выбора лауреата.
Все, кто знали писателя лично, говорили о нем как о крайне справедливом, честном и порядочном человеке, который никогда не шел на сделку с совестью. Он не служил партии, не писал восторженных благодарностей и не участвовал в заговорах против коллег, но помогал тем, кто в этом нуждался.
Художница Вера Рохлина и ее картины
Вера Николаевна Рохлина жила и училась в разных местах: в Москве, Киеве, Тифлисе, Париже. Ее учителями в живописи были авангардисты Илья Машков и Александра Экстер, которые оказали значительное влияние на творчество художницы. В связи с разными местами жительства ее работы также выставлялись в разных странах. Больше всего ей приглянулся Париж, куда она переехала на постоянное место жительства. Во Франции художница быстро стала популярной и участвовала в разнообразных выставках, а также была членом Общества Осенних салонов, Союза деятелей русского искусства во Франции и других организаций. Общественности нравилась ее особенная живописная манера, о ней высоко отзывались критики и пресса, ее удостаивали премий, а поклонники помогали в организации персональных выставок. К большой печали общества, в возрасте 38 лет на пике славы художница покончила с собой.
Вера Рохлина (1896–1934).
Как и многие художники, Вера Рохлина работала в разных стилях. Одним из них был кубизм, который позволял разложить реальность на детали и словно бы собрать ее заново, но уже с другими акцентами. Это помогало зрителю полнее ощутить нагромождение домов или конкретные черты характера на портрете. Другим излюбленным стилем живописи художницы был импрессионизм. Особенно она любила рисовать в нем обнаженные натуры, и эти полотна тоже вызывали восторг зрителей. Ее творчество хорошо иллюстрируют такие работы: картины серии «Обнаженные», работы о Тифлисе, картины о Париже и другие.
В. Рохлина Nu Alonge. 1925 г.
Самой дорогой картиной Веры Рохлиной считается холст «Картежники», который несколько раз появлялся на аукционах. Последняя продажа этой картины состоялась в 2008 году на торгах Christie`s, причем холст купили с десятикратным превышением эстимейта и отдали за него 4 млн долларов. Если говорить о названном выше топ-100 дорогих картин, то среди русских художников она занимает 33-е место.
В. Рохлина. «Картежники». 1919 г.
Художница Соня Делоне и ее картины
Соня Делоне воспитывалась в семье своего состоятельного дяди, еще в юности проявила склонность к рисованию и получила художественное образование в академиях Германии и Франции. На ее становление как художницы повлияли путешествия по Европе, изучение живописи в разных музеях и галереях мира, а также знакомство с художником Робером Делоне и вхождение в круг живописцев Франции.
Соня Делоне (1885–1979).
В жизни и творчестве Соня Делоне занимала активную позицию. Она открыла свое ателье, иллюстрировала книги, создавала декорации и костюмы для театральных постановок, выступала в роли организатора ряда выставок, а также стала первой художницей, у которой прошла персональная выставка в Лувре. Работать она начинала с предметной живописи, но постепенно перешла к абстракциям. Особенно ценятся ее работы в стиле кубизма. Одним из его течений стал орфизм: если кубисты раскладывали на составляющие форму, чтобы затем собрать ее иначе, то орфисты раскладывали свет. Они демонстрировали на холстах, как цвет может двигаться в свете. Это изображалось в виде цветных кругов, которые как бы двигались, пульсировали на полотнах. В качестве примеров ее работ разных периодов приведем картины «Электрические призмы», «Спящая девушка», «Коллаж» и «Игральные карты».
Соня Делоне. «Коллаж».
В плане аукционных продаж наиболее дорогой на сегодня считается картина «Рынок в Миньо». Она была продана в 2002 году на торгах Calmels Cohen Paris за внушительную сумму 4,3 млн долларов. Сама Соня Делоне входит в топ-100 русских художников с самыми дорогими картинами и занимает в нем 31-ю строчку.
Соня Делоне. «Рынок в Миньо». 1915 г.
Особенности дореволюционного документоведения
Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.
На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.
С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.
Творчество
Прежде чем с головой окунуться в искусство выносливости, Абрамович, по ее признанию, занималась живописью и выводила на бумаге только большие сталкивающиеся социалистические грузовики и маленькие невинные социалистические игрушечные грузовички. Но однажды на нее произвели огромное впечатление следы, оставленные в небе истребителями, и она распрощалась с холстами и красками.
Первый эксперимент мастера датирован 1973-м: на свет сначала появился «Ритм 10», через год — «Ритм 5», «Ритм 2», «Ритм 4» и «Ритм 0». В ходе последнего присутствующим разрешено было пользоваться размещенными на столе 72 объектами, способными причинять ей, стоящей неподвижно, удовольствие и боль. Поведение посетителей с каждым часом становилось все агрессивнее, вернувшись вечером в отель, молодая женщина обнаружила у себя прядь седых волос.
В 1975-м она воплотила в автобиографических «Губах Томаса» впечатления из детства: в них отразилось воспитание строгих родителей-коммунистов и любящей набожной бабушки.
С 1976-го у сербского деятеля искусства началась работа с Улаем — коллегой и возлюбленным. Вместе с мужчиной Марина создала множество провокационных инсталляций, вошедших историю и школьные учебники, — серии «Отношения» и «Ночной переход», «Вдох-выдох», «Энергия покоя», «Поход по Великой Китайской стене» и т. д.
В 2010-м в рамках первой ретроспективной выставки в Нью-Йорке состоялся перформанс «В присутствии художника», одноименная экспозиция через год открылась и в России. Не прошел мимо талантливой Абрамович и кинематограф: она сняла фильмы «Балканский эротический эпос» и «Опасные игры».
Личная жизнь
Личная жизнь Марины тесно связана с искусством: трое из четырех избранников оказались художниками — первый муж Неша Парипович, бойфренд Франк Уве Лайсипен (Улай) и второй супруг Паоло Каневари. А Клаус Бизенбах являлся известным куратором выставок.
Роман с Улаем завязался в ноябре 1975-го, после того как мужчина встретил Абрамович в аэропорту и помогал с «Губами Томаса». Спустя 5 лет пара решила пожениться на Великой Китайской стене. Но за то время, что она ждала разрешения от властей, отношения развалились.
В 2010-м бывшие влюбленные встретились на перформансе «В присутствии художника», в 2016-м завершили судебную тяжбу и в 2017-м окончательно помирились. Впоследствии женщина вышла замуж за итальянца Паоло, но и в итоге они тоже расстались.
Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:
-
vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;
-
gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;
- myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
- familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
-
books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;
-
jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.
Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.
Художница Александра Экстер и ее картины
Александра Александровна Экстер еще в детстве проявила склонность к рисованию и обучалась в Киевской рисовальной школе, а затем в Киевском художественном училище и в академии Гранд-Шомьера во Франции. Большое влияние на расширение ее художественного круга оказали брак с Н. Экстером и организация в своем доме мастерской. В последней нередко собирались представители авангарда. Александра жила в разных местах и много путешествовала. Она была знакома с П. Пикассо, с ведущими авангардистами Италии, активно принимала участие в выставках и сама выступала в роли организатора. Талантливая женщина оформляла постановки, создавала рисунки для одежды и бытового текстиля, оформляла интерьеры и многое другое.
Александра Экстер (1882–1949).
В живописи Экстер была сторонницей авангардизма, в частности, работала в стиле кубофутуризма и супрематизма. Ее картины и эскизы костюмов для постановок отличались яркостью, смелостью, свободой движения и форм. Этому во многом способствовала активная жизнь с постоянными путешествиями, знакомство с новостями в мире живописи и участие в выставках. Она была вхожа во многие круги, и даже прославленный Малевич ей единственной доверил посещение своей мастерской в пору создания им супрематизма. Ее творчество можно проиллюстрировать следующими работами: «Город ночью», «Синий, черный, красный», «Дизайн костюма для Саломеи», «Женщина с рыбой» и многими другими.
А. Экстер. Работа «Дизайн костюма для Саломеи». 1917 г.
Самой дорогой картиной Александры Экстер, проданной на аукционах, на сегодня является холст «Венеция»
Это важное произведение, написанное художницей при переезде во Францию, которое участвовало в нескольких выставках. На торгах оно ушло за внушительную сумму в 1,7 млн долларов
В топ-100 самых дорогих картин русских живописцев художница находится на 64-й позиции.
А. Экстер. «Венеция». 1925 г.
На этом мы завершим наш список известных русских художниц XIX-XX веков, но заметим, что он не является полным. Мы рассмотрели в первую очередь тех из них, чья живопись не только известна, но и высокого ценится сегодня на арт-рынке. Вы можете самостоятельно познакомиться с такими русскими художницами, как Мария Якунчикова, Елена Поленова, Мария Башкирцева, Ольга Розанова, и многими другими. Также существует большая плеяда современных художниц, которые активно участвуют в выставках, содержат галереи, создают интерактивные инсталляции, произведения мобильного искусства и других течений.
Художница Любовь Попова и ее картины
Любовь Сергеевна Попова была дочерью состоятельного и просвещенного мецената, который с малых лет привил ей любовь к искусству. Будучи материально обеспеченной, девочка училась в частных художественных школах в России и за рубежом. В частности, среди ее учителей были К. Юон и В. Татлин. Путешествуя по Европе, Попова, как и многие художники двадцатого века, была увлечена новыми авангардистскими течениями. Она с интересом пробовала себя в кубизме и кубофутуризме, осваивала конструктивизм, работала вместе с супрематистами. Также художница оказалась талантлива и в плане художественного оформления спектаклей и разработки дизайна тканей. Она хорошо разбиралась в особенностях текстильного производства, которым владел ее отец. С учетом этой специфики художница разрабатывала оригинальные принты, благодаря чему ткани с необычными узорами быстро раскупали. К сожалению, прожила она еще меньше Веры Рохлиной и скончалась в возрасте 35 лет от скарлатины.
Любовь Попова (1889–1924).
Любовь Попова много экспериментировала в своих картинах. Она исследовала различные фигуры, их пространственное построение, использовала разные фактуры в рисовании. В том числе среди них были и картины в стиле кубофутуризма, где в предметную живопись врезались формы и создавали новое видение. Среди таких работ отметим кубофутуристическую картину ««Человек + воздух + пространство», работы серии «Живая архитектоника» и холст «Пространственно-силовая конструкция».
Л. Попова. «Пространственно-силовая конструкция». 1921 г.
Рекордной с точки зрения аукционных продаж сегодня является картина «Натюрморт с подносом», которая была выставлена на Sotheby`s в 2007 году. Это абстракция, которая относится к числу значительных работ художницы и потому уже на старте претендовала на пару миллионов долларов. Продана она была за 3,5 млн долларов. Попова в топ-100 художников с самыми дорогими картинами занимает 39-ю строку.
Л. Попова. «Натюрморт с подносом». 1915 г.
Художница Тамара де Лемпицка и ее картины
Тамара де Лемпицка устраивала свою жизнь самостоятельно, так как еще в детстве отец оставил ее семью. Удачный брак с состоятельным человеком в тяжелые революционные времена пошел по швам, поэтому юной Тамаре пришлось бежать в Париж и там пытаться устроить свою судьбу. Она брала уроки рисования и проявила талант не только в живописи, но в и продаже своего мастерства. Яркая, эффектная женщина в экстравагантных нарядах, которая не стеснялась называть значительные суммы за свои картины, быстро очаровала французское общество и набрала популярность.
Тамара де Лемпицка (1898–1980).
Проявляла смелость она и в картинах, сочетая самые различные стили и течения от кубизма и ар-деко до классической школы и придя к своему оригинальному стилю. При этом персонажи ее картин получались удивительно чувственными, что и манило к ней дорогих заказчиков. Саму же чувственность так ярко выражать в картинах ей помогали многочисленные любовные романы как с мужчинами, так и с женщинами. В качестве примера ее работ назовем «Женщина в зеленом Бугатти», «Святая Тереза Авильская», «Кизетта на балконе».
Тамара де Лемпицка. «Женщина в зеленом Bugatti». 1925 г.
Тамара де Лемпицка является на сегодня не только известной, но и самой дорогой русской художницей среди женщин. Она также входит в топ-100 русских художников с самой дорогой картиной, занимая в нем седьмую позицию. Речь идет об официальный продажах на аукционах за период с 2000 по начало 2022 года. Выход на такую позицию в рейтинге художнице обеспечил уход картины Portrait de Marjorie Ferry за 21 млн долларов в феврале 2020 года.
Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.
Художница Варвара Степанова и ее картины
Творческому становлению Варвары Федоровны Степановой способствовало обучение в художественной школе Казани и знакомство с живописцем и скульптором Александром Родченко. Супружеская пара переселилась из Казани в Москву, где им приходилось много работать в самых разных сферах, чтобы прокормить себя. В то же время оба активно проявляли себя в живописи и примкнули к русскому авангарду. Варвара погрузилась в станковую живопись, готовила декорации для спектаклей, иллюстрировала книги и позже перешла к производственному искусству. Она имела свое видение того, как должна выглядеть советская молодежь, и много труда вложила в разработку эскизов тканей и моделей одежды для советского гражданина. Эта увлеченность сложилась еще в период станковой живописи, когда художница проводила многочисленные опыты по движению тела человека.
Варвара Степанова (1894–1958).
Степанова мечтала о выпуске в больших объемах такой одежды, которая в первую очередь была бы функциональной. И ей это удалось, так как по ее эскизам создавали одежду для спорта, конкретных профессий и повседневности. Больше того, в 1920-е годы она стала профессором текстильного отделения ВХУТЕМАСа, а разработанная ею одежда была в советское время весьма популярной. Примерами ее известных произведений могут служить многочисленные работы цикла «Фигуры»: «Три фигуры», «Три фигуры. Музыканты», «Танцующие фигуры на белом фоне» и другие.
В. Степанова. «Три фигуры». 1921 г.
Наиболее дорогим произведением Варвары Степановой стала картина «Фигура с гитарой», которая появилась на аукционе на Sotheby`s в 2014 году. Участники торгов по достоинству оценили это произведение и поднимали цену, пока она не достигла 2,8 млн долларов. В топ-100 живописцев с дорогими картинами художница занимает 51-е место.
В. Степанова. «Фигура с гитарой».
Детство и юность
Марина родилась в последний ноябрьский день в Белграде через год после окончания Второй мировой войны в семье югославских партизан: Войо и Даница познакомились в период боевых действий, а после их завершения стали поистине национальными героями.
Несмотря на внешнее благополучие и хорошую материальную обеспеченность, внутри ячейки общества атмосфера, мягко говоря, была не очень. Отец интересовался другими женщинами, а вскоре и вовсе оставил жену и детей, мать отличалась суровым нравом и тотально контролировала сына и дочь, а любовь открыто выражала только бабушка.
В 14 лет подростку преподали первый урок перформанса: фронтовой друг главы семейства — художник Фило Филипович на просьбу научить, как пользоваться только что купленными масляными красками, решил показать «Закат». Для этого он смешал на холсте песок с клеем и красным, желтым и черным цветом, облил бензином и поджег. К любопытным фактам того периода относится и то, что девушка часто играла в «Русскую рулетку» с пистолетом Даницы, а заветной мечтой считался нос как у Брижит Бардо.
Высшее образование студентка получила в местном Институте искусств, а затем окончила аспирантуру в Академии изящных искусств в Хорватии.
Паустовский и муза Матисса
Писатель был женат трижды. Первый раз 24-летний Паустовский венчался с Екатериной Загорской. Они встретились на фронтах Первой мировой. После 20 лет брака, в котором родился сын, семья распалась, и Паустовский женился во второй раз на Валерии Валишевской-Навашиной, сестре известного польского художника.
А самой большой его любовью, как он сам говорил, стала актриса Татьяна Евтеева-Арбузова: «Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете». В этих отношения у 58-летнего писателя родился сын Алексей.
Но помимо любовных отношений, судьба свела писателя с еще одной удивительной женщиной — Лидией Делекторской. Переводчица, секретарь и муза художника Анри Матисса познакомилась с Паустовским во время его поездки в Европу в 1956 году. Между ними сразу завязалась крепкая дружба, а знаменательную встречу писатель отразил в очерке «Мимолетный Париж».
Художница Зинаида Серебрякова и ее картины
Зинаида Евгеньевна Серебрякова унаследовала свой дар от именитых предков. Ее отец Евгений Лансере был известным скульптором и художником, а материнская линия шла от художников Бенуа. Конечно, девочка получила хорошее художественное образование, однако в годы революции потеряла все семейное состояние и оказалась в нужде. На долю художницы выпало много трудностей: нужда, необходимость одной кормить четверых детей и престарелых родственников, жизнь вдали от родины. Родственники получили возможность общения с Серебряковой, эмигрировавшей в Париж, только во время хрущевской оттепели. С 1960-х годов ее картины стали очень популярными в СССР, а сегодня они за миллионы долларов уходят с аукционов.
Зинаида Серебрякова (1884–1967).
Картины Зинаиды привлекли внимание общества еще до революции. Она любила изображать крестьян за их повседневной работой, себя и своих близких за обыденными делами, передавать чувственность в обнаженной натуре, рисовала пейзажи и пробовала себя в других жанрах
Художница во всем видела красоту и гармонию, которыми были пронизаны и ее картины. Передавать их помогали смешанные приемы импрессионистов, классиков, модернистов и представителей других направлений. Мягкие образы, светлые тона глубоко трогали зрителей, что объясняет такую популярность ее работ. Сегодня часть из них находится в таких крупных музеях как Государственная Третьяковская галерея, Петергоф, Государственный Русский музей и другие. К числу ее известных работ относятся «За туалетом. Автопортрет», «Беление холста», «Портрет Ольги Константиновны Лансере» и другие.
З. Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909 г.
Самой дорогой картиной, ушедшей с официальных торгов, на сегодня считается холст «Спящая девочка». В 2015 году она появилась на Sotheby`s и была продана за 5,9 млн долларов. В упомянутом выше списке самых дорогих картин Серебрякова находится на 22 позиции.
З. Серебрякова. «Спящая девочка». 1923 г.
Любимый писатель Марлен Дитрих
На фото 1964 года актриса преклоняет колени перед писателем во время их встречи в Москве. О Паустовском Дитрих узнала, прочитав его рассказ «Телеграмма» в одном из сборников. А будучи на гастролях в Москве, голливудская звезда поделилась мечтой — увидеть писателя, который произвел на нее такое сильное впечатление.
Это казалось маловероятным — в те дни Константин Георгиевич уже тяжело болел. Но перед концертом Дитрих сообщили, что Паустовский находится в зале. Она потом вспоминала, что во время представления дико волновалась и совсем растерялась, когда в конце вечера увидела, что великий писатель поднимается на сцену. Марлен Дитрих тут же опустилась перед ним на колени.
Художница Наталья Гончарова и ее картины
Наталья Сергеевна Гончарова пришла к живописи не сразу, а после долгих поисков себя в разных видах деятельности. Значительное влияние на ее решение оказала встреча с художником Михаилом Ларионовым. Ее художественный стиль формировался под влиянием учителя Константина Коровина, французских представителей различных течений XX века и, конечно, ее супруга авангардиста Ларионова. Наталья принадлежала к числу тех, кто не боялся критики и непонимания общества, и это стало одной из причин выработки собственного стиля и успеха ее холстов. Ее картины неоднократно арестовывали по самым разным причинам: обвиняли в порнографии за то, что женщина посмела изображать обнаженные тела, за использование авангардистских приемов в религиозных сюжетах и многое другое. Но всякий раз за Наталью заступались те или иные представители общества, что говорит о его готовности принимать новое.
Наталья Гончарова (1881–1962).
Во многих ее произведениях прослеживаются черты неопримитивизма с ярко выделенными контурами объектов и упрощением изображения, что заставляет зрителя меньше искать сходство с реальностью, но больше ощущать. Помимо него Гончарова творила в стиле кубизма, вслед за мужем пробовала себя в лучизме, фовизме, модерне и других. Но все эти течения накладывались на ее любовь к родине, к русскому быту, что и породило на свет много удивительных картин. Среди ее работ назовем произведения «Автопортрет с желтыми лилиями», «Испанка» и «Сирень».
Н. Гончарова. «Испанка». 1916 г.
Наталья Гончарова также принадлежит к числу наиболее дорогих русских художниц и находится на втором месте после упомянутой выше Тамары де Лемпицки. К числу самых дорогих аукционных продаж ее картин относится уход работы «Цветы». Это произведение появилось на торгах аукционе Christie`s в 2008 году и было продано за 10,9 млн долларов. В списке русских художников с самой дорогой продажей она занимает 12-е место.