Композиторы
Пётр Чайковский – профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
Николай Римский-Корсаков – великий оперный композитор, опиравшийся на историю и сказки (оперы «Снегурочка», «Три чуда»). Думал, что музыкальные формы объединят слушателя с подлинной природой мира. В арсенале его выразительных средств: настоящая мелодика народных песен, частицы гармоний, позаимствованных у скоморохов. Был одарённым педагогом и дирижёром.
Дмитрий Шостакович – композитор советского периода, много экспериментировавший в музыке. Он работал во всех жанрах, и в стиле модерн. Однако, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» не одобрил глава государства И.В.Сталин, после чего композитор подвергся репрессиям. Творчество ограничили рамками «государственных» предпочтений. Но каждому слушателю ясен подтекст настроений и смыслов симфоний № 5 и № 7.
Отечественные кинематографисты
Лев Кулешов – применил технику монтажа в российской кинематографии. Является первооткрывателем эффекта Кулешова, где два кадра неодинакового содержания при склеивании, придают новый смысл. Благодаря его творчеству, лучшие деятели страны стали появляться в кинокадрах.
Сергей Эйзенштейн – создатель фильма «Броненосец Потёмкин», ставший впоследствии культовым. Теоретик кино, впервые начал использовать технику динамичного монтажа. Первым стал и в другом деле, а именно в применении цвета в кино. Например, так появился красный флаг в фильме «Броненосц Потёмкин».
Михаил Ромм – режиссёр документального кино, автор научных трудов, преподаватель ВГИКа. Снял неординарные картины:
- «Девять дней одного года»;
- «Обыкновенный фашизм».
Его работы получили большой общественный резонанс. Один из лучших теоретиков кино середины XX века.
Андрей Тарковский – снимал в стиле арт-хаус, сильно отличавший его от других режиссёров. Его знаменитые фильмы «Солярис» и «Сталкер» наполнены глубокими метафорами и ярко выраженными личностными смыслами. Его работы пронизаны аллегоричностью и где-то сродни притчам.
Художник-виртуоз
Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?
В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.
Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:
- «Убийство Фёдора Годунова в 1605 году» (1862);
- «Дети, бегущие от грозы» (1872);
- «Дети художника» (1882);
- «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883);
- «Под венец» (1884);
- «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1886);
- «Минин на площади Нижнего Новгорода» (1896);
- «Иван Сусанин» (1914);
- «Гадание» (1915) и другие.
«Любуйся и запоминай!» – твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.
Биография Константина Коровина
Дети, бегущие от грозы К. Маковский
Биография художника Константина Андреевича Сомова
Биография
Саид-Хамзат Махмудович Нунуев родился 1 января 1952 года в Казахстане, в поселке Голубиновка Ключевого района Актюбинской области.
В 1957 году семья Нунуевых вернулась на историческую родину в село Махкеты Веденского района ЧИАССР.
В 1968 году Нунуев окончил в Махкетах среднюю школу и в 1969 году поступил на исторический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета, которую окончил в 1973 году. В 1985 году заочно окончил экономический факультет Горского сельскохозяйственного института в г. Орджоникидзе. В 1994 году окончил курсы в Российской Академии госслужбы при Президенте РФ. Кандидат исторических наук. Служил в Советской Армии. Воинское звание — капитан.
Нунуев был работником органов комсомольской, партийно-советской работы в 1985—1999 годах. Занимал должности в Аппарате Государственной Думы РФ в 1994—1997 годах. В разное время он был Народным депутатом ЧР[уточнить], РФ, членом Верхней палаты[уточнить] Верховного Совета СССР, Председателем подкомитета Комитета Верховного Совета СССР по международным делам, Председателем чеченского Центра культуры мира и ненасилия имени шейха Кунта-Хаджи в Москве под эгидой ЮНЕСКО, советником Председателя Международного сообщества писательских союзов Сергея Михалкова по вопросам литератур народов Северного Кавказа (1998-2004гг), советником Главы Администрации Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова по работе с научной и творческой интеллигенцией (2000—2001 гг.), заместителем редактора «Объединенной газеты» (г. Москва, 2001—2004 гг.), Председателем Исполкома Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений России (2005-2007гг), начальником Отдела внешних связей Академии наук ЧР]](2000-2005 гг.) членом Межпарламентской миротворческой Комиссии Государственная Дума — Парламентская Ассамблея Совета Европы (2000—2002 гг.)
С 1989 года Нунуев — член Союза писателей СССР, РФ, автор и составитель более тридцати книг на чеченском и русском языках.
Его пьесы «Соседи», «Один лишь Бог», «Новые соседи» были инсценированы Чечено-Ингушским государственным театром имени Ханпаши Нурадилова. А пьеса «Возвращение Борз-Али» — Государственным русским драматическим театром им. М.Ю. Лермонтова.
Нунуев в 2007 году стал лауреатом Международной литературной премии имени Льва Толстого Московской писательской организации за эпическое произведение — роман «Дух и золото». В том же году выиграл Всероссийский конкурс на Грант Президента России. В 2017 году стал лауреатом Международной литературной премии им. М.Ю. Лермонтова. Награждён многими государственными, ведомственными и общественными орденами и медалями. Имеет восьмерых детей, семнадцать внуков.
Третья любовь. Последние годы жизни
На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.
Собственный выбор
Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.
Второй семейный союз
Встреча на балу с молоденькой красавицей Юлией Летковой в следующем, 1874 году утешит художника. Он, страстный и настойчивый мужчина, добился согласия и едва смог дождаться её 16-летия, чтобы жениться (ему было 36). Константин Егорович обожал свою Музу, написал уйму её портретов, обязательно вставлял личико супруги и в многолюдные полотна. Первая дочь Маковских умерла, заболев скарлатиной. Ей не было и года. Оправившись от горя, Юлия Павловна родила сына Сергея, позже дочь Елену и сына Владимира. Идиллическая обстановка в семье, щебетанье детей, бесконечные разговоры об искусстве были отрадой «Блистательного Константина» (так его называли в обществе), счастливого баловня судьбы. Но гром в образе новой влюблённости прогремел внезапно.
Лучшие спортсмены
Иван Поддубный – русский профессиональный спортсмен, атлет, пятикратный чемпион в греко-римской борьбе, артист цирка. За всю свою спортивную карьеру ни разу не был на месте проигравшего в спортивных состязаниях. Его называли «русским богатырём XX века».
Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам, обладатель «Шахматных Оскаров». Мастер комбинирования различных тактик и стратегий, что выводило его в число победителей в провальных партиях. Первые ходы поражали новизной и необычностью, их называли «Дебюты Каспарова».
Лев Яшин – лучший вратарь советского периода, голкипер прошлого столетия. Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы и СССР. Единственный, кому из вратарей был присуждён «Золотой мяч».
Выдающимися личностями в истории России всех эпох внесён огромный вклад в мировую сокровищницу науки, культуры, спорта и управления государством. Многие из них изменили ход истории, что благотворно отразилось на эволюции человечества.
Личная жизнь. Первый брак
Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.
Счастливое детство
Родился 2 июля 1839 года в Москве. Константин был старшим из сыновей (первой была дочь). Всего в интеллигентной, творчески разносторонней, счастливой семье воспитывалось пять детей. Отец, Егор Иванович, по профессии был бухгалтером, но по призванию однозначно художником: с увлечением изучал дворцовую живопись, своими руками создавал чудесные миниатюры из кости, с удовольствием выполнял административную и организационную работу в той же сфере. Так, он был членом комиссии по возведению Храма Христа-Спасителя, одним из учредителей этюдного (натурного) класса, расположившегося в центре Москвы и положившего начало городскому Училищу живописи и ваяния. Мать, Любовь Корнилиевна, умница и красавица, была душой семьи и любимицей общества: обладая дивным сопрано, она успешно выступала и давала уроки.
Дети в семье с рождения попадали в атмосферу красоты и искусства. К этому располагали частые литературные, художественные и музыкальные вечера в квартире с видом на Кремль, гости, именитые композиторы, писатели и живописцы, но, в первую очередь, талантливые и любящие родители. Благодатная атмосфера способствовала творческому развитию всех детей: младшие братья Константина Николай и Владимир, а также старшая сестра Александра выбрали художественную стезю, младшая Мария стала певицей. Сам Константин много позднее подчёркивал исключительную роль отца в становлении себя как художника.
Образ жизни
Константин Егорович Маковский жизнь любил. Он окружил себя роскошью, о которой русские художники и не мечтали. При этом характерно, что не всегда проявлял вкус, приобретая антиквариат, которым увлекался. Бывало, легко загорался при виде красивых вещей и мог в азарте спустить кучу денег, в погоне за которыми затем брался за любые заказы, лишь бы они щедро оплачивались. Также характерно, что к работе художник относился очень ответственно, не допускал никакой халтуры – все картины мастера написаны с полной отдачей. Лёгкость, сияние, живой блеск и красноречие деталей во всех произведениях Маковского. Но всё же современники находили, за что его упрекать, работы часто критиковались, назывались поверхностными и слишком идеализированными – лёгкость достижения успеха, громадное богатство и царственная роскошь жизни художника были костью в горле у русской публики.
Великие художники
Андрей Рублёв – знаменитый иконописец. Основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонам и образцам иконописи. Следующее поколение художников буквально училось по его работам.
Феофан Грек – один из лучших российских художников. Занимался росписью храмов, среди которых:
- Церковь Спаса на Ильине (Новгород);
- Архангельский Собор (Москва, Кремль);
- Благовещенский собор Московского Кремля.
Прославился как знатный иконописец, глубокий знаток иконографии.
Илья Репин – великий художник, чьей кисти принадлежат полотна, ставшие известными всему миру:
- «Иван Грозный и сын его Иван»;
- «Бурлаки на Волге»;
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Его работам присуща сюжетность, точное изображение ситуации. В каждой картине уловлена кульминация жизненного события. Полотна не сразу обнажают суть. Очень остро выписаны детали и чувства персонажей.
Казимир Малевич – автор прогремевшего «Чёрного квадрата», художник-модернист. Искал новые способы выражения цветового спектра в живописи. В его полотнах встречаются геометрические формы и абстракции. Мечтал найти «абсолютный покой» в художественных произведениях.
Библиография
- С-Х. Нунуев. «Маьлха т1ехь хьоькхнаш» (Пятна на солнце) — сборник сатирических рассказов на чеченском языке — Чечено- Ингушское книжное издательство «Книга» — г. Грозный, 1983 год.
- С-Х. Нунуев. «Даймехкан мукъамаш» (Мелодии Родины) — сборник рассказов, новелл, и повести на чеченском языке — Чечено- Ингушское книжное издательство «Книга» — г. Грозный, 1986 год.
- С-Х. Нунуев. «Гезгамаша» (Паутина) — роман на чеченском языке, — Чечено- Ингушское книжное издательство «Книга» — г. Грозный, 1988 год.
- С-Х. Нунуев. «Есалла» (Выговор) — повесть в коллективном сборнике — Чечено- Ингушское книжное издательство «Книга» — г. Грозный, 1988 год.
- Рассказы на чеченском языке в сборнике «У подножья лет». Чечено- Ингушское книжное издательство «Книга» — г. Грозный, 1989 г.
- С-Х. Нунуев. «Лулахой» (Соседи) — пьеса на чеченском языке, инсценированная драматическим театром им. Ханпаши Нурадилова, г. Грозный, 1989 год.
- С-Х. Нунуев. «Б1ешераш а, денош а» (Века и дни) — эссе в альманахе «Орга» — Чечено- Ингушское книжное издательство «Книга» — г. Грозный, 1989 год.
- С-Х. Нунуев. «Дела воцург накъост воцуш» (Один лишь Бог) — пьеса на чеченском языке, инсценированная драматическим театром им. Ханпаши Нукрадилова, — г. Грозный, 1990 год.
- С-Х. Нунуев. «Йилбазан оьмар» (Век дьявола) — роман на чеченском языке, Чечено- Ингушское книжное издательство «Книга» — г. Грозный, 1991 год.
- С-Х. Нунуев. «Хухуртахойх 1оттабелла сингаттам» (Хухуртинские страсти) — повесть на чеченском языке, — Чечено- Ингушское книжное издательство «Книга» — г. Грозный, 1991 год.
- С-Х. Нунуев. «Адамаш, адамаш…» (Люди, люди…) — повесть в рассказах, Чечено- Ингушское книжное издательство «Книга» — г. Грозный, 1991 год.
- С-Х. Нунуев. «Нахи, пророки, судьба» — роман-эссе для молодежи. г. Москва, 1996 год.
- С-Х. Нунуев. «Тапча ца оьшу» (Пистолет не нужен) — сборник сатирических и юмористических рассказов на чеченском языке — г. Москва, 1997 год.
- Нунуев С-Х. М. Нахи и священная история. — Ярославль: Фонд развития экономических и культурных связей Ярославль-Ичкерия, 1998. — 556 с. — ISBN 5889630148, 9785889630142.
- С-Х. Нунуев. «Живительный дух ислама» — сборник религиозных и публицистических произведений, — г. Москва, 2000 год.
- С-Х. Нунуев. «История и культура чеченского народа» — научно-популярное издание, — г. Москва, 2002 год.
- «Хадисы Пророка. Мудрость исламского Востока и Кавказа» — сборник религиозных и публицистических произведений, С-Х. Нунуев — составитель. — г. Москва, 2003 год. Издательство ООО «Алькор Престиж», г. Москва, 2003 год
- С-Х. Нунуев. «Дух и золото» — роман. г. Москва, 2004 год.
- «Правда и мифы о Чечне и чеченцах» — сборник публицистических материалов, С-Х. Нунуев — составитель. г. Москва, 2005 год.
- С-Х. Нунуев. «Зов Сеннаара» — научно-популярное издание в сборнике «Чеченский архив» — г. Грозный, 2008 год.
- С-Х. Нунуев. «Ноев Завет» — научно-популярное, публицистическое произведение, — г. Элиста, 2008 год.
- Нунуев С-Х. М. Чеченцы. — Москва: Голос-Пресс, 2008. — 415 с. — ISBN 5711704850, 9785711704850.
- Иса Нохчоев. «Грешники» — повесть, — г. Москва, 2009 год.
- С-Х. Нунуев. «Чеченцы, краткие очерки истории, культуры, обычаев и традиций». Научно-популярное издание, — г. Москва, 2009 год.
- С-Х. Нунуев. «Лулахой — 2» (Соседи −2) — пьеса на чеченском языке в альманахе «Орга», г. Грозный, — 2010 год.
- С-Х. Нунуев. «Хайбах» — киносценарий, «проза ру» — 2012 год.
- С-Х. Нунуев. «Собаре лаьмнаш» (Горы в ожидании) — роман на чеченском языке. г. Грозный, 2012 год.
- С-Х. Нунуев. «Ислам в Нахистане» — научно-популярное издание. г. Нальчик, 2012 год.
- С-Х. Нунуев. «Борз-1ела» (Борз-Али) — пьеса на чеченском языке в альманахе «Орга». г. Грозный, 2013 год.
- С-Х. Нунуев. «Керла лулахой» (Новые соседи)- пьеса на чеченском языке, инсценированная драматическим театром им. Ханпаши Нурадилова, — г. Грозный, 2013 год.
- С-Х. Нунуев. «На стыке времен»- сборник прозы, публицистики и стихов. Издательство «Грозненский рабочий». г. Грозный, 2014 год
- С-Х. Нунуев «Сны Безумца» Роман. г. Грозный, Издательство «Грозненский рабочий». г. Грозный, 2014 год.
- С-Х Нунуев «Древний край Нахистан» г. Грозный, Издательство «Грозненский рабочий». г. Грозный, 2015 год.
- С-Х Нунуев «О вечном» г. Грозный, Издательство «Грозненский рабочий». г. Грозный, 2016 год.
- С-Х Нунуев «Нохчалла» г. Грозный, Издательство «Грозненский рабочий» г. Грозный, 2017 год.
- С-Х. Нунуев. «Возвращение Борз-Али», пьеса, инсценирована русским Государственным драматическим театром им. М.Ю. Лермонтова на чеченском языке. Театральный сезон 2019 — 2020 гг.
- С-Х Нунуев «Право на память» г. Нальчик, Издательство ООО «Печатный двор», г. Нальчик, 2020 год.
Российские писатели
Александр Островский – великий драматург, создатель пьес:
- «Свои люди – сочтёмся»;
- «Бесприданница».
Реплики его героев пропитаны тончайшим психологическим содержанием. Написанные им произведения оказали существенное влияние на мировоззрение и творчество драматургов XIX века.
Николай Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вий» приобрели мировую известность. Зачастую сновным персонажем выбирался маленький человек, страдавший от несправедливого отношения мира к себе. Также он является отечественным прародителем жанра ужасов.
Фёдор Достоевский – талантливый писатель. Его романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» и другие приобрели мировую известность. Тонкий психолог, сумел полностью изменить традицию описания внутренней жизни литературных персонажей. Придавал большое значение описанию взаимоотношений человека и Бога в собственных сюжетах.
Лев Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям «Анна Каренина» и «Война и мир» снимают картины режиссёры всех стран. Был убеждён, что только жизнь в единстве с природой сделает человека счастливым. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов.
Государственные и политические деятели
Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.
Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.
Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.
Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.