Детство и юность
Биография Исаака Ильича Левитана, выдающегося российский художника, начинается в 1860 году в небольшом городке Кибарты (сейчас находится на территории Литвы), в совсем небогатой еврейской семье. Его отец, Илья Левитан, преподавал иностранные языки, а также работал переводчиком. Исаак был самым младшим, четвертым ребенком в семье: у него были старшие брат Авель Лейб и две сестры — Тереза и Эмма.
Художественные способности Левитана стали проявляться еще в детстве. Он не единственный в семье имел склонность к изобразительному искусству, его брат также увлекался живописью. В начале 1870-х, в надежде улучшить материальное положение, семья Левитанов переехала в Москву, где Авель Лейб поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По примеру брата, двумя годами позднее, в возрасте тринадцати лет, туда поступил и Исаак. Этот период стал ключевым для творческой биографии Исаака Левитана.
Юный художник учился успешно и считался подающим надежды. Однако через несколько лет умерла сначала мать, а затем и отец. Дети остались одни, в крайней нужде. Им помогали друзья, а также само училище, желавшее поддержать талантливых учеников. В 1877 году выдающийся русский живописец Алексей Саврасов, будучи преподавателем пейзажного класса, взял Левитана к себе в ученики. И тот быстро оправдал надежды учителя: в этом же году о двух его картинах, участвовавших в выставке, написали в газетах, а ему вручили серебряную медаль и денежный приз в размере 220 рублей. Это был первый успех юного шестнадцатилетнего живописца. В училище, помимо Саврасова, ему также повезло учиться у таких учителей, как Перов и Поленов.
Журналистская деятельность до Октябрьской революции
С 1901 года Чуковский начал писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист В. Е. Жаботинский. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.
Затем в 1903 году Чуковский, как единственный корреспондент газеты, знающий английский язык (которому обучился самостоятельно по «Самоучителю английского языка» Олендорфа), и соблазнившись высоким по тем временам окладом — издатель обещал 100 рублей ежемесячно — отправился корреспондентом «Одесских новостей» в Лондон, куда выехал с молодой женой. Кроме «Одесских новостей» английские статьи Чуковского публиковались в «Южном обозрении» и в некоторых киевских газетах. Но гонорары из России поступали нерегулярно, а затем и вовсе прекратились. Беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу. Чуковский подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее. Зато в Лондоне Чуковский основательно ознакомился с английской литературой — прочитал в оригинале Диккенса, Теккерея.
Вернувшись в Одессу в конце 1904 года, Чуковский поселился с семьёй на улице Базарной № 2 и окунулся в события революции 1905 года. Чуковский оказался захвачен революцией. Он дважды посетил восставший броненосец «Потёмкин», кроме прочего приняв письма к близким у восставших моряков. В Петербурге начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания. Чуковский находился под арестом 9 дней.
В 1906 году Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино, Курортный район (Санкт-Петербург)), где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.
В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский стал влиятельным критиком, насмешливо отзываясь о популярных в то время произведениях массовой литературы: книгах Лидии Чарской и Анастасии Вербицкой, «Пинкертоновщине» и других, остроумно защищал футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда были ему за это благодарны; вырабатывал собственную узнаваемую манеру (реконструкция психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).
В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году вышла книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.
После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.
Юные годы и начало творчества
Несмотря на отсутствие художников в роду Суриковых, талант Василия можно считать врожденным, так как рисовал он с раннего детства. Уже в 6 лет юный художник сделал копию гравюры, на которой был изображён Пётр Великий.
В 1854 году семья переехала в Сухой Бузим. Здесь Вася получил начальное образование. Затем его отправили в Красноярское уездное училище. К родителям мальчик приезжал лишь на летние каникулы.
Ключевую роль в раскрытии таланта юного Сурикова сыграл его первый наставник Николай Гребнев. Он помог осознать начинающему художнику свое предназначение. В 1862 году молодой человек написал свою первую полноценную картину «Плоты на Енисее».
«Последний знаменосец передвижничества» Николай Касаткин
(1859 — 1930)
Автопортрет
В творческом созвездии русских художников-реалистов второй половины XIX — первой трети ХХ века, особую ступень занимает Николай Алексеевич Касаткин, один из мастеров, сохранивший заветы передвижничества, пронесший идеи Товарищества до конца своих дней. Представитель старшего поколения «передвижников» Н. А. Ярошенко справедливо видел в нем своего прямого продолжателя.
Н.А. Касаткин — Академик и действительный член Петербургской Академии художеств, член «Товарищества передвижных художественных выставок» (с 1891 года), один из основателей социалистического реализма и самый первый народный художник Республики (1923 г.).
Николай Алексеевич родился в декабре 1859 года в Москве. Свой художественный дар он унаследовал от отца, известного художника-литографа Алексея Касаткина. С четырнадцати лет оттачивал мастерство в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Перов, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников. За дипломную работу «Нищие на церковной паперти» на выпускном экзамене в 1883 году был удостоен высшей награды учебного заведения — большой серебряной медали и звания высококлассного художника.
Вплоть до самой революции 1917 года Касаткин работал педагогом в родном училище. Кроме этого, после окончания училища его пригласили на работу в издательство «И. Д. Сытин и К°», где художник проработал около тридцати лет.
С 1890 экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств и Товарищества передвижных художественных выставок. Несколько картин с выставок «передвижников» были приобретены П. М. Третьяковым. В 1900 за картину «В коридоре окружного суда» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.
Николай Алексеевич неоднократно совершал творческие поездки по России. Путешествовал по Волге и Уралу, с 1891 по 1901 ежегодно выезжал в район донецких шахт. В 1894 побывал на Кавказе в гостях у Н.А. Ярошенко, воспользовавшись любезным приглашением хозяина Кисловодской усадьбы: «…мне сдается, что Вы напрасно проводите летнее время по городам, вместо того, чтобы хорошенько отдохнуть и укрепиться физически и скорее где-нибудь на лоне природы, хотя бы в Кисловодске».
Вместе с Ярошенко он совершил путешествие по Военно-Грузинской дороге. «Меня здесь очень любят и балуют, здесь я совсем как дома», — сообщает он родным…
После Октябрьской революции — «отдав всю душу октябрю и маю» — Касаткин сохранил большой потенциал живописца. Оказавшись на «гребне волны» новых событий, он продолжал творить в духе времени, добывая славу и себе и отечеству. Ему первому было присуждено почётное звание народного художника Республики (1923). Он вошел в новосозданную Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1924 году был командирован в Англию для того, чтобы запечатлеть борьбу английского пролетариата за свои права. В 1929 в Москве прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставках мастера.
17 декабря 1930 года, давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Сигида» («Карийская трагедия»), Касаткин скоропостижно скончался.
Ретроспектива произведений Касаткина состоялась в 1953–1954 в Москве, Ленинграде и Таллине.
Музей Н.А. Ярошенко обладает достаточно большой коллекцией работ Н.А. Касаткина, позволяющей открыть истинный художественный уровень его произведений. Более 300 живописных и графических работ, как дореволюционного, так и советского периодов творчества, было подарено членами семьи художника. Касаткин раскрывается в них как своеобразный и талантливый живописец. Его блестящий талант колориста, способного любой бытовой сюжет показать таким пластически живописным сложным языком, что зачастую художественная сторона оказывается сильнее собственного сюжета.
Девушка с книгамиЖенская головаЖенский портрет (Рыжая)ЛесНа дачеНа торфяном болотеПортрет А.Н. КасаткинойПортрет девочки-шахтеркиПортрет девушкиПризнаниеСтолетний старикСумеркиТорфяное болото
Творчество
С работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» начинается творческий путь живописца. Он написал ее, будучи студентом, в 22 года. Даже для зрелых мастеров кисти полотно могло быть сложным для изображения. Молодой художник удачно смог передать эмоции от холодной и влажной ночи северной столицы.
Образцом исторической живописи стало «Утро стрелецкой казни». Автор писал ее 3 года. Суриков был сильно впечатлен подавлением бунта стрельцов. Через их переживания на фоне Москвы эпохи Петра I он смог показать трагическую судьбу народа. Эта картина позволила автору стать членом Товарищества передвижных выставок художников.
Этюды, зарисовки, исправления… Каждая работа мастера начиналась с эскиза. Образцовая зарисовка создавалась несколько лет. Над гениальной «Боярыней Морозовой» он работал 4 года. В 1887 г впервые мастерское творение было представлено на суд зрителей Передвижной выставки.
В 1888 году скоропостижно умирает супруга. Горе в семье привело живописца к депрессии. Близкие зовут его в Красноярск, и он с дочками едет на родину. Суриков много гуляет на природе, общается с сибиряками, ездит по селам края. Оправившись от негативных мыслей, мастер кисти снова вернулся к жизни, начал рисовать «Взятие снежного городка». Забавы сибиряков Суриков знал с детства. Особенно он любил зимние игры. Для своей работы художник специально попросил молодежь села соорудить снежный городок и устроить его взятие. За 2 года во время создания картины он сделал тысячи портретных набросков с натуры. Элементы праздничной одежды крестьян, утварь и различные атрибуты народного быта зарисовывал отдельно. Лица людей писал со своих знакомых, рисовал этюды маслом и акварелью, а потом использовал эти наброски при создании персонажей.
К сожалению, на выставке передвижников публика не оценила грандиозное полотно мастера. Критики и зрители посчитали, что «картина перегружена пестрыми и яркими цветами». Зато спустя 9 лет на Всемирной выставке в Париже она получила медаль.
Через несколько лет снова из рук мастера кисти выходит гениальная работа «Покорение Сибири Ермаком». Тема была очень близка Сурикову. Суровая природа Сибири, люди, помнящие смелость предков и хранящие старинные обычаи – места, где прошло его детство. Перед написанием картины автор провел большую работу: ездил по местам, связанным с темой, встречался со стариками, изучал исторические документы. Он гордился пришедшими сюда вместе с Ермаком своими предками. Зритель высоко оценил работу, был потрясен воображением автора.
В творчестве живописца полотну «Переход Суворова через Альпы» отведено особое место. Автор впервые применил композиционные приемы в историческом жанре: цвет меняется с теплого на холодный, формат – с горизонтального на вертикальный. Идея написания ее появляется у Василия Ивановича к столетию похода. Для правдивого изображения эскизов Суриков уезжает в Швейцарию, посещает хребет Паникс. Художник сумел показать охвативший массы людей единый порыв. На призыв командира воины совершали беззаветную храбрость.
Полотном «Степан Разин», написанным в 1900 году, живописец приглашает совершить еще одну экскурсию в прошлое Руси. Представление на холсте далекой истории страны имело огромный успех у публики.
В 1901 году мастер работает над произведением «Красноярский бунт 1865 года». Эта тема была близка автору: в восстание внесли свой вклад его предки.
У живописца зарождается мысль о написании работы «Посещение царевной женского монастыря».
Первый учитель
В училище Суриков учился успешно
Важное значение для его будущего имела встреча с человеком, угадавшим дарование практически в самой начальной стадии развития. Это Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования
Он и сам поверил в талант Василия, и ему внушил, что он непростой мальчик, и ему непременно надо много работать, оттачивая свой талант. Копирование гравюр с картин старых мастеров, этюды на природе, приёмы акварельной живописи – Гребнев стал первооткрывателем таланта Сурикова и первым его огранщиком. Художник впоследствии всегда будет с теплотой и чувством благодарности вспоминать своего наставника.
Великая отечественная война
* С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.* Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.* «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».* В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин — «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.
Трудности происхождения
Говоря о биографии художника Левитана, нельзя не упомянуть о том, что уже с детства и на протяжении всей жизни ему приходилось сталкиваться с трудностями из-за своего еврейского происхождения. Некоторые учителя изначально относились к нему предвзято, более того, будучи евреем, он выбрал «запретную», по их мнению, тематику – русский пейзаж. Некоторым его чувства казались неискренними и наигранными с целью получить расположение окружающих. Однако на этом неприятности не закончились: в 1872 году вышел указ, запрещавший евреям проживание в «исконно русской столице». Левитана с братом и сестрами выселили из их дома, и им пришлось несколько лет жить на небольшой даче в местечке Салтыковка (сейчас окрестности города Балашихи). В 1879 году художнику удается продать картину «Вечер после дождя» и переехать назад в город. Однако диплом художника Левитан получить не смог, вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания.
Литературная деятельность
В 1917 году все меняется в творческой биографии Чуковского. Корней Иванович Чуковский по предложению Максима Горького соглашается стать руководителем детского отдела петербургского издательства «Парус». Он попробовал себя в роли сказочника, когда работал над альманахом «Жар-птица». В это же время он создает такие замечательные произведения, как «Доктор», «Цыпленок» и «Собачье царство».
В биографии Корнея Чуковского для детей всегда пишут, что свои первые сказки писатель начал сочинять, чтобы отвлечь своего больного сына от приступов болезни. Времени на то, чтобы продумывать сюжет и героев, не было, поэтому он старался сочинять так, чтобы быстро сменялись события и образы, чтобы ребенок слушал и забывал о боли, не плакал и не стонал. Так произошло рождение произведения «Крокодил», которое было опубликовано в 1917 году.
После революции К. И. Чуковский начинает ездить по стране с лекциями, а также сотрудничает со многими издательствами. Он в это время пишет такие произведения, как «Тараканище» и «Мойдодыр», а также использует народные песни для детского чтения. В это время вышли сборники «Скок-поскок» и «Рыжий и красный». А также он выпускает еще и десять стихотворных сказок, среди которых «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Путаница» и другие.
Для детей он сочинял и публиковал свои стихотворные сказки в таких журналах, как «Чиж», «Костер», «Воробей» и другие. Но неожиданно его произведения раскритиковала Надежда Крупская, у которой не было детей. После этого во всех детских произведениях Чуковского и в каждом его герое искали тайный смысл. Например, в «Тараканище» цензоры увидели карикатуру на Сталина.
В какой-то момент писатель и сам решил, что его произведения никому не нужны, так как слишком сурово критиковались. Поэтому он пишет письмо, отказываясь от своих произведений, и обещает изменить направление своего творчества. Это письмо было напечатано в 1929 году в «Литературной газете». Когда Корней Чуковский написал в 1943 году сказку «Одолеем Бармалея», то лично Сталин вычеркнул это произведение из антологии советской поэзии.
Тогда Чуковский пишет еще одно произведение. В 1945 году рассказ «Приключения Бибигона» сначала печатают в детском журнале «Мурзилка», а затем их читают для детей по радио. Но вскоре и это произведение было запрещено, так как его посчитали «идеологически вредным». Вот тогда-то Корней Иванович и возвращается в публицистику. В 1962 году он пишет книгу «Живой как жизнь» о русском языке.
Если бы мама пожалела, он мог не стать художником
Всю свою жизнь Василий Суриков вспоминал один эпизод. Когда пришла пора учиться, мама повезла его из села Сухой Бузим в Красноярск, в уездное училище.
Позже художник с братом не раз приезжал на это место и считал, что здесь произошел поворотный момент в его жизни, определивший его дальнейшую судьбу. Если бы мама тогда пожалела сына и забрала домой, скорее всего, он бы не стал художником.
О жизни и творчестве одного из самых знаменитых российских художников известно многое. Но исследователи до сих пор находят белые пятна в его биографии.
Портрет мамы Сурикова, написанный им
Иногда даже с экрана телевизора можно услышать, что Василий Суриков родился в селе Сухобузимо, где несколько лет назад стали возрождать старинную русскую забаву – «Взятие снежного городка» в память о картине художника с одноименным названием.
Однако в селе Сухой Бузим (нынешнее Сухобузимо) художник лишь жил несколько лет. А родился он в Красноярске, об этом есть записи в метрических книгах. Когда у отца художника начались серьезные проблемы со здоровьем – в роду Суриковых все мужчины были предрасположены к туберкулезу, он попросился перевести его на службу в село. И семья переехала в Сухой Бузим.
До сих пор не известно, откуда изначально пошел род Суриковых. По одной из версий предки художника пришли в Сибирь с Ермаком. Как утверждает историк Геннадий Быконя, точно известно, что сам Суриков пытался установить, откуда пошел его род, и просил брата заняться этим.
За год до своей смерти Суриков утверждал, что их роду более 200 лет и идет он от донских казаков. В 1893 году художник с дочерью Ольгой приехал на Дон для сбора материала для картины «Покорение Сибири Ермаком». И донские казаки признали его своим.
«Покорение Сибири Ермаком»
Также есть свидетельства, что предки художника Петр и Илья Суриковы были участниками красноярского бунта. Красноярск славился своим бунтарским духом. В конце XVII века красноярцы изгнали нескольких воевод подряд. Последний бунт закончился для них хорошо. Царь Петр I признал требования жителей справедливыми, назначил воеводу, против которого горожане не возражали, а прежних воевод отдал под суд. О бунте же велел никаких расследований не производить.
Отец художника Иван Васильевич, по некоторым сведениям, был казачьим сотником, но потом казачью службу оставил и служил чиновником средней руки в Енисейском губернском управлении. Дважды был женат.
От второй жены у него родилось восемь детей, но выжили только трое. Остальные умерли в младенчестве. Есть мнение, что смерть маленьких детей, которая происходила на глазах у Сурикова-ребенка, наложила свой отпечаток на творчество будущего художника.
Последние годы
В последние годы Чуковский — всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и кавалер орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкине, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.
В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
Умер Корней Иванович 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкине, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.
Из воспоминаний Ю. Г. Оксмана:
«Лидия Корнеевна Чуковская заранее передала в Правление московского отделения Союза писателей список тех, кого её отец просил не приглашать на похороны. Вероятно, поэтому не видно Аркадия Васильева и других черносотенцев от литературы. Прощаться пришло очень мало москвичей: в газетах не было ни строки о предстоящей панихиде. Людей мало, но, как на похоронах Эренбурга, Паустовского, милиции — тьма. Кроме мундирных, множество «мальчиков» в штатском, с угрюмыми, презрительными физиономиями. Мальчики начали с того, что оцепили кресла в зале, не дают никому задержаться, присесть. Пришёл тяжело больной Шостакович. В вестибюле ему не позволили снять пальто. В зале запретили садиться в кресло. Дошло до скандала.
Гражданская панихида. Заикающийся С. Михалков произносит выспренние слова, которые никак не вяжутся с его равнодушной, какой-то даже наплевательской интонацией: «От Союза писателей СССР…», «От Союза писателей РСФСР…», «От издательства „Детская литература“…», «От Министерства просвещения и Академии педагогических наук…» Всё это произносится с глупой значительностью, с какой, вероятно, швейцары прошлого века во время разъезда гостей вызывали карету графа такого-то и князя такого-то. Да кого же мы хороним, наконец? Чиновного бонзу или жизнерадостного и насмешливого умницу Корнея? Отбарабанила свой «урок» А. Барто. Кассиль исполнил сложный словесный пируэт для того, чтобы слушатели поняли, насколько он лично был близок покойному. И только Л. Пантелеев, прервав блокаду официозности, неумело и горестно сказал несколько слов о гражданском лике Чуковского. Родственники Корнея Ивановича просили выступить Л. Кабо, но когда в переполненном помещении она присела к столу, чтобы набросать текст своего выступления, к ней подошёл генерал КГБ Ильин (в миру — секретарь по оргвопросам Московской писательской организации) и корректно, но твёрдо заявил ей, что выступать ей не позволит.»
Похоронен на кладбище в Переделкине.
Основные этапы в жизни
В Красноярске
Преждевременная смерть отца от туберкулеза прервала обучение Василия. Прасковье Фёдоровне с детьми пришлось вернуться в Красноярск. Юный Суриков устроился в местное губернское управление на должность переписчика. Однако не прекратил рисовать, напротив, посвящал этому все свое свободное время.
По воле судьбы любительские работы молодого художника были случайно замечены губернатором П.Н. Замятниным. Восхищенный его талантом, он нанял его учителем рисования для своей младшей дочери. Вскоре губернатор нашел покровителя, оплатившего обучение юноши. Это был золотопромышленник Пётр Кузнецов.
В Санкт-Петербурге
В конце 1868 года Суриков переезжает в Петербург для дальнейшего обучения живописи. К сожалению, первая попытка поступления в Академию художеств провалилась.
На вступительных испытаниях необходимо было нарисовать фрагменты античных статуй («гипсы»), а Суриков не имел подобного опыта. Провалившись на экзамене, юный художник сразу же поступил на курсы в Рисовальную школу. Он был настолько мотивирован, что закончил программу обучения, рассчитанную на три года, всего за три месяца.
Летом 1869 года Сурикову удалось стать вольнослушателем в Академии. И уже через год он начал полноценное обучение у Павла Чистякова. Василий с жадностью поглощал всю информацию и учился с огромным рвением. Во время обучения он стал обладателем многочисленных наград. В ноябре 1875 года Василий Иванович окончил свое обучение в звании классного художника первой степени.
В Москве
В 1877 году Василий Суриков переехал в Москву. Он приступил к выполнению своего первого и единственного заказа для храма Христа Спасителя, на который потратил два года. Художник заключил брак с французской дворянкой Елизаветой Шаре, которая родила двух дочерей — Ольгу и Елену.
У Василия с Елизаветой была настоящая любовь, которая вдохновляла его на написание шедевров. После ее смерти художник не был в отношениях ни с одной женщиной.
Переезд в Москву Суриков считал важным шагом в своем творческом развитии. Он любил этот город и считал его центром русской народной жизни. Художник сразу же приступил к реализации давних творческих планов и сконцентрировался на изображении исторических событий.
Василий Суриков и Елизавета Шаре
Мне нравитсяНе нравится
Первой масштабной работой исторического содержания является «Утро стрелецкой казни». 1 марта 1881 года работа выставлена на всеобщее обозрение. Она становится центром внимания общественности. После этого художник вступает в Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1883 году презентуется «Меншиков в Березове», сразу же купленный Павлом Третьяковым. В 1887 году Суриков выставляет на общее обозрение «Боярыню Морозову». На тот момент работа получила неоднозначные оценки критиков. Ее сравнили с пестрым персидским ковром из-за большого количества персонажей и деталей. Однако нашлись люди, которые сразу оценили шедевр Сурикова по достоинству.
Известный художественный критик Владимир Стасов был тронут работой художника до глубины души:
У Сурикова уже на тот момент выработался уникальный художественный почерк: тщательность выполнения деталей, динамичная композиция, огромное внимание к цветам
Детство в Красноярске
В этом городе родился будущий художник. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим, недалеко от Красноярска. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает, и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам. Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Он давал ему копировать работы старых мастеров.
После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Его работы видели сотрудники. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Тогда губернатор обратился к меценату, золотопромышленнику Кузнецову, который не только согласился финансировать обучение молодого человека, но и взял его с собой в Петербург, куда отправлялся по делам. Однако поступить в Академию Суриков не смог.