Артамонов м.и.. книги онлайн

Директор Эрмитажа

В 1951 г. был назначен директором Эрмитажа. За 13-летний период
работы в этой должности проявил себя как исключительно талантливый и преданный
музейному делу администратор. Его всегда отличала принципиальность и
самостоятельная позиция по самым острым вопросам. Вразрез с официальной
идеологией шло увлечение Артамонова современной живописью. При его поддержке в
Эрмитаже была организована выставка работ Пикассо, удалось сохранить работы
классиков импрессионизма. Поводом для отставки Артамонова послужила внутримузейная выставка работ М. М. Шемякина. В период «оттепели»
покровительствовал вернувшимся из заключения исследователям, таким как Л. Н.
Гумилёв, Б. А. Латынин, М. А. Гуковский, И. Г. Спасский).
   После отставки (1964) полностью сосредоточился на преподавательской
деятельности на истфаке ЛГУ.

1907 – 1911 гг. Синтетический период

Знакомство с Давидом Бурлюком в 1907 году придало новый
импульс творческим исканиям Михаила Федоровича. Совместно они организовали
выставку «Стефанос», ставшую первым смотром сил нового русского авангарда и
вызвавшую бурную критику.

Ларионов тем временем движется в сторону неопримитивизма и
начинает осмыслять зарождающуюся тенденцию «ухода от предмета». Он действует в
своей манере – изучает, анализирует и выплескивает на холсты свой взгляд и свое
высказывание.

Неопримитивизм стал первым открытием зарождающегося русского
авангарда и вышел из переосмысления лубка и иконы. В новом течении Ларионов
демонстрировал отказ от подражания западной традиции, в частности примитивам
Гогена, и резкий уход от классических догм живописи.

Впервые свои примитивистские работы Ларионов показал в 1909
году на выставке «Золотое руно».

Грубость сюжетов, нарочитая небрежность, явное
издевательство и пародия на «высокое искусство» совсем не понравились публике.
Именно тогда обозначился резкий разрыв в понимании эстетики между творцом и
зрителем. Возникла совсем новая для России ситуация в искусстве. Художники стали
работать без оглядки на зрителя. Зародился русский авангард.

«Парикмахер» 1907
«Пекарь» 1909
«Провинциальная франтиха» 1907
«Месильщики теста» 1907

Как и большинство авангардистов, Ларионов придерживался
левых взглядов. Возможно поэтому в его работах так много представителей рабочих
профессий. Да и сам он, часто нуждаясь в деньгах, подрабатывал на
низкооплачиваемых работах. В картины Ларионов вкладывал и свой опыт, и тонкие
наблюдения за окружающим миром и прозрения, свойственные гению.

Михаил Федорович одним из первых заметил огромную пропасть
между реальной жизнью и респектабельным искусством. Он понял, что необходим
новый язык для обновления живописи. Жизнь, с ее кабаками, трактирами,
безработными и обездоленными, нужно было впустить в искусство. Новые ценности
должны были отображаться на холстах.

«Ссора в кабачке» 1911

Уникальность Ларионова в том, что он с одной стороны говорил
на обманчиво простом, «детском» языке, понятным каждому, но с другой стороны
представлял сложную работу с глубочайшим смыслом.

В 1910 году Ларионов вместе с Ильей Машковым, Аристархом
Лентуловым и Петром Кончаловским организовал выставку «Бубновый валет». О
реакции публики на это событие Казимир Малевич писал в автобиографии –
«выставка была подобна взрыву сильного вулкана».

Критика не приняла «Бубнового валета». На художников
обрушился шквал негативных публикаций. Самым безобидным был отзыв Максимилиана
Волошина. О Ларионове он отозвался очень тактично: «Что он очень талантлив это
бесспорно, но в его талантливости есть что-то весело-дурацкое. Стоит только
посмотреть на его солдата».

«Курящий солдат» 1910-1911
«Отдыхающий солдат» 1911

Через год Ларионов с Гончаровой создали объединение
художников «Ослиный хвост». К ним присоединились Казимир Малевич, Кирилл
Зданевич, Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко и другие. Целью группы была русская
живопись без оглядки на европейские течения.

В 1912 была организована выставка «Ослиный хвост», где кроме
работ художников группы выставлялись рисунки детей и произведения маляров.
Жизнь стремительно входила в искусство, а искусство теряло свою элитарность. К
чему, собственно, и стремились авангардисты.

Последней яркой вспышкой примитива в творчестве Ларионова стал
цикл «Времена года». В нем художник объединил детский рисунок и архаику, но
пошел еще дальше – создал второе символическое дно, пространство смыслов, где фигуры-знаки
и криптограммы слагаются в стихотворения, состоящие из образов.

«Весна. Из цикла Времена года» 1912
«Лето. Из цикла Времена года» 1912
«Осень. Из цикла Времена года» 1912
«Зима. Из цикла Времена года» 1912

Карьерная лестница

Старт карьеры Александра Артамонова пришелся на 2007 год. Трудовую деятельность мужчина начал как советник министра транспорта. Первые четыре года будущий эксперт трудился на общественных началах. После Артамонов стал генеральным директором консалтингового предприятия. Дальше развивался в области туризма, где тоже был на руководящих позициях.

Уже по специальности Александр Германович работал:

  • аналитиком по экономико-политическим проблемам во французском отделе телерадиокомпании «Голос России»;
  • руководил сегментом ВГТРК на французском;
  • главным редактором во французской редакции «России Сегодня».

Как военный аналитик Артамонов занимал должность руководителя администрации телеканала «Большая Азия». С 2022 военный аналитик стал главным экспертом фонда «Наследие Евразии». Большей частью деятельность публициста касается французского мира, НАТОвских видов вооружения. Часто освещает происходящее на Кавказе.

За авторством журналиста вышло биографическое произведение. Также Артамонов известен как автор и обозреватель видеоканала «Pravda.Ru».

Еще в 2021 году эксперт высказывал собственное мнение о видах Америки и Запада на территории Российской Федерации. Политикум объединенного Запада занят решением именно этого вопроса. Артамонов тогда сделал прогноз развития ситуации на ближайшее будущее, в том числе, на рост активности иммигрантов, участие переселенцев в общественно-политической жизни новой родины. Например, заметно усилилась деятельность турецких общин во Франции и Германии.

Кампания по борьбе с «космополитизмом»

   В послевоенные годы во время кампании по борьбе с «космополитизмом»
взгляды Артамонова подверглись жестокой критике со стороны советского
руководства и коллег-учёных. Издать монографию «История хазар» в полном объёме
стало возможным только в 1962 г. После этого с тенденцией гиперкритицизма в
хазароведении было покончено, и это направление стало плодотворно
разрабатываться советской наукой. Не меньше сил Артамонов отдал возрождению
другой дискриминируемой дисциплины — скифологии. Данная проблематика,
практически полностью уничтоженная в первые десятилетия советской власти,
благодаря Артамонову превратилась в одну из ведущих отраслей советской
археологии. Третьей крупной областью интересов Артамонова были славяно-русские
древности: вопросы этногенеза и расселения славян, древнерусское искусство.
Построения Артамонова отличались неприятием многих господствующих догм.
Славянской проблематике была посвящена его предсмертная статья «Первые страницы
русской истории в археологическом освещении». Из-за смелости выводов она была
опубликована только в 1990 г.

1900 – 1906 гг. Импрессионистский период

В начале 1900-х годов Михаил Федорович находился в центре
культурного дискурса. Он вошел в контакт со всеми значимыми направлениями и
тусовками. Но определяющим стало его знакомство с художником Константином
Коровиным. Последний познакомил Ларионова с французскими импрессионистами и
помог увидеть их работы в собрании Сергея Ивановича Щукина.

Годы обучения в училище были для Михаила очень плодотворными
– за первые пять лет он выполнил сотни набросков и акварелей, рисунков и
эскизов. Ларионов работал не в академической манере, а искал свой путь, проходя
по всем дорогам современных новомодных тенденций. В его стиле смешались
символистские идеи мирискусстников и влияние Коровина, как первого русского
импрессиониста.

«Пурга» 1900

В 1904 году на ученической выставке Ларионов показал серию
пейзажей, запечатленных в разное время суток. Он явно подражал «Руанскому
собору» Клода Моне, но делал это с другой целью. Если француз фокусировался на
передаче света, то русский мастер хулиганил и специально принижал пафосные
искания Моне. Ларионов просто веселился и смешивал «поэзию» с «прозой».
Озорство, хулиганство и эпатаж станут для Михаила Федоровича частью его
фирменного стиля.

На картине 1904 года «Пивной натюрморт» Ларионов
демонстрирует и озорство и «приверженность традициям». Он применяет резкие
диагональные мазки, напоминающие уже известного тогда Алексея Явленского.
Простая, на первый взгляд, работа оставляет долгое послевкусие. Сочетание цветов,
напоминающее ночное небо, сумеречное освещение, придающее картине загадочность.
И, в духе Ларионова, абсолютная прозаичность предметов.

«Пивной натюрморт» 1904

Некоторое время Ларионов работал в импрессионистической
манере, но совершенно не стремился пополнить ряды этого модного течения. Он
вообще никогда не входил в узкие рамки направлений и всегда изобретал новые
формы.

Лучезарный мир произведений Михаила Федоровича насквозь
пронизан русской национальной культурой, вскормлен гениями Левитана, Саврасова,
Серова и Коровина, напитан экспериментами европейских коллег и имеет свой
собственный уникальный почерк. Щепотка озорства в роскошное блюдо национальной
кухни.

В 1906 году Ларионов выставлялся практически на всех крупных
выставках Петербурга и Москвы, где имел большой успех – Третьяковская галерея
приобрела картину «Весенний пейзаж» и Сергей Дягилев пригласил его поучаствовать
в Выставке русского искусства, проходящей в Париже.

Но, конечно, понимания творчества Ларионова в массах не
было. Некоторых он привлекал своим небанальным взглядом, поэтичностью и легкой
радостью, вложенной в каждую работу. Другие с интересом рассматривали
оригинального новатора, а третьи видели в нем грубого кривляку и безвкусного
циника.

Но за маской балагура и шута прятался очень эрудированный
человек. Он обладал обширными знаниями в области истории культуры, театра,
литературы, балета и, естественно, в изобразительном искусстве.

Ларионов был очень разным, но в отличие от многих своих коллег
он никогда не был серьезным. Он был легок и широк. Его взгляд двигался в
беспредельность, в манящие просторы вечного пространства. Ларионова не
интересовала конкретика, его интуиция была далека от реалистических описаний
окружающего мира и пребывала за границами времени. И хотя Ларионов сам был человеком
не мистического склада, он часто говорил о вневременном характере живописи.

«Дождь» 1904

Юность

Яркий творческий мир Ларионова берет свой исток в молдавском
местечке Бендеры, недалеко от Тирасполя. Там Михаил Федорович родился 22 мая (3
июня) 1881 года в семье военного фельдшера. В этих жарких, знойных и необычайно
пронзительных краях возрастал и формировался будущий мастер.

Тирасполь того времени был местом смешения многих племен,
традиций и говоров. Обряды, языки и сказания сплелись в разноцветный ковер
человеческой жизни. Такая пестрота для наблюдательного ребенка была незаменимым
источником творческого вдохновения. Прекрасная природа, прогулки от рассвета до
заката, дрожащий от жары воздух, сладость цветущих садов и базарный шум накрыли
мальчика ослепительным и нескончаемым счастьем. Это чувство останется у Михаила
Федоровича на долгие годы – каждое лето, пока он не уедет из России навсегда,
он будет приезжать в родной Тирасполь. Пейзажное мышление возникнет у Ларионова
тогда, в детстве.

В Москву семья переехала в 1893 году, и жизнь мальчика
забурлила в бешеном темпе большого города. Окончив гимназию, Михаил поступил в
Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), Он вошел в ослепительный и
долгожданный мир творчества, где пробыл с 1898 по 1910 годы. Среди его учителей
были прекрасные художники, мэтры – Левитан и Коровин. В училище он познакомился
с Натальей Сергеевной Гончаровой, ставшей его подругой и музой на всю жизнь.

В 1898 году начал выходить журнал «Мир искусства» и Ларионов
сразу же стал его преданным читателем. Тогда же он увлекся символизмом и
пытался создавать эскизы к литературным произведениям и театральным постановкам.
Этот опыт очень пригодился ему в будущем, во времена русских сезонов Дягилева.

Ларионов пылко воспринял идею группы «Мир искусства» о
главенствующей роли искусства в жизни и пошел еще дальше, он провозгласил –
«Жизнь для искусства».

1912 – 1913 гг. Лучизм

Выставкой «Мишень» в 1913 году закончился примитивистский
период творчества Ларионова и начался период лучизма. Об этом художник заявил в
каталоге к выставке. Дальнейшее развитие новая концепция получила в манифесте
«Лучисты и будущники», который подписали кроме Михаила Федоровича еще десять
человек – бывшие «ослинохвостовцы» и молодая поросль авангардистов.

В манифесте присутствует два определения лучизма:

В лучизме Ларионов видел не только уход от стандартного
изображения предметов, но и от новых течений, таких как кубизм, фовизм и
постимпрессионизм. Он смотрел в глубь природы зрения. Ведь если глаз человека
видит не предметы, а отраженные от них лучи, то и изображать нужно лучи, а не
предметы. Задача же художника состоит в том, чтобы выделить желаемые лучи из
хаоса отраженных.

Ларионов говорил, что всякая картина представляет собой
цветную поверхность, фактуру и ощущение, возникающее при слиянии этих
составляющих. Предметы или их отсутствие не имеют никакого значения при таком
подходе. Наличие предметов – просто дань устоявшимся привычкам, и если они
исчезнут, ничто не будет отвлекать зрителя от созерцания чистой живописи.

Самой зрелой лучистской работой Ларионова было «Стекло».
Расходящиеся лучи, смазывающие очертания предметов составляют содержание
картины. Ларионов называл это суммой отраженных от предмета лучей. Стекло
представлено зрителю в своем универсальном виде – изображена сама хрупкость,
острота, прозрачность и звонкость. То, что составляло суть стекла, обрело
бытие.

«Стекло» 1912

Лучистские картины Ларионова и его соратников получили
большое признание на выставке в Париже. Благодаря этому Михаил Федорович стал
известным в среде европейской творческой элиты и близко познакомился с Жаном
Кокто, Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером. Это было время расцвета творческого
потенциала Ларионова, но Первая Мировая война внесла свои коррективы в жизнь
мастера.

«Лучизм. Абстрактная композиция» 1910-е
«Лучистые линии» 1911

Как сегодня живет самый титулованный художник Дальнего Востока

В 2012 году Павлишиным в сотрудничестве с учеными был издан научно-художественный альбом «Тигр». Ее персонажами стали: различные обитатели Уссурийской тайги, представители народностей Приамурского края, и, конечно же, тигры. В книге отражена вся история существования этих великолепных животных — от саблезубых до современных, гибнущих от рук браконьеров и приходящих к людям в поисках помощи. В книге есть научный раздел, в создании которого участвовали — академик А. Окладников, писатель-охотовед С.Кучеренко, профессор ДВФУ Д. Бродянский, кандидат исторических наук Н. Артемьева. Для реалистичного изображения тигров Павлишин много лет собирал рассказы охотников об этих животных и пять лет наблюдал и зарисовывал их в Алма-Атинском зоопарке.

В США состоялись две персональные выставки художника, где они пользовались огромным успехом. Многие картины были раскуплены. Г. Павлишин, по просьбе местных архитекторов, давал им платные уроки. Все организационные хлопоты взяла на себя принимающая сторона. 

После посещения США Г. Павлишин получил около полутора тонн подарков и российской таможне было дано указание не задерживать эти грузы. В России до 2013 года не состоялось ни одной персональной выставки, и ни один музей Владивостока и Хабаровска не приобрел его работы.

И только, когда художнику исполнилось уже 75 лет, благодаря инициативе Краеведческого музея, состоялась первая персональная экспозиция Геннадия Дмитриевича на родине. В 2019 году была организована его вторая выставка, которую сам автор назвал «Здесь родины моей начало». На ней были представлены акварельные работы, сделанные за последние 5 лет: эскизы и готовые иллюстрации к новым книгам, в том числе, к проекту «Владивосток», для которого были написаны акварели, в мельчайших деталях изображающие линкоры, эсминцы и шлюпки.

Геннадий Дмитриевич Павлишин — очень непубличный, работоспособный и собранный человек, планирующий свою деятельность на годы вперед. «Я жадный до работы», — говорит он о себе. Сейчас этот неординарный художник и этнограф планирует после окончания проекта «Владивосток» отразить в четырехтомнике по культуре народов Дальнего Востока этнографический материал, собранный за всю долгую и очень активную жизнь.

Список литературы

Артамонов Михаил Илларионович // БСЭ. 2-е изд. Т. 3. М., 1950.
Артамонов Михаил Илларионович // СИЭ. Т. 1. М., 1961.
Артамонов Михаил Илларионович // БСЭ. 3-е изд. Т. 2. М., 1971.
Артамонов Михайло Иларіонович // Радяньска энциклопедія історіі України. Т. 1. Київ, 1969.
Артамонов Михаил Илларионович (Некролог) // СА. 1973. №2. С. 322, 323.
Въжарова Ж.. Михаил Артамонов (Некролог) // Археология. 1972. Год. XIV. Кн. 4. С. 78-80.
Клейн Л.С. К семидесятилетию М.И. Артамонова // СА. 1968. №4. С. 151-156.
Клейн Л.С. Из поколения зачинателей. Памяти М.И. Артамонова // Ленинградский университет. 1972. 20 сентября. С. 3.
Клейн Л.С., Шилов В.П. Выдающийся исследователь скифской культуры (к 70-летию проф. М.И. Артамонова) // ВДИ. 1968. №4. С. 190, 191.
Милчев А. Михаил Илларионович Артамонов // Музеи и памятници на културата. 1973. Кн. 3. С. 76, 77.
Михаил Илларионович Артамонов (Некролог) // ВИ. 1972. №10. С. 219.
Научная деятельность М.И. Артамонова. Список печатных работ М.И. Артамонова / Сост. Г.Ф. Корзухина, Л.С. Клейн // Исследования по археологии СССР. Сб. статей в честь профессора М.И. Артамонова. Л., 1961. С. 5-11.
Пиотровский Б.Б. Страницы моей жизни. СПб., 1995.
Пиотровский Б.Б., Мавродин В.В., Столяр А.Д. Михаил Илларионович Артамонов (1898-1972 гг.). Список печатных трудов М.И. Артамонова / Сост. Л.М. Всевиов, Р.Ш. Левина // Проблемы археологии. 1978. Вып. 2.
Пиотровский Б.Б., Смирнова Г.И., Доманский Я.В. М.И. Артамонов. 1898-1972 // СГЭ. 1973. №37. С. 112, 113.
Плетнёва С.А. Михаил Илларионович Артамонов. Предисловие; Основные даты жизни и деятельности М.И. Артамонова; Список учеников М.И. Артамонова; Вспоминая М.И. Артамонова // МАИЭТ. Сборник памяти М.И. Артамонова. VI. Симферополь, 1998.
Список печатных работ М.И. Артамонова; Литература о М.И. Артамонове / Сост. Л.М. Всевиовым и Р.Ш. Левиной и дополнены С.А. Плетнёвой // МАИЭТ. Сборник памяти М.И. Артамонова. VI. Симферополь, 1998.
Столяр А.Д. Воспоминания об учителе // МАИЭТ. Сборник памяти М.И. Артамонова. VI. Симферополь, 1998.
Artamonov Michail Illarionivic // Enzyklopädisches Handbuch zur Ur- und Frühgeschichte Europas (Hrsg. von Jan Filip). Bd. 1. Prag, 1966. S. 51. 52.
Tichanova M.A. Pamięci Michaila Illarionowicza Artamonova // Acta Archaeol. Carpathica, 1974. T. 14. S. 172-176.

В этот день:

Дни рождения
1788 Родился Жак Буше де Кревкёр де Перт — французский естествоиспытатель, стоявший у истоков научной археологии.
1855 Родился Роберт Кольдевей — немецкий архитектор, историк архитектуры, преподаватель и археолог, один из крупнейших немецких археологов, занимавшихся ближневосточной археологией. Определил место и с помощью длившихся с 1898—1899 по 1917 год раскопок подтвердил существование легендарного Вавилона.
Дни смерти
1986 Умер Глеб Алексеевич Максименков — старший научный сотрудник ЛОИА АН СССР, доктор исторических наук, крупнейший специалист в области первобытной археологии Южной Сибири.

Рубрики

  • Археология Ближнего Востока
  • Археология Дальнего Востока
  • Археология Европы
  • Археология Кавказа
  • Археология Северного Причерноморья
  • Археология Сибири
  • Археология Средней Азии
  • Археология Урала
  • Без рубрики
  • Древнерусская археология
  • Методика
  • Новости
  • Памятники
  • Первобытное искусство
  • Смежные науки
  • Теоретическая археология

Свежие записи

  • Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири
  • Столяр А.Д. Памяти Павла Иосифовича Борисковского
  • Основы работы с настольной ГИС ARCGIS 9
  • Основы работы с настольной ГИС ArcView 3.3
  • Основы работы с настольной ГИС Mapinfo 8.0
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: