Выставка Отто Дикса в Санкт-Петербурге: Марс и Эрос
В эти дни в северной столице России проходит выставка немецкого художника Отто Дикса, центральное место в экспозиции которой занимает образ войны, интерпретированный как симбиоз смерти и эротики. (21.10.2007) На какое-то время Отто Дикс даже был арестован нацистами. После этого он ушел во внутреннюю эмиграцию: переехал жить в южную Германию и как художник полностью исчез из общественной жизни.
Новая свобода
С 1949 году Отто Дикс курсировал между Востоком и Западом. Работа и личная жизнь влекли его каждый год на несколько недель в Дрезден: там ждали его давняя любовница Кэте Кёниг (Käthe König) и их общая дочь.
В послевоенное время Отто Дикс был на хорошем счету в обеих частях Германии. «Я рисую ни для этих, ни для тех. Извините», — подчеркивал он.
В конце жизни Отто Дикс вернулся к экспрессионизму, часто обращался к библейским сюжетам. Искусствоведы, однако, считают поздний период его творчества менее значимым, чем ранний, когда он создавал свои беспощадные шедевры на злобу дня.
В 1969 Отто Дикс умер. Многочисленные выставки его работ в Германии и в других странах свидетельствуют о его неизменной популярности и поныне. Новое тому доказательство — выставка «Отто Дикс: злой взгляд» (Otto Dix – Der böse Blick), которая проходит сейчас в Дюссельдорфе.
Приложения
Библиография
- Источники
- Dictionary Bénézit , критический и документальный словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов всех времен и стран , Vol. 4, выпуски Gründ,Январь 1999 г., 13440 с. ( ISBN 2-7000-3014-1 ) , стр. 610-612.
- Отто Дикс ( пер. Катрин Тесье), Отто Дикс. Письма и рисунки , Cabris, Франция, Éditions Sulliver ,2010 г., 288 с. ( ISBN 978-2-35122-067-2 ).
- Серж Сабарский (перевод канала Дени-Армана), Отто Дикс , Париж, Гершер, 1992, 263 с.
- Идти глубже
- (ru) Отто Дикс. Рисунки из одной войны в другую , каталог выставки в Центре Жоржа-Помпиду, Париж, Галлимар, 2003, 157 с. ( ISBN ) .
- (фр) Отто Дикс, Метрополис , каталог выставки Fondation Maeght, Сен-Поль-де-Ванс.
- (фр) Ева Каршер, Отто Дикс (1891-1969) «Я стану знаменитым или меня будут ненавидеть» , Кёльн, Ташен, 1992 (тростник), 216 с.
- en) фовисты и экспрессионисты : от Ван Донгена до Отто Дикса , Хазан, Париж; Musée Marmottan-Monet, 2009 ( ISBN 978-2-7541-0415-9 ) , каталог выставки, организованной вокруг картин из коллекции музея фон дер Хейдта, Вупперталь (Германия).
- (en) Отто Дикс и алтарь Изенхайма , Хазан, 2016, 264 с. ( ISBN 978-2754109581 ) , каталог выставки в музее Унтерлинден в Кольмаре.
- (Автор) Ева Карчер, Отто Дикс, 1891-1969. Leben und Werk , Кельн, 1988.
- ( Авторы ) Флориан Карш, Отто Дикс. Das graphische Werk , Ганновер, 1970.
- ( Авторы ) Фриц Лёффлер, Отто Дикс. Leben und Werk , Дрезден, 1977.
- (де) Фриц Лёффлер, Отто Дикс 1891-1969 , uvre der Gemälde, Recklinghausen, 1981.
- ( Авторы ) Фриц Лёффлер, Отто Дикс. Bilder zur Bibel , Берлин, Union Verlag, 1986.
- ( Авторы ) Ульрике Лоренц, Отто Дикс. Das Werkverzeichnis der Zeichnungen und Pastelle , Веймар.
- (де) Ульрике Лоренц, « Десять до десяти». Das Jugend- und Frühwerk 1909-1914 , Йена, Гло, 2000.
- (де) Каталог выставки, Galerie der Stadt Stuttgart, Nationalgalerie, Berlin, 1991.
- (де) Сюзе Пфеффле, Отто Дикс. Werkverzeichnis der Aquarelle und Gouachen , Штутгарт, 1991.
- (де) Дитер Шмидт, Отто Дикс им Селбстбильднис , Берлин, 1981.
- (де) Дитрих Шуберт, Отто Дикс. Der Krieg. 50 Radierungen von 1924 , Марбург, Йонас Верлаг, 2002.
- (де) Биргит Шварц, Гросштадт , Франкфурт, 1993.
Фильмография
Otto Dix: Живописец в глазах мира , немецкого документального фильма режиссера по Райнер Морице и выпущен в 1989 году .
биография
Портрет Хьюго Эрфурта (около 1933 г.).
Отто Дикс происходил из рабочего класса (его отец, Франц Дикс, работал на железной шахте), но художественное образование получил от своей матери, Полины Луизы Дикс, которая интересовалась музыкой и живописью. Взяв уроки у учителя рисования Эрнста Шунке в юности, Отто Дикс брал уроки в Гере с по 1909 год у Карла Зенффа , который сомневался в будущем своего ученика как художника. Стипендия предоставляется Князем Ройсса позволила ему войти в школу прикладных искусств в Дрездене , где он учился между и . Иоганн Николаус Тюрк и Рихард Гур — среди его учителей. Дикс попробует себя в кубизме , футуризме, а позже и в дадаизме .
Когда началась война, его призвали на всеобщую мобилизацию и отправили в тренировочный лагерь. Его обучение длилось «на удивление долго», что позволило ему продолжить творческую деятельность — Отто Дикса отправили на фронт только осенью 1915 года, потому что он вызвался добровольцем. В следующем году он прошел обучение на пулеметчика и принял участие в многочисленных кампаниях в Шампани, Сомме или России, откуда он вышел живым, несмотря на несколько травм. Затем он имел в виду образы ужаса, которые он пытался забыть во время рисования, как показали The Skat Players в 1920 году.
Его самый успешный свидетель работы подшипника с травматическим опытом войны является портфелем из пятидесяти гравюр , Der Krieg , опубликованный в 1924 г. Он будет говорить об этом опыте следующим образом :
С 1919 по 1922 год он также учился в Дюссельдорфе , прежде чем присоединиться к реалистическому и сатирическому движению Neue Sachlichkeit (Новая объективность) . Затем он преподавал изобразительное искусство в Дрездене с 1927 года.
В июне-июле 1929 года он принял участие в выставке современных немецких художников-граверов, организованной в Париже в Национальной библиотеке, и представил офорты « Художники» , « Портрет художника» и « Портрет мужчины», а также литографию « Портрет женщины» .
При нацистском режиме
После захвата власти нацистами в году Отто Дикс, тогда еще преподававший в университете, был одним из первых учителей искусств, которых уволили, преследовали за то, что национал-социалисты считали его «большевиком культуры». В том же году под угрозой тюрьмы и лагеря для интернированных он начал « внутреннюю эмиграцию » на юго-западе Германии (в Рандегге в 1933 году , затем в Хемменхофене в 1936 году ), недалеко от Боденского озера , где он начал писать пейзажи.
В году нацисты объявили его работы «дегенеративными» . 170 из них изъяты из музеев, некоторые сожжены; другие экспонируются на нацистской выставке « Дегенеративное искусство » ( Entartete Kunst ). Например, он написал холст « Транше» в 1923 году ; объявлено «дегенеративным искусством», вероятно, оно было уничтожено нацистами. Он также написал свой триптих La Guerre между и 1931 годами . Цель этой работы — не вызвать тревогу или панику, а «просто передать знания об ужасной природе войны, пробудить силы, предназначенные для ее отражения» . Этот триптих, рассматриваемый как продолжение предыдущей картины, был показан только один раз на выставке в Берлине в 1938 году ; затем он был запрещен нацистскими властями.
В году Отто Дикс был арестован гестапо и заключен в тюрьму на две недели . В это непростое время по заказу пивоварни Köstritz он написал изображение святого Христофора в стиле великих мастеров .
Он участвовал по долгу службы во Второй мировой войне . Он служил на Западном фронте в — . Он был взят в плен в Эльзасе французами.
С послевоенного периода до самой смерти
В конце войны и до самой смерти Дикс отошел от новых немецких художественных течений. Он не отождествляет себя ни с модным в Германской Демократической Республике соцреализмом , ни с послевоенным искусством Федеративной Республики Германии . Однако он получает высокие награды и почетные звания от этих двух государств.
- : кавалер ордена за заслуги перед Федеративной Республикой Германия ( Großes Bundesverdienstkreuz ).
- : Приз Lichtwark ( Lichtwark-Preis ) в Гамбурге
- : Приз Мартина-Андерсена-Нексё ( Martin-Andersen-Nexö-Preis ) в Дрездене
- : Премия Рембрандта ( Rembrandt-Preis ) в Зальцбурге
Отто Дикс умирает 25 июля 1969 г.в Зингене , недалеко от Констанца , после сердечного приступа . Его могила находится на кладбище Хемменхофен .
Интересные факты из жизни художника Дикса
- В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.
- «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) — это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.
- Его могила находится в Hemmenhofen.
- «Я стану либо известным, либо печально известным«, — однажды сказал еще молодой Отто Дикс. Он стал и тем и другим .Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире. К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное. После войны о нем практически забыли. Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы безвестности.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, art-drawing.ru.
Portrait of the Dancer Anita Berber, 1925
1925 veil
Mother and Eva, 1935.
Masks as Ruins, 1946.
Dr. Hans Koch, the Dermatologist and Urologist, 1921
Примечания и ссылки
- ↑ и .
- ↑ и
- Рене Эдуард-Жозеф, Биографический словарь современных художников , том 1, AE, Art & Édition, 1930, стр. 416
- Серж Сабарский, стр. 26 и 28.
- Серж Сабарский, стр. 21 .
- ↑ и Жан-Луи Ферье , Приключение искусства в XX — го века , Editions дю CHENE1999 г., 1005 с. ( ISBN 2-84277-464-7 ) , стр. 162, 251.
- ↑ и Выставка в Лувре, « Из Германии 1800-1939, от Фридриха до Бекмана », Dossier de l’art , vol. Специальный выпуск, п о 205,Март 2013 г., п. 18, 72-74.
- Дитмар Эльгер , Экспрессионизм: немецкая художественная революция , Taschen ,2007 г., 256 с. ( ISBN 978-3-8228-3185-4 ) , стр. 214.
- ↑ и Райнальд Гроссханс , Gemäldegalerie Berlin: Guide , Prestel Verlag, Мюнхен,2002 г.( ISBN 3-7913-2058-0 ) , стр.53, 56, 57.
- Франсуаза Monnin, » Новый Центр Помпиду «, Muséart , п о 98,Декабрь 1999 г., стр. 46.
- ↑ и (де) Георг-В. Költzsch , Phoenix Folkwang: Die Meisterwerke , Dumont,2002 г., 155 с. ( ISBN 3-8321-4994-5 ) , стр. 109, 154.
- История живописи: От Возрождения до наших дней до наших дней , Грюнд ,1995 г., 128 с. ( ISBN 2-7000-2151-7 ) , стр. 101.
- Стефано Дзуффи , Портрет , Галлимар ,2001 г.( ISBN 2-07-011700-6 ) , стр. 212.
- (in) Дженнифер Нокс Уайт , Таннхаузер: Коллекция Таннхаузера музея Гуггенхайма, Музей Гуггенхайма,2001 г., 319 с. ( ISBN 0-89207-240-7 ) , стр. 12.
- Выставка в Лувре, « Из Германии 1800-1939, от Фридриха до Бекмана », Dossier de l’art , vol. Специальный выпуск, п о 205,Март 2013 г., стр.10.
- Одновременно с фотографиями войны, найденными Дирком Брекманом .
- Lempertz Kunsthaus, Die 900. Auktionen , Кельн, 2007.
Смысл картин Отто Дикса
Все работы наполнял глубоким смыслом художник Отто Дикс. Картины, написанные им, передают глубокий смысл, вскрывая социальные проблемы. Так, например, когда он изображает войну, то мы видим ужас на лицах и ошметки тел на земле. На городских картинах показаны преступления и разврат бывших солдат, потерявших себя. Улицы полны проституток, мать и дитя предстают тощими от голода, кругом царит беспросветность. Именно такими и были эти города после проигранной войны, но никто не хотел обращать на это внимания, все старались забыть о том, что их окружает. Отто же стремился запечатлеть все эти образы. Возможно, нарисованы они не очень реалистично, но именно оттого и вызывают они более сильные эмоции у зрителей.
Не будь как Гитлер
Адекватный человек при столкновении с чем-либо непонятным либо пытается в этом разобраться, либо выкидывает это из головы. А не придумывает заговоры Ротшильдов-Рокфеллеров-кровавой гэбни, и не призывает это непонятное сжечь, запретить, посадить в тюрьму.
Отто Дикс. «Портрет журналистки Сильвии фон Харден», 1926
Итак, причисление художника к «дегенеративному искусству» стало своего рода почетной медалью.
Если художник попал на ту выставку — это, скорее всего, значит, что сегодня, по прошествии 80 лет, его считают весьма крутым. (В ту эпоху это, правда, значило, что его картины сожгут, а сам он может попасть в концентрационный лагерь, если еврей, или в психушку просто так).
Так что, во-первых, не говорите о картинах, которые вам не нравятся, и которые вы не понимаете, что это дегенеративное искусство/искусство дегенератов, потому что это не ругательство, а исторический термин, и не надо его употреблять с ошибкой.
Johannes Molzahn, Neues Land, 1920
А во-вторых, просто никогда не оскорбляйте картины и художников (а также спектакли, фильмы, режиссеров и музыкантов), которые вам не нравятся, и которых вы не понимаете.
Нормальный человек просто говорит «мне это не нравится. Я этого не понимаю». Испытываешь рвотные позывы при взгляде на картину? Зачем об этом сообщать вслух? Всем окружающим по фигу.
Нет, на самом деле даже не пофиг. На самом деле людям неприятно узнать об этих твоих физиологических ощущениях — и это очевидно. Мы в приличном обществе живем: нельзя какать на улицах, писать посреди тротуара, блевать во время разговора. При высказывании своих ощущений от произведения искусства приличный человек тоже остается в рамках определенного словарного запаса и уровня эмоциональной напряженности. Не нравится, и негативный отзыв прямо-таки рвется из глубин души? Не будь животным, сформулируй умными словами причину своего негатива.
Ну и в-третьих. К примеру: кто такой «дегенерат»? Это существо, у которого такая мутация, что он уже не принадлежит к своему биологическому стандарту. Инвалид, грубо говоря.
Ну и что? Предположим, что ты прав, что человек, написавший эту картину, реально дегенерат, со справкой от врача.
Когда ты, комментатор, пишешь про его творчество какую-нибудь подобную гадость с оскорблением, то со стороны ты выглядишь как глубокий моральный ублюдок, который показывает пальцем на инвалида и орет «гы-гы-гы, он хромает!». Мы живем в обществе, мы не пещерные люди. Слава богу, уже выработан определенный свод правил, общепринятая гуманистическая мораль. И грешно смеяться над больными людьми. Потому что от этого, как показал ужасный ХХ век, так близко до того, чтобы призывать их стерилизовать, а еще лучше сжигать в газовых печах…
Творческие периоды
Пожалуй, порой бывает сложно определить, к какому именно направлению относится та или иная работа Дикса. Можно сказать одно: экспрессионизм и авангардизм присутствовали в его творчестве практически всегда. Порой к ним примешивались элементы реализма («Автопортрет с музой») или кубизма («Продавец спичек»).
Смотреть галерею
Направление новой вещественности, которым в 20-30 гг. ХХ в. увлекались художники-экспрессионисты, захватило и Отто Дикса. Коллеги и ценители искусства всегда поддерживали его. Художники-экспрессионисты того времени хоть и писали в том же жанре, однако делали это не с таким выражением, поэтому Отто выделялся среди них.
После отстранения от дел художник стал писать на религиозную тему. Именно в этот период Дикс создал одну из выдающихся своих картин — «7 смертных грехов».
После Второй мировой войны Отто Дикс уже отказался от абстракционизма и социальной тематики, продолжив, однако, придерживаться экспрессионизма, как в ранних своих работах. В основном теперь его полотна изображали пейзажи и религиозные сюжеты. Как говорил художник, его интересовало не столько то, как он изображает картину, сколько то, что на ней нарисовано и какой смысл она несет. Его экспрессионистские картины на самом деле можно назвать очень эмоциональными, причем они захватывают дух даже у непрофессионалов.
Смотреть галерею
Биография Отто Дикса
Вильгельм Генрих Отто Дикс — художник, причем один из самых талантливых, однако незаслуженно забытых. Его жизнь была не менее увлекательной, чем искусство, поэтому сейчас о нем пишут все больше.
Отто родился в 1891 году в Германии, где и прожил всю свою жизнь. Он был из семьи рабочего, но смог пойти в Академию художеств, в которой впервые проникся экспрессионизмом. Авангардная живопись произвела сильное впечатление на молодого художника, и он посвятил свою жизнь именно ей.
Когда началась Первая мировая война, то Дикс испытал очень многое. Добровольцем отправился на войну Отто Дикс. Художник смог вынести из нее по-настоящему ценный опыт. За те годы он создал около 600 рисунков, которые показывали все ужасы войны. За это и раскритиковали юного талантливого человека, ведь должно изображать на войне героев, а не людей.
Смотреть галерею
В личной жизни художник был постоянен: он довольно рано женился и воспитывал пятерых детей. Семья всегда поддерживала художника, даже в периоды, когда власть его не принимала.
Творчество художника
Учился в дрезденской (1910-22; преподавал там же в 1927-33) и дюссельдорфской (1922-25) АХ, был членом ряда прогрессивных объединений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Диксе чувство неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В 20-х гг. идущие отэкспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос («Мать с ребёнком», 1921,триптих «Война», 1929-30, — все в Картинной галерее, Дрезден).
Преследовался при фашистском режиме. В 30-х гг. Дикс широко использовал символику, сюжеты и стилистические приёмы немецкой и нидерландской живописи XV-XVI вв., а со второй половины 40-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работал в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антивоенные произведения Дикса, впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был (антифашистские аллегории «Се человек», 1949, и др.; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Дикс — мастер островыразительного, подчас резкого по характеристике портрета («Марианна Фогельзанг», 1931, Национальная галерея, Берлин).
Избранные работы
- 1914: Selbstbildnis mit Artillerie-Helm на спине Selbstbildnis als Soldat ( Автопортрет в образе солдата ), Художественный музей Штутгарта
- 1914: артиллерия , Художественный музей ( Дюссельдорф )
- 1914: Автопортрет с гвоздикой , масло на картоне (74 × 49 см ), Детройтский институт искусств.
- 1915: Автопортрет на Марсе ( Selbstbildnis als Mars ), Haus der Heimat (Freital)
- 1915: Умирающий воин , картон, масло (68 × 54 см ), Haus der Heimat (Фрайталь)
- 1919: Женщина Луны , Neue Nationalgalerie (Берлин)
- 1920: Prager Straße ( Пражская улица ), Художественный музей Штутгарта
- 1920: Die Skatspieler или Kartenspielende Kriegskrüppel ( Игроки на скатах ), масло и коллаж (110 × 87 см ), Neue Nationalgalerie (Берлин)
- 1920: Streichholzhändler I , Staatliche Museen Preussischer Kulturbesitz (Берлин)
- 1920: Сувенир из Зеркального зала в Брюсселе , Центр Помпиду (Париж)
- 1921: Bildnis der Eltern , Художественный музей (Базель)
- 1921: Bildnis des Dr.Hans Koch , Музей Людвига ( Кельн )
- 1921-1922: Рабочий 1922 — An die Schönheit , Музей фон дер Хейдта ( Вупперталь )
- 1922: Vorstadtszene , Музей Людвига ( Кельн )
- 1922: Le Port Oriental , частная коллекция, выставка в Страсбурге, ярмарка современного искусства вЯнварь 1977 г.
- 1923: Бильднис Карл Кралль , Музей фон дер Хейдта (Вупперталь)
- 1923: Bildnis Frau Martha Dix I , Художественный музей Штутгарта
- 1923: Mädchen mit rosa Bluse , Музей Людвига ( Кельн )
- 1923: Bildnis Frau Dr. Koch , Музей Людвига ( Кельн )
- 1923: Schützengraben , исчезновение картины
- 1924: Der Krieg (серия из пятидесяти офортов ), в частности, в Кунстхалле в Гамбурге (в Kupferstichkabinett ) и в Историческом здании Гранд Герр в Перонне ( Сомма ).
- 1924: Die Eltern des Künstlers II , Музей Шпренгеля (Ганновер)
- 1924: Портрет Йоханны Эй , Художественный музей (Дюссельдорф)
- 1924: Нелли в цветах , Музей Фолькванг (Эссен)
- 1924: Родители художника , Музей Шпренгеля (Ганновер)
- 1925: Bildnis der Tänzerin Анита Бербер , Художественный музей Штутгарта
- 1925: Три проститутки на улице , частная коллекция (Гамбург)
- 1926: Портрет журналистки Сильвии фон Харден ( Porträt der Journalistin Sylvia von Harden ), Центр Помпиду (Париж)
- 1926: Торговец произведениями искусства Альфред Флехтейм ( Der Kunsthändler Alfred Flechtheim ), Новая национальная галерея (Берлин)
- 1926: Der Streichholzhändler II , Кунстхалле Мангейм
- 1926: Автопортрет у мольберта , Музей Леопольда Хёша ( Дюрен )
- 1927: Bildnis des Dichters Theodor Däubler , Музей Людвига ( Кельн )
- 1928: Триптихон Гросштадт ( Триптих большого города ), Государственная галерея (Штутгарт)
- 1928: Портрет мадам Марты Дикс , Музей фолькванг (Эссен)
- 1929-1932: Военный триптих ( Triptychon Der Krieg ), смешанная техника, дерево (центральная панель 204 × 204 см ), Galerie Neue Meister (Дрезден)
- 1931: Сельбстбильднис , Музей Людвига (Кельн)
- 1933: Семь смертных грехов ( Die sieben Todsünden ), Staatliche Kunsthalle Karlsruhe
- 1933: Die Tänzerin Tamara Danischewski , Художественный музей Штутгарта
- 1934: Der Triumph des Todes , Художественный музей Штутгарта
- 1935: Waldrand mit Buche , галерея Михаэля-Хааса (Берлин)
- 1935: Мать и Ева , Музей Фолькванг (Эссен)
- 1936: Фландрия ( Фландрия ), Новая национальная галерея (Берлин)
- 1939: Der heilige Christophorus , Отто-Дикс-Хаус (Гера)
- 1939: Пейзаж Боденского озера с радугой , темпера на дереве (66 × 85 см ), Музей дирижаблей ( Фридрихсхафен )
- 1945: Саул и Давид
- 1946: Распятие
- 1947: Selbst als Kriegsgefangener , Художественный музей Штутгарта
Определенное количество работ Отто Дикса, в том числе серия Der Krieg , выставлены в Перонне (на Сомме), в Историческом музее де ла Гранд Герр .
Успехи и неудачи в работе
В 1919 году он становится основателем Дрезденского сецессиона. В 1823 году заслужил обвинение в порнографии Отто Дикс. Художник, к счастью, легко отделался, поскольку за него заступился сам глава Академии. Тем не менее Дикс был признан обществом художников, был профессором в Дрезденской художественной академии и членом Прусской академии в Берлине. Он являлся одним из ведущих художников до прихода к власти нацистов.
В 1933 году Отто отстранили от Дрезденской академии, было запрещено выставлять его картины. Тем не менее художник не покинул страну. Во время Второй мировой войны Дикс даже был призван на фронт, хотя ему в тот момент было уже 53. Однако он больше не хотел воевать и вскоре сдался французам.
После войны Отто снова стал выставлять картины, но они не подходили ни к одному направлению того времени, хотя и получали высокие оценки. Художник прожил до 1969 года и даже в последние годы не бросил своего ремесла.
Личность человека в творчестве художника
Отношение Отто Дикса к проблемам формирования искаженной личности, к коим он прежде всего относил социальную деформацию общества, нашло свое отражение в технике рисования художника. Все фигуры в картинах Дикса диспропорциональны и искажены. Внутрення, психологическая, деформация личности показана через деформацию внешнюю, физиологическую. Для того чтобы образы были наиболее достоверны, Дикс использует особую наглядность и натурализм изображаемых объектов. Автор не пытается своими работами изменить людей — он понимает всю иллюзорность подобной затеи
Но обратить внимание общественности на негативные изменения — вот одна из из важных задач его творчества
Биография Отто Дикса
Авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гроссом Дикс был представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистскиемотивы, мучительные духовные искания.
Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.
В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван в фольксштурм.
В конце войны он был взят в плен французскими войсками; в феврале 1946 года он был освобождён.
Отто Дикс жил в годы, когда Германия представляла собой два государства: ФРГ (Федеративную Республику Германия) и ГДР (Германскую Демократическую Республику). Как в ФРГ, так и в ГДР к художнику относились с большим уважением. Хотя он жил преимущественно в ФРГ, но в ГДР бывал неоднократно, а в Дрездене у него была мастерская по адресу Кессельсдорфер-Штрассе 11.
Известные картины
Подавляющая масса картин Отто Дикса — это сюжеты о войне или городские пейзажи. Одна из самых знаменитых работ мастера называется «Большой город» (1827-1828). Этот триптих показывает бедные улицы, полные проституток и ветеранов-инвалидов. Центральное полотно занимает картина отдыха высшего света, который не знает и не думает о том, что творится за стенами их блистающей залы.
Смотреть галерею
Широко известен полиптих «Война» (1929-1932). Он изображает солдат, ратное поле, а также последствия, которые остаются после боя. Это одно из ярчайших произведений новой вещественности, что означало некоторый возврат к старым канонам. Отто рисовал полиптих даже не на полотне, а на дереве, как это делалось в былые времена.
Творчество художника
Учился в дрезденской (1910-22; преподавал там же в 1927-33) и дюссельдорфской (1922-25) АХ, был членом ряда прогрессивных объединений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Диксе чувство неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В 20-х гг. идущие отэкспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос («Мать с ребёнком», 1921,триптих «Война», 1929-30, — все в Картинной галерее, Дрезден).
Преследовался при фашистском режиме. В 30-х гг. Дикс широко использовал символику, сюжеты и стилистические приёмы немецкой и нидерландской живописи XV-XVI вв., а со второй половины 40-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работал в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антивоенные произведения Дикса, впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был (антифашистские аллегории «Се человек», 1949, и др.; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Дикс — мастер островыразительного, подчас резкого по характеристике портрета («Марианна Фогельзанг», 1931, Национальная галерея, Берлин).
Приход славы
При жизни Отто Дикс не смог снискать широкой славы ценителей. Наоборот, его не любила общественность, поскольку он изображал на своих полотнах жизнь именно такой, какая она есть. Как говорил сам художник, он стремился создать портрет эпохи без всяких прикрас и пристрастности, за что его, видимо, и невзлюбили современники, ведь их грешки оказывались раскрытыми. Тем не менее в среде художников он пользовался признанием. После Второй мировой войны его картины снова вызывали интерес, однако мировую любовь Отто получил лишь посмертно. Только тогда о нем стали говорить в широких кругах, а слава его начала быстро расти.
Судьба картин
Судьба картин Отто Дикса была печальна после прихода нацистов к власти. Так, в 1937 году 260 картин выдающегося художника преданы огню как несоответствующие моральным нормам. Однако даже без учета уничтоженных художник оставил после себя немало произведений искусства, ведь всю жизнь он занимался только живописью. Уцелевшие картины можно сейчас видеть в разных музеях по всей Германии. Так, многие выставлены в картинной галерее Дрездена, в национальной галерее в Берлине и в других местах.
Иногда находятся и новые картины, как это случилось в 2011 году, когда были обнаружены сразу 4 шедевра. Некоторые работы сегодня находятся в частных коллекциях, и их можно приобрести на аукционах.