Личная жизнь
Первая супруга Ревекка Модлина родом из Ленинграда, художница и скульптор. Брак с Шемякиным был для нее третьим. В 1964 году родила мужу дочь Доротею Шемякину. Дочь пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком.
Михаил Шемякин и его жена Сара де Кэй
Со второй женой – переводчицей Сарой де Кэй – художник познакомился благодаря дружбе с Владимиром Высоцким. Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого.
По словам Шемякина, женщина восприняла рекомендацию буквально и связала с ним жизнь. Вместе пара более 20 лет.
Шрамы Михаила Шемякина
Шрамы на лице и теле Михаила Шемякина, по его словам, стали следствием ожоговой травмы на литейном заводе. Ходят слухи, что художник нанес раны сам под воздействием алкоголя.
Галифе, сапоги и фуражка стали «фирменной» одеждой Шемякина, но он объясняет их ношение бытовыми и физиологическими причинами. Козырек фуражки бережет больные глаза от света, а высокие сапоги защищают от змей, которых немало во французской деревне, где последние 25 лет живет мастер.
БИОГРАФИЯ
Художник Марк Адольфович Поляков (псевдоним Дядя) родился 27 июня 1948 года в г. Тбилиси, Грузия. Окончил Тбилисскую государственную академию художеств. График по образованию. В Грузии и в России много занимался экспериментальной печатью (термопринтом). В Грузии и в Москве много выставлялся в групповых выставках. Прошли также персональная выставка в Грузии, две персональные выставки в Москве, две персональные выставки в США. Сейчас считает, что выставляться в галереях бессмысленно, поскольку экспозиции и продажи работ переходят в социальные сети.
Кумиры – Нико Пиросмани, Павел Филонов, Пабло Пикассо, Марк Ротко, старые мастера. Из блиц-интервью в США, предоставленного художником: «Художественное пространство Нью-Йорка 1990-х на момент твоего приезда? – Загадочное манящее неизведанное. – Как выглядело для тебя архитектурное пространство Нью-Йорка 1990-х на момент твоего приезда? – Изумительное невероятное пространство. – Как выглядело для тебя культурное пространство Нью-Йорка 1990-х на момент твоего приезда? – Terra incognita. – Как выглядело для тебя социальное пространство Нью-Йорка 1990-х на момент твоего приезда? – Враждебное, но готовое к покорению. – Как выглядело для тебя политическое пространство Нью-Йорка 1990-х на момент твоего приезда? – Не интересовало. – Веришь или верил ты в Бога в 1990-е, сейчас? Всегда верил в Бога. – Твое вероисповедание? – Индивидуальное занятие искусством. – Что дала тебе Америка? Гигантское расширение кругозора, неисчерпаемую информацию, бесконечные возможности коммуникации. – Внес ли ты вклад в эмигрантскую русскоязычную субкультуру Нью-Йорка? – Да. – Ты эмигрант? Считаешь себя таковым? Если нет, то кто ты? – Я абсолютный маргинал… Человек мира… Одновременно: грузин, русский, еврей, американец. – Что ты хочешь дать людям/миру своим творчеством? – Показать, что существуют высшие миры. Сообщать о них и помогать открывать проходы в эти пространства. – Любишь ли ты Америку, как свою вторую родину? – Да. – Где твой дом в прямом и переносном смысле? – В Манхэттене. – Твое творчество глобально или локально? – Мое творчество Ангелично и Космично. – Какую роль в твоем творчестве сыграли и играют новые технологии? Определяющую! – Как ты думаешь, что ты сохранил в себе из богатств своего внутреннего мира, сформированного в СССР? – Интернационализм и мечту о прогрессе и развитии. – Что для тебя «красота»? Красота – это доказательство и подтверждение высшей реальности. Свидетельство Божественного дыхания. – Хотел бы ты, чтобы твои дети говорили по-русски? – Да. Они все говорят. – Какое отношение к твоему творчеству со стороны американцев? Восторженное. – Расскажи, пожалуйста, самую безумную, самую эпатирующую историю из твоей творческой жизни в Нью-Йорке . – Мои два развода! Детали очень личные но и определившие мои творческие импульсы надолго!»
В театре Грибоедова оформил спектакли: «Трагический поединок» А. Ставицкого (вместе с А. Чачиком), «Звезды на утреннем небе» А. Галина. Автор плаката к спектаклю «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя в постановке Г. Маргвелашвили.
Живопись
Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.
Михаил Шемякин и Юрий Любимов
В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.
Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий
В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.
Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.
Скульптора Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»
В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.
Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.
Альманах Михаила Шемякина «Аполлон»
Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.
В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.
Дом Михаила Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция
Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.
Михаил Шемякин сейчас
В России художник и скульптор бывает часто. По его признанию – живет в самолете. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляются почти все проекты мэтра. Он оформляет спектакли, организовывает художественные и скульптурные выставки, возводит памятники.
Скульптора Михаила Шемякина «Царская прогулка»
Талант Шемякина многогранный. Памятник Петру I работы мастера стоит в Петропавловской крепости. В костюмах, нарисованных художником для балета «Щелкунчик», выступают артисты «Мариинки». Ювелирные изделия, придуманные художником, воплотил ювелирный дом SASONKO.
Михаил Шемякин в 2018 году
У Михаила Шемякина, называющего сон неоправданной роскошью, хватает времени рисовать полотна, организовывать музыкальные фестивали, сниматься в телепроектах и даже придумывать елочные игрушки.
В «Инстаграме» есть страница петербургского Центра Михаила Шемякина, где анонсируются мероприятия с его участием.
Награды
- 1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма»
- 1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско
- 1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции
- 1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания
- 1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом Президента России Б. Ельцина
- 1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции
- 1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик
- 1997 – Президентская премия
- 1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств
- 2001 – Премия «Золотой софит» — как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург)
- 2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга
- 2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре)
- 2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург)
- 2009 – Орден Дружбы
- 2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру»
Детство и юность
Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни. Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте. По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».
Художник Михаил Шемякин
Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу, назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин рос в ГДР.
В 1957-м семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат. Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный, мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с картинами Ван Гога, Иеронима Босха и Поля Гогена.
Михаил Шемякин в детстве
Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о царе Салтане, зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи им. И. Е. Репина.
Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве, почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил точку в образовании.
Михаил Шемякин в молодости
Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.
К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая шизофрения».
Михаил Шемякин
Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая «выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям Мориса Дрюона. Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.
Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.
Михаил Поляк
Михаил Наумович Поляк. Родился 25 февраля 1948 года — умер 9 апреля 1995 года. Советский и российский актёр театра и кино.
Михаил Поляк родился 25 февраля 1948 года.
Отец — Наум Моисеевич Поляк (1921-1985), директор кинокартин (в том числе «Жили три холостяка»), инвалид Великой Отечественной войны.
Мать — Лидия Васильевна Гранова (1925-1998).
В 1971 году окончил школу-студию МХАТ, курс В. К. Монюкова.
В 1971-1984 годах был в труппе Московского театра имени Ленинского комсомола (ныне Ленком).
Затем с 1984 года выступал в Минской филармонии, а с 1986 года — в Московском еврейском театре «Шалом».
Театральные работы Михаила Поляка:
«Трубадур и его друзья» — Трубадур;
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — Заика, Смерть;
«Парень из нашего города» — Аркадий Бурмин;
«Юнона и Авось» — офицер-переводчик;
«В этом милом, старом доме» — Фредерик;
«Вечером, после работы» — Уточкин;
«Колонисты» (по «Педагогической поэме» Макаренко) — Матвей Белухин;
«Тиль» — придворный художник и бригадир гёзов;
«Золотой ключик» — Арлекин;
«Сержант, мой выстрел первый!» — главная роль Михаил Воронков;
«Автоград — XXI» — строитель Автограда.
В кино начал сниматься еще в школьные годы, дебютировав в 1963 году в фильме «Слуша-ай!..» (роль — Борис Войтехович).
Михаил Поляк в фильме «Слуша-ай!..»
В 1973 году сыграл свою первую и, как оказалось, последнюю главную роль в кино — Марка в фильме «Жили три холостяка» режиссера Михаила Григорьева. Это музыкальная комедия по мотивам водевиля В. Дыховичного «Свадебное путешествие». История о трех молодых аспирантах, друзьях с детства, поклявшихся во имя науки отказаться от всего, что может помешать их работе, в том числе и от знакомства с девушками, пока они не закончат работу над диссертациями. Для окончания работы им обязательно надо попасть в научную экспедицию на корабль, отправляющийся в Японское море.
Михаил Поляк в фильме «Жили три холостяка»
Позже исполнил еще несколько второплановых ролей в кино — «Одиножды один» (Володя), «Эта тревожная зима» (Дмитрий Дмитриевич) и др. Появлялся на экране в ряде фильмов-спектаклей.
Михаил Поляк в фильме «Одиножды один»
Умер 9 апреля 1995 года. Похоронен на кладбище в посёлке Поваровка Солнечногорского района Московской области.
Личная жизнь Михаила Поляка:
Четыре раза был женат.
Первая жена — Людмила Поргина, советская и российская актриса, заслуженная артистка РФ. Состояли в браке в 1965-1967 годах. От Поляка Поргина ушла к Николаю Караченцову.
Людмила Поргина — первая жена Михаила Поляка
Вторая жена — Елена Шанина, советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. Брак также продлился недолго: с середины 1970-х годов стал злоупотреблять алкоголем, что привело к разводу. Шанина ушла от Поляка к Александру Збруеву.
Елена Шанина — вторая жена Михаила Поляка
Третья жена — актриса Марина Поляк. В браке родился сын Сергей. Позже Марина стала женой Михаила Швыдкого.
Марина Поляк — третья жена Михаила Поляка
Четвёртая жена — Людмила Харитонова. В браке родились дочери Анастасия и Мария.
Фильмография Михаила Поляка:
1963 — Слуша-ай!.. — Борис Войтехович
1973 — Жили три холостяка — Марк (вокал — Сергей Петров)
1974 — Пир во время чумы (фильм-спектакль) — участник пира
1974 — Одиножды один — Володя (роль озвучил А. Демьяненко)
1975 — Эта тревожная зима — Дмитрий Дмитриевич
1976 — Серенада для мамы (фильм-спектакль)
1976 — 12 стульев — эпизод
1978 — Парень из нашего города (фильм-спектакль) — переводчик
1978 — Всё решает мгновение — парень, у которого Варенцов просит закурить (нет в титрах)
1982 — Гренада (фильм-спектакль) — «Строгий», гривенник поэта
1983 — Юнона и Авось (фильм-спектакль) — офицер-переводчик
1989 — Мир вам, Шолом! (документальный)
1994 — Янкель, Таке и Кадыр (фильм-спектакль)