Художник руссо анри: биография, фото, произведения

растение

Руссо стремился передать пейзаж с точностью до мельчайших деталей и попытался передать его настроение . Благодаря остроте своих наблюдений и их реалистичности, Руссо произвел революцию в французской пейзажной живописи, но не был признан современниками.

Часто мимолетные и схематичные в колористической обработке, в последнее время слишком подробные и потому менее свежие, его пейзажи всегда обладают глубоким поэтическим очарованием.

Заводской выбор

  • около 1848/49: Выход из леса Фонтенбло, закат (французский: Sortie de forêt à Fontainebleau, soleil couchant ), холст, масло, 142 × 197,5 см, Париж, Лувр
  • 1849: Один проспект, Лес Isle-Adam (французский: Une avenue, forêt de l’Isle-Adam ), 101 × 82 см, Париж, Музей Орсе.
  • 1853: Болото в Ландах (фр. Un marais dans les Landes ), 63 см × 97 см, Париж, Лувр
  • около 1850/60: В поисках хвороста в лесу Фонтенбло , холст, масло, 54,6 × 65,4 см, Бостон , Музей изящных искусств

Анри Руссо «Спящая цыганка»

Эта картина, на которой художник отступил от тематики тропиков, одно время считалась поддельной и ее авторство приписывали другому мастеру (А. Дерену). Фоном ее является бесплодная пустыня, в центре лежит спящая цыганка, держа в руке мандолину и кувшин. Рядом с ней стоит лев и с любопытством ее обнюхивает. Композиция работы немного странная из-за изображения наклонной плоскости и местоположения действующих лиц (ниже линии горизонта).

Женщина одета в восточный наряд, а окружающие детали пейзажа наделены необычными цветами, что и создает иллюзию сновидения. Вверху висит голубая луна, свет от которой дает ощущение гармонии, существующей между человеком, животным и природой. В изображении использованы различные геометрические фигуры: округлая мандолина, прямой львиный хвост и палка в руке цыганки, волнообразные женские волосы и грива зверя.

За свою нереальную и немного жуткую красоту картина Анри Руссо «Спящая цыганка» (La Bohémienne endormie, 1897) стала культовой в творчестве художника и приобрела статус первой среди сюрреалистических работ. Полотно было выставлено и Руссо хотел продать его мэру г. Лаваля, однако критики и публика не смогли понять и оценить ее при жизни мастера.

Вступление

На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел.                И думал он:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложенНа зло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море.Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блатВознесся пышно, горделиво;Где прежде финский рыболов,Печальный пасынок природы,Один у низких береговБросал в неведомые водыСвой ветхой невод, ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садамиЕе покрылись острова,И перед младшею столицейПомеркла старая Москва,Как перед новою царицейПорфироносная вдова.Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,И, не пуская тьму ночнуюНа золотые небеса,Одна заря сменить другуюСпешит, дав ночи полчаса.Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз,Бег санок вдоль Невы широкой,Девичьи лица ярче роз,И блеск, и шум, и говор балов,А в час пирушки холостойШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.Люблю воинственную живостьПотешных Марсовых полей,Пехотных ратей и конейОднообразную красивость,В их стройно зыблемом строюЛоскутья сих знамен победных,Сиянье шапок этих медных,На сквозь простреленных в бою.Люблю, военная столица,Твоей твердыни дым и гром,Когда полнощная царицаДарует сына в царской дом,Или победу над врагомРоссия снова торжествует,Или, взломав свой синий лед,Нева к морям его несетИ, чуя вешни дни, ликует.Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо как Россия,Да умирится же с тобойИ побежденная стихия;Вражду и плен старинный свойПусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будутТревожить вечный сон Петра!Была ужасная пора,Об ней свежо воспоминанье…Об ней, друзья мои, для васНачну свое повествованье.Печален будет мой рассказ.

Джунгли Руссо

Изображения джунглей Руссо часто называют ботаническим Эдемом. Его цветы, напоминающие лотосы, и невероятное лиственное разнообразие выглядят удивительно живо и в то же время абстрактно. Анри привлекал метод работы по фотографиям, ему нравились пластически четкие объемы, неестественность поз и выражений лиц. Все это, по его мнению, привносило в будничные сцены мотивы вечности. В его картинах часто будто бы совмещены взгляды с разных точек. Художник изображает растения большими, величественными и одновременно плоскими

Не важно, кто обитает в джунглях: сбивает ли лев антилопу или горилла набрасывается на индейца — в работах Руссо мы всегда видим джунгли спокойными

У Руссо было собственное необычное видение природы, но он черпал вдохновение не только из своего воображения. Например, чтобы точнее рисовать животных, художник проводил много времени в зоопарках и коллекциях естествознания в Париже. Одним из вдохновителей Руссо был Эжен Делакруа, известный изображениями львов и тигров.

Американский индеец борется с гориллой, 1910 Водопад, 1910

Биографические данные

Henri Julien Felix Rousseau родился в 1844 г. в Лавале департамента Майенн (Франция), отец его работал в жестяной мастерской. Сведений о его детстве и молодости очень мало. Учился он плохо, проявляя способности только к музыке и сочинению стихов, выпускные экзамены в школе сдать не смог. Затем он записался добровольцем во французскую армию, где служил в качестве полкового музыканта-кларнетиста в оркестре пехотной части до 1868 г.

По его рассказам, Руссо бывал в Мексике, однако по данным историков, он всю жизнь прожил во Франции и никогда никуда не выезжал. После выхода в отставку он поступил клерком в судебную контору и в 1869 г. женился по любви на К. Буатар. Однако их семейная жизнь была не очень счастливой: из рожденных 7 детей выжили только двое, затем старший сын умер в 18 лет. В живых осталась единственная дочь, а жена в 1888-м умерла от чахотки. Второй женой художника в 1899 г. стала Жозефина Нури.

В 1871 г. он поступил на работу в таможню. Впоследствии именно поэтому ему дали прозвище Таможенник (Le Douanier). Он занимался сбором пошлин с крестьян и выдачей квитанций, проводя рабочее время у городских ворот или в пригородах Парижа на таможенных пунктах.

Уже в зрелые годы он неожиданно для всех занялся созданием живописных полотен. Творческий период в биографии Анри Руссо начался в 1886 г., когда он впервые показал свои работы на «Выставке независимых». Картины были оценены зрителями, которым понравились оригинальные сюжеты и яркая колористика полотен. Однако при жизни художник вел нищенское существование, часто писал картины в кредит или просил задаток даже у друзей.

Кроме рисования, Руссо занимался игрой на скрипке и написанием литературных произведений. Из-под его руки выходили мелодраматические романы, наполненные такой же фантазией и наивностью, как и его картины.

Художник умер совершенно нищим в возрасте 66 лет в сентябре 1910-го в Парижской больнице Неккера, куда попал для лечения раны на ноге. В результате занесения инфекции у него развились гангрена и заражение крови. Похоронен был в Париже, через год на его могиле друзья установили барельеф с эпитафией, выполненный скульптором К. Брынкуши, французом румынского происхождения.

В 1947 г. его останки были перевезены на родину в город Лаваль, где удостоились торжественной церемонии. Слава пришла к нему только после смерти.

Жанровые работы

Кроме «Цыганки» Анри Руссо написал много других работ, где изображены жанровые сцены, зарисовки или значимые события, например:

«Столетие независимости» (Le Centenaire de l’indépendance, 1892) – создана к юбилею 1-й Французской республики, на ней изображены крестьяне, танцующие фарандолу (народный танец Прованса) вокруг Дерева свободы, символа революции; сюда же добавлены знамена, вагончик с музыкантами в костюмах и др., внизу справа – 4 лидера Республики. Вся работа заполнена движением и демонстрирует веселье и счастье от происходящих событий.

«Война» (La Guerre, 1894) – посвящена событиям франко-прусского конфликта, центром картины является женщина с факелом и мечом в руке, изображает римскую богиню войны Беллону, сидящую на коне (напоминающем у Руссо монстра), внизу лежат грудой тела погибших, между которыми ходят черные вороны-падальщики. После демонстрации картина вызвала много нареканий за жестокость, а также восхищений независимым стилем художника.

Руссо Теодор. Rousseau Theodore

Руссо Теодор Искусство Франции Рынок в Нормандии, 1830-е Эрмитаж, Санкт-Петербург Руссо Теодор (Rousseau Theodore) (1812—1867) Французский живописец и график, ведущий мастер барбизонской школы. Теодор Руссо родился 15 апреля 1812 года в Париже. Как художник формировался в основном самостоятельно.

Испытал влияние Якоба ван Рейсдала, Джона Констебла, Жана Мишеля. Уже в ранних картинах («Вид в окрестностях Гранвиля» 1833 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и особенно в произведениях зрелой поры, исполненных художником в Барбизоне (где жил с конца 1830-х годов) и во время частых поездок по Франции, Теодор Руссо стремился стать, по его собственным словам, «художником своей страны», Утро в лесу Фонтенбло, 1850-е Музей Лувр, Париж Раскрывая в глубоко демократических образах особенности национальных ландшафтов (преимущественно сельских и диких).

Произведения Теодора Руссо обычно отмечены гармонической уравновешенностью композиционных решений (что связано с манерой мастера замыкать средний план, акцентируя центр композиции). Используя сдержанную тональную гамму и стремясь к убедительному воплощению материальности предметов, Руссо тонко передавал различные состояния природы, световоздушной среды и во многом способствовал развитию принципов живописи пленэра («Рынок в Нормандии», около 1832, Эрмитаж; «Аллея каштанов», 1837, «Болото в Ландах», 1852, «Дубы», 1852, все — в Лувре, Париж; «Вид в Барбизоне», Музей изобразительных искусств, Москва). Известен также как рисовальщик и офортист. Придавая композиции уравновешенность и монументальность, Руссо тонко воплощал материальность предметного и природного мира. Сто лет назад спокойные, в тяжелых рамах, полотна с изображением могучих дубов вокруг деревни Барбизон в лесу Фонтенбло были для большинства людей в Америке и Англии картинами новыми и воистину престижными для их владельцев с точки зрения вложения капитала.

Наши прапрадеды не ошибались. Эти достойные и великолепные полотна, написанные в середине XIX столетия, давали уверенность, поднимали настроение. В 1860-е годы они были благожелательно встречены публикой, и это убедило работавших в окрестностях Парижа молодых художников в том, что пристально наблюдаемый, натуралистический пейзаж, восходящий к таким авторитетам двухсотлетней давности, как Рейсдал и Хоббема, остается жизнеспособной формой в искусстве их собственного времени. Картина Теодора Руссо «Утро в лесу Фонтенбло». Неприхотливый лесной вид написан мерцающими жемчужными красками.

Вписанный в арку из деревьев, охватывающую пространство картины, пейзаж поражает свежестью и интимностью образа. Фигуры коров в дымке утреннего тумана отбрасывают смутные отражения на серебристую поверхность лужицы, из которой пьют воду. Руссо с большой тонкостью изображает пропитанный сыростью лес и бледный изменчивый свет зари.

Вдохновляясь работами Якоба ван Рейсдаля и других голландских пейзажистов XVII века, а также англичанина Джона Констебла, Руссо стремился создать во Франции более свободный, неакадемический стиль пейзажной живописи. В 1830-е голы Руссо поселился в деревне Барбизон в лесу Фонтенбло и начал писать виды окрестностей с большим реализмом и непредвзятостью, Руссо явился одним из основателей Барбизонской школы, которая ставила своей целью изображение сельских пейзажей и жизни крестьян в окрестностях Барбизона в неприкрашенной, правдивой манере. Умер Теодор Руссо 22 декабря 1867 года в Барбизоне, департамент Сена и Марна.

Другие части и похожие материалы:

  • Т. Руссо. Вид в окрестностях Гранвилля. 1833.…
  • Барбизонцы. Пейзажная живопись
  • Руссо Анри. Картины и биография. Rousseau Henri
  • Т. Руссо. Пейзаж с крестьянкой. Ок. 1850. Реймс, музей

Деятель Просвещения

Жан-Жак Руссо родился в 1712 году в Женеве в семье небогатого мастера-часовщика. С детских лет он впитал республиканские идеи своего родного города, которые подкреплялись регулярным чтением работ Плутарха, Тацита, Цицерона. Важную роль в его дальнейшей судьбе сыграл счастливый случай, когда во время своих юношеских скитаний по Швейцарии он познакомился с богатой протестанткой мадам Варан, с которой прожил более десяти лет и которая руководила его образованием (в итоге он приехал в Париж из провинции весьма образованным человеком).

В столице Руссо близко сошёлся с будущим издателем знаменитой Энциклопедии Дени Дидро, который сыграл существенную роль в карьере молодого философа и писателя. Самая главная работа Руссо «Об общественном договоре» (1762) не была принята современниками, однако она чрезвычайно вдохновила якобинцев; так, что перед смертью Руссо в 1778 году к нему в усадьбу Эрменонвилль приезжал Робеспьер, а перед революцией отрывки из этого сочинения на площадях перед толпами народа читали Сен-Жюст и Марат.


Жан-Жак Руссо. (Wikimedia Commons)

Специфические, порой даже скандальные высказывания и образ мыслей Руссо сознательно провоцировали и эпатировали слушателей или читателей. В этом смысле весьма характерен случай, якобы произошедший в отношениях между Руссо и Дидро. Считается, что именно он подсказал Руссо основную идею трактата «Рассуждения о науках и искусствах», который был написан специально для участия в конкурсе, объявленного Дижонской академией художеств.

Сам Дидро в этот момент находился в Венсенском замке, где отбывал трёхмесячное заключение за публичный скандал с доктором Реомюром, не разрешившим философу присутствовать на операции по зрению. История заключалась в предположении Дидро о том, что на вопрос «помогают ли науки и искусства улучшить нравы людей», все однозначно ответят утвердительно, однако отрицательный ответ своей смелостью вызовет скандал и отметит оригинальность автора.

В историю вошли весьма сложные и неоднозначные отношения Руссо и другого великого французского философа-просветителя Вольтера. После издания трактата Руссо «Размышления о науках и искусствах» (1749) Вольтер язвительно заметил, что он слишком стар для того, чтобы встать на четвереньки и бежать в лес, ведомый призывами к проявлениям «естественного человека». Достоевский прокомментировал эту полемику в ироническом тоне: «Сошлись два великих человека, из которых первый называл второго «дрянным человеком», а тот отвечал, называя первого «дураком».

Часть первая

Над омраченным ПетроградомДышал ноябрь осенним хладом.Плеская шумною волнойВ края своей ограды стройной,Нева металась, как больнойВ своей постеле беспокойной.Уж было поздно и темно;Сердито бился дождь в окно,И ветер дул, печально воя.В то время из гостей домойПришел Евгений молодой…Мы будем нашего герояЗвать этим именем. ОноЗвучит приятно; с ним давноМое перо к тому же дружно.Прозванья нам его не нужно,Хотя в минувши временаОно, быть может, и блисталоИ под пером КарамзинаВ родных преданьях прозвучало;Но ныне светом и молвойОно забыто. Наш геройЖивет в Коломне; где-то служит,Дичится знатных и не тужитНи о почиющей родне,Ни о забытой старине.Итак, домой пришед, ЕвгенийСтряхнул шинель, разделся, лег.Но долго он заснуть не могВ волненье разных размышлений.О чем же думал он? о том,Что был он беден, что трудомОн должен был себе доставитьИ независимость и честь;Что мог бы бог ему прибавитьУма и денег. Что ведь естьТакие праздные счастливцы,Ума недальнего, ленивцы,Которым жизнь куда легка!Что служит он всего два года;Он также думал, что погодаНе унималась; что рекаВсё прибывала; что едва лиС Невы мостов уже не снялиИ что с Парашей будет онДни на два, на три разлучен.Евгений тут вздохнул сердечноИ размечтался, как поэт:«Жениться? Мне? зачем же нет?Оно и тяжело, конечно;Но что ж, я молод и здоров,Трудиться день и ночь готов;Уж кое-как себе устроюПриют смиренный и простойИ в нем Парашу успокою.Пройдет, быть может, год-другой Местечко получу, ПарашеПрепоручу семейство нашеИ воспитание ребят…И станем жить, и так до гробаРука с рукой дойдем мы оба,И внуки нас похоронят…»Так он мечтал. И грустно былоЕму в ту ночь, и он желал,Чтоб ветер выл не так унылоИ чтобы дождь в окно стучалНе так сердито…                Сонны очиОн наконец закрыл. И вотРедеет мгла ненастной ночиИ бледный день уж настает…Ужасный день!                Нева всю ночьРвалася к морю против бури,Не одолев их буйной дури…И спорить стало ей невмочь…Поутру над ее брегамиТеснился кучами народ,Любуясь брызгами, горамиИ пеной разъяренных вод.Но силой ветров от заливаПерегражденная НеваОбратно шла, гневна, бурлива,И затопляла острова,Погода пуще свирепела,Нева вздувалась и ревела,Котлом клокоча и клубясь,И вдруг, как зверь остервенясь,На город кинулась. Пред неюВсё побежало, всё вокругВдруг опустело воды вдругВтекли в подземные подвалы,К решеткам хлынули каналы,И всплыл Петрополь как тритон,По пояс в воду погружен.Осада! приступ! злые волны,Как воры, лезут в окна. ЧелныС разбега стекла бьют кормой.Лотки под мокрой пеленой,Обломки хижин, бревны, кровли,Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты,Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбищаПлывут по улицам!                         НародЗрит божий гнев и казни ждет.Увы! всё гибнет: кров и пища!Где будет взять?                В тот грозный годПокойный царь еще РоссиейСо славой правил. На балкон,Печален, смутен, вышел онИ молвил: «С божией стихиейЦарям не совладеть». Он селИ в думе скорбными очамиНа злое бедствие глядел.Стояли стогны озерами,И в них широкими рекамиВливались улицы. ДворецКазался островом печальным.Царь молвил из конца в конец,По ближним улицам и дальнымВ опасный путь средь бурных водЕго пустились генералыСпасать и страхом обуялыйИ дома тонущий народ.Тогда, на площади Петровой,Где дом в углу вознесся новый,Где над возвышенным крыльцомС подъятой лапой, как живые,Стоят два льва сторожевые,На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестом,Сидел недвижный, страшно бледныйЕвгений. Он страшился, бедный,Не за себя. Он не слыхал,Как подымался жадный вал,Ему подошвы подмывая,Как дождь ему в лицо хлестал,Как ветер, буйно завывая,С него и шляпу вдруг сорвал.Его отчаянные взорыНа край один наведеныНедвижно были. Словно горы,Из возмущенной глубиныВставали волны там и злились,Там буря выла, там носилисьОбломки… Боже, боже! там Увы! близехонько к волнам,Почти у самого залива Забор некрашеный, да иваИ ветхий домик: там оне,Вдова и дочь, его Параша,Его мечта… Или во снеОн это видит? иль вся нашаИ жизнь ничто, как сон пустой,Насмешка неба над землей?И он, как будто околдован,Как будто к мрамору прикован,Сойти не может! Вкруг негоВода и больше ничего!И, обращен к нему спиною,В неколебимой вышине,Над возмущенною НевоюСтоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне.

Примитивизм и влияние народного искусства на художника

Анри Руссо вошел в историю как один из самых известных представителей примитивного искусства. Примитивизм, или наивное искусство — это течение в живописи и скульптуре, берущее начало в изображениях и предметах древних культур. Зачастую примитивистами называли профессиональных художников, которые намеренно отходили от академических догм ради нового, более искреннего искусства. Также примитивистами считаются художники, не имеющие какого-либо образования в сфере живописи. Отсутствие у них навыков восполняется талантом. Главная разница между профессионалами и самоучками состоит в том, что для последних этот стиль был естественным и искренним, в то время как образованные художники сознательно стремились прийти к наивному искусству.

К своим работам Анри Руссо писал пояснительные авторские поэмы. Их часто называли «Рисованными поэмами Руссо». Эти произведения отсылают нас к традиции французского народного искусства. Подобно надписям на крестьянских произведениях, слова Анри сообщали дополнительный смысл содержанию картины.

Пример такого комментария — поэма к «Спящей цыганке»: «Бродячая цыганка, играющая на мандолине, поставив рядом свой кувшин, спит глубоким сном при поэтическом свете луны. Случайно мимо проходит лев, обнюхивает ее и не причиняет ей зла». Руссо считал «Спящую цыганку» одной из лучших своих работ и предлагал купить ее мэру своего родного города Лаваля за 2000 франков, что тогда было целым состоянием.

С народным искусством Анри впервые столкнулся в детстве. Стены дома их семьи  украшали портреты отца и матери — типичные образцы крестьянского творчества. Но еще большее влияние на Руссо, вероятно, оказали картинки из Эпиналя, ставшие популярными среди жителей Лаваля в начале и середине XIX века.

Теодор Руссо: жизнь и творчество художника

Теодор Руссо (15 апреля 1812, Париж — 22 декабря 1867, Барбизон) — французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы, объединившей первых художников, использовавших в творчестве пленэр.

Биография Теодора Руссо

Творчество Руссо

Наиболее известные работы художника

Картины Теодора Руссо

Библиография

Биография Теодора Руссо

Брат менее известного художника Филиппа Руссо.

Первые уроки живописи Теодор Руссо получил у своего двоюродного брата-художника. В пятнадцать лет его взял в обучение на два года художник-пейзажист Жан Шарль Ремон.

Т. Руссо путешествовал по Оверни и Нормандии, что нашло отражение в его творчестве.

Творчество Руссо

Творчество Теодора Руссо относят к реализму.

В 1831 г. девятнадцатилетний Руссо подал заявку на участие в Парижском салоне. Его пейзаж дикой природы Оверни получил признание благодаря живой технике письма. Следующие четыре Парижских салона были для Теодора Руссо неудачными, и он не участвовал в публичных выставках вплоть до 1849 г.

Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло.

При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени.

В 1832-33 гг. он впервые вышел на пленэр.

Зиму 1836—1837 гг. Руссо провёл вместе с художниками Нарциссом Виржилем Диасом де ла Пенья и Алиньи в Барбизоне. Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848 г. окончательно переселился туда со своей женой.

Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег-художников, как и он писавших природу на природе — Каба, Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла барбизонская школа.

Художник был очень требователен к себе

Сначала он делал рисунок на холсте углем или бистром (особой жидкой краской, приготовлявшейся из сажи), затем прописывал картину монохромно, уделяя основное внимание распределению света и тени, и затем, наконец, вводил цвет, причем иногда несколько раз менял колорит, работая над одной и той же картиной. Это обусловило плохую сохранность многих пейзажей Руссо, которые сильно потемнели от времени

Художник изображал не только сами деревья, но и атмосферу, которая их окружает, стремясь объединить в своей живописи предмет и пространство.

Огромным завоеванием Руссо является его вклад в развитие реалистического изображения природы. Стремление его к максимальной правдивости, к служению натуре своим искусством связано с тем, что Руссо видел в природе этическую красоту и утверждал ценность ее изображения для искусства.

Теодор Руссо умер в 1867 г. в возрасте 55 лет от разрыва сердца.

Наиболее известные работы художника

  • «Выход из Фонтенблосского леса», «Старый Дормуар в Ба-Брео», «Болото в ландах», «Берег реки», «Буря» (Лувр, Париж),
  • «Пажити, с протекающей среди них рекой», «Пейзаж в утренний час, с коровами, идущими на водопой»(Нант),
  • «Коровы, пасущиеся у лесной лужи» (Монпелье),
  • «Заход солнца» и «Весенний полдень»,
  • «Рынок в Нормандии»,
  • «Конец октября» и «Каменные дубы» (гравированы самим художником).

Библиография

К. Богемская, Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, art-100.ru

Теодор Руссо: картины художника

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Теодор Руссо: жизнь и творчество художника

Главные герои

  • Госпожа Простакова — жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.
  • Простаков Митрофан — сын Простаковых, недоросль, молодой человек 15 лет, такой же глупый, как и родители, глупый, ленивый, невежестенный. Грубый, жестокий, отца ни во что не ставит, над учителями издевается. Лебезит перед матерью, но только потому, что чувствует в ней силу.
  • Правдин – постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их имении, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.
  • Стародум — человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.
  • Софья — честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.
  • Милон — жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.
  • Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.

Выставки в салонах

В 1886 году в возрасте 42 лет Руссо впервые подал заявку на участие в «Салоне независимых» — выставке, где любой желающий художник мог поделиться своей работой. Анри представил картину «Карнавальный вечер». На полотне изображена молодая пара в карнавальных костюмах, идущая зимней ночью через поле.

Карнавальный вечер, 1886, Анри Руссо

Несмотря на неугасающую уверенность Руссо в собственном успехе, неподготовленная публика восприняла дебют художника с презрением и насмешками: она ругала его за особую «детскую» манеру, обвиняла в отсутствии правильной перспективы и композиции. Из толпы все чаще доносилось: «Мой пятилетний ребенок нарисовал бы не хуже». Но, несмотря на нападки со стороны обывателей и парижской богемы, работа Руссо все-таки нашла отклик у некоторых импрессионистов. Например, Камиль Писсарро отметил в «Карнавальном вечере» особые тона, подчеркивающие взаимоотношения света и тени.

Спустя почти 20 лет художник, которому на тот момент был 61 год, решил снова принять участие в «Салоне независимых». Там он представил картину «Голодный лев набрасывается на антилопу», которая стала началом целого цикла работ с похожей тематикой и манерой исполнения: яркие и опасные джунгли, голубое небо и солнце без света и тени, а в центре — хищник, прижавший к земле свою жертву. Эта картина, безусловно, отражала развитие, которое произошло с Руссо за 20 лет, но его техника все так же оставалась неумелой, что, очевидно, не нравилось публике.

Голодный лев набрасывается на антилопу, 1905

Некоторое признание

Картина Тема Заголовок Датировано Технический Габаритные размеры Место сохранения Справка
Пейзаж Проспект, лес Л’Иль-Адам 1849 г. масло на холсте 100 × 82  см Музей Орсе , Париж
Пейзаж Лес Фонтенбло  : утро 1849–1851 гг. масло на холсте 97 × 134  см Коллекция Уоллеса , Лондон
Пейзаж Лес Фонтенбло , группа больших деревьев с видом на равнину Клер-Буа на окраине Нижнего Брео 1849-1852 гг. масло на холсте 91 × ​​117  см Центр Гетти , Лос-Анджелес
Пейзаж Угольная хижина 1850 г. масло на холсте 80 × 100  см Далласский художественный музей
Пейзаж Стадо в лесу 1850 г. масло на линованной бумаге 31 × 44  см Национальный музей изящных искусств (Аргентина)
Пейзаж Пейзаж 1850 г. масло на панели 22 × 27  см Художественный институт Чикаго
Пейзаж Пейзаж в Барбизоне 1850 г. после масло на дереве 6 × 12  см Музей изящных искусств Дижона
Пейзаж Группа дубов, Апремонт 1850-1852 гг. масло на дереве 64 × 100  см Лувр , Париж
Пейзаж Пейзаж с мостом 1850 ранние годы масло на панели 28 × 36  см Эрмитаж , Санкт-Петербург
Пейзаж Пруд в лесу 1850 ранние годы масло на холсте 39 × 57  см Бостонский музей изящных искусств
Пейзаж Пейзаж 1850-1860 гг. масло на панели 33 × 18  см Хантингтонский музей искусств
Пейзаж Пейзаж 1850-1860 гг. масло на панели 25 × 41  см Хантингтонский музей искусств
Пейзаж Опушка леса (равнина Барбизона около Фонтенбло) 1850-1860 гг. масло на холсте 55 × 65  см Бостонский музей изящных искусств
Пейзаж Покидая лес, Фонтенбло: закат 1851 г. масло на холсте 109 × 130  см Кливлендский художественный музей
Пейзаж Весна 1852 г. масло на дереве 41 × 53  см Лувр , Париж
Пейзаж Кустарник 1852 г. масло на холсте 23 × 41  см Собрание Месдага , Гаага
Пейзаж Рейджер, всадник под бурей 1852 г. масло на холсте 59 × 73  см Частная коллекция, продажа 2004 г.
Пейзаж Болото в Ландах 1852–1853 гг. масло на дереве 63 × 97  см Лувр , Париж
Пейзаж Опушка леса в Мон-Жирар, лес Фонтенбло 1852–1854 гг. масло на дереве 80 × 122  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Пейзаж Ферма в Ландах 1852-1867 гг. масло на холсте 65 × 99  см Институт искусств Кларка , Уильямстаун
Пейзаж Болото в Ландах 1853 г. о масло на панели 37 × 56  см Художественная галерея Абердина
Пейзаж Закат в Кювье-Шатийон 1854–1858 гг. масло на холсте 37 × 51  см Частное собрание, Аукцион 2008 г.
Пейзаж Пруд 1855 г. масло на дереве 34 × 52  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Пейзаж Пруд 1855 г. масло на дереве 31 × 50  см Музей Виктории и Альберта , Лондон
Пейзаж Кабан-де-шарбонье в лесу Фонтенбло 1855 г. о масло на холсте 34 × 42  см Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
Пейзаж Деревня Беккиньи 1857 г. о масло на панели из красного дерева 63 × 100  см Коллекция Фрика , Нью-Йорк
Пейзаж Банки Севра ( Вандеи ) 1859 г. масло на панели 53 × 75  см Бостонский музей изящных искусств
Пейзаж Деревня на рассвете 1859 г. масло на дереве 33 × 61  см Пти-Пале , Париж
Пейзаж Закат 1860 г. о масло на дереве 14 × 9  см Музей изящных искусств Дижона
Пейзаж Рок Дуб 1860 г. масло на дереве 89 × 117  см Частная коллекция, продажа 2018
Пейзаж Пейзаж с коровами и дубами 1860 г. о масло на панели 17 × 26  см Институт искусств Кларка , Уильямстаун
Пейзаж Весна 1860 г. о масло на панели 42 × 54  см Художественный институт Чикаго
Пейзаж Пейзаж с пахарем Начало 1860 г. масло на дереве 38 × 51  см Эрмитаж , Санкт-Петербург
Пейзаж Пейзаж с лодочником Начало 1860 г. масло на дереве 19 × 26  см Национальная художественная галерея , Вашингтон
Пейзаж Пруд и опушка из дерева 1860-1865 масло на дереве 61 × 81  см Музей Гренобля
Пейзаж Дорога в лесу Фонтенбло  ; Эффект шторма 1860-1865 масло на холсте 30 × 51  см Музей Орсе , Париж
Пейзаж Летний закат 1860-1865 масло на холсте 77 × 96  см Художественный музей Цинциннати
Пейзаж Закат возле Арбонны 1860-1865 масло на дереве 64 × 99  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Пейзаж Равнина Шайи 1860-1865 масло на дереве 42 × 60  см Музей искусств Принстонского университета
Пейзаж Края Бузанна 1860-1869 масло на панели 56 × 74  см Художественный музей Уолтерса , Балтимор
Пейзаж Путь среди скал Вероятный 1861 г. масло на дереве 38 × 68  см Национальная галерея , Лондон
Пейзаж Старые дубы Нижнего Брео 1864 г. масло на холсте 90 × 117  см Хьюстонский музей изящных искусств
Пейзаж Пейзаж 1865 г. о картон, карандаш, масло 51 × 60  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Пейзаж Поляна в Верхнем Футае, лес Фонтенбло 1866 г. масло на дереве 28 × 53  см Музей Орсе , Париж
Пейзаж Сумерки в Солони 1867 г. масло на холсте 19 × 37  см Музей Конде , Шантильи
Пейзаж Нормандские фермы 1867 г. масло на холсте 14 × 21  см Музей Конде , Шантильи

Анри Руссо «Нападение в джунглях»

Самой первой картиной, изображавшей тропический лес, стала работа Tiger in a Tropical Storm. Она была выставлена в 1891 г. в Салоне независимых, где автор дал ей первоначальное название «Сюрприз». На ней изображен нападающий тигр во время бушующего ливня и урагана (тропического шторма). Все происходит при яркой вспышке молнии, когда животное приготовилось к прыжку, чтобы напасть на свою добычу.

Картина Анри Руссо «Нападение» кажется простой по сюжету, однако стиль художника позволяет изобразить буйную растительность джунглей, используя послойное заполнение всего пространства. На холсте изображено множество фантастических растений различных оттенков зеленого цвета. Чтобы нарисовать проливной дождь, А. Руссо придумал собственный метод, который состоит в расположении серебристых потоков воды в диагональном направлении сквозь всю композицию.

Картина, висящая сейчас в Лондонской национальной галерее, помогла получить Руссо первое признание. И, вдохновившись им, художник впоследствии ежегодно представлял свои работы для публики именно в Салоне независимых.

К теме изображения джунглей Анри Руссо вернулся только в 1898 г., спустя 7 лет после первой работы. Это были картины «Обезьяны в джунглях», «Атака тигра» (1904), «Голодный лев» (1905), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Джунгли на экваторе» (1909), «Тропический лес с обезьянами» (1910).

Заключение

Анри Руссо умер 2 сентября 1910 г. в результате развития гангрены. Даже после смерти художника его работы продолжали вдохновлять других творцов, в том числе Пабло Пикассо, Фернана Леже, Макса Эрнста и многих сюрреалистов.

Картины Руссо рассредоточены по коллекциям музеев по всему миру. Две знаменитые работы — «Спящая цыганка» и «Сон» —  находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, другие —  принадлежат Национальной галерее живописи в штате Вашингтон, Филадельфийскому Музею искусства, Эрмитажу в Санкт-Петербурге и многим другим.

Спящая цыганка, 1897, Анри Руссо Сон, 1910, Анри Руссо

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: