Камиль жакоб писсаро

Личная жизнь

Вопреки воле родителей в 1871 году Камиль взял в жены служанку матери по имени Джули Вэллей, которая была дочерью виноградаря и родила художнику 8 детей. Семья жила за пределами Парижа, где Писсарро мог наслаждаться деревенскими пейзажами и спокойно работать.

Камиль Писсарро и его жена Джули

Лишенный наследства из-за любви к простолюдинке, живописец едва сводил концы с концами, финансовое положение немного улучшилось лишь в конце жизни, когда в одной из галерей провели выставку-ретроспективу его картин. После начала Франко-прусской войны, не имея возможности вступить в армию из-за отсутствия французского гражданства, Писсарро перевез родных в Англию, а через 2 года вновь вернулся в предместья Парижа.

Камиль Писсарро с женой и детьми

Сыновья много времени проводили в мастерской отца и постепенно приобщались к творческому процессу. Самым талантливым продолжателем традиций художника стал Люсьен Писсарро, посвятивший себя живописи, ксилографии и графике.

Жорж-Анри, бывший третьим ребенком Джули и Камиля, также был одаренным ребенком. Выбрав профессию художника, он, в отличие от отца и брата, увлекся модернизмом и создавал полотна под влиянием творчества Гогена.

дальнейшее чтение

  • Художественный совет, Люсьен Писсарро 1863–1944 столетняя выставка (1963)
  • Бенсусан-Батт, Дж. Воспоминания о семидесятилетнем Люсьене Писсарро (1977)
  • Бидвелл, Дж. МакГрегор, М. (ред.), Пастораль, гравюры на дереве Люсьена Писсарро, (2011. Whittington Press)
  • Музеи городского совета Кентербери, Люсьен Писсарро — его влияние на английское искусство 1890–1914 гг. (1986)
  • Общество изящных искусств, Рисунки, акварели, картины маслом, ксилография и офорты Люсьена Писсарро 1863–1944 гг. (2003)
  • Генз, М.Д. История Eragny Press 1894–1914 (2004)
  • Дженкинс, Д. Ф. и Бонетт, Х. , Февраль 2011 г., в Helena Bonett, Ysanne Holt, Jennifer Mundy (ред.), Кэмденская городская группа в контексте, Тейт (2012)
  • Мидмор, У.С. Люсьен Писсарро un coeur simple (1962)
  • Писсарро, К. Камиль Писсарро, Lettres à son fils Lucien, изд. Ж. Ревальд (Издания Альбина Мишеля, Париж, 1950)
  • Писсарро, К. Корреспондент де Камиль Писсарро, изд. Ж. Байи-Герцберг (5 томов, Press Universitaires de France, Париж, 1980 г. и Editions du Valhermeil, Париж, 1986–1991) ISBN  2-13-036694-5 – ISBN  2-905684-05-4 – ISBN  2-905684-09-7 – ISBN  2-905684-17-8 – ISBN  2-905684-35-6
  • Писсарро, Л. Письма Люсьена Камилю Писсарро 1883–1903 гг., изд. А. Торольд (Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Нью-Йорк и Окли, 1993) ISBN  0-521-39034-6
  • Рид, Н. Писсарро в Западном Лондоне (Lilburne Press 1997) ISBN  1 901167 02 Х
  • Рид, Н. Писсарро в Эссексе (Lilburne Press 1992) ISBN  0 9515258 4 0
  • Торольд, А. Каталог масляных картин Люсьена Писсарро (1983)
  • Урбанелли, Л. Гравюры Люсьена Писсарро на дереве … (1994)
  • Уайтли, Дж. (Ред.). Ашмоловский музей, Люсьен Писсарро в Англии: Eragny Press 1895–1914, (2011)

Жизнь и творчество

Учился живописи под руководством отца. В 1885 году Люсьен через отца познакомился с Полем Синьяком и Жоржем Сёра, чьи дружба и творчество оказали на него влияние. В 1886 году он выставил на 8-й выставке импрессионистов десять своих работ, в которых чувствовалось влияние Сёра и Синьяка. В большинстве своем публика и критики не могли отличить друг от друга произведения Сёра, Синьяка и обоих Писсарро. Необычность картин, созданных этими различными художниками, работавшими идентичной палитрой и опиравшимися на общий метод, была слишком разительна для того, чтобы посетители могли уловить тонкие индивидуальные особенности.

Интересовался также скульптурой и графикой. Вместе с Максимильеном Люсом он основал в Ланьи художественную группу «Groupe de Lagny», которая считала своей задачей развитие теории цвета Жоржа Сёра и его техники разделения цвета. Выставлял свои работы и в Брюсселе в 1888 году, с бельгийской авангардистской группой художников Les XX.

С 1890 года Л. Писсарро живёт и работает в Лондоне. В 1892 году Люсьен женился на Эстер Бенсусан; их единственная дочь, Оровида (англ.), тоже стала художницей. Люсьен сыграл важную роль в распространении импрессионизма в Англии. С 1904 года он регулярно выставлялся в Новом английском клубе искусств (англ.), а позже участвовал в выставках группы Fitzroy Street Group.

В 1916 принял британское подданство. Был одним из основателей художественной группы Кэмден Таун. В 1919 году создал группу Монарро, с секретариатами в Лондоне (руководитель — художник Джеймс Боливар Мэнсон) и в Париже (руководитель — бельгийский художник Тео ван Рейссельберге), целью которой было возрождение интереса общественности к импрессионистской живописи, в особенности к творчеству Клода Моне и Камиля Писсарро. Группа просуществовала три года.

Пейзаж оставался основной темой в его творчестве, но Писсарро изредка писал и натюрморты, и портреты (в основном своей семьи). После отъезда Люсьена в Англию Камиль Писсарро начал длительную, почти ежедневную переписку с сыном. Эти письма являются важными документами в истории импрессионизма.

Некоторые упомянутые работы

  • Церковь Жизора , 1888, холст, масло 50 × 73 см, Musée d’Orsay , Париж
  • Дом глухой женщины , 1888, холст, масло 58 × 72  см , Musée d’Orsay , Париж
  • Пахарь . Ксилография по мотивам Камиля Писсарро. 12 × 17  см .
  • Соловьиная ферма , Лангхэм (Эссекс) . Масло на холсте. 33 × 47  см . Галерея Стерна Писсарро , Лондон , Великобритания .
  • Ферма Лейн-Хед , Бро. Масло на холсте. 50 × 64  см . Галерея Стерна Писсарро, Лондон
  • Пул, Блэкпул (Девон). Масло на холсте. 65 × 52  см . Галерея Стерна Писсарро, Лондон.
  • Сайдер Сарай (Блэкпул, Девон). Масло на холсте. 65 × 54  см . Галерея Стерна Писсарро, Лондон.
  • Рожь из Кадборо . Карандаш и акварель. 19 × 25  см . Галерея Стерна Писсарро, Лондон.
  • Актон . Карандаш и акварель. 9 × 12  см . Галерея Стерна Писсарро, Лондон.
  • Рыбный пруд . Карандаш и акварель. 12 × 18  см . Галерея Стерна Писсарро, Лондон.
  • Ла Фретт . Акварель. 16 × 20  см . Галерея Стерна Писсарро, Лондон.
  • Hansom Cab . 1886/1888. Офорт. 6 × 10  см . Галерея Стерна Писсарро, Лондон.
  • Провинциальное кафе № II. 1888. Сильная водная гравюра. 10 × 13  см . Галерея Стерна Писсарро, Лондон.
  • Вид на Эраньи . 1892 г. (Эраньи-сюр-Эпт, Франция), холст, масло, 36,5 × 46,3  см , Королевская академия художеств , Лондон.
  • Портрет Эстер Люсьен Писсарро , 1893, холст, масло, 41 × 38  см , Музеи Халла, Ferens Art Gallery  (en) , Халл , Великобритания
  • Новая дорога , (Котиньяк, Франция), 1937 год, Эшмоловский музей , Оксфорд , Великобритания.

Пейзажисты: Моне, Писсарро и Сислей

Морские виды Моне, крестьяне Писсарро и провинция Сислея. В этой части — главное о художниках-пейзажистах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусства

Просто о важном»

Поговорим о художниках, которые писали пейзажи, а не людей, и стремились передать изменчивость природы. И начать здесь точно стоит с Клода Моне.

Он был первым, кто по-настоящему уделил внимание свето-воздушной среде, выхваченному из жизни мгновению, передаче эмоций и впечатлений художника. Самые яркие, солнечные, жизнерадостные картины импрессионизма принадлежат его кисти.. Как узнать картину Моне?

Как узнать картину Моне?

Цвет. Моне избегает темных цветов. Даже тени на его картинах цветные: синие, фиолетовые, темно-коричневые.

Отсутствие контуров. Пишет яркими пятнами, которые принимают форму только на некотором расстоянии от холста. Поэтому его картины будто вибрируют.

Сюжеты и герои. Моне мало интересен сюжет. Изменчивость мира — главный герой его картин. Поэтому он пишет Руанский собор двадцать восемь раз, в разное время суток и года. Если люди и встречаются на картинах Моне, то они — продолжение окружающей природы. Герои гармонично вписываются в пейзаж, но обезличены: их черты лица бывает сложно считать.

Примеры:
Клод Моне
1. Скалы в Бель–Иль, 1886
2. Лодка, 1887
3. Утро на Сене, 1897
4. Лодка–студия, 1874
5. Камни на берегу Средиземного моря, 1886

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Как узнать картины второго героя нашей части — Камиля Писсарро?

Сюжеты: пейзажи, парижские бульвары и площади, индустриальные виды. Писсарро был убежденным социалистом, что отражалась на выборе тем — он любил изображать деревню и крестьян за работой и отдыхом.

Манера. Писсарро выстраивал сложные композиции, чередовал пространственные планы и выверял ракурсы. Мазки у него густые и плотные, но стволы и листву деревьев он прописывал тонко.

Цвет. Возвращает в импрессионистическую живопись черный и серый, преодолевая установку Моне по отказу от темных цветов. По Писсарро, черный не мешает чистым цветам, а лишь усложняет и обогащает цветовую палитру.

Примеры:
Камиль Писсарро
1. Авеню Опера, площадь Французского Театра. Туман, 1898
2. Площадь французского театра. Весна, 1898
3. Мост Буальдье в Руане в дождливый день, 1896
4. Иней, 1873
5. Прачка, 1879

Подумайте, какая из этих картин принадлежит кисти Камиля Писсарро?

Последний художник, про которого мы расскажем — Альфред Сислей. Этот художник предпочитал энергии города тишину и лиричность французской провинции.

Сюжеты — пейзажи деревень и окрестностей Парижа, мосты и дороги, которые придают его композициям устойчивость. Если на работах Сислея и встречаются изображения людей, то это неясные силуэты, идущие по дороге. С их помощью художник подчеркивал уходящую вдаль перспективу.

Манера: длинные, закручивающиеся мазки и выдержанная светлая цветовая гамма.

Цвет. Следом за Моне Сислей передавал в своих работах эффекты воздушной среды и солнечного света, но использовал для этого более сдержанную палитру. Он не отказывался от тональных переходов: накладывал мазки чистой краски на холст так, чтобы создать эффект перехода тона.

Примеры:
Альфред Сислей
1. Деревня на берегу Сены, 1872
2. Ленгленд-Бей, 1872
3. Снег в Аржантее, 1874
4. Наводнение в Порт-Марли, 1876
5. Мост в Вильнев-ла-Гаренн, 1872

Эдуард Мане. Портрет Эмиля Золя, 1868

Мы разобрали трех важных импрессионистов, которые писали пейзажи.

Закрепим навык различать их картины нашим тренажером. Попробуйте отличить Клода Моне от Камиля Писсарро.

Передний план картины

Слева мы видим небольшую деревню, крыши её маленьких домов. Возле них – небольшая лужайка сочного зеленого цвета. В самом ближнем доме можно различить такие же зелёные ставни. Оттенок обожженного кирпича прекрасно сочетается с желтыми, охристыми, серыми и коричневыми цветами. Эти дома – одновременно разные по форме, но очень близкие по цветовой гамме. Впереди – человек рядом с повозкой, в которую запрягли лошадь. Мы можем понять это всего по нескольким мазкам, свету и тени. На земле собрались в кучу голуби, которые ищут, чем поживиться.

Справа от дороги перед зрителем предстает лесопосадка: несколько высоких деревьев и длинный куст. Недалеко от них стоит женщина, которая, по всей видимости, стрижет или поливает растения.

биография

Люсьен Писсарро является старшим сыном в импрессиониста художника Камиля Писсарро ( — 1 903 ) и Джули Vellay , ( — ). Спасаясь от франко-прусской войны , семья переехала в Лондон в 1870 году, чтобы вернуться в Лувесьен в июне 1871 года , а затем быстро в Понтуаз . Люсьен вырос в окружении друзей своего отца, в частности Сезанна , Мане и Моне, и, вдохновленный этим направлением, начал рисовать и раскрашивать. Трудовую деятельность начал как художник-пейзажист. В 1880 — х годах , он заинтересовался скульптура , резьба по дереву и работал между и , для печати и искусства издательства, Маого, Joyant и др Cie .

В 1886 году он участвовал вместе со своим отцом в VIII электронной выставки импрессионистов , десять картин, в значительной степени под влиянием его дружба с Полом Синьяком и Жоржем Сера . Один из первых художников, заявивших о себе в неоимпрессионистском движении , он выставлялся на первом Salon des Indépendants , затем в 1888 году в Брюсселе с авангардной труппой Les Vingt .

В году он уехал в Соединенное Королевство , поселился на постоянной основе в Лондоне и стал гражданином Великобритании в 1916 году . Там он подружился с прерафаэлитов и «  Пленэр  » художников .

В 10 августа 1892 г.в Ричмонде , Северный Йоркшир , он женился на Эстер Леви Бенсусан , гравере и иллюстраторе.

В 8 октября 1893 г., она родила их единственного ребенка, дочь Оровиду Камиль Писсарро , которая также станет художником и гравером. Он встретил Чарльза Рикеттса и Чарльза Шеннона , дровосеков, и внес свой вклад в их репутацию.

В 1894 году он основал издательство, которое сыграло важную роль в развитии европейского издательского дела. Он дает ему имя Eragny Press — в честь Эраньи-сюр-Эпт ( Уаза ), деревни его отца, недалеко от Жизора ( Эр ). Там он будет печатать иллюстрированные книги до 1914 года . В 1896 году он покинул Société des Indépendants, а с года он выставлялся в New English Art Club, а затем в группе Fitzroy Street Group  (in) , связанной с Уолтером Сикертом . В 1897 году он переехал в Чизвик , район Хаунслоу , Лондон , на 62 Бат-роуд. В году он стал членом Нового английского художественного клуба . В году он стал соучредителем группы Camden Town в Лондоне .

Регулярная переписка, которую он поддерживал со своим отцом, является ценным свидетельством движений импрессионистов и неоимпрессионистов .

С по 1919 год он писал пейзажи Дорсета , Уэстморленда , Девона , Эссекса , Суррея и Сассекса . В году он вместе со своим братом Людовиком-Родо Писсарро , Джеймсом Боливаром Мэнсоном  (en) и Тео Ван Риссельбергом сформировал Monarro Group, стремясь продвигать художников, вдохновленных художниками-импрессионистами Клодом Моне и Камилем Писсарро . Эта группа внесла большой вклад в распространение импрессионизма в Соединенном Королевстве , но перестала функционировать через три года.

С по 1937 год он регулярно писал картины на юге Франции, а также в Дербишире , Южном Уэльсе и Эссексе. С по 1944 год он выставлялся в Королевской академии в Лондоне. Люсьен Писсарро тогда жил со своей семьей, все еще в районе Чизвик, на улице Стэмфорд Брук, 27, где памятная доска, известная как «   » , в настоящее время прикреплена к фасаду его старого дома.

Люсьен Писсарро умер 10 июля 1944 г.в коттедж Хилл в Хвуде  , Торнкомб (штат) , Сомерсет.

Создатель персонажа

Люсьен Писсарро основал со своей жене частной прессой , Эрание Press , для которого он сделал гравюры и создал в 1903 году , гарнитура , то «Брук»

Позже он работал с Zilverdistel в Гааге (Нидерланды) и разработал персонаж «Дистел» , клейма которого выгравировал Эдвард Принс .

ЛЮБОЕ ИСКУССТВО АНАРХИЧНО, ЕСЛИ ОНО КРАСИВО И ИСПОВЕДУЕТ ДОБРО

Писарро рано стал испытывать симпатию к анархистским идеям. Он высказался в поддержку республики в противовес планам реставрации монархии, но его письма показывают, что художник не питал ни малейших иллюзий в отношении политиков. Как художник-авангардист, он отвергал буржуазное общество и власть, восторгался человеческой личностью. Анархизм дал ему возможность высказать свое понимание красоты. Чтение Кропоткина, Прудона и Грава убедило Писарро в необходимости социальной революции.
Писарро был анархистом скорее по своим идеям, чем по действиям. И однако же в 1899 г. он вступил в Клуб социального искусства, вместе со скульптором Роденом, анархистом Гравом, синдикалистом Пуже и героиней Парижской Коммуны Луизой Мишель. Писарро защищал идею “искусства ради искусства”. “Любое искусство анархично, если оно красиво и исповедует добро”, – говорил он. Он не был приверженцем политизированного искусства и не думал, что необходимо самому быть крестьянином, чтобы выразить в картине всю поэзию полей. Писарро стремился разделить с другими самые сильные человеческие эмоции. Красивое произведение искусства для него уже было вызовом буржуазному вкусу. Художник был оптимистом и верил в скорый приход анархистского общества, в котором люди, освобожденные от религиозных и капиталистических идей, смогут оценить его искусство.

Импрессионизм и Монмартр

На протяжении веков Монмартр был деревней, независимой от Парижа и расмположенный за его городскими стенами. Однако в 1860 году, после перестройки Парижа, он был включен в постоянно растущий город.

Несмотря на аннексию Монмартра, этот район по-прежнему сохранил уникальную и самобытную атмосферу. Холмистый пейзаж сделал его непригодным для многих архитектурных реформ, которые барон Осман провел в другом месте Парижа, и в результате Монмартр сохранил узкие улочки, ветряные мельницы и маленькие лоскутные дома своего прошлого.

Ночная жизнь

Исторически известный своими религиозными связями — Монмартр означает гора мученика, названный в честь мученической смерти Сен-Дени на холме — Монмартр постепенно приобрел определнную репутацию благодаря своей ночной жизни. Вино текло свободно благодаря виноградникам в этом районе и не облагалось такими высокими налогами, как в черте города.

Другими словами, Монмартр был местом, где можно было отлично провести вечер!

… и низкая арендная плата

Низкая арендная плата и сельская красота района также привлекали художников в этот район, и к 1860-м годам многие переехали на Монмартр. Этому также способствовала его близость к Школе изящных искусств, которая находилась на другом берегу реки Сены.

На Монмартре художники могли взаимодействовать с «обычными людьми» в отличие от буржуазных кругов, более доминирующих в центре Парижа. Это было одним из источников вдохновения для импрессионистов. Художники часто набирали в качестве моделей молодых женщин из рабочего класса из окрестностей, которые часто также становились их любовницами!

Работать моделью быстро стало популярным видом деятельности для многих женщин, часто дополняя их доход от других работ в швейной промышленности.

Создание студии

Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро и Поль Сезанн имели студии на Монмартре. Их любимые места, как правило, были на вершине холма или butte, где располагались кафе и кабаре. Здесь также была самая дешевая аренда.

Одним из постоянных кафе импрессионистов было Cafe Guerbois на Rue des Batignolles. Именно в Гербуа Моне впервые предложил провести независимую групповую выставку в декабре 1873 года.

Точно так же Novelles Athènes в том же районе стал популярным местом для общения с другими художниками и писателями. Это кафе стало декорацией для картины Дега «Абсент» 1876 года.

Покупка красок и холстов

Помимо кафе, художники часто посещали малярные мастерские с временными выставками произведений искусства. Одним из самых популярных из них был магазин красок Пера Танги, где начинающие художники целыми днями обсуждали и критиковали выставки.

Танги согласился показать некоторые из картин Винсента Ван Гога и Сезанна, что было одним из немногих мест в Париже, которые это сделали, а также работы Жоржа Сёра и Поля Гогена.

Другие места, где, как известно, выставлялись работы импрессионистов, включали Ресторан la Fourche и Cabaret du Tambourine, оба на Монмартре.

Литература

  • Ревалд Д. Постимпрессионизм (Post-Impressionism). — Республика, 2002. — 464 с. — ISBN 5-275-00487-7, 5-250-01837-8.
  • Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников (пер. с франц.; вступ. ст., сост. и примеч. К. Г. Богемской), М,, 1974.
  • Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М.,1976.
  • Анри Перрюшо. Жизнь Сёра. / Пер. с фр. Послесл. М. Н. Прокофьевой. — М.: Радуга, 1992. — С. 192.
  • Парсонс, Т. Постимпрессионизм. Живопись. Становление современного искусства /Т. Парсонс. — М., 2000.
  • Buckman, David (2006), Dictionary of Artists in Britain since 1945 Volume 2, p. 1056. Art Dictionaries Ltd, Bristol. ISBN 095326095-X.

Вечный поиск

Всегда находившийся в активном творческом поиске Камиль Писсарро оставался таким до самого конца жизни. В возрасте пятидесяти пяти лет художник не побоялся отказаться от не только сложившейся, но и приносившей доход манеры письма, чтобы попробовать силы в новом направлении — пуантилизме. В этой манере работали неоимпрессионисты Жорж Сёра и Поль Синьяк. Помимо чисто профессионального риска, папаша Писсарро не побоялся и гнева друзей — Моне, Сислей и Ренуар возмущенно осуждали его за отступление от их общих художественных принципов и не желали выставляться вместе с пуантилистами.

Камиль Писсарро «Урожай» (1882)

Однако Камиль Писсарро настоял на том, чтобы картины Сёра и Синьяка, а также его собственные, и работы его сына Люсьена, писавшего в той же манере, были приняты на Восьмую выставку импрессионистов, хотя они и демонстрировались в отдельном зале.

Работа с чистым цветом увлекала и завораживала мастера, но очень скоро он понял, что ему все-таки недостаточно только точки, чтобы выразить через нее свои эмоции, — ему нужен мазок. Так и не сумев найти другой выход, в 1889 году Писсарро отказался от пуантилизма и вернулся к своей прежней манере.

В 1892 году Камиль Писсарро предпринял поездку в Англию, откуда привез целый ряд прекрасных работ, в том числе «Риджент-парк» (1892) и «Лондонский парк» (1892). По возвращении он, уже шестидесятисемилетний, вдохновился примером Клода Моне, начавшего писать свои знаменитые серии: «Стога», «Японский мостик», «Руанский собор». Несмотря на слабеющее зрение, Писсарро создал замечательную серию видов парижского бульвара Монмартр.

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» (1897)

Казалось, стареющий живописец никогда не утратит интереса и тяги ко всему новому. На склоне лет Писсарро пробовал себя в литографии и офорте и снова добился успеха, хотя сам говорил, что не понимает, чем привлекают зрителя «эти бесформенные пробные офорты».

За долгую творческую жизнь Камиль Писсарро не получил никаких наград от государства, ни одна его картина не была куплена официальными учреждениями. Но куда важнее было то, что его несомненный талант признавали не только друзья, но и художники-соперники, представители иных направлений. После смерти Камиля Писсарро символист Шарль Морис сказал: «В его лице французское искусство лишилось одного из выдающихся живописцев и графиков XIX века», — едва ли не самая достойная эпитафия.

Поделиться ссылкой

Две молодые крестьянки

«Две молодые крестьянки» были написаны для выставки работ Писсарро, однако, продать их не удалось и Писсарро передал картину своей жене, Джули Веллей. Мы видим двух молодых крестьянок на переднем плане, отдыхающих от работы, с полями и деревьями, простирающимися позади них. Акцент явно делается на двух женщинах, одна из которых — девушка слева — племянница Джулии, Эжени Эструк. Несмолтря на то, что в этой картине, Писсарро несомненно продолжает эксперименты с пуантилизмом, этот прием не так явно выражен здесь. Мы видим четкие очертания образов, которые лишь заполнены отрывистыми мазками.

«Папаша Писсарро»

После войны Камиль вернулся в Понтуаз. Как Аржантей для Моне, этот пригород Парижа стал для Писсарро тем местом, где он вел творческий поиск и воплощал свои замыслы. Открытый и уравновешенный, Писсарро всегда привлекал людей, и со временем вокруг него начала собираться творческая молодежь, художники, среди которых были Поль Сезанн и Арман Гийомен. Писсарро особенно сдружился в Сезанном, и в картинах того периода, периода расцвета для Камиля, отчетливо видно влияние, которое живописцы оказывали друг на друга.

Принципы работы Писсарро были просты: он искал натуру по своему темпераменту, форма и цвет интересовали его гораздо больше, чем собственно рисунок. Он писал, пытаясь выделить самое существенное в увиденной натуре, удержать и передать мгновенное впечатление от увиденного. Молодых товарищей по цеху Писсарро учил работать, охватывая сразу все полотно и постепенно заполняя его до того момента, когда добавить будет уже нечего.

В эти годы окончательно сформировался его хорошо узнаваемый стиль. В картинах Камиля Писсарро мы не найдем ни декоративности, присущей Сислею, ни изумительной, неповторимой верности глаза Моне, но зато в них есть глубокое понимание природы и сила кисти, с которой художник обращался вольно и свободно. Он писал не только пейзажи, но и людей, делал зарисовки из крестьянской жизни.

«Дорога в Лувесьенне» (1870), «Въезд в деревню» (1872), «Жатва» (1876), «Красные крыши» (1877), «Отец Мелон за распиливанием дров» (1879) — можно продолжать перечислять шедевры тех лет. Тонкое владение техникой градации одного цвета,«унаследованной» от Коро, смелость в противопоставлении контрастных тонов, выдержанная, продуманная ритмика полотен — все говорит о том, что перед нами работы уже сформировавшегося мастера.

Камиль Писсарро «Въезд в деревню Вуазен» (1872)

Художник всегда очень, много делал для признания импрессионизма, умел уладить почти любой конфликт, помогал, поддерживал, хлопотал… Он — единственный из импрессионистов, кто принял участие во всех восьми организованных ими выставках. Его, старшего в содружестве импрессионистов, по-дружески называли «папаша Писсарро» и, несмотря на разногласия, все относились к нему с равной теплотой.

А ведь на плечах Камиля лежала забота о жене, бывшей горничной его родителей, и семерых детях. Если Писсарро не работал, то целыми днями искал покупателей на свои полотна. В конце концов, ему повезло. Коллекционер Поль Дюран-Рюэль, когда-то купивший две его картины, заключил с Писсарро контракт на монопольное право продажи его работ. Материальные проблемы многодетного семейства были решены. И только в 1901 году живописец захотел снова вернуть себе право свободно распоряжаться картинами.

Француз с Антильских островов

Камиль Писсарро

Камиль Писсарро родился в небольшом портовом городке острова Сент-Томас в Карибском море. Его отец-еврей был женат на креолке, торговал скобяным товаром. Детство Камиля прошло в Вест-Индии. В Париж он приехал в возрасте одиннадцати лет (в 1841 году): родители отправили его туда учиться

Директор пансиона Пасси сразу обратил внимание на художественное дарование мальчика и посоветовал развивать его. На Сент-Томас Камиль вернулся, когда ему исполнилось семнадцать

Отец тут же отправил его торговать в лавку, и в течение пяти лет юноша пытался совместить работу за прилавком и занятия рисованием.

Однако на более долгий срок его терпения не хватило. Камиль открыто заявил отцу, что совершенно не собирается становиться коммерсантом, а станет рисовать, и поступил в ученики к датскому художнику Фрицу Мельби. Датчанин был старше Камиля всего на пару лет, но в отличие от него имел прекрасные навыки живописи. Спустя годы Писсарро писал о том времени: «В 1852 году у меня была хорошо оплачиваемая работа на Сент-Томасе, но я там не выдержал. Недолго думая, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы полностью расстаться с буржуазной жизнью». Два года спустя Камиль вернется на родной остров, но только для того, чтобы снова уехать — во Францию, и на этот раз навсегда.

Его приняли в Академию Сюиса, где Камиль приобрел прочные профессиональные знания, однако на его творческую манеру это обучение особо не повлияло. Писсарро вообще обладал свойством учиться у всего и у всех и щедро делиться выученным и найденным в собственных поисках, которые вел постоянно. Уже первые картины Камиля — пейзажи, написанные в окрестностях Парижа, — отличались четко наметившейся манерой письма, выработанной им самостоятельно.

Писсарро многое почерпнул в реализме Курбе, но его кумиром стал Коро. Знаменитый пейзажист разрешил юноше указывать в каталогах выставок, что он ученик Коро. Впервые полотна Камиля Писсарро, в частности «Пейзаж в Монморанси», были выставлены в Парижском салоне 1857 года. Его работы имели успех, но добрые отношения с жюри Салона у Писсарро так и не сложились.

Выставлялся Писсарро и в Салоне отверженных, и примерно тогда же познакомился с будущими импрессионистами: Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Пожалуй, принципы импрессионизма он стал применять при написании своих работ даже раньше других соратников. Свет и воздух — вот главные герои его картин уже в то время.

Постепенно палитра Камиля светлела, освобождаясь от влияния Коро. Писсарро писал все более широкими и пластичными мазками. Любимым местом пленэра на долгие годы для него стал Понтуаз, расположенный на реке Уазе. Художник смело разбавлял холодные зеленые и синие тона теплыми. Небо и зелень смотрелись еще воздушнее от мазков красного и желтого, какими Писсарро наносил на картину людей или черепицу крыш.

Камиль Писсарро «Каштаны в Лувесьене» (1870)

В 1869 году Камиль с семьей переехал в Лувенсьенн, но начавшаяся франко-прусская война заставила его, как и многих других живописцев, бросить все имущество и бежать, сначала в Бретань, а оттуда в Лондон. В 1870 году он писал своему другу Теодору Дюре: «Я не останусь здесь; только за границей чувствуешь, как Франция велика, прекрасна и гостеприимна. Здесь все иначе! Здесь встречаешь лишь равнодушие, презрение, даже грубость. Художники тут завидуют и не доверяют друг другу. Здесь нет искусства, здесь все предмет коммерции».

Однако в Лондоне Писсарро ждала еще одна встреча — с Клодом Моне.

Друзья были счастливы, хотя и находились вдали от родины, но они были вместе, оба восхищались лондонскими видами и моли работать — чего еще желать? Они ходили по музеям, изучали полотна Тёрнера, Гейнсборо, Лоуренса и Констебла и очень много писали, Моне — в парках, а Писсарро — в предместье Норвуда, где он пытался уловить и воплотить на холсте эффект тумана, снега и наступающей весны.

Цирки

Помимо танцевальных залов, кабаре и кафе-концертов, у импрессионистов был еще один вид развлечений на Монмартре: цирк.

Со времен средневековья цирки были обычным явлением на передвижных ярмарках по всей Франции, предлагая смелые зрелища по низким ценам. Однако в 1860-х годах предприниматели начали создавать в Париже постоянные цирки с постоянными аренами, чтобы обслуживать растущее население города.

Цирк Фернандо

В Париже было три постоянных цирка, но самым популярным среди импрессионистов был Цирк Фернандо (Cirque Fernando), основанный в 1875 году и удобно расположенный на Монмартре. Это место украшено многочисленными произведениями искусства эпохи импрессионизма. Пожалуй, самые известные из коллекции — это работы Дега, который вновь мастерски ухватил энергетику зала.

Одна из таких картин — «Леди Ла Ла» 1879 года. Эта амбициозная картина была написана с точки зрения зрителя, смотрящего вверх на исполнителя. Леди Ла Ла, или Ольга, была одной из самых популярных исполнительниц цирка Фернандо, известной своей сверхчеловеческой силой. Часть ее представления она была подвешена к куполу с помощью веревки, которую она зажала зубами. Именно в этой позе ее и пишет Дега.

Жонглеры Ренуара

Точно так же Ренуар также выбрал Цирк Фернандо в качестве декорации для своей картины «Жонглеры» 1879 года. В работе Ренуара изображены две жонглирующие сестры, Франциска и Анджелина Вартенберг. Его изображение не показывает сестер во время выступления, однако вместо этого они стоят в центре ринга, как будто ожидая начала выступления.

Это относительно неподвижное изображение побуждает зрителя принимать форму самих исполнителей, а не зрелище выступления или толпы. Мужская фигура на заднем плане имитирует зрителя, наблюдающего за фокусниками. В этой картине мы можем прочитать эротические оттенки, которые сыграли важную роль в популяризации цирков в тот период.

«Наездница (в цирке Фернандо)» Тулуз-Лотрека 1888 года — более явная отсылка, изображающая скудно одетого акробата на лошади. Эта картина была куплена Мулен Руж, где с октября 1889 года она украсила стену в вестибюле.

Интересные факты из жизни художника

  • В юношеском возрасте Писсарро бросает высокооплачиваемую работу клерка, едет в Париж, бедствует, но поступает в школу искусств.
  • Однажды на выставке пейзажей Эмиль Золя сказал про картину Писсарро: «Она доставила мне полчаса наслаждения и отдыха».
  • Художник долгое время пытался влиться в сообщество импрессионистов, участвовал во всех выставках. Но критики находили его картины «непонятными».
  • По убеждениям писатель был анархистом, спонсировал анархистские группировки во Франции и Бельгии. Но на творчестве это не сказалось.
  • Свои последние картины Писсарро писал не на природе, а в номерах гостиниц. От этого на многих из них необычный ракурс.
  • На творчество живописца оказал влияние Камиль Коро (он перенял от него «пейзажную манеру») и Жорж Сера (пуантилизм — отдельное наложение мазков).

Площадь французского театра в Париже

Эта картина Писсарро – одна из самых известных, она находится в Эрмитаже. Как и другие полотна художника, она очень теплая, выполнена в зеленовато-охристых тонах, слегка приглушенных и светлых. На площади мы видим много людей, повозки. Удивительно, но всю картину занимают земля и здания, не видно ни кусочка неба. Так еще никто не делал, но это изобразил Камиль Писсарро. Картины, описание того, почему художник нарисовал именно так, и не иначе – интересное занятие для тех, кто хочет понять живопись. Рассматривая работу «Площадь французского театра», зритель не видит неба, но от этого не создается ощущения тяжести. Только густые кроны каштанов и крохотные фигуры людей. В деревьях художник использовал очень много цветов и их оттенков: здесь есть не только зелень, но и красноватые, коричневые, песочные оттенки. В этих каштанах светотень показана мастерски.

На заднем плане – части архитектуры, которые не закрыли ветви деревьев. Здания очень светлые, можно увидеть элементы колонн и лепнины возле окон. Если посмотреть на левую часть картины, вдалеке можно разглядеть два цветущих дерева на площади, кафе, прилавки магазинов. Художник изобразил эти детали деревянными, с темными стеклами.

Революционер в мировой живописи, Камиль Писсарро, картины которого через сто лет после его смерти приносили целые состояния, — один из самых интересных художников в истории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: