Клуэ, франсуа. картины с названиями и описанием

2. Творчество

Был, в первую очередь, замечательным портретистом. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных, исполненных карандашом, иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же). Всем этим работам, тщательным по лепке характеров, присущи классически-ренессансное спокойствие и прозрачная духовная ясность художественного строя. Напротив, в его мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, где портретность завуалирована (Купающаяся женщина, ок. 1571, Национальная галерея искусства, Вашингтон; и др.), нарастают маньеристические черты – эротизм и гротеск.

Работая при дворе более тридцати лет, Франсуа Клуэ часто изображал одних и тех же людей. Примером может служить серия портретов короля Карла IX, которого Клуэ рисовал многократно, начиная с младенчества и почти до самой смерти.

Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ; по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Вскоре молодой художник создал искусство более утонченное и более сложное, чем живопись его отца; это искусство сочетало в себе различные влияния — итальянское, нидерландское и немецкое. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в.

Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца; они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде). Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Его характеристики остры и точны, они раскрывают человека гораздо полнее и глубже, чем все исследования историков.

Позднее творчество Клуэ близко ко второй школе Фонтенбло. Его работы отличались насыщенностью цвета и подчёркиванием величавости человека, изображенного на картине.

Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской; большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде).

Таланту Клуэ посвящали восторженные строки такие поэты, как П. де Ронсар и Ж. дю Белле. Ронсар, в частности, описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника; благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровые картины в Национальной галерее в Вашингтоне.

Произведение искусства

Франсуа Клуэ продолжает работу своего отца как портретиста, и его искусство представляет собой много аналогий со стилем, изобретателем которого был Жан: та же трезвость, концентрация на поиске сходства и даже осторожность, чтобы избежать лишних деталей. Но он идет дальше, в частности, в своих произведениях на галантные ( Дама в ванне ) и сатирические ( La Farce des Grecs спуститься ).

Рисунки

Рисунки Франсуа не обладают воздушной легкостью рисунков Жана, но как портреты они не менее поразительны, и он был первым, кто осмелился придать им законченный вид, свидетельствующий о том, что он считал их не скорее подготовительными набросками, а как законченные произведения искусства сами по себе. Можно сказать, что 54 подлинных рисунка Франсуа Клуэ, распределенные между музеем Конде в Шантийи и кабинетом эстампов в Париже , по-прежнему превосходят рисунки его отца по способу раскрытия.

Картина

Что касается его написанных портретов, то их техника ярче и свободнее, чем у Жана. Мы также чувствуем влияние Гольбейна в портрете Генриха II , венецианцев и Приматице в подписанной картине из коллекции Кука. А также Тициана (Венера из Урбино) в портретах Дайан де Пуатье.

Подобно флорентийским маньеристам , на портрете своего соседа и друга аптекаря Пьера Кюте, датированного 1562 годом, он помещает рядом с собой гербарий, напоминающий о его деятельности, и помещает свою модель в интерьер, материализованный столом и занавеской.

Маленький конный портрет, хранящийся в Уффици , почти копия портрета его отца в Лувре . Он добавил пейзаж, который придает глубину картине, и колонны, напоминающие древнюю архитектуру.

  • François I — й лошадь , деревомасло, 27 × 22  см , Уффици , Флоренция
  • Анри II , , холст, масло, 192 × 105  см , Палатинская галерея , Дворец Питти , Флоренция
  • Le Bain de Diane , — , дерево, масло, 136 × 196,5  см , Руан , Руанский музей изящных искусств .
  • Пьер Кюте, аптекарь , подпись, 1562 г. , дерево, 91 × 70  см , Лувр
  • Карл IX , 1566 г.
  • Елизавета Австрийская, королева Франции, жена Карла IX , ок. , дерево, 36 × 26  см , Лувр
  • Дама в ванне , 1571 г.
  • Портрет молодой французской принцессы , Люксембургский национальный музей, коллекция Бентинка-Тиссена
  • Портрет Карла IX — Масло на панели — 36,2 x 25,4, Fondation Bemberg Fondation_Bemberg (Тулуза)
Другие работы

Как придворный художник, он участвовал в таких крупных проектах , как для похорон Франсуа 1 — го в 1547 году и Генриха II в 1559 году, монархи , которые он будет выполнять посмертные маски.

Диффузия

Его работы много копировали, отсюда проблемы с атрибуцией для некоторых из них. Но искусство Франсуа Клуэ широко распространено благодаря его мастерской, в которой работают такие художники, как Жак Патен или Симон Ле Рой. Таким образом, можно говорить о придворных портретах формулы «Клуэ», которая не изменится на протяжении десятилетий.

Клуэ Франсуа Картины биография Clouet Francois

Клуэ Франсуа (Clouet Francois) (приблизительно 1505 — 1572), французский живописец, сын и ученик Жана Клуэ Младшего, унаследовал должность отца при французском
дворе и пользовался большой известностью во времена правления королей Генриха II, Франциска II и Карла IX.
Портретное творчество Франсуа Клуэ — одна из вершин живописи французского Возрождения.

Клуэ Франсуа писал портреты и миниатюры, композиции на
мифологические сюжеты. Франсуа Клуэ также руководил большой мастерской, где
изготовлялись копии созданных им портретов. Это способствовало распространению
искусства мастера по всей Европе. Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по
композиции произведениям присущи тщательное, объективное воспроизведение модели,
яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов (портрет Генриха II, 1559, Уффици).
Самостоятельное значение имеют его сдержанно-изящные, тонкие по
моделировке карандашные портреты (Карла IX, 1566, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Картина Франсуа Клуэ «Конный портрет Франциска I».
Верхом на коне с богато украшенной сбруей, облаченный в не менее роскошные доспехи, Франциск I смотрит на нас со слегка мечтательным выражением. Клуэ
славился своей острой наблюдательностью и тонкостью в исполнении деталей. С поразительной точностью он передает узор королевского наряда, особенно
изображения голов на наколенниках и локтях и фигур на рукавах и груди. Клуэ не только выражает почтение своему властелину, запечатлев его наряд со всей
пышностью, но, поместив лошадь и всадника на вершину горы, за которой простирается пейзаж, он также напоминает о том, что король правил обширными
владениями. Клуэ исполнил множество королевских портретов. Он был придворным художником у четырех французских королей — Франциска I, Генриха II, Франциска
II и Карла IX — и завоевал громкую славу своими парадными портретами и великолепными рисунками.
Франсуа Клуэ скончался 22 сентября 1572 года в Париже.

Исторические ссылки

Франсуа Клуэ родился в Туре и был сыном придворного художника Жана Клуэ . Жан Клуэ был уроженцем Южных Нидерландов и, вероятно, из района Брюсселя. Франсуа Клуэ учился у своего отца. Он унаследовал от отца прозвище «Джанет» и упоминается как таковое в некоторых ранних источниках и более ранней литературе.

Дама в ванне , вероятно, изображающая Дайан де Пуатье или Марию, королеву Шотландии , Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия , 1571 г.

Самым ранним упоминанием о Франсуа Клуэ является документ, датированный декабрем 1541 года, в котором король отказывается в пользу Франсуа от имения своего отца, которое было передано короне как имение иностранца. В этом документе говорится, что младший Клуэ очень внимательно следил за своим отцом в его искусстве. Как и его отец, он занимал должность конюха и художника при короле, и что касается заработной платы, он начал с того места, где остановился его отец. Этому художнику приписывают множество рисунков, часто без полной уверенности. Однако есть еще кое-что, что можно сказать о его отце.

Le Billet Doux , Музей Тиссена-Борнемисы , 1570-е гг.

Поскольку писатели того времени воспевали Франсуа Клуэ, его имя бережно сохранялось от царствования до царствования, и существует древняя и непрерывная традиция атрибуции многих его картин. Однако нет ни оригинальных свидетельств его работ, ни каких-либо известных документов, которые гарантировали бы обычно принимаемые приписывания. Ему приписывают портреты Франциска I в Уффици и Лувре и различные рисунки, относящиеся к ним.

Он, вероятно, также написал портрет Екатерины Медичи в Версале и другие работы, и, по всей вероятности, большое количество приписываемых ему рисунков было его рукой.

Карл IX Французский , 1563 г.

Один из его самых замечательных портретов — портрет Марии, королевы Шотландии , рисунок мелом в Национальной библиотеке ; аналогичного характера — два портрета Карла IX и портрет Маргариты Французской в Шантильи . Возможно, его шедевр — портрет Елизаветы Австрийской в Лувре. Это произведение произвело большое впечатление на Клода Леви-Стросса . В частности, это помогло вдохновить его теорию modèle réduit или произведений искусства как «миниатюрных моделей» и другие теории произведений искусства в его книге «Дикий разум».

Клуэ проживал в Париже на улице Сент-Авуа в районе Темпл , недалеко от отеля де Гиз , и, как известно, в 1568 году он находился под патронажем Клода Гуффье де Буази, сеньора д’Уарона и его жены Клод де Боне. . Другой установленный факт, касающийся Франсуа Клуэ, заключается в том, что в 1571 году он был вызван в кабинет Монетного двора, и его мнение было принято по поводу сходства с королем портрета, отчеканенного монетным двором. Он приготовил посмертную маску Генриха II , как в 1547 году он взял аналогичную маску с лица и рук Франциска I, чтобы изображение, которое будет использоваться на похоронах, можно было изготовить по его рисункам; и в каждом из этих случаев он рисовал картины для украшения церкви и знамен для великой церемонии.

Считается, что несколько миниатюр были его работой, один очень примечательный портрет — фигура Генриха II в пояс, из коллекции Дж. Пирпонта Моргана . Другой его портрет — это портрет Франсуа, герцога Алансонского, из коллекции Джонса в Музее Виктории и Альберта . Екатерина Медичи рассказала послу в Лондоне, Моте Фенелон, усилия Местра Жаме (он использовал имя своего отца) над портретом Алансона . Ему обычно приписывают определенные изображения членов королевской семьи, которые были в коллекции Гамильтонского дворца и на распродаже Magniac.

Елизавета Австрийская , ок. 1571

Он умер 22 декабря 1572 года, вскоре после резни святого Варфоломея , и его завещание, в котором упоминаются его сестра и две его внебрачные дочери, а также распоряжается значительным имуществом, все еще существует. Его дочери впоследствии стали монахинями.

Франсуа Клуэ. Северное Возрождение

Как и его отец, Франсуа Клуэ был придворным художником. Родился Франсуа в Туре около 1480 года, а жизнь его прошла в Париже, где у него была большая мастерская, выполнявшая самые различные заказы, от миниатюр и портретов до больших декоративных композиций по случаю придворных приемов и празднеств.

Франсуа Клуэ оставил несколько десятков блестящих карандашных портретов своих современников, причем карандашный портрет у него превращается из подготовительной штудии в самостоятельное произведение. В, казалось бы, простых рисунках ощущается такая сила выразительности, что современники сравнивали его произведения с творчеством Микеланджело.

ФРАНСУА КЛУЭ. Портрет Маргариты Валуа, дочери Генриха II. Ок. 1560. Музей Конде, Шантильи (Франция)

Слава о карандашных портретах Франсуа Клуэ распространилась далеко за пределы Франции. Испанская королева пожелала видеть его рисунки, которые художник «умеет исполнять отменно». Собственно, Клуэ ввел моду на карандашные портреты: их начинают подносить как посольские подарки, брать в поездки, составлять из них альбомы.

Живописные портреты Клуэ отличаются насыщенностью цвета, в них прослеживается влияние Ханса Хольбейна Младшего, который также стремился передать духовный мир портретируемого, проникнуть в сферу его внутренних переживаний.

Франсуа Клуэ скончался в Париже в 1572 году.

ФРАНСУА КЛУЭ. Портрет Елизаветы Австрийской, королевы Франции. Ок. 1571. Лувр, Париж

В исполненном в теплых золотисто-коричневых тонах портрете, написанном сразу после коронации 1570 года, художник смог предать обаяние и прелесть семнадцатилетней королевы.

ФРАНСУА КЛУЭ. Купающаяся дама. Ок. 1570. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Прекрасная дама, сидящая в ванне. — возможно, Диана де Пуатье, фаворитка Генриха II. Диана была старше короля на двадцать лет, но, несмотря на это, сумела надолго сохранить его пылкую любовь.

Во время правления Генриха II она, по сути, являлась настоящей королевой, оттеснив на второй план жену монарха — Екатерин) — Медичи. Говорят, Диана и в преклонном возрасте была хороша собой и выглядела очень молодо. Правда. Диана де Пуатье умерла несколько ранее времени написания портрета, но и оно тоже определено предположительно. Впрочем, существует также версия, что художник хотел изобразить в этой картине чувственный образ современной Венеры.

На бортике ванной, чуть ниже левой руки женщины, Франсуа Клуэ оставил свою подпись. Это одна из двух дошедших до нас подписных картин мастера. За спиной купальщицы открывается домашний интерьер — с повседневными заботами прислуги, наполненный движениями и звуками, что резко контрастирует с фигурой этой идеально-прекрасной и задумчиво-отрешенной женщины.

Следующая глава >

Библиография

  • Авторитетные записи  :
    • ( )

Специализированные книги:

  • Александра Зверева, Les Clouets Екатерины Медичи. Графические шедевры из музея Конде , каталог выставки, Somogy Éditions d’art, 2002.
  • Александра Зверева, Нарисованные портреты двора Валуа. Les Clouets Катрин де Медисис , Arthena, 2011.
  • Александра Зверева, Кабинет Клуэ в Шато де Шантильи. Ренессанс и придворный портрет во Франции , Николя Шоден, коллекция «Éditions Nicola», 2011.
  • Этьен Жолле, Жан и Франсуа Клуэ , Lagune, Париж, 1997, 280 стр.

Словарь:

  • Арлетт Жуанна и Филипп Хамон, La France de la Renaissance, история и словарь , Роберт Лаффон, Париж, 2001.
  • Арлетт Джуанна (реж.), История и словарь религиозных войн, 1559–1598 , Роберт Лаффонт, сб. «Книги», 1998.
  • Роберт Майяр ( ред. ), Универсальный словарь живописи , т.  2, Париж, словарь Le Robert , Smeets Offset BV Weert (Нидерланды),Октябрь 1975 г., 3000  с. ( ISBN  2-85036-002-3 ) , стр.  43-44.
  • Dictionary Bénézit , критический и документальный словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов всех времен и стран , Vol.  3, выпуски Gründ,Январь 1999 г., 13440  с. ( ISBN  2-7000-3013-3 ) , стр.  724-725.

Каталог выставки:

Ле Клуэ и двор королей Франции: от Франсуа Иера до Анри IV , Париж, 1970, / ; , Париж, Национальная библиотека, 1970, 95 стр., читать онлайн .

Наследие Франсуа Клуэ


Ф. Клуэ. «Купание Дианы»

Помимо портретов, среди наследия Франсуа Клуэ встречаются и картины на мифологические сюжеты, что было весьма естественно для художника периода Возрождения. С возрастом Клуэ стал создавать все больше изображений простых людей, одним из двух подписанных им произведений стал портрет Пьера Кюта, фармацевта, удостоенный художником простого посвящения «Единственный друг». В отличие от сложной «работы лица» на портретах государственных деятелей, здесь перед зрителем предстает открытый честный облик простого француза, уставшего, но живущего цельной жизнью, в ладу с собой и своей совестью.


Ф. Клуэ. «Портрет Пьера Кюта»

Поскольку работа придворного художника состояла главным образом не в увековечении своего таланта в портретах, а скорее в придании лоска и нарядности королевскому быту, Клуэ и ученикам его мастерской приходилось выполнять многочисленные заказы двора по украшению празднеств, созданию эскизов монет, отделке предметов интерьера. Последней крупной работой мастера стала подготовка свадьбы Маргариты Валуа и Генриха Наваррского, которая спровоцировала Варфоломеевскую ночь – массовое убийство гугенотов во Франции. Спустя месяц художник умер, возможно, потому, что потерял кого-то из близких друзей.


Портрет Франсуа Клуэ, гравюра XVI века

Клуэ никогда не был женат, но у него было две дочери, которые после смерти отца стали монахинями. Большую часть рисунков – более пятисот – сохранила в своей коллекции Екатерина Медичи, позже передав галерею своей внучке, Кретьенн Лотарингской. В настоящее время значительное число произведений Клуэ находится в Музее Конде в замке Шантийи.

Что касается королевского двора – Карлу IX было суждено стать последним французским правителем из династии Валуа, с 1589 года к власти пришли Бурбоны, а с ними – и новые живописцы, перенявшие у Клуэ манеру изображения венценосных натурщиков.

Франсуа Клуэ – продолжатель дела своего отца и художник при дворе Валуа

Для истории искусства имя художника Франсуа Клуэ было открыто в 1541 году, когда он в соответствии с королевским указом приступил к выполнению обязанностей умершего отца – обязанностей придворного живописца. Родился же Франсуа в Туре во фламандской семье, в промежуток времени от 1505 до 1515 года. Он выучился навыкам рисования от отца Жана Клуэ и стал художником его мастерской. Вероятно, старший и младший Клуэ вместе принимали участие в создании портрета Франциска I, покровителя Жана и первого из четырех монархов, при которых довелось работать Франсуа.


Жан и Франсуа Клуэ. «Конный портрет короля Франциска I»

В число обязанностей художника входила и работа над изготовлением посмертной маски усопшего правителя. В те времена это был важный этап подготовки похорон: специально для церемонии изготавливали посмертный манекен короля или дофина, а потому честь запечатлеть черты ушедшего из жизни доверяли только лучшим художникам.


Рисунок, сделанный Ф. Клуэ по посмертной маске Франциска I

Оба живописца, отец и сын, носили прозвище «Жане», что позже привело к путанице в определении авторства некоторых работ, обычая подписывать каждое свое произведение в то время еще не существовало. Тем не менее, следует признать, что если Жан Клуэ заложил основы портретной графики и живописи Франции, то Франсуа поднял их на очень высокий уровень. Потому что главным и самым ценным наследием Клуэ-младшего стали сотни портретов важных фигур эпохи заката династии Валуа.


Ф. Клуэ. «Мария Стюарт»

Нетрудно представить себе, что с наступлением романтизма, когда Дюма и его коллеги по цеху принимались за свои произведения, именно портреты главных действующих лиц прошлых веков должны были становиться для писателей главным источником вдохновения. Сухие строки биографий и субъективные рассуждения мемуаров не так ясно раскрывали облик человека, как портреты кисти Клуэ. Искусствоведы в один голос прославляют психологизм его работ, их проницательность и достоверность – говоря проще, в лице каждого изображенного на портрете виден некий характер, как и попытки его скрыть за привычной для придворной жизни маской.


Ф. Клуэ. «Портрет Пьера Форже, сеньора де Брена»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: